Исторический путь Православия в Латвии. X - начало XX века.

"Карта
Карта поселений на территории Латвии в XII-XIII вв.
История Православия на Прибалтийской земле являет собой пример истинно христианского пути несения веры народам, пути апостольского, когда вера распространялась только словами проповеди, постепенно возрастая и преобразуя общество.

Первые сведения о Православии в Латвии относятся к X веку. Латышские племена, стоявшие на довольно высокой ступени культуры того времени, находились в оживленных торгово-политических сношениях с соседними славянскими племенами – кривичами, северянами и другими. Латвийская земля, расположенная при море и лежащая на водном пути "из варяг в греки", всегда привлекала внимание славян как мост для торговых сношений с Западной Европой.

Латышские племена X-XI веков были еще языческими. Между тем славяне, объединяясь в отдельные княжества, приняли в 988 году христианство из Византии, быстро распространившееся по русской земле. Русские купцы везли с собой не только богатые товары.

С ними приезжали православные священники, впервые познакомившие местное население с христианством. В своих торговых пунктах славяне ставили церкви, которые посещались торговыми людьми и местным населением. Так, в описании разрушения Герсики (Ерсики) немцами Хроника Генриха Латыша говорит, что войска "взяли из церквей колокола и иконы и прочие вещи, и серебро, и золото во множестве и с собою забрали"[1]. Отсюда видно, что в Герсике была не одна, а несколько православных церквей и притом богатых.

"Надпись
Надпись из Ерсикского Евангелия 1270 года, где говорится, что написал его Гюрги (Георгий), сын попа, называемого латышом.
В XII веке латгалы талавские исповедовали Православие, и даже князь их Таливалдис был православным. Можно предположить, что в это время появились и первые священники из латышей, судя по надписи на напрестольном Евангелии, хранящемся в Румянцевском музее: "Писах же книги сия аз Гюрги, сын попов, глаголемаго латыша с городища"[2]. Надпись эта сделана в 1270 году неким Георгием, сыном попа (священника), латыша, как он сам себя именовал.

Таким образом, Православие было первым из христианских исповеданий, распространившихся в Прибалтике; причем местное население восприняло Православие не в силу какого-нибудь принуждения, а совершенно свободно, по влечению своего сердца и ума. Это подтверждает и Хроника Генриха Латыша, отмечающая терпимость полоцких князей к религиозным верованиям латышских племен.

Можно было думать, что при таком дальнейшем мирном распространении Православия оно охватит всю Прибалтику и здесь окончательно укрепится, но колесо истории повернулось.

В конце XII века у берегов Балтийского моря и в устье Даугавы в который раз появляются немцы-крестоносцы. С крестом в одной руке и с мечом в другой начинают они завоевание латышских племен, насильственно насаждая католичество. Для Православия наступают печальные времена, под агрессивным напором католических миссионеров оно вынуждено было отступить.

"Рыцарь
Рыцарь Тевтонского ордена в Лифляндии. Ксилография. XVI в.
При нашествии крестоносцев упорное сопротивление захватчикам оказал последний князь латгалов Ерсики Висвалдис-исповедник (Всеволод). Узнав о пленении части латгальской знати и собственной семьи, которые оказались на положении заложников, храбрый князь добровольно вернулся в покинутый им город и сдался в плен. Его держали в темнице долго, но благоверный князь остался верен святой вере и с кротостью принял все испытания, так и оставшись в заточении до конца, не приняв латинства и явив собой пример исповедничества для своего порабощенного народа.

Много скорбей принес дух вероисповедной нетерпимости со стороны немцев-завоевателей. Так, в 1472 году в г. Юрьеве (Тарту) фанатичные немецкие власти схватили пресвитера Исидора с 72 прихожанами во время крещенского водосвятия и бросили их под лед. Немало пришлось претерпеть православным и от иезуитов, но первые семена Православия не пропали, оно по-прежнему привлекало сердца народов, населяющих современную Латвию.

И, милостью Божией, после присоединения в 1721 году к России Риги и всей так называемой шведской Ливонии (теперешние Видземе и Эстония) для Православия наступают лучшие времена. Если только слово "лучшие" применимо к тем трудностям, с которыми сталкивались исповедники Православия на этой земле, где богатые немецкие землевладельцы старались любой ценой удержать в своих руках всю политическую и экономическую власть над регионом. Н. Левицкий пишет: "В 1864 году остзейский генерал-суперинтендант Вальтер в своей речи членам дворянского Ландтага говорил: "Благородные лифляндские рыцари и землевладельцы, не забывайте ни на минуту и помните крепко, что вы – протестанты по религии и немцы по национальности! В вашей стране господствующей церковью должна быть только церковь протестантская, а господствующей народностью – только народность немецкая! Между вами нет ни эстов, ни латышей, ни шведов, ни ливов, ни русских. В Лифляндии могут и должны быть только немцы"[3].

Бедные латышские земледельцы изнемогали под многовековой зависимостью немецких феодалов. Официальным языком общения немецких господ с латышскими крестьянами был немецкий. Латыши были белыми рабами, не имеющими ни политических, ни экономических, ни национальных прав, ни свободы вероисповедания.

"До появления Православия в Латвии всегда наблюдалась следующая картина: замок, церковь, столб позора – виселица и церковный трактир. Это соединение несовместимого можно было наблюдать только в Латвии"[4], – писал Иоанн (Поммер).

Измученному, пребывающему в сени смертной народу Православная Церковь указала путь к возрождению, к национальному и духовному освобожден

"Епископ
Епископ Рижский Иринарх (Попов) (1790-1877), на Рижской кафедре в 1836-1842 гг.
Первое массовое движение среди латышей к принятию Православия возникло в 1841 году при епископе Иринархе (Попове), когда зародившееся в народных массах национально-освободительное движение обратило свой взор к Православию. Убедившись, что его догмы и каноны удовлетворяют духовным и национальным потребностям латышского народа, латыши шли в Православие тысячами. В кратчайший срок было образовано множество чисто латышских православных приходов. Против этого мощного стихийного национально-религиозного движения поднялись все те силы, для которых усиление позиций Православия в Латвии и пробуждение латышского национального самосознания были нежелательны.

Эта печальная история окончилась оклеветанием и изгнанием из Риги епископа Иринарха и варварской расправой над перешедшими в Православие латышами. Но несмотря на учиненную немцами жестокую расправу, латыши не оставляли надежды перейти в "русскую веру".

"Епископ
Епископ Рижский Филарет (Гумилевский) (1805-1866), на Рижской кафедре в 1842-1848 гг.
Репрессии и угрозы не устрашили преемника епископа Иринарха – епископа Филарета (Гумилевского) и новообращенных латышей. Встав на сторону национально-религиозного течения, епископ Филарет углубил и расширил достижения своего предшественника. Благодаря его ходатайствам было принято историческое решение Синода от 14.02.1846. "О национальном открытии эстонско-латышских школ в Риге для подготовки священников и учителей из настоящих эстонцев и латышей, которые в совершенстве знают эстонский и латышский языки, обычаи и уклад жизни"[5]. Во вновь созданных школах учащиеся из латышских семей были обеспечены стипендиями.

Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников.

"Архиепископ
Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг.
В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. И только Православная Церковь снова встала на защиту преследуемых. Рижский архиепископ Агафангел (Преображенский) образовал специальную спасательную комиссию, встал во главе ее и в полной мере использовал свое высокое положение для спасения гонимых.

Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией.

20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками.

"Платон
Платон (Кульбуш) (1869-1919), епископ Ревельский, временно управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг., убиенный большевиками, священномученик.
В это страшное время, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства. После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Из мученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор.

Но Господь призрел на разоренный виноградник, который насадила Его рука, и послал народу пастыря "собрать расточенное и взыскать погибшее". Православным христианам Латвии был дарован архипастырь, воистину ставший светильником горящим и послуживший всей жизнью своей спасению вверенной ему паствы.

"Священномученик
Священномученик Иоанн (Поммер), архиепископ Рижский и всея Латвии.
Архиепископ Иоанн пришел как первый луч света после беспросветно темной ночи. Сырой и мрачный подвальчик Кафедрального собора, ставший жилищем архипастыря, превратился в неисчерпаемый источник света для православных Латвии, вселяющий веру и надежду в их сердца.

Господь благословил труды архиепископа Иоанна, и сегодня Православная Церковь Латвии в тесном духовном единстве с Русской Православной Церковью возносит свои молитвы к Престолу Господа Славы, звонят ее колокола, открыты для верующих двери ее храмов, молятся о стране и о всем мире насельницы Рижского женского монастыря и приносится ежедневная бескровная Жертва в ее алтарях. Милостью Божией и спасительным промыслом Его, Православная Церковь Латвии, изолированная от безбожного большевистского строя в самые страшные годы гонений, устояла, сохранила свои святыни и дала плоды.

За свои великие труды на благо Святой Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер) был удостоен Господом мученического конца и восприял на Небесах венец славы. Ныне архиепископ Иоанн, пребывающий пред престолом Всевышнего, возносит молитвы за свою маленькую Родину Латвию и за Великую Русь.



[1] Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за 100 лет (1836-1936). Даугавпилс, 1936, c. 5.
[2] Там же, с. 6.
[3] Левитский Н. Преосвященный Филарет Гумилевский. Санкт-Петербург, 1911.
[4] Архиепископ Иоанн (Поммер). Защита веры и Православной Церкви. Rīgas un visas Latvijas Arhibīskaps Jānis / Sast. J. Kalniņš. R., 1993. I daļa, с. 82.
[5] Сахаров С. П. Рижские православные архипастыри за 100 лет, с. 19.

Игумен Феофан (Пожидаев)

Глава "Исторический путь Православия в Латвии." из книги
"Колокол на башне вечевой. Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)",
Москва, изд-во Сретенского монастыря, 2005.

27 июля 2005 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×