Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Русская Православная Церковь XX век
18 августа

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

1941 — Начала работать Псковская православная миссия.

Деятельность Миссии стала символом церковного возрождения на оккупированных территориях и жертвенного служения, которое Русская Православная Церковь несла и в те страшные годы.

В этот день в Псков из Риги приехали 15 миссионеров: 8 священников и 7 диаконов и псаломщиков. Среди них были как выпускники православного Богословского института в Париже, так и деятели Русского христианского союза. Во Пскове они разделились на несколько групп, во главе которых были священники, и отправились в поездку по заранее намеченной территории. Это была своего рода «миссионерская разведка», которая должна была выяснить, каково церковное положение на Псковщине. Как встретит священников народ? Сохранилось ли в его душе семя христианской веры, или после двадцатилетнего насаждения атеизма он встретит священников равнодушно и даже враждебно? Миссионерская разведка принесла неожиданные результаты. Местные жители «встречают нас со слезами радости на глазах!» — восклицал один из участников Миссии. Узнав, что в ту ил иную деревню приехал священник, люди стекались туда со всех сторон.

Воодушевление, с каким местные жители встречали миссионеров, превзошло их самые смелые ожидания. «Нам казалось, что не священники приехали укреплять народ, а народ укрепляет священников», — позднее вспоминали они.

Осенью 1941 г. официально начинает работать Внешняя миссия в освобожденных областях России, или, как она обычно именовалась по месту расположения ее Управления, Псковская миссия. Внешняя — значит, работающая за пределами Прибалтики, входящей в возглавляемый митрополитом Сергием (Воскресенским) Экзархат. Такое название подчеркивало строго канонический статус Миссии: на этих территориях она действует временно, пока церковное управление ими со стороны их законных епископов (прежде всего — митрополита Ленинградского) затруднено. При этом на богослужениях миссионеры поминали и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), и митрополита Ленинградского Алексия (Симанского).

Доныне деятельность Псковской миссии остается малоизученной и даже загадочной. Предыстория этой организации такова. В феврале 1941 г. в составе Латвийской и Эстонской епархий Московской Патриархией был учрежден Прибалтийский Экзархат как особая митрополичья область. Возглавил его митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский), один из ближайших сотрудников местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского).

В 1936 г. Латвийская Православная Церковь откололась от Московского Патриархата и перешла в юрисдикцию Константинопольского. Лидером националистского крыла Латвийской Церкви стал митрополит Августин (Петерсон), но была и сильная оппозиция ему, особенно среди полулегальных студенческих движений. В 1940 г., после того как Латвия вошла в состав СССР, оппозиция заставила митрополита Августина просить Московскую Патриархию о воссоединении. В Москве с ответом не спешили. Русская Православная Церковь находилась тогда в трудном положении. Действующих архиерейских кадров не хватало. Наконец после неоднократных просьб в Ригу прибыл 42-летний архиепископ Сергий (Воскресенский).

В результате воссоединение Церквей состоялось. Более того, была учреждена особая митрополичья область, главой которой стал московский посланник, а прежние правящие архиереи — его викариями. Никто из недавних раскольников не был лишен сана. И даже митрополит Августин (Петерсон) после покаяния, которое принес в кафедральном соборе Русской Православной Церкви, Елоховском, был прощен.

Все это произошло в феврале — марте 1941 г., а уже через месяц после начала войны митрополит Августин обратился к немецким оккупационным властям с просьбой дать свое соизволение на восстановление Латвийской Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата и на изгнание из Латвии экзарха Сергия (Воскресенского).

Но немцы поддержали не Августина, а митрополита Сергия, которого раскольники открыто называли «большевистским ставленником» и «агентом ЧК». Митрополиту Сергию удалось убедить немцев, что для них выгоднее сохранить в Прибалтике Русскую Церковь, чем содействовать отходу от нее Латвийской и Эстонской Церквей, который означал бы их автоматическое возвращение в юрисдикцию Константинопольского патриарха. Германские службы согласились с этим аргументом: ведь Константинопольская Патриархия находилась в тесном контакте с противником рейха — Англией. Возможно, митрополит Августин просто не казался им престижной фигурой после всех его неудач и покаяний. Но, скорее всего, замысел был сложнее. И вот что характерно: фашистские власти предложили митрополиту Сергию (Воскресенскому) действенную поддержку против раскольников — в борьбе за сохранение канонической принадлежности Экзархата к Московской Патриархии. Они хотели, чтобы экзарх создал церковное управление — Православную миссию в освобожденных областях России. Деятельность такой организации должна была стать экспериментом по претворению планов переустройства религиозной жизни в СССР.

Экзарх Сергий дал согласие. У оккупационных властей были свои цели, у экзарха и советской разведки — свои. Так, один из ее руководителей, П. А. Судоплатов, в своих мемуарах, вышедших в 1995 г., вспоминал: «Уместно отметить и роль разведки НКВД в противодействии сотрудничеству немецких властей с частью деятелей Православной Церкви на Псковщине и Украине. При содействии одного из лидеров в 30-х гг. обновленческой Церкви житомирского епископа Ратмирова и блюстителя патриаршего престола митрополита Сергия нам удалось внедрить наших оперативных работников В. М. Иванова и И. И. Михеева в круги церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории. При этом Михеев успешно освоился в профессии “священнослужителя”. От него поступала информация о “патриотическом настрое церковных кругов”».

Вероятно, в Прибалтике митрополит Сергий (Воскресенский) остался с согласия местоблюстителя патриаршего престола, будучи проводником линии Московской Патриархии и во время оккупации, возрождал на занятых немцами территориях религиозную жизнь. В Пскове и области к началу войны действовало всего 5 храмов, а сама Псковская епархиальная кафедра была упразднена в 1940 г. К началу 1942 г. на оккупированных землях Псковщины был уже 221 храм с числом священников — 84. Клириков не хватало, поэтому один священник окормлял 2–3 прихода.

В Политическое управление Северо-Западного фронта постоянно приходили шифровки, в которых возрождению религиозной жизни на временно оккупированных территориях уделялось большое внимание. Вот как в одной из шифровок (1942 г.) оценивалась церковная политика гитлеровцев: «Немецкое командование широко использует в своих целях церковь. Ряд церквей, особенно в Дновском районе, восстановлены, и в них проходит богослужение. О службах даются объявления в газетах. Особенно большая служба была в г. Дно в июле месяце с крестным ходом — по случаю годовщины оккупации г. Дно. На этом сборище присутствовали представители германского командования. На богослужении глава г. Дно произнес речь, в конце которой призвал население благодарить немецкое командование за освобождение города от красных». Однако это были только первые шаги немецких военных властей, а церковную политику оккупантов, как мы увидим, определяли не только они.

Территория, входившая в ведение Миссии, включала в себя юго-западную часть Ленинградской обл. (за исключением Ямбургского и Волосовского р-нов), часть Калининской обл. (включая Великие Луки), Новгородскую и Псковскую обл.

Начальником Управления Православной миссии в освобожденных областях России стал священник Кирилл Зайц, бывший настоятель Рижского кафедрального собора, чья деятельность устраивала и экзарха, и немецкие власти.

В материальном отношении Миссия самообеспечивалась, пополняя свои ресурсы из прибылей, поступавших от хозяйственного отдела (куда входили свечной завод, магазин церковных принадлежностей, иконописная мастерская) и от 10 % отчислений, поступавших из приходов. Ее месячный доход в 3–5 тыс. марок покрывал расходы Управления, а свободные денежные суммы Миссии шли на содержание Богословских курсов в Вильнюсе. (Для восстановления церковной жизни требовались священнослужители.)

Напутствуя первых миссионеров (среди них были, в частности, воспитанники Богословского института в Париже священники Кирилл Зайц, Владимир Толстоухов, Алексий Ионов, Николай Колиберский, Николай Трубецкой, Иоанн Легкий, Яков Начис, Федор Ягодкин), экзарх Сергий рекомендовал: «Не забывать, что вы прибыли в страну, где на протяжении более двадцати лет религия самым безжалостным образом вытравлялась и преследовалась, где народ был запуган, принижен, обезличен. Придется не только налаживать церковную жизнь, но и пробуждать народ к новой жизни от долголетней спячки…»

Действительно, церковная жизнь в Псковской обл., как и в других регионах страны, угасла за годы «воинствующего безбожия». По распоряжению о. Кирилла Зайца все сведения о гонениях на Церковь были собраны священниками и представлены в Управление Миссии. Туда же миссионеры передали списки ликвидированных советской властью священнослужителей.

По случаю возрождения религиозной жизни в регионе — впервые в России — зазвучало в радиоэфире слово пастыря: еженедельные передачи шли из Пскова. В сентябре 1942 г. священник Георгий Бенигсен прочитал первый доклад на тему «Религия и наука». Второй доклад, «Игумен всея Руси», о. Георгий Бенигсен посвятил 550-летию памяти преп. Сергия Радонежского. (Еженедельные трансляции из Пскова охватывали значительную территорию, включая районы Острова, Порхова, станции Дно.)

Говоря о приходской жизни, нельзя не отметить одну важную деталь: она проходила под двойным контролем. С одной стороны, деяния миссионеров-священников курировали оккупационные власти, а с другой — советские партизаны. Эти постоянные контакты не могло оставить без внимания немецкое руководство, обязавшее через о. Кирилла Зайца каждого священника давать письменные отчеты обо всех встречах с партизанами. Отчет о. Кирилла Зайца отмечал противоречивость имевшихся сведений: «По словам одних, партизаны считают священников врагами народа, с которыми стремятся расправиться. По словам других, партизаны стараются подчеркнуть терпимое, и даже благожелательное, отношение к Церкви и в частности — к священникам».

Немецкую администрацию особо интересовало, «верит ли народ агитационным сообщениям об изменении церковной политики и как он на эти сообщения реагирует».

Письменные сообщения стали поступать в Управление Миссии регулярно. Содержание их было разнообразным. Вот, например, документ, присланный о. Владимиром Толстоуховым: «Поблизости от моего прихода отряд партизан временно захватил деревню; при этом их начальник побуждал крестьян к усердному посещению церкви, говоря, что в советской России Церкви дана теперь полная свобода и что власть коммунистов идет к концу».

Судя по другим отчетам, партизаны строго следили за тем, чтобы в проповедях священнослужителей не было каких-либо выступлений против советской власти. А в одном из приходов, как сообщалось, представитель партизанского движения попросту говорил, как представитель советской власти на своей земле: «Было высказано пожелание о сборе средств в церкви на Красную армию и дан намек о незаконности в обслуживании одним священником двух приходов, расположенных при этом еще в разных районах». Этому настоятелю, о. Иоасафу, партизаны предложили даже написать письмо в Москву, местоблюстителю патриаршего престола митрополиту Сергию (Страгородскому): последний, мол, пришлет ответ, утвердит или не утвердит данного священника в занимаемом приходе…

Полной неожиданностью для оккупационных властей стал протест верующих на территории Миссии против изменения церковных порядков — введения нового стиля (григорианского календаря). Это явление встречалось повсеместно на временно оккупированных территориях. Характерна и реакция верующих — защита, отстаивание своих прав на религиозную национальную традицию, и их ссылка на установившийся при советской власти порядок невмешательства властей в дела канонические.

Все это осложняло деятельность гестаповских теоретиков, вынуждало их искать всё новые способы в работе с Церковью на оккупированной территории.

Из бюллетеня Полиции безопасности и СД от 21 сентября 1942 г. (проблема церковного календаря):

«…В середине декабря 1941 г. некоторые коменданты местностей (в Стругах Красных и в Острове), ссылаясь на предписание вышестоящей инстанции, потребовали от православных совершать все церковные праздники, также и Рождество, по григорианскому календарю. Это неожиданное требование вызвало среди верующих бурю негодования. Особенно напряженным было положение в Стругах Красных, где комендант велел сказать священнику Миссии, что он будет привлечен к ответственности, если осмелится совершить празднование Рождества в церкви по юлианскому календарю, и что в этом случае торжественному богослужению воспрепятствуют полицейскими мерами. В Стругах и Острове верующие высказались чрезвычайно взволнованно и громко примерно в следующем смысле: “Большевики преследовали Церковь, и мы должны были ходить на работу и в церковные праздники, — но большевики никогда не предписывали Церкви, в какие дни какие богослужения ей проводить. Такое насилие над Церковью не совершали даже большевики. Мы шли на работу с ободряющим сознанием, что богослужение в церкви будет проводиться в соответствии с незыблемыми положениями. Немцы хотят отнять у нас и это утешение. Но мы не покоримся…”

Местный комендант Острова вначале учел это настроение народа — он разрешил проводить празднование Рождества и другие церковные праздники по юлианскому календарю, но категорически заявил, что это снисхождение действительно только на текущий год и что в будущем году в Церкви будет введен григорианский календарь, при необходимости — даже принудительно. А комендант в Стругах не дал себя уговорить, так что священник, не желая ни нарушить церковного порядка, ни вступать в конфликт с немецкими властями, должен был покинуть Струги. После этого местный комендант распорядился привести местного священника из соседнего селения (Миссии этот запуганный человек не был знаком) и заставил его проводить рождественское богослужение по григорианскому календарю т. е. в день, который по юлианскому календарю, падает на пост. В этот день почти не было прихожан, а те немногие, кто из боязни перед комендантом присутствовал на богослужении, были очень расстроены и сконфужены…

В религиозных делах нужно считаться с психикой народа. Православный русский гораздо менее страдает, если он в церковный праздник идет на работу с сознанием, что в его отсутствие торжественное богослужение в церкви проводится в соответствии с принятым священным обычаем, чем если он знает, что в его свободные от работы дни этому обычаю не следуют…

Политически нежелательные результаты такого настроения сами по себе понятны».

Сейчас трудно сказать, проводились ли в храмах Миссии сборы в Фонд обороны и на нужды Красной армии. Но известно доподлинно: пастыри Миссии заботились о милосердии и прежде всего — об облегчении участи советских военнопленных.

По приходам собирали не только одежду, но и медикаменты, продукты. Сами страждущие, прихожане помогали своим страждущим братьям.

Из Обращения Псковской православной миссии к населению о пожертвованиях для военнопленных:

«Тронутые любовью к нашим в плену находящимся братьям, мы желаем помочь им и удовлетворить их нужды. С разрешения немецкого Военного управления Православная миссия устраивает сбор добровольного пожертвования одежды.

Мы знаем, что русский человек не будет стоять в стороне, когда надо помочь своему ближнему.

Мы уверены, что население охотно отзовется на наше предложение, чтобы снабдить одеждой тех военнопленных солдат, которые летом попали в плен и поэтому не имеют зимней одежды. Дайте то, что можете: одежду, обувь, белье, одеяла и т. д. Все будет принято с благодарностью и будет роздано военнопленным.

Рука Дающего да не оскудеет. Передайте пожертвования священникам, а где таковых не имеется, — деревенским старшинам для передачи Православной миссии во Пскове».

Православные священники получили доступ в госпитали и лагеря для военнопленных и беженцев, которые начали скапливаться около Риги, уже в первые месяцы войны. Там начались литургии, на которых причащались тысячи человек одновременно. Один из участников этих богослужений вспоминал:

«Это были самые страшные литургии в моей жизни. Посередине лагеря, под открытым небом, совершается Таинство Евхаристии. Кругом тысячи мужчин, несчастных, измученных, бесконечно усталых, голодных. Лиц не различаешь: вся толпа смотрит на тебя одними огромными глазами, полными бездонной скорби, такими глазами, как пишут на изображениях Христа в терновом венце. И из этих глаз неудержимым потоком льются слезы, текут по неумытым, заскорузлым щекам. Пятидесятилетние мужи и шестнадцатилетние юноши стоят, тесно прижавшись друг к другу, и плачут, не стесняясь никого, плачут, чувствуя сердцем, что здесь Тот, перед Кем можно излить все унижения, всю скорбь, всю боль о себе, о Родине, о близких».

За работу на территории Прибалтики отвечала созданная митрополитом Сергием Внутренняя миссия по окормлению военнопленных и беженцев. В октябре 1941 г. доступ священников к пленным был внезапно запрещен немецким командованием. Но помощь им одеждой и продуктами продолжалась и позднее, иногда — тайно.

С первых дней своего существования Псковская миссия заботилась и о сиротах. Стараниями прихожан был создан детский приют при храме во имя святого великомученика Димитрия Солунского в Пскове. В нем нашли тепло и покой 137 мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 15 лет. Во главе приюта стоял священник Георгий Бенигсен, он же возглавил и школу при храме. Школу на 80 мест при псковской Варлаамовской церкви организовал о. Константин Шаховской. О. Владимир Толстоухов открыл 17 начальных школ в Пушкиногорском р-не, 15 школ создали священники Миссии в Красногорском округе.

С первого дня существования Миссии ее лидеры внимательно следили за событиями, происходившими в Москве, оценивая каждое из посланий местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского). По всем приходам шло подробное толкование позиции московского первоиерарха. Особенно тщательно разбиралась Декларация 1927 г., в которой были провозглашены принципы лояльности Церкви по отношению к государству.

Вот обращение Миссии, толкующее этот документ:

«Каждый вдумчивый человек поймет, что радости и неудачи Советского Союза в целом не одно и то же, что радости и неудачи советского правительства. Всякое правительство, в том числе и советское, может принимать решения ошибочные, несправедливые, слишком, быть может, суровые, которым Церковь вынуждена будет подчиниться, но которым она не может радоваться.

Приписывать митрополиту Сергию намерение признать успехи советской власти в деле антирелигиозной пропаганды успехами Церкви по крайней мере неостроумно и нечестно. Мы советуем всем, кого смущает послание митрополита Сергия, прежде всего внимательно прочитать это послание. Мы уверены, что все те, для кого Церковь Христова — “мир и тихая пристань”, а не орудие политической и классовой борьбы, кто осознает серьезность совершившегося в нашей стране, кто верует в десницу Божию, неуклонно ведущую каждый народ к предназначенной ему цели, подпишутся под основными мыслями митрополита Сергия. Ибо разве не пора выполнить завет почившего Святейшего Патриарха Тихона — поставить нашу Церковь в правильное отношение к советскому правительству и тем дать Церкви возможность законного и мирного существования? Разве мы не должны, оставаясь православными, помнить свой долг быть гражданами Союза “не за страх, а за совесть”, как учил нас апостол Павел и как поступали древние христиане?

Разве не правда, что до сих пор есть церковные деятели, которым кажется, что нельзя порвать с прежним режимом, не порывая с Православием, которые вместе с верою приносят в Церковь политику и навлекают подозрение власти на всех церковных деятелей вообще?»

Приведенные факты не дают полной картины жизни Миссии. Ведь создавалась она под эгидой оккупационных властей, так что священство обязано было как-то реагировать и на распоряжения немецкого командования. Вот одно из них:

«В день Св. Троицы германское командование объявило торжество передачи земли в полную собственность крестьянства, а посему предлагается Управлению Миссии:

1) Дать циркулярное распоряжение всему подведомственному духовенству (особенно гг. Пскова, Острова, Луги) специально в проповедях отметить важность сего мероприятия.

2) В Духов день в Соборе, после литургии, совершить торжественный молебен с участием всего духовенства г. Пскова, предварив молебство же приличествующим словом.

Митрополит Сергий (Воскресенский)

1966 — Скончался Виктор (Святин), митрополит Краснодарский и Кубанский.

Сентябрь — По приглашению Русской Православной Церкви в Советском Союзе находился митрополит Афинский Ириней.

Октябрь — По приглашению Русской Православной Церкви в Советском Союзе находился Патриарх Румынский Юстиниан.

1972 — Состоялось заседание Священного Синода.

Епископ Иаков (Аккерсдайк), возглавлявший приходы Русской Православной Церкви за границей в Нидерландах, согласно его прошению вместе с представителями клира, монашествующих и мирян, представляющих эти приходы, принят в лоно Русской Православной Церкви (Московского Патриархата). Епископу Иакову определено быть правящим архиереем Нидерландской епархии Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви с титулом «Гаагский и Нидерландский». Епископ Роттердамский Дионисий (Лукин) уволен на покой с назначением настоятелем прихода во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Роттердаме с непосредственным подчинением преосвященному митрополиту Сурожскому Антонию, патриаршему экзарху Западной Европы. Все приходы Московского Патриархата в Нидерландах, исключая Роттердамский, поручены архипастырскому окормлению епископа Гаагского и Нидерландского Иакова.

В 1952 г. согласно распоряжению патриарха Алексия Православная миссия в Голландии была преобразована в ставропигиальное благочиние, куда вошли три храма. Благочиние возглавил архимандрит Дионисий (Лукин) (с 20 марта 1966 г. — епископ). В 1953 г. приходы Голландской православной миссии, не вошедшие в благочиние Московского Патриархата, были приняты под омофор епископа Иоанна (Максимовича), возглавлявшего Западноамериканскую епархию Русской Зарубежной Церкви. Именно он 19 сентября 1965 г. совершил хиротонию епископа Иакова (Аккерсдайка) в храме во имя св. Иова Многострадального в Брюсселе. После смерти архиепископа Иоанна (Максимовича) (1966) в Миссии Русской Православной Церкви за границей в Нидерландах начались нестроения.

1991 — Святейший Патриарх Алексий II в сослужении епископов Василия (Родзянко; Американская Автокефальная Церковь) и Истринского Арсения (Епифанова) совершил освящение собора в честь Донской иконы Божией Матери, что в Донском монастыре.

1992 — Василий Боднарчук (б. епископ Иоанн) обратился с покаянием к Священному Синоду Русской Православной Церкви.

Свои раскольничьи действия он объяснил преследованиями со стороны Филарета и его супруги Евгении Петровны Родионовой.

18 августа 2006 г.

Рейтинг: 4.5 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

Новые материалы

Выбор читателей

×