Нынешний богатый на скорбные юбилеи год, несомненно, запомнится знаменательным и светлым торжеством освящения величественного храма новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре. Посетившие это святое место на собственном опыте познают чувства, охватившие некогда послов равноапостольного князя Владимира в Царьграде: «Не знали – на небе или на земле мы… знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми… Не можем мы забыть красоты той»[1].
Драгоценнейшее украшение храма – мощи священномученика Илариона (Троицкого), почивающие в окружении целого «облака свидетелей» (Евр. 12: 1). Такая великая честь святителю не может быть случайной. В святой и светлой личности владыки Илариона, как в фокусе, сконцентрировалось то единственное, что дало всем новомученикам и исповедникам силу выстоять и победить – вера и верность Христу и Его Церкви.
Великие святые известны всем, но не часто вспоминают наставников, воспитавших их. А они, несомненно, достойны нашей благодарной памяти и почитания. О Павле Ивановиче Малицком (1851–1919), наставлявшем священномученика Илариона в годы его юности в вере и верности, наш рассказ.
***
Историк Церкви, богослов, краевед, публицист и талантливый педагог, Павел Иванович Малицкий родился в 1851 году в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Вспоминая детство в отцовском доме, он называл себя «вольным сыном сельской природы – лесов, лугов, полей и огородов»[2]. Образование – традиционное для поповича: церковно-приходская школа, Тамбовское духовное училище, затем Тамбовская духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 году. В семинарии ему посчастливилось учиться у знаменитого ученого-историка И.И. Дубасова. По воспоминаниям П. Малицкого, огромное духовное влияние на него оказал ректор семинарии протоиерей (впоследствии архиепископ) Димитрий (Самбикин). Талантливый агиограф, знаток русской церковной истории и археологии, увлеченный краевед, отец Димитрий сумел пробудить в одаренном семинаристе Малицком глубокий интерес и любовь к церковно-исторической науке. Дружеские отношения между учеником и учителем сохранились до самой смерти последнего в 1908 году.
В 1874–1878 годах Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия. Отслужив несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 году Павел Иванович переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни, и не только как преподаватель: в разные годы он занимал должности помощника инспектора, члена правления семинарии, члена Тульского епархиального училищного совета.
Сферой преподавательской деятельности Павла Ивановича была Священная история и история Церкви. Будучи очень увлеченным и влюбленным в свой предмет педагогом, он умел привить эту любовь и своим ученикам. В 1903 году на праздновании 25-летнего юбилея педагогической деятельности Малицкого один из его воспитанников – будущий архиепископ Иларион Верейский, а тогда ученик IV класса Владимир Троицкий – в своей речи от лица учащихся сказал о преподавателе так: «Павел Иванович!.. Вы полной горстью брали семена добра и истины и с отеческой любовью сеяли их в нивы наших сердец. Благодаря вам эти прекрасные семена получают удивительную жизнеспособность, ибо любовь, с которой вы соединяете их посев, есть сила всемогущая. Мы видели и видим, что преподавание для вас есть великое дело души и сердца. За то говорит уже то, что вы не ограничиваетесь руководством нас в изучении церковной истории; нет, вы настойчиво вводите прекрасные истины христианства в наше существо, вводите для того, чтобы мы могли руководствоваться ими и теперь, и в ожидающей нас жизни… Жизнь издавна сравнивают с морем, и в этом море высоко поднимаются иногда грозные жизненные волны… Вы силою и сердечностью своего слова стряхиваете с нас… преждевременные страхи и указываете нам прочный и надежный путь к тихой пристани и прекрасной цели. Вы советуете нам быть всегда и во всех положениях верными чадами Церкви»[3].
Сам верное чадо Церкви, принесший все свои таланты на служение ей, Павел Иванович искренне считал, что «его служба была только исполнением долга и тяжесть учительского труда не чувствовалась»[4].
Для Малицкого церковность была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения
Его отношение к семинаристам было всегда ровным и человечным, изложение учебного материала живым и основательным, оценка знаний – справедливой. Малицкому было недостаточно вложить в умы своих учеников определенное количество исторических знаний согласно программе. Как педагог духовной школы, Павел Иванович старался дать семинаристам цельное церковное миросозерцание, обладая которым они могли бы и сами с успехом сеять благое семя. Для Малицкого «церковность», многими в те годы понимаемая как «зашоренность», ограниченность мировоззрения, была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения, а следовательно, его полезности. Эти мысли во многом были восприняты и священномучеником Иларионом, который дерзновенно говорил: «Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я – самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю»[5].
По словам святителя Илариона, Павел Иванович считал ветхозаветных пророков, вещавших своим соотечественникам волю Божию, лучшими образцами патриотизма[6].
Ученики платили Малицкому сыновней любовью и благодарностью, а коллеги-преподаватели и начальство по достоинству ценили его знания и труды. Неоднократно Малицкий входил в общественные образования г. Тулы. Так, он был членом Тульского историко-археологического товарищества, Тульского статистического комитета, комитета по организации празднования столетия Тульской епархии.
Годы дружбы связывали Павла Малицкого с будущим патриархом Алексием I (Симанским), в 1906–1911 годах возглавлявшим в сане архимандрита Тульскую духовную семинарию. Позже, в начале 1960-х годов, первосвятитель, хранивший «сердечную память» о «почтеннейшем Павле Ивановиче», помогал его сыну – Алексею Малицкому, оказавшемуся в то время в тяжелом материальном положении[7]. Дружеские отношения связывали Малицкого и со священномучеником Петром (Павлушковым; † 1937), последним ректором Тульской семинарии.
Много сил и времени было отдано Малицким научной и публицистической работе. Все произведения Павла Ивановича отличают ясность изложения, легкий язык и доступность. Свои труды на исторические, краеведческие, богословские, общественные темы Павел Иванович часто публиковал на страницах тульских епархиальных и губернских «Ведомостей», «Тульской старины», а также отдельными изданиями в виде книг и брошюр. «Руководство по истории Русской Церкви», написанное П.И. Малицким как пособие для семинарий, принесло ему известность и премию имени митрополита Макария. Изданное при жизни автора четыре раза, оно было рекомендовано Учебным комитетом при Святейшем Синоде и Министерством народного просвещения.
Трудно переоценить вклад Павла Ивановича Малицкого в изучение истории Тульского края. В ряду краеведческих очерков, посвященных старинным городам Тульщины, выделяется капитальный труд – «Приходы и церкви Тульской епархии». Знаменитая книга, по которой имя Малицкого известно и тем, кто о нем вообще ничего не знает! Довольно объемная (около 800 страниц), она имеет подзаголовок «Извлечение из церковно-приходских летописей» и представляет собой подробное историко-географическое обозрение всех приходов и храмов Тульской епархии на конец XIX века. Вышедший в Туле в 1895 году труд сразу стал известным и востребованным. В наше время востребованность его только растет. Уникальность для Тульского края и полнота изложения, помноженные на разрушительное «наследие» советских лет, делают эту книгу незаменимой в руках исследователей – историков, краеведов, генеалогов.
Важный и интересный момент: на обложке «Приходов и церквей» нет имени Малицкого ни в качестве автора, ни в качестве составителя. В предисловии сказано, что книгой занималась комиссия, «составленная из преподавателей духовно-учебных заведений г. Тулы». Однако это лишь свидетельство скромности и научной добросовестности Павла Ивановича. Да, он не был единственным автором, но был главным координатором, составителем, редактором и издателем этого коллективного труда. Поэтому приписываемое ему в обиходе авторство сборника не кажется большой несправедливостью.
Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876–1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной. Любимейшим праздником было Богоявление Господне – Крещение. Павел Иванович увлекался садоводством, прививал и скрещивал разные сорта плодовых деревьев. По осени плодами из его сада нагружался большой воз, и Елизавета Андреевна отправляла его арестантам в тульскую тюрьму.
Революционные события стали катастрофой и для духовного образования в России. По декрету от 20 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовная школа лишалась правовой, финансовой и материальной базы. Тульская духовная семинария была закрыта. Все ее здания были переданы 17-й тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели семинарии, как не нужные для нового «государственного строительства», оказались на улице.
Он был избит в семинарском дворе «строителями новой жизни» и вскоре скончался
Павел Иванович очень тяжело переживал происходившее. Отчаянно пытался спасти от разграбления семинарию. Он умер на руках у жены от побоев, полученных им в семинарском дворе от строителей новой жизни. Годы спустя на вопрос внучки «От чего умер дедушка?» Елизавета Андреевна, пережившая лишенчество, конфискацию имущества и арест сына, уклончиво отвечала: «От революции».
В настоящее время здание Тульской духовной семинарии передано Тульской епархии, часть трудов П.И. Малицкого переиздана. В 2004 году по решению Тульской городской думы была установлена памятная доска на доме № 42 по улице М. Смирнова (бывш. Фоминской), в котором до революции проживала семья Малицких.
Но, к сожалению, говорить о благодарной памяти потомков не приходится. Вскоре новыми владельцами дома памятная доска была снята и выброшена. Высеченное на камне имя «Павла Ивановича Малицкого (1851–1919), преподавателя Тульской духовной семинарии, историка-краеведа», видимо, ничего им не говорило. Подобранная доска была передана в семинарию сотрудниками музея «Тульский некрополь».
Практически ничего не говорит имя Малицкого и большинству читающих его работы, начинающих свои исследования с трудов Малицкого, цитирующих его и заканчивающих свои статьи его словами. Свидетельством этого беспамятства служит могила Павла Ивановича, находящаяся на грани исчезновения. Еще немного – и ее ожидает судьба утраченной могилы другого знаменитого тульского историка-краеведа Н.И. Троицкого. Но даже если имя Павла Ивановича Малицкого и будет забыто его потомками и соотечественниками, оно не будет забыто его благодарным учеником священномучеником Иларионом Верейским, с которым – мы верим – он пребывает ныне в Небесном Отечестве.