В далекие времена, после распространения христианства в Баварии, во многих немецких семьях дети вместе со взрослыми готовили в канун рождественских праздников неприхотливые вертепы или ящики с марионетками, служившими местом для устройства кукольных представлений на библейские темы. Такие вертепы, или рождественские ясли, изображающие рождество Иисуса Христа, называются в Германии Weihnachtskrippe. Широкое распространение эта традиция получила на всем Западе в средние века. Рождественские ясли можно видеть в праздничные дни почти в каждой церкви, на рождественских базарах и в других общественных местах Мюнхена и других немецких городов.
Эксперты считают, что одной из самых старых и больших коллекций в мире рождественских яслей обладает Баварский национальный музей в Мюнхене (Prinzregentenstrasse 3), где развернута большая экспозиция, рассказывающая о технике и мастерстве изготовления рождественских яслей на юге Германии, Австрии и Италии. Уникальные экспонаты свидетельствуют о культурной и историко-религиозной жизни народов Западной Европы и демонстрируют связь религиозной народной традиции и народного творчества.
Не только накануне и в праздничные дни Рождества Христова, но и в продолжение всего календарного года можно обозревать в залах мюнхенского музея оригинальную коллекцию рождественских яслей, основание которой положено известным баварским меценатом Максом Шмедерером (1854–1917), долгое время собиравшим миниатюрные и дорогостоящие экспонаты в Италии, Тироле, Баварии и других немецких землях. Внешне они похожи на макеты театральных декораций с фигурками Богомладенца, Девы Марии, святого Иосифа, трех волхвов (у немцев – «трех королей»), пастухов и животных, повествующих о таинстве «тихой и святой ночи» в Вифлееме более двух тысяч дет назад. Материалами вертепов являются драгоценные металлы, дерево, фарфор, слоновая кость, картон, бумага и т.п.
Одна из немногих в мире механическая электрифицированная панорама рождественских яслей также находится в специальном музее баварского городка Альтэтинг, называемом «сердцем Баварии», где сосредоточено несколько монастырей и храмов.
На улицах города можно видеть и так называемые «живые» рождественские ясли – народные фольклорные представления сцен из Священного Писания. Глядя на неприхотливые декорации и живых исполнителей таких «ясельных представлений», невольно ловишь себя на мысли, что рождение Богомладенца Иисуса произошло не в пастушеском вертепе Вифлеема, а где-то в одной из альпийских деревень, расположенной в географических пределах горной Баварии, Австрии или Швейцарии.
На крупных площадях Мюнхена в конце ноября можно видеть развернутые выставки-продажи и экспозиции рождественских яслей из частных коллекций, соперничающих своим мастерством и богатством с собранием Баварского национального музея. Талантливо выполненные неизвестными церковными художниками-декораторами рождественские ясли заставляют благоговейно устремлять наши мысли к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открывать для себя высокий и благодатный смысл священного события в жизни мира – Рождества Христова, ставшего точкой отсчета нового исторического времени и положившего начало богатейшей христианской культуре.