Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Все душевные качества человеку дарованы Богом

Интервью с настоятелем храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Москве протоиереем Владимиром Тимаковым

""На вопросы нашего корреспондента, касающиеся воспитания молодежи, обучения в воскресных школах и соблюдения поста, ответил настоятель храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове (Москва) митрофорный протоиерей Владимир Тимаков.

– Многие родители, не посещающие храм, тем не менее охотно приводят детей в воскресную школу как в кружок дополнительного образования, мотивируя это тем, что дети сами выберут образ жизни. Когда вырастут. Как, по Вашему мнению, в этом случае правильно организовать образовательный процесс?

– Поведение родителей в корне неверное и даже вредное. Все душевные качества ребенку Богом дарованы в потенции. Какие качества души будут культивироваться, те и смогут достичь цветения, прочее останется не возделанным и, естественно, пребудет в эмбриональном состоянии. Посоветуйте таким родителям быть до конца последовательными: пусть не дают ребенку образования, а когда подрастет – сам выберет себе и «школу», и поприще деятельности. Вам возразят, что тогда ребенок вырастет «маугли». А вы напомните, что и Маугли воспитывался. Только у волчицы. А духовные качества без благодатного возгревания заглохнут и культивироваться будут только звериные инстинкты. Подмечено это и народной мудростью: некрещеный ребенок – бесенок!

– Как Вы относитесь к введению в современных церковных школах курсов рукопашного боя, общей физической подготовки и т. п.? Считается, что подобные занятия направлены на повышение интереса подростков к религиозному образованию.

– Общее физическое воспитание необходимо и полезно, пример – святитель Феофан Затворник. Но акцентировать подростка на рукопашный бой я бы не стал. Где гарантия, что это не перерастет в агрессивность? Оправдание духовных школ только в их указующем персте на духовные ценности и освоении их благодатной жизнью. В этом вся сила христианина: «Сия есть победа, победившая мир – вера ваша» (1 Ин. 5: 4).

– Современные дети, особенно старшего возраста, с большим неудовольствием относятся к авторитарному методу преподавания предмета учителем, который напоминает им общеобразовательную школу с необходимостью соблюдать жесткую дисциплину во время урока. Есть ли место либерализму в приходской школе?

– Подросткам, естественно, не может нравиться дисциплина, им интересен произвол. Но потворствовать им в этом, значит загубить духовное делание на корню. Бескомпромиссная дисциплина необходима, но не как палочный режим, а как увлечение подростка его интересом, которым и должен быть заполнен весь его досуг. Праздность – мать всех пороков. Заметьте еще: родители, любимые детьми, не те, которые с детей сдували пылинки и выполняли за них все работы, таковых под старость с квартиры распущенные дети, обычно, выбивают сапогами, а те, которые держали детей «в ежовых рукавицах» и тем подготавливали их к суровому жизненному поприщу. Таких родителей дети впоследствии, как правило, не знают, где и усадить, как и почтить.

– Должна ли воскресная школа давать знания того уровня, на которые затем можно опираться при поступлении в духовные семинарии и академии? Или приоритетная задача воскресной школы – широкое распространение Православия?

– В Православии наблюдается парадокс: чем строже подвиг, тем он практичнее, надежнее и скорее достигает цели. Полагаю, и в жизни воскресной школы, чем глубже и объемнее знания, тем они вернее будут способствовать не только процветанию школы, но и распространению Православия. Только при этом нужно следить, чтобы духовные дисциплины не сводились к одному знанию. У учащихся должна превалировать забота о духовном возрастании, иначе и Евангелие можно свести только к истории, тогда как оно всецело дух и жизнь.

– В воскресные школы иногда приходят дети из семей, состоящих, например, из православной жены и мужа, принадлежащего иной конфессии. Рано или поздно ребенок столкнется с разницей во взглядах членов семьи. Как предотвратить религиозный конфликт в рамках семьи?

– Забота школы должна сводиться не к заботе об избежании конфликта, а к раскрытию наличествующего в Православии духовного богатства, непреходящих ценностей. Если школа сумеет привить подростку любовь к этому, она исполнила свой долг перед Церковью. Забота же об устранении предполагаемых конфликтов не должна даже вставать перед корпорацией уже, хотя бы, потому, что «положивший руку свою на рало (плуг) и озирающийся вспять, не благонадежен для Божьего Царства» (Лк. 9: 62) Да и Христос «не мир принес на землю, но разделение» (Мф. 10: 34).

– Как Вы относитесь к участию детей в богослужении? И вообще, послушание в храме – обязательная составляющая религиозного воспитания или его нужно заслужить?

– С ранней юности я прошел иподиаконский путь, посему, не понаслышке только знаю о соблазнах, которые подстерегают прислуживающего в алтаре подростка, красующегося в стихаре, в особенности с орарем. Заслуги здесь, конечно же, имеют значение, но при условии, если они хотя отчасти сводятся к неподдельному смирению и молитве. Поэтому забота священнослужителей, их ответственность за школу состоит и в неусыпном контроле, дабы неизбежными соблазнами не культивировались эгоизм, тщеславие, угодничество, самодовольство и прочие непотребства.

– Люди часто жалуются, что постоянные прихожане православных храмов недружелюбно относятся к новым прихожанам: женщин заставляют надевать платок и длинную юбку, запрещают ходить по храму во время богослужения, разговаривать… Сектанты же, напротив, приветливы, улыбчивы, всегда готовы подсказать, что и как делать. Чем объяснить такую разницу человеку невоцерковленному?

– Ревность не по разуму у работниц храма, к прискорбию, часто проявляется часто. Настоятелям к этому следует относиться особенно внимательно – грубость нужно пресекать. Лично мне пришлось убрать двух очень ценных для храма работниц. Но и кричащий внешний вид некоторых захожалок в храме нетерпим. Обычно я сам выискиваю повод заговорить с ними, во время беседы доверительно предлагаю войти с ними в пай, чтобы приобрести, положим, столь нужное кому-нибудь платье. Если же это касается стрижки волос или непокрытой головы, то ссылкой на апостола Павла я объясняю историческую причину стрижки. Обычно это потрясает и все кончается искренними извинениями и обещаниями в будущем так не одеваться.

– В храмах, которые активно посещает молодежь, в среде молодых людей со временем естественно возникает, говоря на сленге, «тусовка». Храм становится местом не только и не столько молитвы, сколько местом приятного общения близких по интересам людей. Полезно ли такое общение?

– На «тусовках» обычно зиждутся нынешние зарубежные инославные приходы. Это, вроде бы, заманчиво и перспективно… Но слепо следовать этому не стоит. Начало сектантства, по крайней мере, в России, как раз и родилось из этой вожделенной, казалось бы, устремленности к духовному. Оставались на часок после службы для духовных бесед без пастыря, а, в конечном счете, все свелось к отвержению пастырства и Церкви. Так было у штундистов, да и у других сект. Правда, чаепитием заканчивалась праздничная служба и у митрополита Сурожского Антония (Блума). Но там всегда присутствовал он сам. Беседы же из его уст лились настолько содержательные и зажигающие, что это служило только к упрочению и процветанию прихода. Так пастырям, полагаю, можно и даже следует укреплять приходскую жизнь.

– В сознании многих, даже и церковных людей, пост ассоциируется с диетой. Какие разъяснения Вы могли бы дать по этому вопросу?

– Апостол Павел уделяет много внимания принятию пищи. Если отнестись к апостольским словам поверхностно, не вдумчиво, то можно вынести убеждение, будто и весь пост сводится к должному психологическому настрою. И действительно, нынче часто делают упор на ссылку: «пища не приближает человека к Богу и не отдаляет от Него». По отношению к идоложертвенной пище, быть может, все так и обстоит, но только при условии, если относиться к идолам как к каменным истуканам. Но ведь и сам апостол возвещает, что после Голгофы жертвы могут приноситься только бесам. Так вот, если где-нибудь в лесу доведется встретить (как это довелось видеть мне) принесенную по всем правилам сатанистами жертву, то не могу себе представить, чтобы христианин эту омерзительную скверну мог спокойно сварить и съесть. Какой здесь психологизм? Это чистейшая сатанинская скверна, темный мистицизм, к которому и прикасаться-то омерзительно, да и не безопасно.

Другой пример: современные модницы соблюдают строжайшую диету. Имеет ли это хоть какое-то отношение к посту? Никакого. Но если бы они то же самое воздержание совершали не для осиной талии, а ради и во имя Бога, то они недалеки были бы от Царствия Божия. Что здесь психологического? Ничего. Здесь уже чистейший христианский мистицизм, но он-то и дарован христианам в посте. И не для укрепления воли, а исключительно для приближения к Богу. Одинаковое деяние – и радикальная разница. Проследить это можно даже на райском состоянии.

Сказано было не вкушать от древа познания добра и зла. В Божием запрещении – весь смысл. Через своеобразный пост человек был поставлен лицом к лицу с выбором: быть ему с Богом или не быть. Выбор был сделан не в Божественную сторону – не быть! Причем выбирал не только любимый (Богом), но и любящий (Бога) человек. Ослушание совершилось посредством вкушения, через несоблюдение поста. Вот и отрицай теперь его мистическую значимость!

Не следует думать, будто ослушанием вошедшее в мир зло исчерпывалось одним нравственным аспектом. Оно гораздо глубже, идет гораздо дальше нравственной порчи людей. Ослушанием вошли в мир грех, смерть и тление.

Впрочем, на мистическую значимость поста, на его исключительность указал Сам Христос: «Сей род (бесовский) ничем не может быть изгнан, как только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

– Как Вы приучали к посту своих детей? Поделитесь отцовским опытом.

– Для семьи, в которой пост является правилом, нерушимым церковным установлением, детьми он также переживается как непререкаемый и обязательный.

– Вы опытный духовник, вот уже на протяжении 50 лет окормляете прихожан… Какие самые главные наставления Вы могли бы дать людям, собирающимся вступить на поприще святой Четыредесятницы?

– Христианином пост всегда переживается, как весна, как радость для души. (Совпадает это и с весной природной.) И это потому, что пост – не просто смена пищи, не диета, но духовное и неразрывно связанное с ним физическое упражнение, касающееся всех человеческих сил: и души, и тела. Он установлен Церковью для духовно мистического возрастания, для приближения к Богу, для встречи Пасхи не просто как грядущего праздника, а как новой жизни – во Христе. Для такого переживания Пасхи пост абсолютно необходим. Без него Пасха переживаться будет только как историческое событие.

- В этом же и пожелание к читателям: отнеситесь к посту как к такому церковному установлению, которое при строгом, ответственном и сознательном соблюдении поставит вас перед Живым Христом.

С протоиереем Владимиром Тимаковым беседовал студент II курса Сретенской Духовной Семинарии Георгий Битбунов
 

Георгий Битбунов

Протоиерей Владимир Тимаков

29 марта 2006 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 62 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Протоиерей Владимир Тимаков

Новые материалы

Выбор читателей

×