Почему дети бывают жестоки?

    

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.

«Когда окружающая среда агрессивна,
то детская психика ломается»

Священник Валерий Духанин Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

***

«Если у ребенка есть все материальные блага,
но нет родительской любви, он глубоко несчастен»

Протоиерей Димитрий Смирнов Протоиерей Димитрий Смирнов
    

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.

Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.

Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.

Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.

Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец

Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.

***

«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»

Священник Сергий Белобородов с матушкой Священник Сергий Белобородов с матушкой
Священник Сергий Белобородов, клирик храма великомученика и целителя Пантелеимона при ЦКБ № 1 ОАО «РЖД»:

– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.

Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.

Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.

***

«Если с грехом не бороться, то он разрастается»

Василий и Наталья Ялтанские Василий и Наталья Ялтанские
    

Наталья Ялтанская, мама 9 детей:

– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.

В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.

Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями

Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.

Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.

Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.

Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги

Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.

***

«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»

Людмила Федоровна Ермакова Людмила Федоровна Ермакова
    

Людмила Федоровна Ермакова, православный психолог:

– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.

1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.

2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.

3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.

4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.

5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.

Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость

Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.

Подготовила Анна Ерахтина

27 мая 2015 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Родительская жестокость: реальность и подтасовки Родительская жестокость: реальность и подтасовки
Юрист-криминолог Ел. Тимошина
Родительская жестокость: реальность и подтасовки Родительская жестокость: реальность и подтасовки
Беседа с юристом и криминологом Еленой Тимошиной
Закон о профилактике семейно-бытового насилия вводит категории экономического и психологического насилия. Но подобные новшества лишь криминализируют семью и повышают риск для несовершеннолетнего стать жертвой преступления.
Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера Когда человек превращается в джокера
Почему с завидной периодичностью в течение последних десятилетий мы слышим новости о массовых расстрелах, которые происходят в цивилизованных, по всем меркам, странах? Казалось бы, уровень жизни там должен нивелировать низменные страсти, стимулируя к самосовершенствованию. Но нет — адскую жестокость можно нынче встретить в любой точке земного шара, в любой стране, в любом племени.
Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству
Интервью с подполковником Дэвидом Гроссманом, бывшим рейнджером американской армии, автором книги «Не учите наших детей убивать»
В Индии за 15 лет количество убийств на душу населения удвоилось. Удвоилось всего за 15 лет! Только представьте себе, что это значит для такой многонаселенной страны! В чем дело? А в том, что незадолго до этого в каждой индийской деревне появился телевизор, и жители стали вечерами собираться, смотреть боевики и прочую американскую дрянь.
Комментарии
Ирина10 ноября 2021, 00:32
Я не согласна с последним автором, что дело в соц.реализации женщин. Читая историю, можно узнать, что во времена тотальных семейных ценностей, когда у женщин и не было возможности реализовываться вне семьи, жестокости было больше. Больше было войн, казней, расслоения общества, преступлений. Но сейчас случаи жестокости придаются гораздо более широкой огласке, чем раньше. Детская жестокость, я считаю, передаётся исключительно из семьи. Родители агрессивны или пассивно агрессивны к ребёнку, агрессия копится внутри него и изливается во внешний мир. А позже перетекает в агрессию в отношении собственных детей. ЖЕСТОКОСТЬ-ЭТО ЗАРАЗНАЯ БОЛЕЗНЬ. И её надо лечить.
Серафима17 марта 2020, 12:46
К нам приезжает мамина подруга, у нее внук 3 года. Семья у них хорошая, крепкая, есть и папа и мама, которые живут мирно. (Правда вот мама (его) и бабушка ссорятся иногда) Ребенка водят в храм, причащают. Но он меня иногда пугает. Вроде хороший мальчик, а подойдет иногда сделает "жесткое" лицо и пытается сдавить мои щеки ноготками. Больно. Кусался пару раз. Не в истерике, и я ничего ему не делала плохого. Просто подойдет - и кусает или щипает. И лицо у него странное в это время. А в прочее время - совершенно миленький, хороший, всеми любимый. Он не понимает, что другим больно, наверное. Но откуда в трехлетнем ребенке такое на лице? (В садик не ходит) Мультики редко смотрит и только хорошие.
Любовь16 октября 2018, 13:06
а меня в 5 лет отправили в санаторий. Одну. Мама сказала что сейчас пойдёт в магазин и вернётся, попросила ждать. Я и ждала целый месяц, целыми днями сидела у окна. Перестала есть и разговаривать. До сих пор об этом помню. А сейчас самой придётся отдавать ребенка в детский сад, знаю что плохо но выхода другого нет.
Илья26 декабря 2017, 12:43
После прочтения статьи и комментариев к ней порадовался за то, что есть единомышленники по поводу вреда и ненормальности системы детских садов. Хороших детских садов по определению не бывает и отдают туда детей люди либо от безысходности, осознавая всю трагедию ситуации, либо по глупости и нерадению за детей. Настоящее воспитание может быть только в семье, в полной семье, где есть и отец и мать. Сегодня столько матерей-одиночек, что охватывает ужас. Вот результат свободолюбивой и блудной жизни. Хоть и жёстко, но к сожалению, многие из одиночек сами виновны в своём положении, ибо были чужды целомудренности. А дети страдают.
Надежда13 сентября 2016, 16:16
Выросшая без родителей, будучи студенткой института, я вышла замуж за двоюродного брата своей однокурсницы - очень понравилась ее маме, которая меня уговаривала:" Доця, послушай меня, у тебя нет родителей, выходи за него замуж, он очень хороший". Уже будучи беременной, случайно услышала разговор свекрови(царство ей небесное) с соседкой:"Вот, взяли сиротку,в порядочную семью, на улице воспитывалась, чтобы заставила и помогла ему (сыну) поступить и учиться в институте,пожили бы с годик, пусть понял бы как хлеб зарабатывать, а она, голая и наглая, взяла и забеременела"...Мое замужество - часть настоящего ада. Сын избивал родителей, меня, просто так.Я терпела все, лишь бы дочь не росла сиротой. Ушли на тот свет родители мужа, ад продолжался. Господь услышал мою отчаянную просьбу, сделать мою жизнь невыносимой, чтобы у меня хватило мужества разойтись. Спас меня батюшка, убедив, что я лишаю свою дочь детства, что так жить нельзя и надо развестись (на этом настаивала и 11-летняя дочь).Не перечислить всех испытаний свалившихся на нашу с дочерью голову. Но я все пережила и все равно убеждена, что ребенку нужны и мать, и отец. Многих усилий мне стоило постепенно убедить дочь, как это ни больно было, полюбить отца таким, какой он есть. Итог:Слава Богу у моего внука есть теперь три бабушки, два дедушки. Правда маленький внук, приехавший ко мне на лето, 5 лет, почему-то от меня к дедушке панически не хочет ехать даже на пару дней. Это надо видеть:целует мне ноги, руки, умоляет ехать с ним, говорит "я дедушку не люблю", хотя я чуть ли не каждый день ему внушаю, что дедушка его любит, скучает, плачет за ним...Может на подсознательном уровне ребенок чувствует душевную жестокость, агрессивность деда. Любовь за деньги не купишь
Людмила 1 мая 2016, 12:44
Я была и в детском саду, и в лагере, у нас не было таких ужасов, о которых здесь пишут. А вот моей доченьке очень не повезло- она очень домашняя была, но я отдала ее в сад, пошла работать. И в школе были проблемы , в колледже, и в институте. В лагере- нет. И я еще глупая и жестокая мама.
Дочку я потеряла :-( общаться со мной справедливо не хочет. Я пожинаю свои плоды. Вся моя жестокость вернулась ко мне с процентами.
Со всем, что написали батюшки- согласна - чистая правда. Помолитесь о нас, добрые люди
Елена Кащишена 7 апреля 2016, 05:47
Я сдала сына в школу в 5 лет!Как мы все теперь жалеем!Учится он нормально, но невроз страшный!Читая ету статью я поняла,что наделала!!!Прости Господи!
ekaterina19 февраля 2016, 00:29
Не можетбыть хороших садиков. Проблема столь глобальна, что все высказанное, являясь правильным, просто слова и крики душ замученных родителей. Пока другого не дано.Только молиться о бедных детках. Система страшная детсадовская. Проходила мимо садика и там мальчик лет 6-5 рассказывал грязным матом на детской площадке о тетках и дядьках. И что тут сделать можно?
Ирина19 октября 2015, 16:12
Приятно увидеть лицо Дмитрия Смирнова. Почаще выступайте на канале "СПас". Как удивительно мудро Вы все видите. Спасибо Вам за доброту, откровенность, честность и кладезь знаний.
Ирина13 июня 2015, 23:12
ТаняСем, крепитесь. Меня оставил "жених" беременную двойней, так и рожала одна, без дома и работу потеряла. Первую половину беременности поносила его, во вторую себя и переживала о его душе. Все закончилось благополучно, спустя годы испытаний мы многодетные родители и в венчанном браке, но большая работа понадобилась, покаяние, смирение... в вас большая обида говорит, верю, но вы начните с себя, мы же выбираем пап и отношения без брака. Помоги вам Господь.
А по теме статьи и жестокости скажу что больше идет из семьи, мама была жестока со мной и в школе я была жертвой, подвергалась жесткой травле... очень трудно при этом мне, уже самой будучи мамой, не быть жестокой к детям, потому родителям, каждому надо начинать с себя.
Павел 3 июня 2015, 20:03
Смотрю, что я оказался первым в начавшейся дискуссии, своего рода инициатором процесса. Теперь мне жаль об этом. Так только зло на нехороших людей будем стравливать, и больше ничего. Меня не только били взрослые в детском саду (бабушке с мамой я просто боялся об этом рассказывать, тем более что они меня туда сдали для того, чтобы я приспособился к другим детям, научился общаться, приехав в 5 лет из-за границы, и наотрез отказались забрать меня из садика), а еще и довольно жестоко воспитывали родители, так что ж мне теперь? Маму с папой забыть, что ли? Я пробовал и на них духовнику зло стравливать, он быстро запретил, тем более что их уже нет с нами. Согласен с тем, кто написал, что надо прививать детям правильное отношение к окружающему миру, это важнее. Но если детсада можно тем или иным способом избежать - лучше избежать, таково мое мнение.
Сергей31 мая 2015, 16:31
эх, все эти комментарии это, конечно, здорово. но вы умом-то хоть понимаете что НА Этом сайте они вообще не нужны. здесь-то люди, хотя бы пытаются что-то делать, матом при детях не ругаться и т.д. и на спас и, тому подобных тв, это ни к чему. где же на гос. каналах-то работа? ЗАМЕТНАЯ работа, а не 15 мин в неделю? в школах,на родительских собраниях? а не в храмах- где почти все и так всё это знают.
P.S. мне 44, и до 30ти лет мать(отец ушёл в мои три с половиной года)с учительницей первою моей- Лучшей в школе - как было заявлено(наказания в классе длились НЕДЕЛЯМИ,а то и месяцами , да- и какие перемены у малявок, вы о чём?), присоединив туда и Лучшую музыкальную учительницу, пятидневки детсада, бабушек-лишь бы взяли на выходные, а я пока отдохну... успешно ломали мне психику, просто выгоняя меня за воспитанием на улицу. и о, чудо! Сломали-таки. да-да и в дурке я бывал частым гостем... пока не разменялся с матерью. прошло 15 лет и я ни разу не лежал в дурке. но даже когда она звонит зачем-либо после минуты разговора, положив трубку я просто начинаю звереть, бухать и бесноваться. достаётся всё это жене. сам сижу и думаю: "Нужны такому дети или нет?" жену жалко.
P.S о. Димитрий,а если в лагерь отдают на год к старшим? )прощай посылки ))) и не восемь, а по двенадцать, за то, что посмел маленькую часть себе оставить... Я ВСЁ ЭТО ПОМНЮ. так-то.
София31 мая 2015, 01:36
В основном в д/с всё так, как пишет о.Дмитрий. Но если уж некуда деваться, то как-то на полдня сперва, потом заходить проверять, или доплачивать нянечке. В общем, не бросать на произвол. Если видете, что тяжело ребенку в коллективе этом, надо забирать не раздумывая.Пусть уж лучше дома сидит один, или найти другой сад. С помощью Божьей.
ТанеСем: этот путь- тяжелый путь, которым идут миллионы женщин,столкнувшись с предательством,неся на руках свое дитя. Только мужество, только вера, что Господь не оставит, спасает. Надо выжить, некоторым ещё труднее.

Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите.

Целую вас обеих.
Такая же мать-одиночка София
Катя29 мая 2015, 21:02
Еще одно дополнение: сейчас даже просмотр телевизора стал опасен, особенно различных "хроник" криминального характера и происшествий. Дети воспринимают такие новости не как что-то из ряда вон выходящее, а как норму, а у родителей, возможно, даже глаз "замылился" и не реагирует правильно на демонстрацию жестокости перед детьми.
Простите.
Катя29 мая 2015, 20:51
Спасибо за статью!
В отношении появления озлобленности у детей еще хотелось бы обратить внимание на мультфильмы, сериал про Гарри Поттера (детские фильмы советского периода сейчас забыты), агрессивные компьютерные игры и игрушки сомнительного дизайна, сейчас даже кукольных красных чертей в магазине предлагают, а также появление целого сонма так называемых подростковых и молодежных журналов порою откровенно порнографического содержания, подрывающих наши национальные устои. Это уже становится нормой и родители не хотят видеть в этом опасности. Даже выпускные балы от яслей до средней школы могут быть не всегда безобидны: девочки иной раз выглядят как какие-то ряженые ., мягко говоря.
Еще один очень важный, на мой взгляд, момент в том, что мы стали избегать называть друг друга по отчеству. Для детей это может быть сигналом относиться к людям более старшим как с своим сверстникам, то есть с потерей авторитета, со всеми вытекающими последствиями.
Ольге (00:23) священники все сделали правильно, не сомневайтесь и не вводите в соблазн других, об этом уже было несколько публикаций.
Простите.
Очень важная тема, практически о будущем народа, без пафоса.
Л.К.29 мая 2015, 19:50
Hola:
В 'Чучеле' речь не о жестокости, а о системе, в которую попадет инородное тело и разрушает саму систему. И только потому, что система сама дала себя разрушить. Это прообраз Союза. Дети в этом рассказе - лишь целевая аудитория. Хотя, признаться, я раньше тоже думала, что суть только в школьных интрижках.
Сергий28 мая 2015, 21:04
Всем противникам детских садов, хочу сказать: вы не сможете поместить своего ребенка в
«православное гетто», т.к. таких просто нет,а если и есть православные гимназии, о которых говорил о. Валерий, то он, из скромности, умолчал о стоимости обучения в них. Если вы думаете, что «убережете» свое чадо от жестокости, воспитывая его дома, то хочу сразу огорчить - вырастут хлюпики или эгоисты, т.к. в наших семьях один-максимум два ребенка. Задача родителей не оградить от мира, а научить давать правильную оценку тем или иным событиям. Светильник не запирают, он должен светить всему миру. Мы и наши дети должны стать примером жизни по Евангельским заповедям для остальных.
Наталия28 мая 2015, 19:12
Для ТаняСем.
Может быть мой совет Вам будет немного полезен. Если ребенок пожаловался на что либо подобное, отнеситесь внимательно, не пускайте ситуацию на самотек. Время от времени задавайте вопросы о взаимоотношениях со сверстниками, особенно в новом коллективе, на тот случай, если при самой настоящей травле у ребенка даже язык не поворачивается сказать родителям о том, что с ними происходит и он делает изо всех сил вид, что все в порядке. Помоги Вам Господи!
Hola28 мая 2015, 17:26
/Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой»/
Вовсе нет, просто это не демонстрировалось так явно, вспомните фильм "Чучело"
самый плохой комментарий - у психолога.
остальным - большой спасибо, особенно о. Дмитрию, кто помнит о том, что у ребенка обязательно должен быть отец
ольга28 мая 2015, 16:56
что делать тем матерям которых мужья бросают и которые вынуждены мало того что бороться за существование а еще и бороться с собственным чувством униженности и при этом как объяснить ребенку: за что нас бросил отец? А отец (царствие ему небесное!Спаси Господи его душу!) моей дочери бросил нас не объяснив причин, отчим, который воспитывал ее с шести лет, и с которым мы прожили прекрасные двенадцать лет, ушел несколько месяцев назад к более молодой женщине. Сейчас я борюсь в буквальном смысле за душевное здоровье своей дочери, переживая и скрывая от дочери собственную душевную боль, которая по вечерам доводит до, буквально звериного состояния. Безусловно, сейчас я "на плаву" только благодаря помощи Господа, Богородицы, Святых заступников духовника и многих моих знакомых священнослужителей, которые помогают молитвой и советами. Только по милости Божьей и при помощи Таинств я живу. Но дочери сложно. Она не воцерковлена и озлоблена. Понимаю, что главная моя задача воспитать ее в православной вере. Но таких как я миллионы! и за оградой церкви! Что делать нам?
ТаняСем28 мая 2015, 13:58
А что делать,если родитель один и работа-это единственный кусок хлеба (в моем варианте,я-мать одиночка),а сейчас на любой работе работаешь за троих до поздна а получаешь три копейки-условия такие,и дочку 4-х лет не с кем оставить?Это хорошо говорить,когда есть возможность посидеть дома,а если нет?....И еще очень огорчило высказывание прот.Димитрия Смирнова про "однодетность,которая рождает несчастье" и про отсутствие отца в семье,ведь это все очень индивидуально,например в моем случае,если человек исчез,узнав о беременности и до сих пор не общается со мной,только мама его пожилая посильно учавствует в нас,за что ей низкий поклон,а человек живет себе спокойно и не парится,один раз в год смс пришлет на день рождения и все,вот как это?чтож бегать за ним и умолять его-будь отцом своей дочери?Простите меня,грешную,если обидела,но это для меня очень важная и больная тема!Умудри нас,Господи!
Арина28 мая 2015, 12:59
Система детских садов и пионерских лагерей не совершенна. Без людей она вовсе мертва как всякий инструмент без человека. Только люди определяют, на добро или зло будет он употреблен. Мне довелось быть и в саду, и в лагере. Слава Богу, там были такие нянечки, воспитатели, вожатые, педагоги, что воспоминания до сих пор только наилучшие. Верховодят злые и порочные там, где ничто не объединяет детей, нет общего дела, где праздность. У нас возможно тоже были такие, только созданные взрослыми условия не позволяли им цвести пышным цветом. Мы даже не подозревали об их существовании, мы были слишком заняты, чтобы тратить время на удовлетворение чьих-то порочных амбиций.
В отношении проявлений жестокости полностью согласна с мамой 9 детей.
Да еще крошке сыну в современном мире слишком мало объясняют, что такое хорошо и что такое плохо. Дома еще пытаются, а в любом собрании индивидуальностей (коллективом назвать невозможно, нет их, в лучшем случае сами же употребляют слово "команда") ничто не стыдно, все позволено, ни царь, ни Бог не указ. Сосуществуют по закону джунглей, каждый сам за себя, возвышаются не за счет своих знаний и опыта, а единственно утопив "конкурента" во лжи и клевете, "коллективизм" срабатывает только при общей травле.
А дети просто копируют безальтернативную модель поведения взрослых. Надо больше хороших примеров показывать.
Наталья28 мая 2015, 12:49
Я думаю, что многое зависит от учебного заведения, садика. У меня остались самые светлые воспоминания как о садике, так и о воспитательнице, я с нетерпением ждала понедельника, чтобы снова туда пойти. Среди детей не было жестокости, мы дружили и весело проводили время. Это правда было в далеких 70-х. Я думаю, что родителям надо очень внимательно подбирать детскую структуру, не все садики плохие, как собственно и школы. Со школами еще труднее. Про летние лагеря я с вами полностью согласна. Там не возможно контролировать среду в которую попадает ребенок. Вожатые тоже часто случайные люди, или сомнительной нравственности молодежь. У ребенка к тому же нет времени за смену адаптироваться к совершенно незнакомым людям, это источник страдания и борьбы за выживание. Даже в православных лагерях некоторые дети ругаются матом, если они из простых и не очень воцерковленных семей.
Лариса Воронина28 мая 2015, 11:26
Дети изначально эгоисты, а родители и окружающая среда либо пресекает этот эгоизм, либо подпитывает. У одной моей знакомой маленькая девочка трех лет избивала других детей. Мать бросалась спасать жертву дочери, но при этом сама сносила всех на своём пути. Нельзя сказать, что она не уделяла ребенку внимание, да только это внимание было направлено против окружающих.

Помню, в советские времена нас воспитывали коллективистами, а сейчас растут и растят индивидуалисты. Что мы еще ожидаем? Лечим симптомы, но не болезнь.
Ольга27 мая 2015, 23:23
Спасибо батюшкам за поднятую и очень злободневную тему. Согласна, что дети несут все свое доброе и не доброе отношение к сверстникам, взрослым и миру из семьи.. Но как быть в ситуации, когда ты православный и деток воспитываешь в духе церкви, а значит в духе любви, встречаешься с нетерпимым отношением клира к детям, а значит и семьи?! У нас какая то иродова ситуация на приходе в Эмиратах. По негласному приказу настоятеля во время Литургиии детям в храме находиться нельзя, только к причастию! Не дай Бог какой малыш расплачется - Литургия прерывается, настоятель ( даже из Алтаря) выходит и грознораздраженно просит вывести ребенка! Евангилие нас такому отношению к детям разве учит? А молодой иерей ( год как семинарию окончил)- папа двоих малышей и духовник воскресной школы, на глазах всего прихода, во время проповеди другого священника, за шаловливость- пронес своего четырехлетнего сына за ухо от солеи до притвора. Стояла и думала: о какой любви к детям вообще может говорить этот папа священник , если своего ребенка с такой жестокостью воспитывает? Социум, школы, садики - влияние на наших детей и проблемы в них обьяснимы и многим понятны. А как обьяснять отторжение детей в храме и двуличие таких пастырей учителей нашим детям- не понятно.
Ольга27 мая 2015, 19:35
Меня вот тоже родители отправляли в пионерский лагерь. Мне уже немало лет, а я до сих пор помню этот ужас. Верховодили злые, наглые и уже развращенные в свои 10-12 дети. Воспитатели и вожатые, мягко говоря, не стремились вникать в детские взаимоотношения. Считаю, что нельзя отрывать детей от родителей под предлогом отдыха, будь это замечательный санаторий или оздоровительный лагерь - последствия для психики и нравственности ребенка могут оказаться непредсказуемыми.
Павел27 мая 2015, 14:20
Неожиданность - встретить единомышленника в вопросе о детских садах в лице столь авторитетной личности, как прот.Димитрий Смирнов. Да не просто единомышленника - сотоварища по детской беде. Мне тоже в детском садике еще как досталось. Давно решил, что своих детей в детский сад никогда не отдам. Там кроется одна из причин детской жестокости. Рано помещать ребенка почти на весь день в коллектив сверстников в 4-5 лет, слишком рано!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×