
Драгоценнейшее украшение храма – мощи священномученика Илариона (Троицкого), почивающие в окружении целого «облака свидетелей» (Евр. 12: 1). Такая великая честь святителю не может быть случайной. В святой и светлой личности владыки Илариона, как в фокусе, сконцентрировалось то единственное, что дало всем новомученикам и исповедникам силу выстоять и победить – вера и верность Христу и Его Церкви.
Великие святые известны всем, но не часто вспоминают наставников, воспитавших их. А они, несомненно, достойны нашей благодарной памяти и почитания. О Павле Ивановиче Малицком (1851–1919), наставлявшем священномученика Илариона в годы его юности в вере и верности, наш рассказ.
***
Историк Церкви, богослов, краевед, публицист и талантливый педагог, Павел Иванович Малицкий родился в 1851 году в семье священника с. Дворянщина Кирсановского уезда Тамбовской губернии. Вспоминая детство в отцовском доме, он называл себя «вольным сыном сельской природы – лесов, лугов, полей и огородов»[2]. Образование – традиционное для поповича: церковно-приходская школа, Тамбовское духовное училище, затем Тамбовская духовная семинария, которую Павел закончил в 1874 году. В семинарии ему посчастливилось учиться у знаменитого ученого-историка И.И. Дубасова. По воспоминаниям П. Малицкого, огромное духовное влияние на него оказал ректор семинарии протоиерей (впоследствии архиепископ) Димитрий (Самбикин). Талантливый агиограф, знаток русской церковной истории и археологии, увлеченный краевед, отец Димитрий сумел пробудить в одаренном семинаристе Малицком глубокий интерес и любовь к церковно-исторической науке. Дружеские отношения между учеником и учителем сохранились до самой смерти последнего в 1908 году.

В 1874–1878 годах Павел Малицкий продолжил свое обучение в Киевской духовной академии, из стен которой вышел кандидатом богословия. Отслужив несколько месяцев инспектором народных училищ в Гродненской губернии, в том же 1878 году Павел Иванович переселяется в Тулу и поступает на должность преподавателя в Тульскую духовную семинарию. Семинарской службе Малицкий отдал 40 лет своей жизни, и не только как преподаватель: в разные годы он занимал должности помощника инспектора, члена правления семинарии, члена Тульского епархиального училищного совета.

Сам верное чадо Церкви, принесший все свои таланты на служение ей, Павел Иванович искренне считал, что «его служба была только исполнением долга и тяжесть учительского труда не чувствовалась»[4].
Для Малицкого церковность была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения
Его отношение к семинаристам было всегда ровным и человечным, изложение учебного материала живым и основательным, оценка знаний – справедливой. Малицкому было недостаточно вложить в умы своих учеников определенное количество исторических знаний согласно программе. Как педагог духовной школы, Павел Иванович старался дать семинаристам цельное церковное миросозерцание, обладая которым они могли бы и сами с успехом сеять благое семя. Для Малицкого «церковность», многими в те годы понимаемая как «зашоренность», ограниченность мировоззрения, была признаком подлинности как духовного, так и общественного служения, а следовательно, его полезности. Эти мысли во многом были восприняты и священномучеником Иларионом, который дерзновенно говорил: «Да, я верую в единую святую, соборную и апостольскую Церковь, принадлежу к святой Православной Церкви, и потому я – самый передовой человек, ибо в Церкви только возможна та новая жизнь, ради которой Сын Божий приходил на грешную землю»[5].
По словам святителя Илариона, Павел Иванович считал ветхозаветных пророков, вещавших своим соотечественникам волю Божию, лучшими образцами патриотизма[6].
Ученики платили Малицкому сыновней любовью и благодарностью, а коллеги-преподаватели и начальство по достоинству ценили его знания и труды. Неоднократно Малицкий входил в общественные образования г. Тулы. Так, он был членом Тульского историко-археологического товарищества, Тульского статистического комитета, комитета по организации празднования столетия Тульской епархии.

Годы дружбы связывали Павла Малицкого с будущим патриархом Алексием I (Симанским), в 1906–1911 годах возглавлявшим в сане архимандрита Тульскую духовную семинарию. Позже, в начале 1960-х годов, первосвятитель, хранивший «сердечную память» о «почтеннейшем Павле Ивановиче», помогал его сыну – Алексею Малицкому, оказавшемуся в то время в тяжелом материальном положении[7]. Дружеские отношения связывали Малицкого и со священномучеником Петром (Павлушковым; † 1937), последним ректором Тульской семинарии.
Много сил и времени было отдано Малицким научной и публицистической работе. Все произведения Павла Ивановича отличают ясность изложения, легкий язык и доступность. Свои труды на исторические, краеведческие, богословские, общественные темы Павел Иванович часто публиковал на страницах тульских епархиальных и губернских «Ведомостей», «Тульской старины», а также отдельными изданиями в виде книг и брошюр. «Руководство по истории Русской Церкви», написанное П.И. Малицким как пособие для семинарий, принесло ему известность и премию имени митрополита Макария. Изданное при жизни автора четыре раза, оно было рекомендовано Учебным комитетом при Святейшем Синоде и Министерством народного просвещения.

Трудно переоценить вклад Павла Ивановича Малицкого в изучение истории Тульского края. В ряду краеведческих очерков, посвященных старинным городам Тульщины, выделяется капитальный труд – «Приходы и церкви Тульской епархии». Знаменитая книга, по которой имя Малицкого известно и тем, кто о нем вообще ничего не знает! Довольно объемная (около 800 страниц), она имеет подзаголовок «Извлечение из церковно-приходских летописей» и представляет собой подробное историко-географическое обозрение всех приходов и храмов Тульской епархии на конец XIX века. Вышедший в Туле в 1895 году труд сразу стал известным и востребованным. В наше время востребованность его только растет. Уникальность для Тульского края и полнота изложения, помноженные на разрушительное «наследие» советских лет, делают эту книгу незаменимой в руках исследователей – историков, краеведов, генеалогов.

Во второй половине 1890-х годов П. Малицкий женился на Елизавете Андреевне Дубровской (1876–1945). В браке родилось пятеро детей, из которых двое умерли во младенчестве. Семейная жизнь Малицких была благочестивой и мирной. Любимейшим праздником было Богоявление Господне – Крещение. Павел Иванович увлекался садоводством, прививал и скрещивал разные сорта плодовых деревьев. По осени плодами из его сада нагружался большой воз, и Елизавета Андреевна отправляла его арестантам в тульскую тюрьму.

Революционные события стали катастрофой и для духовного образования в России. По декрету от 20 февраля 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» духовная школа лишалась правовой, финансовой и материальной базы. Тульская духовная семинария была закрыта. Все ее здания были переданы 17-й тульской пехотной школе комсостава. Преподаватели семинарии, как не нужные для нового «государственного строительства», оказались на улице.
Он был избит в семинарском дворе «строителями новой жизни» и вскоре скончался
Павел Иванович очень тяжело переживал происходившее. Отчаянно пытался спасти от разграбления семинарию. Он умер на руках у жены от побоев, полученных им в семинарском дворе от строителей новой жизни. Годы спустя на вопрос внучки «От чего умер дедушка?» Елизавета Андреевна, пережившая лишенчество, конфискацию имущества и арест сына, уклончиво отвечала: «От революции».
В настоящее время здание Тульской духовной семинарии передано Тульской епархии, часть трудов П.И. Малицкого переиздана. В 2004 году по решению Тульской городской думы была установлена памятная доска на доме № 42 по улице М. Смирнова (бывш. Фоминской), в котором до революции проживала семья Малицких.

Практически ничего не говорит имя Малицкого и большинству читающих его работы, начинающих свои исследования с трудов Малицкого, цитирующих его и заканчивающих свои статьи его словами. Свидетельством этого беспамятства служит могила Павла Ивановича, находящаяся на грани исчезновения. Еще немного – и ее ожидает судьба утраченной могилы другого знаменитого тульского историка-краеведа Н.И. Троицкого. Но даже если имя Павла Ивановича Малицкого и будет забыто его потомками и соотечественниками, оно не будет забыто его благодарным учеником священномучеником Иларионом Верейским, с которым – мы верим – он пребывает ныне в Небесном Отечестве.