Православный календарьПравославный календарь
Война, ГУЛАГ и радость в жизни поэта Николая Домовитова
Марина Бирюкова
Лагерные стихи Домовитова – о надежде, которая не умирает, даже когда умер уже расстрелянный, и о совести, которая станет личным трибуналом для палачей.
Первая встреча со старцем Паисием
Митр. Лимасольский Афанасий
И вдруг старец мне говорит: «Ты из нашего рода». – А я ему: «Геронда, вы из Кипра?» – Он мне: «Бестолковый».
«Чтение становится элитарной деятельностью»
Людмила Мосунова
Хорошая книга дает возможность прожить то, что ты никогда не проживешь в жизни.
«Для того мы и существуем на этом свете, чтобы делать как можно больше добра»
Воспоминания монахинь о прп. Гаврииле (Ургебадзе)
Увидев его, поняла сразу, что он знает все обо мне и мне нечего объяснять.
«Я всегда очень боялся, что один из них умрет»
Елена Кучеренко
Иван как будто бы куда-то спешил и боялся потерять даже секунды на этом своем пути. Каждый день жил как последний.
«Трудности нас закаляли и укрепляли в вере»
О войне, гонениях на Церковь и вере в советское время
После уроков меня задержала пионервожатая, говорит: «Когда прекратишь в храм ходить?» А я отвечаю: «Как начал ходить – так и буду».
Разрушить семью ради правильного воспитания детей
Анна Сапрыкина
Первый и главный педагогический рецепт – заботиться о браке, строить и беречь любовь и единодушие в отношениях между мужем и женой.
«Неполезно, когда священник скрывает проблемы на приходе и задабривает архиерея»
Еп. Штутгартский Иов
Мы в Зарубежной Церкви всегда жили вместе: украинцы, белорусы, русские. И сейчас, слава Богу, удается поддерживать эти теплые отношения.
«Молчание, зовущее горé»
Иером. Пафнутий (Фокин)
По его кончине братии открылось много тайных подвигов старца, о которых они ранее и не догадывались.
Крымские священники посетили Византию
Репортаж из Крыма (+ФОТО +ВИДЕО)
Посетители смогут стать не только зрителями, но и участниками всех важнейших событий истории Крыма и Новороссии.

Комментарий митрополита Климента, Управляющего делами Московской Патриархии, члена Общественной палаты РФ, к вопросу об изучении религиозной культуры в системе образования

27 ноября состоялось заседание Общественной палаты РФ, на котором обсуждался вопрос изучения религиозной культуры в системе образования. По итогам заседания выработаны рекомендации Министерству образования и науки, согласно которым «добровольность и возможность выбора должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или религиозной культуры».

В России 60% населения хотят, чтобы «Основы православной культуры» были введены в образовательный процесс. Общественная палата также поддерживает необходимость введения данного курса, и это неоднократно подчеркивалось на заседаниях трех комиссий. Но добровольность, возможность выбора и многообразие должны быть основными принципами при изучении в государственной школе той или иной религиозной культуры.

Общественная палата считает, что в Российской Федерации проживают представители многих национальностей, религий и мировоззренческих групп. Все они имеют равные права на реализацию своих образовательных потребностей в государственной и муниципальной системе образования. Если говорить о Православной Церкви, то она не навязывает преподавание «Основ православной культуры» тем, кто придерживается иных мировоззренческих взглядов, и Святейший Патриарх неоднократно подчеркивал это. Но Церковь, как любящая мать, печется о своих пасомых, и в этом смысле радеет о том, чтобы государство давало им возможность изучать именно «Основы православной культуры». Безусловно, в Татарстане или других регионах, где население в религиозном отношении смешано, должен быть свой подход в преподавании «Основ православной культуры».

Но, по мнению Общественной палаты, следует зафиксировать обязанность образовательного учреждения по заявлению родителей (законных представителей) заменять такие учебные курсы другими по выбору. Также целесообразно предусмотреть, чтобы для тех, кто отказался от изучения курсов религиозной культуры, в это же учебное время было организовано изучение философско-этических, философско-культурологических предметов: этика, история этики, философская культура и этика и т.п., формирующих нравственную культуру человека на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов, но в соответствии с традиционной культурой нашей страны.

Поэтому на заседании Общественной палаты говорилось о введении регионального предмета «Духовная культура и этика», в рамках которого будут преподаваться: для православных - «Основы православной культуры», для исповедующих ислам - «Основы исламской культуры», для буддистов - «Основы буддийской культуры», а для тех, кто отказался от подобных курсов, как говорилось выше, философско-культурологическая дисциплина.

В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации рекомендуется принять следующие меры: с участием специалистов научных центров обобщить опыт введения в государственных и муниципальных общественных учреждениях курсов религиозной культуры, а также философско-религиоведческих предметов, и оценить соотношение образовательных запросов на изучение курсов религиозной культуры разных конфессий и курсов философского религиоведения на нерелигиозной мировоззренческой основе со стороны граждан, соответствующих мировоззренческих групп в обществе.

Следует также разработать и направить в регионы информационно-методический материал по вопросам организации преподавания в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях религиозно-культорологических, философско-религиоведческих и иных мировоззренческих учебных курсов. Данный материал должен содержать единые правила организации преподавания подобных курсов, «направленных на духовно-нравственное становление личности ребенка, формирование мировоззренческой, этнокультурной и этноконфессиональной идентичности учащихся».

Еще одним важным решением стала инициатива выйти «с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религии в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций».

В европейских странах, где Церковь также отделена от государства, существует несколько подходов к преподаванию в государственных общеобразовательных учреждениях знаний о религии. В большинстве стран в школах официально (конституционно, специальным законом или распоряжением органа управления образования) введен и реализуется самими школами курс обучения религии, обязательный для всех учащихся. При этом может быть предоставлена возможность замены данного курса на предмет иной конфессиональной направленности или этическую дисциплину. В качестве примеров можно привести Германию, Финляндию, Великобританию, Бельгию, Грецию, Ирландию, Польшу, Эстонию, Турцию.

Мне кажется, мы должны выработать свою систему, основываясь на нашем менталитете и особенностях российского сознания, но духовно-нравственный компонент общего среднего образования необходим для полноценного развития личности, воспитания нравственности, правосознания, ответственного и безопасного поведения школьников.

Служба коммуникации ОВЦС МП

29 ноября 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×