Православный календарьПравославный календарь
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».

Таволожка: акафист надежды

    

От Петровска до Таволожки 30 километров. Дорога среди полей и островков леса — со многими поворотами и весьма неопределенным покрытием. За рулем машины, на которой мы едем в это старинное село,— священник Павел Новичков, клирик Покровского храма в Петровске и настоятель храма Всех святых в Таволожке.

А еще с нами супруга отца Павла Людмила Николаевна и певчая из Покровского храма Ольга Григорьевна Осипова.

Батюшка немолод. Бывший замначальника цеха петровского градообразующего предприятия «Молот», он подошел к крутому повороту своей дороги в возрасте, когда иные говорят: «Мне уже поздно что­-либо менять». В 56 лет поступил в семинарию, в 61 закончил. В иерейском сане уже десять лет, из них девять служит в Таволожке.

— Кажется, глушитель оторвался!

    

Да тут что угодно оторвется, думаю я. А матушка рассказывает, как застревали они снежными зимами в селе, потому что не могли вернуться в Петровск — дорогу заметало; как крутило и разворачивало машину на этой дороге в гололед, как бросало в сугроб, как приходилось возвращаться с полдороги в Петровск из-за метели.

Но как же дорога она им, эта Таволожка, насколько близкими стали живущие в ней люди! Впрочем, это я увижу чуть позже, а сейчас, когда мы достигли, наконец, села, все мое внимание — на полуразрушенный храм Всех святых, выстроенный помещиком и поручиком Александром Языковым в 1825 году и закрытый безбожниками в 1937‑м. Храм кажется живым — он страдает, как страдают казнимые, и скорбит — не о себе, о людях, которые не ведали, что творили…

    

Рядом с этим храмом, в приспособленном помещении — домовый храм Всех святых. В нем нас встречает Надежда Васильевна Пензина — казначей прихода.

— А войти-то в старый храм можно? — спрашиваю я у нее.

— Можно, — вздыхает она, доставая ключ от амбарного замка, — но только, прошу вас, будьте осторожны. Не подходите к стенам — с них падают кирпичи.

Это далеко не первый поруганный храм, в который я вхожу, но каждый раз берет оторопь… Всматриваюсь в остатки росписи. Понять, кто изображен, уже невозможно. Видишь просто чьи-то глаза и контур лика. И не забыть тебе потом этого последнего взгляда…

Отец Павел показывал мне выписку из справочной книги Саратовской епархии за 1912 год. Церковь в Таволожке имела три престола: Всех святых, Покрова Пресвятой Богородицы и Казанской иконы Божией Матери. Приход составляли жители десятка близлежащих деревень, из этих деревень жива сегодня одна Таволожка.

За алтарной стеной храма — захоронение: Александра Ивановна Карпова, урожденная Языкова, 1758–1834. До недавнего времени здесь стоял чугунный памятник. В эпоху охоты за металлоломом памятник украли. Сейчас стоит крест с восстановленной надписью. Ведь Александра Ивановна принадлежала к древнему роду Языковых — основателей села.

    

Таволожка дала России одного революционера-террориста… и одного святого. Главный химик «Народной воли», создатель подпольных динамитных мастерских, член террористической группы «Свобода или смерть» Степан Ширяев, умерший, а по некоторым сведениям, покончивший с собой в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1881 году, родился именно в Таволожке, в семье управляющего имением упомянутых выше помещиков Языковых, бывшего их крепостного.

А о священномученике Иоанне Миротворцеве, умершем в Ухтпечлаге (Коми) в 1938 году, сообщает новенькая мемориальная доска на двухвековой стене храма. Отец Иоанн служил здесь пятнадцать лет; он пользовался таким уважением среди крестьян, что власть, обвинившая его вместе с группой сельских прихожан в «антисоветской деятельности под видом религиозности», не решилась на открытый и показательный процесс: уполномоченный ГПУ решил, что такое слушание дела «не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты».

Две смерти в неволе — два конца разных, очень разных жизней…

Однако отец Иоанн — не единственный в Таволожке пострадавший от гонителей. Список репрессированных православных — начиная со старосты прихода и псаломщика — в домовом храме на стене. Показывая мне этот список, отец Павел, который родом из Вольска, вспоминает о своем дедушке, Якове Васильевиче Корчагине:

— Когда в Вольске закрыли все храмы, верующие стали собираться по домам. И вот, когда за хозяевами одного такого дома пришли и начали делать обыск, Яков Васильевич узнал об этом, собрал узелок и пошел туда — как на Голгофу. Его там спросили: ты зачем сюда пришел? Он ответил: я знаю, зачем, а вот вы-­то зачем пришли сюда? Это произошло в 1940 году. Деду в то время было 66 лет. Он был арестован Вольским РО НКВД и осужден к высылке в Северный край сроком на пять лет. Но домой вернулся только через 11 лет и через два года скончался. Так мне рассказывали родители.

Сведения о Якове Васильевиче Корчагине можно найти в базе данных ПСТГУ; он был реабилитирован в 1989 году.

Александр и Светлана Ермолаевы Александр и Светлана Ермолаевы     

Появление отца Павла Новичкова в Таволожке положило начало сельской приходской общине — раньше верующие таволожцы ездили на службу в Петровск, а это весьма проблемно: автобус ходит лишь два раза в неделю. Домик, в котором сейчас совершается богослужение, до революции относился к церкви, возможно, это была церковная сторожка, а потом что только здесь не обитало: и почта, и баня, и пекарня. В итоге дом достался таволожской общине верующих в совершенно ужасном виде — отец Павел показывал мне фотографии — без отопления и электричества. Сейчас домик не узнать: скромная, конечно, обстановка, но с какой любовью и аккуратностью все сделано. Есть крохотная трапезная — общее чаепитие после службы, это здесь закон. У входа клумба… И все это — руками прихожан: петровчан Андрея Пиякина и Сергея Моросина, таволожских — Зинаиды Григорьевны Кузнецовой, Лидии Петровны Костиной, Раисы Сергеевны Елисеевой… А главный спонсор этого ремонта — местный фермер Александр Владимирович Ермолаев, он же по сей день платит за газ — и налоги, что для сельского прихода весьма существенно. Вся его семья — супруга Светлана, дочери, внуки — постоянные прихожане.

— У нас объединенное фермерское хозяйство, нас шесть человек, мы работаем вместе, — рассказывает Александр Владимирович, — 900 гектаров у нас, возделываем пшеницу, подсолнечник. Как нам, фермерам, живется? Средне. Не скажешь, что плохо совсем, но что хорошо — тоже не скажешь. Большой возможности помочь храму у нас нет, но то, что можем, мы делаем.

— А как случилось, что вы пришли к вере, осознали себя верующим человеком?

— Да Бог его знает… Наверное, внуки привели. Когда они у нас с женой появились, мы их крестили, стали причащать, и так постепенно сами в это втянулись.

Алтарник Вадим с дедушкой Алтарник Вадим с дедушкой     

Старший из внуков Александра Владимировича, Вадим — тоже здесь, он алтарник. Второй алтарник — Никита — внук упомянутой уже здесь Зинаиды Григорьевны, он помладше, перешел в пятый класс. Оба мальчика одеты торжественно, в белых рубашках, оба исповедуются и причащаются за Литургией. Очевидно, что это для них — дело самое серьезное.

Отец Павел с супругой (она, понятно, на клиросе) приезжают в Таволожку три раза в месяц. На последней Литургии месяца принято поздравлять всех, у кого в этом месяце случился день рождения или именины. Вот и сейчас, после службы и трапезы, поздравив июльских именинников, мы едем к Лидии Петровне, старой колхозной телятнице, великой труженице и ветерану таволожского прихода — она приболела и потому не смогла прийти в церковь.

— Лидия Петровна, у тебя ведь в июле день рождения? — спрашивает батюшка с сюрпризом в руках.

— Нет. В сентябре.

— Как в сентябре? У нас записано — в июле.

— Это по документам в июле. А родилась я в сентябре сорок третьего. Меня забыли зарегистрировать, не до того людям было. Только в июле сорок четвертого документ выдали.

— Значит, сейчас мы тебя поздравляем по документам, а в сентябре будем поздравлять по факту.

— Погодите-погодите!

Сияющая Лидия Петровна спешит с ответным даром — ведерком деревенских яичек. Вообще, таволожские никого не отпускают из села без гостинцев… и без того, что дороже деревенской снеди: теплого света в сердце.

Но вернемся к старому Всехсвятскому. В нем уже дважды совершалось соборное богослужение — разумеется, с соблюдением техники безопасности: на престольный праздник, на день всех святых в 2019 и 2020 годах. Служили благочинный, отец Сергий Протасов, отец Павел и диакон Михаил Дыбошин. Но пока это, скорее, исключение из правила — регулярное богослужение в этих стенах невозможно. Есть ли у таволожской Всехсвятской церкви будущее?

    

Прошлой осенью, как раз на Покров, Таволожку посетил Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (ныне Митрополит Симбирский и Новоспасский.— Ред.). Он совершил молебен в стенах старого храма, а затем состоялся разговор — с прихожанами, фермерами, местной властью — о перспективах его возрождения. Владыка показывал фотографии церкви в Ивановке Базарно-Карабулакского района — она находилась в таком же примерно состоянии, как Всехсвятская, а теперь это великолепный храм, подворье Сергиевского женского монастыря в соседней Алексеевке. Может ли такое чудо совершиться и здесь, в Таволожке?

К сожалению, пока отцу Павлу удалось лишь заказать проект реставрации, его оплатил петровский предприниматель Сергей Хайров. У местных фермеров двадцати миллионов на восстановление храма нет, это понятно.

— Законсервировать бы его хотя бы, чтоб дальше не разваливался, и крышу сделать, — говорит отец Павел.

    

Меж тем Таволожку не назовешь умирающим селом. Здесь немало фермерских хозяйств, то и дело видишь дорогую импортную сельхозтехнику. Действует школа, хотя детей немного, в старших классах по два человека.

А главное — в 2024 году этому русскому селу исполнится 250 лет! До юбилея есть еще время — можно что-­то изменить. Не зря же упомянутая выше Надежда Пензина каждый день читает в поруганном храме акафист всем святым.

Газета «Православная вера» № 13-14 (657-658), август 2020 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 52 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Марина Бирюкова

Новые материалы

Выбор читателей

×