Разучишься радоваться – монашество закончится

Беседа с монахиней Кассианой (Купаленко)

Монахиня Кассиана (Купаленко) Монахиня Кассиана (Купаленко) С белорусской монахиней Кассианой (Купаленко) мы познакомились в социальной сети, что с нашей стороны не оригинально, но это тот случай, когда странички Фейсбука стали площадкой для самого серьезного разговора. Потому и возникла у меня идея беседы с матушкой Кассианой… о монашестве? Да, но не только. И не столько даже о монашестве, сколько о выборе, об определении человеком своего духовного пути. Монашество, монастырь – это один из вариантов; и для каждого из нас, монаха ли, мирянина, важно бывает иногда увидеть, как выбирал другой человек.

Но, прежде чем перейти к вопросам и ответам, сообщу, что матушка Кассиана – настоятельница Архиерейского подворья, строящегося монастыря во имя Преподобного Паисия Святогорца в деревне Ольжево Лидской епархии. Родом она из-под Витебска, иноческий постриг приняла в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре, а монашеский – уже на подворье. Жила в Греции, изучая теологию в Афинском университете. Монастырь во имя Преподобного Паисия – первый, единственный не только в Белоруссии, но и на всем пространстве Московского Патриархата – настоятельница с небольшой общиной сестер строит с нуля. И, благодаря Фейсбуку, мы всегда в курсе этого многотрудного строительства. На фотографиях матушка – то в фартуке, с малярным валиком, то в респираторе над штабелем досок – обрабатывает их огнезащитным составом; а еще нередко – в окружении друзей и гостей монастыря (благо их много!) или с монастырскими собаками – своими любимцами Ипой и Найдом. Сестрам и паломникам рождающейся на наших глазах обители приходится пока жить в спартанских условиях… зато в настоящей любви.

– Матушка Кассиана, все-таки – почему именно монастырь? Разве нельзя жить с Богом в миру? А может быть, это совершенно иррационально приходит и ни в каких аргументах не нуждается?

– Решение пойти по монашескому пути я принимала, будучи совсем юной годами. Но это было абсолютно мое решение, осмысленное и осознанное, насколько это возможно в таком возрасте, принятое не под влиянием чьих-то мнений. Сравнивать мои тогдашние взгляды на многие вещи с сегодняшними мне бывает очень забавно и даже весело. Это нормально, никто из нас не стоит на месте, мы все куда-то движемся. Но для меня самой остается загадкой и тайной, как так случилось, что в 17 лет я приняла жизненно важное решение, о котором ни разу впоследствии не пожалела.

Как и у всех, у меня были свои искушения в монастыре, были периоды очень тяжелые. Наши монастыри в 1990-х – это были далеко не места безмятежного монастырского жития. В нашей жизни было много противоречий и совершенно непонятных для меня – той, юной, пылкой – вещей. И тем не менее, по каким бы граблям я ни ходила, чем бы ни обжигалась, каких бы горьких разочарований ни испытывала, в одном я оставалась непоколебимой: несмотря ни на что, я хотела быть монахиней. Я всегда чувствовала красоту этой жизни, она меня вдохновляла, я понимала, что это абсолютно мой путь, что передо мной только одна дверь, ничего другого мне не надо, и ни в чем другом я себя не найду так, как в монашестве. Это сложно понять при помощи разума, да, но это так. Я полагаю, так выглядит призвание. Думаю, что это рука Божия конкретно в моей жизни, Промысл Божий, ответ на те поиски, молитвы, попытки осмысления своего места в жизни, которые у меня начались очень рано.

Я была не из тех молодых людей, которые, уходя в монахи, резко меняют образ жизни – с очень светского на очень подвижнический

Я была не из тех молодых людей, которые, уходя в монахи, резко, коренным образом меняют образ жизни – с очень светского на очень подвижнический. Я росла в воцерковленной семье, с детства на каникулы ездила в Полоцкий монастырь, все это было довольно последовательно, хотя не скажу, что вполне предсказуемо, если исходить из моего очень живого характера. Мне нравилась эта среда, эти люди, я хорошо понимала, что они живут по другим законам и правилам… Стараются, во всяком случае, несмотря на все свои недостатки и несовершенства.

– Были ли у вас сомнения, колебания, моменты нерешительности, даже слабости?.. Где та черта, за которой они кончаются? Один епископ мне, помню, говорил: «После пострига сразу – как отрезало». А бывает так, что не отрезает и после пострига тоже?.. что приходят мысли: полно, в свои ли сани я села?

– По милости Божией, вышло так, что я оказалась абсолютно в своих санях. Я слишком люблю монашескую жизнь, чтобы колебаться всерьез. А минуты слабости, малодушия, усталости – они бывают у всех, и это не только абсолютно нормальные, но и невероятно полезные периоды в духовной жизни. Я понимаю, что нам всем очень хочется радости, внутренней гармонии и непоколебимого душевного мира. Мне тоже хочется. Но если человек ищет этого не при помощи каких-то веществ, замедляющих все процессы в организме и придающих ложное ощущение уверенности в себе, а при помощи тех средств, которые предлагает Евангелие, то это всегда очень серьезная работа над собой. И сомнения, колебания, моменты нерешительности, слабости – очень важная ее часть; они помогают нам трезво смотреть на вещи. В моменты слабости очень хорошо видишь себя: без самолюбования, без всякой пены вроде какого-то статуса, положения, мнений о тебе других… Видишь, что ты просто нищ и убог.

Минуты слабости, малодушия, усталости бывают у всех, и это невероятно полезные периоды в духовной жизни

– Мне запомнилась работа епископа Илариона (Троицкого) «Единство идеала Христова». Автор настаивает на том, что требование к личности у христианства одно, единое, нет никакой градации: вот сколько требуется от мирянина, а вот, гораздо больше, – от монаха. Подлинная любовь ко Христу, утверждал епископ Иларион, не знает градаций, Бог ждет человека к Себе целиком – как монаха, так и мирянина, здесь разницы нет. Монашество же принимает тот, кто не надеется на себя самого и ищет сугубой помощи и защиты на духовном пути. Согласны ли вы с владыкой Иларионом?

– Разница между монахом и не монахом – не в том, кто лучше или духовнее. Это не два разных пути, а один, поскольку Христос один, и Он есть Путь, Истина и Жизнь. Нет двух разных христианств. Христианство одно, но мы все разные, и Бог любит всех нас, вместе и по отдельности, каждого. Кто-то в монашестве ничего не достиг, а кто-то в миру достиг многого, и наоборот.

Но нужна огромная осторожность во всех этих вещах, чтобы никому не навредить. Святые отцы говорят, что рассуждение – царица всех добродетелей. Потому что если мы действуем без рассуждения, впадая в крайности, то очень многие наши намерения, даже самые благие, не просто обнуляются, но могут причинить вред – как нам самим, так и другим. У каждого человека свой потенциал, свой запас сил и своя мера подвига.

Меня, например, настораживает такая тенденция, наметившаяся еще в 1990-х, когда Церковь начала возрождаться: был нормальный человек, творческий, живой, с ним было интересно общаться, находиться в его обществе. И вот, он «обратился к вере», как говорят, и всё – потеряли человека. Нелюдим, неразговорчив, совершенно безрадостен, ничего и никого не любит, весь ушел в «спасение души». Вроде и не монах, но и не живущий в миру, он везде чужой, зацикленный на себе, такой вот странник и пустынник при живой жене и малолетних детях, которым как воздух нужен вменяемый и внимательный отец и муж. И это он называет «спасением души». Если это плоды «подлинной» духовной жизни, то это меня пугает. Убеждена, что христианство – оно все-таки не об этом. И нужно помнить, что у мирских людей одни обязанности перед Богом и друг другом, у монахов они все-таки несколько другие.

– Вы приняли постриг очень молодым человеком, ваша жизнь только начиналась. Молодость и монашество – хорошее, радостное сочетание? Когда у тебя вся жизнь впереди, и вся эта жизнь пройдет в монастыре, – это счастье? Как вы сейчас вспоминаете свою монашескую юность?

– Молодость и монашество – очень хорошее сочетание, в том плане, что активно работать над собой в плане духовном, приобретать навыки монастырской жизни, как, впрочем, и семейной, – в молодом возрасте всегда легче. В некоторые греческие монастыри принимают послушниц только до 30 лет: считается, что позже этого возраста человек как личность уже сложился, и что-то кардинально менять в своей жизни будет для него очень болезненно. А зачем ставить перед человеком какие-то непреодолимые препятствия? Уйти в монастырь – это все-таки не то же, что переехать в другой город или сменить место работы. Это означает – в корне изменить свою жизнь, даже если ты до вступления в монастырь был вполне воцерковленным человеком.

В плане счастья и радости… Мне не хотелось бы, чтобы у ваших читателей сложилось ложное впечатление, что монашество – это сплошные счастье и радость, хотя я знаю многих монашествующих, которые именно такой стороной хотят показать монашескую жизнь. Мне это не близко. Я склонна трезво смотреть на вещи и пытаюсь так же трезво показывать их другим, если меня об этом спрашивают. Ведь странно было бы прожить жизнь в сплошной эйфории и не попробовать, что такое настоящие скорби и печали. Мне кажется, что таких людей нет нигде: ни в монашестве, ни в миру. Да нам ведь и не обещал никто такой жизни: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33)
Очень много мужества нужно в монастыре. Как говорит одна весьма уважаемая мной игуменья:

«Когда к нам приходят новоначальные, мы рассказываем им не только о радостях монашеской жизни, но и о ее трудностях».

В монастыре есть свои монашеские утешения и свои трудности. Монашеская жизнь – это жизнь над естеством, это серьезная борьба, серьезный труд, потому что мы все люди, мы обременены недостатками, особенностями характера, и шлифовать все это совсем непросто, а без Божией помощи почти невозможно. Вступившего на этот путь ждет многообразие самых разных состояний, понятных монастырскому человеку, но рассказать об этом в объеме одного ответа на вопрос – невозможно, да и нужно ли?..

В монастыре есть свои монашеские утешения и свои трудности

Как я вспоминаю свою монашескую юность? – Она была непростой и не такой по-монашески безоблачной, как об этом пишут в некоторых книгах. Я стала инокиней в 1990-х, тогда было много у всех энтузиазма, но устраивать свою духовную жизнь в монастыре ты должен был сам – целиком и полностью. Я к этому была не готова, я почему-то думала, что кто-то обо мне позаботится, кто-то будет интересоваться моим внутренним миром, кому-то это будет интересно и важно. Но тогда всем было не до того, и никто в этом не виноват, просто такое было время. Наверное, и сейчас есть еще монастыри, где никто особо никем не интересуется, и люди живут параллельно друг другу. Я надеюсь, что мы это когда-то изживем.

Два года я поварилась в собственном соку, но потом поняла, что так дальше нельзя и надо что-то делать. Неисповедимыми путями я попала к отцу Кириллу (Павлову), и он благословил мне обращаться к одному игумену в лавре; он очень ответственно отнесся к этому благословению и в плане духовного руководства делал для меня очень много на протяжении многих лет, до своей смерти.

Но, несмотря на все трудности, меня переполняет чувство глубокой благодарности – Богу за все Его благодеяния и людям, которые встречаются на моем пути, и каждый меня чему-то учит. Меня вдохновляет эта совсем непростая и нелегкая монашеская жизнь. Так бывает, да, что тебя вдохновляют не только радости и восторги, но и трудности, которые ты преодолеваешь, испытания, проверки на прочность. Это все очень интересная школа жизни. А все интересное мне очень нравится.

– В каком плане монаху труднее, чем мирскому, а в каком – легче?

– Я не знаю. У меня нет достаточного опыта жизни в миру, я не разбираюсь в семейной жизни, потому что я не была замужем, и мне сложно сравнивать. Мне кажется, что хорошо и глубоко человек может понять только то, что проходит своим опытом. Где угодно может быть невероятно сложно человеку, просто катастрофически: и в миру, и в монастыре. И там, и там может сложиться ситуация, когда человек, по тем или иным причинам, не справляется с трудностями, запутывается, надламывается. Есть люди, которые, имея восемь детей, умеют построить свою жизнь так, что в доме будет очень много радости и любви; а кто-то не может справиться и с одним ребенком, и распадается семья. Есть и в монастыре такие, которые всем и всеми недовольны, а есть другие, которые радостны и благостны. Все зависит он настроя человека, от его понятий, от внутреннего ресурса и многого-многого другого. Хорошо, когда каждый на своем месте занимается своим делом, но не все так просто в жизни.

– Существует ли для современного монаха или мирянина, стремящегося к подлинной духовной жизни, проблема духовного руководства? «Оскуде преподобный», «Не стало старцев», «нет настоящих учителей», «все в прошлом» – обоснованы ли эти сетования?

– О том, что «все в прошлом»: я не эмигрант в настоящем, у меня здесь постоянное место жительства – на срок, который отведет мне Господь. И мне это место очень нравится. Меня все устраивает: наши современные преподобные и грешники, старцы и учителя, возможности духовного руководства, и вообще все совершенно уникальные возможности, которые мы сегодня имеем, а наши родители могли о них только мечтать. Мне все очень нравится, я вижу очень много возможностей и очень люблю жизнь.

Да, духовное руководство для монаха очень важно. И я считаю, что сегодня в нашей Церкви достаточно духовников, которые своим опытом прошли очень многое и могут помогать другим. Они не воскрешают мертвых, как кто-то ждет, не претворяют воду в вино и не умножают рыбу. Да и зачем? Сегодня хорошо развита медицина, люди довольно долго живут, все необходимое можно купить в супермаркетах. Но они достаточно рассудительны и опытны для того, чтобы дать нам совет, как не сбиться с пути.

И давайте будем честными – на какие вопросы чаще всего мы ищем ответы, сетуя о том, как же «оскуде преподобный»? «Унываю», «поругалась с соседкой», «не вычитала вечерние молитвы», «сплю в храме», «она сказала, что я сказала…». Какой преподобный нам нужен для решения таких «высокодуховных» вопросов? Если они где-то есть, пусть они отдыхают от этой бесконечной болтовни и лучше молятся за нас, а если мы будем их беспокоить, то по вопросам действительно важным. Коэффициент полезного действия будет, таким образом, гораздо выше.

Мы должны, наконец, стать взрослее

Надо просто самим нам немножко включить голову, приглушить эмоции, взять себя в руки и не делать проблемы из ничего, и не утомлять этим бедных батюшек, многие из которых и так чудовищно перегружены. Мы должны, наконец, стать взрослее. Расставили правильно приоритеты, решили с духовником ключевые вопросы своей духовной жизни – и всё, пошли работать. Самое тяжелое – это ведь работать: воплощать в жизнь то, что нам сказал духовник, то, что мы прочитали в умных книжках, уметь слышать и стараться делать. То есть – быть практиками.

Я убеждена, что учиться при желании мы можем у каждого человека. Как только человек будет готов к уроку, найдется обязательно и учитель. Было бы желание учиться. А тот, кто не стремится особо чему-то учиться, остается таковым, потому что проходит мимо возможностей. Екклесиаст говорит нам: «по какой бы дороге ни шел глупый, у него [всегда] недостает смысла» (Еккл. 10, 3). Ни в коем случае не хочу выставить себя тут как слишком умную, просто хочу сказать о том, что не помешает нам всем иногда оглядываться: не упускаем ли мы своей возможности чему-то научиться.

У меня есть очень хороший друг, священник, человек редкого душевного склада, который искал себе старца, учителя, но не сложилось. Однако он совершено потрясающий и интересный человек, который умеет учиться и брать что-то для себя у любого и каждого. Он не стесняется сказать любому, и даже мне: «Я у вас тоже учусь». Хотя чему у меня он может поучиться? И, поверьте, его духовная жизнь очень насыщенна и интересна. И мне, человеку монастырскому, очень интересно и назидательно обсуждать с ним многие темы – даже монашеской жизни, хотя он из белого духовенства. Все зависит от человека, от качества его души, его открытости этому миру, его желания и способности учиться. Мне кажется, что у нас проблема больше не с тем, что «оскуде преподобный», а тем, что «оскуде» серьезное отношение к своей жизни, своим поступкам, и ответственность за эти поступки. Мы не так часто думаем о том, насколько по-евангельски мы поступаем. Мы все очень любим умные и духовные разговоры, но мало у кого доходит до реального дела, и потому мы не работаем на результат.

Частенько общение с духовником сводится к желанию поговорить «по душам» с кем-нибудь добрым и светлым. Церковь – это кинония и общение, это очень важная часть жизни Церкви, но мне кажется, что есть опасность в некоем забалтывании сути, каком-то самообмане. Я думаю, что многие из нас сегодня испытывают дефицит живого, интересного и содержательного общения именно на духовные темы. Надо искать какой-то выход, создавать площадки для такого общения. Кстати, для мирян есть хорошие площадки этого плана в социальных сетях. Но пытаться удовлетворить эту свою потребность только в общении с духовником, мне кажется, не совсем правильно.

Вообще, надо сказать, что я не сторонник зацикливания на себе, постоянного самоанализа, детального самоконтроля, я считаю, что есть такие бездны в душе каждого, которые лучше закрыть и не ворошить без нужды. Где-то я прочитала, что смирение – это не когда ты думаешь о себе хуже, а когда ты думаешь о себе меньше. Надо концентрировать свое внимание на чем-то действительно созидательном, заниматься полезным и интересным для тебя делом, где бы ты ни был. Надо идти к свету, и он вытеснит в нашей душе тьму, а погружаться во тьму, чтобы увидеть свет, – так не бывает.

Смирение – это не когда ты думаешь о себе хуже, а когда ты думаешь о себе меньше

– Что поддерживало вас в самые трудные минуты, а может быть, дни или даже годы – молитва? Духовник? Тепло и любовь сестер? Пример святых подвижников?

– Все зависит от того, по какой причине в моей жизни наступили трудные минуты. В каких-то случаях мне очень важно просто побыть одной в келлии, помолчать, почитать (в том числе и о святых подвижниках), помолиться. В других ситуациях помогает поддержка близких людей. Мне посчастливилось: у меня есть нескольких таких «коллег по цеху». Они умнее, опытнее, сильнее, рассудительнее меня. И я знаю, что я всегда, в любое время дня и ночи, если потребуется, могу на них опереться, получить разумный совет, исходящий из их любящих сердец, помощь и простую человеческую поддержку, в которой все мы нуждаемся. Это невероятная удача в жизни. Конечно же, любовь сестер и всех этих людей, любовь, которой я не заслуживаю, но которой со мной очень щедро делятся, очень укрепляет и поддерживает.

Я благодарна каждому человеку, которого встречаю на своем жизненном пути – за его внимание, за помощь, поддержку. Сейчас я – настоятельница строящейся обители в довольно непростом регионе. Я вынуждена обращаться за помощью к людям, совершенно мне незнакомым, и они откликаются. Они подставили плечо в самый непростой момент моей жизни, и продолжают стоять рядом со мною и как бы говорить: опирайся, когда надо, мы здесь. Это очень трогательно.

Надо сказать, что меня вдохновляют порой очень неожиданные для многих вещи, и я благодарна всем этим людям, которые, сами того не зная, прошлись по краешку моей жизни и чему-то меня научили.

Меня может вдохновить молодая женщина с ярким макияжем и броским маникюром, «неправильно» одетая, стоящая у иконы Спасителя и разговаривающая с Ним так, как будто она, а не я полжизни уже прожила в монастыре, серьезно изучала богословие, постигла опытом многие свойства Бога и знает о Нем что-то самое важное.

Маленький мальчик, сладко спящий на лавочке в храме – как в объятьях Бога, – говорит со мной очень сильно и убедительно. Сдержанный взрослый мужчина, которому сложно заплакать даже от большой душевной боли, даже на похоронах матери, рыдает как ребенок у ног Небесного Отца на первой своей Исповеди. Совсем немолодая женщина на воскресной службе – в ярком, далеко не по возрасту, казалось бы, наряде… на самом деле одела для встречи с Богом лучшее, что у нее есть.

Мне нравится смотреть, как человек общается с Богом на волне своей души и своего сердца, в соответствии со своими запросами, а не протокольно, не по памятке «Как вести себя в храме», хотя я понимаю, что памятки тоже нужны, но вот они меня почему-то не вдохновляют. Священник, стоящий у аналоя и исповедующий людей. Вы замечали когда-нибудь, как преображаются, какими красивыми делаются их лица под этой тяжестью человеческих несовершенств? Они настоящие наводчики, призывающие на нас всех Божественную благодать и соединяющие нас с небом. Они прекрасны!

А священник, стоящий у престола с воздетыми к небу руками? Несколько десятков лет я вижу это на каждой литургии – и не могу смотреть равнодушно, без подступающего кома к горлу.

Нежная весенняя зелень говорит о Творце не менее убедительно, чем Евангелие от Иоанна

Я очень люблю природу. Нежная весенняя зелень вдохновляет меня и говорит о Творце не менее убедительно, чем Евангелие от Иоанна. Это все в нашей жизни – мелодии того самого Неба, к которому тянется каждая душа, уверена – даже атеиста. Просто кто-то старается эту тягу в себе скрыть, и иногда это даже получается.

Я люблю жизнь, людей, хочется верить, что люблю и Бога, во всяком случае, пытаюсь. И чувствую потребность в том, чтобы быть благодарной Богу и людям за все, что у меня есть в этой жизни. Мы все связаны между собой, и все друг другу должны любовь, взаимопомощь, поддержку.

– Как вы понимаете – или как вы пропускаете через свой опыт – слова «Сила Господня совершается в немощи» (2 Кор. 12, 9)? Духовный путь – не только монашеский – это ведь всегда путь познания своей немощи; как же она познается?

– Упал, лежишь. Попробовал встать, не получается. Ну, тогда хотя бы разворачиваешься и лежишь по направлению к цели, пока помощь Божия не придет. Вот так и познается. Сурово, жестко, промозгло, одиноко. Но многому учит. В следующий раз будешь аккуратнее. Так и уменьшается в нас вера в себя любимых, так отступают всякие обманы с приставкой «само».

– Вы радостный человек, в этом не усомнится никто из знающих вас людей; вы всегда были такой или вам пришлось дорастать до радости? Можете ли вы сказать, что ваше монашество – это дорога к радости именно?

Я стала очень сильно любить и ценить жизнь, пережив череду испытаний и потерь. Странно, правда? Кто-то становиться угрюмым и замкнутым, кто-то озлобляется на весь мир, а у меня получился вот такой эффект. Трава стала зеленее, запахи ярче, звуки – громче, каждый день, каждая встреча стала невероятной ценностью. Но и до этого я была всегда довольно позитивным человеком, видимо, мне достался в наследство мамин оптимизм: я совершенно не могу находиться в депрессивных состояниях. И если кто-то в таких состояниях может творить, писать книги, создавать какие-то в шедевры, то меня такие состояния просто разрушают. Я оптимист по жизни. И если я даже по очень объективным причинам соскальзываю в уныние и печаль, то моя психика сразу начинает искать выход из этого состояния: молитва, правильная мысль, которая вытащит, правильная книга, поддержка близких людей и т.д.

Дорога ли к радости мое монашество?.. Знаете, чего больше всего я боюсь? – Я боюсь разучиться радоваться. Мне кажется, что если это случится, то как монахиня я закончусь сразу же. Закончится мое монашество, внутренне, во всяком случае. Радость – это то, что делает меня живой. Я каменею, сталкиваясь с людьми, которые не могут больше радоваться – вот просто зеленой траве, пению птиц, весеннему дождю, тому, что тебе помахал с мимо проходящего поезда незнакомый человек, – у которых потухший взгляд и очень уставшее, старческое сердце. Мне кажется, что это страшно, и это не должно происходить с человеком. Я совсем не хочу разбрасываться какими-то громкими словами. Но я скажу то, что поняла за многие годы своей, пусть и очень посредственной, монашеской жизни: Христос – это радость. Скорби, трудности – все это есть, и без этого никак, но Он здесь, с нами, Он рядом, и ничто не может испугать и сломать человека, который это чувствует и понимает, который открыл для себя Христа.

Ничто не может испугать и сломать человека, который открыл для себя Христа

– Все же попрошу вас рассказать немного конкретного о себе: в какой среде, в какой семье вы выросли, как обрели веру, как пришли к монашеству? Ведь и брат ваш также избрал этот путь?

– Я родилась в обычной советской семье. Папа по образованию учитель, мама какое-то время тоже работала в школе. Родители находились в активном поиске веры и в 1980-х открыли для себя Православие.

Православную веру я получила от своих родителей вместе с даром жизни и понятиями, что такое хорошо, а что такое плохо – вместе с системой христианских ценностей. Ведущая роль во всем этом принадлежит отцу, человеку со сложным характером и сложной судьбой, но очень сильно уцепившемуся за Христа. С детства я была очень самостоятельной и независимой в своих взглядах. И далеко не всегда мои взгляды, в том числе и взгляды на духовную жизнь, на те или иные церковные события, совпадали с тем, как видели это родители. На меня невозможно было оказывать давление, такие методы не работали. Я даже полушутя спрашивала родителей: не подкидыш ли я в нашей семье? Мы до сих пор с отцом много спорим, и наши точки зрения зачастую оказываются полярными, но в главном мы едины – Православная Церковь для нас мать, Христос – центр нашей жизни.

Чаепитие после богослужения Чаепитие после богослужения

С детства все каникулы я проводила в Полоцком Спасо-Евфросиниевском женском монастыре. Мне там очень нравилось. Когда я достигла совершеннолетия, мне стало понятно, что все мои идеалы, интересы и стремления лежат в области именно монастырской жизни. Вне этой жизни я ощущала себя в безвоздушном пространстве. Это та сфера, та область жизни, в которую я, как мне кажется, довольно гармонично вписываюсь и которая наполняет мое бытие смыслом и содержанием до самого края. Центром этой жизни является Христос. Я в этом была убеждена тогда, как и теперь. Тогда я как-то вдруг осознала, что нахожусь в том возрасте и в том статусе, когда могу позволить себе немыслимую для многих роскошь – всю свою жизнь, без остатка, посвятить Богу. Глупо находиться в поиске, если ты уже нашел то, что искал.

Для тех, кто любит преподобного Паисия и желает помочь строительству Паисиевского монастыря в Белоруссии, – карта Сбербанка 67628038 9088913210 Анна С.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Е. 5 октября 2020, 02:07
Матушка Кассиана, благодарю Вас за интервью! Спаси Вас Господь!
Анна30 сентября 2020, 13:50
Матушку вдохновляет монашество! А меня лично очень вдохновляют такие позитивные люди как матушка!!! Не могу принимать мрак в душу, совсем. Иногда и мысли такие искушающие, ввергающие в уныние приходят:"христианство- это безпросветно, без радостно, тоскливо, иначе- все прелесть.. " А вот прочтешь про таких людей-"светлые лица" и так хорошо!
Александр16 сентября 2020, 02:50
Бог есть любовь, а любовь - это радость.
Галина И.14 сентября 2020, 21:11
Прп. Макарий Великий:"У сопротивника,покушающегося отвлечь нас от любви Христовой, тысяча есть ухищрений против нас. С помощью духов злобы наводит он на душу внутренние скорби,...приводя на память прежние грехи, как бы с намерением ввергнуть душу в расслабление и внушить ей помыслы отчаяния,.. что невозможно ей улучить спасение...Что бывает от благодати, в том есть РАДОСТЬ, есть мир, есть любовь, есть истина. Всякий же вид греха исполнен смятения; в нем нет любви и радости перед Богом".Господь И.Х.:"Да РАДОСТЬ Моя в вас пребудет", и "печаль ваша в РАДОСТЬ будет",чтобы "вы имели в себе РАДОСТЬ Мою совершенную" (Ин 5:11;16:20;17:13). Радость- это излияние любви к Богу.Нет любви- нет радости.
Лада14 сентября 2020, 07:30
Матушка Спаси Господи за Ваше интервью. Это как глоток свежего воздуха. Завидую белой завистью тем людям, что могут общаться с Вами и пить чай. Перечитывала 4 раза-очень близко то, о чем пишите. Согласна со всем на 100%. Теперь мечтаю приехать к Вам в гости. И еще - давайте побольше интерью, можно и в видеоформате. Это реально на пользу людям.
Монахиня Кассиана (Купаленко)13 сентября 2020, 12:00
Игорь,не берите так близко к сердцу то,что предположил маленький и слабый человек.Прекрасно,что вас двое - Вы и Олег два разных человека, и у Вас тоже в этом обсуждении нашлись единомышленники и близкие по духу люди.Спасибо огромное за Ваши добрые пожелания!Помолитесь обо мне.
игорь ковалев12 сентября 2020, 22:14
Дорогая,матушка Кассиана.Я и Олег разные люди.Вы серьёзно подозреваете нас в таком лукавстве,что один человек будет сам себе писать комментарии и отвечать на них,чтобы вас обмануть?А говорили,что любите людей."Любовь...всему верит»(1 Кор.13:7) Толкование свт. Тихон Задонский :"Поскольку сама простосердечно со всеми обходится,и обмануть и обольстить никого не хочет,так и о лукавстве других не помышляет" .А если "не имею любви,- то я ничто"(1 Кор. 13:1)Помощи Божьей вам в обустройстве монастыря и в "стяжании Духа Святого"
Дмитрий12 сентября 2020, 18:46
Благодарю за светлую и укрепляющую статью! Спасибо матушке, что поделилась своим опытом обретения настоящей радости.Даже немного позавидовал, что матушка сразу "села в свои сани". Так же учусь радоваться творению Божию и учусь у людей, которых Бог по жизни посылает. Хотя бывают периоды "окамененного нечувствия" . Из комментариев понял, что вопросы духовной жизни в основном познаются сердцем, а не рассудком. Сил матушке и Божьей помощи!
Монахиня Кассиана (Купаленко)12 сентября 2020, 13:32
Дорогой Игорь Ковалев (он же и Олег,видимо), все Ваши сообщения я очень внимательно прочитала и приняла к сведению,будьте совершенно спокойны,труд Ваш не напрасен.Запретить вести дискуссию на этом сайте может только администрация сайта, меня никто не наделял такими полномочиями.Я же просто, как автор интервью, предлагаю добрым и отзывчивым людям,которые очень поддержали нас не только финансово,но и добрым словом,не идти по пятому кругу,а попытаться остановиться,есть много других более интересных занятий,на что можно потратить свои силы и время.
игорь ковалев11 сентября 2020, 20:52
И."Прелесть коварна, поджидает не обязательно на тропе радости"/Да,но всегда на тропе гордости,а принятие чувства радости показывает,что мы думаем,что достойны её,т.е. горды.Поэтому Иоанн Лествичник и пишет:"Рукою смирения отвергай приходящую радость,как недостойный ее,чтобы не обольститься ею"/"И в Псалтири бесценный живой опыт Богообщения."/ А у меня наоборот живой опыт впадения в прелесть,когда на молитве принял радость.А "радостную печаль умиления" думаю каждый испытывал./"А монахиня Кассиана производит впечатление..."/На вас одно впечатление производит,а на меня другое,поэтому и надо сверять со св.Отцами.Теперь и дискуссию вести запрещает,что очень странно.Но придётся послушаться.
Монахиня Кассиана (Купаленко)11 сентября 2020, 15:53
Дорогие друзья, чтобы поберечь ваше время и силы,если позволите,я предлагаю завершить дискуссию,которую инициировали под интервью Игорь ковалев и Олег (если честно,есть ощущение,что это один и тот же человек).Подарите лучше это время друзьям,близким людям,хорошим книгам.Плакать с плачущими - это тоже по евангельски, но все хорошо в меру.Берегите себя.Вряд ли стоит долго толкать в дверь,которая закрыта. За все ваши отзывы и добрые слова сердечно благодарю и радуюсь,что чем-то смогла порадовать кого-то из вас.
игорь ковалев11 сентября 2020, 15:41
И.Забыл ещё про "сети миродержца",которые кругом расставленны.Древние св.Отцы говорили,что когда мёртвая душа твоя лежит перед тобой,то её надо оплакивать,как мертвеца в своём доме.Странно,если родственники умершего будут радоваться и веселиться.Не видеть своего ужасного состояния-это и есть самообольщение,т.е. прелесть.Об этом состоянии Силуан Афонский писал.Когда он пришёл в монастырь,стал угождать Богу,старые грехи ему простились,новых особых не делает.Всё замечательно,можно радоваться жизни.Такое состояние и видим у проповедников радости.А это самодовольство и гордость(прелесть),на,что ему Сам Господь и указал:"Держи ум во аде и не отчаивайся".Держащий ум во аде,будет ли радоваться?
Алевтина11 сентября 2020, 11:15
Благодарю сердечно за ту моральную поддержку,которую получила,читая статью!попытаюсь помочь материально.
игорь ковалев11 сентября 2020, 10:03
И."Все мы– в прелести...»./И как с этим бороться свт.Игнатий тоже указывает.Никон Воробьёв:"Игнатий Брянчанинов в согласии с древними учителями считает,что выводит из прелести и не допускает впасть в нее делание покаяния и плача сердечного."Если на наше состояние посмотреть честно,то мы:падшие существа,изгнанные из рая,странники на земле на короткое время("и многое из него скорбь и болезнь),которое дано нам для подготовки к вечности.Мы постоянно оскорбляем Бога,постоянно источаем грехи и страсти,никакую заповедь чисто не можем исполнить,мы ничтожества.Добавим сюда "видение грехов своих,как песок морской" и,что в любой момент нас могут призвать на частный суд.Осознание этого вызывает радость?
Екатерина10 сентября 2020, 21:45
Спаси вас Господи матушка! До чего всë осмысленно и толково, а главное живо, жизненно!
Александра Г.10 сентября 2020, 20:07
Желаю матушке и сестрам спасения и помощи Божией в благих трудах. Храни Вас Господь!
Денис10 сентября 2020, 19:02
Не зря говорят, что один видит грязь на дне пруда, а другой отражённые в нём звёзды. Монахиня Кассиана чувствуется любит Христа, любовь в её словах сочится из сердца, а значит она близка к Первоисточнику любви. У её же ревностных не по разуму критиков любви вряд ли больше, чем у меня грешного маловера. При этом нет даже понимания слабости своей веры, где вместо живой любви сухой шелест страниц.
игорь ковалев10 сентября 2020, 17:15
Вика 9 сентября 2020, 12:25."...радость неизглаголанная...радость в Духе...духовная радость"/Радость то разная бывает.Бывает и от удовлетворения страсти(например от похвалы-тщеславная радость).В приведённых вами цитатах говорится о духовной радости.В страстных людях она с печалью умиления,в святых "нетзглаголанная"-как по молитве Серафима Саровского почувствовал Мотовилов.Очиститесь от страстей и будете ,как Апостол "всегда радоваться" в Духе Святом.А есть радость,которой все радуются и атеисты и язычники,когда всё хорошо-радость жизни,оптимизм.О,которой и говорится в статье.
Денис10 сентября 2020, 16:45
Игорь Ковалёв, вы опять о духовной радости, а на неё продолжительное время мало кто способен и среди православных. Средний человек с Богом в сердце своём редкие минуты. Да и разве мы чистые духи? В отличие от ангелов у нас тело и душа есть, нуждающиеся в своих радостях. Физически устал после тяжёлой работы, порадуй себя наваристой ухой, попей чайку вприкуску со сладкими плюшками. Хочется ласки и любви, внимание жене и детям удели. Да, погладь хоть кошку, поиграй с ней немножко!
И.10 сентября 2020, 14:57
игорь ковалев 9.09.2020, 19:30 Благодарю за совет. Прелесть коварна, поджидает не обязательно на тропе радости, создает иллюзию духовной жизни на чем угодно. Знаете же, что «прелесть есть состояние всех человеков, без исключения...Все мы – в прелести...Величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести». А монахиня Кассиана производит впечатление человека, который, читая святых отцов вряд ли менее вашего, не просто складывает голые знания в закрома ума, но проживает прочитанное. И не поучает никого, просто рассказывает о своей жизни, делится опытом. Да и святые отцы не теоретизировали. И в Псалтири бесценный живой опыт Богообщения. И за все радости, включая душевные, Слава Богу!
Елена О10 сентября 2020, 11:00
Спасибо, Олег, за подсказку. Бог простит.
игорь ковалев10 сентября 2020, 10:01
Денис."а кого тогда имеют в сердце своём вместо Христа унылые ревнители с постными лицами?Где ваша радость,если в вашей душе Христос?!"/Унылые ревнители исполняют заповедь Христа ("Покайтесь") и этим проявляют любовь к нему,а радость Господь даёт после сердечного плача-"радостную печаль умиления".И это духовная непрелестная радость.Мне ,кстати,по неофитству приходила на молитве радость и я по неопытности принял её,а "не отверг рукою смирения".Но это не духовное чувство,а прелесть.Хорошо,через несколько дней опомнился и вернулся к покаянной молитве.Надо иметь состояние мытаря всегда,особенно на молитве,по словам игумена Никона Воробьева,в том числе в храме,что и сам Христос в притче указал.
Катерина 10 сентября 2020, 08:53
Интервью понравилось. Для мирян, притулившихся на фотографии с чашечками чая на лужайке, общение с таким духваным лицом большое утешение, как я думаю. Бог в помощь вам, дорогие!
Катерина 10 сентября 2020, 08:51
игорь кононов и Олег, вы уж совсем право... ну два, ну три примера-цитаты-замечаний, но не так же, просто водопад поучений. Высокого вы о себе мнения однако. Опасно ходите.
игорь ковалев 9 сентября 2020, 22:33
Иоанна_ 9 сентября 2020, 20:25.Какая разница в каком духовном состоянии "критики",мы же приводим слова св.Отцов,а не свои?Все мы больны духовно,все гордые,поэтому и сверяем всё с мнением св.Отцов,а своему не доверяем.Какая разница кто был духовником у матушки,мы же хотим узнать почему её некоторые слова противоречат св.Отцам,а не разбираем как её окормлял духовник?Если вам статья понравилась,может вы тогда ответите по сути вопросов?Почему в словах игумена Никона Воробьева,монаха близкого нам по времени,все мысли и наставления в согласии со св.Отцами,а у матушки в интервью-нет?
игорь ковалев 9 сентября 2020, 22:17
Олег 9 сентября 2020, 20:09.Благодарю.Приятно пообщаться с человеком,держащимся святоотеческого учения.В основном здесь приходиться отбиваться от людей другого устроения,да вы и сами видите.))
Олег 9 сентября 2020, 20:53
Елена О (9 сентября 2020, 19:57). Получает тот, кто не просил. Простите.
Иоанна_ 9 сентября 2020, 20:25
/Неисповедимыми путями я попала к отцу Кириллу (Павлову), и он благословил мне обращаться к одному игумену в лавре; он очень ответственно отнесся к этому благословению и в плане духовного руководства делал для меня очень много на протяжении многих лет, до своей смерти.// Вы ЭТО заметили, "критики"?! "Я, я, я... Как я уже писал..." Сами себя скоро цитировать будете? Прекрасная статья, мать Кассиана! Прочла с большим интересом и с пользой! Поскольку уныние в женских монастырях нередкое явление, искренне радуюсь, что к вам это не относится. Многая и благая лета!
Олег 9 сентября 2020, 20:09
игорь ковалев (9 сентября 2020, 14:02). Как вы сами правильно подметили, есть и правда вещи, которые мирянину не полезно применять и знать. Вещи, которые даже просто так не объяснить. Это не наша мера. Но всё то, что вы процитировали из Святых отцов и проанализировали, одним словом, правильным, можно назвать - утешение. Т.е. по мере видения (памяти) своих грехов (это дар Божий), дается утешение (как противовес) и так по мере возрастания видения (осознания), кому сколько дано. И у всех по разному. Так очищается душа от грехов и страстей, лечится всю жизнь. Рождается настоящее смирение. И утешение не постоянное(!), польза есть. А на счет статьи, печально конечно.
Елена О 9 сентября 2020, 19:57
Подскажу, Олег. Тот, кому Бог щедро талантов отмерил:"У каждого человека свой потенциал, свой запас сил и своя мера подвига.")
Монахиня Кассиана (Купаленко) 9 сентября 2020, 19:55
Дорогие друзья,сердечно благодарю всех за ваши пожертвования на строительство монастыря!Вы очень нас поддержали. Мы очень тронуты вашей добротой и отзывчивостью. Пусть Преподобный Паисий Святогорец будет скорым помощником и помогает вам в ваших трудах и утешает вас миром в сердце и радостью о Господе! Ваши имена будут записаны в монастырский синодик и на протяжении двух лет ежедневно за уставными богослужениями и на Божественной Литургии как умеем мы будем молиться о вас и ваших близких.
игорь ковалев 9 сентября 2020, 19:30
И."Псалтирь надо, наверное, отредактировать"/Лучше отредактируйте свои познания насчёт радости,которая приходит после покаянной молитвы от умиления,что мы и видим в 50-м псалме.И противоречия здесь нет.//Читатель"вы,вероятно,пока неофит?"/Давно уже не неофит,но как и советуют св.Отцы,всё сверяю с их писаниями,дабы не обольститься.Цитата была Иоанна Лествичника и привёл её для сравнения,как должны думать монахи о жизни и как думает героиня.//Денис Е."Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари."Но это может быть какой-то один этап."/Нет,это совершенное смирение,к которому мы все должны стремиться.И достигают этого,в том числе,самоукорением и самоосуждением."Аз же есмь червь..."(Пс.21
Денис 9 сентября 2020, 18:17
Игорь Ковалёв, а кого тогда имеют в сердце своём вместо Христа унылые ревнители с постными лицами? Где ваша радость, если в вашей душе Христос?!
Олег 9 сентября 2020, 18:13
Елена О (9 сентября 2020, 16:39). Елена, а не подскажите, кто получает этот дар от Бога - рассуждение?
Монахиня Кассиана (Купаленко) 9 сентября 2020, 17:48
Друзья,те,кто разочаровался.Я не инициирую сама интервью.Если просят,не отказываю.Да,я посредственность.Но если кому-то интересно как посредственности проходят свой жизненный путь,то почему об этом не рассказать?Я не в образе.Не строю из себя ни великодуховную матушку,ни восхищенную до третьего неба подвижницу,которая прячет от всех свои добродетели,чтобы их не сглазили.Я не играю в эти игры,я просто живу.Да и мне нечего прятать,у меня ничего нет,за два десятка лет жизни в монастыре я это хорошо увидела и поняла.С Божией помощью я стараюсь над собой работать.Что-то дается проще,что-то дается плохо, что-то не дается пока вообще.Кто любит очаровываться,это не ко мне,я очень слабый человек.;)
Елена Киев 9 сентября 2020, 17:41
32А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.
Мария 9 сентября 2020, 17:09
Добрый день! Отправили 3 тыс.р на указанную сберкарту, передайте пожалуйста на строительство монастыря Святого Паисия Святогорца. Перевод от Дмитриевой И.Н. С уважением!
Елена О 9 сентября 2020, 16:39
Цитата для Олега "Но нужна огромная осторожность во всех этих вещах, чтобы никому не навредить. Святые отцы говорят, что рассуждение – царица всех добродетелей. Потому что если мы действуем без рассуждения, впадая в крайности, то очень многие наши намерения, даже самые благие, не просто обнуляются, но могут причинить вред – как нам самим, так и другим. У каждого человека свой потенциал, свой запас сил и своя мера подвига."
Елена О 9 сентября 2020, 16:35
Олегу. Матушка вас слышит). Просто не претендует на звание Святого Отца.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 9 сентября 2020, 15:49
Дорогие друзья, свое присутствие в данном обсуждении считаю исчерпанным. Радуюсь с радующимися и печалюсь с печалующими. Всех за все благодарю! Если кому-то интересно будет продолжить общение, приходите на мою страницу в фейсбуке, будем вместе радоваться, печалиться и строить монастырь ;) Найти меня в фейбуке можно по имени и фамилии или по ссылке https://www.facebook.com/profile.php?id=100036180170892
Александра Г. 9 сентября 2020, 14:49
Статья хорошая, НО комментарии героини и автора статьи испортили все впечатление "о радостном христианстве".
игорь ковалев 9 сентября 2020, 14:02
Олег 9 сентября 2020, 06:03.Ниже привёл почти полную цитату из Патерика./Св Отцы пишут про тихую радость от умиления с печалью.Прп.Иоанн Лествичник:"С усилием держи блаженную радостную печаль святого умиления, и не переставай упражняться в сем делании".Она может быть от благодарности Богу,благоговения(пример монаха,который радовался) и от сокрушения духа(радостотворный плач).Может и ещё от чего,но я не знаю.А находиться постоянно в состоянии умиления-это надо быть уровня Серафима Саровского.В статье же упоминается просто радость от жизни,а не та,что у св.Отцов.Про покаяние не говорится, только радость,причём радость-это главное,что сразу настораживает и похоже на обольщение.
И. 9 сентября 2020, 13:51
Игорь Ковалев, Псалтирь надо, наверное, отредактировать или сразу ополовинить, чтобы не смущала своими призывами возвеселиться и возрадоваться. И в самом что ни на есть покаянном псалме и то «крамола», слуху радость и веселие просят, «кости смиренныя» возрадуются вместо возрыдают. Может стоит попробовать как в старой шутке, чтобы не думать о белой обезьяне, думать о красном крокодиле? Чтобы считать себя худшим, в других видеть лучшее?
Олег 9 сентября 2020, 13:30
Монахине Кассиане (Купаленко)(8 сентября 2020, 23:29). "я не пребываю круглосуточно в скорби, печали и депрессии". Простите меня матушка Кассиана, но скорбь и депрессия, вообще никакого отношения к смирению (состояние) не имеют. Вы нас совсем не слышите.
игорь ковалев 9 сентября 2020, 13:15
Монахиня Кассиана (Купаленко) "Всегда радуйтесь..." (1 Фес. 5)"Апостол же приглашает всегда радоваться не всякого,но того,кто подобен ему самому,не живет уже во плоти,но имеет живущего в себе Христа..."(Свт. Василий Великий)Прп. Амвросий Оптинский:"Слова апостольские ясно показывают,что полезнее нам всегда радоваться,а не унывать при встречающихся неудачах; радоваться же можем только тогда,когда будем благодарить Бога за то, что случающимися неудачами смиряет нас,и как бы невольно заставляет нас прибегать к Нему и со смирением просить Его помощи и заступления."Если ошибаюсь-исправьте,но радость духовная бывает от умиления,которое приходит либо от покаяния,либо от благодарения и благоговения.
Вика 9 сентября 2020, 12:25
Мы созданы для радости. Беседа матушки Домники:"Радость – это естественное состояние ангелов, и радость – это особенная, отличительная черта монахов, уподобляющихся ангелам в житии. Монахи – самые радостные люди на земле! И, как говорит старец Емилиан, единственное доказательство того, что мы принадлежим к чину монашествующих,– это радость неизглаголанная. Свт.Феофан Затворник: Радость в духе – всегдашняя спутница христиан, и среди лишений произвольных, и среди страданий невольных. Как обличительно для нас отсутствие радости духовной! Преп. Анатолий Оптинский: Монах должен быть всегда весел. Если не так, он живет не по-монашески" http://www.sestry.ru/church/content/slug/events/21/
Денис 9 сентября 2020, 11:51
Марина Бирюкова, согласен с вами. Какая-то очень избирательная любовь к святоотеческим трудам у проповедников уныния, а ведь уныние - это греховная страсть. Более того, даже воспетая поэтами печаль - это тоже греховная страсть https://pravoslavie.ru/29787.html Надеюсь на портале Православие.Ru ещё увидеть богословские труды о борьбе с этими греховными страстями, в том числе и те, что напишет монахиня Кассиана (Купаленко). Жаль, что давненько не писали об этом и уныние с печалью поразили столь многих комментаторов!
Денис 9 сентября 2020, 11:41
Олег, есть, конечно, такие люди, что и святого из себя выведут. Поэтому действительно постоянно радующихся нет. Однако к этому надо стремиться, чтобы с Господом нашим добрым сродниться!
Олег 9 сентября 2020, 11:37
игорь ковалев (8 сентября 2020, 21:30). Очень благодарен. Но странно, это не то что я читал. Теперь буду искать и проверять. А то, что вы конечно привели - это великая духовная мудрость Святых отцов Церкви. Подтверждающая, что стремление к радости в монашестве, это стремление к духовной прелести (гордость). О чем пишут все Святые отцы Церкви. Святые отцы, которым дано правильно понимать и Священное Писание. А не самотолкованием заниматься. Духовная прелесть - очень опасное состаяние, чего боюсь наверно больше всего. Потому что конец таких монахов порой очень трагичен. Спаси Господи!
Марина Бирюкова автор 9 сентября 2020, 08:05
Итак, монахиня Кассиана должна ежеминутно и неутешно рыдать о своих грехах и помыслить не сметь о том, чтобы улыбнуться, а она - смотрите, какая неправильная, несмиренная, вот они, современные монахини! - говорит, что любит жизнь и живет, радуясь...А апостола Павла вы не забыли, строгие учителя монашеского благочестия? "Радуйтесь всегда в Господе, и еще раз говорю - радуйтесь" (Флп.4,4)
Олег 9 сентября 2020, 06:03
игорь ковалев (8 сентября, 15:14). Даже если вы не помните точное местонахождение примера, это не страшно. Но скажу, что "постоянная радость" вообще не приемлима для монаха. Её просто не существует. У меня тема "радости" переплилась с темой "свят, но не искусен". Извиняюсь. И то что я считал, что такие монахи существуют - пребывающие в постоянной радости, как у меня в примере, 1 человек на 100млн. человек - таких не существует, вообще. Это моя ошибка, признаю. И если такие монахи обнаруживают себя, то это духовная прелесть. Всё это опять подчеркивает неверность направления заголовка статьи. А для мирянина, конечно "золотая середина". я благодарен вам Игорь за ценную поправку! Спаси Господи!
Алла 9 сентября 2020, 00:54
Игорь, послушайте меня, вы уже спорили здесь прилюдно с двумя священниками, теперь спорите с монахиней. Вы не задумываетесь, что это какая-то тревожная закономерность? Неужели никто в Церкви больше не читает Отцов, кроме вас? Неужели вы должны учить монахиню монашеской жизни?!
Денис 8 сентября 2020, 23:32
Игорь Ковалёв, принцип лжи во спасение - это католическая (иезуитская) ересь. Ложь - это грех, иногда простительный, иногда даже необходимый, так куда разведчику без обмана противников? Однако лучше без неё при возможности, а касательно слов святых. Так не всякому слову надо верить, даже не всякому их делу следовать. Так величайшие отцы Церкви в своё время верили, что Солнце вращается вокруг Земли. Они ошибались. Да и касательно дел, так святой царь Николай Второй безусловно был курящим, действительность соответствующих архивных фото признают даже монархисты. Ложь говорить я хуже всех для всех за исключением действительно худшего, а мыслить так, значит лгать самому себе!
Монахиня Кассиана (Купаленко) 8 сентября 2020, 23:29
Друзья,тем,кто смутился и огорчился,что я не пребываю круглосуточно в скорби, печали и депрессии,а смотрю на жизнь позитивно, благодарно и радостно и пытается вогнать меня в печаль, сообщаю, что это бессмысленно, я руководствуюсь в этом словами святого апостола Павла и никакой ереси в этом не вижу:«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь,за всё благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Честно говоря, только сейчас поняла, что живу среди таких радостных и позитивных людей, что не могла даже представить, что где-то так серьезно кого-то могло взволновать, что кто-то другой может быть радостным и благодарным. ;) Не радуешься сам, и не давай другому - видимо принцип такой ;)
Читатель 8 сентября 2020, 21:47
Игорь Ковалев, вы, вероятно, пока неофит? Только малоопытный человек в церковной жизни будет приводить опытному монаху цитату из Игнатия Брянчанинова, да ещё на невинную фразу "Я люблю жизнь".
игорь ковалев 8 сентября 2020, 21:30
Ольга."Вы так всё как-то в лоб и буквально воспринимаете."/Это не частные советы,а общее учение св.Отцов,странно,что вы это иносказательно воспринимаете./Сам дух у святых другой."/Это и печально,что наш дух отличен от духа св.Отцов./ Игорь."что вы так прицепились к матушке. Это не так,то не так."/Это же не просто мелкие вопросы,а учение о сути духовной жизни,которое мы должны сверить со святоотеческим и противоречащее ему -отвергнуть.Что мы и делаем.Если не прав,то готов выслушать и принять,подкреплённое мнениями св.Отцов суждение,о чём Олег так же писал.Кстати ,недавно в Греции пал проповедник радости,так,что -это очень серьёзный вопрос.
Галина И. 8 сентября 2020, 21:25
Матушка Кассиана, сердечно Вас благодарю за это интервью! Словно глоток живой воды. Не сухой надменный педантизм и не высокомерное книжничество, а живо, образно, главное- опытно. Я тоже такая была, "вся в спасении".Так много в жизни потеряла для себя, так закомплексовалась, считая себя "хуже всех", вечно грешной, да к тому же "не любя мир". Неверно принимая наставления, имеющие в своей основе индивидуально- диффер.-ный подход, скатилась до того, что в покаянных молитвах брала на себя всегда грехи, которых никогда не совершала, а смысл иных и не понимала. Но"как прекрасен этот мир", созданный Богом и дарованный нам! Спасибо Вам! (Комментарий адресован матушке, а не "учителям"- цитатникам).
игорь ковалев 8 сентября 2020, 21:06
Монахиня Кассиана (Купаленко)."Разучишься радоваться – монашество закончится"/-А прп.Иоанн Лествичник учит так:" Рукою смирения отвергай приходящую радость,как недостойный ее,чтобы не обольститься ею,и не принять волка вместо пастыря....Кто облекся в блаженный,благодатный плач,как в брачную одежду,тот познал духовный смех души (т.е. радость)."/" ...погружаться во тьму,чтобы увидеть свет,–так не бывает."/-А сам Господь научил прп.Силуана Афонского:"Держи ум во аде и не отчаивайся"/"Смирение –...когда ты думаешь о себе меньше."/-А как же молиться:"Помилуй,мя грешного" и не думать о себе?Как самоукорять,самоуничижать себя,каяться не думая о себе???А эти упражнения как раз ведут к смирению.
Денис Е 8 сентября 2020, 20:48
Игорь, вот вы написали :"Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари.Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим,будешь иметь покой." Но это может быть какой-то один из возможных этапов ко смирению, для кого-то. Возможно, будет чутче написать, что это может помочь стать смиреннее, тому, кому это может помочь, но само смирение, как состояние, будет ли таковым? Не есть ли смиренный человек, который находит себя в единстве со всякой тварью. Ни хуже, ни лучше. Каждый в сердце может искренне поразмышлять, будет ли смирение - "я последний","я считаю себя", или это будет Его Благодать без нашего яркого чувства "Я-я-я" и без, где не будет осуждения себя, но Любовь Его!)
игорь ковалев 8 сентября 2020, 20:33
Олег."Какими мыслями ты был занят в своей келии?” – “Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую должен идти, и от страха кости мои прильпнули к плоти моей” (Пс. 101:6). Спросили они и другого: “А ты о чем размышлял в своей келии?” Он отвечал: “Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты этого мира и от будущего мучения, возвратил меня к этому ангельскому житию, и, помня о Боге, я радовался.” Старцы сказали: “Покаяние того и другого – равно перед Богом.” (Древний патерик. 1914. С. 17. № 6).
игорь ковалев 8 сентября 2020, 17:23
Монахиня Кассиана (Купаленко)."Разучишься радоваться – монашество закончится"/-А "наставник современного монашества свт.Игнатий Брянчанинов учит так:"Жизнь инока есть не что иное,как деятельное и непрестанное покаяние.Нам непременно нужно погрузиться всецело в покаяние,если желаем не тщетно и не в осуждение себе носить имя и звание иноческие.Тогда только инок шествует правильно,когда он преисполнен и руководим чувством покаяния."Прп.Иоанн Лествичник:"Не на брачный пир,...мы приглашены;но Призвавший нас сюда поистине призвал на плач о самих себе....Стяжавшие плач в чувстве сердца возненавидели самую жизнь свою,(как исполненную труда и причину слез и болезней)..."А вы пишете:"Я люблю жизнь"
Ольга 8 сентября 2020, 17:15
Игорь, ну Вы так всё как-то в лоб и буквально воспринимаете. Сами можете и так, но когда других начинаете вгонять в строй подобранных Вами цитат святых отцов, это странно. Сам дух у святых другой, и к тому же есть пастырское применение. Говорил бы святой отец – и из тех, кто цитирован Вами, – одному человеку сказал бы так, а другому иначе, и отнюдь бы для одного слово не было бы менее или более спасительно, чем для другого.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 8 сентября 2020, 16:51
Дорогие друзья, благодарю сердечно всех, кто откликнулся помочь нашей молодой обители. Благодарю за молитвы, добрые слова и добрые пожелания! За два дня почти собрана сумма, за которую мы сможем поменять прогнившую кровлю над кельями.Спаси Вас Господь! За критику тоже благодарю.Пусть у вас у всех все будет хорошо.
Олег 8 сентября 2020, 16:45
игорь ковалев (8 сентября 2020, 15:14). Спаси Господи! Пожалуйста подскажите, если вас не затруднит, где конкретно найти можно, а то никак вспомнить не могу где и куда записал. Случайно не Палестинский патерик? Простите.
Игорь 8 сентября 2020, 16:39
Уважаемые, что вы так прицепились к матушке. Это не так, то не так. Дошли до того, чтобы поучать монахиню в смирении. Скромнее надо быть. Сдаётся мне, поставить некоторых комментаторов на послушание в монастырь, они вылетели бы оттуда как пуля по собственному желанию.
Олег 8 сентября 2020, 15:47
Монахине Кассиане (Купаленко). "Смирение – это не когда ты думаешь о себе хуже, а когда ты думаешь о себе меньше" - ваше утверждение / "Считай себя хуже всех" (прп. Варсонофий Оптинский) - это два антипода. И если вы говорите: "Да,Христос -для меня радость" в сочетании с "Лично я предпочитаю стараться вообще не думать о своей персоне", то получается вы точно не памятуете о смирении, исходя из выше указанного неверного утверждения. Это опасное состояние, которое описывает у себя в трудах свт. Игнатий Брянчанинов, говорят Оптинские старцы и все Святые. И о простом "якоре", о котором я ранее упомянул. И этому опасному состоянию ныне учите остальных. Надеюсь на ваше здравое суждение. Простите.
игорь ковалев 8 сентября 2020, 15:41
Монахиня Кассиана (Купаленко)."Где-то я прочитала,что смирение – это не когда ты думаешь о себе хуже,а когда ты думаешь о себе меньше."Странно,где-то прочитали и приняли эту мысль,не видя,что она противоречит учению св.Отцов."Самая истина смирения считать себя хуже всякой твари.Если будешь считать себя человеком грешнейшим и последнейшим,будешь иметь покой."(прп.Варсонофий и Иоанн) Преподобный Сисой:«Это не велико; велико будет то,когда ты сочтешь себя хуже всей твари»."/"...погружаться во тьму, чтобы увидеть свет,–так не бывает."/-прп.Петр Дамаскин:"Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, бесчисленных,как песок морской."
Денис 8 сентября 2020, 15:28
Даниил, премодерация отсеивает явно неадекватные комментарии, а живой диалог автора с читателями по тематике написанного полезен для выявления сильных и слабых мест. Напротив, плох тот проповедник, что уподобляется анекдотичному петуху, для которого главное прокукарекать, а там хоть не рассветай!
Денис 8 сентября 2020, 15:19
Олег, за слово ответ больший, чем за помысел, за дело больший, чем за слово. Да и грехи на деле бывают разные, смертные и нет, естественные и противоестественные.... Обычно можно понять, как общий уровень своей греховности, так и тенденцию изменения. Да и близкие замечают подобное друг за другом. Большинство людей посредственные грешники вроде меня. Почти для любого человека одинаково глупо считать себя, как великим праведником, так и великим грешником. Скромнее надо быть.
игорь ковалев 8 сентября 2020, 15:14
Олег.В общем поддерживаю ваше мнение,потому,что оно созвучно мнению св.Отцов.Хотел уточнить про двух монахов из Патерика,который радовался -не просто радовался жизни,а радовался тому,что Бог простил ему его грех,т.е. благодаря Бога духовной радостью в умилении.
Денис 8 сентября 2020, 15:12
Олег, касательно уныния, то разве только из-за своей греховности унывают люди? Даже из-за несчастливой любви бывает люди налагают на себя руки. Прочитайте, если не читали, "Ромео и Джульетта". Лучше Шекспира мне не написать!
Денис 8 сентября 2020, 15:08
Олег, к примеру лет восемьдесят тому назад хуже всех был Гитлер. Следовательно в то время кто-то считавший себя хуже Гитлера был гордецом и/или безумцем. Гордость грех коварный, гордятся не только добродетелями, но и грехами вплоть до явно выдуманных, лишь бы гордиться!
Елена Киев 8 сентября 2020, 13:53
Согласна с Олегом (8 сентября 2020, 10:58 ). В ответ на его вопросы , желание разобраться, он получает отписку,мягко говоря не "в духе кротости" . Меня тоже смутило:"Разучишься радоваться – монашество закончится"
Даниил. 8 сентября 2020, 13:51
Светлый человек, замечательное интервью. Спасибо. Но уж как-то сильно матушка "заточена" на диалог. Не всегда, и не со всеми он полезен.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 8 сентября 2020, 12:04
Олег,по поводу Ваших фраз о прегибах и однобокостях, о том «кто писал эти книги Порфирий Кафсокаливита», будьте аккуратнее и не считайте себя умнее всех, это очень опасно для христианина. А если все-таки считаете, то выражайтесь хотя бы немножечко корректнее, для вас же самого это будет хорошо,люди не будут так шарахаться от вас. «Идя к свету мы обязательно(!) должны помнить: "Трезвитесь(!), бодрствуйте, потому что..».. Я нигде не сказала,что мы об этом не должны помнить.Должны,конечно. Олег,я понимаю,что вы оттачиваете,видимо,свое полемическое мастерство.Но извините,я Вам в этом ничем помочь не могу.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 8 сентября 2020, 11:54
Олег,я не ответила ни на один вопрос по существу,потому что Вы не задали ни одного вопроса по существу.Вы просто попередергивали отдельные фрагменты текста.Я больше ничего не вижу.Я не против смирения.Да,я, как и Вы считаю,что без смирения- никуда и никак.Лично я предпочитаю стараться вообще не думать о своей персоне, Вам ближе думать о себе как можно хуже.Прекрасно!Можно и так так. В чем вопрос? По поводу радости.Я не пребываю в постоянной радости и эйфории,если вы от этого хотите меня предостеречь,посмотрите внимательно текст.Как и у всех людей у меня бывают разные периоды, бывают очень тяжелые.Но это не исключает способность радоваться.Да,Христос -для меня радость.Почему вас это зацепило?
Олег 8 сентября 2020, 10:58
Монахиня Кассиана (Купаленко). Опять же при всем моем уважении и почтении к вам, вы уходите от ответа. Прошу простить меня, но вы опять не ответили по существу ни на одну мою мысль, основанную на Святоотеческом Предании и Писании. Если я не прав, то покажите, пожалуйста, мне немощному, мою ошибку и если вы докажите её, я с радостью и повиновением признаю эту ошибку. Извините.
Александр 8 сентября 2020, 00:28
невозможно сделать перевод на карту сбербанка,ошибка в номере
Монахиня Кассиана (Купаленко) 8 сентября 2020, 00:06
Дорогой Олег, пару слов по Вашим комментариям, если позволите.Диалог невозможен, когда человек разговаривает сам в собой и никого не слышит. Вы уже всем тут поставили "диагнозы", не только мне,всех научили как жить, что читать и что вообще делать. По меньшей мере это очень не скромно.Об уровне вашей богословской эрудиции, а вы претендуете здесь на серьезный "авторитет" я деликатно промолчу. Другие люди - не березовые чурбачки, будьте, пожалуйста, уважительны и корректны.Я сейчас не о себе.По нам, монахам, можно и ногами ходить, нам полезно ;)
Юлия 7 сентября 2020, 21:23
Матушка Кассиана, благодарю Вас за интересный, живой и искренний рассказ, он меня очень тронул. Всего доброго.
Олег 7 сентября 2020, 18:53
Денис (7 сентября 2020, 14:10). "Те кто действительно хуже всех либо убеждённые ...". "Хуже всех" - это покаянное состояние(!), смирение, а не призыв к действию творить зло. Хуже всех, потому что каждый день грешим. А так как не знаем сколько согрешили , то и разумнее считать, что больше всех. А не меньше - это уже самомнение (гордость). Или вы Денис без греха или научились помыслы различать, чтобы количество знать? "дикими суевериями" - еще одно ложное утверждение. Не разобравшись в сути вещей, вы самонадеянно (отбрасывая, не признавая Священное Предание) выносите ложный вердикт. Опять первое и второе следствие.
Олег 7 сентября 2020, 18:17
Денис (7 сент. 2020, 14:10). "если человек считает себя хуже всех, то прибывает в уныние". Ошибаетесь. Еще раз повторюсь, покаянное чувство это не уныние. Но главное это: "Да и попросту ложное чувство для православного христианина считать себя хуже всех." Во-первых, вы свое мнение ставите не то что наравне со Святыми отцами, а даже хуже, выше(!). Отсюда вытекают два следствия. Первое, непринятие Священного Предания (такая позиция бывает у еретиков и сектантов). Вторая тяжелая, самомнение (гордость) - выше Святых отцов. И во-вторых, докажите, пожалуйста, что это "ложное" чувство. И еще, у вас тон утвердительный, даже не вопросительный и не предположительный. Это тоже о втором следствии.
Ольга Орлова 7 сентября 2020, 18:02
Владыка Порфирий — замечательный архипастырь, христианин. Даже краткое его слово, помню, касалось сердца. И знаете, бывает, говорит человек — а тебе как-то так радостно, светло на душе — от одного соприсутствия даже. Что-то здесь опубликовано: https://pravoslavie.ru/109082.html — про молодежь.
Олег 7 сентября 2020, 16:52
Монахиня Кассиана (Купаленко), при всем моем уважении и почтении к вам, прошу простить меня, но вы не ответили по существу ни на одну мою мысль. Извините.
НН 7 сентября 2020, 15:46
Ирина:/Лучше всего иметь меру,и в радости,и во всём другом.Депрессивные люди такие не потому,что им нравится такими быть,но часто потому,что часто не находится человека рядом для простой человеческой поддержки,о которой матушка и говорит/- Согласна,что иметь меру-это благо, золотая середина всегда лучше каких-то крайностей. А вот по поводу депрессивных людей-не соглашусь. Если депрессия вызвана унынием-это грех,от которого можно избавиться с помощью исповеди,Причастия, духовных, дружеских бесед и тд; а если это МДП(маниакально-депрессивный психоз)-то никакие беседы не помогут, в тч и психолог, это только медикаментозно лечится. И не надо иллюзий по этому поводу,никакая поддержка не поможет.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 7 сентября 2020, 15:18
Ирина справшивает в комментарии: А есть ли в этом монастыре именно духовное руководство для сестер? Не совсем понятно. Да, есть. Ктитор и духовник монастыря епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, который до епископства довольно долго был насельником Жировичского монастыря и является монахом-практиком. Очень хороший и человек и епископ. Жизнь монахов без духовного руководства для меня неприемлима. За все комментарии с наставлениями благодарю Олега и если будет интересно, что я думаю о том, о чем он пишет в своих комментариях, можно внимательно прочитать еще раз интервью.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 7 сентября 2020, 15:11
Овеч н вопросы. Ирина пишет: "Лучше всего иметь меру, и в радости, и во всём другом. Депрессивные люди такие не потому, что им нравится такими быть, но часто потому, что часто не находится человека рядом для простой человеческой поддержки, о которой матушка и говорит. А есть ли в этом монастыре именно духовное руководство для сестер? Не совсем понятно". В тексте не идет речь об одной радости, почитайте, пожалуйста, внимательнее. Там довольно много говорится о тяжелых состояниях, которые переживал и переживает периодически автор текста, в том числе.Но это не исключает способность радоваться.И депрессивным людям их депрессивность никто в вину не ставит.
Монахиня Кассиана (Купаленко) 7 сентября 2020, 15:05
Друзья, благодарю сердечно за помощь (кто-то из вас уже сделал пожертвования на карту), добрые слова, а также все ваши мысли и наставления.
Денис 7 сентября 2020, 14:17
Ирина, если нет такого человека, что делится радостью, то можно животное завести. Зверушку проще сделать счастливой, чем человека. Зверушки ласковее людей. Да и радостью животное делится охотнее. При этом, если животное ласкается, то делает это от души. В животных нет такого, что на уме одно, на языке другое, а на деле третье. Лицемерие - это человеческий грех!
Денис 7 сентября 2020, 14:10
Олег, если человек считает себя хуже всех, то прибывает в уныние из-за этого, а уныние способно довести до самоубийства. Даже по данным оф. статистики тысячи человек ежегодно в одной России закачивают жизнь самоубийством! Да и попросту ложное чувство для православного христианина считать себя хуже всех. Те кто действительно хуже всех либо убеждённые сатанисты, либо воинствующие безбожники, либо ещё какие враги Божьи, а ведь есть ещё бесы, которые хуже людей. У нас по крайней мере вера хороша, если не извращать её дикими суевериями!
Кира 7 сентября 2020, 12:21
Спаси, Господи. Замечательное интервью. Матушке Кассиане помощи Божией в трудах.
Ирина 7 сентября 2020, 12:13
Лучше всего иметь меру, и в радости, и во всём другом. Депрессивные люди такие не потому, что им нравится такими быть, но часто потому, что часто не находится человека рядом для простой человеческой поддержки, о которой матушка и говорит. А есть ли в этом монастыре именно духовное руководство для сестер? Не совсем понятно.
Анна 7 сентября 2020, 09:59
Какое удивительно прекрасное интервью! Именно для меня и очень вовремя.
Костантин 7 сентября 2020, 09:50
Спасибо, матушка, за поэзию радости - как лучик прямо. Мне кажется - вся статья - просто иная форма молитвы благодарения.
Денис 7 сентября 2020, 08:16
"Меня, например, настораживает такая тенденция, наметившаяся еще в 1990-х, когда Церковь начала возрождаться: был нормальный человек, творческий, живой, с ним было интересно общаться, находиться в его обществе. И вот, он «обратился к вере», как говорят, и всё – потеряли человека. Нелюдим, неразговорчив, совершенно безрадостен, ничего и никого не любит, весь ушел в «спасение души»" вот с этим согласен. В Церкви засилье ревнителей внешне таких православных, а в душе пустота. У кошки больше любви, чем у них!
Олег 7 сентября 2020, 07:49
"Надо идти к свету, и он вытеснит в нашей душе тьму, а погружаться во тьму, чтобы увидеть свет, – так не бывает." К сожалению это перегиб, опять однобокость и конечно же это очень похоже на слова (учение) из книг Порфирия Кафсокаливита. Кто эти книги писал, не понятно. Это печально, что не читаем всех Святых отцов и не видим и не чувствуем огромную разницу, опасность. Идя к свету мы обязательно(!) должны помнить: "Трезвитесь(!), бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить."(1 Пет.5:8). Избегает этого льва только смиренный (память о том, что грешный). Мы ведь на грешной земле находимся, а не на небесах.
Олег 7 сентября 2020, 07:06
"Смирение – это не когда ты думаешь о себе хуже ..." - "Считай себя хуже всех"(прп. Варсонофий Оптинский). Если не будет "якоря" - смирения, человек "улетит в облака" и рано или поздно "разобьется". Ему помогут. У Святых отцов есть пример о двух монахах. Один пребывал в радости постоянно, а другой всегда в покаянном чувстве. И спрашивали другие монахи у старца, кто ведет правильный образ жизни. Старец сказал, что оба. Но(!) тот который радовался - таких единицы и он ни в коем(!) образе не пример для подражания для всех. Потому что ему дано, а другие последовавшие за ним без "якоря" погибнут! Падшие духи очень умны(коварны) и об этом нельзя забывать.
Андрей К. 7 сентября 2020, 06:17
Божией помощи во всех благих начинаниях. Все сказанное очень близко и понятно, но и хочется многие сказанные волнующие темы раскрыть. Порой очень сложно спрашивать батюшек на исповеди, а скажешь что-нибудь так они порой вздыхают, а я думаю опять я со своей ерундой людей мучаю, время отнимаю. Помоги Господи включать голову и отнимать важное от пустого.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×