Икона свв. Апостолов Петра и Павла (XVIII в.), украденная из Петропавловского храма в селе Сибаче в 1971 г. Возвращена Церкви в 2006 г. |
Открылся второй канал на радио «Сион», созданный братией Руенского монастыря св. Иоанна Рыльского. Канал будет передавать аудиозаписи богослужений и церковную музыку, имея, как сказано, «чисто монастырский характер». Братия назвали эту программу в честь знаменитого византийского композитора церковной музыки, св. Иоанна Кукузеля, который, как считают, был болгарского происхождения.
Материал готовят сами монахи, а дальнейшее обслуживание совершают в софийской студии на центральном канале «Сион», имеющем миссионерскую направленность и цель привлечения молодежной аудитории в лоно Церкви Христовой[1].
Святитель Нектарий Эгинский |
Святой Нектарий – очень известный подвижник в православном мире, прославившийся как чудотворец. Один из самых больших храмов Яша посвящен ему, и множество верующих приходит теперь, чтобы приложиться к его честным мощам[2]. Для Церквей, активно возрождающихся после периода коммунистических гонений, в том числе, и Румынской, очень важна духовная поддержка, и произошедшее обретение великой святыни является также и такой поддержкой, и зримым символом братского общения православных народов.
Вышла из печати книга иеромонаха Иоанникия (Балана), «Румынский патерик», переведенная епископом Митрофаном. В первой части Патерика повествуется о румынских святых, живших с XIV до первой половины XIX века, а вторая посвящена тем, кто жил и подвизался со второй половины XIX до конца ХХ века. Это уже девятая книга, переведенная владыкой Митрофаном с румынского языка[3]. Отрадно видеть, что в последние годы все больше издаются в разных Поместных Церквах книги других православных народов. Это один из вернейших путей к взаимообогащению из духовной сокровищницы Вселенского Православия и, вместе с тем, прививка от ереси этнофилетизма (когда говорится, что Православие – только для русских/греков/сербов/болгар и т.п.).
К счастью, такой процесс есть и в нашей Церкви. Если еще лет семь назад на книжных прилавках лежали книги лишь отечественных авторов, то теперь есть целые полки литературы, переведенной с греческого и сербского языков, благодаря чему русские читатели успели познакомиться и полюбить таких подвижников, как св. Николай Сербский, св. Нектарий Эгинский, Паисий Святогорец, Иустин (Попович) и другие. Будем надеяться, что со временем появятся книги и переведенные с румынского – например, у нас до сих пор практически неизвестно наследие крупнейшего румынского богослова о. Димитру Станилое.
До сего дня в древней столице Болгарии не было ни одного храма, посвященного св. Параскеве (Петке), хотя она считается небесной покровительницей города. Теперь это будет исправлено, и храмы появятся сразу в двух кварталах.
14 октября на месте, отведенном под строительство, был совершен водосвятный молебен. Инициативный комитет, в который входят представители местной интеллигенции и бизнесмены, по благословению Синода Болгарской Православной Церкви, подготовил проект храмов, посвященных «святой Петке Тырновской» – покровительницей города с XIII–XIV вв. В нем почивали ее честные мощи, которые теперь находятся в румынском городе Яше, куда ежегодно прибывает до полутора миллионов верующих, чтобы поклониться им[4].
Святая Парскева Пятница – одна из любимейших святых на Балканах. Что примечательно, греки считают ее гречанкой, сербы – сербкой, болгары, македонцы, румыны также утверждают, что она представительница их народов, и так и пишут в житиях. Яркий пример того, как святой человек, соединившись со Христом, в котором «нет ни иудея, ни эллина», становится одинаково близким для православных людей самых разных национальностей.
Иконы Пресвятой Богородицы и свв. Апостолов Петра и Павла (XVIII в., кисти Георгия Стояновича), украденные в 1971 г. из Петропавловского храма в селе Сибаче. Возвращены Церкви 19 октября 2006 г. |
35 лет назад один белградский коллекционер организовал ограбление церкви – из иконостаса выкрали четыре иконы, принадлежащие кисти известного сербского иконописца Георгия Стояновича († 1746). Одну икону полиция нашла два года спустя и вернула в храм. Две другие в 1974 г. были тайно проданы одному любителю древностей. Когда же он много лет спустя умер, сын этого человека, зная, что его отец покупал много икон, пригласил священника, чтобы тот изучил коллекцию – вдруг там есть краденые иконы. И когда стало известно про упомянутые иконы, он с готовностью вернул их Церкви, дабы исправить отцовский грех, возможно, совершенный по незнанию.
Владыка Василий сердечно поблагодарил как этого наследника, так и всех, кто поспособствовал возвращению святынь в тот храм, для которого они и были созданы. Теперь осталось ожидать возвращения последней, четвертой украденной иконы, о местоположении которой сейчас, к сожалению, ничего не известно[5]. Но можно надеяться, что Господь поможет вернуться и ей. Хорошо бы, если примеру упомянутого наследника последовали и другие коллекционеры.
В воскресенье, 15 октября, в Успенском храме города Дамаска Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий IV в сослужении епископов Антиохийской Православной Церкви рукоположил архимандрита Силуана (Муса) во епископа Буэнос-Айресского и Аргентинского. До этого архимандрит Силуан был секретарем митрополита Алеппского Павла, а на епископскую кафедру в Аргентине избран на заседании Священного Синода Антиохийской Православной Церкви, состоявшемся 3–4 октября в монастыре святого пророка Илии, в Ливане[6].
Из-за гражданской войны в Ливане, хуссейновского режима, а позднее войны в Ираке и притеснений в Сирии несколько миллионов православных арабов были вынуждены покинуть родные места. Большинство из них переселилось в Южную Америку. Замечательно, что Антиохийская Церковь продолжает пастырскую заботу о своих чадах, переселившихся на другой континент, и, конечно же, рукоположение нового епископа для Аргентины будет способствовать укреплению Православия в этой стране.
По благословению митрополита Чешских земель и Словакии Христофора, 21–22 октября состоялся семинар по иконописи в монастыре Успения Пресвятой Богородицы в Вилемове. С докладами выступили сам митрополит, настоятельница обители Иоанна (Баудисова), а также известные в Чехии иконописцы. Были обсуждены как богословские вопросы, так и практические. Один из докладов был посвящен иконописной школе при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре[7].
Чехия сейчас является европейской страной с самым высоким процентом атеистического населения. Но при этом Православие, по свидетельству митрополита Христофора, единственная конфессия в стране, численность которой с каждым годом растет. И прошедший семинар как раз свидетельствует о полноте и высоком интеллектуальном уровне церковной жизни в Чехии, способствуя возвращению в Православие славянского народа, которому первому проповедовали равноапостольные Кирилл и Мефодий.