В апостольском чтении Недели Всех святых мы слышим о праведниках Ветхого Завета, которые понесли великие подвиги и страдания. Апостол Павел напоминает нам, как они воскрешали мертвых, «заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча... испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:34, 36, 37).
Спросим, братья и сестры: человеческой ли силой совершались эти подвиги? Возможно ли человеку воскрешать мертвых? Возможно ли ему угасить силу огня? Способен ли человек усмирить диких львов? Кто из людей может принять мученическую смерть, не чувствуя в сердце своем ненависти и злобы к мучителям, но твердо говоря: «Мы страдаем за свои грехи» (см. 2 Мак. 7:32)? Кто мог бы благословить Бога, в одночасье потеряв семью, имущество, здоровье, уважение ближних, как это сделал, к примеру, праведный Иов? Все те великие чудеса и невероятные подвиги, о которых мы читаем на страницах Библии, были совершены могущественной силой, движущей человеком; силой, имеющей неземное происхождение. Какая же это сила? Это вера, которую апостол Павел определяет как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Вере святых посвящено нынешнее апостольское чтение, и о вере мы будем говорить сегодня.
У одного из проповедников XIX века, протоиерея Василия Михайловского, встречается интересный перечень обязательных характеристик истинной веры. Они стоят внимания. Первая, важнейшая характеристика веры – простосердечность. Так считает проповедник, и мы с ним согласимся. И в самом деле, в вере должно быть нечто, не зависящее ни от знаний человека, ни от его положения в обществе, ни от количества денег на его кредитной карточке, ни от высоты занимаемого им места в церковной иерархии. Простосердечность – это некоторое смирение сердца перед тайной Бога. Это простота и искренность религиозного чувства; даже в определенном смысле этого слова детскость – в каком бы возрасте ни был человек. Это всегдашняя открытость к чуду; ничем не смущаемая готовность принять от Бога все; сердечное доверие Богу даже тогда, когда разум доверять отказывается.
Далее протоиерей говорит о вере, она обязательно должна выражаться в делах. И мы утвердительно кивнем головой. Да, вера христианская – это не вероучительная система, но образ жизни. Есть очень хорошее размышление на эту тему у святителя Феофана Затворника. Он уподобляет умную сторону в христианстве (т. е. знания) лампе в рабочем кабинете. Без света работать нельзя, нужно включить лампу. Но когда свет загорается, это не означает, что дело сделано – нужно брать в руки инструменты и работать. Так и с верой. Ум человека должен быть освещен светом правильных знаний о христианстве, но жить вера должна делами.
Дела, в свою очередь, можно разделить на всеобщие и частные. Пост, молитва, милостыня – всеобщие дела, обязательные для всех христиан. Имея все это, каждый христианин должен также найти и свое частное дело в Церкви. Обрести, что называется, себя, ощутить свой талант от Бога, понять свое место в Церкви и трудиться для Христа каждый тем даром, какой получил.
И третья характеристика веры, предлагаемая о. Василием, есть постоянство. И в этом случае мы скажем: «Аминь». Приняв от Господа драгоценный огонь веры, необходимо поддерживать его и не дать ему потухнуть. Погаснув однажды, это пламя может уже и не загореться вновь. Для этого необходимо проводить ежедневную диагностику своей веры, по словам апостола Павла: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5). Нужно иметь «доброе беспокойство» о вере (как говаривал прп. Паисий Святогорец) и ежедневно проверять ее наличием молитвы и добрых дел во имя той же веры. Если теплится молитва и сердце беспокоится о труде ради Господа, значит, вера жива. Если же молитвослов покрылся пылью, ноги забыли путь в храм, а ум не помнит, когда в последний раз мотивацией для доброго дела были слова «Тебе, Господи», – пора бить тревогу. Постоянство в вере подобно капле, точащей камень. Царским путем спасения называли святые отцы небольшой, но постоянный подвиг. Таким путем постоянства в вере хорошо бы идти и нам, братья и сестры.
Так говорит о вере церковный проповедник позапрошлого века. Скажем и мы нечто, относительно уже нашего времени.
Сегодняшний день ставит перед нами проблему разумности нашей веры. Современный человек уже не может ходить в храм по наследственной инерции от предыдущих поколений. Либо он будет делать это осознанно, либо его христианство даст трещину при первом же серьезном испытании. Сегодня христианин обязан твердо знать, во что он верит и почему ходит в Церковь, и уметь объяснить это и другим, требующим отчета о его уповании (см. 1 Пет. 3:15). Ни одно слово в храме не должно остаться непонятым, ни один обряд не должен быть необъясненным. Христианину нельзя быть церковной мышью. Церковная мышь и днюет, и ночует в храме, и слушает все службы. Она, правда, ничего не понимает, но ужасно гордится тем, что она – церковная мышь. Не будем церковными мышами, но станем церковными людьми, людьми грамотными. «Либо православные будущего будут очень грамотными людьми, либо их не будет вообще», – сказал некий богослов в начале XX века.
Действительно, ведь если не знаешь свою веру, значит, и не любишь ее. Представьте себе, что юноша нежно любит девушку. Может ли он не знать, по крайней мере, самого простого о ней: из какой она семьи, где она учится, какие у нее увлечения, какой у нее любимый шоколад, какие ей нравятся цветы? Если он этого не знает, его чувства неискренни.
А мы, братья и сестры, порой дерзаем подходить к Чаше Евхаристии, не зная почти ничего о Христе и Его Церкви и даже не интересуясь этим! Нашей душой мы вступили в духовный брак со Христом – и нам безразличен наш Возлюбленный. Христианские науки, в которых говорится о том, как Он спас нас от греха и смерти, не изучаются нами и пугают нас одними своими названиями. Догматика, катехизис, основное богословие – предметы, в которых говорится о Христе и Его действии в мире, неинтересны нам. То, что должно занимать нас более всего – наша вера – отодвинуто на периферию сознания. Это говорит о том, что в нашем духовном браке со Христом мало любви к Нему. Поэтому мы рискуем оказаться несчастными в этом браке.
Постараемся же каждый день узнавать нечто новое о Христе и Его Церкви. Страничка из Евангелия, прослушанная лекция, несколько строк из святоотеческой книги, беседа с преуспевающим братом или сестрой пусть будут маленькими, но ежедневными шажками к изменению качества нашей веры – от детской веры к взрослой, от начальной веры к вере крепкой, утвержденной знаниями. И пусть при этом наша вера останется простосердечной, деятельной и постоянной!