Православный календарьПравославный календарь
Зачем нужны стихи и как с ними подружиться
Мария Минаева
Человек, дожив до 7–8 лет, вообще не понимает, зачем нужна поэзия, не слышит ее, не понимает. И совсем не умеет учить стихи.
Чудотворные репродукции икон:
как Церковь относится к техническим копиям священных изображений

Владимир Немыченков
Все знамения от «бумажных икон» указывают на то, что мы должны с великим благоговением относиться к любым священным изображениям.
«Моя душа всегда была с ними…»
Воспоминания А.Н. Николаевой, дочери прот. Василия и Раисы Мухиных
Много лет мой папа ежедневно совершал тайные келейные богослужения. Мама была его помощницей: пела, читала, пекла просфоры.
Святые мощи аввы Сергия и чудеса от них
Священник Валерий Духанин
Едва началась гроза, они увидели, как в комнату зашел благообразный светлый старец. Старец стал ласково с ними разговаривать, успокаивать: «Не пугайтесь, мама скоро придет».
Небесный Новоильинск
Ольга Шигина
Я чувствовала себя там словно дерево, крепко вросшее в землю корням. Я была полна жизни и силы.
Семь нот спасения России
Светлой памяти Петра Николаевича Мамонова
Он был настоящим современным подвижником земли Русской, усердно призывал людей к покаянию и свидетельствовал о Христе до конца жизни.
Жизнь и служение протоиерея Василия Мухина
Ольга Ижогина
«У меня нет ни красных, ни белых, ни зеленых. Все – мои духовные дети», – говорил отец Василий в годы революции.
Семейные воспоминания о сщисп. Сергии Правдолюбове. Часть 1
Прот. Сергий Правдолюбов
Когда в лес ходили собирать грибы и ягоды, то Сергей сорвет два гриба — и ляжет на травку, — и созерцает, думает о своем, о чем-то возвышенном.
«Жила безропотно раба Божия Елена, в монашестве Екатерина…»
Памяти монахини Екатерины (Чичериной; †21.07.1997)
Она была классическим образцом русской православной женщины, жены-мироносицы, которая пошла вослед Христу.
Не сотвори себе врага
Игумен Нектарий (Морозов) о ненависти и ее преодолении
Та злоба, которую мы испытываем к обидчику, в первую очередь будет уничтожать нас самих.

Слово веры, которое проповедуем

    

Литургическое апостольское чтение 5-й Недели по Пятидесятнице берется из Послания апостола Павла к римлянам. Одна из главных целей Послания к римлянам – доказать иудеям и иудеохристианам (евреям, принявшим христианство, но продолжающим соблюдать закон), что исполнение обрядового закона Моисея уже никого не спасет, ибо с приходом Христа время закона окончилось. Сравнивая ветхозаветную жизнь по закону с новозаветной жизнью по благодати, апостол Павел сталкивает два понятия: праведность от закона и праведность от веры. При этом он обращается к ветхозаветным текстам.

«Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им. А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:5–10).

Рассуждения апостола могут показаться странными. И в самом деле, что значит: «Не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести»?

Чтобы прояснить данное место, необходимо обратиться к ветхозаветному источнику, на который ссылается апостол. Павел цитирует Книгу Второзаконие: «Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» и не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11–14).

Павел, отталкиваясь от этих строк, делает своеобразный перифраз. И смысл слов его, согласно церковным толкователям, следующий.

Как древнему Израилю не нужно было дожидаться какого-нибудь вестника с неба, где обитает Бог, или посылать за море, чтобы узнать волю Божию – ибо Бог уже изрек Свою волю в законе – так и ныне воля Божия явлена во Христе. Спрашивающий сегодня «Кто взойдет на небо?» этим самым «сводит с неба Христа», т. е. полагает, что Мессия еще не явился. А спрашивающий «Кто сойдет в бездну?» тоже неразумен, ибо Христос уже был в бездне (в преисподней) и вышел из нее.

Христос уже пришел, умер и воскрес, и в Нем почивает благоволение Отца. Через Иисуса мы узнаем волю Божию и получаем благодатные силы жить по ней. Никуда не нужно ходить, чтоб обрести все это, ибо: «Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем». Если принял Евангелие сердцем, ты уже обладатель самого великого сокровища. Итак, вывод из апостольских слов: веруй в Иисуса Христа сердцем, исповедуй Его устами – и спасешься.

Есть еще и такой оттенок понимания: не допытывайся, как именно произошло воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа. «Кто взойдет на небо?» или «кто сойдет в бездну?» – т. е. кто из людей до конца поймет домостроительство нашего спасения? Тайна сия велика, поэтому просто веруй, как дитя, отбросив всякие сомнения.

Возможен и такой смысл: исторически Моисей говорил о законе, но апостол связывает его слова со Христом, идя от обратного: закон не был ни на небе, ни в преисподней, а Христос был. Человеку, имеющему в сердце Христа, закон уже не нужен, ибо Он есть Альфа и Омега, начало и конец; Он владычествует и на небе, и в преисподней. Попутно отметим, что Павел удостоверяет нас в Божественном вездесущии Христа. Для Богочеловека нет ничего неподвластного и закрытого.

Пожалуй, самым важным для нас в практическом отношении является окончание мысли апостола: «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». Кажется, эти слова более понятны, чем предыдущие, и в объяснении не нуждаются. Но точно ли мы понимаем, чего требует здесь от нас апостол Павел?

Как видим, вера обязательно должна выражаться в исповедании ее, причем не только жизнью, но и устами, т. е. словесной проповедью. «Нужно, чтобы и разум прочно основывался на благочестивой вере, и язык в исповедании провозглашал твердость разума», – говорит Златоуст, толкуя данное место.

Церковь Христова, братья и сестры, есть Церковь проповедующая. Церковь внутри себя являет свою суть в Евхаристии, а вовне, обращаясь к миру, выражает свою природу в проповеди. Без исповедания Христа «устами» Церкви нет. Убрать из Церкви проповедь равнозначно тому, как убрать из нее Евхаристию. Проповедь, как и Литургию, ничто не может заменить. Молчащая Церковь сродни молчащему Христу. Можно ли представить, что Спаситель три года странствует по Палестине, совершает чудеса, исцеляет – и молчит? Такой же странной будет выглядеть Церковь без словесной проповеди веры.

Однако у нас распространено довольно лукавое осмысление этой проблемы. «Надо проповедовать жизнью», – говорим мы. В итоге же ни одного человека не приводим ко Христу своей «проповедующей жизнью» и никому ничего о вере не говорим. Наша вера слишком мало меняет нашу жизнь, чтоб можно было многозначительно замолчать и поражать людей святостью своего «жития». Если же от нас Фаворский свет не исходит, и ночи напролет в молитве мы не проводим, и постом Ангелов не удивляем, и жертвенной любовью ближних не покрываем, то надо иметь смирение признать нашу далекость от того, чтоб одним своим видом возбуждать стремление к христианству. А признав это, находить время и ситуацию сказать что-то о своей вере тому, кто способен вместить.

Но кто-то возразит: «Пусть говорят специально обученные люди, а я не умею». Что ответить на это?

На ум приходит история воцерковления одного современного миссионера. Ему плохо давалась учеба в школе, и соседка, простая женщина, дала совет, весьма необычный для советского времени: «Когда заходишь в школу, всегда говори про себя ‟Христос Воскресе!ˮ» И что же? На следующий день юноша попробовал – и вдруг, неожиданно для себя, хорошо ответил по математике. С тех пор он всегда произносил пасхальное приветствие, заходя в школу. Шепотом говорил: «Христос Воскресе!» – и учеба начала спориться. Впоследствии мальчик поступил в элитарный на то время вуз и получил прекрасное образование. Путь же ко Христу, так интересно начавшийся, он продолжил и стал известным миссионером, приведя к вере множество людей.

Может показаться, что совет женщины был примитивным, каким-то магическим. Но у нас сейчас речь совсем о другом. Много ли понадобилось знаний той соседке, чтоб сказать мальчику два важных слова в нужный момент? Много ли необходимо знать, чтоб в задушевном разговоре поведать другу или родственнику о своем духовном опыте, исповедовать Христа? Надо ли быть профессором богословия, чтобы делиться с другими тем, что любишь больше всего, пусть даже в самых простых словах?

Конечно, наша вера требует изучения, мы обязаны быть догматически образованными. Но для того чтобы засвидетельствовать о Православии, бывает достаточно и малого: нескольких искренних слов, сказанных с любовью. Как бы малограмотны ни были мы в религии (что нужно признать проблемой и исправлять со временем), простейшего евангельского свидетельства Христос ждет от всех нас. И мы сильно погрешим, если ни разу в жизни не исповедуем Иисуса Христа словесно перед другими людьми.

Господь да поможет нам полюбить Его так, чтобы молчание о Нем стало для нас невозможным!

Рейтинг: 9.9 Голосов: 164 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Олег12 ноября 2019, 07:46
Спасибо, отличная статья! Вера от слышания, а слышания от Слова Божьего!
Алексей14 июля 2017, 22:49
Замечательное слово, замечательный автор, храни Вас Господи!
Внемлем братия и сестры!
Сергей Рымарев11 июля 2017, 01:00
Надо, надо говорить о нашей ЛЮБВИ-ХРИСТЕ при любой возможности! А как же иначе???
Андрей10 июля 2017, 21:08
Спасибо! Статья очень понятная и очень нужная!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×