Надгробие святителя Серафима в крипте храма. Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии «Софийской Вифездой», домом милосердия, называют крипту Свято-Никольского русского храма – подворья в болгарской столице – место, где покоится святитель Серафим (Соболев), воспитанник последних оптинских старцев, подвижник благочестия, ревностный защитник чистоты Православия, широко почитаемый в Болгарии святой чудотворец, канонизированный в 2016 году Русской и Болгарской Православными Церквами.
Прибыв в 1921 году в эту предсказанную ему старцем «хорошую сторонушку», владыка Серафим служил в ней верой и правдой без малого 30 лет и упокоился в праздник Торжества Православия в 1950 году оставив значительный след в истории Болгарской Церкви, множество последователей, духовных воспитанников, в том числе и среди болгарских пастырей и архипастырей, а также несколько важных трудов – книг и статей.
Чудеса по молитвам этого дивного святого начали происходить еще при его жизни. И в изобилии – после его преставления. Каждый день у места его упокоения бывает множество самых разных людей, которые обращаются к нему с самыми разными просьбами, выраженными тоже по-разному: сокрушенной коленопреклоненной молитвой или деловым вопросом к служащим в храме: «Где тут у вас записки с желаниями оставлять?». Но наверняка ни одно прошение не остается без ответа. Ведь несбывшееся «желание» и не совершившееся исцеление – это тоже ответ и тоже чудо, чудо прикосновения к тайне Промысла Божиего. Да и сам владыка Серафим говорил своим духовным чадам: «Ни одна молитвенная слеза не напрасна». А пребывающим в скорбях повторял слова из стихиры службы сорока Севастийским мученикам: «Люта зима, но сладок рай».
Чудеса по молитвам этого дивного святого начали происходить еще при его жизни. И в изобилии – после его преставления
Крипта Русской церкви, как называют в Болгарии подворье Патриарха Московского и всея Руси, – хорошо знакомое место и для нескольких поколений болгарских студентов, и для семинаристов духовных школ, свидетельствующих о помощи святого в сдаче экзаменов. Известны случаи «содействия» святого и при поступлении в учебное заведение.
Милостью Божией мне довелось переводить с болгарского свидетельства о чудесах, произошедших по молитвам архиепископа Серафима, для комиссии по канонизации Русской Православной Церкви. Такие свидетельства собирались и раньше, но после объявления по национальному телевидению Болгарии о том, что готовится канонизация и Патриаршее подворье в Софии собирает свидетельства, их пришло так много, что для перевода пришлось призывать помощников. Были свидетельства и из России. Главное, что нужно отметить, – это радость, воодушевление, с которым была воспринята в Болгарии весть о предстоящей канонизации архипастыря, которого в стране давно уже почитали как святого и чудотворца. Сотни людей захотели поделиться своими историями, порой очень личными и необыкновенно трогательными, поделиться своей радостью, опытом приобщения к миру горнему. Среди авторов были люди и глубоко верующие, и маловерные, и те, кто уверовал после ответа на свое прошение. Сами истории свидетельствовали о том, что никто из авторов не зашел в крипту случайно. Работа над переводом проходила в свете этой тихой, неземной радости. А вспомнилось о ней в связи с совсем недавним случаем, произошедшем все там же, в крипте Русской церкви в Софии, перед началом молебна святителю Серафиму.
Подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии. Крипта храма
***
Одна женщина спросила у пришедших на молебен богомольцев, где оставить записку – молитвенное прошение. Опустила свое письмо святому в ящик и озабоченно вздохнула: «Хоть бы он прочитал!» Тогда я поделилась с ней и хочу поделиться здесь свидетельством о чуде, которое совершилось через год после канонизации. Поскольку речь пойдет об увиденном во сне, это свидетельство было записано и опубликовано спустя время и по благословению семейного духовника – известного и уважаемого старца. Доверять снам христианам не рекомендуется, однако бывают сны от Бога. Описанный ниже случай опытный духовник, монах, посчитал именно таким.
Владыка приблизился к нему и сказал: «К сведению тех, кто сомневается, я читаю все письма!»
В болгарской семье, о которой наша история, очень почитают свт. Серафима (Соболева). Когда матери главы семейства раба Божиего З. (верующего, но еще не глубоко воцерковленного) был поставлен диагноз онкологического заболевания и назначена операция, он приехал помолиться о ней и о дочери, страдавшей депрессивными состояниями, в крипту Патриаршего подворья в Софии. В процессе написания молитвенного прошения он увидел, как служители храма выносят ящик с письмами святителю (видимо, уже переполненный) и подумал: «Зачем они так торопятся? Когда люди опустили письма и когда святой их прочитал? Он не успел бы прочитать их так быстро!». Вскоре раб Божий З. уехал из Софии, а дней через 20 увидел сон: стоит он вместе с подругой семьи, софиянкой (большой почитательницей святителя Серафима), возле ограды Русской церкви, при закрытых воротах во двор. И видит, как из крипты выходит святитель Серафим – точно такой, как на стоящем в храме портрете, одетый так же (в подрясник), и прогуливается по двору. На подоконниках крипты лежат стопки писем. Одни – открытые, другие – еще нет (богомольцы, которые не успевают оставить письма до закрытия храма, обычно оставляют их на подоконнике, но раб Божий З. этого не знал). Потом святой открыл ворота, впустил во двор З. и его спутницу, которая пошла искать свое письмо. А владыка приблизился к З. и сказал: «К сведению тех, кто сомневается, я читаю все письма!» – и подал ему его прошение, на котором было написано: «Радуйтеся!».
Впоследствии оказалось, что результаты биопсии, к удивлению онкологов, не подтвердили наличие у матери З. онкологического заболевания, опухоль оказалась доброкачественной (возможно, в этом сыграло роль и масло, освященное у иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица»). Улучшилась и ситуация с дочерью. А глава семьи укрепился в вере.
Надгробие над местом упокоения свт. Серафима (Соболева)
Не все истории заканчиваются так, как эта. Бог даже по молитвам святых подвижников далеко не всегда дает просимое, а иногда чудеса случаются и без наших о том просьб. Но любое чудо – это своего рода аванс, наставление, послание, предупреждение, относиться к которому нужно со всей серьезностью.