Часть 2: Священство дается для служения
Недавно по сети прокатилась волна преднамеренно громких заявлений греческого архимандрита Андрея Конаноса и некоторых русских священников о снятии с себя сана. Мы подождали, пока страсти улеглись (хотя в очередной раз они закипели: почему иных не извергают из сана?) – и поговорили о священстве с одним из самых авторитетных канонистов Русской Православной Церкви протоиереем Владиславом Цыпиным.
Власть от Бога и у Бога
– Отец Владислав, что такое священный сан?
– В состав Церкви входят миряне и клирики – духовные лица. Клирики посвящаются в сан. Это посвящение сообщает им благодатные дары для совершения служения. Клириками являются церковнослужители и священнослужители. Церковнослужительские степени – чтецы и иподиаконы (хотя обязанности чтецов и иподиаконов могут исполнять – и часто исполняют – и миряне). А священные степени (снизу вверх) – диаконская, пресвитерская и епископская. Епископам Господь даровал через апостолов власть совершать служение и церковное управление. «Епископу вверены люди Господни, и он воздаст ответ о душах их» (39-е Апостольское правило). А пресвитеры – это те, кого в просторечии мы называем священниками (хотя в Древней Церкви священниками называли преимущественно епископов). Пресвитеры, выполняя волю епископа, совершают богослужения, включая и Таинства, кроме Таинства Хиротонии. Посвящение других в священный сан – исключительная прерогатива епископов. Диаконы помогают при совершении богослужения священникам и епископам.
– Почему Господу важно именно через человека преподавать Таинство? От человека – человеку?
– Если бы помимо человека совершалось Таинство, это было бы чудо. Чудо – это нечто исключительное, что имеет место в жизни этого мира, в особенности в Церкви, но в исключительных случаях. Поэтому практически всё в Церкви происходит не без посредства человеческих действий. Богослужения совершают специально посвященные для этого лица, а не всякий, кто мог бы, научившись этому, совершать.
– Владыка Алексий (Фролов) рассказывал священникам реальный случай: во время войны один из партизан, который с детства прислуживал в алтаре (настоятель готовил его к семинарии, но рукоположен парень не был, возможно, и не знал, что это необходимо – гонения начались), отслужил по просьбе старушек литургию на Пасху. Народ отовсюду собрался – со слезами на глазах приступали… И вот владыка спрашивал: «Литургия совершилась? Вот для этих людей Таинства были действительны?» Вы бы как ответили?
– С канонической стороны ответ ясен: нет. А то, что могло быть действием благодати Божией, мы не в состоянии измерить и изъяснить. Это за пределами нашего разумения. На основании церковных законов можем говорить, что нет, не мог не рукоположенный священник совершить Литургию. Но в житиях святых можно встретить рассказы о том, что при несостоятельности священника ангелы служили Литургию за него. Поэтому наверняка сказать, что нет, ничего не произошло и это было лишь кощунственное действо, мы не можем. К тому же этот партизан непреднамеренно действовал, по незнанию – поэтому на нем, наверно, нет греха. На это есть суды Божии.
Образ иерархии
– Известен ветхозаветный эпизод, когда Бог говорит Моисею: возьми 70 человек и расположи их вокруг палатки (скинии), а «Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» (Числ. 11: 17). В новозаветной Церкви этот принцип главенства и преемственности тоже сохраняется?
– Ветхозаветное священство восходит к брату Моисея Аарону. А в Новом Завете после Крестной Жертвы и Вознесения Христова Дух Святой снизошел на апостолов, но далее уже апостолы хиротонисали епископов, а те в свою очередь рукополагали пресвитеров, диаконов, другие чины; и также – соборно – других епископов, а те пресвитеров, диаконов – и так из века в век.
– Апостол Павел, подчеркивая, что он «избранный не человеками и не через человека» (Гал. 1: 1), велит анафематствовать хоть апостола (говоря «мы», хотя кто его рукополагал?), хоть Ангела с неба, если бы «стал [кто] благовествовать вам не то, что мы благовествовали» (Гал. 1: 8). Говорят, между рукополагающим и рукополагаемым возникает особая духовная связь, но и она же взаимно, согласно слову апостола, поверяется Словом Божиим. То есть во главе Церкви – Христос?
– Да, конечно. «Право правяща слово истины» (2 Тим. 2: 15), – произносим в молитве о священноначалии, так и каждый священник (епископ тоже священник) присягает: «при помощи Божией всемерно буду стараться проходить свое служение во всем согласно слову Божию». Святейший Патриарх Кирилл, возглавляя Русскую Православную Церковь, является еще и епархиальным архиереем для града Москвы, поэтому, несмотря на то, что он по понятным причинам не может всех вообще рукополагать сам, многие московские священники – а может быть, уже и большинство, – рукоположены им. Епископы избираются и рукополагаются собором епископов. У нас собор, который избирает епископов, – это Священный Синод. Каждый епископ рукополагается не одним, а несколькими епископами. Двое – это абсолютно минимальное число. Но практика последних десятилетий такова, что обычно в архиерейской хиротонии участвует значительно больше епископов, чем двое. Святейший, как правило, возглавляет епископские хиротонии. Если не патриарх, то все равно один из епископов становится во главе собора епископов при каждом епископском рукоположении.
– Опять принципы главенства и иерархичности подчеркиваются?
– Потому что образ иерархии – это Господь со Своими ближайшими учениками. Иерархия есть во всех человеческих отношениях. Есть она и в Церкви. Апостолы, получив Духа Святаго, шли проповедовать по всему миру, основывали Церкви на местах. Церковь вокруг епископа – это принцип церковного устройства. Епископы – преемники апостолов. Поэтому только они и рукополагают.
Господь может действовать поверх и вопреки священства
– Однако при всей важности духовного преемства от человека к человеку Господь может действовать и поверх недостоинства священника (или даже епископа)?
– Получив сан, мы все равно остаемся людьми, а кто из нас без греха? Но, тем не менее, духовная власть вручена Господом епископам, от епископов в известных пределах и с ограничениями – пресвитерам, которыми тоже совершаются Таинства и другие богослужения. Личное недостоинство иерея или архиерея не делает Таинство недействительным. Об этом определенно учит Церковь. Духовное руководство со стороны неумелого или какого-то совсем уж грешного пастыря может быть, разумеется, дефектным. Но Таинство как таковое совершается священником до тех пор, пока он остается священником, – так же и епископом, пока он епископ.
Таинство как таковое совершается священником до тех пор, пока он остается священником
– Отец Валериан Кречетов часто напоминает, что священник пусть и произносит слова разрешительной молитвы после исповеди: «прощаю и разрешаю…», – а Господь Сердцеведец в этот момент стоит рядом и может засвидетельствовать: «А Я не прощаю». То есть Христос и вопреки действует?
– Только это происходит не от того, что, допустим, священник прочитал слова разрешительной молитвы недостаточно внимательно, а от нераскаянности самого формально перечислившего свои грехи на исповеди грешника. Возможно, он и не думает меняться, а, что называется, пришел «отчитаться в содеянном». Разрешение грехов дается Господом именно в меру покаяния кающегося.
– Также есть свидетельства, что и причащает Господь не всех подошедших к Чаше, верно?
– Церковное учение таково: Причащение всегда действительно, но действительность Причащения не означает непременно его спасительного действия на причащающегося человека. «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 29).
– А священник может во осуждение себе служить?
– Конечно.
– Это что за случаи?
– Да все случаи того самого указанного апостолом «недостоинства»: греховности, небрежения, невнимательности… Мы не знаем судов Божиих. Всегда имеется известная доля недостаточности, и за это, конечно, священник несет ответственность, а уж в какой мере это для него губительно или все-таки небезнадежно – это только Господь Сердцеведец знает. Мы, священники, в разрешительной молитве тоже исповедуем свое недостоинство: «аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною…». Но не только произносить надо эти слова из последования, а и мыслить, и чувствовать так – каяться.
Действительность Таинств
от личных качеств священника или архиерея не зависит
– Какие есть канонические препятствия к рукоположению?
– Их множество. Это может быть и возраст: слишком юный человек не может стать пастырем для других, тут требуется определенная опытность. Это и некоторые недуги, болезни – что, конечно, не связано с виной человека, но тем не менее накладывает ограничения. Важен вопрос о прежней жизни, совершенных ранее грехах – суммарно можно сказать, что те грехи, которые по канонам влекут за собой отлучение от Причастия, препятствуют и рукоположению. Это не сегодня придумано – эти правила действуют уже более полутора тысяч лет. И хотя в наше время мирян, если они каются, уже не отлучают за эти грехи от Причащения на годы и десятилетия, как это было в древности, но в отношении кандидатов в священство эти грехи составляют каноническое препятствие. Епископ, однако, имеет право и власть под свою ответственность учесть какие-либо обстоятельства, через что-то переступить. На Руси в допетровские времена говорили: «Приходится рукополагать и недостойных, чтобы церкви не стояли без пения». Но подразумевается при этом все же, что не настолько достойных, насколько этого требуют каноны, а не так, чтобы совсем уж непригодных.
– А если известны откровения, когда священнику говорится: «А ты сегодня не служил! Ангел вместо тебя служил…», так ангел же может и всё время за недостойного иерея прослужить? И перед Господом этот человек не священник, хотя над ним хиротония и была совершена?
– Мы ни в чем не могли бы быть уверенными, если бы действительность Таинства рукоположения зависела от настроения архиерея, который рукополагает, или от того, что он недостаточно тщательно изучил личность ставленника. Или даже от того, что тот что-то скрыл на ставленнической исповеди – хотя в таком случае он по канонам и подлежит извержению из сана, но пока это извержение из сана не состоялось, он остается священником. И все совершаемые им Таинства и богослужения действительны. Потому что действительность Таинств от личных качеств священника не зависит. А уж каковы в целом плоды всей деятельности того или иного пастыря или архипастыря, это отдельный вопрос.
Если священник рукополагать начнет…
– А если священник самочинно присваивает себе епископские полномочия?
– Священник, усваивающий себе епископскую власть, совершает каноническое преступление, в зависимости от тяжести которого архиерей накладывает на него прещения.
Священник, усваивающий себе епископскую власть, совершает каноническое преступление
Например, настоятель для прихода принял на служение на несколько дней какого-то диакона. Он этого делать не имел права. Можно позволить сослужить – в данный праздник, на данной службе. Но так, чтобы кто-то целую неделю служил в храме как временно исполняющий обязанности – это надо согласовывать с архиереем. Священник, поступающий подобным образом, усваивает себе не принадлежащие ему права, но сказать, что его за подобное нарушение надо, например, извергать из сана, – это было бы слишком, он, может быть, и не знал, что превысил свои полномочия. Ему в этом случае, вероятно, делается замечание, и если, объясняясь, он скажет: «Владыко, конечно, исправим, я не знал…» – это одно. А когда заявляет: «Нет, приход есть приход. Приход должен обладать самостоятельностью, автономией. Вот еще будем с вами согласовывать такие мелочи: диакону послужить! Это мое право!!» – тогда епископ может извергнуть такого священника из сана за неповиновение. Я описал эту придуманную ситуацию, чтобы показать, что не каждый случай можно рассматривать как достаточный для извержения из сана. Но если священник рукополагать кого-то начнет, это, конечно, каноническое преступление, за которое извергают из сана. И такие его «хиротонии», разумеется, не действительны.
Нужна ли таковым Церковь и зачем?
– Отец Владислав, а когда священник публично отрекается от сана, это какое-то новое явление сейчас появилось? Одно дело – при советской власти под давлением требовалось публично попрать священство, а сейчас-то, когда сами?.. Тот же Андрей Конанос, некоторые у нас в России…
– По разным причинам это случалось во всякие времена. Разве что в старой России до революции этого не могло произойти по легкомысленным причинам, потому что оставление сана влекло за собой очень серьезные последствия в гражданско-правовом статусе человека. Бывший священник, например, должен был непременно покинуть свою епархию. Он не мог продолжать жить в своей епархии, переехав даже в соседний городок. Подразумевалось: пускай живет там, где его вообще никто не знает.
– А в наши дни публично отрекаются как раз медийные персонажи – те, кого, как того же Андрея Конаноса, чуть ли не во всем мире знают, что он и подчеркнул в своем заявлении о «снятии с себя сана»… Хотя и оговорился, что он «не со Христом развелся, а с конкретной организацией…»
– Если упомянутый греческий архимандрит, говоря о «разводе с организацией», имеет в виду только то, что он уже не священник, – это одно; а если он в принципе от Православной Церкви сам отмежевался, то это уже совсем другое. Священников не наказывают дважды: извергая из сана, не отлучают от участия в Таинствах Церкви. 25-е Апостольское правило гласит:
«Епископ, или пресвитер, или диакон, в блудодеянии, или в клятвопреступлении, или в татьбе обличенный, да будет извержен от священнаго чина, но да не будет отлучен от общения церковнаго. Ибо Писание гласит: “Не отмстиши дважды за едино” (Наум. 1: 9)».
– В заявлениях о «снятии с себя сана» некоторые священники в России так прямо и прописывают, что впредь выбирают «двигаться дальше, не связывая себя ни положением настоятеля и священника, ни вообще религиозными правилами, предписаниями и убеждениями». Андрей Конанос на Христа, по крайней мере, ссылается…
– Со Христом так или иначе все соотносятся, потому как вообще никто не может считаться абсолютно лишенным благодати. Действием Промысла Божия продолжается сама наша жизнь. Но быть христианином вне Церкви невозможно. Существуют всякого рода протестантские секты, но каждая из них себя тоже мыслит как своего рода церковь.
– А при каком условии извергаемых из сана и от Церкви отлучают?
– При симонии – приобретении сана за деньги – или получении такового при вмешательстве гражданских властей. 29-е и 30-е Апостольские правила предусматривают таковых извергаемых отлучать и от Церкви. Вот эти Апостольские правила:
- «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, деньгами сие достоинство получит, да будет извержен и он, и поставивший, и от общения совсем да отсечется, яко Симон Волхв мною Петром» (прав. 29);
- «Аще который епископ, мирских начальников употребив, чрез них получит епископскую в Церкви власть, да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним» (прав. 30).
В Российской империи изверженные из сана в течение 10 лет (бывшие священники), 5 лет (бывшие диаконы) не могли состоять на государственной службе. Извергаемый из священства лишался всех орденов, медалей, званий, которые получил, будучи в сане. Он исключался из духовного сословия.
– И в какое сословие переводился?
– Если он был по рождению потомственным дворянином, что бывало – не так часто, но бывало, – то он сохранял дворянство. Если он был другого сословия, то переводился в податное сословие: если он жил в городе и у него был свой домик – то в сословие мещан; в деревне – в крестьян.
– Крепостных?
– Ну, в крепостных его не записывали. Крестьяне же были не только крепостные. В России, за исключением правления Екатерины II, во все времена – и раньше, и позже – из всех крестьян крепостных было менее половины.
– Иногда в обсуждениях говорят о «крепостном бесправии» священников перед архиереем. Это так?
– Крепостная зависимость – это неуместная аналогия, а вот образ военного служения адекватен. В каком-то смысле положение священника по отношению к епископу подобно таковому у офицера к его командующему генералу. Поэтому и самовольное снятие сана – дезертирство. Это известная норма, согласно которой все служащие отличаются от тех, кто трудится на гражданской работе.
Тут уместна аналогия с армией, поэтому и самовольное снятие сана – дезертирство
– Так на это и ссылаются: «на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся»: я, мол, сам никуда не просился, ответственность на том, кто меня рукоположил. А как ответственность самого священника подчеркивается в чине рукоположения?
– Он дает присягу перед хиротонией[1]. Это присяга Церкви. Не конкретному архиерею, а именно Церкви.
Время «пряников» от лукавого
– Отец Владислав, почему именно увлечение психологией и медиа-активность оказываются скользкими дорожками, на которых и поскальзываются священники, решающие снять с себя сан? Уходят в коучи, в шоу-бизнес и т.д.
– В психологии свои методы, установки, которые часто несовместимы с православными вероучением и аскетикой. Тут и возникают конфликты. Что же касается медийности, то, возможно, проблема в тщеславии, которое захлестывает тех, кто начинает этим слишком увлекаться, не желая далее уже признавать тех границ, которые предполагает церковная дисциплина для священников.
– Может быть, проблема в том, что они ищут общий язык с невоцерковленными современниками, а потом этот неояз уже может определять и их собственное сознание?
– Каждый конкретный случай имеет свою специфику. Никто не спорит: надо знать современника и говорить с ним на доступном его пониманию языке, но при этом недопустимо поступаться ничем из того, что касается православного вероучения, христианской этики, потому что они первостепенны, это стержень. Священник, если он миссионер, должен уметь внятным образом объяснить человеку нашего времени – определенного образовательного, культурного, интеллектуального круга и т.д. – церковное учение. Но ради того, чтобы кого-то увлечь, нельзя потаковничать, пренебрегая сутью веры. А здесь как раз соблазны при стремлении к успеху и подстерегают.
Ради того, чтобы кого-то увлечь, нельзя пренебрегать сутью веры
– Если при советской власти публично отрекались от сана, потому что враг гнал, то сейчас его посулами прельщаются?
– Может быть сколь угодно много комбинаций из разного рода страстей. Порою у священника возникает вопрос о содержании себя и семьи, которое бывает недостаточным в виду бедности прихода.
– А что несовместимо со священством? Какие сферы деятельности?
– Проект документа «Профессии, совместимые и несовместимые со священством» еще обсуждается на сайте Межсоборного присутствия[2]. Это отдельная тема для разговора.
– Наряду с проблемой оставления сана отмечают и другую: неоставление сана теми, кому бы сан оставить надо…
– За этим как раз и смотрит архиерей и при необходимости лишает сана. Всё решаемо.