Православный календарьПравославный календарь
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.

У истоков православной прессы

В 1990 году в Украине вышел первый номер газеты Украинской Православной Церкви – «Украинский православный вестник», сейчас называемой «Церковная газета». Событие это напрямую связано с преобразованиями в Украинской Православной Церкви, освобождавшейся как от пагубного влияния на церковную жизнь тоталитарной политической системы, так и от диктатуры бывшего митрополита Филарета (Денисенко). И свидетельством тому, безусловно, стал исторический Харьковский Собор Украинской Православной Церкви, 15-летний юбилей которого отмечается ныне.

 
Благословение лавры

""В середине 1980-х я, тогда молодой советский журналист, работавший специальным корреспондентом республиканской военно-патриотической газеты «Патріот Батьківщини», стал посещать православные богослужения, открывая для себя неведомый мне дотоле мир Православия. А когда в 1988 году возле Дальних пещер Киево-Печерской лавры появились монашеские фигуры в черных клобуках и зазвучали молитвенные песнопения, показалось, что время отбросило меня на столетия назад. Помню, как подошел ко мне на службе седовласый игумен Исаия (Каравай), постриженик лавры еще до ее закрытия в 1961 году, и спросил, нет ли у меня желания исповедаться. Узнав о моей профессии, он как-то весело сказал: «А чего ты прячешься? Нужно писать о Церкви, рассказывать о ней правду. И время сейчас для этого подходящее. Вот, возьми интервью у нашего наместника архимандрита Ионафана». Так появилась моя первая публикация на церковную тему, состоялось первое знакомство с наместником православной обители. Я стал прихожанином лавры, близко сошелся со многими ее насельниками. Вскоре архимандрит Ионафан (Елецких) был возведен в сан епископа и назначен викарием экзарха Филарета. Тогда-то он и предложил мне организовать редакцию православной газеты. На это решиться было непросто: и организация издательского процесса – дело нелегкое, и журналистов еще найти нужно, а главное – нужно было навсегда порвать со светской (тогда – советской) журналистикой. Большего всего смущала реакция родственников, которые были в основном атеистами, членами КПСС, журналистами, партийными работниками. Глубокие сомнения разрешил мой духовный отец протоиерей Феодор Шеремета, тогда священник в Покровском монастыре, преподаватель литургики Киевской духовной семинарии: «Увидишь, Сережа, со временем все твои родственники придут в Церковь». Признаться, я не поверил, ведь никто не предполагал тогда, что всего через полтора года распадется Советский Союз, рухнет атеистическая идеология, и многие люди в духовном поиске обретут веру в Бога. Я написал заявление об увольнении и пришел работать на Пушкинскую, 36.

Первая встреча с владыкой Филаретом оставила хорошее впечатление. Собственно, сравнивать было не с кем. Атмосфера митрополии, дорогие иконы, картины, изысканная мебель, мягкие ковры, Филарет в глубоком кожаном кресле за огромным письменным столом, его степенная, властная речь – все это впечатляло. Вот только глаза… Когда он смотрел в упор, хотелось отвести взгляд. Я еще не знал тогда, что попал в систему тотального контроля, страха и… унижения. Потом я понял: одно дело быть светским гостем митрополии на Пушкинской, другое – ее служащим.

Однако благословение лавры, встреча со многими замечательными духовными лицами, знакомство с жизнью Церкви, а главное – собранный небольшой редакционный коллектив вдохновляли на творческую работу, дарили радость от сознания того, что служишь Церкви и Богу и уже не должен лицемерить, пропагандируя советскую идеологию. В состав редакции входили Татьяна Красовицкая, закончившая Московский литературный институт; Станислав Речинский – ныне известный публицист, а тогда выпускник филфака Киевского госуниверситета; литературный редактор Елена Бобровникова – ныне авторитетный редактор, сотрудница издательского отдела лавры и «Церковной газеты», принявшая монашеский постриг с именем Евтропия; ответственный секретарь журналист Владимир Зиновьев, журналист РАТАУ Лариса Козик, художественный редактор Галина Зуева, фотокорреспондент (ныне почивший) Александр Петрук.

Задача стояла сложная: нужно было выпускать газету в 16 полос на двух языках два раза в неделю. Был подписан договор с «Союзпечатью»: новое религиозное издание, кроме храмов и монастырей Украины, должно было распространяться через государственные киоски прессы. Выход в свет первого православного газетного издания был встречен одобрительно как в церковной, так и во внецерковной среде. Возможно, как ответственный редактор я допустил одну важную стратегическую ошибку: я, светский журналист, привыкший к самостоятельности, не согласовывал в деталях план выпуска газеты с главным лицом – экзархом Филаретом. Полагал, что он и без того занят, да и неприличным казалось беспокоить столь важное лицо «по пустякам». Все-таки у меня уже был десятилетний опыт работы в прессе… Трения начались, когда в газете появилась не согласованная с экзархом новая рубрика «Церковь гонимая». Я поручил Стасу Речинскому найти в архиве Управления КГБ материалы о репрессированном священстве (в 1990 году это уже было возможным). Мы стали публиковать рассказы о злодеяниях против Церкви и мученическом подвиге духовенства. Помню первую реакцию Филарета: он удивленно поднял брови, долго рассматривал опубликованный материал и… ничего не сказал. Но было видно, что его что-то смутило. Я не знал тогда о его связях с «компетентными органами» и о многолетней подотчетности идеологическому аппарату ЦК КПСС, о его «кумовстве» с первым секретарем ЦК КПУ В.В. Щербицким и о многом другом. Не знал также, что однажды впасть в немилость у Филарета означало дать повод для расправы. Так как я был светским лицом, меня нельзя было «запретить» или «отправить за штат», однако любая моя оплошность в работе тут же замечалась и фиксировалась. Сотрудники редакции чувствовали постоянную неприязнь и верного филаретовского бухгалтера Катерины Ивановны, преданной сестры-хозяйки монахини Варвары: новые люди не вписывались в устоявшуюся раболепно-угодническую жизнь филаретовской резиденции. К тому же, как выяснилось позже, за каждым следило «невидимое око» филаретовской «сестры» Евгении Петровны Родионовой, прозванной «владычицей всея Украины», о которой старец Исаия как-то полушутя тихонько сказал: «Если бы кто-нибудь сумел убрать ее из Церкви, то сразу же обеспечил себе царство небесное».

События развивались стремительно. Почил о Бозе Святейший Патриарх Пимен, на Пушкинской стали паковать контейнеры и чемоданы, поскольку местоблюститель патриаршего престола Филарет и мысли не допускал, что Патриархом будет избран кто-то иной. Потерпев полное фиаско в Москве, Филарет вернулся в Киев с коварным планом создания Церкви в Украине «под себя». Он стал угрюмым, подозрительным и откровенно жестоким: например, один пожилой священник сразу после «разговора» с Филаретом умер от инфаркта. Не буду говорить о преступном «приглашении» Святейшего Патриарха Алексия ІІ в Киев в дни съезда зарождающегося Руха, когда разъяренные националисты УПА-УНСО избивали монахинь, высланных Филаретом на крестный ход на площадь возле Софии Киевской; о тайных переговорах с «дышащим на ладан» Политбюро КПУ; о бандитской деятельности появившегося будто из-под земли некого Минкуса, ставшего правой рукой Филарета и буквально грабившего Церковь; о репрессиях против духовенства; о курсе отделения от Москвы. И, наконец, о разоблачениях Филарета в статьях Александра Нежного в журнале «Огонек», где писалось о его агентурной связи с КГБ, о «единоутробной сестре» Евгении Петровне и троих детях «монаха-митрополита» Денисенка… Обо всей этой грязи писано-переписано, и, как говорится, Бог ему судья: раскольник-анафема ныне в тяжелом старческом маразме собирает «жатву», отвергнутый всем мировым Православием.

 
Филарет после ГКЧП

Произошла непредвиденная задержка очередного номера газеты «Украинский православный вестник» – какой-то сбой с бумагой в типографии «Нотная фабрика», где печаталось издание. Филарет вызвал меня к себе и, вперив холодный взор, отрезал: «Вы взялись не за свое дело». Мне было дано понять, что я должен увольняться. Правда, когда газета вышла, буря улеглась. В мрачном настроении я отправился в отпуск с семьей проведать сестру в Азербайджане, где она жила с мужем-офицером. На это время пришлась попытка государственного переворота ГКЧП в СССР, нерушимый Союз стремительно распался, Украина провозгласила независимость. Вернувшись в Киев, я с удивлением узнал, что новым главным редактором газеты назначен Михаил Сергеевич Канюка – по протекции некого «консультанта» газеты Ивана Ивановича Бражника, бывшего заведующего кафедры… научного атеизма Киевского госуниверситета, читавшего в свое время лекции и на факультете журналистики и, как выяснилось, давнего друга Филарета. М.С. Канюка был моим научным руководителем, когда я писал дипломную работу (как ни странно, по теме украинского национализма в годы войны), он, внук священника, в то время уверовал в Бога. Не буду осуждать обоих ныне почивших, оказавшихся в той ситуации покладистыми людьми. Они упросили меня остаться в качестве «зама», а сами, образно говоря, «умыли руки».

Тогда же ужесточились репрессии Филарета против «непослушного» духовенства. Был лишен сана епископ Ионафан, дерзнувший возразить Филарету, что он по канонам Церкви не может избираться «пожизненно» в качестве предстоятеля Украинской Православной Церкви. В Москву потоками шли письма-жалобы о произволе Пушкинской, 36. Филарету было не до нас. Однако когда вышел очередной (последний) номер «Вестника», Филарет «вспомнил» обо мне: в коридоре митрополии он в ярости кричал, как смели мы не опубликовать материал о лишении сана викарного епископа и управделами УПЦ Ионафана. Я возразил, сказав, что информация об этом позорном и преступном событии была. Он, молча развернувшись, скрылся в кабинете. Вернувшись в редакцию, я написал прошение об увольнении. А когда вышел из зловещих стен резиденции Филарета, втайне уже вставшего на путь раскола, ощутил себя человеком, освободившимся от двухлетних тюремных уз.

 
Харьковский Собор. «Православная газета»: второе рождение и очищение от скверны

Не передать словами, каково было ликование духовенства и православной общественности, когда на историческом Харьковском Соборе 27 мая 1992 года был избран новый предстоятель Украинской Православной Церкви – митрополит Владимир. Мне в то время довелось быть секретарем Комитета духовенства и мирян по защите Православия, который, собственно, готовил по благословению украинских архиереев историческое Житомирское собрание, а затем помогал в проведении самого Харьковского Собора. Господь сподобил меня быть свидетелем тех исторических событий в Харькове: бывший староста Михайловского храмового комплекса памяти жертв Чернобыля в Дарнице Владимир Макарчиков (увы, не устоявший впоследствии в лоне канонической Церкви) и я были представителями от мирян, хотя принимать участие в самом Архиерейском Соборе мы не имели права. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима мы помогали готовить документы Собора, а затем получили письменное благословение способствовать организации встречи нового предстоятеля Церкви митрополита Владимира. Я тогда работал корреспондентом «Новой газеты» (редактор М.С. Канюка), которая в условиях тотальной информационной блокады освещала приезд митрополита Владимира, а затем и разбойническую деятельность раскольников, поддержанную Л. Кравчуком, за что вскоре и была закрыта – удушена экономически.

Редакция студенческой газеты «Ракурс» Киевского госуниверситета им. Т.Г. Шевченко выпустила специальный первый номер родившейся тогда новой «Православной газеты». Инициатива ее издания принадлежала Станиславу Речинскому, он же и редактировал ее. Затем «Православная газета» стала выпускаться Киево-Печерской лаврой, редактируемая лично митрополитом Владимиром.

Часто встречаясь с новым предстоятелем Украинской Церкви по вопросам текущих событий в жизни Православной Церкви (в те годы особо свирепствовал раскол, власти взяли сторону Филарета, пресса, кроме «Независимости» и «Киевских ведомостей», безмолвствовала), я реально ощущал, как разительно непохожа манера общения митрополита Владимира на филаретовскую, и вспоминал свое трудничество на церковно-газетной ниве на Пушкинской, 36 как кошмарный сон.

Во владыке Владимире мы, журналисты, увидели не только любящего пастыря, простого, доступного, интеллектуально и духовно одаренного человека, но и блистательного публициста и редактора. Каково же было внутреннее ликование и трепет моего недостоинства, когда митрополит Владимир в конце 1993 года предложил мне исполнять послушание ответственного редактора «Православной газеты» и руководителя пресс-службы УПЦ. Проработав в этой должности четыре года, часто и подолгу общаясь с митрополитом, я вынес из этого времени самые лучшие и благодатные воспоминания. И я благодарю Бога, что ныне, когда православная Украина отмечает 15-летний юбилей Харьковского Собора, украинские православные масс-медиа – редакцию телевизионных программ, высокопрофессиональную пресс-службу, официальные православные электронные серверы, полноцветную многостраничную «Церковную газету» и множество других изданий – возглавляют замечательные православные журналисты из числа духовенства и мирян.

Сергей Герук

1 июня 2007 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×