Протоиерей Сергий Правдолюбов |
Роду священников Правдолюбовых из Рязанской епархии около 300 лет. Из поколения в поколение продолжалось служение в Церкви и живая передача традиций, мировосприятия, твердости исповедания веры даже до смерти от дедов и отцов к детям и внукам. Когда начались страшные гонения и преследования духовенства, наши родные, как призванные воины Царства Небесного, пошли за Христа на смерть. По линии отца мой прадед, протоиерей Анатолий Правдолюбов, был расстрелян 23 декабря 1937 года. Трое его сыновей, два священника и мирянин, также отдали свои жизни за Христа. В 2000 году они были прославлены в лике новомучеников. Отец сподобился еще в молодости претерпеть заключение в Соловецком лагере особого назначения и на материке в течение пяти лет. По линии моей мамы – дедушка, протоиерей Михаил Дмитрев, был расстрелян 2 декабря 1937 года в г. Рязани. Его племянник, Евгений Дмитрев, пострадал в г. Перми. Они также были прославлены в лике святых в 2000 г. Кроме шести самых близких родных за веру пострадали еще пятеро других наших родственников, как священников, так и мирян. Всего 11 святых, прославленных ныне святой Церковью! Надо ли говорить, как в нашем роду относятся к подвигу мучеников и к служению Церкви?! Вся история ХХ века у нас «на слуху», рассказы прадедов и дедов оживляли для нас все, даже прошедшие, события. Поэтому «стаж нашей церковной жизни» и передачи устного предания тянется из середины XIX века в непосредственной преемственности. И разговоры о чужеродной или «сталинской» Московской Патриархии для нас непонятны и необъяснимы. Конечно, были разногласия и недопонимания среди родных, но никогда не было разделения и отмежевания «тихоновцев» от «сергианцев». За Христа страдали и те, и другие.
Бог благословил мне прожить целую вторую половину ХХ века в мире и благополучии. Но никогда мы не забывали страдания мучеников – наших предков и отцов. Мы жили в неразрывной связи с ними. Рассказы отца о Соловках и сами Соловки не удалялись с возрастом, а становились все ближе и ближе. С самого детства удалось избежать вступления в октябрятское движение, пионерские и комсомольские организации. Трудные ситуации были, даже были небольшие страдания за Христа, когда меня в школе били мои ровесники, и из 7 класса «А», и из 7 класса «Б», за то, что я сын «попа». Но это было по неразумию, по какому-то общему внушению от взрослых. Сейчас у меня самые теплые и дружеские отношения и с одноклассниками, и с однополчанами.
В 1997 году мне разрешили ознакомиться со следственными делами самых близких родных: это было подлинное восстановление единства и связи со старшим поколением, радость общения и благодатная сила от такого общения. На этом фоне совсем дикими кажутся нападки журналистов и некоторых неразумных политиков, хотящих во что бы то ни стало оторвать Московскую Патриархию от всего русского Православия. Да, трудности были и у меня в церковном служении, были и препятствия, не скрою. Но теперь, уже на старости лет, могу сказать – удалось сохранить линию преемства дедов и отцов во всей жизни. Отец часто повторял слова Господа Иисуса Христа: «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (см.: Откр. 2: 10). И всегда добавлял из той же книги Откровения: «Смотри, чтобы кто не восхитил венца твоего!» (см.: Откр. 3: 11)
Восемь протоиереев Правдолюбовых у дома священномученика Михаила Дмитрева, дедушки протоиерея Сергия по материнской линии, после первого молебна, совершенного 24 августа 2000 г., через три дня после Юбилейного Архиерейского Собора, на котором было прославлено множество священномучеников и исповедников Российских, в том числе Правдолюбовы и Дмитревы. |
Когда в гости к нам в храм приехал один протоиерей из Зарубежной Церкви, потом другой, потом посетила игумения одного из монастырей, я всматривался, вслушивался, воспринимал всей душой состояние их духовного мира. Я почувствовал то же самое родное, близкое, что шло и от моих дедов и прадедов, от духа священномучеников и исповедников. И я радуюсь тому, что намечается, наконец, воссоединение двух частей единой Русской Православной Церкви, может открыться возможность участия в совместном богослужении и евхаристическом общении. Не надо бояться такого общения, бесы работают против служителей Христа по любую сторону границы. Надо стойко и крепко хранить заветы святых отцов, «быть верным до смерти» и сохранять всю чистоту и полноту святого Православия не смотря ни на что! И тогда, «если Бог за нас, то кто против нас?!» (Рим. 8: 31)
Кланяюсь в сторону города заседания предстоящего Собора и усердно молюсь, чтобы Господь благословил все его деяния, умудрил, наставил и даровал соединение, о котором все мы уже давно молимся.