ТВ: соблазн или порядок?

«Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской», – говорит Господь (Мф. 18: 6).

Недавно на российском телевидении появилась маркировка программ, фильмов и передач соответственно возрасту гипотетического зрителя. Все это похоже на робкую попытку навести хоть какой-то порядок в эфире.

Мы попросили пастырей оценить в свете приведенных выше слов Спасителя состояние российского ТВ и ответить на вопрос: если бы конкретно от них зависело что-то изменить в этой сфере, что бы они сделали в первую очередь?

***

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (г. Москва):

– Безусловно, вопрос о телевидении приложим к этим словам Христа. Другое дело, что мы видим в них обещание некоей Божией кары соблазнителям. Но речь-то о другом. О неизбежной омраченности души, ее обезбоженности и гибели. Вспомним иные слова Христовы: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). Поэтому даже такой насильственный уход из жизни – по словам Спасителя – для соблазнителя был бы лучшим, нежели та «тюрьма» души, в которую внутренне человек себя заключает. Вот самая главная беда, которая постигает того, кто соблазняет обдуманно и принципиально.

Маркировка же программ значком ограничений по возрасту – это не робкая попытка, а как раз, по-моему, очень правильный путь. Во всяком случае, доброе начало. Ничего не запрещается, но дается понять, что будет в следующий момент. То есть каждому человеку решать, стоит ли смотреть самому и давать ли это делать ребенку. На мой взгляд, это очень христианский подход – свободный и совестливый.

Надо помнить, что, когда мы что-то запрещаем, это должно быть на пользу. Например, бывает, что человека «несет» и он сам уже думает: «Кто бы меня остановил?», – в таких случаях запрет будет помощью. И хотя он, казалось бы, вопреки желаниям и чувствам, но по воле и убеждению. Однако часто запреты (даже будучи по существу очень правильными) порождают только протест и попытки их лукаво обойти. В таких случаях, как показывает практика современной жизни, все запрещенное быстро переходит из открытых источников на «черный рынок» и точно так же расползается по потребителям.

Появление маркировки программ на телевидении, мне кажется, может явиться безусловной помощью прежде всего родителям. Да и взрослым даст «информацию к размышлению».

У программ же в духе реалити-шоу или боевиков, где ценность представляет только жизнь главного героя и цель, ради которой он не моргнув глазом может походя убить десятки, а то и сотни людей, и разнообразных эротических сюжетов – довольно обширная аудитория. Но только потому, что подобная продукция востребована в человеке животными инстинктами. Однако разжигание этой страстности как раз, в частности, и является тем, о чем говорит Христос в Своем слове о соблазнителях. И, кажется, организаторы подобных передач и шоу делают это намеренно и вполне сознательно. Целая индустрия, приносящая изрядный доход.

Конечно, хотелось бы, чтобы в СМИ были тенденции развития добрых качеств. Но, как известно, худое делается само собой, а на доброе требуется всегда усилие.

Если бы от меня конкретно что-то зависело, я бы не стал решать вопрос: запрещать или разрешать. Обратите внимание, в Евангелии нет ни одной запретительной заповеди, все запреты – в Ветхом Завете. А Христос говорил не о том, что «нельзя», а как строить жизнь. Поэтому я бы, прежде всего, попробовал высказать свою позицию и аргументировать ее. Что же касается собственно запретов, то они работают только при одном условии – если будят человеческую совесть. Просто тогда сам человек захочет на этот запрет опереться, чтобы себя не потерять.

СМИ, возможно, могли бы стать опорой в формировании подобных взглядов, но, во всяком случае, не сегодня, так как нравственные установки их ныне бывают слишком расплывчаты, а порой и просто внеморальны.

Но в целом, мне кажется, надо идти не по пути «льзя»/«нельзя». Перспективу можно увидеть не когда борешься со злом, а когда пытаешься в себе развить доброе начало. Тогда от зла легко отказаться, потому что оно мешает развитию. Я скептически смотрю на то, что эта мысль может быть близка кому-то из людей, стоящих сейчас во главе ведущих СМИ, но вопрос стоит так: «если бы была моя воля…» Так вот, если бы была моя воля, я бы предложил телевидению именно такой путь – путь созидания.

Иеромонах Макарий (Маркиш), руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии:

– Эти слова Спасителя не могут служить верным ориентиром ситуации в СМИ (и на ТВ в частности), поскольку они акцентируют внимание на «малых сих» (сиречь детях), а проблема не в детях, а в грязи, лжи, тупости и пошлости, в равной мере губительной для всех возрастов. Если хотите новозаветную ссылку, то возьмите эту: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте».
Сделать в этой связи следует многое, и кое-что уже делается нашими законодателями, но недостаточно быстро и решительно. В первую очередь следует осознать тот факт, что электромагнитные частоты, на которых транслируются теле- и радиопрограммы, – это наша общая информационная среда обитания, не в меньшей мере, чем воды, леса и воздух. Отсюда два вывода:

– использование этого ресурса (то есть теле- и радиовещание) – не право, а привилегия, которая дается законной властью в интересах общества и изымается ею же. С этой целью исполнительная власть должна создать комиссии по регулярному пересмотру лицензий на использование частот в соответствии с нашими национальными культурными и нравственными нормами;

– злоупотребление этим ресурсом (по аналогии с загрязнением окружающей среды) должно вести к неотвратимому наказанию. Имеет смысл вспомнить простую и разумную английскую пословицу: «Crime stays while it pays» – «Пока преступление выгодно, оно не исчезнет». А насколько выгодно загрязнение информационной среды обитания, никому объяснять не надо.

Протоиерей Димитрий Смирнов, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:

– Я, к сожалению, мало знаком с содержанием телевизионных программ. Но если бы передо мной поставили такую задачу, я потратил бы неделю на просмотр всех передач и многое, думаю, изменил. В настоящее время гениальное русское изобретение, телевидение, используется таким образом, что вызывает отвращение у основной части населения. Его содержание во многом является соблазном для зрителя и учит далеко не полезным вещам.

В первую очередь я убрал бы передачу «Дом-2». Непременно исключил из сети вещания «Давай поженимся». Отвратительная программа. Обязательно удалил с экранов колдунов. Почистил бы передачи про здоровье. Иногда сами не знают, что там пропагандируют. Например, рекомендуют делать прививки девушкам против рака, умалчивая о том, что в результате многие из привитых становятся бесплодными. Трансляции про разные ЧП, с обмусоливанием тем, кто кого убил, у кого, когда украли машину, уж точно никому не нужны.

Повторюсь, я очень редко смотрю телевизор и недостаточно осведомлен в этом вопросе, поэтому назвал то немногое, что вспомнил.

Игумен Нектарий (Морозов), главный редактор портала "Православие и современность":

– Ни в коем случае не дерзну назвать себя экспертом в области современного телевидения – потому как крайне редко и неохотно знакомлюсь с его «продуктами». Но, тем не менее, знакомлюсь. Иногда потому, что происходят какие-то события, по отношению к которым невозможно оставаться безучастным. Иногда же просто намеренно «пробегаюсь» по разным каналам, чтобы представить, что занимает людей и чем «питает» их телеэфир. Ну и поскольку меня самого большая часть того, чему отдано эфирное время, не интересует, то лично для меня телевидение не является соблазном: оно в нынешнем его виде мне не интересно.

С другой стороны, я прекрасно понимаю, как затягивает телеэкран в себя человека, который, придя с работы, привычно щелкает пультом и вступает в общение с этим «другом дома». Причем общение это – не пятиминутное, не эпизодическое, а многочасовое. И самое главное – оно практически не регулируемое. Даже если человек переключается с канала на канал, ищет то, что лично ему больше нравится или же что его меньше раздражает, то все равно в него неконтролируемым потоком вливается разнородная информация: это и сводки преступлений, и перечень очередных стихийных бедствий, и светские новости, и сообщения о смерти известных людей, и реклама, и бесчисленные ток-шоу, и юмор, перенасыщенный пошлостями и сальностями… Причем все это так «приготовлено» и «оформлено», что тут не найдешь ни одного серьезного блюда, а все сплошная жвачка, которая пережевывается с утра и до вечера и снова до утра. И, безусловно, пережевывание это никакой пользы ни уму, ни сердцу не приносит, а, напротив, ведет к деградации: человек привыкает не обдумывать, не анализировать информацию, а просто воспринимать ее в фоновом режиме. И так же – в фоновом режиме – постепенно развращается. Потому что как этого можно избежать, когда ты изо дня в день впускаешь в себя грязь и начинаешь относиться к ней как к чему-то обычному и обыденному?

Телевидение может воспитывать, а может – развлекать. В своем нынешнем варианте оно по преимуществу развлекает. Причем крайне незамысловато. Над чем и почему смеются люди, слыша плоские и абсолютно не смешные шутки, чему они аплодируют, когда на том или ином ток-шоу прозвучала очередная глупость? Я и правда не понимаю. Точнее – понимаю: если над этим смеются, если этому рукоплещут, то дело плохо. И вклад в это плохо телевидение вносит колоссальный.

И я далеко не уверен, что вводящаяся сейчас маркировка программ существенно изменит ситуацию к лучшему. Не говоря уже о том, что большой вопрос – кто будет эту маркировку осуществлять, и не окажется ли этот процесс схожим с антиалкогольной компанией времен перестройки. Уже появлялись сообщения о том, что мультфильмы из серии «Ну, погоди» признаны вредными для детей младшего возраста…

Современное российское телевидение – не просто элемент современной российской жизни, а ее производное. Мы уже два десятилетия говорим и слышим разговоры о том, что живем в стране, у которой нет идеологии. Нет вообще. Есть рынок и его жестокие, античеловеческие и тем паче антихристианские законы. Сообразно этим законам строится и протекает жизнь в сегодняшней России, в соответствии с ними существует и наше телевидение. И я убежден в том, что изменится оно к лучшему и начнет менять также к лучшему своего зрителя лишь тогда, когда у нашего Отечества вновь появится какая-то идеология, кроме «идеологии доллара». Впрочем, все еще, конечно, зависит от того, что за идеология это будет.

Игумен Киприан (Ященко), доцент Московской духовной академии:

– Всем известно: большинство людей у нас привязано к телевидению. Наши центральные телеканалы – один из мощных инструментов формирования общественного мнения. А что мы видим на «голубом экране»? Постыдное, животное, страстное, греховное…

Я много бываю за рубежом и не знаю ни одной страны, где было бы такое похабное телевидение. Такого нет нигде – ни в Америке, ни в европейских странах. То, что «крутят» у нас на телевидении, во всем мире показывают только по специальным платным каналам. И те люди, которые смотрят эти каналы, еще и учитываются как не очень благонадежные. А у нас федеральные каналы фактически выполняют роль закрытого платного канала – эти фильмы смотреть просто неприлично. Многие передачи побуждают людей к тому, что после просмотра они идут и совершают насилие или какой-то иной тяжкий грех.

Конечно, есть телеканал «Культура», но это просто капля в море. Телепередачи, безусловно, должны быть добрыми, красивыми, рассказывать, в частности, о природе, созданной Творцом.

Что же можно сделать? Мы, в центре исследований «Покров», занимались этой проблематикой в течение двух лет, и в результате была создана концепция светского духовного канала. То есть это канал по форме светский, а по содержанию он наполнен не отвлекающей «жвачкой», не ужасами, не страстями, а духовно-нравственным потенциалом. Здесь можно провести аналогию с нашим кинофестивалем доброго кино «Лучезарный Ангел». В самом начале нам говорили, что фильм одновременно и кассовым, и нравственным быть не может. Наш фестиваль доказал: может! Пример – фильм «Остров», благодаря которому многие стали ближе к Церкви. Есть фильм «Поп», есть и другие кинокартины.

По нашим данным, во всем мире в год производится около 100 хороших, добрых фильмов, которые вполне могли бы формировать нравственное мировоззрение у нашего зрителя. Это фильмы, не разжигающие страсти, а побуждающие к тому, чтобы в человеке развивались добродетели: милосердие, терпение, трудолюбие. И это очень привлекательные фильмы. Но, несмотря на то, что эти кинокартины нравственного содержания и представлены на многих известных фестивалях, их как раз не берут на наше телевидение.

Во всем мире на создание таких фильмов, на детское кино есть определенные квоты. Есть также четко разработанные механизмы, которые стимулируют создание доброго кино. Но у нас такая особая страна, в которой этого всего не существует, а если и существует, то не действует. Получается некий замкнутый круг. А все попытки каким-то образом изменить наше телевидение упираются в то, что фактически руководство ТВ выглядит выше руководства страны. И у руководства страны, возможно, возникает даже такое ощущение, будто у нас лучшее телевидение в мире. Здесь очень сложно что-то изменить, но это крайне необходимо сделать.

Сегодня все больше и больше людей пользуются Интернетом, в том числе и на мобильных устройствах. И еще через несколько лет, скорее всего, не будет разницы между Интернетом и федеральными каналами ТВ. Интернет-телеканал в общем легко создать, он не такой энергоемкий и финансово затратный, но очень сложно его наполнять, чтобы в нем сосредотачивался такой контент, который благоприятен для всякого достойного человека. Для этого, как минимум, нужно 200–300 миллионов рублей в год. А для совсем отличного качества эту сумму можно смело удвоить.

Сегодня нужен Давид, который выступил бы против Голиафа безнравственного телевидения и, запустив в него камнем из пращи, уничтожил бы его.

Священник Димитрий Шишкин, настоятель прихода в честь Покрова Божией Матери в селе Почтовом (Симферопольская епархия):

– Начнем с того, что собственно российское ТВ в общем объеме телепродукции, легкодоступной «широким слоям населения», занимает довольно скромный процент, но если учесть, что большинство фильмов, передач, ток-шоу… кто-то приобретает и переводит на русский язык, то, условно, все наше русскоязычное телевидение можно назвать российским. В таком случае можно говорить о процентном соотношении полезной и вредной информации, в данном случае для детей, поскольку это самая незащищенная часть телеаудитории. И в этом смысле введение означенной маркировки – дело вполне оправданное и правильное.

Но здесь возникает другая проблема – это разница, которая может возникать в оценке опасного и неопасного, полезного и вредного с точки зрения светского законодательства и с точки зрения христианской нравственности. И последнее слово здесь будет именно за светским законодательством, а оно, увы, может меняться – и не только в лучшую сторону, как мы знаем.

Идеальным для православных верующих был бы вариант, когда в комиссии, которая определяет ту самую «школу полезности», были бы представлены и имели бы вес православные эксперты. Или так: хорошо, если бы существовал какой-то согласительный нравственный, религиозный совет, в который входили бы эксперты – представители основных религий. Это возможно, поскольку в вопросах нравственности каких-то существенных «межконфессиональных» расхождений быть не должно. Но тогда ведь могут возникать претензии со стороны атеистически или либерально настроенных телезрителей, которые, в случае ограничения вещания тех или иных передач, фильмов, ток-шоу, непременно поднимут крик о клерикализации телевидения. И вот тут…

Вот тут всплывает вопрос власти. Государственной власти. Что она вообще такое, и для чего нужна?.. кого защищает? Вопрос очень важный и серьезный. Потому что если власть защищает всех, то возникает вопрос: от чего? Каковы критерии дозволенного и недозволенного? На чем они основаны? Вариантов может быть масса. Нас бы весьма радовало, если бы власть в своей оценке добра и зла опиралась на то, что теперь расплывчато называют «традиционными ценностями», а на деле – опиралась бы на традиции христианской нравственности.

То, что телевидение не может просто контролироваться законами стихийного рынка с его правилом: хорошо то, что продается, – это очевидно. Потому что зачастую наиболее ажиотажный спрос в области информации имеют вещи скандальные и, прямо скажем, дурно пахнущие. Если телевидение и дальше будет идти по пути этого «свободного падения», то окончательное оскотинивание нашего народа не за горами. И телевидение в этом бесславном процессе сыграет, несомненно, одну из ведущих ролей.

Но если государство все же возьмется за нравственную оценку телеконтента, за его серьезную корректировку, за наведение порядка, то хоть это и вызовет, несомненно, вой определенно настроенной публики, но почему-то думается, что абсолютное большинство адекватных людей, уставших от засилья пошлости, насилия, нравственной гнили и мерзости на экране, только спасибо скажет власти за то, что она обрела какую-то внятную позицию, подкрепленную внятными представлениями о добре и зле.

Насчет того, что бы я сделал на ТВ, будь на то моя воля… Ну что ж… Я бы первым долгом собрал ту самую согласительную комиссию, которой было бы предложено провести ревизию всего отечественного телеконтента и оценить его с точки зрения нравственного влияния на общественность. Одна – но важная – оговорка: у этой согласительной комиссии должны быть чрезвычайные полномочия, подкрепленные и обеспеченные реальной властью. А после того как эта оценка будет завершена, я бы предложил той самой комиссии решить, какие, по ее мнению, передачи, фильмы и ток-шоу надо (простите) выкинуть с телевидения. И если всю эту тухлятину выкинуть невозможно (есть ведь и любители тухлятины), то, по крайней мере, выселить в «резервацию» (показ в ночное время на ограниченном количестве каналов, а желательно и с особыми условиями доступа). И, напротив, то лучшее, что есть на телевидении с точки зрения нравственности, нужно всемерно продвигать, утверждать и развивать.

Кто-то скажет, что это цензура? Так я и не против. Дело не в названии, а в результате, а результатом должно стать преимущественно здоровое и полезное в нравственном отношении телевидение, в то время как сейчас оно преимущественно разлагающее и опасное для нравственного здоровья – и в том числе для здоровья наших детей.

А вообще говоря, вопрос телеконтента – это, несомненно, вопрос государственной безопасности со всеми вытекающими последствиями. Телевидение – мощное средство воспитания и формирования нравственности, и закрывать на это глаза нельзя. Нельзя отдавать ТВ на откуп дельцам, которые заботятся только о рейтингах и барышах и ради утверждения собственных амбиций и достижения сверхприбылей готовы потакать самым низменным страстям и похотям «широкой аудитории».

Священник Георгий Ореханов, доцент кафедры и истории РПЦ, проректор по международной работе ПСТГУ

– Мне трудно оценить адекватно состояние российского телевидения, т. к. уже 24 года я не смотрю телевизор. Именно поэтому телепередачи вызывают у меня некоторый интерес, когда я имею возможность где-то, например, в гостях или в гостинице, что-то посмотреть. И всякий раз, за очень редкими исключениями, связанными, как правило, с передачами канала «Культура», меня не оставляет впечатление какого-то издевательства на зрителем. Авторы передач, люди с очень узким кругозором и примитивными потребностями, навязывают зрителю свое восприятие мира, свое представление об искусстве, политике, нравственности. Конечно, поражает количество передач, связанных с сексуальной сферой. Вообще, такое впечатление, что на телеканалы проникли троечники, которым просто в жизни уже некуда больше было идти. И этим объясняется все, что я увидел в краткие мгновения пребывания в гостиничном кафе или в гостях у своих духовных чад: неталантливое современное кино, в которым ни сценаристу, ни актерам нечего сказать зрителю, и тогда мысли и переживания заменяются пошлостью и сценами насилия, а актеры играю просто самих себя; ток-шоу, построенные на бурных эмоциях и деланных переживаниях; концерты поп-звезд с глупыми текстами песен и повторяющимися мелодиями; и во всем тотальное торжество пошлости…

Что делать? Сложный вопрос, так как современный телезритель, к сожалению, все это и хочет увидеть на экране. Кроме того, там, где присутствуют очень большие деньги, любые попытки изменить ситуацию в лучшую сторону обречены на мощное сопротивление. В качестве каких-то выходов я вижу следующее:

1. Создание новых передач, может быть, целых каналов, которые ориентированы на ценности традиционной культуры, истории России, на обсуждение серьезных вопросов политической, экономической, социальной жизни, вопросов искусства. Более того, можно было бы говорить о программе министерства культуры, направленной на создание новых фильмов определенной тематики. Стоит в этом смысле обратить внимание на то, что за последние годы в США появилось большое количество качественной кинопродукции, посвященной проблемам воспитания и школы. Вспомним, например, «Императорский клуб», «Общество мертвых поэтов» и другие фильмы.

2. Как можно более частая трансляция замечательных шедевров кино 1960-80-х годов, театральных постановок, детских фильмов.

3. Возобновление познавательных циклов, подобных тем, которые были популярны 30-40 лет назад: «Клуб кинопутешественников», «В мире животных» и т.д., их широкая популяризация на телевидении.

4. В исключительных случаях вмешательство лиц, за это ответственных, в вопросы трансляции передач и кинопродукции, дающих совершенно превратное представление об армии, медицине, школе.

Эти советы могут показаться примитивными, но я совершенно убежден, что если мы все каким-то образом хотим изменить ту катастрофическую ситуацию, которая в российском обществе сложилась с воспитанием и образованием, с нашими детьми, эти изменения должны носить целенаправленный характер государственной политики, в которой, безусловно, одно из ведущих мест принадлежит именно телевидению и кино.

Священник Димитрий Березин, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери с. Молоково (Московская епархия), руководитель журнала для настоящих пап «Батя»:

– Многие мои знакомые телевизор не смотрят. Они давно и осознанно сделали свой выбор.

За последнее время все стали жить достаточно комфортно – исчез дефицит, сократилась преступность, сильно поднялся уровень благосостояния людей. По крайней мере, лет 15 назад обстановка была совсем другой.

Но именно в этом и кроется опасность, разрушившая могучие империи. «Хлеба и зрелищ» искали римляне, погибая под натиском варваров. Социалисты 19 века предполагали, что в обществе равенства и благосостояния люди начнут жить творчески, трудиться ради созидания, развивать науку и искусство. Но они глубоко заблуждались, забыв о грехопадении человека.

Когда народ перестает бороться за выживание, только единицы начинают созидать. Большинство начинает развлекаться – заполнять свободное время.

Вот телевизор и стал средством развлечения: бесплатно, не выходя из дома можно быть в курсе всего, что происходит в мире из новостей, переживать чужие человеческие судьбы с помощью телесериалов и ток-шоу, щекотать нервы, просматривая криминальные сводки, гневно осуждать правительство, ругать проигравших футболистов и многое другое. Каждый найдет для себя контент. Именно контент, про содержание и смысл мы стали забывать.

Рынок диктует свои правила игры – затраты надо сокращать, доходы увеличивать. Успешный телеканал привлекает больше зрителей, а значит, продает больше рекламы.

Но как привлечь зрителя? Соблазном - «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам» (Мф. 18:7). Освободи совесть, и получишь благодарного зрителя. Покров за покровом снимаются табу, отменяются нравственные нормы, падают авторитеты, а мы сидим по другую сторону экрана и впитываем все это. Самое страшное, что те же принципы жизни впитывают и наши дети: осуди, возгордись, оболги, посмейся над кем-то.

У нас по каждому вопросу каждый человек имеет теперь свое мнение. А попробуй спроси: «Откуда оно взялось? Ты специалист по теме, прочитал много книг, знаешь лично кто, как и что делал?» - «Нет. Но тварь ли я дрожащая или мнение имею?..» Мнение из телевизора, и далеко не из достойных источников. Ведь повышение рентабельности требует сокращения затрат, а придумать гораздо дешевле и быстрее, чем узнать.

В теме управления телеканалами я не специалист, поэтому умничать на тему, что и как конкретно делать, не буду. Но хочется со стороны потенциального зрителя высказать свои пожелания:

- Поднять значимость содержания над рейтингом. В прайм-тайм должны идти передачи и кинофильмы, поднимающие нравственность и культурный уровень людей.

- Устранить с телеканалов широкого вещания пошлость, разврат, убийства, мат. Хорошо бы, чтобы был разработан документ, регламентирующий, что и когда может показываться, а чего не должно быть вообще. И это должно касаться не только картинки, но и тем, и фраз. Конечно, в разработке такого документа должны участвовать люди с чистой репутацией, особенно – представители традиционных российских религиозных движений, ведь нравственность родом из религии.

- Создать механизмы, при которых смогли бы появляться на свет качественные кинофильмы, мультфильмы, телепередачи, репортажи и т.д. Это серьезная государственная задача, затрагивающая и образование, и производство, и основу всего этого – здоровую государственную идеологию, которая сейчас, можно сказать, отсутствует.

А пока ситуация серьезно не изменится, одним из самых распространенных грехов так и останется: «Батюшка, я телевизор смотрела».

Протоиерей Виктор Дорофеев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Кудиново (Богородское благочиние Московской епархии), заведующий методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Московской епархии, автор учебника «Основы православной культуры»:

– Сегодняшнее телевидение – это в основном потоки мути. И, к сожалению, наши дети и подростки воспитываются не через богословские книги, не через подражание поступкам добрых и умных героев; они видят на «голубом экране», вместо глубоких нравственных передач, полную безнравственность и бездуховность, которые черным грузом ложатся на их души. Вообще-то я ТВ не смотрю, но в те редкие минуты, когда включаешь телевизор, поражаешься: как можно «продвигать» в общество столь дремучую безнравственность и бездуховность?!

Что бы я сделал, будь моя воля что-то изменить в этой сфере? Трудно так сразу сказать – дело в том, что люди уже привыкли к таким «потокам мути». И просто взять все это и раз и навсегда исключить – проблематично: пойдут возмущения. Очевидно, должна быть строгая и последовательная политика контроля за ТВ, чтобы потихоньку переводить телепередачи в нравственное русло.

Но дело еще и в том, что, оказывается, очень непросто делать программы по-настоящему интересные, познавательные и нравственные. Вряд ли можно заинтересовать зрителя, если, к примеру, некий батюшка, устроившись в кресле, рассказывает о чем-то. Чем же увлечь нашего современника и одновременно поделиться с ним высоким нравственным потенциалом? Скажем, я в свое время, когда дети были маленькие, покупал в Троице-Сергиевой лавре кассеты с фильмом «Маленькая принцесса». Дети смотрят его на «ура», причем не один раз. Этот фильм берет за душу, учит любви к ближнему своему. И хотя формально в нем нет ничего православного, но вместе с тем поступки и поведение главной героини в чистом виде христианские. Конечно, для православного воспитания этого недостаточно, но, тем не менее, такие «крупинки» помогают формировать личность.

Мы проводили семинары по воскресным школам, чтобы определить, как воспринимают мир современные дети. Одна из больших проблем: то, что дает сегодня воскресная школа, достаточно далеко от современных реалий, окружающих ребенка. Я просмотрел множество программ, и в целом это хуже или лучше изложенный «Закон Божий» Слободского.

А современный ребенок живет, скажем, музыкой – это для него целый мир. Но каков репертуар, типичный для наших подростков-школьников? Одна из песен, которую слушают (к чести нашей молодежи, далеко не все!), – примитивный сказ о том, как один молодой человек ухаживал за девушкой, а на выпускном вечере она танцует с другим, и вот выход он находит в том, что теперь его «аттестат в крови»… Получается, что в воскресной школе мы говорим о нравственном поведении, а в уши подросткам «вливают» подобные песни, призывающие к насилию.

Социальные сети, Интернет, взаимоотношения полов, проблема абортов – есть масса тем, на которые подросткам нужно обязательно дать внятный православный ответ. Для этого можно было бы сделать телепередачу, где дать им возможность высказываться самим и подвести их к решению проблем в духе Православия.

Священник Иоанн Горбунов, настоятель храма святой великомученицы Параскевы деревни Ольшаны Столинского района (Пинская епархия Белорусского экзархата):

– Не секрет, что телевидение, в первую очередь, интересно тем людям, которые не пользуются или не в полной мере пользуются Интернетом. И в большинстве своем они привыкли смотреть то, что им предлагается, не имея возможности самим подбирать видеоинформацию.

Причем на телевидении светском все наиболее интересное для зрителей чрезмерно перегружено рекламой. От этого не уйти: телевидение в основном за счет рекламы существует. И вот те интересные передачи и фильмы, которые столь редко появляются на экране, люди приспосабливаются смотреть с перерывами, а во время рекламы занимаются кратковременными домашними делами или перекусывают.

На мой взгляд, для нормального существования церковных видеоматериалов на светских телеканалах предлагаемые сюжеты должны быть короткими, чтобы не нарушалась целостность материала рекламой, или же неким образом следует заранее оговаривать вопрос о минимизировании рекламы во время их показа. Причем сюжеты должны быть максимально качественные, а иначе не надо это вообще делать.

Церковным же телеканалам, на мой взгляд, зачастую не хватает «огонька». Церковь часто ассоциируется у зрителей с чем-то нудным, долгоиграющим, малоинтересным, но, как полагают верующие, «смотреть обязательно надо, потому что это церковный канал». Мое мнение: надо больше продвигать документальные познавательные фильмы про страны мира, про святыни, транслировать качественные концерты, в том числе духовной музыки, давать нормальную рекламу ресурсов Интернета. Главное – чтобы было интересно, а уже потом, со временем, возникнет и понимание. Очень важен подбор духовно одаренных и в то же время привлекательных для зрителей ведущих и участников телепередач.

Сегодня на первом плане у людей все определеннее становится не телевидение, а Интернет. Но телевидение переходит в Интернет и никогда не потеряет своей актуальности. Поэтому работа с ТВ должна стать одной из наших приоритетных задач в области медиа.

17 сентября 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Маркировка или галочка Маркировка или галочка
Екатерина Люльчак
С 1 сентября 2012 года вступает в действие закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Теперь телевизионные каналы будут обязаны маркировать все «информационные продукты» значками, информирующими о допустимом возрасте зрительской аудитории. Однако критерии разделения контента по возрастным категориям довольно размыты и вызывают массу вопросов у детских психологов.
Звонок с центрального телевидения Звонок с центрального телевидения
Диакон Павел Сержантов
Носительница красивого христианского имени объяснила мне, что завтра будут снимать программу о семье одного актера. Фамилия его мне знакома по хорошим ролям. И вот в чем дело, ситуацию девушка описала по-настоящему катастрофическую.
Какие наши гады.
Свет и тьма прошедшего телесезона
Какие наши гады.
Свет и тьма прошедшего телесезона

Нельзя объять необъятное – предупреждал Козьма Прутков, и он же учил: зри в корень! Так что «обнимем» только то, что за год на ТВ наиболее втемяшилось в неблагодарную память. И попытаемся отделить корешки от вершков. Подлинным открытием прошедшего сезона стал «Суд времени», героически выходивший на 5-м до тех пор, пока не было принято решение переформатировать канал до неузнаваемости.
«Библейский сюжет»: сделано с любовью «Библейский сюжет»: сделано с любовью
Беседа с телеведущим Дмитрием Менделеевым
Сейчас с экрана практически ушел живой человек, и это настоящая беда. Из программы в программу мы видим одни и те же лица. В прежнее время люди на экране были, и было открытие настоящих личностей. Наши люди изголодались по такому телевидению, и я лично тоже по нему скучаю. Жаль, что главные функции телевидения – просвещение и общение людей – забыты.
Хейкур Хаукссон: «Телевидение должно любить своих зрителей».
Разговор с корреспондентом Национальной вещательной службы Исландии в России
Хейкур Хаукссон: «Телевидение должно любить своих зрителей».
Разговор с корреспондентом Национальной вещательной службы Исландии в России

Совершенно понятно, что за телепродукцию предлагал Пентагон своим солдатам. Если называть это культурой, то исключительно «культурой а-ля гамбургер и кока-кола». Наша интеллигенция выразила свой протест, парламент принял соответствующее решение, и в результате американцы были вынуждены прекратить вещание на Исландию
Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству
Интервью с подполковником Дэвидом Гроссманом, бывшим рейнджером американской армии, автором книги «Не учите наших детей убивать»
В Индии за 15 лет количество убийств на душу населения удвоилось. Удвоилось всего за 15 лет! Только представьте себе, что это значит для такой многонаселенной страны! В чем дело? А в том, что незадолго до этого в каждой индийской деревне появился телевизор, и жители стали вечерами собираться, смотреть боевики и прочую американскую дрянь.
Комментарии
Александр 6 апреля 2015, 09:15
Во всякой вещи и во всяком явлении есть плюсы и минусы. Молоток в руке мастера - благо, ибо служит созиданию, но, молоток в руке злодея - орудие смерти. И так во всем.
"Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или Пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы -
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты -
Каждый выбирает по себе.
******************************"
Ю. Левитанский.
Валентина Кривых26 января 2014, 13:30
Согласна с мнением В. Кирсанова. Пора бить в набат!
Василий15 декабря 2012, 21:25
Царствие Небесное Сергею Супоневу! Вот кто создавал поистине замечательные передачи на постсоветском телевидении! В непростые годы он дарил радость детям.
Найдутся ли сейчас подобные люди? Впрочем, если и найдутся, на путинском телевидении им, скорее всего, нет места.
Василий14 декабря 2012, 19:45
Телевидение должно не только прививать основы нравственности, но также и воспитывать в людях гражданскую активность, чтобы они могли противостоять государственному произволу.
А у нас телевидение прокремлевское.
Василий 6 декабря 2012, 14:45
Эх, была еще в свое время замечательная сатирическая передача "Тушите свет!" Но ее судьба известна: не терпит действующее правительство критики и высмеивания.

Пока власть не сменится - ТВ не изменится.
Игорь26 ноября 2012, 01:52
р.б.Ларисе

Это какие гадости? Да, по моему, телеведущие только и делают, что стелятся перед Путиным.
Если вы о канале "Дождь" - так он стоит особняком. Это спутниковый канал, и есть он не у всех, и вообще, если не ощибаюсь, частный. Я, например, о нем узнал только где-то год назад.
А прочие каналы - самые что ни на есть прокремлевские, лизоблюдствующие перед властями (либо сугубо развлекательные).
И еще. Не всякая критика - гадость. Объективная критика действий власти (и не только их), на мой взгляд, необходима.

р.Б.Лариса18 ноября 2012, 06:16
Игорю: Уважаемый, уж только не нужно лукавить по поводу критики действующей власти! Не критикует только тот, кто не хочет, или имеет иные убеждения! Какие только гадости говорят, не зная, или забывая, что вся власть от Бога... Сталинские времена - вот был ужас. Забыли, дорогие...
Лариса12 ноября 2012, 17:26
Люблю смотреть кино. Хорошее. Когда -то моя мама даже сбегала во время работы в кинотеатр (это была ее единтвенная слабость). Уходила на работу к 7 утра и приходила 7-10 вечера. Но какие были фильмы. А сейчас смотрю православные или что-то поближе по тематике. ВСЕ остальное ужасно. Даже боюсь включить. Море крови.Издевательство. Изуверы а не люди. Это про кино. Ужасно не люблю , когда люди на ВЕСЬ мир обнажют свое нутро. Передача "давай поженимся". Смеются над людьми, пошлят.Ужасно. Очень редко включаю ТВ. Нет у нас ДАВИДА и очень жаль. Жду может появтся и даст в лоб ГОЛИАФУ. ГОСПОДИ помоги нам в этом.
Игорь25 октября 2012, 22:05
На современном российском телевидении две тенденции: с одной стороны, поощряется все самое пошлое, безвкусное, отупляющее; с другой - пресекается малейшая критика действующей власти.
Василий25 октября 2012, 21:07
Галина:
"Вдалбливание в неокрепшие умы мысли о том, что... святые заняли место бывших языческих многочисленных божков, и каждый теперь отвечает за ту или иную область жизни: за огонь - один, за воду - другой, за урожай - третий и так далее."

Простите, но ведь первое время в народе именно так и было.

"А бесконечные импортные сериалы о Дарвине и его теории происхождения человека, происхождении вселенной и т.д."

Противоречит ли теория эволюционизма Библии - слишком сложный вопрос, для этого нужна отдельная тема. И так уже немало копий сломано. Но рано или поздно наука решит, верна эта теория или нет (и, кстати, на "Культуре" был один критический фильм о ней). А до тех пор теория Дарвина является основной, хотим мы этого или нет. Не нужно форсировать события, Галина. Вы, судя по всему, хотели бы, чтобы на телевидении запретили все, что связано с эволюционизмом. Но, поверьте, это не приведет ни к чему хорошему.

Так что с Вашей оценкой телеканала "Культура" я не согласен.
Олег23 октября 2012, 04:29
Спасибо всем высказавшимся - за образчик тоталитарного мышления. Особенно понравилось про то, что цензура - вопрос национальной безопасности и про бесчеловечные законы рынка (батюшка, оказывается, коммунист).
Дария22 октября 2012, 10:14
Лет 15 назад среди православных считалось, что смотреть телевизор - грех, и верующие старались телевизор не смотреть вообще. Потом стали говорить, что смотреть телевизор можно, но только благочестивые передачи, тем более что стали появляться православные телепередачи и даже каналы. Теперь уже речь идет о том, чтобы телевидение переделать под православных, т.е. запретить все неблагочестивое на ТВ. Наверное, эта тенденция вполне логичная, отражающая рост количества христиан в нашей стране.
Но, по-моему, все же проще не смотреть телевизор, чем стараться переделать телевидение. Вряд-ли оно когда-то изменится кардинальным образом.
А что касается маркеров возраста - это конечно не плохая помощь родителям в деле объяснения чадам "почему это нельзя смотреть".
Мария18 октября 2012, 15:41
Здравствуйтие. Совершенно согласна с высказанными ммнениями.
Что ТВ - в основной массе зло, что все проплачено. НО (!) есть очень простой способ изменить реальность уже сегодня. ВЫКЛЮЧИТЕ кнопку питания. Грех есть, был и будет, но только в нашей власти (на то нам дана Господом свобода выбора) помочь нашим детям и родным и самим себе не трартить драгоценное время на просмотр всех этих передачь и фильмов. Заберите у ребенка пульт. Я понимаю, если бы экраны телевизоров вещали у нас в домах против нашей воли - тогда да. А сейчас, мы узники лишь наших собственных страстей. Давайте не будем смотреть тв - и оно перестанет быть актуальным.

Сама не смотрю телевизор более 5ти лет. Честно признаюсь, когда оказываюсь рядом с телевизором - глаз как приклеивается к экрану, через 15 мин.головная боль.
Игорь18 октября 2012, 14:06
Если президент награждает руководство каналов - значит, ему выгодно именно такое телевидение, какое мы имеем в настоящее время
Лидия17 октября 2012, 17:12
Всем известно, что дети впитывают в себя все, что видят и слышат, порой даже не понимая . Дети слышат и видят почти одни гадости с экранов тв . Не удивительно, что столько преступлений ! Мы за запрет мерзких фильмов про убийства, про разврат, про всякие мерзости.
Владислав25 сентября 2012, 11:55
Пока каждый не включит свои мозги и не поймет своим умом, что в наше время ТВ это зло (не всё конечно), ничего изменить в мировозрении людей невозможно. Есть много вариантов бороться с этим злом: 1.Самый жестокий - вынести все телевизоры на помойку или подарить кому-нибудь кто в них очень нуждается. 2.Оставить на телевизоре только каналы, например: ТВ Спас, ТВ Союз и т.д. 3.Отключить антенный кабель на входе в квартиру и подключить к телевизору ДВД проигрыватель и покупая в храме или записывать самому на компьютере диски с хорошими общеобразовательными или православными передачами и смотреть их всей семьей. И еще много других вариантов можно придумать на сколько позволяет фантазия.
Елена23 сентября 2012, 20:47
то ,что зомбируют,это очевидно,даже смешно иной раз смотреть на все эти передачи,уровень скатился очень низко.Я случайно наткнулась на канал,где транслирую передачи времен СССР,это просто небо и земля,даже старый КВН мне понравился куда больше,чем современный.И ещё ,даже если стоит маркировка,но передача-то идет в то время,когда категория,которой её смотреть запрещено,смотрит телевизор.Думаю,нужно без фанатизма навести порядок на телевидении,убрать откровенно вредные и постыдные передачи.С созданием общественного телевидения,думаю,это станет более реальной задачей.Мнение о том,что всем нравится смотреть криминал и всякие глупые телешоу -это миф
сергий 22 сентября 2012, 21:24
Введение возрастных признаков на программы это ничего
не стоящая мелочь!
И хватит говорить о том ,ЧТО ВСЯ ЭТА экранная дрянь
плод коммерческой сиреч рекламной выгоды . Привлеч зрителя
можно массой приличных передач. Значит нас намеренно дебилизируют .
Василий22 сентября 2012, 19:22
Тарзан в кедах:
Не совсем понял Вашу логику по поводу личной вины Путина... В Киеве дядька, в огороде бузина. :)
В Союзе "телевидение мечты" было, а в РИ вообще телек не смотрели. Однако ни от революций ни от развала СССР ни от последующего морального разложения это не спасло.
А 90-е когда тв стало свободное и хорошее и даже был "Зов джунглей" :) мы и жили как в джунглях.

Уважаемый Тарзан в кедах, я уже написал, что деградация телевидения в нулевые годы началась одновременно с усилением государственного контроля над ним. Я не думаю, что это совпадение. То, что сейчас центральные каналы контролируются сверху - факт известный. А Константин Эрнст, превративший Первый канал известно во что, был дважды награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" (в 2006 и 2011 гг.). А уже в этом году был награжден директор НТВ Кулистиков. О чем это говорит? Неужели президент, а вернее, президенты не знали, кого награждают?
"Как в джунглях" мы и сейчас живем. А телеканалы добивают в людях последние остатки нравственности. И то, что качественное телевидение не спасло СССР от развала, не означает, что нам нужно махнуть на современную ситуацию рукой.
Тарзан в кедах22 сентября 2012, 10:35
Василий :
Пресловутая галочка уравнивает
"Дом-2" и фильм "Война и
мир" (!!!) - и то, и то,
оказывается, можно смотреть "с
16 лет".
К слову. Как-то забывается, что
резкая деградация телевидения
началась именно в
"благополучное" путинское
время, по мере усиления
государственного контроля над
телеканалами Чтобы убедиться в
этом, достаточно найти старые
телепрограммы.
Почему в "лихие" 90-е выходило
множество качественных и
интересных передач? "Взгляд",
"Музыкальный ринг", "Чтобы
помнили", "В поисках
утраченного", "Намедни"...
Программы для детей и
молодежи - "До 16 и старше",
"Звездный час", "Зов джунглей".
Даже телеигры были не в пример
современным - "Угадай мелодию",
"Колесо истории".
А что при Путине? Закрывается
все самое интересное. И
появляются "Фабрика звезд",
"Кривое зеркало", "Пусть
говорят", "Дом-2", "Комеди клаб"
и т.д. Эфир канала "Россия"
заполоняют пошлейшие
мелодрамы, а эфир НТВ -
криминальная чернуха.


Не совсем понял Вашу логику по поводу личной вины Путина... В Киеве дядька, в огороде бузина. :)
В Союзе "телевидение мечты" было, а в РИ вообще телек не смотрели. Однако ни от революций ни от развала СССР ни от последующего морального разложения это не спасло.
А 90-е когда тв стало свободное и хорошее и даже был "Зов джунглей" :) мы и жили как в джунглях.
Денис21 сентября 2012, 14:02
У каждого человека, должен быть свой моральный фильтр, который бы ему помогал отсекать все греховное. Телевизор на 98% - ложь, разврат, пропаганда блуда. Род человеческий хотят таким образом вырадить, потому как грех сладок, но за него расплата неминуема.
Оградите себя и своих детей от этого телевЯзера (о.Рафаил, Псково-Печерский Монастырь).
А вообще телевязер - это зомботрон, который программирует человека программами-установками, а нам дарована Свободная Воля от рождения.
Кирилл.21 сентября 2012, 10:06
Вот прочитал ночью в "Биржевом лидере": "Мария Гессен - американская и российская журналистка, а также писательница. С середины сентября 2012г. объявлено о её назначении на пост директора службы "Радио Свобода" в России. Иудейка по вероисповеданию, лесбиянка, активно защищающая права секс меньшинств. Во многих СМИ упоминается, что она является членом совета директоров московского центра для бисексуалов, геев и лесбиянок "Треугольник", основанного в 1993 году и переставшего существовать в 1998 году. У Гессен есть двое детей - Елка и Вова (2001 и 1997гг. р.). Мальчик усыновлён в Калининграде, а девочку Маша родила. Дети граждане США." Вот такие вот маши в России командуют СМИ! А ведь над ними ещё кто-то есть. И вряд ли их всех сегодняшняя власть посмеет тронуть.
Кирилл.20 сентября 2012, 23:48
ДОВЕСОЧЕК: в демократической России, как известно, борьба с алкоголизмом сводится к вырубке виноградников, а модернизация - к замене лампочек. Похожая судьба ожидает и нынешние инициативы. Рок борется против наркотиков, пчёлы - против мёда, а либералы ограждают детей от секса и насилия на ТВ! Не смешите мои подковы!
Василий20 сентября 2012, 17:14
Пресловутая галочка уравнивает "Дом-2" и фильм "Война и мир" (!!!) - и то, и то, оказывается, можно смотреть "с 16 лет".
К слову. Как-то забывается, что резкая деградация телевидения началась именно в "благополучное" путинское время, по мере усиления государственного контроля над телеканалами Чтобы убедиться в этом, достаточно найти старые телепрограммы.
Почему в "лихие" 90-е выходило множество качественных и интересных передач? "Взгляд", "Музыкальный ринг", "Чтобы помнили", "В поисках утраченного", "Намедни"... Программы для детей и молодежи - "До 16 и старше", "Звездный час", "Зов джунглей". Даже телеигры были не в пример современным - "Угадай мелодию", "Колесо истории".
А что при Путине? Закрывается все самое интересное. И появляются "Фабрика звезд", "Кривое зеркало", "Пусть говорят", "Дом-2", "Комеди клаб" и т.д. Эфир канала "Россия" заполоняют пошлейшие мелодрамы, а эфир НТВ - криминальная чернуха.
сириус20 сентября 2012, 17:02
А по-моему все разговоры о смирении перед реалиями дня сегодняшнего-и есть самая что ни на есть гордыня- я мол такой правильный,знаю путь ко спасению,а остальные пусть спасаются сами,будем,мол, и на их пробуждение уповать.Опастная теория, ведь всего-то и требуется-прекратить показывать плохое,и выставлять грех за норму.Каждый должен найти свою дорогу к Храму,но общество в целом должно стараться убрать препоны на пути к Богу.При таком ТВ ,когда все перевернуто ,когда черное объявляется белым,когда диктуется греховная манера поведения-трудно надеяться на нравственное пробуждение,а без него придти можно только к сатане,но уж точно не к Богу.
Дмитрий20 сентября 2012, 12:23
Волжанка :
А я не понимаю, как маркировка
изменит ситуацию. Это
формальность. Как было
подавляющее большинство
непотребства на ТВ, так и
останется. Люди по-прежнему
будут смотреть всё подряд и
дуреть, содержание-то не
меняется.


Маркировка позволит задуматься о том что что то например детям вообще нельзя. Поверте большинство об этом ВООБЩЕ не задумывалось никогда. Это начало, пусть маленькое но начало. Привлекли внимание, сейчас пару-тройку законов приняли о запрете спиртного в ларьках и запрете пропаганды гомосексуализма. Меры ровно такие на сколько наше общество готово отказаться от порока.
Например аборты это плохо, но большинство наших соотечественников против их запрета, какой ВЫХОД? Надо менять общественное мнение.
Дом не стороят с крыши, сначала кладут фундамент и конечно лучше чтобы этот фундамент был на камне веры. "Воцерковляйте" своих близких.
Дмитрий19 сентября 2012, 23:50
Вот тут нам православным надо смириться и потерпеть, не теряя присутствия духа и не переставая, священникам проповедовать слово Божие, а нам - простым войнам Христовым, исповедовать Христа.
Пусть люди наедятся до тошноты "домами-2", позвольте им этот выбор, тогда у них будет нравственный имунитет и не будет возможности обвинить власть или соседей решивших за них и разрушить государство за джинсы,жвачку,кокаколу и содомские программы на тв.

Когда то я тоже не видел ничего плохого в том что творится на тв да и в моей жизни, потом пришло время "собирать камни", сейчас я очень бережно пытаюсь привести к Богу своих близких, и знаете тут наскоком не возмешь, не отучишь от "андрюш малаховых", терпенье требуется.
Радуйтесь что Бог вытащил вас из грязи (думаю среди нас нет рожденных непорочными?) , и спасайте своих ближних, не лезте "спасать всю Россию разом", не развивайте в себе грех гордыни.

(Кажется св.Серафим Саровский): Спасись сам и вокруг тебя спасуться тысячи.
Дмитрий19 сентября 2012, 23:16
сириус ДМИТРИЮ :
А Вы что,боитесь обвинений
содомистов?? А разве содомисты
не обвиняю христиан в
тоталитаризме? Обвиняют,что-
бы христиане не
сделали,обвинения все-равно
будут.Так стоит ли нам бояться
не понравиться кому-то??

Попытаюсь объяснить. В советское время за инакомыслие сажали, нравственные вопросы регулировало тоже государство, в итоге когда для части государственных деятелей стало выгодно нравственное падение общества для развала СССР они просто объявили "свободу совести" для обезбоженного народа приученного что за него все решит власть это стало трагедией - вспомните разгул 90-х что творилось, народ же смотрел на эту "свободу" лояльно, потому что всех достала "партийная нравственнось" насаждаемая сверху.
Народ сам должен потихоньку все это изжить, если начать насаждать "нравственность" с верху это вызовет протест большинства, того невоцерковленного большинства привыкшего к "Дому-2" "Аншлагам" и прочей бесовщине.

Насаждая можно нечаянно сделать из содомитов "страдальцев за свободу", и наш сердобольный но невоцековленный народ опять поверит содомитам как в 1917г.

Нельзя чтобы госудаство регулировало вопросы нравственности СИЛОЙ, иначе у народа не будет НРАВСТВЕННОГО ИМУНИТЕТА.
Извините за сумбур, надеюсь я сумел донести свою мысль.

А так если б мы жили в иллюзорном мире где можно было силой сделать народ нравственным я бы пепрвый был за высылку всех , коммуно-либералов и прочих ЛГБТ за пределы России.
Денис19 сентября 2012, 17:47
Кстати, по поводу "принадлежности" телеканалов(и, соответсвенно, возможности со стороны государства влиять на них)- большая часть прямо или косвенно (через Газпром-медиа, например) принадлежит или контролируется людьми, считающими себя частью "политической элиты", попросту говоря, из окружения и сидящим на определенных постах и должностях.
Те же структуры Газпром-медиа на каналах типа НТВ и ТНТ (с их бесконечными "ЧП", "Глухарями-ментами-ворами", Дом-2 и т.п. дрянью) могут быть легко поставлены на место "самизнаетекем". Но, видимо, деньги слишком большие моются в этом грязном корыте, раз им все это позволяется...
Кафолик19 сентября 2012, 15:44
Подавляющее большинство медиа-индустрии ориентировано на прибыль за счет использования "удобопреклонности человека ко греху". Т.е. паразитирует на общей болезни человечестава "аНаивно"полагая,что сами чистенькими выйдут,да еще с деньгами. Необходимо формирование ментальности,что все вокруг ощбее,что ничего своего у нас нет - все Божие,данное на время. Что бы могли явить произволение. Запустить обратную наживе перспективу жертвенности. Что все взаимосвязаны-бытийно. Делать это можно - талантливо. Люди,которые это будут делать должны сами переживать это. Тогда другие "заразятся".
Денис19 сентября 2012, 13:40
Марина!
Хочу напомнить вам о том, что мы не на базаре, и попытки оскорбления в любом виде - признак сами знаете кого и чего....
Здесь относительно свободная площадка для дискуссий, я волен и вправе высказать свое мнение. Ваше право с ним не согласиться, но отвечать в таком духе- глупо...

Церковь сейчас достаточно влиятельна и вольна. В том числе и в политической и общественной жизни. И даже в экономической...
Но, видимо, не туда усилия направляет.
Кричит, да.. О гонениях на себя. Да, эти крики я, мы, слышим отчетливо, я вижу последствия (впрочем, вполне логичные) - уголовные дела, "посадки" пуссек..
А вот что касается нашей с вами темы- я слышу лишь робкий шепот, и то, время от времени... Когда все кругом призывают бить набат...
Василий19 сентября 2012, 07:57
Мир вам. У меня особых рецептов нет. С 2008 года просто перестал смотреть ТВ. Объелся раз и навсегда. ТВ смотрю "случайно" в кафе или в гостях. Интернет предоставляет массу возможностей просмотра того, что тебе интересно.Когда есть время с удовольствием смотрю телеканал "Культура". А вот за детей страшно, как они смогут понять что хорошо, а что плохо? На нашем ТВ царит хаос, смешение добра и зла настолько тонкое, что надо иметь хоть какой то опыт, что бы отличить одно от другого. Как и писал у меня нет рецептов, но думаю это как простуда которая вырабатывает иммунитет. Наше ТВ очень сильно простыло, потому что простыли мы.
сириус ДМИТРИЮ19 сентября 2012, 04:37
А Вы что,боитесь обвинений содомистов?? А разве содомисты не обвиняю христиан в тоталитаризме? Обвиняют,что-бы христиане не сделали,обвинения все-равно будут.Так стоит ли нам бояться не понравиться кому-то??
сириус19 сентября 2012, 04:24
Так какое телевидение нам нужно? Ответ только один-такое,чтобы все передачи.репортажи,фильмы были сняты с христианской точки зрения.Чтобы во главе угла стоял Христос.Еcли этого сделано не будет,если всем балом будет править сатана,то все эти маркировки будут насмешкой лукавого, и ничем больше.Ну обозначили они какие-то возврастные ограничения,ну и что? Что изменилось? Хоть одна передача исчезла с экрана?Все на своих местах- живут и здравствуют,бабло стригут.А между тем детей страшно к экрану подпускать как с маркировкой,так и без неё.Страшно признать,но в годы атеистического коммунизма ТВ было намного нравственнее.Без воли властьимущих проблему решить не удастся,на добрую волю телебоссов не следует уповать.
Дмитрий18 сентября 2012, 15:49
Галина :
Не стоит строить иллюзий
относительно телеканала
"Культура". ...



Это легко объяснимо: такого кол-ва либерастов как среди интелигенции нет пожалуй нигде кроме... СМИ, вот где либераст на либерасте и либерастом погоняет, вот они и компромитируют хорошую идею.
Истерика это первая и основная реакция либераста на ЛЮБОЕ событие. Вторая - саботаж. Третья - вредительство.
Дмитрий18 сентября 2012, 15:33
Кирилл. :
"Мама вышла замуж", "Война и
мир" Бондарчука, "Мы из
будущего", "Одна за всех", шоу
"Уральских пельменей", "Два
капитана"(1955г), "Любимая
женщина механика Гаврилова"...
Знаете, что объединяет все эти
фильмы, сериалы? В
телепрограмме напротив них
стоит значок "16 ". Такое даже в
СССР не запрещалось детям
смотреть!


А сейчас неужели запрещается?
Не уж то судебные приставы или полицейские пришли к вам в квартиру и выдернули из розетки шнур тв? ;) Признайтесь Вы чтото перепутали...

P.S. Мы живем в самой свободной стране в мире. Иногда этой свободы даже слишком много но компенсирует то что народ наш "частично генетически воцерковлен", и все больше тянется к Богу. Есть конечно и содомитское, "болотное" лобби, куда же без него...
Дмитрий18 сентября 2012, 15:18
Марфа :
Сия маркировка напоминает
мне надпись на сигаретных
пачках "Курение вредит Вашему
здоровью".Может курильщиков
стало меньше? Вряд ли 14-
летний мальчишка выключит
телевизор,увидев значок 18 .А
большинство родителей не могут
контролировать просмотр теле
своим чадом,потому как
работают.Поэтому,на мой
взгляд,подобные значки
бесполезное дело.Нужно
вернуться к образцу телевидения
советских времен,когда оно было
целомудренное.


Все правильно, но нас то убедили что народ не помешал развалу СССР в том числе потому что хотел получить все "блага" западной цивилизации.
А теперь оказалось что мы против этих "благ".
Я думаю так: пусть люди сами выбирают, полностью в приказном порядке убирать не стоит.
Все правильно сейчас сделали.
Насильно нравственность не насадить, содомиты обвинят в тоталитаризме.
Марина18 сентября 2012, 13:36
Денису.
"...если бы Церковь захотела,она смогла бы убедить власть..."
Это вы о чем? Такой наивный или "дурачка включили"? Сколько моих знакомых включая меня плюются от многих каналов и телепередач.Давно уже смотрят только "Культуру" и "Союз".Думаете они не пишут и не выступают или Церковь молчит,а по моему Она не молчит ,а кричит.И Патриарх встречался с руководителями федеральных каналов и что?Не слушают нас только потому что владеют сми телемагнаты с огромными капиталами.Короче - слишком большие деньги.
Юлия18 сентября 2012, 12:16
А на канале мультфильмов до 6 лет не рекомендуется смотреть практически ничего. Доктор Айболит - с 12 лет. Там вообще какое-то издевательство над смыслом этой маркировки.
Тата18 сентября 2012, 11:58
Денис, присоединяюсь. Сначала подумала: это смешно - что может Патриарх. А затем: а как вообще можно дышать, жить и не бороться открыто, дерзко, смело, - если на экранах показывают то что показывают?...
Мария18 сентября 2012, 11:51
Воспитание -фундамент страны,родины,родства потомков. Вспоминаем всех настоящих русских князей,полководцев,ученых,культурных деятелей. Светлое воспоминание.Учились и постигали всего с большими материальными и моральными трудностями:до физического уничтожения и их потомков. И кто уничтожал? На первый взгляд такие же , как мы? Нет! Не такие!Серые ,непризнанные, и не принятые обществом.Ни культуры,ни любви( не ума ,ни сердца).Дали в руки по пистолету,винтовке(у которых ни кола,ни двора,камера-дом родной). Уничтожали все ниже плинтуса. Все!!! "вроде бы"воспрянули из лихих лет? Ан,нет! С 1993 года получили свободу("кто сколько может"!) Вот и выползли, все недоумки(недоученные,невоспитанные"лохматые умом", во властные структуры( где только можно зацепиться с "наваром" для выгоды,но не для страны! Нет болеющих среди них за наше отечество,народ,детей,мощь страны-за светлое,чистое,цветущее.Они есть конечно,но их мало ! Приходится им не сладко -" с волками быть, по волчьи выть!" Слава Богу,что твердые духом ,волей,упорством,крепким умом есть еще и за них нужно просить Бога,всем миром. Если будет хороший руководитель по связям,коммуникации и ЦТ -вещанию,не надо целую комиссию "раздувать"по эксперту.Да,подходит тут один уважаемый,некоторыми(а может всеми)В.Ром.Легойда и ( его соратники священники -напр. Алексеев(как зовут?) преподаватель( семинарии?)
Софья18 сентября 2012, 11:40
Да, трудно комментировать. Есть прекрасные православные каналы Союз и Спас, я их смотрю с удовольствием, но мне уже 72 года, а молодежи хочется другое. Есть безобразные каналы, например, ТВ-3, где часты передачи о колдунах, черной магии и пр. нечисти. Сейчас ставят знаки, можно ли смотреть детям.
Галина18 сентября 2012, 11:37
Не стоит строить иллюзий относительно телеканала "Культура". Увы, и там влияние времени очень заметно. Чего там только не услышишь, особенно на лекциях "уважаемых" "ученых" людей. Откровенная пропаганда атеизма, вдалбливание в неокрепшие умы мысли о том, что христианство заменило язычество, потому что так нужно было для укрепления государства, а святые заняли место бывших языческих многочисленных божков, и каждый теперь отвечает за ту или иную область жизни: за огонь - один, за воду - другой, за урожай - третий и так далее. Это сейчас, когда масса литературы православной (можно подучиться). А бесконечные импортные сериалы о Дарвине и его теории происхождения человека, происхождении вселенной и т.д. А "Власть факта"! Это же ужас - ни фактов, ни власти, пустословие сплошное. При этом действительно хорошие вещи - кинофильмы и т.д. уносятся на ночные часы, а вся эта жвачка, не имеющая никакого отношения к культуре, ежедневно в прайм-тайм идет. Жаль. Хороший был канал.
Марфа18 сентября 2012, 11:05
Сия маркировка напоминает мне надпись на сигаретных пачках "Курение вредит Вашему здоровью".Может курильщиков стало меньше? Вряд ли 14-летний мальчишка выключит телевизор,увидев значок 18 .А большинство родителей не могут контролировать просмотр теле своим чадом,потому как работают.Поэтому,на мой взгляд,подобные значки бесполезное дело.Нужно вернуться к образцу телевидения советских времен,когда оно было целомудренное.
Валентина18 сентября 2012, 10:59
Денис, Вы правы;- тонко подмечено!
Серый не волк18 сентября 2012, 10:07
Волжанка, Вы совершенно правы:
"это не возможно без смены людей, ведь как в народе говорят..."
В народе говорят более жестко:
-- тут не картины перевешивать и не кровати двигать, а извините персонал менять надо!
Виктор18 сентября 2012, 09:50
Про "Ну, погоди" можно прочитать здесь

http://www.pravmir.ru/zapretyat-li-nu-pogodi/
Денис18 сентября 2012, 09:49
Если бы наша Церковь захотела, по настоящему озаботился бы этой проблемой- она бы смогла убедить власти как минимум навести порядок в законодательстве и стандартах ТВ вещания (например, "задвинуть" всякую мерзость типа Дом-2 на такое время, когда никто смотреть его не будет. И т.д., даже не надо "запрещать" ничего).
Да за одно это миллионы россиян были бы искренне благодарны Церкви и Патриарху!!
Но вместо этого Церковь только муссирует тему "гонений" на себя...
Так какова цель, миссия Церкви (не православия, а именно Церкви)? Добиваться комфортных условий своего существования или бороться за чистоту души своей паствы? А ведь рычаги и возможности сейчас весьма действенные у нее есть, сами понимаете о чем речь...
Елена18 сентября 2012, 05:28
Моя дочь воспитывалась на добрых сказках и мультиках, хорошей музыке и живописи,ходила в воскресную школу и в церковный хор, и когда в средней школе она сталкивалась с откровенным злом, хамством и несправедливостью, причем со стороны педагогов-я получила упрёк в свой адрес-дочь думала что мир вокруг добрый и справедливый, такой, который показала ей я, зло оказалось шоком. Правда такому ребёнку легче объяснить уже с позиции православия все причины-следствия и он понимает и не ожесточается,но рельность жестока и её безусловно нужно формировать и посредством ТВ в том числе. Дети много времени проводят у телека и что они смотрят в отсутствие родителей,отследить не реально.
Владимир18 сентября 2012, 00:42
Запретили как раз таки мультик, так как (ВНИМАНИЕ) волк курит. Зато губка Боб остался (видимо, нравственность поднимет). Искренне жаль американцев . Каким человек может вырасти на таких мультфильмах? Ответ очевиден, к сожалению... Господи, не остави нас грешных.
Волжанка18 сентября 2012, 00:25
А я не понимаю, как маркировка изменит ситуацию. Это формальность. Как было подавляющее большинство непотребства на ТВ, так и останется. Люди по-прежнему будут смотреть всё подряд и дуреть, содержание-то не меняется. Нужно полностью менять концепцию телевидения, установить чёткую систему мониторинга качества.А это не возможно без смены людей, ведь как в народе говорят:"У кого чего болит, тот о том и говорит".
Кирилл.17 сентября 2012, 23:37
"Мама вышла замуж", "Война и мир" Бондарчука, "Мы из будущего", "Одна за всех", шоу "Уральских пельменей", "Два капитана"(1955г), "Любимая женщина механика Гаврилова"... Знаете, что объединяет все эти фильмы, сериалы? В телепрограмме напротив них стоит значок "16 ". Такое даже в СССР не запрещалось детям смотреть!
Виталий Кирсанов17 сентября 2012, 14:37
По-моему, уже давно пора в набат бить, глядя на то, что происходит по телевидению. Этот стратегический ресурс нашей страны, как, впрочем, и другие, отдали мошенникам и проходимцам, которые ежедневно кормят наш народ сладкими пилюлями. Если организм человека постоянно кормить шоколадом, то рано или поздно человек умрёт от диабета второго типа. Ведь то же с душами, с разумом, с сознанием людей...

Правда одна поправочка: запретили не мультик "Ну, погоди!", а шведский фильм эротического содержания с одноимённым названием. Подробнее здесь: http://putnik1.livejournal.com/1878496.html
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×