Воронеж, 20 июня 2007 г.
Заместитель начальника Главного управления образования Воронежской области Геннадий Козберг в ходе пресс-конференции, посвящённой вопросам текущей работы образовательного ведомства, затронул также тему подготовки школ области к массовому изучению Основ православной культуры (ОПК).
По словам Геннадия Козберга, «право не изучать по каким-то мотивам этот курс у учащихся и родителей остаётся», сообщает Благовест-инфо.
24 мая руководитель Главного управления образования Воронежской области Яков Львович объявил о введении, начиная с 1 сентября 2007 года, ОПК в качестве «обязательного факультатива» в статусе предмета регионального компонента.
Тогда же Управление образования области, региональный институт усовершенствования учителей и епархия подписали новое соглашение, рассчитанное на действие в течение 3-х лет, которое содержит ряд пунктов, касающихся преподавания нового предмета. В частности, речь идёт о совместном (долевом) финансировании начинания участниками соглашения.
Предполагается, что ОПК будет вводиться на территории Воронежской области поэтапно в течение 4-х ближайших лет и будет изучаться со 2 по 11 классы.
Название «обязательный факультатив» происходит от того, что данный предмет значится в перечне факультативов, рекомендованных Министерством образования России для включения в учебные программы субъектов Федерации.
В городе и области сторонники и противники ОПК параллельно ведут сбор подписей, соответственно «за» и «против» предмета.
В настоящее время обнародован проект программы для младших (2-4 классов), выполненный учителем городской школы Воронежа № 19 Л.Романовой в ходе реализации предыдущих соглашений образовательного ведомства и епархии. В 1990-е гг. в рамках одного из таких соглашений школа № 19 получила статус «экспериментальной площадки по возрождению духовно-нравственных традиций отечественной педагогики».
Проект воронежской программы ОПК для учащихся 2-4-х классов имеет три основных направления своей реализации. Это - «знакомство с жизнью Православной Церкви в соответствии с датами церковного календаря и связь этой жизни с бытом, трудовой деятельностью, взаимоотношениями православных людей; показ воплощения нравственного идеала православия на примере жизненного подвига конкретных людей; нравоучительное чтение и беседы на материале близких детям жизненных ситуаций».
Проект учебной программы уделяет большое внимание знакомству детей с отдельными словами и оборотами, а также грамматикой и письменностью церковно-славянского языка, что, по мнению разработчика и методистов, должно послужить обогащению речевой культуры детей и повысить уровень общей грамотности. Помимо лингвистического акцента, проект программы имеет патриотическую, познавательную, общекультурно-гуманитарную и мотивационную (к труду, милосердию, исполнению социально-возрастных ролей) компоненты.
Занятия будут проводиться по одному учебному часу в неделю. Рекомендуется оценивать ответы учащихся, используя для этого только положительные оценки. Проект учебной программы для младших классов предусматривает также итогово-обобщающие уроки по пройденным темам, как и использование игровых элементов, как-то: участие детей в создании концертных программ, приуроченных к Рождеству и Пасхе, и исполнение номеров таких программ перед родителями.