Все знают историю про Робина Гуда. Это такой замечательный храбрый парень, который отбирал деньги у богатых и раздавал бедным. Сегодня хотелось бы сказать пару слов о нем, ведь душеполезное можно найти в любой вещи под солнцем. Недаром Господь говорит нам через пророка: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15: 19). Ободримся этими словами и тронемся в путь.
Итак, когда я смотрю на обитателей Шервудского леса, у меня возникает один вопрос богословского характера. Каков этот поступок перед лицом Божиим: украсть у богатого и отдать нищим? Хорошо это или плохо? Когда человек ворует «для себя», всё понятно. А когда из идейных побуждений, «для других»? Когда мы сталкиваемся со всеми этими робинами гудами и деточкиными, многие церковные люди попадают в логическую ловушку: грех они совершают или нет?
Недавно на своем приходе я задал такой вопрос и получил единодушный ответ, что греха тут нет. Хорошо. Если нет греха в том, чтобы украсть и раздать нищим, то можно продолжить логическую цепочку дальше: может, нет греха и в том, чтобы женщина торговала собой, а вырученные деньги использовала, скажем, для лечения больных детей? Вроде сразу две заповеди исполняет: собой жертвует и милостыню подает! В таком случае, может, нет греха и в том, что какой-нибудь «майор Пронин» возьмет снайперскую винтовку и начнет отстреливать всяких наркоторговцев и прочую «нечисть»? Нет, тут уже как будто перебор…
Словом, мы зашли уже в такой тупик, из которого на моей памяти не могли выбраться даже семинаристы. Так где граница между добрым делом, совершенным не совсем чисто, и откровенным злом?
На самом деле ответ тут лежит несколько в другой плоскости, поэтому логическое исследование поверхностной проблемы заводит в лабиринт домыслов.
Диавол никогда не предлагает откровенное зло – он во всякое зло подмешивает добро и этой полуправдой кормит человека
Первая часть ответа заключается в том, что диавол никогда не предлагает человеку откровенное зло, потому что понимает, что человеческое создание, сотворенное по образу и подобию Божию, гнушается зла. Поэтому он во всякое зло подмешивает добро и этой полуправдой кормит человека. Вспомните, в раю змей не сказал Еве: «Нарушь заповедь Божию, отведай плодов». Нет, он сказал льстиво: «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 5). Правда, при этом он не уточнил, что всё добро она уже узнала, и оно закончится как раз вкушением плода, и после этого Ева узнает только зло, которого не знала раньше. О добре она будет после только вспоминать и «плакать горько».
Так и до сих пор. Например, представится человеку возможность хорошо заработать, но впадая в великую суету, так бес начинает нашептывать на ухо: «Много заработаешь – будет возможность больше подавать милостыню». И начинает человек вкалывать от зари да зари, на молитву и храм уже не хватает ни сил, ни времени, и бесенок стоит в стороне руки потирает. Заработал – правда. Зато вот о милостыне уже и не вспомнил. То купил, се купил – нет денег. И опять – в тот же порочный круг. А там уже представится возможность еще больше заработать, но уже не совсем честно. И пошло-поехало. Так диавол всё время обманывает человека, начиная с малого: сначала только допусти мысль в голову. Потом посмотри, хоть одним глазком. Ну, понюхай хоть запретный плод! Ну, лизни! Да ладно, ешь всё, потом покаешься! Слишком порядочный? Не хочешь воровать? Так укради ради других, войди во вкус!
Мы воспринимаем грех и добродетель больше по-западному – юридически и математически
Второй аспект проблемы – наше восприятие греха и добродетели. К сожалению, хоть мы все и являемся православными по сути, однако воспринимаем грех больше по-западному. Для нас, как правило, грех – это преступление, промах. Добро – наоборот – поступок, подвиг. Словом, термины-то все – сплошь юридические. А если добро и зло отличаются друг от друга только знаком «плюс» или «минус», то духовные законы уступают место законам математики, хотим мы этого или нет. Зря мы, что ли, с первого класса учимся складывать и вычитать?
Согрешил два раза, добро сделал один раз. Значит что? Правильно – должен. Согрешил один раз, добро сделал пять раз. Результат? Правильно: +4. Какой я молодец! Хотя, конечно же, грешный я, грешный, грешный, грешный. Или лучше так: грешный Я. Ну, не великий грешник, а так, мелкая сошка.
Вот это – типично юридический подход к проблеме. Не говорю католический, потому что, как я показал, так можно мыслить, находясь в любой религиозной традиции, даже и нехристианской вовсе. Однако в католицизме эта мысль логически завершена, доведена до предела. На этой идее, например, базируется католическое учение о сверхдолжных заслугах святых. Но речь сейчас, собственно, не о католицизме, а о Робине Гуде.
Итак, простая задача для первого класса воскресной школы: Робин Гуд отнял у одного злого человека сто монет и раздал десяти праведным нищим по десять монет. Вопрос: согрешил Робин Гуд или нет, а если согрешил, то как сильно? Вычисляем очень просто: грех – 1, добрых дел – 10.
10 – 1 = 9.
Значит, Робин Гуд имеет 9 чистых дел милосердия, он оправдан и, более того, имеет сверхдолжные заслуги. Ура, ура, ура!
Следовательно, может быть оправдана и блудница, которая тратит деньги на больных детей, и даже Родион Расколь… ой! я хотел сказать майор Пронин.
Остается только пожать плечами: почему же в житийной литературе мы не встречаем НИ ОДНОГО случая, когда святой отобрал у богатого и злого и раздал нищим или когда милосердная блудница была прославлена Церковью или еще что-нибудь в этом роде. В житиях мы встречаем другое.
В житиях мы встречаем совсем другое. Например, вот история о том, как два аскета наткнулись в пустыне на кучу золота
Например, по поводу золота в Прологе есть история, как спасались в пустыне два родных брата в соседних пещерах. Как-то случайно они наткнулись на кучу золота. Один перепрыгнул через золото и убежал в свою пещеру – подальше от соблазна, а второй взял золото, ушел в город, основал там монастырь, при нем больницу и странноприимницу, поручил всё это опытному игумену, а оставшееся золото раздал бедным. После этого он снова оставил мир и вернулся к своему брату. По пути он начал высоко думать о себе и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра из найденного им золота. Тогда ему явился Ангел Божий и с грозным видом сказал: «Знай, что всё, что ты совершил, не стоит прыжка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом».
По поводу же блудницы хочется вспомнить житие святой мученицы Евдокии. Она, еще не зная Христа, проводила жизнь блудницы и стяжала великое богатство. Когда же она повстречала инока Германа и он открыл ей глаза на ее греховную жизнь, Евдокия удивлялась, почему ее богатство богопротивно, ведь из этих денег она «многих нагих одела, многих алчущих накормила, а некоторым и золотом помогла». На что инок отвечал: «Как ты можешь некоторыми делами милосердия очиститься от смрадной и мерзкой скверны греховной, когда ты валяешься в ней добровольно? Богатство, которое у тебя так велико, противно великому Владыке и уже осуждено раньше Страшного суда как нажитое в прелести и блуде. И нисколько тебе не поможет, что ты из этого большого, но скверного и греховного богатства уделяла иногда частицу немногим убогим, ибо награду за эту малую добродетель уничтожает безмерное множество злых деяний, как тонкое благоухание заглушается сильным зловонием».
Для православных отцов грех не столько преступление, сколько болезнь души
Для православных отцов грех не столько преступление, сколько болезнь души. Некое таинственное заболевание, которое постоянно обнаруживает себя в человеке разнообразными симптомами. И подчас очень тяжело различить приближение очередного приступа… О, если бы грех был только проступком! Что стоило бы тогда стать святым! Осознал гибельность злых дел и помыслов, решительно отверг от себя все греховные прилоги – и всё, твори добро без помехи. Но не тут-то было! Кто из нас не видит неправильности своих действий, кого не обличает совесть? Ну, так что же продолжаем всё то же? Да потому что эта язва – как укус комара – всё чешется и чешется. И понимаешь, что не надо расчесывать, но предательская рука снова и снова тянется к укушенному месту.
Созерцая этот мистический магнетизм, пророк Давид восклицает: «Грехопадение кто разумеет? От тайных моих (страстей и греховных вожделений. – о. С.Б.) очисти меня» (Пс. 18: 13). И апостол Павел вторит ему: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 19). Потому как мы рабы греха, доколе Христос нас не освободит от этого рабства.
Так чему лучше уподобить вольный грех? Может быть, вирусу, которым я вольно и свободно заражаюсь. Штамму опаснейшего заболевания в шприце, который мы себе легкомысленно впрыскиваем, идя на поводу у диавольского обмана. Сделал однажды себе инъекцию – и будешь долго и мучительно лечиться, бороться с болезнетворными микробами, которые подчиняют себе каждую клетку твоего организма.
С этой точки зрения легко обнаружить весь обман «зла ради добра». Невозможно выпить пробирку с прожорливым вирусом – и не подвергнуться его действию. Точно так же невозможно украсть, обмануть, соблудить или убить ради благой цели – и не осквернить свою душу, не впустить в себя целую компанию прожорливых бесовских прилогов, ищущих, кого проглотить (ср.: 1 Пет. 5: 8). И добро, сделанное таким вот «инфицированным» человеком, будет тоже осквернено и обезображено, а потому пользы никому не принесет. Его-то и «добром» сложно назвать – это какое-то извращение подлинного добра.
Мастерски нарисовал Федор Михайлович Достоевский обман подобных логических построений в трагедии Родиона Раскольникова. На этом обмане зиждутся все революционные лозунги с их призывами разрушать и убивать конкретных людей ради безликого народа и светлого будущего.
К сожалению, как я сказал в самом начале, в той или иной степени все мы имеем неверные представления о добре и зле. А от этого напрямую зависят наши поступки, мысли и духовная жизнь.
Любую новую «нравственную» идею нужно проверять Священным Писанием
Поэтому нужно стяжать православный образ мышления. Как? Очень просто. Читать духовные книги и молиться. Участвовать в таинствах и вести церковную жизнь. Критически относиться к любой «проповеди» мира сего, который только и знает, что обманывать и увлекать. Любую новую «нравственную» идею проверять Священным Писанием. Вот сказали по телевизору, что неплохо украсть у богатого и раздать нищим. Что говорит Библия? «Не кради» (Исх. 20: 15). Библия не говорит нам: «Не кради, если то-то, а если вот то, можно и украсть». Она категорична в отношении ко греху.
Мы часто мудрим и мудрствуем, когда нужно быть простыми, как голуби (Мф. 10: 16). Стараемся найти лазейку в сплошной стене, когда нужно выбрать другой путь.
Да, иногда бывают ситуации, когда по человеческому разумению от отчаяния можно решиться и на преступление, но, поверьте, воли Божией на это нет. Оружие христианина – пост и молитва; когда пользуемся ими, помощь приходит свыше, неожиданно, сверхъестественно. И Господь нас иногда так испытывает, чтобы проверить нашу веру, упование и твердость. Просто – сознаемся честно! – нам бывает лень и не хватает веры, чтобы решать трудности духовно, проще нам поступать по человеческому измышлению.
Поэтому помолимся, братья и сестры, да подаст Господь каждому духа премудрости, и разумения, и страха Божия.
Я понимаю, что статья не про Робина Гуда, а про нравственный аспект греха во имя добродетели. Но может стоит хоть нам, христианам, оставить несчастного Робина в покое. А то его соотечественники, то делают его поклонником языческого культа, то придумывают ему дочерей-воровок, то рисуют его в пошленьком мультфильме с помощниками котом и мышом.
Давайте уважать прах реально существовавшего и уже умершего человека и не использовать его имя в несвойственном ему образе.
Что касается Робин Гуда - соглашусь с читателем, его деятельность вполне в русле народного творчества, как и сомнительные с христианской точки зрения поступки положительных героев русских народных сказок (почитайте эти сказки в оригинале, а не в детской обработке - такое там найдете). И искать в произведениях о Робин Гуде источник масонства и фашизма, как Павел, - полный абсурд.
Вот - нет и всё. И точка.
Т.е. например, надо соблудить и взять денег маме на операцию - да пусть мама умрет тогда, разве такой ценой жизнь покупают?
Или вот украду, и тут же оправдывать это чем-то там. Нет тут никакого оправдания. Так надо мыслить. Это жестоко, но - "за словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки".
Батюшка правильно сказал, грех как болезнь. Это не поступок, это устроение души и духа.
Нельзя, но если очень хочется то можно - ведь такой подход.
Вот в Ленинграде блокадном не все же были людоедами. Вы понимаете!? Люди хотели есть, и кто-то ел людей, но чаще твердо стояли и не опускали себя.
А мы, такие вертлявые робин-гуды, может и съедим. Уговорим себя, что можно...И съедим.
Господи, подай мне мужество и твердость веры!
Автор в своей статье обращается, на мой взгляд, с призывом :- Люди перестаньте быть легковерными дураками и идиотами; не думайте что вы очень умные, не полагайтесь на себя - вас обманут!!! Учитесь вере в Бога.У этого учения нет ни конца, ни края. Мы все, какие-то православные материалисты. "Великие" плоды цивилизации, которые всё ищут и не могут найти Атлантиду, которую по очевидной вероятности, стёр с лица земли БОГ -" ибо дела их были злы". А мы всё ищем... Атлантиду и деньги, как Атлантиду...Род лукавый и прелюбодейный...
Спасибо за статью и за...праматерь Еву.Очень горько, когда прародителей осуждают без сострадания. Мы с Распятием и с Причастием хуже их в миллионы раз... И что нам, скажет БОГ?
Владимир:
Автору.
Скажите, а как быть с тем случаем, когда батюшка обращается к спонсору за деньгами для строительства храма, заведомо зная, что деньги его неправедные, скажем наворованные, или даже полученные в результате грабежа и бандитизма? А случаев таких, увы, немало
Наверное проще оставить суд Богу. ...
Почему-то "математики-юристы-начётчики"(используя терминологию статьи) забывают, что Господь пришёл врачевать и осящать... Святое или здоровое в этом не нуждается... Сама постановка вопроса начётническим образом говорит об уповании на свои дела, на себя, а не на помиловиние и дар Бога. Вот где-то тут и можно начинать видеть разницу между фарисеем и христианином...
Автору.
Скажите, а как быть с тем случаем, когда батюшка обращается к спонсору за деньгами для строительства храма, заведомо зная, что деньги его неправедные, скажем наворованные, или даже полученные в результате грабежа и бандитизма? А случаев таких, увы, немало
Наверное проще оставить суд Богу. Не знаю мало или нет таких или иных случаев, но знаю один такой случай, когда куча денег от спонсора ушла впустую и, никак не помогла храм построить. А сейчас храм слава Богу достраивается на совсем иные пожертвования. Так вот получилось: что тогда делалось по какой-то причине неугодно оказалось, а что сечас делается -- принимается. Потому лучше, наверное не дергаться по такому поводу как грязные деньги, а суд Богу оставить. Его суд не всегда долгий -- иной раз очень даже быстрый бывает, видимо так надо.
А различить в куче денег грязные и чистые, мало их или немало... Про Матрону московскую о таком случае читали, а Вы, Владимир, можете так вот смело утверждать, что сумеете их различить? Святой?
Очень хорошая статья, спасибо. Но возник вопрос: если с Родионом Раскольниковым всё понятно, то как быть с Сонечкой Мармеладовой?"
Так и быть: "Не суди!" А вот посочувствовать людям, которых вынуждали внешние обстоятельства и обстоятельства оказались сильнее -- стоило бы.
Так и напрашивается: молиться тем, кто оказался сильнее принуждения (не таковы ли святые мученики?) и, молиться за тех, кто оказался слабее.
Уточняющий вопрос: Соня Мармеладова, пойдя именно этим путем, получила какие-то повреждения, какое-то негативное воздействие? Конечно получила. Чем оно было компенсировано, в полном ли объеме, стОит ли ей подражать (другой человек может и совсем ничем не компенсировать вред подобного образа жизни) -- вопросы следующие. Но факт: этот образ жизни вреден и опасен -- повторять намеренно подобные самопожертвования опасно и, не надо никого на этот путь подталкивать (скорее наоборот -- оградить людей от повторения).
А как же "Неправедно собрано, да праведно потрачено"?
Если всю жизнь воровал, да потом уверовал во Христа, покаялся и все раздал, может Господь все прежнее перечеркнет?
А очень просто, Вы и сами это сказали как именно: здесь ключевое слово ПОКАЯЛСЯ. Если покаялся -- будет одно, а если попытался ОТКУПИТЬСЯ и тем обелить себя перед Богом, сам при этом не переменился (в чем и есть смысл покаяния) -- получаешь совсем другое.
Есть трудные профессии
- бизнес ( ты всегда так или иначе "обираешь" своих рабочих и оставляешь себе- мог бы им больше заплатить)
- судья ( когда закон страны противоречит совести и заповедям)
- милиция- по той же причине
- чиновник - по той же причине
- военный - когда приказ, а "враг" много лучше того, кто отдал приказ
- врач - когда исполнить заповедь - преступление лет на 15
И ты везде зарабатываешь как бы "злом". Либо вылетаешь из профессии и даже о домашних не можешь печься.
Не всем же идти в монахи. Далеко не всем.
С уважением, Константин
А Робин Гуд хорошая книга. Добрая и полезная. Тема верная и написано хорошо, но пример неудачный для объяснения выбран.
Одни "математики" и "юристы"...
Грех это -- в первую очередь -- состояние потери единения с Богом.
И все дела -- даже высокоморальные -- лишь "наматывают виток" самости (богоудалённости, закоснения в уповании на свою природу, а не на Бога).
Евангелие может быть понято только из состояния поиска единения, а значит, осознания его отсутствия. И сохранение образа Божия в себе и других (ближних) -- как исполнение заповедей -- есть молитвенный путь к Богу.
Евангелие просто преисполнено советами, которые, будучи воспринятыми как инструкции (формально), приводят к логическому тупику или скованности в решниях... Потому что формально святым быть нельзя... Не роботами (укр. "робыты" -- работать) нас Господь призвал быть, а сынами.. Это значит,что только в духе жизни Отца мы можем понять, что такое святость и что такое жизнь. И вне проблематики обретения достоинства богосыновства всё Евангелие (и Ветхий Завет в том числе) воспринимается неверно.
Об этом говорит автор...
Почему бы не поставить вопрос о том, что Робин Гуд наказывал богатых не за то, что они успешны в предпринимательской деятельности, а направлял орудие возмездия против алчных, которые в жажде наживы попирали абсолютно все заповеди. Может тогда искусственные логические ловушки не понадобятся, и всему найдется свое место.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок - эта оговорка, наверное, не для нас, преуспевших в юриспруденции, математике и богословии, знающих все без исключения, но с маниакальным упорством повторяющих ошибки предыдущих поколений.
Автору.
Скажите, а как быть с тем случаем, когда батюшка обращается к спонсору за деньгами для строительства храма, заведомо зная, что деньги его неправедные, скажем наворованные, или даже полученные в результате грабежа и бандитизма? А случаев таких, увы, немало
"Если увидишь грешащего человека и не пожалеешь его, то благодать оставит тебя..
А кто ругает плохих людей, но не молится за них, тот никогда не познает благодати Божией."
Преподобный Силуан Афонский
Из «Отечника» святителя Игнатия (Брянчанинова):
"Авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их."
Антоний Великий, преподобный (около 251— 356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.
становились святыми (напр разбойник на кресте) Робин Гуд не верил в Бога.
"Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.
Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.
Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.
Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа."
К сожаленью, Вам скажут, что это благой поступок, потому что храм потом освящается, люди там молятся, принимают крещение и прочее. А по сути, конечно же: всё, построенное на гнилом основании, рухнет, не принеся благих плодов. Бог праведен и отвращается от всех "благих" дел, в которых принимал участие сатана. Но здесь есть хитрая ловушка для нашей падшей природы: большинство людей надеются не дожить до того времени, когда рухнут гнилые основания их дел.
Скажите, а как быть с тем случаем, когда батюшка обращается к спонсору за деньгами для строительства храма, заведомо зная, что деньги его неправедные, скажем наворованные, или даже полученные в результате грабежа и бандитизма? А случаев таких, увы, немало
Кириллу. Святитель Филарет (Дроздов) говорил (привожу не дословно): возлюби врага своего, уничтожай врага Отечества, гнушайся врага Божьего.
Слава Богу за все.
С уважением,
Димитрий.
Если всю жизнь воровал, да потом уверовал во Христа, покаялся и все раздал, может Господь все прежнее перечеркнет?
А так, конечно во грехе жить, в надежде добрыми делами умилостивить Бога, сомнительно это. Хотя Господь смотрит на
сердце, и кто, кроме Него знает у кого что там творится?