Православный календарьПравославный календарь
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Оборотная сторона радости

Поглядев на лица большинства окружающих нас людей, мы вряд ли скажем, что они сияют радостью и источают свет. Отчего же они печальны?

Святые отцы выделяют два вида печали – печаль ради Бога и печаль мирскую. Первая – это благотворное чувство сокрушения о содеянных грехах. Оно рождает стремление исправиться и, по мысли апостола Павла, «производит неизменное покаяние ко спасению». Вторая «производит смерть» (2 Кор 7: 10).

Печаль мира сего весьма ядовита. Она соткана из целой гаммы ощущений: от элегии грусти, окрашенной в поэтические тона, до апатии, тоски и невыносимых душевных терзаний. Мирская печаль – исчадие гнева, следствие глубокого внутреннего недовольства из-за неисполненных или вовсе неисполнимых притязаний. Это бесплодное сожаление о реально или мнимо упущенных возможностях. Как указывает апостол Иаков, «желаете – и не имеете» (Иак 4: 2). Отсюда – огорчение, нетерпеливость, неблагодарность, малодушие, маловерие, ропот на Бога.

Каковы поводы для мирской печали? Безденежье, нездоровье, конфликты, стрессы… Недаром поговорка гласит: «Кому-то супчик жидковат, кому-то жемчуг мелковат».

Причиной мирской печали, помимо социально-психологических факторов, часто становятся и духовные. Когда диавол хочет сломать человека и вывести его из строя, он сжимает сердце, прогоняет покой и мутит душу беспросветной тревогой.

Вскрывая корни печали, преподобный Иоанн Кассиан Римлянин уточняет: «Не всегда от вины другого происходит в нас возмущение, а больше от нашей порочности, потому что мы имеем в себе скрытные (сокрытые, неявные. – К. З.) причины оскорблений и семена пороков, которые, как только прольется на нашу душу дождь искушений, тотчас производят ростки и плоды».

Что же такое «семена пороков» и какие «сорняки» они дают? Попробуем взглянуть на печаль – оборотную сторону радости – с позиций христианской психологии и медицины.

Тревога

Тревога – это печаль, спроецированная в будущее. Ощущая неопределенное беспокойство, безотчетные опасения, какую-то неясную, а тем более вполне осознанную угрозу, человек напряженно ожидает беду, даже катастрофу. Люди с высоким уровнем тревожности плохо реагируют на подобный стресс. Они и так не уверены в себе, беспомощны, легко расстраиваются, пугаются, приходят в смятение и замешательство. К этому присоединяются ночные кошмары, бессонница, одышка, сердцебиение, головокружение, тошнота.

Наиболее рельефно такая картина наблюдается при генерализованном тревожном расстройстве. Это – чрезмерное хроническое беспокойство и тягостные предчувствия, истоки которых «размыты» и не приурочены к какому-либо конкретному событию, объекту или ситуации.

Вот характерный случай. Он произошел с Дмитрием, аспирантом кафедры одного престижного университета. С детства мальчик рос очень беспокойным, суетливым, быстро утомлялся. В последние семь – восемь лет симптомы нарастали. Юноша волновался за собственное здоровье и самочувствие своих родителей.

Однажды Дима решил, что его сердце бьется слишком медленно, и в душу закралась мысль о скорой кончине. Он переживал еще и потому, что «сердце» и «нервы» не позволяли ему в срок сдать кандидатский минимум и закончить диссертацию. Он нервничал и опасаясь «провалиться» на экзаменах, хотя за годы обучения в вузе такого ни разу не случилось. Дима перестраховывался. На занятиях он старался брать слово лишь в малых аудиториях и только тогда, когда был уверен в своих знаниях.

Застенчивость не позволяла ему расширить круг приятелей. Дима боялся, что его не оценят и что он получит неодобрительные отзывы. Он вообще привык колебаться и сомневаться перед началом каждого крупного дела. К счастью, Дима нашел в себе смелость обратиться к врачам, и они помогли ему лучше разобраться в самом себе.

Как и у любого другого патологического проявления печали, у тревоги много разных причин. В частности, ученые обнаружили специальный ген тревоги и невротичности. Он воздействует на способность головного мозга использовать нейромедиатор серотонин, недостаток которого провоцирует тревогу. Тем самым данный ген частично отвечает за тревожность и подверженность человека сродным с ней негативным переживаниям. Также в некоторой мере этот ген определяет нашу склонность к спокойствию и уравновешенности. Ученые отмечают, что влияние наследственности на степень невротичности невелико – около 4 %.

Надо учитывать и воспитание, умение владеть собой, навыки общения, поддержку близких и т. д. Поэтому тревогу и несдержанность нельзя объяснять исключительно генетическими дефектами. Однако ген тревоги и невротичности можно условно считать тем самым «семенем порока», по выражению преподобного Иоанна, а саму тревогу — типичным «сорняком» на поле человеческой души.

Депрессия

Иное схожее «семя» – биологические факторы депрессии.

Ядро депрессии (от лат. depressio – прижимать, угнетать) составляет печаль, особенно в сочетании с унынием, стыдом и враждебностью. Депрессия едва ли не самое распространенное психическое нарушение. Оно характеризуется снижением настроения, подавленностью, пессимистической оценкой событий и повышенной утомляемостью. В народе говорят: хандра, меланхолия, кручина. При депрессии ухудшаются аппетит, сон, внимание, мышление. Больной теряет жизненный тонус, остро ощущает внутреннюю пустоту, собственную неполноценность, удрученность и вину. Нередко его посещают мысли о самоубийстве.

Депрессия присуща и детям. Вот история девятилетнего мальчика по имени Денис. В школе и дома он отличался раздражительностью и вспышками гнева. По малейшему поводу плакал, кричал и швырял все, что попадалось под руку. На занятиях с трудом сосредотачивался и мгновенно отвлекался. Избегал сверстников. Денис предпочитал играть в одиночестве, а дома запирался в своей комнате и смотрел телевизор. По словам матери, мальчик плохо спал и непрерывно что-то жевал.

Примечательно, что такое поведение ребенка началось после развода его родителей. Положение усугубилось, когда отец вступил в новый брак, переехал в другой район города и стал реже навещать сына. Ситуация понятная и, увы, довольно обыденная.

Среди множества форм депрессии упомянем лишь две – невротическую (психогенную) и эндогенную (витальную, биологическую). Невротическая депрессия развивается «на нервной почве»: в результате неразрешенного внутреннего конфликта, психической травмы, краха надежд, потери кого-то или чего-то значимого (близкого человека, работы, репутации, смысла жизни и т. п.).

Эндогенная депрессия обусловлена не стрессами, утратами и греховным образом жизни, а врожденными особенностями организма. По меткому определению святых отцов, она происходит «от естества» – от генетических, биохимических и гормональных отклонений.

Напомним, что «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы». Выделяя в структуре личности духовный, душевный и телесный уровни, «святые отцы различали болезни “от естества” и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей» (см.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Известный австрийский психолог и психотерапевт Виктор Франкл обращает внимание на следующий весьма показательный факт. Эндогенная депрессия – это заболевание, которое мешает человеку увидеть смысл своей жизни. А невротическая депрессия, наоборот, может возникнуть из-за потери смысла жизни. В этом разница.

Мы будем говорить только об эндогенной депрессии. Еще Гиппократ предполагал, что хандра проистекает от избытка в организме «черной желчи» и потому свойственна меланхоликам (от греч. melas – черный, chole – желчь).

Люди с таким слабым, неуравновешенным темпераментом крайне обидчивы, чувствительны, неэнергичны и не уверены в себе. Даже незначительный повод для грусти достаточен, чтобы они заплакали, а малейшая трудность в деле часто заставляет их опускать руки. Замкнутому, застенчивому, робкому и ранимому меланхолику нелегко бороться с печалью и унынием. Мрачные думы, пессимизм одолевают его чаще, чем сангвиника.

Эндогенная депрессия меланхолического типа (так же, как и темперамент) наследуется. Уточним: переходит не сама депрессия, а депрессивность – склонность человека испытывать подавленное, угнетенное состояние.

Эта врожденная склонность связана с пониженной концентрацией в клетках головного мозга трех нейромедиаторов (норадреналина, дофамина и серотонина). Напомним, что с помощью этих веществ нервные клетки взаимодействуют между собой и передают импульсы. Синтез и функции нейромедиаторов заданы генетически. Когда мутации нарушают работу соответствующих генов, человек склонен реагировать на какой-либо стресс депрессией.

Ученые установили, что недостаток норадреналина приводит к глубокой тоске, избыток – к тяжелым стрессам. Нехватка дофамина оборачивается истощением нервной системы, а его повышенный уровень вызывает манию (приподнятое настроение, эйфорию, знакомое наркоманам чувство «кайфа») и симптомы, сходные с шизофренией. Дефицит серотонина порождает сильную тревогу, импульсивность и агрессивность, а его достаточное содержание в тканях мозга заметно улучшает настроение.

В зависимости от баланса нейромедиаторов фазы депрессии, мании и нормального самочувствия сменяют друг друга. Это характерно для маниакально-депрессивного психоза. Больной испытывает то приступы гнетущей печали, уныния и отчаяния, то прилив энергии и радость, вплоть до блаженства. Депрессивные периоды бывают чаще маниакальных.

Этот психоз передается генетически, вероятно, по женской линии (через X-хромосому).

Уныние

Печаль генетически родственна страсти уныния. Симптомы печали при унынии обостряются и приобретают хроническую, запущенную форму. Поражаются все силы души и отчасти функции тела.

В основе уныния лежит неверное представление человека о своих грехах, о возможностях и достижениях, об отношениях с Богом и людьми. Это приводит к упадку духа: либо с горьким плачем и воздыханиями, либо с примесью озлобления и негодования на все и вся. Отсюда –внутренняя опустошенность, нерадение к душеполезным делам, леность, праздность, кощунство, духовное нечувствие, ожесточение сердца, отчаяние.

Преподобный Иоанн Лествичник именует уныние «расслаблением души», «изнеможением ума», «тоской сердечной», которые происходят по наваждению диавольскому. Демон уныния – самый сильный. Он побуждает монаха ослабить свой духовный подвиг, заставляет бездельничать и празднословить, отвлекает от молитвы, клонит в сон, т. е. «переключает» на мирское. Этот коварный дух нападает на подвижников около полудня. Поэтому псалмопевец называет его «заразой, опустошающей в полдень», по-славянски – «бесом полуденным» (Пс 90: 6).

Стараясь ввергнуть человека в отчаяние, искуситель нашептывает ему: «Ты – великий грешник, и Бог не помилует тебя. Не надейся: ты не спасешься! А если все равно ты попадешь в ад, то зачем несешь свой крест?! Не лучше ли прервать муки?!»

Старец Паисий Святогорец предупреждает, что уныние и душевная тяжесть у излишне чувствительного, ранимого человека иногда проистекают от угрызений совести и наветов лукавого.

Наряду с этим, бесовским, видом уныния, святые отцы выделяют и естественное уныние. Для нас оно наиболее интересно, поскольку обусловлено чисто физиологическими процессами организма.

По мнению преподобных Варсануфия Великого и Иоанна, «естественное уныние образуется от бессилия телесного» – от переутруждения и физической усталости. Епископ Варнава (Беляев), со ссылкой на преподобного Исаака Сирина, говорит, что естественное уныние возникает от чрезмерных трудов и суровых подвигов. Физическое, эмоциональное и умственное утомление – это «канва, по которой демон вышивает свои проклятые узоры».

Причиной служит также хроническая усталость. Она накапливается в человеке годами и вызывается бешеным ритмом жизни, длительными стрессами, постоянными заботами, невзгодами и отсутствием полноценного отдыха.

Обследуя пожилых людей, психиатры часто ставят диагноз: инволюционная меланхолия. Ее основные симптомы – тоска, тревога, разочарование, самобичевание, досада на себя, обида на судьбу. Психологически понятно: многие граждане честно трудились на благо государства, а взамен не получили достойного вознаграждения и почета. Их былые должности, заслуги, сбережения, если и не обесценились, то оказались в прошлом. Немудрено, что крушение идеалов и надежд, неприкаянность и несправедливость доводят до отчаяния. Когда жизнь не в радость, кто-то брюзжит, кто-то бунтует, а кто-то накладывает на себя руки…

Болезненно-подавленное состояние духа, снижение настроения и тоскливость психиатры обозначают термином «гипотимия». Диапазон этого расстройства велик: от легкой грусти и пессимизма до глубокой тоски и чувства никчемности, бесперспективности существования. А здесь уже один шаг до самоубийства.

Для лечения тревоги, депрессии и сходных с ними расстройств врачи назначают психотерапевтические методы и различные медикаменты (в частности транквилизаторы и антидепрессанты, которые регулируют в организме обмен биологически активных веществ). Однако использование таких способов и препаратов чревато серьезными осложнениями. Нам, слабым и немощным, медицинскую помощь необходимо сочетать с духовными усилиями (смирением, терпением, молитвой, чтением слова Божия и т. д.). Иначе болезнь «от естества» может превратиться в сугубо тяжкий, почти невыносимый крест.

И будем помнить замечательное наставление старца Паисия Святогорца: «Самое лучшее лекарство в болезни – это та духовная радость, которую Божественная благодать приносит душе. Духовная радость имеет в себе самую великую целительную силу во всех болезнях. Она – заживляющая раны Божественная мазь, тогда как расстройство эти раны раздражает».

Константин Зорин,
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ,
бакалавр религиоведения, медицинский психолог, врач-терапевт

3 августа 2007 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
15 июля 2018, 11:43
Статья хорошая, но хотелось бы увидеть больше размышлений и информации о духовной стороне вопроса... Мне жаль вас mila, помоги Вам Господи!
Иван28 февраля 2017, 01:13
Очень глубоко и притом просто о причинах неврозов и духовном их лечении говорит сербский старец Фаддей: https://www.youtube.com/watch?v=Y1uAYY59Mzk . Этот без преувеличения великий старец прошлого века - ориентировавшийся в трудах таких асов в искусстве полётов деятельно-созерцательного богословия как Исаак Сирин и Симеон Новый Богослов как рыба в воде, будучи притом простым как дитя и развив в себе большую силу сердечности в отношении ближних, с рождения был особо чувствительной натурой, "тонкокожей" как говорится - отчего, пройдя через фашистскую оккупацию, правление коммунистов и беря на себя впоследствии душевный груз множества духовных чад, пережил не один нервный срыв, даже уже будучи монахом срывался на курение. И потому он хорошо понимал причины неврозов, тревожных состояний как связанные с утратой внутренней молитвенной связи с Богом. Он давал понять, что мы часто сами себя "накручиваем" через излишнее внимание к тому, что не в нашей власти: мировая политика, глобальные проблемы человечества - вместо того чтобы возложить всё это на Бога и заниматься внимательной работой над собой, своими помыслами и желаниями, из которых рождаются и поступки, крупица за крупицей наполняющие пороховую бочку страстей мира сего. Есть книга про старца Фаддея в русском варианте: https://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovnitskij/mir-i-radost-v-duhe-svjatom/ , вот её аудиовариант: http://www.torrentino.me/torrent/680389 . Есть ещё книга бесед старца с опытным верующим сербским психиатром-психологом Владетой Еротичем, называется "Старец и психолог": http://iknigi.net/avtor-nina-iashvili/85423-starec-i-psiholog-faddey-vitovnickiy-i-vladeta-erotich-besedy-o-samyh-nasuschnyh-voprosah-hristianskoy-zhizni-nina-iashvili/read/page-1.html (тут, к сожалению, выложен только фрагмент). Сердечно рекомендую братьям и сестрам, для которых актуальна тема тревожности, депрессий, неврозов и кто ищет корни этих проблем и рецепты по их решению в основанной на богатстве опыта успешных практиков многовековой духовной мудрости, которая имеет полное право именоваться наукой.
Денис14 июля 2015, 15:23
Если Вы на гране от душевной болезни, если не помогают психотропные таблетки - езжайте в монастырь к матери Сепфоре.
http://klikovo.ru/db/msg/177

Врачи и пнд от душевных болезней не лечат.
mila16 марта 2014, 13:21
Я тоже в своей ситуации слышала одно и тоже:молитесь. и все. Я им (священникам) о мыслях о самоубийстве, а в ответ-тишина. Мне так нужна была сострадательная проповедь хотя бы! В церкви мне не помог НИКТО. Я перестала туда ходить, хотя раньше искренне верила, что это действительно община и помогают друг другу. Теперь я испытываю совсем другие чувства. И помогать мне поздно. Я увязла в этом состоянии духа и думаю уже не выберусь.
Людмила 1 октября 2013, 22:47
Здравствуйте, Мария.Для выработки серотонина необходима аминокислота триптофан.Натуральный продукт называется 5 гидрокситриптофан. Мой номер тел. 380994661348 Людмила.
Елена15 сентября 2012, 01:19
Спаси Вас Бог! Действительно ОЧЕНЬ нужная статья,много подсказок.
Но хотелось бы по-конкретнее узнать: как выбраться из этого состояния, когда уже почти сил не осталось. Как конкретно боролись святые с этим. Как написано выше: почитать истории про уныние из жизни святых подвижников.
И ещё согласна с Сергеем Шкориным, который писал:

Страдающие этими недугами люди более ждут совета. Что делать? И не стандартного совета, что надо, дескать, каяться, молиться, а практические пути. Мы каемся, мы молимся, но не помогает. Можно услышать "плохо каемся, неправильно молимся". Но как правильно молиться, как освободиться от страха, от уныния?

Всем желаю помощи Божией в борьбе с унынием и здравия телесного и спасения душевного!Помоги нам всем Господь!
Мария23 июня 2012, 23:43
Джек, спасибо Вам!
джек 5 июня 2012, 23:09
Мария, кажется в бананах, сыре, и соевых культурах полно триптофана, в-во откуда берется сератонин, а потом и мелатонин
Антонина17 мая 2012, 04:55
Странные какие то книжечки у этого бакалавра. После прочтения было ощущение, что прочла неполезное. Дала духовнику своему. Он просмотрел и запретил. Удивился, что такую литературу одобрили, явно просмотрели.
Мария 3 января 2012, 22:01
Здравствуйте! По результатам обследования (институт могза РАН) было выявлено, что у меня недостаточная выработка серотонина, астенический синдром. Мне назначен антидепрессант - не ради "лечения депрессии" (у меня нет никаких "диагнозов"!), а ради восполнения уровня серотонина, чтобы я справлялась с жизненными нагрузками, "не истощалась". Можно ли какими-то другими способами восполнять уровень серотонина - не антидепрессантами, не химией, не таблетками - А естествеными продуктами, содержащими серотонин (может овощи, фрукты и т п.? гомеопатия?). Я не хочу грешить, принимая антидепрессанты. Я хочу родить ребенка! (а при беременности нельзя принимать антидепрессанты!). Я хочу быть здоровой и создать здоровую, крепкую семью! Спасибо!
Ольга 3 октября 2010, 21:58
"искуситель нашептывает ему: «Ты – великий грешник, и Бог не помилует тебя. Не надейся: ты не спасешься! А если все равно ты попадешь в ад, то зачем несешь свой крест?! Не лучше ли прервать муки?!»"
знакомо
Мария12 апреля 2010, 13:01
отличная статья, толковая, ни одного лишнего слова. Мы с вами.
Сергей Шкорин, г. Пенза30 ноября 2009, 15:59
Статья хорошая, но не законченная. Уж коли дал автор описание этих недугов, то логично было бы и показать путь выхода из этого тупика. Страдающие этими недугами люди более ждут совета. Что делать? И не стандартного совета, что надо, дескать, каяться, молиться, а практические пути. Мы каемся, мы молимся, но не помогает. Можно услышать "плохо каемся, неправильно молимся". Но как правильно молиться, как освободиться от страха, от уныния? Помимо молитвы и покаяния, видимо, должен быть труд, большой труд. На пустом месте попаляющая все недуги души любовь не зародится. Должна быть жервенность, жервенное служение ближнему. Или я ошибаюсь? Хотелось бы увидить примеры, примеры поэтапного выхода. Понятно, что единого рецепта для всех не существует, но ведь должна быть принципиальная схема. С уважением, Сергей.
Легостаева Марина20 февраля 2009, 17:23
Как-то странно читать такую статью бакалавра религоведения. Все какие-то цитаты, выдержки, которые мало что объясняют о человеке.
Вся суть в предпоследнем абзаце.
За последнее время количество психиатрических растройств растет, как и растете количестово и разнообразие препаратов, которые предназначены для купирования этих состояний.
Но так задумано, что нам надо пройти через "пустыню" прежде чем обновиться. И если этот процесс вот так вот просто прерывать, то человек просто "подсядет" на лекарства. Духовный кризис не будет преодолен. А в результате этих лекарств происходит деформация личности. А это уже прямая дорога к инвалидности.
Уныние дается нам как испытание. Умеем пережить его без лекарств, без антидепресантов - поднимаемся выше по лестнице духовности, обретаем радость, укреплеяется вера. И все те необходимые вещества сами начинают вырабатываться в мозгу. Лечатся такие вещи постом и молитвой. Вот только о чем молитва? Я бы еще добавила от себя - работу надо найти по душе. И научиться замечать людей вокруг себя с их заботами и проблемами. Учиться любить. Учиться радоваться.
И могут эти состояния происходить годами. Но ведь и Моисей 40 лет водил по пустыне.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×