Жительство наше на небесах

Памяти протоиерея Александра Шумского

Завтра 9-й день со дня смерти отца Александра Шумского.

    

16 сентября, после вечерней службы в Херсонесском Свято-Владимирском храме, отец Александр Шумский с родными отправился к месту поклонения отпечатку стопы апостола Андрея Первозванного, но оступился, спускаясь по ступеням, и, упав с обрыва, разбился насмерть. Трагическое событие, что тут говорить. Но вот в сети поползли слухи о возможном заговоре… о неких недоброжелателях, в пользу которых якобы «случайно» произошло это трагическое событие. И вот уже иные блогеры задаются риторическим вопросом «а случайно ли…»? Да нет, не случайно, конечно, но в ином, не имеющем никакого отношения к «заговору», смысле. И вот именно об этом хотелось бы поговорить сегодня. А именно о том, что Православие – это не приятная прогулка по жизни, а трудный и опасный путь восхождения к Богу, требующий от нас самоотвержения, трезвенности и готовности следовать за Христом до конца.

Духовная жизнь настолько отстоит от наших привычных понятий о правильном и добром, насколько небо отстоит от земли

Духовная жизнь настолько отстоит от наших привычных понятий о правильном, полезном и добром, насколько небо отстоит от земли. И даже если эта жизнь по видимости совпадает иногда с правилами доброй душевности, но все-таки отличается от нее, и отличается настолько радикально, что апостол Павел говорит о том, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия. И наиболее ярко это проявляется в событиях, которые совершенно не вписываются в канву привычных понятий о добре и благе. И вот, ближайший такой пример – это гибель отца Александра. Об этом трудно и «неудобно» говорить, но, тем не менее это событие – очевидное проявление суровой и далеко не всегда понятной для нас духовной жизни, со своими правилами и законами. И главный из них – Господь печется в первую очередь о нашем спасении и благодатной жизни в вечности. А для достижения этой высшей цели, по непостижимым для нас путям Промысла Божия, попускаются людям и искушения, и страдания, и «несправедливости», смиряющие ум, душу и тело.

Отец Александр – многодетный отец, добрый пастырь, долгие годы честно служивший Церкви, проповедавший послушание Богу и верность Отечеству. И можно не сомневаться, что Херсонес для него был местом особого почитания и благоговения. И он, конечно, неслучайно оказался там, приехав издалека и придя в Херсонес с внуком. И вот, как будто по трагической и «нелепой случайности» он падает с обрыва, сам гибнет, а внук получает тяжелейшие травмы. Выглядит это все обескураживающе и устрашающе. Устрашающе – да, но не бессмысленно. Святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что собственно злом мы называем только грех, а всевозможные скорбные обстоятельства и саму смерть, даже внезапную, в результате несчастного случая, мы можем называть злом лишь относительно нашего житейского, повседневного представления о добре и зле. Другой святой, преподобный Паисий, говорит о том, что Господь не попускает совершиться злу, если не знает, что от действия этого зла произойдет большее благо. Для нас это звучит непостижимо. Но неисследимы пути Господни. И мы не знаем, чего удостаиваются христиане, претерпевшие страдания и саму смерть, пусть даже «нелепую и случайную», как нам кажется, – в вечности. Вот как об этом говорит, например, преподобный Феодор Студит:

«Добрая или недобрая смерть не тем определяется, что так или иначе кто скончался, но тем, если кто веру соблюл православную и жизнь имел безупречную»[1].

Примеров таких внезапных и, казалось бы, неожиданных и «несправедливых» страданий и смертей праведников мы знаем немало. Один из ярких таких примеров – это смерть преподобного Афанасия Афонского, который вместе с некоторыми из братии осматривал строящийся собор и был погребен под рухнувшим внезапно куполом. Но никакой «случайности» и «нелепости» в этом, конечно, не было. А была лишь явлена в который раз разница между нашим – житейским – и Божественным пониманием добра, разница между временным и вечным благом.

Примеров внезапных и, казалось бы, «несправедливых» страданий и смертей праведников мы знаем немало

Это понимание должно распространяться не только на крайние и трагические проявления зла в жизни верующих, но и на множество иных, странных, нелепых, скорбных и неприятных обстоятельств, возникающих, как правило, неожиданно и внезапно в ровной и, казалось бы, благочестивой жизни всякого верующего человека. В отношении всех этих обстоятельств можно с уверенностью сказать только одно – все они попускаются Богом для нашего смирения, очищения души посредством скорбей, или для стяжания большей славы, если мы говорим о праведниках. Но много ли из нас таких? Увы… Так что, по совести, надо нам говорить о том, что мы не замечаем, как коснеем в ложном чувстве самоуспокоенности, если не опасного и ложного самомнения. Нам кажется, что всё у нас более-менее благополучно в духовном смысле, что есть у нас и скорби свои, но и радости, что живем мы более-менее благочестиво и ровно, ну, и… все. Это ведь часто встречается и многим из нас свойственно. А где же покаяние действенное, покаяние не как единичный акт, а как путь постоянного и терпеливого преображения жизни? Путь, связанный с необходимостью трезвого осмысления своего действительного положения перед людьми и Богом. Часто этого нет, но мы не замечаем этого. И вот это как раз, по свидетельству многих святых отцов, – есть самое опасное состояние, именуемое ими духовным нечувствием. Когда человек вовсе уже не понимает, в чем ему каяться, а думает, что жизнь у него, в общем, добра и богоугодна, несмотря на какие-то неизбежные «шероховатости». И вот, посреди этого благодушного «жития» вдруг случается нечто такое, что, пусть ненадолго и в относительно щадящем режиме, но встряхивает нас, позволяет осознать свою немощь, недостоинство перед Богом, а, зачастую и с особенной ясностью обнаруживает некоторые греховные качества, которые проявляются именно в моменты внезапных скорбей и испытаний. Это может быть и маловерие, проявляющееся в унынии и малодушном омрачении, и гнев, и упреки, осуждение других людей, это может быть и открывшаяся внезапно страсть сребролюбия или самолюбия, уязвление которого бывает особенно болезненно… Но именно обнажение всех этих наших греховных страстей, дремлющих в нас залогов и недостатков – это именно то, что необходимо для нашей духовной жизни. Для того чтобы мы удобнее приходили в состояние сокрушения сердечного, смирения и упования не на себя и порядки этого гибнущего мира, но на Господа. Чтобы мы научились молиться Ему с вниманием и усердием, преодолевая привычную теплохладность и духовную спячку. Чтобы вспомнили, что ничто в этом мире не бывает надежно, прочно и постоянно, что жительство наше – на небесах, и к этому надлежит нам стремиться, скорби жизни земной воспринимая как необходимое условие восхождения в небесное Отечество.

Ничто в этом мире не бывает надежно и постоянно, жительство наше – на небесах, и к этому надлежит нам стремиться

И если будем так относиться ко всем «внезапным, странным и нелепым» обстоятельствам, скорбям и случаям нашей жизни, то этого будет нам вполне достаточно, чтобы от всего сердца поблагодарить Бога за высшую науку – науку смирения, без которой нет и не может быть духовной жизни. И тогда, несомненно, Господь в свое время подаст нам и помощь, и утешение, и всё благопотребное для доброй жизни – и в вечности, и во времени.

* * *

    

Поначалу я не знал, что отец Александр погиб, направляясь к месту поклонения отпечатку от стопы святого Апостола Первозванного. А когда узнал – обрадовался, потому что апостол Андрей – это не только первый апостол, призванный Христом к служению, но и первый, кто призвал к истинной вере наш народ. И вот, к нему-то на поклонение шел отец Александр, и радостно верить, что дошел. Не так, как предполагал по-житейски, но в высшем и лучшем – духовном смысле. И как же не радоваться этому, вопреки недоумению скорбящего разума. Просто потому, что время пришло отцу Александру вступить в благословенную вечность!

Священник Димитрий Шишкин

24 сентября 2020 г.

[1] Добротолюбие. Т. 4. С. 457.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей26 сентября 2020, 11:16
Трудно простому человеку понять смысл подобных происшествий, особенно на фоне благоденственного жития всякого рода бахвалящихся своим злодейством. Утешительное слово это хорошо, но требуется куда большая сила ибо другая сторона показывает как будто реальное положение дел. Ой как не просто в таких условиях разоблачить лжецов, а по смерти поздно будет что либо менять.
Анатолий25 сентября 2020, 21:58
Знал отца Александра близко. Верный воин Христов. Защитник Руси Святой и Веры Православной. Еще один ревностный ходатай перед Богом и молитвенник о России. Вечная память!
Александр Б25 сентября 2020, 19:34
Царствия Небесного подай Господи рабу твоему!
раба Божия тамара25 сентября 2020, 16:27
Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего отца Александра в селениях праведных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, а жизнь бесконечная… Аминь!
Игорь Александрович25 сентября 2020, 02:36
Не хочет Господь, чтобы кто погиб, но человек склонен к своеволию, этим себя и губит зачастую.
Лариса_24 сентября 2020, 10:52
Соглашусь с отцом Димитрием полностью, потому как сообщил друг о. Александра, который ему звонил буквально за несколько часов до смерти - о. Александр был в радостном, прямо Пасхальном духе от пребывания в Крыму. И вот в таком духе предстал пред Господом. То есть - шел к мощам св. Апостола, а пришёл – пред очи его. В чём лично я не сомневаюсь – есть и такие переходы в вечность. Это нам, оставшимся, тяжело терять пастырей и оставаться без их поддержки здесь, на земле. Царство Небесное о. Александру и о. Олегу из города Рени. Сердце-то всё равно печалиться, что они покинули нас. Спасибо Вам, о. Димитрий, и о напоминании нам о нечувствии – что есть, то есть.
наталия24 сентября 2020, 10:35
Спаси Господь отца Димитрия! Благодарю, батюшка, за правду о Православии и пути православному через Голгофу. Говорил Господь:"Не суть бо совети Мои якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путий ваших, и помышления ваша от мысли Моея". Вот об этом мы забываем накрепко и всё судим по-человечески. Упокой душу раба Твоего, Господи, Александра в селениях Твоих.
Наталия Ростова24 сентября 2020, 08:52
В страданиях познаётся верность Христу...Каждый христианин живёт вполне себе обычной житейской жизнью, греша и каясь, падая и поднимаясь, иногда молясь автоматически, а иной раз и с невероятным духовным подъёмом. Но, наверное, мало кто догадывается, что один раз,( и возможно не один ) всё таки прийдётся достать свои доспехи, оружие и вступить в схватку с самим губителем душ человеческих...Как это может произойти? У всех по-разному. Кто через тяжёлую болезнь, кто через смерть близкого, а кому и просто на словах не отречься от Христа. И эти слова - "Верую, Господи и исповедую, яко ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго..", спасут душу от вечной погибели...Царствия Небесного о.Александру...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×