Молитва о преображении врагов

Страницы из жизни Патриарха Павла

Мы продолжаем публиковать воспоминания архимандрита Йована (Радосавлевича) – друга, собеседника и сомолитвенника Патриарха Сербского Павла. Свои воспоминания отец Йован опубликовал в книге «Мемоари. Сећања», изданной в монастыре Рача в 2018-м году. Несколько эпизодов из этой книги – грустных и радостных, печальных и вызывающих улыбку – рассказывают о жизни Сербской Церкви и сербского народа в конце ХХ века – до начала открытой войны в 1999-м году и во время её. Их мы предлагаем в пересказе сегодня.

Патриарх Сербский Павел Патриарх Сербский Павел

Обычное дело в Косово

Однажды я пошел провожать владыку Павла на автобусную станцию в Призрене. Как только мы вышли за ограду, к нам подскочила довольно большая группа молодых шиптаров, лет по 15–17. Встали перед владыкой Павлом и начали кривляться, кричать, в буквальном смысле слова лаять на него и сквернословить. Владыка грустно сказал: «И деды ваши были такими же». Мы прошли дальше, к мосту через Бистрицу, – там нас ждала такая же безумная, беснующаяся группа албанских девушек: так же кривлялись, гавкали и сквернословили. Павле прошел мимо них, не столько гневаясь, сколько скорбя о духовном состоянии – что их самих, что их родителей: потом стало известно, что те учили своих детей – от самых малых до юношества – так вести себя по отношению ко всем взрослым сербам, особенно к епископу и священникам.

Какой человек – хороший?

Во время разговоров с владыкой Павлом иногда кто-нибудь говорил: «Вот такой-то человек – хороший!» А Павле переспрашивал:

– Что значит, по-твоему, «хороший человек»? Хороший – потому что молод, красив, умеет вести беседу, улыбается вовремя, когда слышит шутку, хорошо поёт, добродушен и т.д.? Но ведь ты не знаешь как следует его душу, его духовные свойства!

Бог – совершенное добро, источник добра. Человеку поставлена задача быть образом Божиим

Что говорит Христос богатому юноше, который назвал Его «учителю благий»? Христос отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ кроме одного Бога» (Мф. 19, 16–17). Прежде всего, юноша должен понять, что все люди – грешные, а грешный человек не может быть хорошим в полном смысле этого слова. Он ведь смотрит на Христа как на учителя, обычного человека, а не как на Сына Божия, Бога. Потому Господь ему так и отвечает. Бог – совершенное добро, источник добра. Человеку поставлена задача быть образом Божиим, быть совершенным, как Бог. И всеми силами человек должен стремиться понять это и трудиться над образом Божиим в себе – как святые. Вот тогда можно сказать, что он – хороший человек, по мысли владыки Павла.

Проигранная битва владыки Павла

На кухне в Призрене у нас стояла плита, Павле и братия часто готовили на ней. Все, кроме владыки, были недовольны: плита дымила так, что глаза ело. На жалобы и просьбы всех остальных заменить, в конце концов, это чудовище на хорошую плиту следовал один ответ: «Нека те, морска главо, мени jе добар!» (что-то вроде «Отойди, бестолковый, мне она нравится» – С.И.). Наши мучения закончились с приездом сестры Агицы, родственницы Павле по материнской линии, которая занималась его воспитанием в раннем детстве, – она имела непререкаемый авторитет у него. И вот, она приехала в Призрен из Белграда, попыталась приготовить обед на злосчастной плите, проплакалась от дыма и отправилась к владыке Павлу:

– Брат (так она всегда его называла), от этой твоей плиты никакого толку – покупай новую.

– Это ещё зачем? До сих пор меня всё устраивало, – говорит владыка.

– «Устраивало» его! Ты этот дым видел?! Нет, ты посмотри: вся расколотая, хрупкая, того и гляди развалится. А сколько дров впустую уходит, чтоб её разогреть! Нет уж, покупай новую.

– А, ну, раз так, тогда, конечно, сестра Агица. Раз уж ты говоришь… – смиренно согласился епископ Павел.

Через несколько дней на кухне стояла новая плита. Крепкая, экономная, жаркая. Сестру Агицу мы готовы были носить на руках.

Отдай хлеб!

У него была привычка всегда делиться с кем-нибудь на трапезе

Помню, сижу однажды в трапезной, ем хлеб. Вкусный. Мякоть всю, конечно, съел, а горелую корку оставил, положил рядом. Павле, тогда еще иеродиакон, спрашивает:

– Ты чего корку-то оставил?

– Так горелая же.

– Давай сюда! – взял корку и спокойно съел. Так будущий Патриарх и научил, и пристыдил меня без единого слова.

У него была привычка всегда делиться с кем-нибудь на трапезе. Хлебом, яблоком, грушей, орехом, помидором и т.д. – всегда сотрапезникам что-нибудь предлагал. Терпеть не мог, когда с едой обращались небрежно, но ни в коем случае не допускал и объедения: Павле требовал меры во всём. Правда, его, Павлова, мера была не всем по силам, ведь ел он очень мало…

Духовная «оптимизация» и противостояние ей

В середине 1960-х в селе Велика Хоча был замечательный молодой священник – отец Джордже Аджанчич. Все его очень любили: искренний, горячий, свой. Но тамошние коммунисты (увы, сербы!) во время «дружеской» беседы за столом составили против него обвинение в оскорблении власти и существующего государственного устройства и передали его властям в город Печ, а то начальство состояло уже сплошь из шиптаров. Джордже сидел в тюрьме, его страшно пытали, священник плевал кровью после пыток. Через какое-то время его выпустили, но он скончался от туберкулёза, оставив супругу и пятерых детей. Владыка Павел взял на себя содержание и траты на обучение детей священника.

Когда я однажды приехал служить в это село, коммунисты тоже попытались устроить провокацию: потребовали, чтобы я не смел проводить панихиды и отпевания на местном кладбище. Я им сказал, что их требования противоречат Конституции, гарантирующей свободу отправления религиозных обрядов. Не подействовало – они продолжали настаивать на прекращении службы. Тут не выдержал собравшийся народ: «Убили одного хорошего священника, а теперь хотите убить и другого? Хотите, чтоб мы жили как скотина – без священника, службы и Бога?!» Взяли в руки мотыги, и если бы эти «активисты» не ретировались, всё могло бы кончиться для них печально.

Незаконченная война

…В тот вечер, в 20 часов 24 марта 1999 года, начались бомбардировки. Самолеты врага летели из Средиземного моря, Ионического, Адриатического, с американских авианосцев и военных баз в Италии, Хорватии, Венгрии. Сначала бомбили Белград, Нови Сад, Приштину, Призрен, Ниш, Чачак и другие города и села. В апреле я был в Новом Саде и помню, как разрушили мост через Дунай: рано утром две ракеты ударили в оба конца моста, он перевернулся и рухнул в реку. От взрывной волны вылетели все стекла в городе. Мы собрались и пошли на утреннюю службу в соборный храм. Когда вернулись с литургии, нашли во дворе епархии осколки от бомб и снарядов.

С самого первого дня, с одобрения Патриарха Павла, я начал вести дневник – в назидание потомкам. Потом на его основе появилась книга «Дневник под бомбами». Тогда мы считали, что от Сербии будут отрывать не только Косово и Метохию, но и Воеводину, северную часть: запустят туда хорватских усташей и венгров, и вот тогда сербы снова увидят их действительное «международное союзничество»… В те дни я носил с собой два радиоприемника, чтобы слушать новости, где идут бомбардировки, и записывал данные о разрушениях, гибели людей, изгнании их со своей земли.

С Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Белград, 1999 г. С Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Белград, 1999 г.

Вместе с Патриархом Павлом мы служили литургию под бомбами вместе с Патриархом всея Руси Алексием II

С благодарностью вспоминаю, как вместе с Патриархом Павлом мы были в Белграде и служили литургию под бомбами вместе с Патриархом всея Руси Алексием II – это была действительно братская поддержка и помощь.

«Братья и сестры, мы всегда должны идти путем правды и честности, веры и добродетели, христианского мужества, без ненависти и жажды мести кому бы то ни было, – говорил Патриарх Павел. – Наше дело – быть в покаянной молитве смиренными пред Богом и честными, открытыми людям. Человек не может выбрать место, где ему родиться, или народ, к которому он принадлежит, – это в Божией власти», – владыка особенно часто говорил это во время войны в Косово, объявленной и необъявленной. Всё, что было создано в Косово и Метохии, этой духовной родине сербов, ещё в Средневековье и позднее, в Новом времени, стремится уничтожить безбожная человеческая злоба. И у нас нет другого выхода, кроме как следовать примеру Патриарха Павла – молить Всемогущего Бога о защите, об освобождении от рабства, о Его суде над нашими врагами, о преображении их ненависти к православным сербам в рассудительность и нормальное отношение к нашему народу. Это может показаться невозможным, но Бог всесилен, Он может коснуться сердца даже самого страшного преступника – вот в чем наша надежда и упование.

P.S. Дорогие читатели, мы продолжаем инициативу по оказанию помощи косовским сербам и храмам, монастырям Косово и Метохии. Если вы хотите и можете оказать помощь, вот номер карты Сбербанка, на которую можно перечислить пожертвование:

5469 0177 0923 5086, Петр Михайлович Д. (обязательна пометка: «Помощь Косово»).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Поп, поп, чтоб ты повесился», или Начало служения в Косово «Поп, поп, чтоб ты повесился», или Начало служения в Косово
Страницы из жизни Патриарха Павла
«Поп, поп, чтоб ты повесился», или Начало служения в Косово «Поп, поп, чтоб ты повесился»,
или Начало служения в Косово

Страницы из жизни Патриарха Павла
Архимандрит Йован (Радосавлевич)
Шиптар дождался, пока епископ выйдет, и с силой ударил его по затылку – владыка Павел упал без сознания. Через несколько дней нашли злоумышленника, но никакого наказания он не понес – дело в Косово обычное.
«Тебя убить нужно – ты знаешь коммунизм лучше меня!» «Тебя убить нужно – ты знаешь коммунизм лучше меня!»
Несколько эпизодов из жизни Патриарха Павла
«Тебя убить нужно – ты знаешь коммунизм лучше меня!» «Тебя убить нужно – ты знаешь коммунизм лучше меня!»
Несколько эпизодов из жизни Патриарха Павла
Архимандрит Йован (Радосавлевич)
Он вел строгую подвижническую жизнь, и было видно, что отец Павел любил такую жизнь искренне.
Патриарх Сербский Павел Патриарх Сербский Павел
Фотогалерея
Патриарх Сербский Павел Патриарх Сербский Павел
Фотогалерея
Уже при жизни многие считали его живым святым, а после его упокоения вера в святость Патриарха Павла растет и укрепляется в сердцах верующих.
Комментарии
Петр22 августа 2020, 08:16
Отец Далибор Коич и все прихожане Преображенского храма в селе Пасьяне (Косовское Поморавье) с благодарностью и любовью молятся о здравии Ирины, Натальи, Ирины, Сергея, Елены, Николая, Сансызбая, Сергея, Кым Сун, Александра, Олега, Татьяны, Марии (о упокоении д. Димитрия), Павла, Сергея, Натальи, Натальи, Людмилы, Юрия, Александра, Татьяны, Николая, Алексея, Георгия, Андрея, Веры, Ирины, Ольги, Алексея, Татьяны, Татьяны, Вадима, Марии, Елены, Анатолия, Ольги, Людмилы, Анастасии, Елены, Ларисы, Елены, Анны, Елены, Юлии, Александра, Ирины, Сергея, Татьяны, Веры, Ольги, Екатерины, Елены, Марии, Светланы, Веры и всех братьев и сестер, помнящих их в своих молитвах. Спаси Вас Господь.
Олегъ19 августа 2020, 23:42
Спасибо за статью! Бедные сербы, сколько они пережили, но с Божией помощью всё выдержали!
Елена19 августа 2020, 16:08
Господи, помогай Сербии!
Андрей18 августа 2020, 12:15
Царство небесное и Вечная память Патриарху Московскому и всея Руси Алексию второму и Патриарху Сербскому Павлу. Молите Бога о даровании Мира и Спасении душ наших.
Natalie18 августа 2020, 10:44
Спаси Господи! Замечательная статья о прекрасном человеке и любимой Сербии! Царство Небесное Патриарху Павле и Патриарху Алексию ll ! Вечная память!
Александр18 августа 2020, 04:35
МОЙ ЛЮБИМЫЙ ПАТРИАРХ СЕРБИИ ПАВЕЛ ЗА ЕГО СМИРЕНИЕ И КРОТОСТЬ!!! ЕГО НЕ ЗАБУДУ!!!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×