Кинорежиссёров С. Бондарчука, С. Ростоцкого и Ю. Озерова на международных кинофестивалях справедливо называли «тремя богатырями» советского киноискусства.
Сегодня есть значительный повод вспомнить одного из этой прославленной тройки: 26 января исполнилось 100 лет со дня рождения советского кинорежиссёра-монументалиста Юрия Николаевича Озерова.
Особое послание
Этот мастер памятен, прежде всего, конечно, масштабной киноэпопеей «Освобождение» — героической художественной хроникой, известной нам в пяти фильмах, рассказывающих о наиболее важных сражениях Великой Отечественной, начиная с Курской битвы, где произошло самое крупное танковое сражение за всю историю человечества. Фильм стал ярчайшим событием культурной жизни тех лет.
Фильм стал ярчайшим событием культурной жизни тех лет
Автору этих строк, рожденному через 14 лет после окончания войны, довелось ребёнком пережить величайшую танковую битву чуть ли не с эффектом присутствия — на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино — «Радуга» — в Белгороде, городе Первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки Курской дуги, всем своим существом чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в советских танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина, когда на нас во всю ширь гигантского поля шли с экрана страшные танки врага. Да и музыка ли это была, а не собственно трагический звук Великой войны? Особенно — многократно повторенные оркестровые цитаты-парафразы песни «Священная война».
Для нас этот фильм, как и вся эпопея, стал особым посланием.
Кадр из фильма «Огненная дуга»
Фильмы, составившие озеровский цикл, получили названия лишь в окончательном варианте картины:
- «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой);
- «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода, с последующим выходом на Харьков);
- «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и покушении на Гитлера);
- «Битва за Берлин»
и
- «Последний штурм» (единый фильм, разделенный надвое по прокатным соображениям).
Кадры из эпопеи «Освобождение»
Как пишут критики,
«в картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие) действуют и собирательные, в судьбах которых отразились трагедия, боль, переживания и наши неисчислимые потери. Действие изобилует съемками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской».
Фильм снимался с 1967 по 1971 гг. непосредственно на местах великих событий. Эпопея показала и форсирование Днепра, и освобождение Белоруссии, и взятие Рейхстага. Съёмки последних частей эпопеи проходили в столице Германии.
Кадр из фильма «Последний штурм»
Для боевых эпизодов были выстроены масштабнейшие декорации с полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют сквозные персонажи, связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).
Н. Олялин в фильме «Огненная дуга»
В масштабном полотне снялись также Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Сергей Никоненко, Всеволод Санаев, Анатолий Ромашин, Барбара Брыльска, Франтишек Печка, Лев Прыгунов и другие.
Освобождение — Николай Олялин (Капитан Цветаев)
Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съемок были живы прототипы ключевых героев картины — полководцы Иван Конев (его роль исполнил Василий Шукшин) и Георгий Жуков (роль Михаила Ульянова).
М. Ульянов и В. Шукшин в ролях маршалов Г. Жукова и И. Конева
Ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста
Маршала Победы режиссёр хотел привлечь как главного консультанта, однако, увы, не удалось. А ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста, потом не раз снимавшегося в роли легендарного маршала.
Ю. Озеров и М. Ульянов на съёмках эпопеи «Освобождение»
Картину ждал триумф: к моменту выхода последнего фильма количество зрителей составило 400 млн, почти полмиллиарда!
Беспрецедентный масштаб
Широким массам больше известен младший Озеров, брат режиссёра — Николай Николаевич, народный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта, знаменитый спортивный комментатор, чей голос узнавал каждый житель Советского Союза.
Юрий и Николай были сыновьями солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Их предки по отцовской линии были священниками, отличавшимися красивыми сильными голосами. Разумеется, мальчишки Озеровы росли в культурной среде, в доме бывали Нежданова, Собинов, Качалов, Козловский, Лемешев. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на руках у Станиславского.
Будущий народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреат премии им. Довженко, академик Международной академии информатизации в детстве много рисовал, ходил в художественную школу, а в 1939-м г. поступил в ГИТИС на актерский факультет. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию связистом. Его боевой путь пролёг от Москвы в Польшу и Восточную Пруссию. Дослужился до майора, в 1944-м г. окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе и получив назначение офицером связи в Генеральный штаб.
Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино
Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино. Не сразу, но попал на режиссерский факультет ВГИКа, на второй курс, в класс режиссёра И. Савченко, из которого вышло созвездие крупнейших советских режиссёров: Бондарчук, Алов, Наумов, Миронер, Параджанов, Хуциев.
Первые работы мосфильмовского (с 1949 г.) режиссёра Озерова — это ленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», «Кочубей», юмористический, гротескный и искромётный фильм по рассказам Гашека «Большая дорога» (был выдвинут на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировался за рубежом), лента «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, а также картина «В праздничный вечер» о выдающихся музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане.
Озеров сразу получил международное признание. Так, «Арена смелых (1953) завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Венеции, а первый его художественный фильм «Сын» (1955), остросоциальная драма о возмужавшем без отцов первом поколении детей войны, — диплом Венецианского кинофестиваля.
Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне
Как видим, Ю. Озеров работал как в документальном, так и художественном жанрах, и словно подбирался, набирая дыхание, к большой военной теме. Теме Великой Отечественной войны Озеров посвятит около 30 лет творческой жизни. Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне. Надо ли удивляться, что киноэпопея «Освобождение», в целом идущая более 8 часов, соединила в себе черты документального и художественного кино.
Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам 1940-х годов.
В создании киноэпопеи принимали участие актёры из разных стран Европы.
Обозреватель А. Байков уже в наши дни в своей, в целом весьма критичной, статье о режиссёре Озерове отмечает:
«…Исторические деятели, коих в ‟Освобождении” куда больше, чем обычных людей, врезаются в память надолго. Тут вам и Жуков с волевой челюстью и гармошкой, и Муссолини, и Отто Скорцени, и Сталин, и Власов, и даже Штауффенберг. Между прочим, об операции ‟Валькирия” страна впервые узнала именно из ‟Освобождения” — до выхода фильма Озерова на эту тему почему-то не писали и не снимали. А уж каков там был Гитлер в исполнении Фрица Дица — лучший Гитлер всех времён и народов! При каждом его появлении от экрана ощутимо веяло холодом и смертью…».
Сценарий «Освобождения» написали Юрий Бондарев (окопные сцены), Оскар Курганов и сам Юрий Озеров. На экраны картина вышла в 115 странах. Все авторы фильма — Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков (художник), Ю. Бондарев и О. Курганов — были награждены орденами Ленина. Авторский коллектив киноэпопеи в 1972-м г. был удостоен Ленинской премии.
К 2020 г. эпопея «Освобождение» пережила второе рождение — полную цифровую реставрацию на «Мосфильме», продлившуюся 8 месяцев. За короткий срок первый фильм эпопеи в формате 4К набрал почти 4,5 млн просмотров:
Освобождение. Фильм 1-й. Огненная дуга (4К, военный, реж. Юрий Озеров, 1968 г.)
Очень убедительно и внятно высказался гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров:
«Картина сегодня смотрится очень современно, несмотря на то, что лента снята более 50 лет назад — было другое качество плёнки, другое оборудование. И тем не менее картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств. Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал, уникальную. Батальные сцены — их масштаб, качество съёмки — просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший ещё из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось — тогда не было компьютерной графики. Там всё по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров.
На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров
И плюс к этому, конечно, важно понимать, что создатели картины сами — фронтовики. Я знал Юрия Николаевича Озерова, прошедшего войну, как говорится, от звонка до звонка. Оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков — оба воевали. Это поколение, которое реально знало, что такое война. В этом смысле картина ‟Освобождение” для нас является в определённой степени историческим документом. …Это беспрецедентный масштаб, в истории мирового кино такого никогда не было! Надо понимать, что только Советский Союз мог себе позволить создание кинофильма столь высокого уровня. …В какой-то степени ‟Освобождение” и меня вдохновляло, когда я снимал свою военную картину ‟Белый Тигр”».
Эпилог
Следующей крупной работой Озерова стала киноэпопея в четырёх фильмах «Солдаты свободы» (1977), созданная в содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и Италии. Впервые в мировом кино было создано произведение, охватывающее большой исторический период, включающий героические эпизоды истории каждой страны, участвовавшей в борьбе с фашизмом.
В 1980-е военную тематику Озерова продолжили фильмы «Сталинград» и «Битва за Москву». К ним режиссёр, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Эти ленты в известном смысле восполнили недосказанность «Освобождения», где повествование начиналось с Курской дуги, с 1943 г.
Кадр из фильма «Битва за Москву»
Премьера масштабного кинополотна «Битва за Москву» состоялась в год 40-летия Победы и стала главным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве. Несмотря на ряд критических претензий к фильму, высказанных по разным поводам («возвеличивание» фигуры Г. К. Жукова и в целом руководства армии, небрежное местами камуфлирование в кадре военной техники и др.), эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне.
Эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне
Галерею военных картин Озерова завершили «Ангелы смерти» (1992), «Великий полководец Георгий Жуков» (1996), а также телевизионный киносериал из 24 фильмов «Трагедия века» (1994), посвященный 50-летию Победы.
Не оставлял режиссёр и спортивную документалистику. Накануне Олимпиады-80 им был создан фильм «Баллада о спорте», а по её окончании — вызвавшая большой резонанс картина «О спорт — ты мир!» За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР.
С 1979 г. Ю. Озеров во ВГИКе руководил режиссёрской мастерской. На протяжении ряда лет являлся членом коллегии Госкино СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР и даже членом Национального Олимпийского комитета. Неоднократно был членом жюри международных кинофестивалей.
Юрий Озеров скончался в Москве 16 октября 2001 г. Похоронен на Введенском кладбище рядом с могилой брата.
Некоторые моменты творческой биографии режиссёра открывает 25-минутный фильм канала «Культура»:
Юрий Озеров. Легенды мирового кино