Рейтинг: 4.3|Голосов: 3
Татьяна Суздальцева
«Все верующие и честные в Церкви с ужасом и омерзением отшатнулись от самозваных обновителей Церкви», – писал в 1920-е годы неизвестный прихожанин в своем письме, хранящемся теперь в Московском городском историческом архиве. Письмо это является ярким свидетельством настроений православных тех лет, их отношения к делам и речам обновленцев.
Рейтинг: 10|Голосов: 1
В желании обновленчества оземлить христианство, сблизить его идеалы со смешанными с грехом человеческими устремлениями – истоки ослабления церковной дисциплины в отношении постов; здесь основания для допущения к святому причащению без достодолжной подготовки, которая практикуется Православной Церковью; здесь причины вражды к институту монашества как самими принципами своего жития отрицающего идеологию обновленчества.
Рейтинг: 10|Голосов: 3
В Московском городском историческом архиве в фонде московского ставропигиального Донского монастыря находится статья неустановленного автора «Историко-канонический разбор обновленчества», относящаяся к 1925 году. Автор ее видит главный порок обновленчества в пренебрежении Священным Преданием Церкви, в отрицании его непреходящей значимости для любой исторической эпохи, в разрыве живой церковной традиции.
«В дни, когда партийное озлобление и человеконенавистничество делают такие тревожные успехи… вы покажете, что грядущее поколение нужно путем христианского воспитания подготовлять к мирной работе – единственному основанию прочного благополучия народов и государств», – говорил, обращаясь к сестрам просвещения, В.К. Саблер, обер-прокурор Синода, в речи по случаю открытия первой Ольгинской общины в 1912 году.
Игуменья Леснинского монастыря Екатерина писала: «Надвинувшиеся на Россию грозы событий заставляют меня безотлагательно ходатайствовать о восстановлении звания диаконис. Я глубоко убеждена, что, несмотря на строгие, не менее монашеских, обеты, требуемые от диаконис, множество девушек и вдовушек откликнется на призыв к новому деятельному служению Церкви и Отечеству». При этом она особо настаивала на просветительской составляющей женской диаконии. Сама игуменья Екатерина была одной из образованнейших женщин своего времени.
В дальнейшем развитии русской церковно-исторической науки направление, заданное митрополитом Евгением (Болховитиновым) и епископом Амвросием (Орнатским), имело своих замечательных последователей, среди которых архимандрит Феофан (Александров), Ю.В. Толстой, П.М. Строев и многие другие.
Рейтинг: 5.5|Голосов: 2
Крупнейшим трудом по истории Русской Церкви была «История Российской иерархии», задуманная замечательным деятелем русской церковной историографии митрополитом Евгением (Болховитиновым) и осуществленная его энергичным и деятельным помощником, префектом Новгородской семинарии иеромонахом Амвросием (Орнатским), впоследствии епископом Пензенским.
Рейтинг: 3|Голосов: 6
Публикацию подготовила Татьяна Суздальцева
17 октября 1888 года близ деревни Борки перевернулся поезд, в котором ехали император и вся его семья, но ни сам Александр III, ни кто-либо из членов августейшего семейства не пострадали. Россия была поражена случившимся: так явственно проявился в Борках Промысл Божий. Выражением глубокого потрясения благочестивой души пред явлением Божией силы стали составленные архимандритом Дионисием (Виноградовым), настоятелем можайского Лужецкого монастыря, служба и акафист Триипостасному Богу.
Рейтинг: 4.7|Голосов: 3
Суздальцева Татьяна
В июне 1706 года в Саровской пустыни была освящена первая монастырская церковь – во имя Пресвятой Богородицы, Живоносного Ее источника. С этого события ведется отсчет истории одного из самых почитаемых русских монастырей. Здесь, в Сарове, нес свой монашеский подвиг преподобный Серафим, впитавший в себя и преумноживший духовный опыт своих наставников, соподвижников, сомолитвенников и сотаинников. Жития многих из саровских пустынников хорошо известны. Но в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА) среди рукописных материалов из собрания монастыря хранятся и такие, о которых до недавнего времени мало кто знал.