Все родители мечтают об идеальной школе для своего ребенка. Стоит ли отдавать ребенка в православную школу? В чем основная проблеме - нехватка финансирования или хороших кадров? Об этом мы беседуем с директором Центра НОЧУ «Православный центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» Татьяной Ивановной Лещевой.
«Уровень нашего образования выше, а поддержка от государства – минимальная»
- Татьяна Ивановна, как и для чего создаются православные школы?
Православные школы - это социальный заказ населения. В них сохранен уклад жизни для православной семьи.
- Из чего складывается финансирование православных школ?
Если школа аккредитована, то она должна получать финансирование от государства. Но для системы негосударственных школ, куда входят и православные школы, оставлен старый норматив 2010 года, что почти вдвое меньше нормативного финансирования на одного ученика в ГБОУ в 2017 году.
Второй компонент, который влияет на финансирование, - это пожертвование родителей.
- То есть обучение в школе платное? Какой размер пожертвования за обучение?
В нашей школе - от 5 до 16 тысяч в месяц. Но все зависит от места расположения самой православной школы. Есть разница: центр ли это Москвы, или окраина. Если это окраина Москвы – западное направление или юг с юго-востоком. Безусловно, православная школа на Рублевке имеет намного большую оплату, при этом данная школа востребована.
– Каким образом государство поддерживает частные школы?
В каждом субъекте федерации существует свой норматив, выделяемый на одного учащегося. В Москве для негосударственных частных аккредитованных школ эта сумма составляет 5250 рублей в месяц (то есть 63112 рублей в год) И, как я уже говорила, это норматив 2010 года.
Выделяются средства на питание детей льготной категории (завтрак, обед). Завтраками в начальной школе охвачены все учащиеся (об особенности выделения средств на питания поговорим чуть ниже).
Государство берет также на себя мониторинг и контроль за качеством учебного процесса и контроль за соблюдением необходимых требований для создания данного учебного процесса (лицензионные требования). При этом школа самостоятельно проплачивает все коммунальные услуги, расходы на содержание знания, охрану, ремонты, оборудование мебелью и техническими средствами обучения.
Правительство Москвы на протяжении более 10 лет для православных школ, понимая их тяжелое финансовое положение, а также невозможность исполнить социальный заказ в государственной системе, предоставило возможность заключить договор безвозмездного пользования помещениями, за что мы очень благодарны Правительству Москвы.
В тяжелое экономическое время родители теряют работу, понижается зарплата у некоторых родителей. Таким семьям платить 5000 рублей в месяц за обучение тяжело. Следует учесть, что во многих семьях учится не один ребенка, а 3–4–5 детей. Чтобы отдать последующего ребенка в первый класс, родители со слезами на глазах вынуждены переводить старшего ребенка в государственную школу. И даже если это профильный класс престижной государственной школы, делают они это от безысходности. Отток детей из православных и других негосударственных школ в этом году ощутим. И это несмотря на высокие показатели качества образования.
–Ваша школа, как я понимаю, малобюджетная, страдает ли от малобюджетности качество образования?
В нашей школе – не страдает. У школы очень высокие показатели качества образования. Из 19 выпускников этого года – 6 медалистов. Наши выпускники поступили на бюджет в такие ВУЗы как МГУ, экономический университет им. Плеханова, Всероссийская академия внешней торговли, юридическая академия, РУДН, Тимирязевская академия, ПСТГУ, МИФИ, МГСУ, МЭИ, и ряд колледжей.
По итогам прошлого года мы вошли в Топ-500 школ, что для негосударственных школ практически невозможно, так как учитываются не процентные показатели, а количественные.
Попробую объяснить на конкретных цифрах. Государственные комплексы имеют 1500–2000 детей и выпускных классов 6-8, при наполняемости 25 человек в классе. Наша школа выпускает всего лишь 1 класс в 19 человек.
(В разные годы эта цифра меняется. Как правило, это меньшее количество выпускников. В этом году всего три православные школы выпускали по 19 учеников).
Для рейтинга учитываются показатели: количество учеников, которые сдали ЕГЭ на 70 баллов, количество выпускников, набравших 210 баллов по трем предметам, сколько выпускников набрали 280 баллов по четырем предметам, с количество выпусников набрали 100 баллов по одному из предметов.
Если бы показатели учитывались в процентном отношении, то большинство частных школ вошли бы в ТОП-100, а некоторые и в ТОП-10.
При такой системе малокомплектные школы всегда будут в проигрыше. Но, тем не менее, наша школа попала в этот рейтинг, в котором всего три негосударственные школы. Нам было очень приятно оказаться рядом с частной Ломоносовской школой.
Безусловно, это заслуга всего педагогического коллектива. Учителя не просто работают в нашей школе, их труд можно расценивать как жертвенное служение. И как хочется увеличить их зарплату до достойного заслуженного ими уровня. Увы, такой возможности нет.
–Много ли обеспеченных родителей приводит детей в православные школы?
Конечно нет, потому что православные семьи – это в основном многодетные семьи.
–То есть фактически само существование православных школ –это чудо?
Да, это чудо. Мы должны быть благодарны Богу за то, что мы есть.
«Наша задача – воспитать добрых христиан, которые будут служить Отечеству»
– Не проще ли тогда родителям отдать ребенка в государственную школу, а заодно – в воскресную?
Многие так и делают. Но для многих родителей уклад жизни православной семьи является определяющим.
Надо также учитывать, что далеко не каждый ребенок может учиться в массовой школе.
В православных школах в приоритете всегда была система воспитания и трудовое воспитание в том числе, а самое главное, что все делается с молитвой и по благословению духовника школы. Идет тесная работа – церкви семьи и школы – это главный секрет успеха православных школ.
–Я поняла, что есть проблемы в системе финансирования частных школ.
По сути дела, вся система негосударственного образования дискриминирована по отношению к государственной в выделении финансирования (норматива) на одного ребенка, а это прямое нарушение действующего закона об образовании и Конституции РФ. В большей степени от этой дискриминации страдают православные школы. В Москве 30 православных школ, и вопрос существования каждой из них крайне проблематичен, т.к. в православные дети, которые приходят к нам учиться, это дети в основном многодетных и малообеспеченных семей. Многие семьи учат у нас сразу несколько детей, а это даже при минимальной оплате весьма ощутимо для семейного бюджета.
Дискриминация частных школ существует и в вопросе питания детей льготной категории в НОЧУ к той же категории детей в ГБОУ.
Суммы, выделяемые на питание детей в ГБОУ и НОЧУ имеют значительную разницу для льготной категории на протяжении уже четырех лет, и с каждый учебным годом эта разница увеличивается. Если в прошлом учебном году эта разница могла составлять 46 рублей в начальной школе и 49 руб. в старшей школе (в разных муниципальный округах эта разница может иметь другие показатели), то в нынешнем учебном году с 1 сентября эта разница превышает сумму в 50 рублей, что является грубейшей дискриминацией детей льготной категории из НОЧУ по отношению к той же категории из ГБОУ. Не могу понять, чем руководствовались чиновники? Мне кажется, что чиновники забывают, что не все частные школы существуют для детей высокооплачиваемых родителей.
Нас волнует, что Постановлением Правительства города Москвы от 6 февраля 2017 года № 24-ПП с 1 января 2018 года меры социальной поддержки в городе Москве будут предоставляться с учетом сведений, содержащихся в Регистре. А это значит, что дети льготной категории, имеющие временную регистрацию в Москве, будут лишены права на бесплатное питание. Хотя по месту постоянной регистрации в своем регионе эти семьи не получают никаких выплат на детей, о чем могут свидетельствовать справки, выданные органами соцзащиты данного региона. При этом родители все налоги заплатили в бюджет Москвы.
Возникает очень странная ситуация, явно недоработанная. И в ней не виноват ни Департамент образования города Москвы, ни Департамент соцзащиты, вопрос не решен на уровне руководства субъектов федераций.
То есть сначала этот вопрос надо решить между мэром Собяниным и губернатором Воробьевым или губернаторами других областей, а потом уже выпускать постановление. А ведь это жители не СНГ, это наше коренное население.
У нас есть положительный опыт разрешения сложных ситуаций. Так, в 2008 году мы смогли убедить Департамент образования и Правительство Москвы в том, что надо изменить Закон об образовании города Москвы с целью выравнивания финансирования по статусности, а именно: аккредитация частных школ как лицей, гимназия, центр образования, с новой поправкой в Законе об образовании г. Москвы позволяла получать равное финансирование, что стало мощным рычагом управления качеством образования. Увы, это в прошлом.
Уже упоминалось о том, что в конце 90-х годов положительно был решен вопрос об изменении ежегодно возрастающей арендной платы. Правительство Москвы сначала шести православным школам утвердило арендную плату в 1 рубль за 1 кв. метр, а позже со всеми православными школами Москвы был заключен договор безвозмездного пользования, который действует по настоящее время.
Совместными усилиями директоров ассоциации негосударственного образования (АсНООР) в этом учебном году убедили Департамент образования города Москвы выравнять финансирование равное государственному для детей, имеющих инвалидность.
Впервые в Законе об образовании РФ № 273 появилась статья № 87, упоминающая конфессиональное образование. Считаю, что ее необходимо дополнить. Юридический отдел Религиозного образования и катехизации готов выйти с предложением поправок, обеспечивающих экономическую безопасность существования православных школ России.
Хоть мы и входим в систему негосударственного образования, но отличаемся от остальных школ этой системы не только религиозным компонентом, но и особым социально значимым заказом населения. Как правило, в наших школах 60% –это дети из многодетных семей и 30% из социально незащищенных.
Необходимо учесть, что мы выполняем не узко конфессиональные задачи, а успешно решаем серьезные государственные вопросы. Это прежде всего вопросы духовной безопасности, трудового и патриотического воспитания, дети воспитываются на традиционных ценностях. При этом мы не забываем о высоком уровне образования. Это благодаря высокому профессионализму и самоотверженности учителей.
Основная наша задача –воспитать доброго христианина, полезного своему Отечеству.
Подчеркну еще раз –главный успех православных школ – единение Церкви, семьи и школы при поддержке государства.
Не хотелось бы в одном интервью освещать все вопросы воспитания и содержания образования, об этом нужно говорить отдельно. Мы готовы к новой встрече.
– Каковы особенности воспитания мальчиков и девочек?
– Мы стараемся, чтобы было больше учителей-мужчин. Все-таки лучше, когда мальчиков воспитывают мужчины, особенно в старших классах.
– Кем становятся выпускники? Много ли из них священников?
– Многие идут в семинарии, многие из девочек становятся матушками.
– В чем вы видите основную задачу православных школ?
– Основная задача – воспитать добрых христиан, которые служат Отечеству. При этом уровень образования у нас даже выше, чем у простых школ, за счет высокого профессионализма и самоотверженности учителей.