Православный календарьПравославный календарь
Как кришнаитки ездили в Лавру к прп. Сергию
История одной удивительной поездки
Мы целый день провели в Сергиевом Посаде. Всё было сказочно, тепло, по-семейному, очень радушно, очень гостеприимно.
Штрихи к портрету Царя
Документальная хроника Царской семьи. Премьера фильма
Некоторые фрагменты кинохроники Царской семьи, находящиеся на разных катушках, некогда являлись частью одного фильма. Нам удалось собрать и смонтировать их.
Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова
Воспоминания о свщисп. Сергии (Правдолюбове)
Звонок: «Отец Сергий, сегодня Патриарх подписал благословение на прославление вашего деда!» Я остановил машину, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда.
Счастливое исключение: «Дело» свящ. Павла Фоминых
Хроники 1930-х. «Оправданные». Ч. 1
Это почти единственный из четырехсот случаев, отложившихся за период с 1918 по 1940 гг. в фондах ПермГАСПИ, когда уполномоченный не справился с заданием…
Жена да боится мужа своего. Ч. 1
Анна Сапрыкина
Начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены. Оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.
«Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни»
Митр. Иона (Паффхаузен)
Мы очень сильно чувствуем помощь и участие в нашей жизни вмч. Димитрия Солунского, свт. Иоанна Шанхайского и нашего недавно почившего первоиерарха Илариона (Капрала).
Вася старший и Вася младший
Валерий Серяков
«Я свечку поставлю, если не посадят ребят! Еще обещаю: всей семьей в церковь пойдем, если обойдется все». Ни в какую церковь, конечно, никто не пошел…
Жена да боится мужа своего. Ч. 2
Анна Сапрыкина
Послушание жены мужу – это не безвольное подчинение раба, это уважительное повиновение свободных людей.
Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914)
Документальный фильм
В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)» представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II.
Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.

Возрождая старое и созидая новое

""Современная русская иконопись — интересное, малоизученное, чрезвычайно многогранное и непрестанно развивающееся явление. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах год от года возрастает число иконописных школ в художественных учебных заведениях, при монастырях и храмах. Умножается количество частных мастерских и объединений современных художников иконописцев — к началу 2000 года только в Москве их насчитывалось более тридцати.

Одним из таких старейших союзов является иконописная и реставрационная мастерская «Канон». В эти дни она отмечает свое десятилетие. К юбилейной дате приурочена выставка, открывшаяся накануне в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

А.В. Ренжин известен как коллекционер, создатель мемориальной комнаты, посвященной времени царствования императора Николая II, исследователь древнерусской живописи, эксперт и реставратор. Он является руководителем мастерской, он же стоял у истоков ее основания вместе с иконописцем Е. Малягиным. За годы существования мастерской было создано несколько иконостасов, написано огромное количество икон для храмов России и зарубежья, отреставрированы многие древние иконы, в том числе иконы из церкви Успения на Городке в Звенигороде. Многие иконописцы «Канона» являются преподавателями иконописи в высших учебных заведениях и иконописных школах Москвы.

Открывая новую выставку, А.В. Ренжин вспомнил всех, кто активно участвовал в творческой жизни мастерской, рассказал о ее истории, о принципах работы реставраторов, о духовных и художественных ориентирах иконописцев. Директор музея Г.В. Попов отметил удивительную особенность «Канона» — подобным плодотворным сосуществованием иконописи и реставрации характеризовалась художественная жизнь России в конце XIX — начале XX веков, а позже эти два вида деятельности разделились. Практика мастерской показывает, насколько важно и значимо сотрудничество иконописцев и реставраторов в рамках одного объединения.

Сам принцип построения экспозиции необычен и призван показать высокое художественное достоинство новонаписанных икон и одновременно представить результат бережной профессиональной реставрации. Иконы XVI-XVII веков расположились в одном небольшом зале с иконами, написанными в 1999-2006 годах. Таким образом, выставка является своего рода творческим отчетом иконописцев и реставраторов мастерской.

"" В своих выступлениях известные искусствоведы — Г.В. Попов, Г.И. Вздорнов, А.В. Рындина касались сложной проблемы стилевых предпочтений в современной иконописи. Если раньше иконописцы в целом ограничивались изучением творчества Андрея Рублева и Дионисия и создавали новые образы под их влиянием, то сейчас интересы художников очень разнообразны. Так, в некоторых работах ощущается стремление освоить древние традиции византийской и раннехристианской иконописи. В иконах Е. Малягина прослеживается влияние известного иконописца архимандрита Зинона (Теодора), который ориентировался прежде всего на произведения VI-VII века. Постижение художественных и духовных принципов раннехристианского времени, по его мнению, необходимо для иконописца, стремящегося постичь саму суть православного образа. Представленные иконы А. Солодовниковой «Богоматерь Скоропослушница» и «Св. целитель Пантелеимон», написанные в масляной технике, ориентированы в совсем другом направлении и воссоздают лучшие образцы живописи Афона XIX века

Поскольку выставки современной иконописи остаются достаточно редкими, все присутствующие говорили об атмосфере праздника, который дарит новая экспозиция. Подводя некоторый итог всему сказанному, Г.В. Попов пожелал успехов А.В. Ренжину, всем иконописцам и реставраторам, а также подчеркнул, что проведение выставки современной иконы в музее древнерусского искусства является свидетельством того, что музей — живой организм, в котором совершаются новые и интересные открытия.

Одним из таких открытий явились древние памятники, представленные зрителям. Среди них небольшая по размеру икона «Ветхозаветная Троица» — шедевр первой половины XV века, икона Богоматери Одигитрии из слоновой кости начала XVI века, созданная в Москве неизвестным итальянским мастером, икона «Сошествие во ад» с избранными праздниками в клеймах, и другие иконы XVI-XVII веков.

Увидеть древние и современные иконы можно будет до 21 апреля по адресу:

Ст. м. Площадь Ильича, Римская; Андроньевская площадь, д. 10.

Выходные дни музея имени Андрея Рублева — среда и последняя пятница месяца.

Светлана Липатова

23 марта 2006 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×