Кадр из фильма «Молодая гвардия»
Год 75-летия Великой Победы ещё не закончен. Хочется вспомнить, чем же жили-дышали, утоляя духовную жажду, граждане нашей страны сразу после Великой Отечественной войны.
Строго говоря, первая послевоенная пятилетка по партийным документам исчислялась с 1946 г. Однако активно возрождаться разрушенное народное хозяйство СССР на всей европейской территории страны стало уже в 1944-м г., когда Советская Армия изгнала оккупантов за границы Советского Союза. Рука об руку с оживавшей экономикой шла отечественная культура, жизнь которой не пресекалась и в годы войны.
Вспомним некоторые вехи нашего кино тех лет, которое ретранслировало в то числе и многовековой русский духовный код.
Нашего кино тех лет, которое ретранслировало в то числе и многовековой русский духовный код
Столько значимых кинокартин в этот период — первой послевоенной пятилетки, даже удивительно, что у историков кино он получил название «малокартинье»! Следует иметь в виду, что после войны советскому кинематографу, как и всем культурным индустриям страны, требовалось время на реабилитацию. «Ленфильм» и «Мосфильм» вернулись из эвакуации из Средней Азии.
Понятно, что в первые послевоенные годы перед мастерами советского киноискусства встала задача отразить в своих работах события Великой Отечественной войны. Понятно также, что некоторые ленты того периода изобиловали пафосом победы, а также показывали — в пафосном же ключе — образ Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Назовём двухсерийные фильмы «Падение Берлина» (1950 г., реж. М. Чиаурели) и «Сталинградская битва» (1949 г., реж. B. Петров).
Но наряду с этим снимался и «Иван Грозный» С. Эйзенштейна, съемки которого были прерваны в Москве началом войны и продолжились в Алма-Ате. Первая часть вышла на экраны в начале 1945 г. и была восторженно встречена интеллигенцией. Фильм получил Сталинскую премию, однако вторая часть была Сталиным подвергнута критике, отправлена на доработку и вышла в 1958-м г., уже после кончины и режиссёра, и вождя народов.
Киновед М. Лемешева утверждает, что это было
«трудное, но уникальное время: советские люди соскучились по искусству и наполняли кинотеатры, где смотрели отечественные картины, многие из которых стали классикой, а также так называемые трофейные фильмы, вывезенные из немецких архивов солдатами-победителями. Этот период в истории нашего кино сформировал жанр, в котором и по сей день снимаются военные фильмы. Он задал тон для всей индустрии на многие годы и выработал особый киноязык, где сочетаются мотивы подлинного героизма и обострённого чувства справедливости, душевной драмы и тонкого юмора».
По сей день телеканалы транслируют комедию С. Тимошенко «Небесный тихоход» (1945 г., «Ленфильм»). Улыбчивое лицо актёра Николая Крючкова стало собирательным образом воина, победившего фашизм. До сих пор поются весёлые песни из этого фильма — «Первым делом — самолёты» и «Пора в путь-дорогу», музыку к которым написал В. Соловьев-Седой.
Сильный резонанс в самых широких слоях населения Советского Союза вызвал двухсерийный фильм о героях-подпольщиках Краснодона «Молодая гвардия», поставленный в 1948-м г. по роману А. Фадеева режиссёром С. Герасимовым. В фильме снялась плеяда молодых актёров, которые через годы составят славу нашего кинематографа — Н. Мордюкова, С. Бондарчук, В. Тихонов, К. Лучко, И. Макарова, Г. Юматов, Е. Моргунов.
Отметим два ярких фильма с актёром Павлом Кадочниковым. Всенародная слава к П. Кадочникову пришла в 1947-м г., после выхода на экраны страны картины режиссёра Б. Барнета «Подвиг разведчика». Разведчиком Алексеем Федотовым, в оккупированной Виннице выдававшим себя за офицера вермахта Генриха Эккерта, были очарованы все советские зрители. Он добыл секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской Ставкой и «прихватил» самого генерала. Прототипом главного героя считается Николай Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта.
Уже в мае 1946 г. режиссёр Б. Барнет для постановки фильма по одноименной пьесе М. Маклярского «Подвиг останется неизвестным» был командирован в Киев. С чем же столкнулся режиссёр по приезде в столицу УССР? Студия была пустынна и холодна. Свет подавали нерегулярно. Проблемой было всё: грим, реквизит, костюмы, декорации. Сценарий будущего фильма требовал переделок, а сроки производства сокращены — картину надо было сделать за 5 месяцев.
Проблемой было всё: грим, реквизит, костюмы, декорации
П. Кадочников наделил своего героя ярким даром перевоплощения. И именно с этой ленты в отечественном кино началось рождение образа бесстрашного и благородного разведчика-интеллектуала, постоянно рискующего жизнью в тылу врага. Изображая Эккерта, актёр использовал найденный драматургами приём — «разбросанные» на протяжении всей ленты реплики с двойным смыслом, понятным, естественно, только герою фильма и сидящим в зале зрителям. Когда на дне рождения генерала Кюна Федотов-Эккерт значительно подчёркивал тост: «За нашу победу!» — это неизменно вызывало бурю зрительских восторгов. Слова, в логове врага произнесённые героем с особой многозначительностью, запали зрителям в душу, люди повторяли их в застольях. Это был любимый тост и самого Кадочникова, он поднимал его на всех праздниках.
Фильм стал классикой жанра. Фразы из него разобраны на цитаты. Помним сакраментальную фразу, пароль-отзыв: «У вас продается славянский шкаф? — Шкаф продан, осталась никелированная кровать с тумбочкой».
«Подвиг разведчика» открыл новый жанр в отечественном кино и породил целую плеяду разведчиков в фильмах последующих десятилетий
«Подвиг разведчика» имел огромный успех, режиссёр получил множество поздравительных писем и телеграмм, восторженные рецензии, звания лауреата и Заслуженного деятеля искусств Украины.
Лента вышла в прокат 19 сентября 1947 г., а уже 1 октября сообщили, что её только в Москве посмотрели свыше 1 млн. зрителей. Кинокритики в игре П. Кадочникова отмечали «отсутствие позы и переигрывания», «мягкость и простоту исполнительской манеры… делающей образ Федотова человечным и привлекательным», «строгость и сдержанность» актёрских средств выражения.
«Подвиг разведчика» открыл новый жанр в отечественном кино, на экран пришёл герой волнующей профессии и породил целую кинематографическую плеяду разведчиков в фильмах последующих десятилетий.
Второй триумфальный для Кадочникова фильм — экранизация произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (1948 г., реж. А. Столпер) — остаётся и до сегодняшнего дня живым и сильным, как и его литературная первооснова. Для достижения достоверности образа легендарного обезноженного лётчика Мересьева Кадочников отказался от помощи дублёров и сам учился ходить на протезах, даже танцевал на них.
Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке»
В 1947-м г. Л. Луков снял военную драму «Рядовой Александр Матросов», в которой с помощью актёра Анатолия Игнатьева рассказал о подвиге 19-летнего солдата Великой Отечественной войны, закрывшего своим телом амбразуру фашистского дзота.
Кадр из фильма «Александр Матросов»
Запомнились также посвященные борьбе за мир фильмы «Встреча на Эльбе» (1949 г.), снятый Г. Александровым, конечно же, с Л. Орловой в главной роли, а также «Русский вопрос» (1948 г.) М. Ромма, по одноимённой пьесе К. Симонова. Картина «Русский вопрос», посвящённая также теме советско-американских отношений, была удостоена Сталинской премии I степени, нескольких международных премий.
Кадр из фильма «Встреча на Эльбе»
Среди лент о советской действительности послевоенных лет завоевал популярность музыкальный фильм «Сказание о земле Сибирской» (1948 г., реж. И. Пырьев) о талантливом композиторе. Роли исполнили артисты В. Дружников, М. Ладынина, В. Васильева, Б. Андреев, В. Зельдин. Благодаря оператору В. Павлову в ленте выразительно показаны также величие и красота русской природы.
Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период
Особое место в послевоенном кино занимает светлое полотно М. Донского «Сельская учительница» (1947 г.), где на историческом и социальном фоне прослежен жизненный путь народной учительницы, ярко воплощённой актрисой В. Марецкой. Марк Донской и Вера Марецкая получили в 1948-м г. Сталинскую премию I степени. Был и международный эффект: премия за режиссуру Марку Донскому на МКФ в Париже в 1949-м г.
Но и сказка оказалась весьма уместной в тот период. Режиссёры Н. Кошеверова и М. Шапиро сняли кинокартину «Золушка» с 37-летней Яниной Жеймо в главной роли. Рассказывают, что худсовет «Ленфильма» безоговорочно принял сценарий Е. Шварца. Это было через 20 дней после взятия Рейхстага! Фильм подвергся цензурированию и вышел на экраны лишь в 1947-м г. До сих пор этот лиричный и добрый фильм продолжает радовать разные поколения зрителей. Он был восстановлен в 1967-м г. на киностудии «Мосфильм». Цветная российско-американская версия создана в 2009-м г. Возможно, этот тот редкий случай, когда уместна «раскраска» старого фильма.
Режиссёр Г. Александров в 1947-м г. снял свою последнюю с Л. Орловой музыкальную комедию «Весна», в которой были задействованы также прекрасные артисты Николай Черкасов, Ростислав Плятт, Фаина Раневская, Рина Зелёная. Вот уже полвека поколение за поколением с удовольствием смотрит этот фильм с музыкой Исаака Дунаевского. В картине соединились элементы комедии масок и комедии положений, многочисленные режиссёрские и актёрские находки, талантливая музыка. За оригинальность сюжета картине была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля (1947).
В этот период широкое распространение получили биографические фильмы. В числе лучших картин этого жанра, поставленных в те годы, — «Пирогов» (1947 г., реж. Г. Козинцев), «Миклухо-Маклай» (1947 г., реж. А. Разумный), «Глинка» (1947 г., реж. Л. Арнштам), «Академик Иван Павлов» (1949 г.) и «Мусоргский» (1950 г., оба — реж. Г. Рошаль).
Значительным произведением был исторический фильм В. Пудовкина «Адмирал Нахимов» (1947 г.). В числе лучших экранизаций — «Каменный цветок» (1946 г., по уральским сказам П. Бажова, реж. А. Птушко) — фильм, в котором осваивались художественные средства цветного кино, и «Без вины виноватые» (1945 г., по пьесе А. Островского, реж. В. Петров).
В послевоенный период совершенствовалось мастерство советских мультипликаторов
Нельзя не отметить, что в послевоенный период совершенствовалось мастерство советских мультипликаторов, были созданы ленты, которые прекрасно воспринимаются и сегодня: «Лиса и дрозд» (1946 г., реж. А. Иванов), «Песенка радости» (1947 г., реж. М. Пащенко), «Конёк-Горбунок» (реж. И. Иванов-Вано), «Серая шейка» (реж. Л. Амальрик, В. Полковников) — оба в 1948-м г., «Цветик-семицветик» (1949 г., реж. М. Цехановский).
Искусствоведы правы: эстетика и проблематика фильмов послевоенного времени имеет мало общего с современным российским кинематографом. Однако
это
«не мешает многим поколениям проявлять живой интерес к особенностям киноискусства той эпохи. Фильмы первых послевоенных лет помогли миллионам людей пережить самое страшное время в советской и мировой истории, вдохновили на возрождение истерзанной войной страны, новые достижения в науке, искусстве, спорте. Из этой ‟шинели” вышло советское кино как особое культурное явление».