Православный календарьПравославный календарь
Богатство дяди Гены-прораба
Ольга Шигина
Я оглядываю его скромное жилище, пытаюсь понять, как бы улучшить его жизнь, и вдруг разочарованно понимаю, что у него… уже все есть!
Бог лишил меня почти всего, но я Ему благодарен
Илья Долматов
Я живу, мыслю, общаюсь, радую дорогих мне людей, у меня есть друзья и враги, я ненавижу и люблю.
Две весны с интервалом в 60 лет
Екатерина Сачкова
«Болеет?» – женщина вздрогнула от голоса незнакомого старичка, неожиданно оказавшегося рядом с ней.
Сколько рук должно быть у правильной женщины
Анна Сапрыкина
Чаще всего все наши разговоры о роли женщины в традиционном обществе опираются на мифические, никогда не существовавшие образы.
«Ему выпало счастье пророка, никто не имеет права гадать на него»
Прот. Анатолий Правдолюбов
Мы противопоставляли отрадное прискорбному, и находили, что отрадное настолько в жизни нашей превозмогает, что о прискорбном и трудном даже и говорить не приходится.
«О граде сем, всяком граде, стране и верою живущих в них, Господу помолимся»
Митрополит Лимасольский Афанасий
Всем нам нужно научиться любить место, в котором мы живем. Равнодушие и неуважение к нему служит признаком душевного беспорядка.
«Как не любить молиться? Это самое главное»
Беседа с новым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
Архиерейская митра говорит мне не столько о славе архиерейского служения, сколько о тяжелой ответственности.
«С отцом Сергием и тюрьма не тюрьма»
Прот. Сергий Правдолюбов
Отец Сергий часто цитировал святоотеческое изречение: «Кто не ощущал на себе действие бесов, тот не начинал еще духовной жизни».
Слово о мирской печали, печали ради Бога и человеческом утешении
Митрополит Лимасольский Афанасий
Иногда Бог скрывает Свою благодать, и человек остается один, чтобы побороться, претерпеть, чтобы явилась его сила, его дерзновение перед Богом.
И такая дребедень… Записки соцработницы
Ирина Худякова
Ира, зачем вы снова говорите, что купили мне́ «Феликс» с лососем? Это не мне, а моей кошке!!! Прошу Вас больше не позволять себе таких фамильярностей!

И мне там стоять...

    

Для чего Христос после крещения уходит в пустыню и постится сорок дней (Мф. 4, 2)? Ему Самому как Богу это, безусловно, было не нужно.

Тем не менее Христос как Человек приносит этот пост в жертву Господу от лица всего человечества. Тем самым Он показывает необходимость постового делания всем людям. Как же человеку ясно и бесповоротно осознать, что пост жизненно важен лично ему? Эта истина усваивается сердцем, когда мы, отвечая на любовь Христову, принимаем все подвиги Великого поста не как обременение, а как драгоценный дар свыше.

Чтобы начать истинный пост, надо признать неправильность своего внутреннего состояния – не считать себя духовно нормальным. Если человеку кажется, что у него все так, как должно быть, тогда зачем что-то менять? Стремление измениться появляется, когда видишь в себе некое несовершенство, недостаток добродетели.

Но что плохого, если человек живет своей жизнью, не совершает тяжких грехов, даже соблюдает отдельные ветхозаветные заповеди, но при этом и не взваливает на себя ничего «лишнего», постовых трудов, например? Он просто радуется своими радостями, печалится своими печалями, старается заработать денег, купить то и другое, обустроить квартиру, приготовить вкусный ужин, куда-то съездить в отпуск – хорошо отдохнуть, посмотреть, как живут люди, и тому подобное.

При такой жизненной позиции человек вольно или невольно начинает слишком высоко ценить себя, свои усилия и дела. В правильной духовной жизни христианину все более открывается, насколько ему нужно прилепиться к Христу, получать от Него помощь, чтобы творить добро. Когда же человек доволен «сам собой, своим обедом и женой», получается, что Бог ему не очень-то и нужен. Ему и без Него хорошо в замкнутом мирке земной жизни, где он сам себе «царь и бог», а что будет происходить в перспективе, за ее гранью, ему неважно. Эта сосредоточенность на земном не дает ему возможности подготовиться к главному — ко Второму Пришествию Христа, когда решится участь каждого человека в вечности.

У калужского художника Павла Рыженко есть необычная фреска «Страшный Суд». По всей ее площади разворачивается грандиозное апокалиптическое действо. Светлый Господь восседает на престоле, а сонм святых праведников — вкруг Него. Народы движутся на Суд. Все пространство наполнено ангелами, разрезающими небо своими огромными крыльями. У ангелов трубы, звуком которых они вызывают мертвых к новой жизни. Умершие слышат трубный глас и оживают, и могилы отпускают их. Люди выходят из гробов, узнают друг друга, ангелы ведут их на Страшный Суд. Совсем рядом видно пылающее адское пекло, и грозный ангел уже указывает кому-то его вечное место там...

На первом плане изображен молодой мужчина в современной одежде: брюки, белая рубашка, один ее конец не заправлен. Он будто случайно здесь. Кажется, смерть только что выдернула его из привычной земной обстановки. Минуту назад он работал в офисе или ехал на машине, а может быть, развлекался в ночном клубе, как вдруг его мир полностью изменился. Несмотря на то, что вокруг происходит много необычного и любопытно посмотреть по сторонам – на людей, ангелов и бесов, внимание человека приковано только к одному: к весам, на которых взвешивается совершенное им за всю прожитую жизнь добро и зло.

Вопросы, которые еще вчера так его волновали, казались жизненно важными: положение в обществе, авторитет в коллективе или в семье, брендовая одежда, продвижение по службе, решающий матч любимой команды, банковские счета и проценты, — все ныне отпали, как сухая шелуха. На чаше весов от всего этого нет никакой доброй мзды.

Важным оказалось совсем иное. Давно, когда сам еще не жил в достатке, он дал крупную сумму денег совсем незнакомому человеку. Тот просил, говорил, что попал в беду, и он просто поверил ему и пожалел. Потом и думать об этом забыл, а Господь, оказывается, помнит, и это доброе дело сейчас сверкает и переливается ярким изумрудом на одной чаше весов. Но и другая чаша не пуста. И человек напряженно всматривается: какая же из них перевесит! Это все, что его сейчас волнует.

Увидев эту фреску на заставке компьютера своего знакомого, я поинтересовался, почему он выбрал именно ее. Его ответ был неожиданно глубоким: «Суета меня заедает с утра до вечера — дела, беготня, разные неприятности. Включая компьютер, я порой и не помню об этой заставке. Вдруг она появляется на экране, и я тут же вспоминаю: Господи, помилуй, да ведь и мне скоро так стоять, как этот парень. Что же там будет, на моих весах? Так и взбодришься ненароком. И уже переживаешь не о житейской суете, а о том, что действительно важно, стараешься не упустить время».

Мне рассказали о женщине, которая нашла карандашную записку своей покойной сестры с молитвой «Се, Жених грядет в полунощи». Сестра ее была верующим человеком и до последнего вздоха мужественно переносила тяжелую болезнь, молилась о спасении родных и знакомых. Женщина нашла это песнопение в исполнении церковного хора и с тех пор каждый день вслушивается в трогательные слова молитвы. Сначала это помогало ей пережить боль разлуки с близким человеком, а сейчас настраивает на христианскую жизнь, не пускает в сердце отчаяние.

Эти люди мудро напоминают себе: все земное делать нужно, и делать хорошо, но при этом понимать, что не в этом заключается смысл жизни. Он — в движении ко Христу, в уподоблении Ему.

И нам для начала стоит увидеть, что мешает приблизиться к Богу, тормозит наше движение на этом пути. Надо перетряхнуть свою душу, посмотреть, что в ней испорчено, что подгнило и где образовались дыры, через которые уходит благодать Божия — словом, увидеть свои страсти. Именно в пост это сделать удобнее всего. Ведь все, что требуется от нас постом: воздержание в пище и в удовольствиях, труды в хранении заповедей, изучение творений святых отцов, усиленная молитва, поклоны и прочее ущемление своего расслабленного жития — это инструменты, которые Церковь вручает нам для приведения своей души в благообразное состояние.

Плотник не будет долго рассматривать свой молоток, пилу или рубанок — какие там вырезаны узоры да какого цвета ручка. Ему интереснее другое: то изделие, которое выходит из-под его рук. Так и нам, христианам, надо не разглядывать свои постовые инструменты, а решительно взять их в руки и с их помощью за краткие, быстро пролетающие дни поста очищать свою душу, выскребать все накопившиеся в ней греховные примеси.

Всерьез поставим себе задачу попробовать в эти дни не умозрительно, а практически постичь слова Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Тогда мы сможем не формально, а от всей души испытать радость поста. Более того, мы убедимся, что его продолжительность недостаточна для осуществления столь значительного и обстоятельного дела. Многим и всей жизни мало для достижения сердечной чистоты, зрящей Господа. Так постараемся сделать хотя бы шаг навстречу Христу, повторяя вместе с апостолом Павлом: «Вот, теперь время благоприятное» (2 Кор. 6, 2).

Рейтинг: 9.9 Голосов: 723 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Сергей Александрович 9 марта 2018, 11:53
Очень полезно знать
Сергей Рымарев 8 марта 2018, 19:06
Многая лета Владыке Клименту!
Фотиния 6 марта 2018, 18:19
Мудрое наставление и напоминание! Спвси Вас Господи, владыка Климент!
тамара 4 марта 2018, 17:19
Владыка,правильно Вы нам напоминаете:все там стоять будем.Спаси и сохрани всех,Господи.И дай нам всем помнить об этом всегда.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×