Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Про бабушек, молодежь и тихое чудо веры

Увидел у одного священника в «Фейсбуке» две фотографии: на первой – крестный ход, где большинство – пожилые женщины, на второй – праздник в мечети, где плечом к плечу молятся мужчины, и молодых большинство. И подпись: «Ислам – это религия молодых мужчин Востока, а христианство – религия пожилых женщин Запада».

Не знаю, как там на Западе, а у нас в Церкви пожилых действительно много, но совсем не большинство. В храмах Екатеринбурга, куда мы с женой обычно ходим: Александра Невского в Ново-Тихвинском монастыре и в храме Большой Златоуст, – большинство прихожан – это семейные пары с детьми вроде нас. Молодежи тоже хватает, и бабушек предостаточно. Бабушки основательные – некоторые приходят со своими стульчиками. Усаживаются, как удобно, достают молитвословы, молятся и внимательно слушают, как служба идет. Если смотреть на них взглядом неверующего человека, то бабушки – это слабость Церкви. Они старенькие, немощные, вроде бы ничего не могут. Другое дело – бородатые мужчины в мечетях, перекрывающие улицы, чтобы резать баранов на Курбан-байрам, готовые ради своей веры перевернуть мир. Это впечатляет. А в православных храмах тихо, лампадки перед иконами теплятся, люди стоят, молятся, крестятся, служба благоговейно идет. Современному человеку, который хочет всего и сразу и желательно безо всякого труда, в Церкви неуютно. Часто человек приходит и говорит: «Ладно, я поверил, что наша православная вера – истинная, но что вы в Церкви можете мне предложить? Я хочу добиться успеха и уважения, заработать много денег и быть здоровым и счастливым!»

Вот только наша православная вера совсем не об этом: она вся от начала до конца о спасении души и победе над смертью. Как сказал Христос Своим ученикам: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16: 26). В нашей Церкви не принято делиться историями, которые так любят западные проповедники: «Я пришел в церковь, и Бог помог мне заработать миллион долларов!» У нас зачастую бывает наоборот: человек заработал миллионы, а потом задумался о душе, раздал имущество бедным и пошел за Христом. Почитайте житие нашего почти современника преподобного Серафима Вырицкого, там об этом хорошо написано.

Отправиться пешком к святыне легче, чем бороться со своими грехами: ведь эта борьба будет продолжаться всю жизнь

Церковь говорит: люби Бога и ближнего, живи по заповедям и борись со своими грехами. Это трудней и сложней, чем отправиться пешком в Мекку и обратно, потому что твое путешествие будет продолжаться всю жизнь, а дойдешь ли ты до цели, знает только Бог. Ты покрестился? Молодец! В храм пришел на праздник? Очень хорошо! Стал правило молитвенное читать утром и вечером – еще лучше! Но пока ты не начал заботиться о своей душе, не начал бороться со своими грехами, к Богу ты не сильно приблизился. В современной церковной жизни бывает, что человек ходит в Церковь, посты соблюдает, по святым местам ездит, а людей не любит – и тогда все напрасно. Ведь главный критерий твоей веры – не сколько времени ты в храм ходишь и какие святыни увидел, а любовь к Богу и людям. В этом – закон и пророки. Как сказал отец монашества преподобный Антоний Великий: «От ближнего нам и жизнь, и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретем Бога, если же соблазним брата, то согрешим против Христа».

А спасение души многих молодых людей мало волнует – в первую очередь хочется чего-то добиться в жизни, состояться как личности. Представьте, сидят студенты на ступеньках университета и рассуждают о покаянии. Один другому: «Ура! Скоро пост! Жду не дождусь! Скорей бы перестать сидеть в социальных сетях и играть в танчики! Отключу смартфон, буду после пар на вечернюю службу ходить, а по вечерам Покаянный канон читать». А второй ему: «А я вообще хочу на выходных в монастырь уехать! Там постные службы такие строгие и длинные, хорошо на них о грехах подумать!» Реальная картинка?

А ведь когда-то на Руси всё было по-другому. Почему же? Да потому, что раньше в любой семье было христианское воспитание, была традиция, и эта традиция была православной. В середине XVII века Антиохийский патриарх Макарий посетил Русское государство с архидиаконом Павлом Алеппским, который потом написал:

«Я поражаюсь: эти русские молятся с утра до ночи! Стоят они в церкви неподвижно, как камни. У царя во время поста на трапезе – щи, редька и хлеб. Заканчивается служба, они обедают, и начинается звон к вечерней службе. А что касается до нас, то мы после их долгих служб выходили не иначе, как разбитые ногами и с болью в спине. Мне кажется, у этих русских железные ноги и все они святые».

В древнем Новгороде храмы стояли на расстоянии 100 метров друг от друга. В маленьком уютном Боровске, на окраине которого мне довелось жить на Покровском подворье Пафнутьева монастыря, на 10 тысяч жителей когда-то было 28 церквей!

Православные традиции в годы безбожия у нас в стране выжигались каленым железом несколько поколений подряд. А сами они, что называется, «от сырости» не заведутся: это долгий процесс, который начинается как раз с… бабушек. Это они, приученные к вере с детства, ходившие на службу за десятки километров в чудом сохранившиеся от разграбления и поругания редкие храмы, молившиеся тайком по переписанным от руки молитвословам у спрятанных от чужих глаз икон, вернули из небытия наши храмы. Наши церковные бабушки – это не слабость Церкви, а благословение Божие, сохранившее веру в самые темные безбожные времена.

Наши бабушки – это не слабость Церкви, а благословение Божие, это сила Церкви

Помню, грузинки-певчие из храма великомученицы Варвары в Тбилиси мне рассказывали, что в их храме была традиция служить не только на грузинском, но и на русском языке – ради старых пожилых русских прихожанок, благодаря которым храм не закрыли и не разграбили во времена гонений на Церковь. Настоятель так и звал их уважительно: «Белые платочки». И пока хотя бы одна из них была жива, неукоснительно служил на русском. Мой родной Покровский собор в Камышлове тоже бабушки из небытия вернули, отмолили, отмыли, отстроили, а потом сами стали первыми в нем прихожанками. Не почетные «тепленькие» места заняли, а стали певчими, уборщицами, швеями и поварихами. Потому что Спаситель как говорил? «Хочешь быть первым – стань всем слугой». Они учили меня не только петь и читать на клиросе, но и искренней христианской любви, которая окружала меня, как теплое пуховое одеяло в мороз.

Если говорить о молодежи, то сегодня в нашей Церкви молодежь другая – не та, что массами заполняла храмы в 1990-х, когда, будем честны, было по-своему модным ходить в церковь. Храмов было вообще мало, в них не протолкнешься, а половина пришедших ни «Отче наш», ни Символ веры не знала. Сегодня молодые люди если идут в Церковь, то с серьезными намерениями, обдуманно. Они сами хотят во всем разобраться, задают вопросы, порой неудобные, и это очень хорошо. Да, зачастую молодые люди стоят на службах в модных курточках, с рюкзачками за спиной, а в руках служебники, молятся вдумчиво, с толком, всю службу от начала до конца выстаивают. Многие идут на исповедь и причащаются. Смотришь и понимаешь, что это уже не мода, не игра, а жизнь, где все по-настоящему. А значит, они сами будут жить по вере и детей своих научат тому же.

Для нынешней молодежи Церковь – это уже не мода, не игра, а жизнь, где все по-настоящему

Перед Рождеством встретились у родителей с родным братом Ильей, который младше меня на 16 лет. Спрашиваю: как встретил Новый год? Он пожимает плечами: «Вдвоем с женой, поужинали – и спать!» Я говорю: «А друзья? А гулять до утра?» Он отвечает: «Мы уже пять лет как с друзьями на Новый год не собираемся. У всех семьи, дети, все дома сидят. А с друзьями мы обязательно собираемся на Рождество! Уже традиция. Вот это настоящий праздник! А Новый год – для тех, кто смотрит “Голубой огонек” с Киркоровым и Басковым под оливье и селедку под шубой».

Если честно, я удивился и обрадовался. Не хочу сказать, что мой брат и его друзья, которым сейчас немного за 30, каждое воскресенье в храме на службах стоят как свечки и посты соблюдают, – это было бы неправдой. Но что Новый год им, 30-летним, совсем не так дорог и интересен, как их родителям и моим сверстникам, выросшим в СССР, – это факт. А Рождество Христово – другое дело! Даже многие из тех, кого обычно в храм на козе не затащишь, в Рождество идут в церковь. Даже самые отъявленные скептики идут в этот день просить у родившегося Христа о чем-то своем, им одним ведомом.

В воскресенье едем с женой в автобусе в храм. Встретил товарища, с которым были знакомы до Церкви:

– Как дела?

– Нормально!

– И у меня нормально!

– Куда так рано в выходной?

– Нужно с утра в одно место (называет остановку, где храм).

Зная его как человека, далекого от религии, пропустил это мимо ушей. А потом смотрю в храме: он малыша-грудничка на руках к Причастию несет. Вот, думаю, партизан! Сказал бы сразу: в храм еду на службу! Разве это зазорно – в воскресенье с утра пораньше в церковь пойти, Богу помолиться? Постеснялся сказать. Я тоже поначалу стеснялся того, что в церковь хожу, думал, знакомые увидят, скажут: с ним что-то не так, нормальный вроде парень был, а сейчас с бабками в церкви поет!

После службы разговорились. «Я, – говорит, – каждое воскресенье крестников на Причастие вожу! Сегодня сына сестры причащали, а в прошлое воскресенье дочку брата водил».

Другой знакомый, который раньше благочестием не отличался, стоял в углу за колоннами и всю службу молился. Серьезный, собранный. Слушал возгласы внимательно, как на оглашении приговора. Не привык еще с ненасупленными бровями и сжав кулаки, а смиренно и просто. Знакомое лицо увидел, немного расслабился. «С праздником тебя, Денис!» – «И тебя с праздником!»

А потом увидел я старого товарища, у которого раньше в Москве бизнес был, – он мне звонил исключительно по каким-то делам. А сейчас со сложенными крестом руками шел к Чаше с маленьким сыном и улыбался. Подошел, обнялись. Бизнес в Москве продал, свой дом в деревне строит. Как сына окрестили, решили, что будут ходить в храм обязательно.

Знакомого депутата из Городской думы встретил. У него жена с детьми каждое воскресенье в храме, дети в воскресную школу ходят. Иногда к концу службы он за ними приезжал. Раньше всегда в машине сидел, в храм не заходил. А сейчас, когда третьего родили, стоял вместе с семьей, крестился, поклоны клал.

И таких много сейчас, кому раньше было не до веры: бизнес, дела, дела, бизнес… «Что я, дурак, что ли, попам кланяться? У меня Бог в душе! Это вы лбами об пол бьетесь, деньги в Церковь носите!» Сколько я таких разговоров слышал – не передать! А когда у тебя семья, дети, все эти глупости быстро проходят, стоит однажды пост подержать, молитвослов в руки взять и на первое Причастие прийти. И увидеть счастливые глаза своего ребенка в храме.

В храме постоянно новые люди. Да, некоторые потом уходят, но есть и те, кто остаются. И это настоящее тихое чудо нашей веры. Когда человек живет себе, живет, а потом говорит: «Хватит! Не могу больше жить без Бога!» И начинает ходить в церковь.

Денис Ахалашвили

30 января 2020 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1554 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев
«Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО) «Сила не в количестве отжиманий – а в умении противостоять трудностям» (+ВИДЕО)
Николай Валуев о настоящем отцовстве и настоящей силе
Только любовь может подвигнуть двух людей на жертву.
Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си
Ольга Рожнёва
Как русский епископ изменил политику Би-Би-Си Православие – это образ жизни
Беседа с Мэрилин Суизи – секретарем епископа Василия (Родзянко)
Фрейлина государыни императрицы, православный епископ… Эти и другие «русские связи» Промыслом Божиим определили жизненный путь американки Мэрилин Суизи.
Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие «20 лет я соблюдал все обряды и законы ислама»
Бывший мусульманин об исламе и пути в Православие
Я хотел всецело погрузиться в ислам. Изучал все, что мог. Три года учился в исламском медресе. Изучал арабский язык, Коран, хадисы, исламское право и историю. Молился пять раз в день.
Комментарии
Ирина 2 февраля 2020, 12:52
В парижском православном храме Трёх Святителей много прихожан самого разного возраста, и молодых и детей. И особенно за последние годы появилось много новых лиц! А во Владивостоке, причём на ранней Литургии, меня просто поразило количество молодых мужчин. Это меня порадовало за родной город. Слава Богу за всё!
Катерина 2 февраля 2020, 01:39
Спасибо, автор и редакция. А то, что "сила Моя совершается в немощи" было замечено еще апостолу Павлу.
Ирина 1 февраля 2020, 15:35
Спаси Господи,Денис за хорошую статью !!!
Анна G. 1 февраля 2020, 06:51
Да, и в наших храмах бабушек и тётушек большинство. Зато какая атмосфера. Вообще, уж так ли это важно? Богу? Наш пол и возраст. Ещё неизвестно, кто сильнее молитвой - православная старушка или молодой мусульманин. Чья молитва доходчивее. А что времена последние наступят - так об этом давно сказано. В Новом завете. Свернуться внутрь себя, и там Бога встретить, про которого все толкуют, что Он в душе. А не оглядываться по сторонам - так будет лучше, мне кажется. Статья хорошая, но нет, меня внешний мир не обнадеживает. Есть ощущение катастрофы, как сказал один историк. Очень верное выражение.
Вера31 января 2020, 15:00
Любовь. 30.01.20, 10:31 Президент страны Путин Владимир Владимирович в новогоднюю ночь обращается не к "биомассе" , а к народу России! И к вам тоже. В стране, как и во всем мире, официально используется новый стиль, и ,соответственно, новый год начинается официально с 1 января, а не с 14-го. Поэтому официальное поздравление и звучит 31 декабря в 24 часа. Для всех: для мусульман, буддистов, для православных, верующих и неверующих. Для всего народа нашей страны. Очень неприятно прозвучали ваши слова о биомассе, к которой вы отнесли и своих самых близких людей... Слава Богу, что многие и многие приходят к вере, хоть и поздно.. А для некоторых может время еще не пришло?
Юлия Константиновна31 января 2020, 13:26
Уважаемая Любовь,полностью согласна с вашим комментарием! И в храме, куда я хожу похожая ситуация. Большинство дамы солидного возраста. И Новый год, волшебный праздник! Это, как своего рода, критерий православного. Отмечаешь ты Новый год или нет. Жаль...
Тамара 30 января 2020, 23:42
Тут же речь идёт не о статистике, не о цифрах, а о нашей вере.. Хорошая и нужная статья.. Ждём и дальше Ваших, Денис, рассказов, таких добрых и светлых
Ольга Киев30 января 2020, 21:36
Денис! Спасибо,все правильно,от души сказано!И ,как-то,на душе теплей стало!
Евгений30 января 2020, 21:14
Спаси Вас Господь, Денис, за ваши статьи. Они такие настоящие, проникновенные, наполненные душевным теплом. Честно говоря, я вам немного завидую. По-хорошему. Какое это счастье — уметь так писать! Обладать даром живого слова, так просто, ясно и красиво излагать свои мысли. Как бы и мне хотелось научиться так писать... Может, возьмёте меня в свои ученики? (Это не шутка)
Читатель30 января 2020, 20:40
Напишу по своему опыту. 2/3 прихожан - женщины старше 55, около 20% женщины от 30 до 54, остальные мужчины. Молодых очень мало, буквально несколько человек. Моложе 27 никого нет, не считая детей, которых просто приводят родители. Так что написанное на фото в начале темы - не далеко от истины, при том, что наш настоятель - мужчина моложе 40.
Андрей30 января 2020, 18:30
За бабушек Благодарю. У каждого свой Путь к Богу. Слава Богу за всё.
рБ Марина30 января 2020, 17:59
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!!!СПАСИ ГОСПОДИ ДЕНИС ЗА СТАТЬЮ ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ И ВАШЕЙ СЕМЬЕ!!!ПОМОГИ нам ГОСПОДИ ВРАЗУМИ!!!
Сергей30 января 2020, 15:44
Денис, спаси Вас Господь! Всегда с удовольствием и пользой для себя читаю Ваши тексты. Всяческих Вам благ!
р.Б.Сергий30 января 2020, 12:47
"Но пока ты не начал заботиться о своей душе, не начал бороться со своими грехами, к Богу ты не сильно приблизился." -------------------------------------------------------------------------------------------- Верная мысль и отлично сформулирована.Жаль,что я лично, поздно это понял,но радуюсь, что все-таки дошел до этой мысли,правда не в такой чеканной формулировке.
Любовь30 января 2020, 10:40
Также, как не объяснишь детям, почему все одноклассники ходят на елки с дедами морозами, а "ты дома сиди как хороший православный мальчик". Новый год - чудесный праздник, больше детский, на мой взгляд, но и взрослые его любят не меньше. Вовсе не обязательно упиваться до бесчувствия, да это сейчас и не в тренде. Но любой священнослужитель скажет вам, что отпраздновать новый год в семейном кругу за хорошим, но не обильным, конечно, столом, можно и даже нужно. И на 8 марта маме букет цветов подарить не зазорно. Любовь к ближнему превыше закона, а все наши ближние (особенно стар и млад) новый год любят.
Любовь30 января 2020, 10:31
Уважаемый Денис, к сожалению, не могу не согласиться с вашей статьей - к сожалению, 80% всех прихожан (вернее прихожанок) женского пола. Я не говорю о праздниках или о монастырских службах, речь идет об обычном городском храме в Воскресный день. Мужчины есть, но их, к сожалению, меньшинство, и большая часть уже далеко не молоды. Да, есть папы, приносящие детишек к причастию в конце Литургии, но это не пример. Ну а что касается празднование нового года, то это вообще "притча во языцах". Моей 98-летней бабушке и 75-летней маме, например, сложно объяснить, что "это вообще не праздник - давайте ляжем спать в 11-00, а президент пусть для неверующей биомассы выступает".
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×