Колхоз Царя Небесного

Почему отец Григорий стал в своем селе не только духовным, но и экономическим наставником

У колхоза «Колос», расположенного в Даниловском районе Ярославской области, вот уже несколько лет не председатель, а отец. Подчиненные — и верующие, и не очень — называют его батюшкой. Бывший врач московской неотложки, а ныне сельский священник Григорий Королев решил заняться реанимацией сельского хозяйства, когда понял, что кроме него вывести из кризиса разоряющийся колхоз некому. С тех пор его хозяйство демонстрирует устойчивый рост, а церковное начальство всерьез задумывается о том, чтобы тиражировать опыт отца Григория по всей России.

Материал любезно предоставлен издательством Никея, которое выпустило в 2012 году сборник статей Дмитрия Соколова-Митрича «Непоследние времена».

Человек в черном

— Петровское, Опалиха, Выдра, Березники, Теперское… — Мария Павловна Малова перечисляет деревни, которые еще двадцать лет назад находились от нее в радиусе десяти километров. — …Артюково, Окулово, Горки, Ильинское, Зиновское...

Священник Григорий Королев
Священник Григорий Королев
    

Всего 22 мертвые деревни. В живых осталось семь. Восьмая — село Горинское, где живет она сама.

Марии Павловне 83 года. Сегодня за один день она выкопала на своем огороде пять соток картошки. Каждую весну Малова говорит: «Ну, все. Этим летом буду помирать». А каждую осень сама копает картошку. Старики здесь живут долго. Помирают другие. Те, кто родился в 50-х и 60-х.

Пять лет назад соседний с Марией Павловной дом купил человек в черном.

— Сначала меня сюда направили в командировку вскоре после рукоположения, — вспоминает свои первые дни на новом месте отец Григорий. — Здесь священник заболел, надо было его подменить. А когда командировка закончилась, местные старушки отказались меня отпускать. Написали в епархию депешу и таки добились своего.

— Чего хочет женщина, того хочет Бог.

— Не женщина, а старушка, — поправляет отец Григорий. — Это не одно и то же.

Троицкий храм в селе Горинское никогда не закрывался — опять же благодаря местным бабушкам. Они просто сели под его стенами и сказали: «Взрывайте вместе с нами!» Комиссары добрые попались, развернулись и ушли.

Но в истории местного храма не это поражает больше всего.

— Он был построен в конце восемнадцатого века. — Отец Григорий говорит громко, но я его почти не слышу, потому что оглушен красотой иконостаса. — Зрелое барокко. А финансировали строительство местные крестьяне. Просто скинулись, помимо десятины, и построили церковь. Вы можете себе представить такое сегодня? Я — нет. А вот когда это станет возможно, тогда я скажу, что Россия возродилась.

— Даже если мы достигнем такого же уровня благосостояния, я не могу себе этого представить. Люди сегодня совсем другие.

— А потому и бедные, что другие. Богатство дается Богом лишь тому народу, который готов в своей деревне и на свои деньги построить храм. Для начала — хотя бы храм.

— Отец Григорий, меня предупреждали, что вы по духу не православный, а протестант.

— Православие не запрещает трудиться и достойно жить. А в тонкости богословия давайте не будем углубляться.

Или труд, или грех

Григорий Королев вырос в подмосковном Подольске. Получил медицинское образование и десять лет проработал реаниматологом в скорой помощи города Москвы. «Насмотрелся на смерть и стал искать источник вечной жизни» — это первое, что приходит в голову.

— Нет, не так, — отвечает Королев.

— А как?

Пауза. Замечаю, что в комнате, где мы сидим, из магнитофона доносятся кельтские напевы.

— Не было ни долгих поисков, ни жизненного надлома, ни чудесного откровения. Просто в какой-то момент я вдруг почувствовал, что вот оно, совсем рядом — то пространство, в котором все встанет на свои места. Мне осталось только сделать шаг. И я его сделал.

— А зачем стали председателем колхоза? Ведь сельское хозяйство — это суета сует и всяческая суета.

— А вы просто попробуйте встать на мое место, и сами все поймете.

— Попробовал. Не понимаю.

— Я священник. Моя задача — организовать духовную жизнь прихода. Задача-минимум — чтобы этот приход не исчез. Чтобы люди продолжали приходить в церковь. И вот я встаю перед фактом: еще лет десять-двадцать — и прихода просто не будет. Наши замечательные старушки займут свое место на небесах, а молодежь или разъедется, или сопьется. Что я должен делать?

— Найти профессионального и надежного мирянина и убедить людей, что это именно тот человек, который им нужен.

— Согласен. Только нет здесь такого мирянина. Просто нет. Я фактически оказался перед выбором: или взять на себя грех и дать окончательно развалиться единственному в селе предприятию, или взять на себя труд и попытаться его спасти.

Религия как средство производства

За последние пятнадцать лет у колхоза «Колос» сменилось семь директоров, поголовье скота уменьшилось в семь раз, сумма долгов приблизилась к двум миллионам рублей, а задержка зарплаты перевалила за три месяца. Последним главой хозяйства была бывшая директор сельского клуба.

    

В тот день, когда собрание пайщиков «рукоположило» Григория Королева в председатели, в бухгалтерии не было даже пятисот рублей, чтобы отправить машину с надоенным молоком на молокозавод.

— Я читал в ярославской прессе, что вы первым делом распотрошили церковную кассу и погасили долги по зарплате.

— Я тоже читал и долго смеялся. Хорошего журналисты мнения о деревенской церковной кассе. Все это, конечно, выдумки. Личные полтысячи рублей на молоковоз — да, вложил. Но дальше надо было предпринимать стратегические решения. Никакие финансовые вливания этому хозяйству не помогли бы.

Разговор о том, как «Колос» спасали от банкротства, продолжился на следующий день в колхозной конторе. Рядом с отцом Григорием сидит человек, которого зовут Максим Янов. Он здесь в двух ипостасях — как автор экономического рецепта по выведению хозяйства из кризиса, и как духовное чадо его председателя.

Отец Григорий и просто Максим познакомились в Интернете, на сайте дьякона Андрея Кураева. Будучи еще студентом Ярославского филиала МЭСИ, Максим забрел туда в поисках ответа на давно мучивший его вопрос — что означает первая строка Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и слово было Бог».

— Раньше мне в церкви нравился только запах, — вспоминает Максим. — Жил я обычной студенческой жизнью: учился, гулял, подрабатывал в коммерческом ларьке. Однажды в окошко моего киоска какой-то протестантский миссионер сунул брошюрку и убежал. Там было Евангелие. Я прочитал эту фразу и не знал, что с ней делать: и понять ее не могу, и выбросить из головы не получается. Я даже на лекции по философии спросил у преподавателя, что она означает. Он толком не смог ответить, и развернулась такая дискуссия, что лекция была сорвана. Оказалось, что эта тема интересует половину курса. А потом на форуме Кураева я задал тот же вопрос отцу Григорию.

— И он вам все объяснил, да?

— Нет, просто с его помощью я понял, что есть логика, а есть духовное ведение. Те, кто отрицает второе, живут вполжизни. А человек, который живет вполжизни, — он и работает вполсилы. Это, пожалуй, главная составляющая нашего успеха. Все остальное — лишь производное от нее.

Возлюби лишнего своего

После учебы Янов два года проработал экономистом на Рыбинском кабельном заводе. А когда отец Григорий стал задумываться о колхозе, Максим начал строить антикризисные планы по его оздоровлению. В конце концов он понял, что думать об этом издалека получается плохо, и переехал жить в Горинское насовсем.

Дмитрий Соколов-Митрич. Непоследние времена
Дмитрий Соколов-Митрич. Непоследние времена
— Главной продукцией этого колхоза всегда было молоко. — Максим вдруг на моих глазах превращается из человека Божьего в человека делового. — Поэтому перед нами встали две главные задачи — увеличить надои и поднять закупочную цену молока. Надои зависят прежде всего от кормов. Раньше колхоз кормил скот комбикормом собственного производства. Выращивал для этого пшеницу и овес. Но гораздо выгоднее продать это зерно на рынке, а на часть вырученных денег купить уже готовые комбикорма со специальной добавкой — фелуцином, который стимулирует надои. Так мы и поступили. В итоге убили сразу двух зайцев — увеличили надои и получили дополнительные оборотные средства. А чтобы улучшить сортность молока, взяли в лизинг охладитель и фильтры. Благодаря этому оборудованию мы теперь продаем молоко на тридцать процентов дороже, чем раньше.

— Кроме увеличения доходов антикризисные менеджеры любят говорить об оптимизации расходов и реструктуризации долгов.

— Долги мы сократили с двух миллионов до полутора. А потом вышел закон «О финансовом оздоровлении сельхозтоваропроизводителей», который позволяет реструктуризировать задолженности с отсрочкой на пять лет. Единственное условие — безупречная проплата всех текущих платежей. Пока держимся.

Про оптимизацию расходов отец Григорий решил рассказать сам. Очень болезненный оказался вопрос.

— Нам пришлось сразу осуществить целый ряд непопулярных мер. Для начала на сорок процентов урезали зарплату. Правда, с тех пор уже на десять процентов снова подняли.

— Сейчас угадаю: в знак протеста село приняло ислам.

— Нет, просто половина народу уволилась. Но осталась лучшая половина. Она вполне справляется с тем же объемом работ, что и раньше. Слишком много было лишних людей.

— А как же любовь к ближнему? Пусть даже и лишнему.

— Все-таки странные у современных людей понятия о христианской любви, — улыбнулся отец Григорий. — Есть большая разница между «любить ближнего» и «ни в чем не отказывать ближнему». Любовь не должна потакать греху. Если я помогаю ближнему беспрепятственно пить и губить свою душу, я — его злейший враг. Я был в шоке, когда увидел, какая система оплаты труда действовала здесь раньше. Человек мог с чистой душой уходить в запой, самое худшее, что ему грозило, — это сорок процентов штрафа. Но свои шестьдесят процентов он в любом случае получал. А что такое ушедшая в запой доярка? Это не просто потери в сегодняшних надоях. За женский алкоголизм расплачиваются прежде всего коровы — если их вовремя не подоить, у них развивается мастит и пропадает молоко.

— А вы не пытались лечить личный состав проповедью?

— Я проповедую в церкви. Кто хочет — тот приходит. Народу действительно становится все больше. Молодежь подтягивается. Но на работе я считаю миссионерскую деятельность излишней. Хотя нет, один раз все же пришлось. Доярка попросила денег на аборт. Я не дал и объяснил почему. Теперь у нее растет классный щекастый пацан. Недавно крестили.

— А не было искушения просто взять и набрать на работу трезвых и дешевых гастарбайтеров?

— А тогда просто все потеряло бы смысл. Я же вам говорил, что пошел в председатели лишь для того, чтобы сохранить приход. Вы забыли, наверное.

Менеджеры в рясах

Ближайшего делового партнера отца Григория зовут Евгений Горюнов. Он бывший депутат Госдумы, а ныне — владелец небольшого молокозавода. Горюнов пока еще не духовное чадо отца Григория, но на богословские темы они уже общаются чаще, чем на деловые. Евгений Владимирович наблюдает за колхозом «Колос» со стороны и много думает.

    

— На мой взгляд, у духовенства действительно есть шанс занять полупустую нишу эффективных сельхозменеджеров, — считает Горюнов. — Я работаю со многими поставщиками, и мне есть с чем сравнивать. У священников есть ряд преимуществ. К ним изначально испытываешь больше доверия. Даже если предположить, что отец совсем не святой, за ним стоит Русская православная церковь — огромная структура со своей иерархией и большими возможностями. При таких условиях и священнику труднее кого-то обмануть, и наоборот — кому-то труднее обмануть священника. Но главное даже не в этом, а в том, что на селе осталось очень мало трезвомыслящих людей. Таких деревень, где не потеряли работоспособность только поп и его ближайшее окружение, все больше. Так что если духовенство всерьез пойдет в сельское хозяйство, то чаще всего конкурировать им будет просто не с кем.

— Считается, что у них гибкости мышления не хватает.

— Ну, это вы зря. Отец Григорий рассказал вам о своих взаимоотношениях с районным управлением сельского хозяйства? Он первым в районе стал вести независимую от них политику. Поэтому до недавнего времени отношения у него с местной властью были не очень. Но теперь все иначе.

— Он решил к ним прислушаться?

— Нет. Просто успех стал слишком очевиден. Его хозяйству удалось войти в нацпроект. Отец Григорий начинает строить современный автоматизированный животноводческий комплекс. Скоро я уже буду закупать у него евромолоко — то есть продукт такого качества, который соответствует стандартам ведущих европейских производителей.

— А мне он почему-то ничего не сказал. Может, сглазить боится?

— Да кто ж его сглазит?! Он же священник.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Свящ. Александр Дьяченко
«Трудно быть Богом, батюшка» «Трудно быть Богом, батюшка»
Приходские хроники
Священник Александр Дьяченко
Вот так у Господа всегда бывает: сделал ты вроде бы разовое доброе дело, а получается, что долго потом еще с него «купоны состригаешь».
Глубинка промеряет глубину Глубинка промеряет глубину
М. Бирюкова
Глубинка промеряет глубину Глубинка промеряет глубину
О том, как служится батюшкам на селе
Марина Бирюкова
Наши мальчики-семинаристы идут на эту жизнь сознательно и добровольно. Они знают, что их ждет, и не питают иллюзий.
Отец Анатолий и его «американец» Отец Анатолий и его «американец»
Елизавета Маетная
Школьники из 64 стран скинулись на трактор для старушек из вымирающих ярославских деревень. Среди местных топких болот и дремучих лесов трехметровый дизельный вездеход — главное оружие в борьбе с бездорожьем и единственное средство передвижения по заброшенным деревням, где доживают свой век одинокие старушки. Как и 100 лет назад, появление в российской глубинке трактора стало настоящей сенсацией.
Комментарии
Alex Angel23 февраля 2018, 22:32
Доброго всем суток дня, может кто знает как связаться с о. Григорием. Буду признателен с уважением Александр.
тамара19 августа 2015, 23:36
БОГ Вам в помощь ,батюшка Григорий !!!!! и многая лета!!!!СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ.СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ . СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ.как сейчас идут дела в колхозе у батюшки???
людмила25 февраля 2014, 20:26
помоги господи отцу георгию
Иван10 января 2014, 16:13
Проповедь и миссия уместны везде, о.Григорий!
Людмила11 декабря 2013, 11:45
Как жаль...в колхозе дела плохи.....
Когда долги и нет финансирования очень трудно возродить заново.
Простите,но можно было написать ,что эта информация устарела.
Андрей31 октября 2013, 15:03
Кто нибудь искал информацию по данному колхозу, что с ним дальше случилось?
Если поискать в инете то последняя инфа на 2008 год и она ой как не утешительная :(

Прошу не кидать в меня камни, я бы очень хотел чтобы у этой истории был хороший конец.
Сергей С. 9 августа 2013, 16:51
На РНЛ, например, статья была опубликована ещё в сентябре 2006 года. Много воды утекло с тех пор. Что же было далее? Отец Вадим, хотя бы в двух словах не расскажете, в качестве поучения (если это полезно, конечно)?
иерей Константин 8 августа 2013, 15:15
Что-то случилось, видать. Этому материалу лет 6-8 уже, в с. Горинское теперь настоятель - иерей Сергей Морозов.
Интересно, а что дальше было с отцем Григорием Королевым...
Людмила 8 августа 2013, 12:44
Слава Богу! Оказывается,можно возродить сельское хозяйство,публикация очень порадовала.
Дмитрий 5 августа 2013, 14:14
"иерей Вадим Могилко, г. Данилов", а какой конец-то??? может подробнее напишите?
Екатерина30 июля 2013, 00:59
http://premier.region35.ru/gazeta/np472/s8.html?print
иерей Вадим Могилко, г. Данилов28 июля 2013, 00:19
Статья запоздалая! Было это давно, уже года три тому. Конец этого эксперимента печальный... Священнику лучше заниматься своим делом.
Оксана24 июля 2013, 10:49
У моего сына который очень хочет жить в деревне и уже с Божьей помощью помогает в алтаре теперь появился Герой Нашего Времяни.Спаси вас Господи.
Лариса24 июля 2013, 01:39
Вот это ДА! Пример и опыт достойный подражания! Может быть с Божьей помощью и работой вот таких Энтузиастов и удастся вернуть народ в село. И Глубинка - потеряет свое название- т.к дороги и средства общения города с селом улучшатся! Бог в Помощь отцу Георгию и вот таким как он энтузиастам!!!
Николай23 июля 2013, 22:42
Можно только пожелать этому священнику держаться истины Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа: “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф. 6:24).
Иначе будет трагедия колхозного масштаба, если опыт будет распространяться, то существует опасность сильно навредить Церкви.
Мой совет такой - когда предприятие станет работать стабильно год, два - сдать дела приемнику и посвятить себя полностью служению Богу.
елена23 июля 2013, 12:33
Господи помоги таким людям!
Михаил23 июля 2013, 07:49
Вот эта сила Господа нашего Иисуса Христа что делает.Дипломированный сельхоз инженер не мог , а он смог. Потому что в нём сила божья и старание.Слушайте свою душу и она скажет вам кто вы и что вы.Сначала в себе поселить Господа в душе своей. Потом будет у вас всё.

Да хранит вас православные Господь!!!!
Прохожий23 июля 2013, 00:16
А как в данном случае согласовать деятельность батюшки с 6 Правилом Святых Апостол, которое запрещает священнику мирские попечения вплоть до извержения из сана?
Нет, конечно все проблемы более чем понятны - развал страны и сельского хозяйства, дух времени и все такое... Тем более, что это уже не первый случай председатествования священника, но все же Богу Богово!!!
Александр22 июля 2013, 23:31
Молодцы!
Татьяна22 июля 2013, 19:26
Господи, помоги России возродиться. И вразуми всех нас.
lyudmila toll22 июля 2013, 18:16
Спаси Господи отца святаго и его паству.
Вот так крепкая сердечная молитва старушек помогла
чтобы не погибло их родное село
и послал Господь такого батюшку что на все руки дока.
как было сказано в одной молитве...что все нам здесь на этой земле
и в настоящей жизни БОГОМ послано..и это от МЕНЯ....
Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ!
Да святится имя ТВОЕ!
Дай Бог чтобы это стало примером чтобы не погибали сельские приходы
Татьяна22 июля 2013, 15:53
В России большая проблема с правом!? Вся хозяйственная деятельность - это отношения регулируемые правом!? Русское право основано на христианстве (княжеские уставы по которым князья фактически передали весь суд Церкви?...)!? Священник действительно может стать руководителем именно в этом смысле!? Судьба людей и возделывание сада, а не цена на евромолоко у руководителя на первом плане? Это все очень сложно? Спаси Бог.
Дмитрий22 июля 2013, 12:39
В добрый путь! Благослови Бог!
андрей22 июля 2013, 12:13
дайте расчетный счет колхоза или священника
Наталия22 июля 2013, 11:45
Вы знаете, очень своевременный материл: ведь понятно, что только духовенство может возродить сельское хозяйство России. Это понятно по тем картинам монастырской, а иногда и приходской жизни, когда рядом с храмом возникает прекрасно организованное хозяйство. Только батюшку могут слушаться работники, только батюшка не обманет, только батюшка с Божьей помощью всё сделает и решит правильно. Так что спасти сельскую Россию может только наша Церковь. Иначе мы не поднимемся на бизнесе и т.п. галиматье.
Родион Николаевич Юрьев22 июля 2013, 11:43
Есть некоторая опасность с создании "православных колхозов". Впрочем, эта опасность обыкновенна для всех компаний, которые начинают с нуля: сперва делить нечего, а когда начинаются большие доходы, каждому кажется, что это именно он вложил силы/средства в этот результат.
А в сочетании с религиозной составляющей это сразу приобретает другую окраску. В Таиланде католические священники являются такими "помещиками": когда-то иезуиты выбили у королей право для католической церкви владеть землями, и теперь священник на селе у них - не священник, но и работодатель, и вообще - помещик. Вся его паства - это его наёмные работники.
В результате - проблема. Как идти на исповедь к директору колхоза? Многие из крестившихся тайцев - выходцы из католиков.
Не впасть бы и нам в эту западню.
Наталья22 июля 2013, 10:59
Я бы по-мирски сказала - "БОМБА!"
Какой пример для подражания, особенно для молодежи!
Мне 52 года, третий год как воцерковляюсь, дети взрослые, на уме - куда-то уехать в Америку искать "лучшей жизни".
С Божьей помощью все возможно и на родной земле.
Слава Богу, что есть в нашей православной церкви такие батюшки-подвижники, (живу в Украине).
Спасибо вам, отец Григорий!
Владимир Раменский22 июля 2013, 10:52
Замечательная публикация. Нужно только помнить, что не всякий священник может быть председателем колхоза - не всем дано.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×