Экзамены – ожидаемые и нежданные

Больная. Художник: Василий Поленов Больная. Художник: Василий Поленов

Коварство неожиданностей

Мы часто слышим о том, что жизнь – это школа. И это действительно так, с одним, я бы сказал, существенным отличием: в жизни мы приходим порой, как нам кажется, на очередной урок, ожидая возможности чему-то научиться, – а оказывается, что прямо сейчас нужно сдавать экзамен. И каждый из нас, наверное, может вспомнить моменты, когда он в такой ситуации оказывался совершенно растерянным и поступал от этой растерянности далеко не самым лучшим образом.

В христианской жизни не сданные нами «экзамены» и проваленные «контрольные работы» – это то, с чем мы раз за разом приходим на исповедь. И если разбирать типичные ситуации, в которых мы вновь и вновь ведем себя не по-христиански, то часто выясняется, что это было не что-то превосходившее наши силы, с чем невозможно было справиться, но в состоянии смятения мы наделали ошибок, и всё пошло кувырком. Первое неверное движение человек часто делает просто не подумав, рефлекторно, от неожиданности; это движение рождает неверный шаг, который приводит к падению, и дальше уже человек катится кубарем, что может очень быстро привести к самым серьезным, а порой и трагическим последствиям. И следовательно, значение первой реакции на ситуацию очень велико.

Для того чтобы нас не заставали врасплох какие-то неурядицы и неприятности, существует очень простая практика, которая многим известна, но мне кажется нелишним о ней напомнить. Это практика завершать каждый прожитый день воспоминанием о том, что мы в течение этого дня сделали недолжного: в чем солгали, чего испугались, где растерялись, в чем не пришли необходимым образом на помощь.

Важно завершать каждый день разбором того, что мы сегодня сделали недолжного

Кто-то делает это после вечернего правила, которое завершается как раз повседневным исповеданием грехов. Но важно не только в этих ошибках Богу и самому себе признаться и попросить прощения – нужно обязательно принимать решение на будущее: как мы будем действовать, когда вновь окажемся в подобной ситуации. И утром, в начале каждого дня, нужно подумать, какие ситуации нас могут ждать сегодня и как мы собираемся к ним отнестись.

Конечно, всего предугадать невозможно, но могу сказать, что люди, в жизни которых эта практика находит свое место, реже срываются в ответ на причиненные им обиды, чаще задумываются, прежде чем что-то сделать, и быстрее приходят другим на помощь. А человек, который такую работу над ошибками совершать не привык, так и действует хаотично, и в этом хаосе тонет всё – и исповедь этого человека в итоге оказывается тоже бессвязной, сумбурной, унылой, не рождающей в нем намерения тех или иных грехов больше не повторять.

Быть готовым ко всему

Но не только об этом я хотел сегодня сказать. Каждый день кто-то из живущих на земле людей оказывается в обстоятельствах, переворачивающих для него всю прежнюю жизнь. Это может быть известие о тяжелом диагнозе – собственном или кого-то из родных; это может быть предательство близкого человека, финансовый крах, крушение карьеры; это может быть чья-то смерть. Можно ли оказаться к этому готовым? Нужно ли пытаться как-то к этому подготовиться? Думаю, что, безусловно, и можно, и нужно.

И прежде всего, наверное, нужно вспомнить, что к любому серьезному экзамену нас ведут некие промежуточные ступеньки. И очень важно в повседневной жизни, когда Господь нам эти ступеньки предлагает, их не пропускать. Если человек впадает в ропот и в уныние, когда у него от непогоды болит голова, то что будет, если ему сообщат, что у него рак? Скорее всего, это разрушит всю его жизнь и, что еще страшнее, его самого. Бывает, что лечение тела потом оказывается успешным, но в человеке уже нет ни воли, ни желания жить, ни стремления быть с Богом, ни любви деятельной – в его душе это потрясение запустило необратимый процесс, он разуверился во всем. И в то же время, когда, наоборот, человек воспринимает такое известие без смятения, мужественно, понимая, что и не было никаких гарантий, что с ним этого не случится, – это всегда является результатом того, как вообще он живет. Наши реакции, наши поступки не возникают вдруг – они формируются той самой ежедневной христианской или не христианской жизнью, в которой, как я сказал выше, нам следует рассматривать свое состояние в конце каждого дня.

Путем Иова

У апостола Павла есть такие слова: Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2 Кор. 13: 5). Что это значит? Это означает, что мы должны время от времени останавливать свой повседневный бег, обращать свой внутренний взор на то, что мы думаем, что чувствуем, что делаем, и задавать себе вопрос: какое внутреннее основание всё это имеет во мне? Основано ли это на каких-то обстоятельствах, на чьих-то мнениях, на какой-то человеческой логике – или краеугольный камень этого все-таки моя вера? Мы часто забываем испытывать себя подобным образом. Но есть в жизни такие экзамены, которые можно сдать только тогда, когда ты не просто веришь, а когда нет ничего важнее, больше и утешительнее этой веры в твоей жизни. И какое именно испытание в какой момент потребует от нас именно такой веры, мы не знаем. Зато мы знаем, что жить в перспективе вечности возможно уже здесь, на земле, – и, живя так, с упованием на грядущее, человек может выдержать абсолютно всё, предав себя и всё, что ему дорого, в руки Божии. И тогда не только после каких-то повседневных неприятностей, но и после самых настоящих трагедий мы будем продолжать полноценно жить.

Живя с упованием на грядущее, человек может выдержать всё

В Священном Писании мы находим пример, который многих нецерковных людей пугает, – это пример праведного Иова. Большинство людей в этом мире надеется, что с ними ничего подобного не случится. Но христианское отношение к этому иное: нужно понимать, что этот пример дан нам не для устрашения, не для восхищения, не просто как далекая история из прошлого. Путь Иова – это путь каждого из нас: чей-то – на один процент, чей-то – на десять процентов, чей-то – на 120 процентов, потому что случаются с людьми в жизни вещи и тяжелей того, что с Иовом случилось. И когда мы перестанем воспринимать этот пример как нечто чужеродное нам, мы сможем приблизиться к тому состоянию сердца, из которого родились его слова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21).

Купить книги игумена Нектария (Морозова) можно здесь:

Игумен Нектарий (Морозов)

16 декабря 2019 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Как смириться с тем, что не можешь изменить? Как смириться с тем, что не можешь изменить?
Ответы пастырей
Как смириться с тем, что не можешь изменить? Как смириться с тем, что не можешь изменить?
Ответы пастырей
Нам надо все время помнить: мы никогда не бываем брошены Господом; Бог управляет жизнью каждого человека во всей подробности ее и в Своем управлении Он ищет исключительно пользы для человека.
Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского
Василий Кононенко
Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского Пост и болезни: пример Амвросия Оптинского
Василий Кононенко
Приходящим больным старец говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения». Сам он постоянно страдал от телесных недугов, несение которые становилось духовным подвигом.
Свидетельство жизни Свидетельство жизни
Протоиерей Андрей Ткачев
Свидетельство жизни Свидетельство жизни
Протоиерей Андрей Ткачев
Шутка: «Есть свидетельство о рождении. Есть свидетельство о смерти. Где свидетельство о жизни?» А действительно, где? Ты жил? Чем докажешь? Паспортом с пропиской? Чем ты всю жизнь занят был? И это не шутка уже.
Комментарии
игорь ковалев22 декабря 2019, 00:59
"Слово Божие – истина" (Ин.17:17);"заповеди евангельские – истина" (Пс.118:86);«всякий человек – ложь» (Пс.115:2)(Игнатий Брянчанинов)Поэтому и привожу постоянно цитаты из Писания и св.Отцов,т.к. своему,омраченному страстями уму,не доверяю.Так же не доверяю и другим мнениям о духовных предметах,не подтвержденным цитатами, по тем же причинам.И одно дело строго следить,чтобы ,,не ели не умытыми руками'' или ,,омывали скамьи'' и совсем другое,чтобы не изменяли догматы.Нужно иметь рассуждение,чтобы отличать неизменное главное от второстепенного,которое можно поменять.А если вас ,,бьют'' слова Евангелия по догматическим вопросам,то значит надо приводить своё мировозрение в согласие с Евангелием.
игорь ковалев22 декабря 2019, 00:19
Наталия.Я понял,что вы имели ввиду.Просто вы ошибаетесь,как и автор приведенных вами цитат.Есть догматические вопросы о которых мы и говорили вначале и в которых нельзя ничего изменять из снисхождения и т.п..Только,что смотрел А.И.Осипова он говорит:,,по учению церкви случайностей не бывает и всё,что с нами происходит:скорби,болезни-это есть самое полезное с точки зрения вечности и спасения.И это -догмат.''А есть каноны,правила,обычаи,которые изменяют по снисхождению,в виде исключения и т.п.А вы всё смешали.И приписываете мне цинизм,жестокость,что я в отличии от Христа ,,призываю к жестокому отношению к друг другу''Понавешали на меня ярлыков,дали оценку моему сердцу.Это по-христиански?
Наталия21 декабря 2019, 13:05
Игорь, к сожалению, вы не поняли смысла приведенных мною цитат и продолжаете "бить" Священным Писанием. Христос никого из нас не призывал к жёсткому и казарменному отношению друг к другу. Вижу, дальнейший разговор бесмыссленен. Да умягчит Господь ваше сердце.
игорь ковалев21 декабря 2019, 10:17
Наталия.Вы конечно вообще ушли в сторону от сути разговора и статьи(обсуждаем скорби,попущенные Богом,а не взаимоотношения между людьми).Чтобы понимать духовные вопросы нужно изучать св.Отцов,а не либеральных молодых иеромонахов,цитирующих Герцена.Вам близки по духу либералы,проповедующие радость,любовь,снисхождение и забывающие,что всё это настоящее приходит через покаяние и очищение сердца от страстей.Поэтому и кажутся вам слова Евангелия и св.Отцов,которые я цитирую,жестокими. А про оставивших покаяние и преждевременно устремившихся к любви Игнатий Брянчанинов пишет:,,Жестокий к себе,не может быть не жестоким к другим.''Вот кто жесток к себе и к другим-оставивший покаяние.
игорь ковалев20 декабря 2019, 23:26
Наталия.По поводу цитат,сразу видно,что писали не св.Отцы,больше душевности,а не духовности,,,сердечность и доброта – первое и самое главное,''Это вообще не правильно-главное смирение.,,Научитесь от Меня,ибо Я кроток и смирен сердцем''(Мф. 11, 29)Гордый человек не может быть добрым и иметь любовь.Кстати естественная жалость и доброта и духовная любовь - разные вещи.А чтобы приобрести смирение надо и ум свой смирить под учение церкви,а не идти по стопам Оригена,который вроде бы по доброте и жалости,утверждал,что все спасутся.В итоге по гордости не оставил эту ересь и предан анафеме.Не надо пытаться быть милосерднее Бога,а смиренно оставить свои умствования и принять то,что утверждает Церковь.
Наталия20 декабря 2019, 12:18
Игорь:"У каждого человека бывают в жизни времена,когда он не прочнее надломленной тростиночки.И Господь подходит так нежно,так деликатно,что эта трагическая рана затягивается и огонь,который почти умер в отсыревшем льне,снова вспыхивает,потому что Кроткий Бог приходит приободрить к жизни,насытить Своей Жизнью полумертвых людей,и это самое важное,что надо помнить. Один старый батюшка часто повторял: –Лучше согрешить милостью, чем строгостью! Сколько мудрости в этих словах!Если мы взяли на себя дерзновение называться христианами,то есть подражать Христу во всем,то сердечность и доброта – первое и самое главное,что нужно усвоить,потому что нет ничего уродливее в жизни, чем убивать Евангелием."
Наталия20 декабря 2019, 12:11
Игорь, можно сколь угодно, как отличник, цитировать Священное Писание. Но если сердце жёстко, будет ли в том благой смысл? Недавно прочитала вот такие строки, они вполне подходят и сюда: "Не было недостатка в богословских знаниях и владении библейским текстом. Был недостаток сердечности. Жестокое сердце даже Евангелие способно сделать орудием убийства...Какие важные слова: «мы всего беспощаднее, когда мы правы». Так и хочется добавить: когда мы право-славны.Но ведь не жестокостью мы служим Богу, не ожесточением уподобляемся Ему..."
игорь ковалев20 декабря 2019, 11:24
наталия,,Не две ли малые птицы продаются за ассарий?И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;у вас же и волосы на голове все сочтены...''И Писание говорит,что ничего в мире не происходит без ,,воли Отца вашего'',,Я никогда не поверю в то,что Бог попускает ребенку надругательство и самоубийство для его же блага.Считаю извращением так думать о Боге.''Заявлять это-значит либо отрицать всемогущество Бога,либо утверждать,что Он попускает что-то не во благо нам.Что как раз и есть,,извращение''.А вообще мы с вами будто на разных языках разговариваем.Понимаю,у женщин чувства сердца управляют умом.Но так можно и до ереси договориться,например-апокатастасис,потому что нам всех жалко.
игорь ковалев20 декабря 2019, 01:23
Наталия,,Как вы можете утверждать,что несчастный мальчик мог вырасти алгоколиком или наркоманом - у вас дар прозорливости?''Я не утверждал,а предположил:,,'В случае если бы...''Читайте внимательно.Больше мне на ум ничего не приходит.Здесь из двух зол выбирается меньшее.Естественно,что в случае с мальчиком-это дело рук бесов,но попустил то им Бог.Вы же не будете утверждать,что сатана делает,что захочет.А из ваших суждений получается так.Поэтому во всех духовных вопросах нужно держаться учения Церкви,даже если сердце нам говорит другое. Юлия.,,...жестоко,вместо помощи и поддержки''.Человек не выдержал и покончил с собой.Какая уже помощь и поддержка???Максимум можно помолиться о его душе.
игорь ковалев20 декабря 2019, 00:53
Наталия ,,верен Бог,Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил,но при искушении даст и облегчение,так чтобы вы могли перенести''(1Кор.10:13). ,,Верен Бог!Все от Него,и все в руках Его.Он умеет соразмерить бремя с силами того,на кого возлагает его.''(Феофан Затворник)Вы верите своему жалостливому сердцу и уму(кстати имел ввиду ум у всех людей ограниченный и страстный,и у меня в том числе.Сомневаюсь,что у вас ангельский ум и вы бесстрастны,но всё равно извиняюсь.)Я верю Богу и Церкви,хотя мне тоже жалко.Так,что все претензии по поводу цинизма и жестокости к Ним.Я озвучил учение Церкви.И ,,исследование судеб Божиих душевредно''Это тоже Бог сказал Антонию Великому.
Наталия19 декабря 2019, 14:11
Юлия, "Другое дело, очень жестоко говорить, в адрес ближнего:"значит мог выдержать", вместо помощи и поддержки. " Согласна с вашими словами, и пишу о том же. Господи, исцели, помилуй Николая, укрепи его родных. Какая разница, как вела себя его мама, ей сейчас, наверное, крайне тяжело, и нужны молитвы, в том числе, и ваши.
Наталия19 декабря 2019, 14:09
Игорь, спасибо на добром слове за то, что назвали мой ум "ограниченным,омраченным страстями ". Мною движет сострадание к людям, особенно детям в таких ситуациях. Жаль, что вы никак не поймёте этого, а извлекаете лишь темный негатив. Как вы можете утверждать, что несчастный мальчик мог вырасти алгоколиком или наркоманом - у вас дар прозорливости? Почему вы так дурно думаете о людях? Я никогда не поверю в то, что Бог попускает ребенку надругательство и самоубийство для его же блага. Считаю извращением так думать о Боге. Но я верю, что Господь помилует и не оставит в муках и этого ребенка, и других людей, оказавшихся в подобных жестоких ситуациях.
игорь ковалев18 декабря 2019, 23:37
Наталия18 декабря.,,Какая польза душе ребенка, убившего себя из-за надругательств над ним?''В случае если бы он вырос и стал наркоманом,алкоголиком,вором,убийцей,каким-нибудь маньяком и умер бы от передозировки или также покончил с собой,то очевидно,что получил бы после смерти большее осуждение.А будущего то мы не знаем в отличии от Бога.Отсюда и возникают всякие недоумения.Поэтому и надо ,,внимать себе''и слушать церковь,а не пытаться понять своим ограниченным,омраченным страстями умом судьбы Божии,что только ведёт к ропоту и хуле на Бога и церковь.,,Бог есть любовь''и посылает нам только то,что полезно и что можем вынести,желая для нас наилучшей посмертной участи.Слава Богу за всё!
Юлия18 декабря 2019, 21:59
Кажется Феофилакт Болгарский говорил, что "кто-то страдает для избавления от грехов, а кто-то для умножения венцов" Судьбы людей никому не ведомы. Другое дело, очень жестоко говорить, в адрес ближнего:"значит мог выдержать", вместо помощи и поддержки. "Чужую беду руками разведу..." Знаю одного мальчика, он просто ангел во плоти, зовут Николай, сейчас у него онкология. Но его мама, всю свою жизнь людей "танком" давила и морально уничтожала, не просто людей, а чужих детей. Сейчас она теряет своего единственного сына. Казалось бы, за что ангел страдает?!
Наталия18 декабря 2019, 18:39
Наталия (тезка) и Игорь. Вот, вы тоже задавались такими вопросами. Слишком много порой чудовищных вещей попускается людям, включая детей. Но я считаю циничным заявлять, что покончивший с собой из-за надругательства 12-летний мальчик мог выдержать такой ужас. Значит, не смог, не по силам оказалось это ребенку. Как и случаи, когда человек сходит с ума от чрезмерного горя: психика не выдерживает. А вот для чего подобное попускается людям - я не знаю.Какая польза душе ребенка, убившего себя из-за надругательств над ним? Я вот верю, что Господь помилует таких людей и ни за что не оставит их, несчастных, в муках. Если мне, грешному человеку, их жаль, то милосердному Отцу - тем более.
игорь ковалев18 декабря 2019, 08:41
Наталия.Св.Отцы пишут, что сверх сил искушение не посылается,значит могли выдержать.Ваш вопрос такой же,что задавал и Антоний Великий,только более конкретный.Соответственно и ответ тот же,потому что мы не знаем состояние человека;что бы было,если бы это с ним не случилось,как это зачтется ему на суде и т.д.Можно предположить,что с теми,кто не выдержал произошло бы ещё худшее.Например,самоубийцы,которым попущено искушение могли стать алкоголиками,кого-нибудь убить и потом также покончить с собой и т.п..В таком случае их посмертная участь была бы намного хуже.Поэтому надо верить в милосердие Божие и в то,что Бог стремится каждому из нас устроить наилучшую посмертную участь.Слава Богу за всё!
Наталия18 декабря 2019, 06:54
Наталие. Простите, я тоже об этом думала. Читала. Но успокоилась на этом- мысли Мои — не ваши мысли, и ваши пути не Мои пути, говорит Господь. Ибо как небеса возвышаются от земли, так возвышаются пути Мои от путей ваших и мысли Мои от мыслей ваших. (Исайя 55:8). Просто нужно это принять, что Бог превосходит наш разум, мы ограничены как ни крути. Мы его создания, "А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?"(К Римлянам 9:20)
евгений17 декабря 2019, 21:14
Боже милостивый,дай сил не роптать и не озлобиться,когда придут испытания++++++++++++++++++++++++++
Наталия17 декабря 2019, 15:55
Игорь, история про Антония Великого уже давно стала хрестоматийной, и знают ее, думаю, многие верующие. Только в случае моих вопросов она не очень подходит. Она больше об устройстве человеческой жизни в общем и отдельных судьбах. Я же спрашиваю в рамках статьи именно о тех "экзаменах", которых люди не выдерживают. Например, когда человек сходит с ума от горя. Вряд ли можно сказать, что это испытание было ему по силам. И Бог знал, что он его не выдержит, но попустил. Зачем? А детские самоубийства? Для чего попускаются такие испытания детям? У автора статьи как-то читала о 12-летнем мальчике, который повесился из-за надругательств над ним старшеклассников. Ему это испытание было по силам?
Наталия17 декабря 2019, 13:12
Анна, когда действительно приходят на помощь - это милость Божия. А когда не приходят? Ведь и так бывает. Когда человек не выдерживает попущенной ему скорби и сходит с ума, кончает с собой или просто ропщет и озлобляется. Ведь такое бывает нередко. Вот я и задаюсь вопросом: этим людям для чего Бог попускает скорби, зная, что они их не выдержат, и на помощь другие люди не придут? И вам Мир.)
игорь ковалев17 декабря 2019, 11:11
Наталья.Св.Антоний Великий...помолился и сказал:“Господи!Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи,другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны,другие богаты?Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?”Долго он так размышлял,и был ему глас: “Антоний!Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии,потому что это – душевредно.” Да мы и понять не сможем для чего именно это послал Господь,но надо помнить,что сверх сил не посылается искушение и Господь всех любит и желает спасения всем.Слава Богу за всё!
Анна Резе16 декабря 2019, 20:39
Мир Вам, Наталья. Отвечаю на Ваш вопрос словами из этой же статьи:" люди,...быстрее приходят другим на помощь." Вот для чего. Чтоб другого человека призвать на помощь. Любящего, надежного, родного, верного. И потерявший веру в себя воспрянет от любви, заботы, милосердия, сострадания. Спасибо за статью, отче. Храни вас всех Бог.
Наталья16 декабря 2019, 16:46
"В Священном Писании мы находим пример, который многих нецерковных людей пугает, – это пример праведного Иова." Вряд ли многие нецерковные люди знают эту историю. Она может напугать людей воцерковленных, но со слабой верой, каких немало. "Если человек впадает в ропот и в уныние, когда у него от непогоды болит голова, то что будет, если ему сообщат, что у него рак? Скорее всего, это разрушит всю его жизнь и, что еще страшнее, его самого." Да, скорее всего, это так. С другой стороны, если Бог знает, что человек не выдержит попущенной Им скорби и сломается, - зачем Он попускает этому человеку эту скорбь? Знает, что погибнет, но попускает. Зачем?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×