1 февраля Церковь чтит память преподобного Макария Великого, одного из величайших отцов Древней Церкви. Святой сочетал путь уединения и безмолвия с отеческой заботой о братии, поддерживая их молитвой, личным примером и исполненными глубокой мудрости наставлениями.
Редакция портала «Русский Афон» подобрала десять изречений преподобного Макария Великого о неизбежно присутствующих в жизни христианина скорбях и испытаниях.
1. Как младенец не может ни сеять, ни строить, ни садить, так и души неиспытанные.
2. Хотящий благоугодить Богу, надеющийся стать через веру сонаследником Христу (Рим. 8: 17) и старающийся подражать Господу, чтобы и самому назваться духовным сыном Божиим, прежде всего должен, запасшись долготерпением и стойкостью, мужественно переносить разнообразные встречающиеся на его пути скорби, тесноту, гонения, будь то телесные болезни и страдания, или людские поношения и обиды, или разные невидимые тяготы, насылаемые на душу от злых духов, желающих ввести ее в расслабление, отчаяние и нетерпение и тем помешать ей войти в Царство, по устроению Господа.
3. Как начнешь искать Бога, начнешь страдать, ибо надобно тебе бороться со своею природою и нравами, … ибо открывается какая-то сокровенная и тонкая сила тьмы, пребывающая в сердце.
4. Душа может противиться злу, но не может без Бога победить или искоренить его.
5. Весьма многие из людей хотят сподобиться Царствия без трудов, без подвигов, без пролития пота, но сие невозможно.
6. Надо, чтобы ум и внутренний человек были благородны, сердце надо иметь смелое, рассудок и волю – мужественные и достойные, чтобы человек взял оружие брани и пошел дерзновенно в бой, и мужался, и сразился; чтобы он имел бодрый и утвержденный ум. И совершается все это во внутреннем человеке.
7. Скорби и испытания служат на пользу человеку и делают душу испытанной и твердой, если она с достоинством и решительно, с надеждой и доверием к Богу переносит напасти, с нераздвоенной верой ожидая избавления от Господа и его милосердия. И невозможно ей не удостоиться обещанного духом (Гал. 3: 14) и избавления от злых страстей, если только она, испытанная и верная, с великим терпением укрепится до конца в надежде на Господа.
8. Искушения и испытания, переносимые с мужеством, явно являют любовь ко Владыке.
9. Как святые мученики претерпели в видимом мире многие истязания и, идя даже до смерти, через свою надежду на Господа остались в добром исповедании, показали свою надежность и за то удостоились получить венец правды (1 Тим. 6: 12–13; 2 Тим. 4: 8), … подобным же образом и души, во испытание преданные скорбям и невидимо по-разному мучимые духами злобы, тайно ли внутри мучительными стеснениями или лукавыми помыслами, явно ли телесными страданиями, претерпев мужественно, укрепившись в надежде и ожидая с верою воздаяния Господня, удостаиваются такого же венца правды и, уже здесь восприемля искупление, в судный день получают в Боге равную свободу с мучениками.
10. Любящие Христа в том и проявляют себя, что достойно и решительно переносят все постигающие их беды.