Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.

Древнесаксонская поэма «Гелианд». Крещение Господне.

    

Читатели Православия уже знакомились с фрагментом древнесаксонской поэмы «Гелианд» — отрывком, где говорилось о проповеди св. Иоанна Предтечи. Ныне публикуется отрывок, в котором повествуется о Крещении Господнем.

Чем для нас интересен «Гелианд»? Не только тем, что стоит у истоков немецкой поэзии, и эти истоки — библейские и христианские. Он значим не только потому, что стилистика и техника древнегерманского стихосложения ставится на службу христианству: Христос является, как «небесный конунг», Иоанн Предтеча — «лучший служитель». Эта поэма дорога для нас, видящих закат христианской Европы, как свидетельство ее силы и юности, простодушной и в то же время глубоко цельной и мудрой веры недавно просвещенных варварских народов. Это — та «первая любовь», которую ныне почти забыли европейские народы — германские и романские. Память о ней еще сквозит в сказках Льюиса и Толкина, трудах Честертона. Эти авторы во многом воспитывались на древнегерманской поэзии, особенно Толкин — замечательный знаток англосаксонских религиозных поэм.

Публикуемый отрывок интересен в силу следующих обстоятельств: Иоанн именуется юным мужем, junga gumo. Между тем Иоанн Предтеча на полгода старше Спасителя, которому к моменту крещения исполнилось 30 лет — время зрелости не только для иудейского, но и германского христианского мира. Вероятно, юность Предтечи связана с семантикой подвига: он предстает юным богатырем, сражающимся с лишениями, человеческими грехами и бесами. Однако юность несет в себе и семантику служения: младшие должны служить старшим. Далее неизвестный автор IX в. следует Евангелию от Иоанна, согласно которому, видение Духа Святаго в виде голубя было св. Иоанну Предтече, о котором он свидетельствует всем прочим, не увидевшим Его и не услышавшим слова Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3,17). Это весьма значимо: автор отказывается от внешнего эффекта явленного всем чуда, «непреодолимой благодати», и незаметно внушает своим читателям, что не приходит Царство Небесное приметным образом (Лк. 17,20), что оно открывается очам достойных.

Местом крещения называется Вифания. Вероятно, перепутано с Вифаваром (Бет-Аваром) (ср. Иоанн 3, 20). Однако здесь важен символический параллелизм — место помазания пред смертью и место крещения. Крещение, таким образом, обретает дополнительный символизм смерти и воскресения.

В отличие от Диатессарона Татиана, на основе которого построен Гелианд, в поэме ничего не говорится о свете или огне на Иордане, хотя это предание отразилось не только в латинском переводе Диатессарона, но и в Итале[1].

Ведь это чудо должно было поразить воображение простодушного германца. Вероятно, автор пользовался той версией, в которой это предание не было отражено. Менее вероятно предположение, что автор прошел мимо этого эпизода, поскольку по каким-то причинам он его не заинтересовал.

Примечательно богословие этого фрагмента. Автор ярко говорит о человечности Христа, может быть, временами слишком ярко:

Сошло ж с небес слово,

                       глас с небосвода

                       о Самом Спасе

Христе, всех конунгов лучшем,

                       сказал, что Он избран

                       из сынов человечьих,

что средь чад людскиx

Он лучший из всех,

                     рожденных смертными,

из всех воистину

детей Возлюбленный.

Однако в других местах о Христе говорится как о Сыне Божием и о Боге:

Владыку Христа,

Вышнего Господа,

                       Небесного Конунга,

своими руками

к омовенью лучшему

                       из всех преклонил он.

Пневматология (учение о Святом Духе) Гелианда чужда всякого филиоквизма (учение об исхождении Святого Духа от Сына). Святой Дух в поэме исходит только от Отца:

                       Как ступил Он на землю,

небеса отверзлись,

                     сошел Святый Дух,

от Всевладыки

на Христа.

                       Был он в подобии

легкой птицы,

сходной с голубем,

                       и воссел на верху[2]

главы Господа

                     над Чадом Владыки.

Особенностью стихосложения Гелианда является аллитерационный стих, в котором часто (но не всегда) первый звук (или слог) предшествующего слова соответствует первому звуку или слогу последующего слова. Стихосложение построено на количестве основных ударений. В каждом полустишии может быть два, максимум три ударных основных слога.

Перевод строк 949-1019 дается по изданию Отто Хагеля (1933 год). Heliand und Genesis. Ed. O.Hagel. Leipzig, 1933.

ГЕЛИАНД. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

Сказал муж младой

                       о Божьем учении,

человекам о чуде.

                       Сонмы собрались

во Вифании[3],

сыны Израиля,

стеклись к Иоанну,

к служителю Конунга,

научались народы,

                     хвалить хотели.

Крестил он весь день,

                       влагал в это дело,

волю Владыки

славил словом Божьим

Господа своего.

«Царь небесный — сказал Он —

стал Человеком.

Помышляйте ж о Боге,

От Него Спаса

                       светлой волей хвалите.

Пребудьте в ученьи».

Чрез недолгое время

От Галилеи приходит

                       Господа чадо,

славный Сын Божий,

                       взыскуя Крещенья[4],

в этой дебри.

                     Дитя Владыки

вместе с народом,

                       насчитывал тридцать

зим на земле сей[5].

В своей Он воле

                       пришел. Иоанн же

                     в реке Иордане

                       долгий весь день

                       многих мужей

крестил постоянно.

Как Владыку увидел

                       он грозного Господа,

                       радостным разумом

предстал его воле,

                       сказал словами.

человек чудный

к Христу Иоанн:

«Приходишь креститься,

                     Господь мой, Владыка,

к служителю лучшему.

                       Просить мне следует

от тебя крещения[6],

                       от крепчайшего Конунга».

Христос ответил,

Владыка воистину,

словом вернейшим:

«Ты ведаешь, верно,

нам заповедано

свершать правду всякую[7],

ее исполнить.

Так действуй ныне

по воле Владыки».

Иоанн стоял,

                       крестя целый день,

                       великий народ,

в воде людей.

Владыку Христа,

Вышнего Господа,

                       Небесного Конунга,

                       своими руками

к омовенью лучшему

                       из всех преклонил он,

к ложу водному

                       колено крепкое.

                       Христос вышел,

поспешив из потока,

мирный Сын Божий,

                       явив любовь к людям.

                       Как ступил Он на землю,

небеса отверзлись,

                     сошел Святый Дух,

от Всевладыки

на Христа.

                       Был он в подобии

легкой птицы,

сходной с голубем,

                       и воссел на верху[8]

                       главы Господа

                     над Чадом Владыки.

Сошло ж с небес слово,

                       глас с небосвода

                       о Самом Спасе

Христе, всех конунгов лучшем,

                       сказал, что Он избран

                       из сынов человечьих,

что средь чад людскиx

Он лучший из всех,

                     рожденных смертными,

из всех воистину

детей Возлюбленный.

Должен был Иоанн,

                       как повелел ему Бог,

это видеть и слышать[9].

                       После сего он поведал

чудеса человекам:

                       что они господство

от Господа приимут.

                       Царя Сей Сын есть

Небес всевластный,

волю Его вещаю

быть в этом мире,

                       как Он сказал мне —

Слово Господне

Божии гласы,

                       мной креститься Он должен

в воде воистину.

Увидел я вправду

Духа Святаго

                       с небесного свода                                                              

в сем средиземье,

                       что Человек

приидет с силой.

                       И рек — Христос должен

быть Сыном Господним.

                       Крестить Он должен

Самим Святым Духом[10]

                       и исцелить многих

мужей от болезни.

Имеет мощь Божью,

чтобы мог он избавить

                       всех человеков

от грехов и пороков.

                       Это Сам есть Христос,

Божий единый Сын,

Лучший из людей,

Защита от бесов.

Чтоб вы в праведном помысле

пребыли в этом мире,

                       чтоб в воле Его стояли,

чтобы вы, так живя,

                       Защитника земли

сами узрели.

                       Чтоб, от грехов освободившись,

шли вы с духом великим

                       по Божией воле,

от зол избавились,

                     с желаньем истинным,

работали с радостью,

                     верно веровали

в Христа Владыку.

                       Сие дарует благо

всякому человеку,

кто сему следует.


[1] См. Василик В.В. Об огненной воде Богоявления. http://www.pravoslavie.ru/67824.html

[2] Мф. 3,16.

[3] Вероятно, перепутан с Вифаваром (Бет-Аваром), где крестил Иоанн Предтеча. См. Иоанн 1, 28.

[4] Мф. 3, 13.

[5] Cр. Лук. 3, 23. Иисус же, начиная свое служение, был лет тридцати.

[6] Мф. 3, 14.

[7] Мф. 3, 15.

[8] Мф. 3,16.

[9] Ин. 1, 32-34.

[10] Ср. Мф. 3, 11.

Диакон Владимир Василик

23 января 2017 г.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 101 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей26 января 2017, 15:23
Я крестился недавно.
Сегодня пришел к мысли, что лучший распорядок дня - утром трижды прочитать Отче Наш и сформулировать себе задачи на день. А то я весь в планах, но ничего не довожу до конца.
Сергей24 января 2017, 21:44
"Он лучший из всех, рожденных смертными, из всех воистину детей Возлюбленный."

Не сочтите за пошлость, меня поразила эта простая мысль, что не только Христос есть сын Божий, но и все мы Его дети. Я как-то был во власти "предрассудка", что мы Его рабы.
tatiana24 января 2017, 15:31
разве не носила еще Мария в себе Сына от Господа,когда пришла к Елиссавет ,а Елиссавет носила в себе сына Иоанна__Простите если что то путаю..
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×