Православный календарьПравославный календарь
Жена да боится мужа своего. Ч. 1
Анна Сапрыкина
Начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены. Оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.
Как кришнаитки ездили в Лавру к прп. Сергию
История одной удивительной поездки
Мы целый день провели в Сергиевом Посаде. Всё было сказочно, тепло, по-семейному, очень радушно, очень гостеприимно.
Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова
Воспоминания о свщисп. Сергии (Правдолюбове)
Звонок: «Отец Сергий, сегодня Патриарх подписал благословение на прославление вашего деда!» Я остановил машину, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда.
Штрихи к портрету Царя
Документальная хроника Царской семьи. Премьера фильма
Некоторые фрагменты кинохроники Царской семьи, находящиеся на разных катушках, некогда являлись частью одного фильма. Нам удалось собрать и смонтировать их.
Вася старший и Вася младший
Валерий Серяков
«Я свечку поставлю, если не посадят ребят! Еще обещаю: всей семьей в церковь пойдем, если обойдется все». Ни в какую церковь, конечно, никто не пошел…
Жена да боится мужа своего. Ч. 2
Анна Сапрыкина
Послушание жены мужу – это не безвольное подчинение раба, это уважительное повиновение свободных людей.
Счастливое исключение: «Дело» свящ. Павла Фоминых
Хроники 1930-х. «Оправданные». Ч. 1
Это почти единственный из четырехсот случаев, отложившихся за период с 1918 по 1940 гг. в фондах ПермГАСПИ, когда уполномоченный не справился с заданием…
«Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни»
Митр. Иона (Паффхаузен)
Мы очень сильно чувствуем помощь и участие в нашей жизни вмч. Димитрия Солунского, свт. Иоанна Шанхайского и нашего недавно почившего первоиерарха Илариона (Капрала).
Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.
Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914)
Документальный фильм
В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)» представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II.

Писатель и аскет

    

Историю России и Русского Православия невозможно разделить без ущерба для ее понимания. Многовековое сосуществование нашего государства и Церкви взаимно дополняет их судьбы, сказывается на развитии каждого из них.

Особенно это прослеживается на примере царской России. С одной стороны, Церковь определяет нравственный эталон поведения, предписывает участие в таинствах и богослужениях, воздержание в дни постов, а также другие нормы благочестия, и это повсеместно утверждается в государстве, рассматривается властью в качестве обязательного для граждан «исполнения христианского долга».

С другой стороны, Церковь веками истово хранит стержень государственности — православие, и живо откликается на государственные нужды. Достаточно вспомнить благословение на Куликовскую битву преподобного Сергия князю Дмитрию Донскому с дружиной; работу на Аляске православных миссионеров, мирно приводивших под власть русской короны местные племена и народы; активное участие духовенства в деле всенародного образования в конце XIX—начале XX века.

По этой причине неправомерно разделять отечественных религиозных и светских деятелей, в частности писателей, особенно влиявших на мировоззрение и образ жизни своих читателей. С советских времен, говоря об огромном литературном наследии Льва Толстого, как правило, замалчивают тот факт, что вторым автором по количеству написанных трудов является православный подвижник и духовный писатель святитель Феофан (Говоров), Затворник Вышенский. В Издательском совете Русской Православной Церкви изучается его духовное наследие и готовится к выпуску «Летопись жизни и трудов святителя».

Его наследие по сей день актуально и важно, поскольку любой наш современник, как бы он ни относился к Богу и Церкви, так или иначе, соприкасается с проблемой выбора для себя духовных ценностей и нравственного эталона. В разнообразных условиях жизни, при любом общественном строе, особенно во время социальных потрясений, этот вопрос остается актуальным для человека. О поиске и определении внутренних приоритетов и норм жизни учил святитель Феофан в своих произведениях и письмах, а также своим личным примером.

Жизнь этого святого подвижника во многом уникальна. Он прошел путь от сына сельского священника до ученейшего епископа XIX столетия. В составе Первой русской духовной миссии будущий святитель несколько лет работал на Святой Земле, а впоследствии был настоятелем посольского храма в Константинополе. Во время служения на Ближнем Востоке он выучил несколько восточных и европейских языков, собрал рукописи поучений древних подвижников и перевел их на русский язык, открыв эту духовную сокровищницу отечественному читателю. Пробуждая в своих современниках жажду христианского подвига, святитель Феофан писал произведения о правильном прохождении духовной жизни. За глубокий анализ движений души его называют основателем православной психологии.

Особо выделяет святителя Феофана подвиг уединения и затворничества, к которому он стремился с юности и которого достиг в 51 год своей жизни. Надо подчеркнуть, что он ушел на покой не для отдыха, а ради усиленного служения Матери Церкви. Святитель глубоко ощущал, как говорил один из его современников, «наступление нового момента исторической жизни нашего интеллигентного общества» и свою обязанность «ответить коренной настоятельнейшей нужде этого момента».

Пребывая на покое, а затем в затворе, он продолжал оставаться на передовой как истинный воин Христов: защищал Церковь от веяний рационалистического подхода к вере, нигилизма, оккультизма, вольнодумства, сектантства, атеизма; учил православных христиан, как правильно веровать и устроить свою духовную жизнь; служил маяком для людей, ищущих духовные и нравственные ориентиры.

Именно на покое и в затворе, святитель Феофан смог в полной мере посвятить себя научно-богословской, переводческой деятельности, а также толкованию посланий святого апостола Павла. В этот период из-под его пера выходит ряд произведений по праву вошедших в сокровищницу святоотеческого наследия. Среди них можно выделить такие переводы как «Добротолюбие» в пяти томах и «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Стоит сказать, что святитель Феофан не ограничивался прямым переводом творений древних отцов, но актуализировал их, делая более понятными для современных ему читателей, становясь в полной мере соавтором тех подвижников, слова которых он переводил.

Помимо переводов наследия святых отцов и толкования Священного Писания святитель Феофан неустанно занимался пастырским руководством. Со своими многочисленными духовными чадами он общался посредством переписки. До нас дошли более чем 1 400 писем святителя, в которых он утешает и наставляет всех, кто обратился к нему в духовной скорби, сомнении, трудной жизненной ситуации.

Оставив мир, святитель Феофан не отгородился от его проблем, старался быть в курсе общественной, литературной и научной жизни. Он читал газеты и журналы, которые выписывал не только в России, но и за рубежом, живо интересуясь новостями науки и техники, а также событиями, происходившими по всему миру. По поводу многих из них святитель высказывал свое мнение, что нашло отражение в его обширной переписке. Также он следил за международной обстановкой и консультировал по болгарскому вопросу, имея авторитет среди российских дипломатов.

Наряду с богословием и духовным окормлением святитель Феофан активно занимался физическим трудом. Как известно, в его келье были токарный и другие станки, при помощи которых он изготавливал и ремонтировал стоявшую в ней мебель. Для своего развития он приобрел скрипку и фисгармонию, «гуделку», как он ее называл, на которых святитель разучивал различные мелодии, в том числе и богослужебных песнопений.

Как видим, святой епископ-подвижник понимал затвор не как полное отрешение от мира, свойственное монашескому деланию первых веков христианства, а как сосредоточенное уединение ради достижения наибольшей чистоты духовного подвига и, через него, оказание помощи страждущим соотечественникам.

Святые мощи святителя Феофана пребывают в Свято-Успенском Вышенском монастыре в Рязанской области. 29 июня отмечается его память.

Рейтинг: 10 Голосов: 106 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×