Православный календарьПравославный календарь
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

На Россию мы смотрим с большим упованием

    

О духовной традиции Святой Горы Афон – беседа корреспондента журнала «Покров» с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским.

– Большинство читателей журнала «Покров» слышали про исихазм и связывали его, конечно же, с именем Григория Паламы. Расскажите, пожалуйста, об исихазме. Что это такое, через каких носителей это течение развивается и живет?

– Конечно, исихазм развивается на Святой Горе. И в нашем монастыре в Ватопеде также. Блаженный старец Иосиф-исихаст своим благодатным присутствием на Святой Горе восстановил через опытное переживание паламическое богословие. Когда мы говорим о паламическом богословии, то имеем в виду не теорию, а святоотеческое богословие, то есть здесь мы употребляем только имя его, имея в виду, однако, общее богословие. И это богословие всегда исихастическое. Когда мы говорим, что у нас есть исихия, или мир, – то это не значит спокойствие на языке психологов. Это означает, что монах живет сильной сердечной настойчивой молитвой и достигает благодатью мобилизации внутренних сил души. И охранением заповедей Христа добивается полной внутренней полноты. Внутренняя душевная полнота – это то, что называют на Святой Горе покоем. «Когда доволен человек? Когда он покоится» – так говорят святые Афона. Тогда этот человек наслаждается, вкушая благодать. И через все это духовное делание монах-исихаст добивается онтологически опытного вкушения и переживания благодати. Как говорил пророк и царь Давид: «Вкусите и видите, что благ Господь». И в другом месте: «Усладися о Господеви, и Он даст по сердцу твоему». И монах-исихаст, который находится в постоянном общении со Христом, переживает сладость, радость и веселие от этого общения. И это все передать через тварный человеческий язык невозможно. Когда говорят, что это монах-исихаст, то это не значит, что он живет в пещере – то есть в уединении и одиночестве, это тот, кто постарается, подчинившись послушанию, через внутреннее делание постоянно общаться с Богом.

    

– На Афоне никто не рождается, и люди приходят из мира. Что это за тип человека – монах, откуда он возникает?

– Здесь ответ может быть очень простым. Иисус Христос вчера, сегодня и во веки тот же самый: вчера Он говорил двенадцати апостолам: «Следуй за мной», – и сегодня Он тот же и говорит то же. И когда он видит души, которые рвутся к Нему всем своим естеством, желая послужить Ему, то Он существенным, но каким-то тайным путем дает благодать тяги сюда. Так люди приходят на Святую Гору. Он их не только приглашает, их тянет сюда. В Евангелии есть такие слова: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Святая Гора – это удивительное место. Здесь действительно никто во плоти не рождается, но в духе рождаются все прибывшие. И это самое главное.

– Что вы могли бы посоветовать ищущим монашества, «благой части»?

– Монашество – благословение Божие. Даже если человек просто задумывается о монашестве – это уже благословение. Потом, когда в сердце появляется постоянное желание монашества, тогда этот человек должен найти себе одного-единственного духовника, который его наставит. Мы все нуждаемся в духовном руководстве. Часто молодых при мысли о монашестве охватывает какой-то энтузиазм, который со временем уходит, и человек приземляется. Кто хочет посвятить себя служению Богу в монашестве, должен найти себе духовника, который будет помогать ему. Потому что диавол делает все, чтобы совлечь человека с этой дороги, так как в Ангельском чине тварный человек принимает Божественный огонь, облекается в ризу спасения, получает шлем, щит и меч супротив супостата.

– Какие духовные навыки должен стремиться стяжать человек, у которого в сердце есть склонность к монашеству?

– У него должна быть склонность к молитве, отсечению своей воли, состояние подчиненности должно быть для него органично. Он должен понимать, что такое монашеское жительство – это постоянное понуждение человеческого естества. Все святые понуждали себя.

– В монастыре это делать легче?

– Да, монастырь предоставляет человеку оптимальные условия для правильного духовного шествования. Но вы в России должны предпринимать какие-то меры, чтобы сдерживать потоки праздных туристов в монастыри. Они вносят в монашеские обители мирской дух, отвлекают монахов от их главного делания – молитвы. В Греции, например, есть монастыри, где три дня в неделю – понедельник, среду, пятницу – врата монастыря закрыты для паломников. И монахи таких монастырей получили огромное облегчение –возможность, сосредоточившись на молитве и духовном чтении, стяжать те духовные сокровища и дары, которыми после уже можно делиться с людьми.

    

– Каким русским монастырям, на ваш взгляд, можно было бы рекомендовать такую меру?

– В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но у вас, насколько я знаю, подобную практику во взаимоотношениях с миром уже пытается выстраивать Валаамский монастырь.

– Как строится день монаха в монастыре?

– В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, после идем в трапезную, с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом повечерие. После трапезы могут быть общие работы. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное: садовники поливают огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть в девять часов вечера по московскому, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи – у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре – служба.

– Известно, что монахи из русских монастырей проходили в Ватопеде своего рода духовную стажировку?

– Да, несколько монахов из России действительно жили у нас – кто два, кто три года. А после они возвратились в свои обители, обогащенные святогорским монашеским опытом. Очень важно, чтобы монах соприкоснулся с истинным монашеским преданием. На Святой Горе монашеская традиция не прерывалась.

– Сегодня мир ополчился на христианство. Может быть, похожее творилось только в древние языческие времена. Чувствуется ли эта мирская враждебность на Афоне?

– Конечно, чувствуем. Это удаление людей от Бога. К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху – помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым шагом такого человека становится удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех – это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «Ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым».

– На монастырь ныне оказывают огромное давление, и это происходит не только в Ватопеде, но и во всех аскетических обителях. Каков, вы полагаете, будет исход этого противостояния?

– Мы много молимся. Нас обвиняют во лжи. Мы ничего не делали противозаконного. Мы законным путем защищали имущество монастыря. К сожалению, монастырь стал жертвой политических хитросплетений. Мы рассматриваем это испытание как крест и молимся Пресвятой Богородице – Игумении этого места, чтобы она просветила специалистов по этому делу, что мы хотели защищать не наше личное, а исключительно монастырское имущество. Это был мой долг как игумена монастыря. Монахи всегда любили греческий народ, и наиболее благочестивые его представители почитали подвизающихся здесь монахов, обращались к ним за духовным окормлением. Но сегодня общество теряет веру, и мир хочет растворить монашество, живущее по Божиим установлениям. К сожалению, власти предержащие зачастую относятся негативно к монашескому суверенитету.

– Как с Афона видится Россия?

– На Россию мы смотрим с большим упованием. Очень важно, что коммунизм пал без революции и кровопролития. Как бумажная крепость. Во время моих визитов на русскую землю я замечал, как возрождается русский народ, как скоро, ревностно восстанавливают храмы и монастыри. Сегодня Русская Церковь – хвала всему православию. Россия еще будет процветать, потому что постепенно возрождается и духовное здоровье народа. И думаю, что из духовного возрождения России вырастут правильные и хорошие старцы. Потому что столпы каждой Поместной Церкви – это старцы. Это те, кто по-настоящему управляет народом Божиим. И как говорит Иоанн Лествичник: «Для монахов свет – это Ангелы. А для мирских людей свет – это монахи». Поэтому сегодня мы остро нуждаемся в таких святых, как преподобный Серафим Саровский, чтобы люди могли находить истинное духовное утешение.

Россия сейчас переживает невероятное время свободы церковной жизни. И вы должны использовать эту свободу для возвращения к своим мощным духовным истокам – опыту преподобных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского, Силуана Афонского. Вы должны продолжать в их духе. Чтобы прикоснуться к нему, надо научиться основам духовной жизни. А этому невозможно выучиться по книгам. Одному греческому игумену, который посвящал все свое время чтению святых отцов, я сказал, что он поступает, как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение с носителями духовной традиции. В этом смысле общение с афонскими монахами может принести России великую пользу.

Рейтинг: 10 Голосов: 255 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
прот. Андрей Кудрявцев25 декабря 2024, 07:07
Архимандрит Ефрем, скорее всего, сослужил с украинскими самосвятами в октябре 2023 года потому, что имеет особую «благодать» от личного опыта «исихазма». Данный факт (служение с самосвятами) в очередной раз свидетельствует, что для значительной части духовенства (и это не только греки) критериями определения «канонических» границ Церкви служат собственные корысть, тщеславие и лень. История показала, что лучше прочитать много святых отцов, чем живо пообщаться с таким носителем «духовной традиции».
Марина Михайлова24 мая 2017, 09:03
"в Ангельском чине тварный человек принимает Божественный огонь, облекается в ризу спасения, получает шлем, щит и меч супротив супостата" - значит ли это, что в миру сегодня при крещении (как первые христиане, которые шли на мученичество, имея в сердце Христа) человек этого не получает? И священники в миру не продолжатели апостольского служения? Не понимаю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×