11 марта закончилась ежегодная международная московская выставка катеров и яхт «Московское Боут Шоу». На фоне современных яхт и катеров ярким и необычным видом выделялись широкие паруса и высокие мачты традиционного деревянного корабля, словно сошедшего с картинки из старой книги о морских приключениях, привезенного на выставку подмосковным православным клубом «Русская морская традиция».
Нелегко поверить, что в ближнем Подмосковье есть возможность пройти под парусами на старинном судне. Между тем это истинная правда. В Истринском районе, в деревне Куртниково, на территории Русской Палестины Патриарха Никона, при Борисо-Глебском храме в селе Куртниково действует клуб «Русская морская традиция», занимающийся возрождением образцов парусно-гребных судов Русского Военно-морского флота. В настоящее время в клубе имеется редкий 10-весельный катер (их остались единицы), а также единственный в России 14-весельный трехмачтовый катер, 6-ти весельный, 4-х весельный и 2-х весельный одномачтовые ялы.
Мы решили побеседовать с протоиереем Димитрием Шмелевым, одним из основателей клуба «Русская морская традиция». Дмитрий Шмелев родился в 1964 году. Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе, служил офицером на боевых кораблях Северного Флота. Рукоположен в сан священника в 2001 году, окончил Коломенскую православную духовную семинарию, в настоящее время служит в Борисо-Глебском храме в селе Куртниково, при котором и существует клуб.
– Отец Димитрий, как получилось, что при храме Бориса и Глеба появился клуб по возрождению русских морских традиций?
– Началось все с того, что в 2004 году в Борисо-Глебский храм была привезена шестивесельная шлюпка – Ял-6. Она была приобретена в разрушенном состоянии, но, по моим расчетам, ее вполне можно было восстановить и использовать для прогулок по расположенному рядом с храмом Истринскому водохранилищу, а также для обучения детей и взрослых нашей церковной общины хождению под парусом. Поскольку я получил морское образование еще до перестройки и часть своей жизни прослужил на флоте, необходимый опыт и знания по данному вопросу у меня имелись. Постепенно стал складываться круг любителей паруса и гребли.
В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров
В силу того, что подобные парусно-гребные суда уже не производятся в настоящее время, как и детали для них, нам приходилось ездить и искать необходимые запчасти для нашей «шестерки» по разным базам и клубам. В одном месте мы наткнулись на достаточно редкий тип судна, двухмачтовый 10-весельный парусно-гребной катер, тоже находившийся в полуразрушенном состоянии. Когда его перегоняли, произошел курьезный случай. Несколько матросов помогали нам перегонять и грузить катер. Оказалось, что они не умели правильно даже сидеть в шлюпке. Пришла отчетливая мысль о том, что знания и навыки, которые мне даны были во время флотской службы, в настоящий момент забыты на флоте. К сожалению, современные матросы не знают ни техники хождения под парусом, ни специальных команд, не имеют навыков правильной гребли. Стало ясно, что через некоторое время все это будут полностью потеряно, и восстановить умения, которыми некогда славился российский флот, будет уже невозможно.
– Как получилось, что этому не учат на современном флоте?
– Технический прогресс привел к тому, что паруса, как и весла, стали терять свою актуальность. На шлюпки и катера устанавливались сначала паровые машины, а затем и двигатели внутреннего сгорания. Стало казаться, что подготовка матросов именно в части управления парусно-гребными судами, которое в императорский период истории флота имело огромное значение, стала не нужна. После революции, когда был образован Советский флот, оснащенный в основном кораблями и судами на паровой тяге, через военных спецов, оставшихся после императорского флота, парусно-гребной подготовке все-таки еще уделялось значительное внимание вплоть до 80-х гг ХХ века. В настоящее время умению ходить под парусом не учат даже будущих морских офицеров, о матросах даже говорить не приходится.
– Значит, эти традиции и опыт теперь имеют только историческую ценность?
– Нет, с этим нельзя согласиться. Хотя актуальность паруса и весел, на первый взгляд, снизилась, но именно шлюпка воспитывает моряка. Процитирую легендарного главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова: «Шлюпка, в первую очередь парусная, при правильно организованном обучении способствует развитию военных и морских качеств – глазомера, наблюдательности, сметливости, уменья быстро ориентироваться в обстановке и выходить из трудных положений. Она служит средством воспитания настойчивости в достижении поставленной цели и развития волевых качеств. Шлюпка приучает к морю».
Как священник добавлю, что для современного человека, живущего в рукотворном футляре офиса, квартиры, машины, компьютера, шлюпка может явиться и средством катехизации. Впрочем, это отдельная длинная тема.
Ничто так не сплачивает коллектив, как совместная гребля и работа на парусах. Навыки умения ходить на шлюпке в сложных погодных условиях требуют взаимовыручки и высоких нравственных качеств. Да и чисто практически все-таки никто не застрахован от неких экстремальных условий (аварии корабля, например), когда такой опыт может просто спасти жизнь или позволит наилучшим образом выполнить иную задачу.
Одновременно с восстановлением 10-весельного катера созрела и идея создания нашего клуба, основной миссией которого является сохранение всех типов парусно-гребных шлюпок ВМФ, навыков хождения под парусом и на веслах, сохранение языка русских морских команд (так как в яхтинге сейчас английские слова вытесняют всю нашу традиционную терминологию), сохранение отдельных элементов отечественной морской культуры.
– Кстати, а есть ли существенная разница между яхтингом и хождением на ваших шлюпках и катерах?
– Да, разница есть, и принципиальная: наши шлюпки – это бескилевые суда. Современные яхты имеют киль, который обеспечивает непереворачиваемость яхты и делает безопасным плавание даже слабо подготовленных команд. К тому же они оснащены всеми элементами современного комфорта. Наши же суда этих преимуществ лишены. Соответственно, они гораздо более требовательны к навыкам управления и слаженности работы команды, требуют терпеливого перенесения тягот и лишений морской службы.
Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых
– Вы называете проект «Русская морская традиция» культурологическим?
– Конечно. К нашему клубу присоединились некоторые члены творческого ансамбля «Казачий круг», издавна дружившие с нашим приходом; они отнеслись к возрождению старинной морской песни с большим интересом. А в связи с тем, что в настоящее время это лучшие исполнители народных песен, наш клуб приобрел и серьезную музыкальную составляющую.
После восстановления «десятки» мы решили сохранить и сберечь всю линейку советских малых парусно-гребных судов. В нее входили 2-весельный ял, 4-весельный ял, 6-весельный ял и 10-весельный катер. Эти четыре типа судов массово производились в советский период времени, они же использовались в парусно-гребном спорте.
Искали суда «в коллекцию» через связи на флоте, через друзей и знакомых, по информации из других клубов. Сначала нашли давно списанную 4-весельную шлюпку, позже – достаточно редкую 2-весельную, идеально подходящую для обучения детей и подростков. И та и другая – в разрушенном состоянии, требующие серьезнейшего ремонта. Дыры в бортах, поврежденные шпангоуты, сгнившая обшивка – фактически шлюпки пришлось полностью перебирать, заменяя вышедшие из строя детали.
В 2014 году мы открыли новую страницу в истории клуба: по нашему заказу, по чертежам из архива ВМФ, на верфи деревянного судостроения «Варяг» в Петрозаводске был построен уникальный 14-весельный трехмачтовый командирский катер, который использовался на Императорском русском флоте в XVIII-XIX веках.
Изучая в архивах, различных старых источниках информацию об этом судне, мы увидели, что разнообразие парусно-гребных судов в Императорском флоте было значительно большим, чем на флоте советском. Применялись как 10-,14-, так и 16-, и 18-весельные катера. Во времена Российской империи навыкам хождения под парусом и на веслах уделялось огромное внимание, наши команды, как правило, успешно участвовали в международных соревнованиях по парусу и гребле.
Восстановление скоростных парусных катеров по старым чертежам и книгам представляет огромный интерес и с исторической, и с чисто практической точки зрения. Сейчас в России судов такого класса вообще нет, оставшиеся от царского флота вышли из эксплуатации еще к 1960-м (в связи с использованием двигателей на новых судах), а новых никто не строил (до нашего 14-весельного «Императора»).
Если удастся найти инвесторов, мы очень хотели бы реализовать еще два проекта по постройке очень красивых и быстрых судов. Первый из них – 16-весельный 2-мачтовый гафельный катер (на таких ходили генерал-адмиралы Императорского флота). Второй проект – это судно поменьше, так называемый русский двухмачтовый вельбот. Мы провели большую работу в архивах, в настоящее время у нас есть их чертежи. Кстати, оба этих типа были на легендарном крейсере «Аврора», и поныне продолжающем службу в качестве музея, – они входили в штат русских крейсеров в начале XX века. Сейчас, к сожалению, на «Авроре» установлены лишь их макеты.
Поскольку у нас в клубе стало уже 5 парусно-гребных судов, и мы изучали массу информации по их истории, конструкции, навыкам управления, то стали все больше внимания обращать и на такие не самые, на первый взгляд, важные детали, как традиционная форма одежды, морские команды и сигналы и прочее. Ведь все эти элементы входили в общую систему морской культуры и были далеко не случайны. Например, мало что может сравниться по удобству и безопасности со стандартной матросской робой и брюками – эта одежда имеет специальные элементы, позволяющие быстро избавиться от нее в воде в случае аварии или падения в воду, не сковывает движения, не продувается ветром и быстро сохнет.
Поэтому в качестве парадной клубной формы для хождения под парусом была выбрана белая морская роба, которая использовалась на флоте практически без изменений около ста лет, примерно с 80-х годов XIX в до 80-х годов XX века. В такой форме русские матросы выводили навстречу японской эскадре легендарный крейсер «Варяг», в ней воевали в годы Великой Отечественной войны.
Сейчас в клубе состоит примерно 40 человек разного пола и возраста, не только из Истринского района, но со всей Московской области и Москвы. Цели и задачи клуба, его миссия были очень хорошо встречены и ветеранами флота, и действующими офицерами, многие из которых вступили в наши ряды либо поддерживают с нами тесные отношения. У нас уже есть ряд подготовленных командиров, способных управлять всеми видами наших судов, обучать новичков.
– Немного странно, что клуб, занимающийся возрождением морских традиций, находится в Московской области, далеко от морской волны…
– На самом деле ничего странного. Наш клуб находится на берегу Истринского водохранилища, которое хоть и не может сравниться с морем по размерам, но, благодаря непостоянству и быстрым переменам ветров, является идеальным тренировочным водоемом для освоения малых парусно-гребных судов.
Но, поскольку наш клуб все-таки называется «Русская морская традиция», то мы ежегодно выезжаем с нашими шлюпками в морские походы на Балтийское море, на Онегу (там проходили ходовые испытания нашего 14-весельного катера), со временем надеемся «освоить» и Черное море.
Кстати, в северной столице концепция нашего клуба вызвала большой интерес (в училище имени Макарова, которое готовит гражданских специалистов для морского флота, и в Федерации морского многоборья ВМФ). Возможно, в ближайшем будущем в Санкт-Петербурге будет создано нечто вроде филиала.
В 2015 году концепция клуба была выдвинута на губернаторскую премию Московской области и получила грант Губернатора Московской области в номинации «Наше наследие». Этот грант мы использовали на дальнейшее развитие клуба, приняли участие в международной московской выставке катеров и яхт «Московское Боут Шоу», презентовав наш проект среди профессиональной яхтенной публики, что вызвало дополнительный приток людей в клуб.
Кроме того, в прошлом году наш клуб принял участие в трех фестивалях – в Петербурге и Москве.
В нынешнем году мы снова приняли участие в «Московском Боут Шоу», продемонстрировали публике наш 10-весельный катер, провели мастер-классы по работе с парусами, традиционными морскими командами, в том числе с помощью звуковых сигналов традиционной боцманской дудки.
В ближайших планах у нас – участие в Параде ВМФ в Санкт-Петербурге, посвященном дню Военно-морского флота, и очередное участие в Питерском парусном фестивале в августе.
Многие члены клуба исполняют церковные послушания, постепенно воцерковляются и новички
– В одном из интервью вы сказали, что возрождение русских морских традиций – это больше увлечение для души, а основным делом вашей жизни вы считаете церковную службу и восстановление Борисо-Глебского храма в Куртниково.
– Да, именно так. Восстановление храма и служба в нем – это главное мое служение. Многие старые члены клуба исполняют церковные послушания, участвуя в жизни храма, постепенно воцерковляются и новички. В настоящее время клуб и община храма – сообщества близкие.
– Многие местные жители помнят, что еще относительно недавно Борисо-Глебский храм был практически в руинах. Сегодня же он снаружи полностью восстановлен. Я слышал, история храма насчитывает практически 5 столетий?
– Да, история храма достаточно интересна. Первое упоминание о деревянной церкви Святых страстотерпцев Бориса и Глеба, расположенной в селе Куртниково, принадлежащем Троице-Сергиеву монастырю, относится к 1592 г. В июле 1809 г. началось строительство новой каменной церкви Святых благоверных князей Бориса и Глеба. Завершено строительство в 1816 г. В 1831 г. в трапезной церкви с правой стороны был устроен придел во имя Святого пророка Божия Илии. В 1857 г. на средства статского советника Владимира Александровича Рукина с левой стороны в трапезной был устроен придел во имя иконы Тихвинской Божией Матери. Непосредственное участие в утверждении проектов приделов храма принимал и лично подписывал антиминсы Святитель Филарет Московский (Дроздов). Борисоглебский храм был закрыт в 1937 г. Не обошли стороной его и военные грозы 1941 г. Недалеко от Куртникова проходил северный рубеж 1-й Гвардейской танковой бригады М. Е. Катукова; 24 ноября 1941 г. наши войска были вынуждены отойти на восточный берег Истринского водохранилища. Куртниково было захвачено врагом.
Восстановление храма началось в 2001 году. Я тогда был только-только рукоположен в священники, начал собирать материалы в архиве (чтобы восстановить храм в максимально близком к первозданному виде), одновременно служил вторым священником в Благовещенском храме села Павловская слобода Истринского района. Настоятель этого храма, протоиерей Владислав Провоторов, оказал мне огромную помощь и в приобретении навыков церковного служения, и в постановке правильного подхода к восстановлению храма.
В настоящее время восстановлен белокаменный фундамент, подземная отопительная система, проведены газ и электричество. Восстановлены разрушенные своды, кровля, глава храма, колокольня с полным звоном колоколов. Построена частично церковная ограда. В главном приделе храма идет роспись. В трапезном приделе храма совершаются регулярные богослужения.
Для полноценного восстановления осталось закончить роспись храма, установить постоянные иконостасы, оборудовать алтари. К сожалению, в связи со сложной экономической обстановкой работы эти движутся не быстро. Надеюсь, что Господь управит, и найдутся возможности и благодетели, которые помогут окончательно восстановить храм.
Приглашаем всех желающих к участию в жизни нашего храма и клуба!
Сайт http://www.rmt-club.ru/
Вконтаке https://vk.com/club79701216
Фейсбук https://www.facebook.com/rmtclub.ru/
Попробуйте написать письмо с Вашими контактными данными для связи на наш запасной ящик: storm303@ya.ru
Этот ящик мы просматриваем ежедневно.
Будем рады с Вами сотрудничать!
Были приятно удивлены и обрадованы, услышав о Вашем клубе! Мы с супругом, Олегом Петровичем, много лет являемся прихожанами (не постоянными) Вашего храма в Куртнекове, т.к. летом живём в соседней деревне.
Мы явились свидетелями того, как поднялся из руин и запустения, вверенный Вам храм Бориса и Глеба. Будучи архитекторами по профессии, должны поблагодарить Вас за высокий профессиональный уровень проводимых Вами реставрационно-художественных работ, что бывает, в сожалению, далеко не всегда.
Спасибо Вам, за Любовь и Служение, дай Вам Бог сил и здоровья. До встречи в храме.
Р.Б. Олег и Наталья.
как можно связаться с вашим клубом ?
Дело в том,что я по e-mail,дал ссылку на эту статью моему другу, живущему в Ломоносове (рядом с СПб).Его это заинтересовало и он выразил желание на добровольной основе ( если, возьмете его, конечно) помогать вам,при открытии филиала клуба в СПб.
Хотя, ему как и мне, уже 60, но проходили мы обучение ещё в 70-е годы и тогда-же служили,когда походы за 0 меридиан или к экватору не считались чем-то выдающимся.
Но он, в отличии от меня,живущего на Урале,до сих ещё пор продолжает ходить в море.
Божией помощи Вам и вашим помощникам и духовных и телесных сил.
Сам служил на флоте (1975-1978) и ,действительно, тогдашнее обучение в "учебке" хождению на веслах и под парусом способствовало сплочению, в кратчайшие сроки, разнородной группы людей в монолитный коллектив, что и сейчас необходимо, помимо духовной составляющей, в наших приходах, особенно среди молодых парней и мужчин, которых, к сожалению, пока, не так много,как девушек и женщин.