«Деревня питает – и физически, и творчески»

Сменить город на деревню: опыт Перегонцевых

Иван и Наталья Перегонцевы жили в совсем небольшом городе – в Сергиевом Посаде. Но даже там жизнь стала казаться им слишком суетной, и они переехали в деревню неподалеку от Оптиной Пустыни, где подвизался их духовник. Специалисты с высшим образованием, Иван и Наталья уверяют, что в деревне можно жить полноценной и насыщенной жизнью.

Наталья с детьми Наталья с детьми     

Иван Владимирович, 46 лет, технический переводчик;

Наталья Сергеевна, 46 лет, преподаватель русского языка и литературы, преподаватель игра на скрипке.

Иван Владимирович:

– Мы с супругой после венчания 17 лет жили в Сергиевом Посаде, в частном секторе, обрабатывали 20 соток земли и держали несколько коз, немного кур и даже (недолго) свиней. Получается, Промыслом Божиим тренировались, подготавливались к настоящему крестьянству. А потом в Сергиевом Посаде стало очень шумно, суетно: много людей, машин. Даже районы частного сектора активно застраивались. У нас три козы тогда было; однажды смотрим – а пасти их уже негде. А главное – душе хотелось деревенского раздолья и тихого богомолья.

Даже районы частного сектора активно застраивались. Однажды смотрим – а пасти коз уже негде

Мы начали искать, куда бы нам переехать. Наткнулись на сайт «Спасово» – это коттеджный поселок для православных. Через него узнали про монастырь Спаса Нерукотворного в Клыково. Рядом с монастырем – четыре деревни. В одной из них, Богдановке, мы нашли хороший большой участок, рядом с ним коммуникации проходили: вода, газ. С участка был выход на большое поле – для выпаса коз и коней самое то. На территории уже был фундамент, погреб и старенький домик. Мы поговорили с духовником, и он благословил нас продавать дом в Сергиевом Посаде и переезжать в Богдановку. Наш духовник отец Захария долгое время являлся духовником братии Оптиной Пустыни, и мы были рады, что переедем к нему поближе. Вот уже третий год мы пытаемся в полном смысле крестьянствовать. Земли у нас много, лес вокруг, речка, поля, луга. За год на имеющемся фундаменте построили новый дом; теперь в старом у нас трапезная, а в новом, можно сказать, офисно-учебный корпус. Там мой рабочий кабинет, дети делают уроки – они у нас на домашнем обучении, а супруга занимается репетиторством. В основном обучает игре на скрипке, а также преподает русский язык и литературу.

Иван с младшей дочкой Иван с младшей дочкой     

Хлопотным делом оказался сам процесс перевозки и размещения вещей на новом месте: потребовалось соорудить длинный навес для складирования. Нелегко было возделывать под грядки и сад заросшую сорняком за долгие годы землю. Благо, земля здесь черная, рыхлая, в отличие от подмосковного суглинка. Непросто было найти хороших подрядчиков на подводку воды, отделку старого и нового домов: в связке «цена-качество-скорость» обязательно что-то выпадало. С газом оказалось всё намного проще и в пять раз дешевле, чем в Подмосковье. Была небольшая сложность с интернетом, но по совету местного продавца нашли хорошего провайдера и сделали качественную связь через калужских операторов. Надо сказать, что продавец в деревне – больше, чем продавец: это и информационный центр, и посредник в делах, и второй по значимости человек после главы сельской администрации.

Несмотря на занятия малым фермерством, я продолжаю работать по основной специальности. Раньше с понедельника по четверг я находился в Москве, а в четверг отпрашивался у начальницы и пятницу, субботу, воскресенье проводил с семьей. Последние четыре месяца из-за карантина работаю удаленно, сидя у себя в деревне, и это великое благо для меня и всей семьи.

У нас 15 коз нубийской породы и породы ламанча, 15 кур – они плодятся, их будет больше; 22 индоутки на мясо, по паре гусей и индюков, а также 4 коня для верховой езды для разного уровня всадников: пони для малышей, арабо-пони для тех, кто постарше, две лошади для более опытных. Старшая дочка в Сергиевом Посаде занималась верховой ездой, а здесь продолжает заниматься сама и обучает детей. Коров держать не решаемся, знаем, что слишком трудозатратно. Если заводить коров, будешь полностью к ним привязан.

Иван с козой Иван с козой     

Наше хозяйство окупается частично. Козы дают вкусное молоко – сладкое, жирное, без запаха, его у нас охотно покупают. Из молока готовим творог, который покупателям тоже нравится. Начинаем делать мягкие сыры, до твердых не дошли еще. Супруга печет иногда на заказ бездрожжевой хлеб в русской печи – он пользуется спросом. Хозяйство приносит небольшой доход, но главное – мы полностью обеспечены своей домашней продукцией. В магазине покупаем минимум (крупы, масло растительное, рыбу и др.). Экономия большая на молочных и мясных продуктах, и ведь всё это здоровое.

Мы полностью обеспечены своей домашней продукцией – молочной и мясной; и всё это здоровое, наше

У нас округа заселена в основном православными, уехавшими из городов. За счет фермерства живут немногие, большинство имеют дополнительные источники дохода: строительные подряды, работу в ближайших городах, сдают квартиры в Москве. Некоторые работают удаленно, как я.

Чтобы хозяйство кормило твою семью, оно должно быть очень большим. А для этого необходим первоначальный капитал, чтобы развить его, наладить сбыт… Как показал опыт супругов Никитиных, много физических сил отнимает доставка продукции на машине в Москву и дорога назад. Максим очень устает от этих поездок, но это единственный рынок сбыта, потому что в Калуге спрос на фермерские молочные продукты невысокий. Это аграрный регион, в округе много фермеров, по хорошей цене сложно продать свою продукцию. На калужском рынке переизбыток.

Домашний хлеб Домашний хлеб     

Еще у нас есть знакомый, который продал бизнес в Москве и переехал сюда – у него в планах развести больше 300 коз и жить фермерством. Он строит хороший современный козлятник, закупил технику. Молоко продавать на местные молочные заводы невыгодно из-за низкой закупочной цены, поэтому основная его надежда – твердые сыры. Конечно, это большие риски, но у него есть финансовая подушка.

Думаю, мы с супругой начнем активней заниматься фермерством ближе к пенсии, если, Божией милостью, здоровья хватит. На большой доход не рассчитываем – только чтобы на плаву держаться.

Местные жители приняли нас без всякого удивления: они уже повидали всяких персонажей из города – и богатых, и бедных. Возможно, более благосклонно к нам стали относиться, когда мы начали организовывать всякие мероприятия, детский театр. Но об этом подробнее жена расскажет.

Наталья Сергеевна:

– У меня не было планов делать театр, меня о нем попросили дети. У нас две дочки: старшей, Евдокии, 14 лет; младшей, Екатерине, 6. Дочкам хотелось участвовать в театральных постановках. Я пошла к настоятелю монастыря и взяла благословение на постановку рождественского спектакля в его стенах. Мы выступили с большим успехом. Второе выступление было там же на Пасху. А все остальные спектакли мы уже играли на террасе нашего нового дома.

Евдокия и Екатерина Евдокия и Екатерина     

Старшая дочка сама писала сценарии наших постановок. Последний спектакль был по мотивам оперы Моцарта «Волшебная флейта». Мы сыграли первую часть, а вторую, наверное, будем готовить целый год, потому что работы много, спектакль серьезный: там и танцевальные номера будут, и вокальные, и парадные сцены, и драконы… В наш театр приезжают дети из всего Козельского района.

В наш театр приезжают дети со всего Козельского района – и играть, и смотреть

Их родители ориентируются на традиционное русское классическое образование, сейчас пытаются организовать Русскую классическую школу в Козельске. Сначала они просто пришли к нам на спектакль, им понравилось; из этих детей и набралась труппа. Желающих довольно много.

По благословению духовника мы ориентируемся на более уединенный образ жизни. Такое традиционное теремное воспитание для девочек. Не очень получается, жизнь диктует свои условия. Ради полезного детского общения мы и организовали театр, и он в полной мере решает эту задачу. Я надеюсь, что у дочек постепенно выработаются качества, которые позволят им противостоять соблазнам внешнего мира. Даже у нас в театре не рафинированное общество, разные дети приезжают, как из православной гимназии, так и из простых школ. Надеюсь, что и высшее образование дочки будут получать заочно. Вообще я считаю, что девочкам высокая образовательная планка не нужна. Ведь это прежде всего будущая мать, хранительница очага. Самое главное для них – соблюсти целомудрие, потому что от этого зависит психологический климат в будущей семье. Если душа уже надломлена, девушка не сможет в полной мере обеспечить жизнерадостный настрой среди домочадцев. Когда в душе червоточина, как правило, через эту трещину лезут страсти: уныние, самокопание, лишняя рассудочность… Потеря целомудрия, конечно, скажется на атмосфере в семье.

Для девушек самое главное – соблюсти целомудрие, и в деревне это проще: меньше соблазнов

Я иногда думаю: почему у нас нет мальчика? Мы хотели мальчика, молились о нем, но Господь послал нам только двух девочек. Если бы был сын, у нас был бы совершенно иной подход к образованию и воспитанию, потому что мальчик – будущий кормилец семьи.

Когда Иван уезжал на работу в Москву на большую часть недели, мы и сами справлялись с Божией помощью. С утра вставали, всех кормили, выводили коней, животных поили, доили. Завтракали, потом учились. Да, непросто, но возможно. В прошлом году у нас было поменьше коз, около десяти, и часть из них – молодняк. Доились только четыре козы. Одной подоить четырех коз – это совсем не сложно.

Евдокия на фоне нового дома Евдокия на фоне нового дома     

Дочки рано начали помогать мне, еще когда мы в Сергиевом Посаде жили. Как младшая родилась, так старшая и стала мне помощницей. Семь лет ей было. Когда мы переехали, Евдокия полностью взяла на себя лошадей – я их вообще побаиваюсь. Она их выводит, кормит, поит, работает с ними. Это ее первая обязанность. Когда я занята, Евдокия коз доит. А младшая с этого года начала коз пасти. Ну, это легко: у нас есть вожак стада, мы их выпускаем в поле, они там сами пасутся полтора-два часа, а потом их нужно обратно загнать. То есть нужно только выпустить и встретить, Катя с этим вполне справляется. Обе девочки по кухне помогают, с уборкой.

Евдокия Евдокия     

Жизнь на лоне природы животворит, исцеляет душу. Детям дает возможность расцвести. Помните, Пушкин рвался в деревню всей душой – чувствовал, что деревня питает его творческие силы. Если ребенок живет в асфальте, не имеет возможности посмотреть на звездное небо, послушать соловья весной или уханье совы ночью – он лишается очень многого.

Екатерина Екатерина     

В городских условиях сложнее в полной мере раскрыть то, что в тебя заложено Богом. Может, у нас что-то и не получится, но то, что моя старшая дочка пишет стихи, меня уже радует.

Мы все благодарим Бога за то, что переехали сюда, радуемся каждому дню. Не могу сказать, что физически очень тяжело. Тяжелее переносить помыслы о будущем: справимся, не справимся?.. На мне лежит ответственность за образование дочек, я немного переживаю из-за этого. Но надеюсь, что с Божией помощью всё будет неплохо. Может, не на пятерку, но неплохо. Ведь Господь ждет от нас не совершенства, а стремления к совершенству. А остальное Он дополнит.

Анна Берсенева-Шанкевич

22 сентября 2020 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Ольга20 октября 2020, 22:59
Очень благодарна за такие статьи. В общем, сама из деревни, жила в москве, сейчас в глухой деревне. Вывод - в деревне ты ощущаешь себя немного чище при прочих равных. Загнанная в бетон в москва после деревни кажется концлагерем. Уж простите
Катерина 14 октября 2020, 20:13
"Я везде подчеркивал,что отшельники уходят,чтобы полностью исключить,а миряне,чтобы уменьшить."-- Вы словно пушкинский Сальери - тот всё пытался проверить гармонию алгеброй) а Вы алгеброй измеряете греховную насыщенность окружающей среды, хотя греховно не то, что входит, а что выходит из человека. Ну дело Ваше)
Катерина14 октября 2020, 17:17
Игорь, да вообще-то я ничего не воображаю о себе, ни отшельником, ни царем Давидом, а просто и незамысловато борюсь с грехами на том месте, на которое меня поставил Господь, и теми способами, которые даны православному христианину, это воцерковленная жизнь, а уж как Господь меня судить будет - зависит тоже ведь от меня "ибо какой мерой будте мерять", может, по Милосердию Своему, а может, и по Справедливости. Не деревней же:) А Вы по-моему много о себе воображать начали последнее время, высокоумить. Поучать других там, где я уже поостереглась поучать. А это добром не кончится, как не кончилось это у Вашего прототипа Л.Толстого. Он ведь фанатик деревни был. Ну... Дело Ваше.
Алла14 октября 2020, 13:43
Вышеупомянутый Феофан Затворник 2 Кор.6:17 толковал так: "Древний Израиль так и устроен был: и внешним бытом, и законоположениями он был отгражден от язычников и всего языческого. Но что тогда совершалось и блюлось внешно, то у нового Израиля должно совершаться внутренно, нравственными изменениями и решениями. Что там идолопоклонство, то здесь самоугодие со всеми страстями. Что там выйти из среды язычников, то здесь оставить все дела, делаемые в угоду себе и страстям; что там нечистоте не прикасаться, то здесь отвержение и недопускание страстных помыслов и чувств самоугодливых." Святой ПРОТИВОПОСТАВЛЯЕТ физическое отделение древних евреев от язычников духовному отделению нового Израиля!
Игорь Ковалев14 октября 2020, 10:36
Катерина,Алла,Елена О./"Выйдите из среды неверных и отделитесь,то есть ЖИВИТЕ ОТДЕЛЬНО"-Это сказано в прямом смысле и все св.Отцы по словам свт.Игнатия относят эти слова в основном к монахам,которые их и исполнили.Может кто-то толкует их и иносказательно-это не отменяет толкование блж. Феофилакта и свт.Игнатия.Про город и деревню здесь не сказано,потому,что можно "удаляться и жить отдельно" и в городском монастыре и в пустыне,и в лесу,а также обособлено жить в деревне,как делают герои статьи,или на хуторе.Спорить уже устал и по этому вопросу больше не буду.Не понимаете-изучайте аскетические творения св.Отцов о хранении чувств и удалении от соблазнов,не хотите-ваше дело,но зачем спорить?
Игорь Ковалев14 октября 2020, 09:41
Катерина./Это не "милость Божия",а беда,что вы с Аллой чувствуете вред только от грубых грехов.Да и как по другому,если Алла играет в комп. игры и считает это нормой,плюс незнание аскетики,вот и результат-православие-лайт./"По мне"/-В духовных вопросах нельзя судить по себе,а только по Писанию и св.Отцам./Не надо приписывать мне глупостей.Я везде подчеркивал,что отшельники уходят,чтобы полностью исключить,а миряне,чтобы уменьшить.А вот причины у них одинаковые./Если вы считаете,что лучше пророка Давида и так бы не согрешили-то это гордое обольщение,незнание себя и духовных законов.прп.Иоанн Лествичник:"...ибо удивляюсь,если мы считаем себя крепчайшими пророка Давида;чему быть невозможно."
Катерина13 октября 2020, 11:38
Игорь Ковалев13 октября 2020, 09:09 -- это индивидуально, у каждого своя ахиллесова пята греховных склонностей. О хранении и удалении есть в толкованиях на приведенные Вами отрывки, имеется ввиду новозаветное духовное удаление, физическое - это иудейское, старозаветное, материалистическое. Конечно, если страсти настолько овладевали тем же царем Давидом (накидывался на чужих жен, это нехорошо), то лучше и вправду навестить пустыню или спуститься в Марианскую впадину в глубоководном батискафе, чтоб голову от страстей охладить. Деревня в такóм запущенном случае полумера.
Елена О13 октября 2020, 11:19
/А вот слова Апостола Павла:"И потому ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ и ОТДЕЛИТЕСЬ,говорит Господь,и не прикасайтесь к нечистому;и Я прииму вас..."( 2 Кор. 6:17)/ Игорь, это слова о покаянии и крещении, а не о деревне...
Игорь Ковалев13 октября 2020, 09:09
Катерина 9 октября 2020, 20:14"Грехи высчитывать по математической схеме?"/Не грехи,а соблазны и вредные впечатления.Чем их больше,тем,через слух и зрение,больше омрачаются ум и сердце,а чем ближе соблазны и больше их количество,тем выше вероятность впасть в грех.Это же очевидно и доказывается примерами из жизни (царь Давид;старцы-пустынники,перешедшие жить из пустыни к селениям и по этой причине впавшие в блуд и т.д.)О хранении и удалении от всего этого пишут св.Отцы,потому,что только "чистые сердцем Бога узрят"(Мф. 5:8)
Катерина 12 октября 2020, 23:34
Игорь Ковалев. У Вас стоит знак равенства между "уменьшить" и "устранить совершенно". А по мне: не морочить ни себе, ни другим голову этим скурпулезным высчитыванием % уменьшения грешности деревенской в сравнении же с % грешности городской. Отношение Ваше к деревне на мой взгляд намного ближе к позиции старца Толстого.
Алла12 октября 2020, 22:12
Игорь Ковалев, ни в самих словах апостола Павла, ни в толковании на них, нет и слова об отъезде за город. Не приписывайте нужные вам смыслы чужим словам.
Катерина 12 октября 2020, 21:02
Игорь Ковалев12 октября 2020, 17:22 -- а возможно, Господь нас с Аллой просто милосердно избавил в городе от тех специфических соблазнов, на которые Вы так остро реагируете, мы их или попросту игнорируем как неприоритетные, ну не замечаем, или они отсутствуют в таком количестве, как вокруг Вас в Москве (мата я в Питере не слышала, вообще там живут чрезвычайно культурные люди, пройдут мимо одежды не тронут, а у меня за окном на окраине города речка с форелью, цаплями и дикими утками, и зачем мне деревня) :) я не утверждаю, что мы безгрешные, просто у нас наши грехи могут проявляться совсем в другом. И с городом не связаны.
Игорь Ковалев12 октября 2020, 19:32
Катерина./"Святой Василий Великий и Димитрий Ростовский изображают причину отшествия святого Гордия в пустыню так: “Гордий отбежа молв градных, кличек торжных, величаний княжеских отбежа, судов оглаголующих, продающих, купующих, клянущихся, лжущих, студословящих, отбежа игр и глумлений и смехотворства, бываемого во градех, сам чист слух имый, чистыя очи, и прежде всего сердце очищено, могущее зрети Бога..."(свт.Игнатий Брянчанинов).Вот почему уходили раньше из городов в пустыню(чтобы полностью исключить),а теперь уезжают в деревни и хутора(чтобы уменьшить).Сюда ещё надо добавить современные достижения-машины,рекламу,аудио и видео.
Игорь Ковалев12 октября 2020, 18:47
Алла10 октября 2020, 15:54"Ну это просто неправда. Не призывали к этому апостолы, ничего такого в Новом Завете нет."/-А вот слова Апостола Павла:"И потому ВЫЙДИТЕ ИЗ СРЕДЫ ИХ и ОТДЕЛИТЕСЬ,говорит Господь,и не прикасайтесь к нечистому;и Я прииму вас..."( 2 Кор. 6:17) Толкования.Блж. Феофилакт Болгарский:"Выйдите из среды неверных и отделитесь,то есть ЖИВИТЕ ОТДЕЛЬНО и будьте чистыми,и тогда приму вас." Свт. Климент Александрийский:"Апостол повелевает,чтобы мы ОТСТРАНИЛИСЬ...от язычников,еще живущих в блуде,"
Игорь Ковалев12 октября 2020, 17:22
Катерина 12 октября 2020"Вы усиленно навязываете контрагентом Ваше личное мнение, выдавая его за мнение святых отцов."/-Вы просто не понимаете о чём я говорю.Это другая часть аскетики-удаление от внешних вредных впечатлений,соблазнов и т.п.В этом схожи и пустынники и уехавшие миряне.И причины у них одни,об этом уже третью неделю пишу.Я вам про хранение чувств,а вы мне про еду и питьё-это разные вещи.А если вы этого не понимаете,не чувствуете вред от внешних впечатлений,соблазнов и т.д.,то это показывает,что вы живёте рассеянной жизнью(как и Алла).
Катерина 12 октября 2020, 09:05
Игорь Ковалев, мы с Вами опять возвратились к тому же старту, с которого стартовали. Вам объясняли уже, что на самом деле Вы усиленно навязываете контрагентом Ваше личное мнение, выдавая его за мнение святых отцов. Надерганные Вами цитаты там и сям Вашу позицию опровергают. Но Вы этого замечать не хотите. Именно Вы дерзко сравниваете обычную жизнь в деревне (уют, тепло, магазин раз в неделю и кружка парного молока) с подвигом аскетов-пустынников (полное одиночество, пустыня, вой шакалов и волков, сухая корка хлеба и отсутствие питьевой воды), при этом приписываете мне это Ваше нахальство. Закончим на этом нашу дискуссию. Она бесмысслена.
Игорь Ковалев11 октября 2020, 21:32
Продолжение./Катерина 9 октября 2020/свт.Игнатий (Брянчанинов):"Соблазн,находясь пред нами или вблизи нас,по необходимости найдет сочувствие себе в нашем греховном повреждении и произведет на нас впечатление....Иногда впечатление соблазна действует и весьма быстро,не дав,так сказать,опомниться или одуматься искушаемому: мгновенно омрачает ум, изменяет расположение сердца,ввергает...в падение...""Таково влияние на нас соблазнов! Они низвергли в пропасть падения и святых пророков (2Цар.11),и святых епископов,и святых мучеников,и святых пустынножителей.Тем более мы,страстные и немощные, должны принимать все меры предосторожности и охранять себя от влияния на нас соблазнов"
Игорь Ковалев11 октября 2020, 21:10
Продолжение./Катерина 9 октября 2020/Никон Оптинский:"Необходимо удаляться от соблазнов и суеты вообще." Пимен Великий:"Хорошо убегать причин греха.Человек, находящийся близ повода к греху,подобен стоящему на краю глубокой пропасти,и враг всегда, когда бы ни захотел, удобно ввергает его в пропасть.Но если мы по телу удалены от поводов ко греху,то бываем подобны далеко отстоящему от пропасти;враг,хотя бы и повлек нас в пропасть,но в то время, когда подвергнется влечению,может оказать сопротивление,и Бог поможет нам»
Игорь Ковалев11 октября 2020, 21:01
Катерина."в Вашем изложении мне эта концепция непонятна и чужда."/-Так читайте в изложении св.Отцов.Никодим Святогорец"О хранении чувств",Игнатий Брянчанинов "Глава 5. О хранении себя от соблазнов",Никон Оптинский"О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов".Всё святые,кто писал о борьбе со страстями-писали о хранении чувств и удалении от соблазнов,развлечений,суеты и общения с неблагочестивыми людьми.Всё это необходимо, чтобы пресечь питание страстей извне и рассеянность от внешних раздражителей.И ведёт к очищению сердца и ума,в чём суть аскетики.А по вашей логике Иоан Креститель,Антоний Великий,Мария Египетская и др. отсиживались в тылу,а мы,ходя по ночным клубам сражаемся на передовой
Алла10 октября 2020, 15:54
игорь ковалев: "Христиане многолюдной и богатой Александрии удалились в предместья города по наставлению святого евангелиста Марка;то же самое наставление дает святой апостол Павел" Ну это просто неправда. Не призывали к этому апостолы, ничего такого в Новом Завете нет.
Катерина 9 октября 2020, 20:14
Игорь Ковалев, в Вашем изложении мне эта концепция непонятна и чужда. Грехи высчитывать по математической схеме? В городе-миллионнике можно совершить миллион грехов, в небольшом провинциальном городе они прямо пропорциональны ничтожному количеству жителей в городке. В деревне их еще меньше (там так мало жителей и много места),а на необитаемом острове греховный потенциал стремится нулю. Но это же материализм! Мы не знаем тяжести наших грехов перед Господом. И может Ваш косой осуждающий взгляд на деревенского алкоголика в магазине раз в неделю в идеальной обстановке перевесит все Ваши грехи в бурном городе. Воины тоже получают медали за битву на передовой, а не за уютный тыл.
Игорь Ковалев 9 октября 2020, 11:21
Иван 8 октября 2020, 22:24/Полностью с вами согласен.И удивлён,что многие этого не понимают.Помощи Божьей вам в деревенской жизни.Благодарю за приглашение.
Иван 8 октября 2020, 22:51
Брат Игорь (Ковалев), приглашаем Вас в гости.
Иван 8 октября 2020, 22:24
Спаси Бог Вас Игорь Ковалев за ценные слова святых апостолов и отцов, прямо или косвенно касающиеся необходимости переезда из города на землю. Они очень перекликаются со смиренномудрым мнением многих близких по времени к нам старцев, включая Паисия Афонского, которые говорили о необходимости в наше время усиливающейся апостасии приобретении участка в деревне, возделывании земли, заведении домашнего скота, птицы. Нужно иметь очень мощный душевный фильтр и строгую духовную жизнь, чтобы в наше время сдерживать информационный поток скверны и соблазнов, льющийся в глаза и уши в городе, сохраняя внимание к своим помыслам, движениям страстей. Такие горожане - настоящие подвижники.
Алла 8 октября 2020, 14:18
Игорь, "Каждый должен делать выводы". Так делайте для себя. А не для других.
И. 7 октября 2020, 01:00
Игорь К, за логикой можете вернуться к сообщению, где Вы, ссылаясь на свт.Феофана Затворника, безапелляционно утверждаете, что согласно св. отцам надо ехать в деревню, хотя приводите множество цитат св. отцов, из которых следует, что всякое место делают люди, а не наоборот. Уходили, чтобы создать, а не пристроиться. Замечаете в городе одни злачные места, мат, пошлые песни? так это не города проблема, а вашего "фильтра". Не исключено, что с таким деревня разочарует, в обжитых местах тоже не сплошь святые. Приняли решение уехать в деревню, и хорошо. Может когда-нибудь прочитаем Ваш рассказ и порадуемся, что Вы нашли-таки комфортное и безопасное для Вашей духовной жизни место. Бог в помощь.
Игорь К 6 октября 2020, 15:44
И. 6 октября 2020, 02:04/Спор идёт уже ради спора,а логика ушла отдохнуть.Про чудодейственность места-молиться адекватный человек пойдёт в храм,а не в ночной клуб.Из 80 глав упёрся в деревню-статью вообще-то обсуждаем про деревню.Забыли?Конкретные советы?-свт.Феофан даёт общую оценку в приведённой цитате,а не совет.Хронология событий-девушка жила в деревне и на короткое время с семьёй уехала в город,после чего опять вернулась обратно.Это ни как не связано с её желанием посвятить жизнь Богу.И я не утверждал,что в городе нельзя спастись,а что удобнее спасаться в деревне.
Игорь К 6 октября 2020, 10:59
Алла 5 октября 2020, 14:01."Существует общее направление в аскетике" Но не вам из "общего направления" делать выводы для всех христиан"/Каждый должен делать выводы,надо в жизни применять знания.И христианство,в очередной раз вам напоминаю,аскетично.И вся духовная жизнь строится на аскетике.
И. 6 октября 2020, 02:04
Игорь Ковалев 5 октября 2020, 13:55, отпуск в деревне кардинально отличается от жизни в деревне, сравнивать нечего. Да и деревня деревне рознь. С чем Вы приедете в деревню, с тем и будете там жить - не Вы первый, не Вы последний. Не стоит надеяться на чудодейственность места самого по себе, может постичь разочарование. И Вы продолжаете выдергивать слова свт.Феофана Затворника из контекста и последовательности событий, в связи с которыми им давались конкретные советы, как с учетом внешних обстоятельств, так и духовного состояния его чада. Он нигде не писал, что в столице/городе нельзя спастись. Надо сильно постараться из всех его наставлений в 80-ти главах "упереться" единственно в деревню.
Катерина 5 октября 2020, 23:44
игорь, Вы упорно сравниваете подвиг аскета-отшельника, проводящего свои дни и ночи в полном отрешении от мира, решительно отрезавшего от себя мир в буквальном смысле слова, с проживанием мирянина в российской деревне среди людей, или пусть даже на хуторе, но тоже занятого кипучей ежедневной деятельностью (без которой человек просто умрет с голоду с семьей или даже пусть один). Что же Вы там видите общего, кроме отсутствия дорожного движения за окном и соседей за стенкой (чистого воздуха и пения птиц я в палестинской пустыне кстати не наблюдала: пыль,жара и вечные проблемы с питьевой водой). Вы упомянули кружку парного молока и уютное перелистывание работ святых отцов.И где же здесь аскетизм?
игорь ковалев 5 октября 2020, 23:38
Алла. "И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь,и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас..." Толкования на 2 Кор. 6:17 Блж. Феофилакт Болгарский:"Выйдите из среды неверных и отделитесь,то есть живите отдельно и будьте чистыми,и тогда приму вас.Ибо,когда отступите от пороков,тогда соединитесь с Богом." Свт. Климент Александрийский:"Апостол повелевает,чтобы мы отстранились...от язычников,еще живущих в блуде,а также от упомянутых выше ересей, как от нечистых и безбожных."(Свт.Климент Александрийский).А большинство сейчас живёт,как язычники.Поэтому удалиться от них,согласно с Писанием и св.Отцами.
игорь ковалев 5 октября 2020, 23:10
Алла.Я вас в деревню не зову,успокойтесь.Но утверждаю,что там лучше условия для духовной жизни и спасения(лично проверил)."Христиане многолюдной и богатой Александрии удалились в предместья города по наставлению святого евангелиста Марка;то же самое наставление дает святой апостол Павел и всем христианам,желающим вступить в теснейшее общение с Богом.Вы бо есте,говорит он,церкви Бога жива,якоже рече Бог:яко вселюся в них,и похожду,и буду им Бог,и тии будут Мне людие. Темже изыдите от среды их,и отлучитеся,глаголет Господь,и нечистоте их не прикасайтеся,и Аз приму вы:и буду вам во Отца,и вы будете Мне в сыны и дщери,глаголет Господь Вседержитель (2Кор.6:16-18)."(свт.Игнатий Брянчанинов)
игорь ковалев 5 октября 2020, 14:54
"Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ к спасению [Письмо 270]."(свт.Игнатий Брянчанинов) Это условие легче выполнить в деревне,а ещё лучше на хуторе.
Алла 5 октября 2020, 14:01
Игорь, "Существует общее направление в аскетике" Но не вам из "общего направления" делать выводы для всех христиан. Много берет на себя. Вы так и не ответили, почему апостолы не призывали первых христиан бежать из Рима в деревни? Они считали, что городская жизнь среди враждебного языческого окружения христианству не помеха.
игорь ковалев 5 октября 2020, 13:55
И. 3 октября 2020/Каждый сам по своему состоянию и возможностям решает,как жить в деревне.Кто своим хозяйством,кто сдаёт в аренду,кто на удалёнке,кто вахтой работает.Даже если половину времени проводить не в городе (как получается у героя статьи)-это уже хорошо для души и тела./Свт.Феофан говорит в общем, что "в городах нет истины,там все комедии играют".В деревне всё проще и сейчас тоже.На пару недель хотя бы,во время отпуска,езжайте в деревню и проверьте,как там идёт молитва и покаяние,и как душа себя чувствует без городского стресса,если не верите.
игорь ковалев 5 октября 2020, 10:30
Алла 4 октября 2020, 03:01" не существует никакого Консенсуса Патрум по поводу необходимости или желательности жизни в деревне."/Существует общее направление в аскетике избегать повода ко греху,соблазнов и хранить чувства.Об этом сказано и в Писании."...не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей"(1 Ин. 2:15).А "мир есть осуществленный мир страстей,или ходячие страсти в лицах,обычаях, делах."(свт.Феофан Затворник)Поэтому,монахи уходили с первых веков в пустыни и леса из городов,а современные миряне уезжают в деревни и хутора,чтобы оградиться от влияния мира,который "во зле лежит".И если бы вы изучали аскетические творения св.Отцов,для вас бы это было очевидно.
Е. 5 октября 2020, 04:10
Последнее время печалит прочтение комментариев к статьям. Создаётся впечатление, что некоторые люди как-то немного странно читают статьи, видят в них только то, что сами хотят увидеть, а потом начинают общаться друг с другом. Зачем? Предложено выразить своё мнение. И всё. К чему под статьёй пррстранные сообщения, уже и не по главному смыслу репортажа,беседы одних и тех же людей друг с другом? Только некое смущение от таких комментариев для читателей и героев - их попросили поделиться СВОИМ опытом, они поделились, никому ничего не навязывают,не советуют, духовное окормление имеют. Если кому-то не хватает общения - можно договориться о встрече онлайн и побеседовать на волнующие темы. Простите!
Ел. 5 октября 2020, 03:44
Благодарность героям репортажа за то, что поделились своим опытом, своими взглядами на жизнь, воспитание! Порадовалась за вас. Помощи Божией! Спаси, Господи, и автора этих статей, р.Б.Анну!
Александра Г. 4 октября 2020, 11:45
Как мама подрастающей дочери, понимаю желание героев статьи воспитывать дочерей в "тереме". Единственное, смущает отношение к образованию дочерей, на мой взгляд неразумно лишать девочек хорошего образования.
Алла 4 октября 2020, 03:01
Игорь, не существует никакого Консенсуса Патрум по поводу необходимости или желательности жизни в деревне. Древние Отцы Церкви такого не писали, кстати. Но в любом случае, слушаться Церковь, это слушаться соборного мнения Её, а не мнение Игнатия Брянчанина или Феофана Затворника. Это просто частные мнения отдельных святых, не более. Живите где хотите, что вы к другим-то пристаете?
И. 3 октября 2020, 21:44
Игорь Ковалев, еще уточнение, свт. Феофан Затворник не призывает барышню стать анахореткою, а поддерживает в ее решении «жизнь свою посвятить на служение Господу, не соплетаясь житейским бытом». «Но обручение Ваше с Господом не мною совершено. Оно устроилось помимо моих усилий и даже намерений. Пиша к Вам, я не имел ничего в виду, как наладить Вас на строй истинно христианской жизни, — строй прочный, в котором, как на безопасной ладье, могли бы Вы переплыть неверное море временного жития. Произошло, однако же, большее. И слава Богу! Предрасположение к тому было у Вас от природы — Бог дал». В городе решение пришло. В деревню он ее тоже не направлял, когда устроилось, тогда одобрил.
И. 3 октября 2020, 16:25
Игорь Ковалев, согласитесь, что уклад жизни в современных городе и деревне сильно отличается от того, который так или иначе затрагивается в книге. Обратите внимание на то, что у адресата свт. Феофана Затворника вообще не стоит вопрос о работе как источнике дохода и, соответственно, обеспечении себя/семьи. Выбор там между праздной столичной жизнью в высшем обществе с его требованиями и условностями или деревенской без "светской тусовки". И сейчас уехать в деревню, чтобы заняться с/х это одно, а просто сменить городскую квартиру на дом в деревне - другое. Вы же не потянули финансово, кто-то ни финансово, ни физически не потянет с/х. Вас, похоже, тяготит общество людей, а не город.
игорь ковалев 3 октября 2020, 16:00
Катерина 2 октября 2020, 22:17."Живущие в миру среди соблазнов должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники"--- разве речь здесь идет о жизни в деревне?"/Речь идёт о хранении чувств на примере отшельника.У отшельника внешние соблазны и т.п. сведены к нулю,а в деревне они есть,но намного меньше чем в городе.Выражаясь словами прп.Никодима,в деревне пули в нас летят в меньшем количестве,спрятаться можно за укрытием своего забора и по опыту знаю,что бывает неделю с посторонними не общаешься,пока в магазин не пойдёшь.Получается,что в деревне мы стоим немного отойдя от обрыва,поэтому и вероятность упасть туда меньше.А хутор,вообще идеален для православной семьи.
игорь ковалев 3 октября 2020, 12:16
Катерина 2 октября 2020, 22:34/Как вы знаете,"заставь дурака Богу молиться,он и лоб расшибёт".Отсюда не значит,что не надо молиться.Главное в духовной жизни-рассуждение и средний путь.Тоже самое и с уединением.Средним путём ,как раз,видится деревня или хутор и т.п.Насчёт общения детей,они же с друг другом общаются(такие семьи обычно многодетные),да и у соседей,наверное, тоже дети есть.В таких поселениях главное,чтобы людей в явной прелести не было,фанатиков.К тому же,мир очень быстро движется к концу и кто знает,может и мы или наши дети его застанут,а в последние годы в городах жить будет невозможно.Здесь и пригодятся навыки деревенской жизни и опыт натурального хозяйства.
Катерина 2 октября 2020, 22:34
игорь ковалев 2 октября 2020, 18:16 -- все православные секты России в прошлом возникали на базе подобных описанных в статье православных анклавов. Именно подобной сектанской самоизоляцией отличался к примеру монастырь, в котором расцвел совсем еще недавно буйным цветом бывший уже о. Сергий. И не думаю, что подобная аутичная обособленность этой семьи на пользу девочкам. У детей есть потребность в общении со сверстниками, чего описанные в статье дети лишены (если не считать театр общением). Одних пони и коз мало для здорового социального развития человеческой личности. В конце концов почему не переехать всей семьей на необитаемый остров, если страстной мир так испорчен.
Катерина 2 октября 2020, 22:17
"Живущие в миру среди соблазнов должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники"--- разве речь здесь идет о жизни в деревне? Речь идет о сравнении состояния мирского человека какого угодно с отшельником, т.е. человеком, отрезавшим от себя мир целиком, и проживающим в абсолютно безлюдной дикой местности в полном одиночестве годами, притом строжайше аскетично. Деревня же не является безлюдной, если только она не умирающая. Настоящая деревня живет точно такой же интенсивной социальной жизнью, как и город, просто содержание упаковано иначе. Но люди и там общаются, ходят друг к другу в гости, влюбляются, женятся, сплетничают, ходят в магазин и к врачу. Безлюдным может быть только хутор.
игорь ковалев 2 октября 2020, 21:40
Катерина"Значит, человек в деревне очищается от страстей одним их отсутствием?"/прп.Никодим Святогорец:"И так не только сохранишься ты от внешних телесных страстей, но и внутренние душевные страсти (образовавшиеся от прежних впечатлений), когда прекратится доступ чувственных похотений, постепенно ослабнут и со временем совершенно исчезнут. О том же говорит и преподобный авва Пимен: "Как змея, если ее закрыть в сосуде, со временем умрет без пищи, так и страсти, таящиеся в нашем сердце, если не кормить их через чувства входящими образами, ослабнут и исчезнут"
игорь ковалев 2 октября 2020, 20:21
** 2 октября 2020"...а почему вы уехали из деревни?"/Из-за финансовых проблем,не потянул,но получил опыт.И сейчас планирую переезд,только уже не в деревню,а более обособлено,т.к. и деревня уже напрягает.Хочу купить с/х землю и вести там хозяйство.Думал уже этим летом,но пандемия нарушила все планы./// Дмитрий 2 октября 2020./Я хотя бы пробовал и сейчас пытаюсь."Ибо щедрый Владыка...и намерение приветствует;...и расположение хвалит..."(свт.Иоанн Златоуст).А истина не зависит ни от наших дел,ни от нашего состояния.
игорь ковалев 2 октября 2020, 18:16
И. 2 октября 2020/А я и не утверждал,что книга"Что есть духовная жизнь..." о прелестях деревенской жизни.Но согласитесь свт.Феофан пишет,что в деревне лучшие условия для духовной жизни.А быть анахореткою он призывает,потому,что можно и в деревне развлекаться и ходить по гостям.Кстати герои статьи тоже говорят,что даже в деревне живут обособлено.Всё это в духе христианской жизни.По поводу страстей и на хуторе привёл цитату прп.Никодима Святогорца в ответе Катерине.
игорь ковалев 2 октября 2020, 18:01
Катерина"Значит, человек в деревне очищается от страстей одним их отсутствием?"/-Нет,но там намного меньше пищи для страстей,поэтому они ослабевают."Живущие в миру среди соблазнов должны иметь большее внимание к себе, чем отшельники, для которых их уединение служит стеной, ограждающей от неприличных сцен, от пошлых разговоров и всякой другой скверны, так что отшельники подобны сражающимся из укрытий, а ты сражаешься с врагом в открытую, лицом к лицу, и пули летят со всех сторон, - везде ты встречаешь поводы ко греху. Отшельники подобны находящимся вдали от обрыва, а ты подобен находящемуся на его краю, как говорил авва Пимен...(прп.Никодим Святогорец)
Дмитрий 2 октября 2020, 13:52
**, просто Игорь предпочитает теорию, а не практику очищения от страстей ;) Оно ведь так куда проще: теоритически всех поучать, как хорошо для души жить в деревне, а самому пользоваться всеми благами столичной жизни... Напоминает тех людей, которые живя в достатке поют о неважности денег для счастья.
** 2 октября 2020, 11:33
Игорь, а почему вы уехали из деревни? В Вашем комментарии 25 Сентября, 19:52 упоминается ваш опыт деревенской жизни в прошедшем времени. А то получается, что пишите одно, а делаете другое. Поправьте меня, если я ошиблась.
игорь ковалев 2 октября 2020, 11:22
Алла 1 октября 2020/Если бы для вас Христос был авторитет,то вы бы слушали и исполняли его слова:"а если и церкви не послушает,то да будет он тебе как язычник и мытарь."(Мф 18:17);"Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается..."(ЛК 10:16).А апостолы,которых Христос говорит слушать,как Его,утверждают:" Церковь есть столп и утверждение истины."(1 Тим.3:15); "...и держите предания так, как я передал вам...(1Кор 11:2);"Итак, братия,стойте и держите предания."(2Фес 2:15).Очевидно,что неслушающий Церкви и её предания в лице,признанных ей учителей-не слушает ни апостолов,ни Самого Христа.Правослпвие-вера святоотеческая в отличии от еретиков,которые сами "понимают" слова Христа.
И. 2 октября 2020, 03:54
Игорь Ковалев 1 октября 2020, 16:47, вообще-то вся книга не о прелестях деревни, а о духовной жизни. И, в частности, о духовной жизни в "боевых условиях" столицы. А в следующем за процитированным Вами абзацем свт. Феофан Затворник пишет: "В деревне будете анахореткою...". Это о месте? И страсти везде себе найдут внешний раздражитель, даже на хуторе.
Катерина 1 октября 2020, 22:16
Значит, человек в деревне очищается от страстей одним их отсутствием, Игорь?
Алла 1 октября 2020, 19:40
Игорь, для меня высший авторитет Христос, для вас Брянчанинов. Вот и разница. "Если вы не чувствуете вреда-это не значит,что его нет" Но и не значит, что он есть.
игорь ковалев 1 октября 2020, 16:47
И. 1 октября 2020 "свт. Феофан Затворник пишет не столько о месте,сколько об образе жизни."/-О месте он пишет,а не об образе жизни.Образ жизни можно разный вести и в городе и в деревне,как вы сами и заметили:"Светскую жизнь вполне можно организовать себе в деревне."И в то время тоже можно было организовать.В городе тоже можно не развлекаться,но из-за большого количества людей,с которыми приходиться общаться и встречаться и которые оказывают на нас влияние,чаще отрицательное(т.к. святых среди нас мало) и всё это оставляет своё негативное впечатление на наше сердце и ум,разжигает наши страсти.Что противоположно цели духовной жизни по очищению сердца и ума от страстей.
Елена О 1 октября 2020, 12:49
игорь ковалев, вам про фому, а вы про ерему. Деревня 19 века - это не то же самое, что деревня 21 века. Те деревни умерли. А так, конечно, соловьи, звёзды, чистый воздух, парное молоко - это всё прекрасно. Не прекрасно ездить на работу в Москву за 100 км и более и читать правило в дороге...
И. 1 октября 2020, 12:45
Игорь Ковалев, свт. Феофан Затворник пишет не столько о месте, сколько об образе жизни. Светскую жизнь вполне можно организовать себе в деревне, тем более в наше время со всеми средствами коммуникации. Может в наши дни Вам бы он дал совет в глухую тайгу уехать, где нет интернета, ТВ и прочих контактов с падшим миром.
Наталья 1 октября 2020, 00:46
Уж короновирус то пересидеть в деревне получше будет чем в городе. Хоть на свежий воздух выпускают)). А так, можно и в деревне погибнуть и в городе спастись, и наоборот. Сколько пьянства в деревнях. Работы то нет, вся в городе. Попробуй ещё устройся , что бы деньги зарабатывать на удалёнке или надо иметь жилье в Москве , что бы сдавать. Не каждому это доступно.
игорь ковалев30 сентября 2020, 16:31
Алла30 сентября 2020, Если вы не чувствуете вреда для души от не грубых грехов и главное для вас-"не опускаться до всяких непотребств",то-это показатель вашего состояния.Св.Отцы оплакивали свои добродетели,как грехи.Если вы не чувствуете вреда-это не значит,что его нет;если вы что-то не понимаете-это не значит,что это неправильно.Если вы не хотите изучать аскетические творения св.Отцов и применять их советы в своей жизни,то зачем опять спорите по этим вопросам???
игорь ковалев30 сентября 2020, 14:05
Антоний,Катерина,Алла./-"По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - НЕОБХОДИМО для желающего спастись УДАЛЕНИЕ от общества человеческого в уединение НАРУЖНОЕ и внутреннее."(свт.Игнатий Брянчанинов)Конечно,можно и в городе "удаляться и уединяться",но пока доедешь на работу и во время работы или дойдёшь до храма,столько увидишь и услышишь,что потом не "отмоешься".В деревне всё это сведено к минимуму.Разумный человек выберет благоприятную обстановку для духовного пути.Утверждение,что нет никакой разницы является очевидной ложью.
Антоний30 сентября 2020, 08:23
В очередной раз могу подвести итог дискуссии с поборниками бегства из городов - ни одного греха, который неведом деревенским жителям, а я неизбежно совершаю на своей родной земле златоглавой Москвы, они не назвали. Ибо таковых нет. Нет "городских грехов", избежать которых можно лишь в деревне. Вывод: слушать нужно своего духовника, сверять жизнь со Священным Писанием, Канонами и современными документами Церкви, строжайше соблюдать все Ее предписания, и всегда трудиться на благо Церкви, Отечества и ближнего, быть ревнителем благочестия и Веры Христовой и Патриотом. Остальное, - где жить и кем работать, - личный выбор каждого. Что и требовалось доказать.
Антоний30 сентября 2020, 08:08
Дорогой брат Игорь, дворник может гордиться тем, что в его дворе всегда чисто, не то что у этих позорных коллег-лентяев, что с утра не с метлой, а с бутылкой. Житель деревни может гордиться тем, что он не какой-нибудь офисный планктон, а кормилец Руси и живёт на своей земле в 8-м поколении. Проверено опытом. P.S. Кого духовник благословляет - тот должен пусть едет смело. Только слушать нужно своего духовника, которому долгие годы доверяешь, с которым можешь поговорить в алтаре после службы на любые духовные темы, а не абстрактного. P.P.S. Личный опыт всегда субъективен. Мой таков: нигде нет той благодати Божией, что испытываю на родной священной земле златоглавой Москвы.
Алла30 сентября 2020, 02:27
Катерина, вот-вот, если христианину городская жизнь мешает спастись, то у меня вопросы к его христианству. Я вот ни разу не подвижник, но когда меня друзья затаскивают хоть в ночной клуб, я ни разу за всю жизнь, даже когда была подростком, не вела себя там таким образом, чтобы мне потом было стыдно. Да, это не лучшее место для христианина, но даже там, и с чересчур веселой компанией я, человек слабый, не опускалась до всяких непотребств. А уж если человек не может вести себя по-христиански, просто живя в городе, ну я даже не знаю, что сказать...
Алла30 сентября 2020, 02:18
Игорь, мне достаточно знания, что христианство изначально было религией сугубо городской. Самые крупные первые общины это иерусалимская, и, о ужас!, римская, прямо в логове "блудницы вавилонской". И что-то апостолы не призывали бросить все и сбежать в сельскую местность. А для меня нет выше авторитетов, чем Господь и апостолы.
Катерина 29 сентября 2020, 16:43
игорь ковалев -- "можно владеть собой и без оков" в виде деревни/города и пр., хотя безусловно, если владение христианина своими страстями настолько зависит от окружающей среды, то для укрепления стоит уехать туда, где борьба с собой легче хоть в чем-то. Я тому пример.
игорь ковалев29 сентября 2020, 14:57
Алла./"Собираетесь в деревню и мечтаете о сладостях деревенской жизни.Добре, добре!Та жизнь истину имеет.В городах,а паче в столицах,нет истины.Тут все комедии играют."(свт.Феофан Затворник)А слова св.Отцов вам,как обычно,не указ?А то,что духовники благословляют на переезд вам ни о чём не говорит?Вы бы прежде,чём что-то отвергать и называть лжемудрствованием,попытались понять и посмотреть на это,не со "своей колокольни",а с точки зрения святоотеческого учения,с духовной стороны.
Алла29 сентября 2020, 08:50
Если бы деревня была предпочтительней города, об этом бы хоть раз сказали Господь, пророки и апостолы. Но этого нет, а значит все это пустые лжемудрствования. К тому же в городе жизнь куда обособленней. В частном секторе, даже в городе, не говоря о деревне, все друг друга знают, и всё друг о друге знают. И везде свой нос суют. Я же предпочитаю общаться с людьми только мне интересными, а соседство со мной это не причина меня заинтересовать. Квартира позволяет мне дистанцироваться от соседей, в доме ситуация была бы прямо обратной.
игорь ковалев28 сентября 2020, 21:53
Катерина 28 сентября 2020, 10:01/Связи между оковами Симеона Столпника и переездом в деревню не уловил.
игорь ковалев28 сентября 2020, 20:44
Денис28 сентября 2020, "причём тут монашеский аскетизм с отшельничеством и нормальная жизнь православных мирян, хоть в деревне, хоть в городе?"/Притом,что одна из главных причин ухода монахов из мира и переезда мирян из города-это исключить или уменьшить тлетворное,страстное влияние мира на свою душу."Мир во зле лежит...","Не любите мира...","Уклонися от зла..." и т.д.Суть одна и та же,просто разная степень.В статье так же говорится,что одна из целей переезда-воспитание дочерей в целомудрии.А про одиночество-я вам про духовные вещи,а вы мне про мирские.Прочитайте у св.Отцов про хранение чувств,про это речь веду..
Денис28 сентября 2020, 17:40
Игорь Ковалев, причём тут монашеский аскетизм с отшельничеством и нормальная жизнь православных мирян, хоть в деревне, хоть в городе? Между прочим, в городах люди порою особенно одиноки, есть одиночество в толпе.
игорь ковалев28 сентября 2020, 11:21
Катерина 27 сентября 2020, 10:02.Какая "инфантильная натура",какой "хвост ,крутящий собакой"?Это духовные законы:"с преподобным преподобным будешь..." и удаляться повода ко греху.Поэтому многие святые ещё с ветхого завета уходили в леса и пустыни.Поэтому свт.Игнатий Брянчанинов стремился уехать из столицы,поэтому свт.Феофан Затворник ушел в затвор и т.д.Понявший суть духовной жизни, будет стремится к тишине,уединению,безмолвию,безизвестности,простоте в быту,одежде,как помогающим в деле покаяния,молитвы,приобретении смирения и бесстрастия.
Катерина 28 сентября 2020, 10:01
Процитирую из жития прп. Стмеона Столпника: 《Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: "можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею".》
игорь ковалев27 сентября 2020, 23:25
Антоний27 сентября 2020, 13:18 "Точно также можно гордиться и превозноситься над окружающими и будучи... вообще кем угодно - от дворника до политика высшего ранга."/Дворник не будет гордиться тем,что он дворник,а житель глухой деревни,на пример,под Сызранью,тем,что он там живёт,потому,что нет повода для гордости,в отличии от высшего чиновника или жителя столицы.Это имел ввиду,как ещё один повод для гордости.
игорь ковалев27 сентября 2020, 23:09
Александра Г.27 сентября 2020, 13:02"Я думаю, что в Москве не видит возможности для спасения только ленивый))"/-Никто и не утверждал про невозможность спасения в Москве.Говорю про благоприятную обстановку для спасения в деревне.Почему?-Уже не раз описал ниже.И об этом сужу,в том числе, и по личному опыту.
игорь ковалев27 сентября 2020, 22:53
Катерина,Антоний.Как свт.Игнатий Брянчанинов советовал желающим вступить в монашество не поступать в известные монастыри,что бы не было повода для гордости.Тоже самое и здесь.Это не значит,что нельзя спастись в городах,а тем более в столице и это не главное в духовной жизни.Но,как и советуют св.Отцы поводов ко греху лучше избегать.Человек так устроен,что внешнее влияет на внутреннее состояние и сам,проживая в Москве,могу по личному опыту сказать,что,уехав на год в деревню,чувствовал там себя намного лучше духом,душою и телом,чем в столице.Катерина,насчёт "хвоста и собаки"-на Афон не пускают женщин,не потому,что блудная страсть крутит афонскими монахами,а опять же во избежании повода ко греху
Антоний27 сентября 2020, 13:18
Дорогой брат Игорь, благодарю за ответ! "Гордость и превозношение-уже грех" - совершенно верно. Но грех гордыни и превозношения не привязан к месту жительства и профессии. Точно также можно гордиться и превозноситься над окружающими и будучи преуспевающим фермером, да и вообще кем угодно - от дворника до политика высшего ранга. Забыв, что все имеет от Бога, человек отдаляется от Него и становится неблагодарным гордецом, а чем именно гордиться - бесы всегда подскажут. На самом же деле всё, на мой взгляд, весьма просто: каждый труд - почетен, и каждый Человек Труда - уважаем и незаменим для Родины. Ценить и уважать чужой труд - долг каждого. Лишь вместе мы - сила!
Александра Г.27 сентября 2020, 13:02
Спасибо за статью! Я считаю, что спасаться везде можно и везде трудно, из житий святых известно, что в "пустыни" труднее всего, там враг особенно сильно искушает. Для тех, кто ругает Москву)) Я живу в "спальном" районе Москвы, в 5 минутах ходьбы храм, где есть воскресная школа и кружки для детей и взрослых, основу прихода составляют многодетные семьи. В Москве активная приходская жизнь, храмы в воскресные и праздничные дни переполнены, много молодежи, молодых семей, детей. Достаточно много благотворительных проектов, волонтерской деятельности. Я думаю, что в Москве не видит возможности для спасения только ленивый))
игорь ковалев27 сентября 2020, 13:02
Катерина 25 сентября 2020,"дело не в городах"/Как раз в городах,как в собрании тысяч и миллионов людей на небольшой территории."Мир есть осуществленный мир страстей,или ходячие страсти в лицах,обычаях, делах.Прикасаясь к нему какою-нибудь частию, нельзя на растревожить и соответственной в себе раны,или страсти,по сходству их и подобонастроению..."(свт.Феофан Затворник)В этом вся суть-минимизировать внешнее страстное влияние.Да и жизнь даже в сталинской пятиэтажке с зеленью во дворе не сравнится с жизнью в своём доме на собственной земле,а бассейн при школе с деревнской речкой или прудом.И городской транспорт шумит круглосуточно.Про экологию и натуральные продукты даже речь ещё не заводил.
Катерина 27 сентября 2020, 10:02
Ну нет! Тут я заступлюсь и за Антония,и за москвичей,и за городских жителей вообще.Мне приходилось видеть и слышать,как мои родственники из Краснодарского края, привозя фрукты на продажу в Москву/Московскую область,точно также морщили носы, игорь ковалев, как Вы описываете, но у них москвичи такие-сякие. А они, краснодарцы (которым палец нельзя доверить - отхватят)конечно же мега-лучшие. Точно такое же превзношение! Никакая деревня и никакой город не делают человека лучше или хуже. Они могут послужить катализатором развития ИНФАНТИЛЬНОЙ натуры в ту или иную сторону. Но если смена обстановки НАСТОЛЬКО влияет на христианина, то это увы означает,что его греховный "хвост" вертит им, "собакой".
игорь ковалев26 сентября 2020, 23:30
Антоний25 сентября 2020, "прошу назвать конкретные канонические нарушения (грехи), которые я неизбежно совершаю в городе, и которых избежал бы в деревне."/Речь идёт про благоприятную обстановку для очищения ума и сердца,о "хранении чувств",а также о простоте в одежде,общении,быту,что всё очень помогает в духовной жизни.Плюсов же жизни в городах,тем более в Москве,за исключением ежедневных богослужений,не вижу.А кроме того-это может являться поводом для гордости(я-москвич в таком-то поколении) и отсюда естественно превозношение к провинциалам(показательно известное выражение-"понаехали"),чего у живущих в деревне нет.А гордость и превозношение-уже грех.
Елена О26 сентября 2020, 20:43
Игорь, да как-то связь между козами, молоком, творогом и совершенным образованием в статье не раскрыта. Мне лично так показалось.
игорь ковалев26 сентября 2020, 19:02
Елена О26 сентября 2020, 13:48/Не понятно,что вас смутило и причём здесь пример из жизни владыки Агапита?Речь же шла о несовершенном образовании дочерей,а не о личном совершенстве.
Елена О26 сентября 2020, 13:48
Игорь Ковалев,читателей немног смутило высказывание автора про совершенство...Для сравнения можно прочитать другой текст:"Вспоминая жизнь владыки Агипита, ты начинаешь понимать евангельские слова и образы, – например: «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35), – условно говоря, мой всем ноги. Вот именно этим владыка и занимался. Не так, как там, в Ватикане, раз в год из тюрьмы привозят каких-то темнокожих сидельцев, и вот, их сажают всех под объективами сотен телекамер в рядок, и Папа Римский им моет ноги… Это шоу. А вот так: ты весь разрезан, еле дышишь, идешь еле-еле в алтарь, надеваешь поручи, епитрахиль и – к аналою исповедовать, – мыть наши грязные ноги…"
Светлана Ф.26 сентября 2020, 12:34
Поддерживаю! Правильный настрой. И вектор воспитания мне тоже близок. Согласна, не надо давать возможности для появления щелей в человеке для страстей. Очень хорошо передан образ целомудрия. Удачи Вам и вашим деткам! Всего самого наилучшего! Вы - молодцы!!! Бог в помощь!
Алла26 сентября 2020, 01:29
Не представляю себя вне города. Что может быть прекрасней, чем град Петров на Неве? Впрочем, будь у меня возможность, купила бы себе дом в Австралии и уезжала к океану на три наших зимних месяца... Но я нацелена эти деньги заработать, так что не считаю это несбыточной мечтой) Дорогу осилит идущий!
Антоний25 сентября 2020, 21:46
В очередной раз бросаю перчатку сторонникам переезда в деревню и прошу назвать конкретные канонические нарушения (грехи), которые я неизбежно совершаю в городе, и которых избежал бы в деревне. Честь моей малой родины - златоглавого стольного града Москвы, - для меня дорогого стоит, так что постоять за нее готов с твердостью и радостью!
игорь ковалев25 сентября 2020, 19:52
Денис."мне прабабушка рассказывала, как регулярно до рассвета в деревне вставили, чтобы коров подоить."/-А я сам держал коров,свиней,кур и т.д./"Однако ныне крестьянский труд всё ещё весьма тяжек. Тут не до чтения святоотеческих трудов./-Конечно,тяжелее,чем в офисе сидеть,но легче,чём стоять у станка по 8-12 часов или фуры разгружать.А главное,работаешь на себя.С утра подоил,покормил и иди пей парное молоко с плюшками и читай св.Отцов.Времени свободного,особенно зимой,больше,чём имеешь,работая в городе,конечно,если без фанатизма(про кол-во животных).
игорь ковалев25 сентября 2020, 18:00
Елена."Однако, Чацкие, Молчалины, Онегины и туда тоже могут добраться."/Могут,но не поедут.Людям ,живущим в постоянном развлечении скучно в деревне и если цель в жизни-получше устроиться здесь(зарплата больше,уровень удобств выше),то переезд из города будет движением в обратную сторону.На,что никто и не пойдёт.
И.25 сентября 2020, 16:52
Игорь Ковалев, адресат свт.Феофана Затворника ехал в деревню не за крестьянским трудом, жить беззаботно на полном обеспечении в деревне,конечно, приятнее чем в городе. Но у такой жизни свои соблазны. Умиротворение природой можно чувствовать, когда не зависишь от капризов природы, а доходы хозяйства на земле не единственный источник покрытия расходов на электричество, газ, налоги, интернет, театр и пр.проекты. Жизнь в селе с основной работой в городе не избавляет от "мата,пошлости и осуждения". Фермеры же, вскользь упомянутые в статье, погружены в заботы (произвести, сбыть и т.п.) не меньше и у них не офисная пятидневка. Им тоже приходится выдергивать себя из "суеты" ради духовной жизни.
Елена О25 сентября 2020, 16:34
игорь ковалев25 сентября 2020, 11:49 Игорь, напомнили: "В деревню, к тетке, в глушь, В САРАТОВ!";)Однако, Чацкие, Молчалины, Онегины и туда тоже могут добраться. Вот беда-то...
игорь ковалев25 сентября 2020, 15:47
Илья."Был священный для иудеев град Иерусалим..."/А были и Содом с Гоморой,из которых Господь вывел Лота с семьёй,запретив даже оглядываться.Надо честно признать,что современные города более похожи на Содом и бежать оттуда нужно не оглядываясь(особенно из Москвы),если есть такая возможность.А в деревне благоприятная обстановка для духовного,душевного и физического здоровья.
Катерина 25 сентября 2020, 15:45
игорь ковалев, дело не в городах, просто функциональная концепция новостроек Москвы полностью отсутствует. Их делают люди, которые не любят других людей. Это по сути огромные безлюбовно построенные коробки, в которых спресованны люди. Психологически в этих коробках практически невозможно жить. Для сравнения возьмите старую часть ну хоть академгорода Пущино, построенную для элиты, советских ученых-биологов. Школы с бассейнами(!!), большие зеленые дворы, чудные лужайки вперемешку с уютными детскими площадками и максимум 7 этажей. А в новых районах (неважно где) этих этажей 77, полное отсутстви функциональной идеи и зелени в принципе, детские площадки напоминают мне чем-то неуловимым лагеря ...
Денис25 сентября 2020, 15:19
Игорь Ковалёв, в городе скорее найдёшь работу на дому, чем будучи селянином. Да и часто приходится селянам в города мотаться от посещения узкого специалиста из числа медиков до приобретения бытовой техники, а значит в дороге на общаешься по-самое не могу.
игорь ковалев25 сентября 2020, 11:49
Илья.А сейчас,конечно,можно на балы и в театры не ходить(хотя и в то время были люди из дворян,проводившие внимательную духовную жизнь без развлечений, теперь же к театрам добавились кинотеатры,ночные клубы и т.п.)Но теперь надо ещё ходить на работу,где по большей части постоянный мат,пошлость и осуждение.Плюс со всех сторон звучат пошлые,а то и матерные песни.Да и вообще,в "каменных джунглях" душа находится в постоянном стрессе,поэтому половина Москвы в выходные спешит на дачи.Тут даже спорить не о чем,т.к. благотворное влияние природы и умиротворение вдали от городской суеты чувствуют даже неверующие,а уж христиане,старающиеся проводить внимательную духовную жизнь тем более.
Денис25 сентября 2020, 11:47
Ещё стоит отметить, что механизация, автоматизация с/х труда нарастает. Так в США с их населением в треть миллиарда крестьянским трудом постоянно занято лишь несколько миллионов человек, ещё несколько миллионов (в основном гастарбайтеры из Латинской Америки) - это сезонные рабочие. Следовательно у горожан за редким исключением нет реальной возможности конкурировать с крестьянскими сынами и дочерьми на сужающемся рынке труда с/х рабочих, подсобное хозяйство не в счёт. Скорее московский программист хорошо устроится в подмосковном посёлке городского типа или даже переехав куда-нибудь в глушь, в Саратов, если перефразировать известную фразу грибоедовского "Горя от ума".
Денис25 сентября 2020, 11:36
Игорь Ковалёв, мне прабабушка рассказывала, как регулярно до рассвета в деревне вставили, чтобы коров подоить. Да и у слов страда, страдание разве случайное созвучие? Может в светлом будущем на селе и будет пасторальная жизнь, когда роботам приказал и они все рутинные работы за тебя сделали. Однако ныне крестьянский труд всё ещё весьма тяжек. Тут не до чтения святоотеческих трудов. Хорошо, если силы на воскресную службу сходить останутся и хозяйственные дела дадут вырваться. Не случайно общины ранних христиан были городскими. Это обычно у горожан свободное время для духовного роста есть. Монахи же с монахинями находят время на Бога жертвуя временем со своими не рождёнными детьми.
Илья25 сентября 2020, 11:25
И. Ковалев "А первый город основал Каин" С той поры, как говорится много воды утекло. Был священный для иудеев град Иерусалим, над которым скорбел Христос, родившийся в городе Вифлеем, росший в городе Назарет. Все послания Апостолов написаны к христианским общинам разных городов Римской империи (без призывов из них удалиться в пустыни или ещё куда). Святой Небесный Град Иерусалим обещан верным христианам в конце истории.
Илья25 сентября 2020, 08:07
И. Ковалеву: Речь свт. Феофана о т.н. столичной светской жизни 19 в, к которой прикоснулась адресат его писем (см. предыдущие) и закономерно испытала отторжение. Все эти условности сословного общества: необходимость поддерживать нужные знакомства, званые обеды, ответные визиты, балы, театры, карты и т.п. (нарицательные "вальсы Шуберта и хруст французской булки"). Тут уж правда лучше в деревню. Попущением Божиим всё это в 17 г. было уничтожено. И ныне данные явления есть, конечно, но в гораздо меньшей степени и только в определенных кругах (творческих в первую очередь). Сейчас в городе каждый волен выбирать свой круг общения, свою среду, которые соответствуют его устроению, косо не посмотрят.
игорь ковалев24 сентября 2020, 19:40
Денис23 сентября 2020, 20:04."Илья, согласен с вами. Сам по себе переезд в сельскую местность мало, что даёт в духовном плане."/-Очень много даёт в духовном плане жизнь на природе при минимуме суеты,не по хозяйству,а вокруг-толпы людей машины,шум.Это всё отвлекает, развлекает и мешает "внутрь пребыванию".Поэтому подвижники с ветхозаветных времён уходили в леса,пустыни и т.п.А первый город основал Каин.
игорь ковалев24 сентября 2020, 19:18
"Собираетесь в деревню и мечтаете о сладостях деревенской жизни.Добре, добре!Та жизнь истину имеет.В городах,а паче в столицах,нет истины.Тут все комедии играют.Дай, Господи,поскорее и благополучно добраться вам до этого места где вы так безмятежно росли и воспитывались.Чем помянете пребывание в древней столице?! Всяко она преподала вам добрую науку,особенно под конец порядочно поджарила вас на сковородке."(свт.Феофан Затворник)
Елена О24 сентября 2020, 15:39
Хорошее место. Хотя Катерина права: скорее всего, оно будет застроено также, как и Подмосковье.
Антоний24 сентября 2020, 09:57
Благодарю Тебя, Господи, за каждый день проведенный в труде на благо Отчизны, Церкви и ближнего на святой земле моих прадедов, в златоглавом граде Москве! Нигде на планете я не испытываю большей радости и близости ко Господу, как здесь, под святым Московским небом.
Денис23 сентября 2020, 20:04
Илья, согласен с вами. Сам по себе переезд в сельскую местность мало, что даёт в духовном плане. Душою и вовсе можно очерстветь, привыкнув резать скот. Актуальнее скорее организация семейных общин из ревностно верующих православных христиан, где спасаются посредством многодетности. "Говоря о святости материнства в контексте христианской культуры, мы уподобляем путь матери стезе святых мучеников, праведников, послуживших Богу и Церкви" - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Денис23 сентября 2020, 19:54
Посмотрел на оф. сайте Росстата данные о суммарном коэффициенте рождаемости в России за 2019 год. Городское население 1,427; сельское население 1,754. Это к вопросу, может ли в принципе массовый переезд русских горожан в сельскую местность избавить наш народ от вымирания или нужно другое решение?
Елена О23 сентября 2020, 17:16
Денис22 сентября 2020, 17:31 Есть вещи и посложнее в их жизни. Например хотелось бы увидеть фото тех же мест, только сделанные в ноябре-декабре... вечерком. А потом сравнить их с городскими улицами этого же периода года.
Илья23 сентября 2020, 13:31
Лариса, я понимаю о чем вы. У меня тоже всегда вызывает непонимание мотивация ухода из городов в деревни для христиан, якобы тут суета и т.д, а там природа и благодать. Где уж суета большая-для меня вопрос. У самого есть дача в деревне и сколько это дело отнимает сил всяческих даже на факультативной основе я представляю. Большинство коренных деревенских банально "заел быт" и не остается особых сил ни на что духовное, да и желания. В церкви в глубинке ходят в основном такие идейные "понаехавшие", но насколько хватит этого порыва-это вопрос. Выберут ли их дети образ жизни своих родителей, или поманят их "огни большого города"? И сформируется ли у них духовный "имуннитет" к городским соблазнам?
Ольга23 сентября 2020, 12:14
Лариса (23.09.20), а причем здесь "романтичные москвичи, желающие создать рай на земле для себя самих"? Семья Перегонцевых - из Сергиева Посада, а не из Москвы. Относительно возможности создания "рая на земле" думаю, у них, как у православных людей, вполне трезвое понятие. Тем более, что и переезд состоялся по благословению духовника.
Наталья23 сентября 2020, 12:02
Деревня разрушена. Люди пытаются создать что то новое. Как могут. Бог им в помощь.
Лариса23 сентября 2020, 09:24
Илья, я сама живу в селе. Никакого закрытого образа жизни здесь нет. Обычные нормальные люди не выделяющиеся по признаку веры. На мой взгляд вся эта тема просто банальный романтизм москвичей - создать рай на земле или спецпоселение для себя самих. Вот и все.
Денис23 сентября 2020, 01:34
Илья, но тогда надо жить достаточно уединённо, как те же староверы у нас в тайге до сих пор зачастую живут, либо иметь серьёзную поддержку государства по примеру иудейских ортодоксов в Израиле. Да и какое это отношение имеет к обсуждаемой статье? К театрам и тому подобным развлечениям с языческими корнями отношение Церкви издревле настороженное, а герои статьи для своих детей сельский театр организовали.
Алла22 сентября 2020, 21:00
Подсказка: самый выгодный рынок сбыта для козьего молока - это завод для детского питания (порошки сухого молока для грудничков)
Илья22 сентября 2020, 18:30
Ларисе: в других религиях есть тоже похожие течения, которым свойственно убеждение что сельский уединенный и замкнутый быт более спасителен. В Америке амиши например. У нас староверы похожими общинами жили. В Израиле ортодоксальные евреи замкнуто живут. И как правило в этих общинах сочетаются браком со своими же. Дело их.
Денис22 сентября 2020, 17:43
Катерина, коз можно и на косогоре пасти, и в овраге рогатые найдут, что пожрать. Настоящая проблема в людях, к примеру на селе распространено пьянство, а пьяницам свойственно тащить всё, что не под замком. Насчёт детей с вами согласен, тут либо настоящая тайга, либо учить жизни в том обществе, которое есть.
Денис22 сентября 2020, 17:31
Елена О, одно дело рассуждать, а другое дело вынужденно посещать один единственный магазин, где кроме хамоватой продавщицы других продавщиц нет, а ассортимент товаров может порадовать только завзятого алкоголика. Власть развращает, а монополизм при капитализме - это вовсе жесть особенно, когда до ближайших контрольно-ревизионных органов день езды туда, день обратно.
Елена О22 сентября 2020, 16:10
Денис 22 сентября 2020, 06:23, для православных это плюс, а не минус - тренироваться в терпении сподручнее.
Лариса22 сентября 2020, 15:22
Двоякое впечатление оставила статья. С одной стороны да молодцы живут так как им хочется и где им хочется, но с другой все эти размышления, что девочкам не нужно хорошее образование...а они у девочек спросили что им нужно в плане образования? И все эти поселения для православных...не знаю для меня это все духом сектантства отдает очень сильно.Никто не говорит, что девчонок нужно в барделе воспитывать,но все эти оранжереи, рассадники и прочая комфортная среда никак не закаляют к будущей жизни. Мы ж не в 16 веке живем для теремов. Мужей-то им в реальном мире искать нужно будет и жить не по законам терема, а по реалиям этого мира где образование и хорошая работа необходимы для выживания.
Катерина 22 сентября 2020, 10:11
Бог в помощь семье Перегонцевых. Спасибо за эту публикацию. Пара небольших замечаний.Судя по описанию местности, она тоже будет неизбежно застроена и превратится в городок уже в самом ближайшем будущем, единственный способ сохранить выпасы для домашнего скота начать приобретать их в частное владение, выкупая кусочек за кусочком. Выражение "теремное воспитание" и описание его концепции напоминает концепцию староверческой семьи Лыковых. Всем в тайгу? Искусственно держать взрослеющих детей в лабороторной пробирке рано или поздно приведет к катастрофе в столкновении с реальностью. Театр - прекрасное начинание, замечательное просто. Но если честно, то при чем тут теремное воспитание.
Денис22 сентября 2020, 06:23
"Надо сказать, что продавец в деревне – больше, чем продавец: это и информационный центр, и посредник в делах, и второй по значимости человек после главы сельской администрации" в этом тоже большая проблема жизни на селе. В городе разонравился один магазин, пошёл в другой. На особо наглого продавца есть куда пожаловаться и они об этом знают.
Денис22 сентября 2020, 06:20
"У нас округа заселена в основном православными, уехавшими из городов. За счет фермерства живут немногие, большинство имеют дополнительные источники дохода: строительные подряды, работу в ближайших городах, сдают квартиры в Москве. Некоторые работают удаленно, как я" в этом и проблема, нет реальной возможности у фермеров конкурировать на равных с латифундиями. Слишком велика разница в экономии на объёме производства, эффекте разделения труда и административном ресурсе. Касательно же айтишников и прочих могущих работать удалённо, то зачем им село? Достаточно в маленький городок переехать, если устал от суетного существования в мегаполисе. Да и тяжело городскому в частном доме, много возни.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×