«Спасайся на горе»

Фильм о литургии на Эльбрусе

«Жизнь или кошелек, – я бы так эту статью назвал», – смеется автор фильма «Спасайся на горе» иеромонах Игорь.

«Почему?!» «А потому, что нельзя служить одновременно Богу и маммоне. Знаете историю Лота?»

История Лота, рассказанная автором фильма

– Лот был праведник, замечательный человек, единственный, кто пошел за своим дядей неизвестно куда, когда Господь сказал Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт.12:1).

Но Лот пытался совместить две несовместимые вещи: жизнь с Богом, – благочестивую, праведную, – и жизнь, как бы мы сейчас сказали, комфортную.

Наступил момент, когда им с дядей стало тесно, Авраам предложил Лоту выбрать сторону, в которую тот пойдет, и Лот выбрал.

А где были самые лучшие, злачные места для пастбищ? Под стенами Содома и Гоморры. Вот там Лот и поселился. Стада его умножались, он богател, торгуя с содомлянами и ведя с ними дела, но, заметьте, старался при этом жить праведно, уединенно, и с ними не смешивался.

Потом, видя богатство этих городов, на страну напали.

И Лот пострадал вместе с содомлянами, – как и они, лишившись своего имущества, был уведен в рабство. Авраам выручил его, освободил, и что же? Лот должен был бы одуматься. Но нет.

Он пошел и поселился уже даже не подле, а прямо в самом Содоме, решив, что спасение за высокими городскими стенами. Он по-прежнему пытался совместить несовместимое: служение Богу и сытую, удобную, комфортную жизнь, – служение маммоне,

До времени это получалось. А чем закончилось, мы знаем.

Он чуть не погиб с жителями города – ради выгоды, ради торговли. Господь спас его как праведника, вывел из Содома, но все, что Лот нажил, осталось там. Ничего он не смог взять с собою.

И жена его там осталась – оглянулась и стала соляным столпом.

А дочки, когда уже, казалось бы, спаслись, пошли на страшное преступление: напоили своего отца, согрешили кровосмешением и зачали от него детей, – как говорят святые отцы, думая, что никто больше не выжил. Они знали, что совершают, но они выросли в Содоме и считали, что может быть, не так это и страшно, раз нужно продолжить род.

И когда Лот узнал, что случилось, то взялся за голову и убежал от них. О том, что было дальше, Священное Писание умалчивает, но Предание говорит, что Лот вернулся к Аврааму, и тот сказал ему: «Где твои стада? Где твои деньги? Где твое серебро? Твои дочери, твоя жена – где они? Ничего у тебя больше нету. Так иди и заботься теперь только об одном: чтобы не погибла твоя душа». Чем он и занимался в продолжении всей оставшейся жизни, – взрастил древо послушания, ставшее впоследствии Животворящем Древом, на котором был распят Господь.

Такая история. А смысл ее в том, что никто не может служить двум господам.

Не можем и мы в XXI веке служить одновременно Богу и маммоне.

Пора вернуться на Кавказ

Спасение невозможно без подвига, без утеснения себя, и это – одна из главных тем фильма «Спасайся на горе», в основу которого легла история экспедиции на Эльбрус, предпринятой с тем, чтобы отслужить на вершине самой высокой горы России и Кавказа Божественную литургию.

Восхождение Восхождение
Мотивы подобных действий не сразу понятны со стороны. Зачем, к примеру, епископ Нарьян-Марский, Преосвященный Иаков идет с экспедицией на Северный Полюс? Зачем некий иеромонах вместе с друзьями карабкается на высочайшую гору Кавказа и России, на вершине которой в палатке, сдираемой яростным ветром, служит, отогрев на пару окаменевшие от мороза просфоры, Литургию, – полным чином, не торопясь, там, где опытные альпинисты не находятся более нескольких минут?

Восхождение духовное невозможно без физических усилий, – можно было бы сказать, что это известная мысль, не будь она известна нам главным образом в теории.

Люди стараются во все привнести комфорт – хотят быть христианами и одновременно жить «как в Европе». Современному христианину, например, ничего не стоит на время разрешить себя от поста, если на него приходится день рождения, да и вообще среды и пятницы сегодня мало кто держит.

«Сегодняшний христианин хочет по-демократически разделить себя между миром и заповедями Евангелия», – пишет Михай Кристя, говоря о том, что «веру свою мы зачастую исповедуем на половину или на четверть, чтобы “не соблазнить” мир, а на самом деле, чтобы не лишиться одобрения мира и дружбы с ним».

Это приводит в том числе и к тому, что пока мы стесняемся быть такими «косными» или «старомодными», как наши предки, исконно христианские земли заполняются людьми, не принимающими Христа и исповедующими совсем другие ценности.

В день славянской письменности и культуры мы с автором фильма иеромонахом Игорем (он в Москве фильм заканчивал) отправились на Красную площадь, где был большой концерт: выступали 2000 хористов. Публика пришла, но не то, чтобы заполнила площадь до отказа – тем более, что накануне прошел сильный дождь. Мокнуть никому не хотелось. Мне по интеллигентской привычке всё не нравилось: и ходившие в небе тучи, и ведущие, и усы у солиста... Вдруг слышу: «А представляете себе, если бы мусульманам дали на Красной площади что-нибудь подобное устроить? Они бы все пришли, - все, что в городе есть. Продемонстрировали бы своё единство. А нам – ничего не надо». И это правда.

Но пора вернуться к фильму, Северному Кавказу и восхождению на Эльбрус, Божие благословение на которое явилось в том числе и в чудесном явлении Иверской иконы Пресвятой Богородицы в храме, где служит отец Игорь.

Явление Иверской иконы

Жил-был один человек, раб Божий Сергий, который все не мог понять, нужно ли ему идти монашеским путем или следует жениться. Была у него любимая икона, Иверской Божией Матери, покровительница монашества, которую он возил с собой, пока несколько лет скитался по Отечеству, но так все устроилось, что в итоге он женился. И он повесил икону в красный угол. И вот однажды явилась ему в тонком сне Пресвятая Богородица и повелела отдать Свою икону в храм святого великомученика Георгия Победносца в Тырныаузе. Он какое-то время медлил – потому что очень любил этот образ, – но, в конце концов, препроводил. И на Преображение Господне икона в храм и пришла. А как раз на следующий день начиналась экспедиция.

Иверская икона Божией Матери, пришедшая в храм накануне экспедиции Иверская икона Божией Матери, пришедшая в храм накануне экспедиции
Взяв икону с собой, иеромонах Игорь и его друзья певчий из Москвы Виктор Арчвадзе и профессиональный путешественник Александр Волощук вышли на восхождение.

Последняя часть которого оказалась очень тяжелой.

Об этом ни слова нет в фильме как поднявшись на седловину между вершинами, они едва не отступили назад. И как по всей седловине раздавался вой, а животных тут никаких не бывает. И как они молились – «Господи, помоги, Божья Матерь, помоги, все святые, помогите!» – и чуть не плакали, из последних сил взбираясь вверх с тяжелой ношей (палатка, облачение, кадило, все, необходимое для службы, – а в разряженном воздухе каждый грамм имеет огромный вес).   

А о том, как начали служить Литургию, и налетела страшная непогода, будто все окрестные бесы восстали против них, – об этом в фильме есть. И о том, как точно на «Милость мира, Жертву хваления», воссияло солнце, тоже.

Но весь фильм не перескажешь, и все его смыслы в одной статье не передашь.

Поэтому скажем только ещё об одной его теме.

Литургия на вершине Эльбруса Литургия на вершине Эльбруса
«Горы учат богопознанию. Белизна ледников, ослепительная при солнечном свете, как поверхность огромных зеркал, и отливающая голубизной в лучах зари, – это образ души, погруженной в молитву и созерцание, в которой отразился Фаворский свет Преображения, свет, который делает душу ангелоподобной и прекрасной», – пишет архимандрит Рафаил (Карелин), чьи слова вы тоже услышите в этом фильме). Лучше отца Рафаила, называющего Кавказ «троном Божества», о горах, пожалуй, никто не писал.

И когда смотришь на мир с вершины горы, то видишь его совсем по-другому.

Вон, цепляя облака, высятся рубленые скалы Северного Кавказа. За ним, до самого Белого моря, простирается Россия. С другой стороны, за главным Кавказских хребтом, лежит Грузия – древняя Иверия, первый Удел Божией Матери. В хорошую погоду с вершины Эльбруса можно разглядеть Черное море.

«Здесь, у Главного Кавказского хребта, мы представляем себя стоящими у амвона. Если всю Россию представить храмом, то, несомненно, ее амвоном станут предгорья Кавказа, потому что там, за хребтом, за Кавказом, находится Алтарь: Святая Земля», – любит повторять епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.

А все вместе – Божий мир. В который мы пришли, чтобы служить Богу, а не себе и маммоне.

Так что, пожалуй, жизнь, а не кошелек.

Вид на Эльбрус от часовни на вершине Чегета, воздвигнутой матушкой Екатериной, вдовой убиенного иерея Игоря Розина Вид на Эльбрус от часовни на вершине Чегета, воздвигнутой матушкой Екатериной, вдовой убиенного иерея Игоря Розина

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Молебен о мире на Кавказе совершил на вершине горы Машук епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт Молебен о мире на Кавказе совершил на вершине горы Машук епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт Молебен о мире на Кавказе совершил на вершине горы Машук епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт Молебен о мире на Кавказе совершил на вершине горы Машук епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт
За молебном молились несколько сот пятигорчан и паломников из других городов и станиц Северного Кавказа.Несмотря на прогнозы погода была солнечная.
Пеший крестный ход в Индокитай начался в Пятигорской епархии Пеший крестный ход в Индокитай начался в Пятигорской епархии Пеший крестный ход в Индокитай начался в Пятигорской епархии Пеший крестный ход в Индокитай начался в Пятигорской епархии
Путешественник и журналист Александр Волощук отправляется в пеший Крестный ход по Северному Кавказу, Средней Азии, Монголии, Китаю и Индокитаю. По благословению епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта экспедиция проходит в рамках международного крестного хода, посвященного 1025-летию Крещения Руси, и продлится до января 2014, сообщает пресс-служба епархии.
300 т.р. для лечения девушки собрали в Пятигорской епархии 300 т.р. для лечения девушки собрали в Пятигорской епархии 300 т.р. для лечения девушки собрали в Пятигорской епархии 300 т.р. для лечения девушки собрали в Пятигорской епархии
5 июня 2013 Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт встретился с бабушкой Владиславы (в Крещении – Вероники). Для лечения девушки и связанных расходов, которые несет сейчас семья, на приходах епархии собрали триста тысяч рублей.
В Пятигорской епархии открыли кризисный центр «Дом мамы» В Пятигорской епархии открыли кризисный центр «Дом мамы» В Пятигорской епархии открыли кризисный центр «Дом мамы» В Пятигорской епархии открыли кризисный центр «Дом мамы»
Комплексный центр помощи беременным женщинам и женщинам с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, разместился в здании, которое использовалось ранее как представительство епархии.
В Кабардино-Балкарии восстановили сожженный 90 лет назад храм В Кабардино-Балкарии восстановили сожженный 90 лет назад храм В Кабардино-Балкарии восстановили сожженный 90 лет назад храм В Кабардино-Балкарии восстановили сожженный 90 лет назад храм
В селении Новоивановское в Кабардино-Балкарии епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт освятил новую православную церковь, которую сельчане строили в складчину с 2005 года. Новый храм появился на месте сгоревшего 90 лет назад от рук большевиков. Тогда после пожара местные похоронили церковь, как хоронят человека, пишет Smartnews.
Епископ Феофилакт: Если Россия – храм, то предгорья Кавказа – амвон Епископ Феофилакт: Если Россия – храм, то предгорья Кавказа – амвон Епископ Феофилакт: Если Россия – храм, то предгорья Кавказа – амвон Если Россия – храм, то предгорья Кавказа – амвон
Анастасия Рахлина
В преддверии визита Святейшего Патриарха Кирилла епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт рассказал нам о духовном значении Кавказа, истинных причинах оттока русского населения и о молитвенном делании.
Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «Нас убеждают отказаться от собственной идентичности» Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «Нас убеждают отказаться от собственной идентичности» Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «Нас убеждают отказаться от собственной идентичности» Епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: «Нас убеждают отказаться от собственной идентичности»
«Нас убеждают сегодня отказаться от собственной идентичности в большом и малом. Например, предать родную веру десятков поколений русских людей, на протяжении тысячи лет определяющую лицо нашей страны»
Дорога наверх Дорога наверх
Репортаж+ВИДЕО
Дорога наверх Дорога Наверх
Настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца, расположенного у подножья Эльбруса, иеромонах Игорь (Васильев) рассказал о предыдущем настоятеле, убитом в день памяти свт. Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказкого, о раскаявшемся разбойнике, который стал монахом, о своем служении и фильмах, в которых показана дорога наверх.
Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!» Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!» Шоана: «Да поможет вам Святой Георгий!»
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Евгений Калинин
Шоанинский храм является одним из древнейших православных храмов на территории России. Есть основания отнести период его строительства к первой половине X в. На день Святого Георгия здесь традиционно проходит народный праздник.
Комментарии
Рустик20 декабря 2015, 04:17
На 12:28 минуте прозвучали такие слова: "Трудно встретить человека, который может понять и поддержать ." С болью читал негативные комментарии. Вспомнились строки из Евангелия :Не знаете какого вы духа.
Люди всегда судят не понимая Истины. Явно, Апостолам казалось, что на добро просят Христово благословения, а Он им: не знаете какого вы духа.
Когда же приближались дни взятия Его [от мира], Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но [там] не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
От Луки 9:51-56
Светлана28 октября 2014, 18:51
Конечно же восхождение на Эльбрус это подвиг для человека. Кто был в Кабардино Балкарии, хотя бы один раз- на небольшой вершине, чувствует напряжение в организме от разряжённого воздуха. Лично я кланяюсь низко до земли, тем людям, которые несут не только себя, но и молитву для Бога, вот это и есть истинная Вера которая не имеет границ,"Вершина" она и есть Высота, не только физическая, но прежде духовная.Благое решение создать такой фильм, вот это и есть истинное прославление Христианства. в котором нет границ. И то, что Иероманах Игорь(Васильев) преодолел такую высоту,это уму не постижимо, это же не альпинисты с накаченными мышцами и белковым питанием.И конечно же таким человеком движет не форма,а содержание(Глубокое миропонимание и Вера).Спасибо,за предоставленную возможность ещё раз оглядеть чудные вершины Кабардино-Балкарии,порадоваться за таких замечательных людей,которые так красиво живут на этом свете.
Алексей Алексеев 9 декабря 2013, 13:56
В древней эпической истории не мало князей пытались подняться на Эльбрус - гору Алатырь. Для не знакомых с историей Приэльбрусья - река Баксан, текущая со склонов Эльбруса называлась ранее (до 4 века нашей эры) Альтуд, то есть Алатырка. Были князья Рус и Усень, пытавшиеся взойти на гору и получить благословение. Не получилось, остановил другой князь, Белояр. Но в Баксанской долине осталась об этом память - Урусбиев аул (В.Баксан) - селение князя Руса. А если подняться от В.Баксана по реке Кыртык (приток Баксана)- найдем долины Уллу и Уитче Усенчи, то есть большая и малая долины (реки) Усеновых.
Был и еще князь Асан. Он запряг лебедей и пытался с ними взлететь на гору, но упал, оставив после себя Ачкерьякольский кратер. Напоминает об этот речка, Куб-Асанты, то есть река (кубань!) Асана.
Но это эпос. Похоже, что и батюшки новой, постсоветской генерации взалкали стать героями эпоса. Но Иеромонах Игорь со товарищи, хотя бы рисковали лично собой. Но известны случаи, когда священнослужители поднимались на вершину в сопровождении детей из сиротского приюта. При этом продемонстрировав такое неумение, если не сказать глупость, что многие мастера спорта по горному туризму, бывавшие на Эльбрусе, знающие сколько людей осталось на ледовых склонах гигантской горы, хватались за голову. Так вот вопрос, духовный ли это подвиг? А может быть, простите за грубость, дешевый выпендреж?!
Иван Х.22 июня 2013, 22:10
Люблю священников и их служение, но не вызов ли Богу таковые действия? По-моему, это подвиг ради подвига - совершенно чуждый христианству путь (См.: Мк. 8: 11-12).
Не вижу смысла в искусственном создании трудностей при служении главного Таинства Церкви. На Эльбрусе есть паства? Конечно, нет.
Быть может, батюшка создал на горе монастырь и живёт в нём, как святые отцы-пустынники? Опять же, нет.
Или там лучше молиться? Подвижнику, да. А обыкновенный альпинист скорее проведёт богослужение в постоянных мыслях о здоровье, о реальной опасности для своей жизни и жизней спутников, а не о Божественном Теле и Крови Христовых.
Когда хоронят священника - ему закрывают лицо, его тело умощают благовониями священнослужители, потому что негоже мирянину смотреть на его мощи (мёртвое тело). Это придумал не я - так считает Святая Церковь. Вдруг батюшка погибнет (не обязательно на горе, а при любых экстремальных обстоятельствах), как быть с его телом? Как благоговейно доставить окоченевший труп на землю? Ради чего он погибнет?
Что он докажет? Что Божественную Литургию можно служить в экстремальной обстановке? Да, можно, но нужно ли?

Моё мнение: проведение громких бессмысленных акций - неудачная форма проповеди.
Красотагоре19 июня 2013, 13:23
С НАМИ БОГ
Спаси Всех Господи
Ольга из Санкт-Петербурга17 июня 2013, 00:25
Марии из Москвы и Денису. Почему бы сначала фильм не посмотреть, о котором идет речь? Глядишь, и ответы сами найдутся.
Людмила14 июня 2013, 23:45
Слава Господи, молитвами Пресвятая Богородицы и Твоим заступничеством удалось провести литургию на Эльбрусе. Спаси Господи всех потрудившихся над этим познавательным фильмом. Слава Господу нашему Иисусу Христу за чудеса его, ниспосылаемые нам грешным. Слава тебе Господи!
Денис13 июня 2013, 16:56
>> А вот что... эти люди добровольно пожертвовали для Бога временем, силами - и чуть ли не жизнями

Ну а к Литургии, однако ж, это не могло ничего прибавить. Иначе вам придется устроить градацию литургий "по благодатности" - пустое занятие, вы не находите?

А Елеонская гора - все же не пятитысячник, так ведь?
Андрей12 июня 2013, 20:10
Отключите комментарии вообще. Очередной бред типа Марии из Москвы: -" Литургию зачем там служить?Это было лишнее,"... Читать не хочется. Люди смысла не понимают, но высказаться спешат.
Мария из Москвы11 июня 2013, 05:28

Полезли себя преодолевать - это ладно, но Литургию зачем там служить?Это было лишнее, могли бы и молебном обойтись.

Фотиния10 июня 2013, 13:44
Вот, почитайте из другой статьи того же автора:
«Все основные события, о которых мы читаем в Евангелии, происходили на горах, – наконец говорит он, – Нагорная проповедь, молитвы, которые Господь возносил после того, как целый день общался с людьми, Преображение Господне, Голгофа, Вознесение Господне с Елеонской горы… Все ключевые события происходят на горах. И это не случайно. Все свое служение в земной жизни Господь совершал на горах, показывая тем самым, что восхождение в Царствие Небесное требует подвига. Требует самоотвержения. Усилия. Преодоления самого себя."
http://www.pravoslavie.ru/put/56455.htm
Фотиния10 июня 2013, 13:35
"Что служение на пятитысячнике прибавляет к Литургии? Неужели что-то меняет по сравнению с ветхим деревенским храмом?"
А вот что... эти люди добровольно пожертвовали для Бога временем, силами - и чуть ли не жизнями. Я хожу в горы 34 года (из них 31 - с детьми, чужими и своими)и хорошо это понимаю. Нам Господь помогает на наших маршрутах постоянно.
Сердечная благодарность авторам фильма и статьи.
Людмила.Тбилиси. 8 июня 2013, 15:10
Христос Воскресе!
Спасибо авторам за фильм,за статью .Очень проникновенно!Привет из Грузии.Chventan ars Gmerti!С нами Бог!

НИКОГДА не споткнется тот,кому Ты,Господи,бываешь опорой:никогда не падет тот,кто утверждается в Тебе.
Преподобный Ефрем Сирин
Андрей 7 июня 2013, 22:33
Да, во Славу Божию! Очень сильно! Поклон Вам Братия!
Александру из Чернигова отдельный Привет, бываем в этом городе часто на стрелковых соревнованиях.
С уважением Андрей, алтарник храма св.прв.воина Феодора Ушакова(Севастополь).
Денис 7 июня 2013, 16:19
честно говоря, аргументы "зачем служить литургию на Эльбрусе" мне кажутся невнятными. Уж не "литургическая скука" ли всему виной? Что служение на пятитысячнике прибавляет к литургии? Неужели что-то меняет по сравнению с ветхим деревенским храмом?

Ну и про "лучше арх. Рафаила про Кавказ никто не писал" - это я оставлю без комментариев.
Ольга 7 июня 2013, 12:33
Фильм потрясающий!!!!! Спаси, Господи!
Елена 7 июня 2013, 01:44
Спасибо создателям фильма, совершивших восхождение во славу Божию!Не хочется слов. Спаси, Господи!
Иулиания 6 июня 2013, 23:15
Нет слов... Спаси Господи за необыкновенный фильм! Низкий поклон! ...яко с нами Бог!..
Сергей 6 июня 2013, 16:39
Фильм еще не посмотрел, но статью прочитал с интересом - действительно, многим из нас свойственна теплохладность и это одна из причин, по которой наша страна, как и Европа, заполняются сейчас или приезжими людьми или другой веры, или свои собственные становятся ненавистниками всякой веры, как это видно сейчас во Франции и Великобритании.
Спаси Господи
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×