Эпический масштаб Юрия Озерова (+ВИДЕО)

На столетие выдающегося кинорежиссёра

Кинорежиссёров С. Бондарчука, С. Ростоцкого и Ю. Озерова на международных кинофестивалях справедливо называли «тремя богатырями» советского киноискусства.

Сегодня есть значительный повод вспомнить одного из этой прославленной тройки: 26 января исполнилось 100 лет со дня рождения советского кинорежиссёра-монументалиста Юрия Николаевича Озерова.

Особое послание

Этот мастер памятен, прежде всего, конечно, масштабной киноэпопеей «Освобождение» — героической художественной хроникой, известной нам в пяти фильмах, рассказывающих о наиболее важных сражениях Великой Отечественной, начиная с Курской битвы, где произошло самое крупное танковое сражение за всю историю человечества. Фильм стал ярчайшим событием культурной жизни тех лет.

Фильм стал ярчайшим событием культурной жизни тех лет

Автору этих строк, рожденному через 14 лет после окончания войны, довелось ребёнком пережить величайшую танковую битву чуть ли не с эффектом присутствия — на премьере первого фильма эпопеи, «Огненная дуга» (1969). И фильм был внове широкоформатным, и кинотеатр широкоформатного кино — «Радуга» — в Белгороде, городе Первого салюта, был открыт под эту премьеру. Мы, мальчишки Курской дуги, всем своим существом чувствовали и понимали, что нам показывают. Мы словно сами сидели в советских танках или поднимались с пехотой в атаку, «мы смерти смотрели в лицо» под потрясающую музыку Ю. Левитина, когда на нас во всю ширь гигантского поля шли с экрана страшные танки врага. Да и музыка ли это была, а не собственно трагический звук Великой войны? Особенно — многократно повторенные оркестровые цитаты-парафразы песни «Священная война».

Для нас этот фильм, как и вся эпопея, стал особым посланием.

Кадр из фильма «Огненная дуга» Кадр из фильма «Огненная дуга»

Фильмы, составившие озеровский цикл, получили названия лишь в окончательном варианте картины:

  1. «Огненная дуга» (о крупнейшем танковом сражении Второй мировой);
  2. «Прорыв» (об освобождении Орла и Белгорода, с последующим выходом на Харьков);
  3. «Направление главного удара» (об операции «Багратион» и покушении на Гитлера);
  4. «Битва за Берлин»

и

  1. «Последний штурм» (единый фильм, разделенный надвое по прокатным соображениям).

Кадры из эпопеи «Освобождение» Кадры из эпопеи «Освобождение»

Как пишут критики,

«в картине, наряду с реальными персонажами (Сталин, Жуков, Власов, Гитлер и другие) действуют и собирательные, в судьбах которых отразились трагедия, боль, переживания и наши неисчислимые потери. Действие изобилует съемками батальных сражений, которые то и дело перекликаются с действиями тыла армии, как советской, так и фашистской».

Фильм снимался с 1967 по 1971 гг. непосредственно на местах великих событий. Эпопея показала и форсирование Днепра, и освобождение Белоруссии, и взятие Рейхстага. Съёмки последних частей эпопеи проходили в столице Германии.

Кадр из фильма «Последний штурм» Кадр из фильма «Последний штурм»

Для боевых эпизодов были выстроены масштабнейшие декорации с полевыми штабами, обустроенными предельно близко к реальности. В этих эпизодах действуют сквозные персонажи, связывающие эпопею воедино: капитан Цветаев (Николай Олялин) и его возлюбленная, медсестра Зоя (Лариса Голубкина), полковник Лукин (Всеволод Санаев) и адъютант Сашка (Сергей Никоненко).

Н. Олялин в фильме «Огненная дуга» Н. Олялин в фильме «Огненная дуга»

В масштабном полотне снялись также Михаил Ножкин, Владислав Стржельчик, Сергей Никоненко, Всеволод Санаев, Анатолий Ромашин, Барбара Брыльска, Франтишек Печка, Лев Прыгунов и другие.

​​

Освобождение — Николай Олялин (Капитан Цветаев)

Специфика работы над «историческими» сценами была обусловлена тем, что на момент начала съемок были живы прототипы ключевых героев картины — полководцы Иван Конев (его роль исполнил Василий Шукшин) и Георгий Жуков (роль Михаила Ульянова).

М. Ульянов и В. Шукшин в ролях маршалов Г. Жукова и И. Конева М. Ульянов и В. Шукшин в ролях маршалов Г. Жукова и И. Конева

Ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста

Маршала Победы режиссёр хотел привлечь как главного консультанта, однако, увы, не удалось. А ульяновский Жуков вышел столь убедительным, что стал фирменной работой артиста, потом не раз снимавшегося в роли легендарного маршала.

Ю. Озеров и М. Ульянов на съёмках эпопеи «Освобождение» Ю. Озеров и М. Ульянов на съёмках эпопеи «Освобождение»

Картину ждал триумф: к моменту выхода последнего фильма количество зрителей составило 400 млн, почти полмиллиарда!

Беспрецедентный масштаб

Широким массам больше известен младший Озеров, брат режиссёра — Николай Николаевич, народный артист РСФСР, заслуженный мастер спорта, знаменитый спортивный комментатор, чей голос узнавал каждый житель Советского Союза.

Николай и Юрий Озеровы Николай и Юрий Озеровы

Юрий и Николай были сыновьями солиста Большого театра Николая Николаевича Озерова и Надежды Ивановны Сахаровой. Их предки по отцовской линии были священниками, отличавшимися красивыми сильными голосами. Разумеется, мальчишки Озеровы росли в культурной среде, в доме бывали Нежданова, Собинов, Качалов, Козловский, Лемешев. Сохранилось фото, где маленький Юра сидит на руках у Станиславского.

Будущий народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, Польши и Чехословакии, лауреат премии им. Довженко, академик Международной академии информатизации в детстве много рисовал, ходил в художественную школу, а в 1939-м г. поступил в ГИТИС на актерский факультет. С началом Великой Отечественной войны был призван в армию связистом. Его боевой путь пролёг от Москвы в Польшу и Восточную Пруссию. Дослужился до майора, в 1944-м г. окончив Военную академию имени М.В. Фрунзе и получив назначение офицером связи в Генеральный штаб.

Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино

Ещё под Кенигсбергом молодой лейтенант дал себе зарок снять о войне кино. Не сразу, но попал на режиссерский факультет ВГИКа, на второй курс, в класс режиссёра И. Савченко, из которого вышло созвездие крупнейших советских режиссёров: Бондарчук, Алов, Наумов, Миронер, Параджанов, Хуциев.

Первые работы мосфильмовского (с 1949 г.) режиссёра Озерова — это ленты «Арена смелых» о советском цирке, «Сын», «Кочубей», юмористический, гротескный и искромётный фильм по рассказам Гашека «Большая дорога» (был выдвинут на соискание Ленинской премии и с успехом демонстрировался за рубежом), лента «Фортуна» об истории албанского освобождения во время войны с фашистами, а также картина «В праздничный вечер» о выдающихся музыкантах Рихтере, Ойстрахе, Когане.

Озеров сразу получил международное признание. Так, «Арена смелых (1953) завоевала главный приз Международного кинофестиваля в Венеции, а первый его художественный фильм «Сын» (1955), остросоциальная драма о возмужавшем без отцов первом поколении детей войны, — диплом Венецианского кинофестиваля.

Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне

Как видим, Ю. Озеров работал как в документальном, так и художественном жанрах, и словно подбирался, набирая дыхание, к большой военной теме. Теме Великой Отечественной войны Озеров посвятит около 30 лет творческой жизни. Из трёх десятков поставленных им фильмов 18 посвящены войне. Надо ли удивляться, что киноэпопея «Освобождение», в целом идущая более 8 часов, соединила в себе черты документального и художественного кино.

Костюмы, техника, реквизит создавались по образцам 1940-х годов.

В создании киноэпопеи принимали участие актёры из разных стран Европы.

Обозреватель А. Байков уже в наши дни в своей, в целом весьма критичной, статье о режиссёре Озерове отмечает:

«…Исторические деятели, коих в ‟Освобождении” куда больше, чем обычных людей, врезаются в память надолго. Тут вам и Жуков с волевой челюстью и гармошкой, и Муссолини, и Отто Скорцени, и Сталин, и Власов, и даже Штауффенберг. Между прочим, об операции ‟Валькирия” страна впервые узнала именно из ‟Освобождения” — до выхода фильма Озерова на эту тему почему-то не писали и не снимали. А уж каков там был Гитлер в исполнении Фрица Дица — лучший Гитлер всех времён и народов! При каждом его появлении от экрана ощутимо веяло холодом и смертью…».

Сценарий «Освобождения» написали Юрий Бондарев (окопные сцены), Оскар Курганов и сам Юрий Озеров. На экраны картина вышла в 115 странах. Все авторы фильма — Ю. Озеров, И. Слабневич, А. Мягков (художник), Ю. Бондарев и О. Курганов — были награждены орденами Ленина. Авторский коллектив киноэпопеи в 1972-м г. был удостоен Ленинской премии.

К 2020 г. эпопея «Освобождение» пережила второе рождение — полную цифровую реставрацию на «Мосфильме», продлившуюся 8 месяцев. За короткий срок первый фильм эпопеи в формате 4К набрал почти 4,5 млн просмотров:

​​

Освобождение. Фильм 1-й. Огненная дуга (4К, военный, реж. Юрий Озеров, 1968 г.)

Очень убедительно и внятно высказался гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров:

«Картина сегодня смотрится очень современно, несмотря на то, что лента снята более 50 лет назад — было другое качество плёнки, другое оборудование. И тем не менее картина не потеряла ни своего масштаба, ни художественных достоинств. Юрий Озеров снял во всех смыслах выдающуюся картину, я бы даже сказал, уникальную. Батальные сцены — их масштаб, качество съёмки — просто поражают воображение. Я как профессионал, вышедший ещё из советского кино, знаю, каким невероятным трудом это делалось — тогда не было компьютерной графики. Там всё по-настоящему летает, стреляет, взрывается. На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров.

На этом фильме должны учиться новые поколения режиссёров

И плюс к этому, конечно, важно понимать, что создатели картины сами — фронтовики. Я знал Юрия Николаевича Озерова, прошедшего войну, как говорится, от звонка до звонка. Оператор Игорь Слабневич, художник Александр Мягков — оба воевали. Это поколение, которое реально знало, что такое война. В этом смысле картина ‟Освобождение” для нас является в определённой степени историческим документом. …Это беспрецедентный масштаб, в истории мирового кино такого никогда не было! Надо понимать, что только Советский Союз мог себе позволить создание кинофильма столь высокого уровня. …В какой-то степени ‟Освобождение” и меня вдохновляло, когда я снимал свою военную картину ‟Белый Тигр”».

Эпилог

Следующей крупной работой Озерова стала киноэпопея в четырёх фильмах «Солдаты свободы» (1977), созданная в содружестве с киностудиями Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии и Италии. Впервые в мировом кино было создано произведение, охватывающее большой исторический период, включающий героические эпизоды истории каждой страны, участвовавшей в борьбе с фашизмом.

В 1980-е военную тематику Озерова продолжили фильмы «Сталинград» и «Битва за Москву». К ним режиссёр, как и ко всем своим кинороманам, сам писал сценарии. Эти ленты в известном смысле восполнили недосказанность «Освобождения», где повествование начиналось с Курской дуги, с 1943 г.

Кадр из фильма «Битва за Москву» Кадр из фильма «Битва за Москву»

Премьера масштабного кинополотна «Битва за Москву» состоялась в год 40-летия Победы и стала главным событием XIV Международного кинофестиваля в Москве. Несмотря на ряд критических претензий к фильму, высказанных по разным поводам («возвеличивание» фигуры Г. К. Жукова и в целом руководства армии, небрежное местами камуфлирование в кадре военной техники и др.), эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне.

Эксперты сошлись во мнении, что эта картина является одним из лучших советских фильмов о войне

Галерею военных картин Озерова завершили «Ангелы смерти» (1992), «Великий полководец Георгий Жуков» (1996), а также телевизионный киносериал из 24 фильмов «Трагедия века» (1994), посвященный 50-летию Победы.

Не оставлял режиссёр и спортивную документалистику. Накануне Олимпиады-80 им был создан фильм «Баллада о спорте», а по её окончании — вызвавшая большой резонанс картина «О спорт — ты мир!» За эту работу Юрию Озерову была присуждена Государственная премия СССР.

С 1979 г. Ю. Озеров во ВГИКе руководил режиссёрской мастерской. На протяжении ряда лет являлся членом коллегии Госкино СССР, секретарем правления Союза кинематографистов СССР и даже членом Национального Олимпийского комитета. Неоднократно был членом жюри международных кинофестивалей.

Юрий Озеров скончался в Москве 16 октября 2001 г. Похоронен на Введенском кладбище рядом с могилой брата.

Некоторые моменты творческой биографии режиссёра открывает 25-минутный фильм канала «Культура»:

​​​

Юрий Озеров. Легенды мирового кино

Станислав Минаков

28 января 2021 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Андрей 2 февраля 2021, 18:19
Алексей 31 января 2021 20:59, что бы стратеги ротного, пусть даже батальонного звена смогли разбираться с ошибками маршалов необходима дополнительная и очень хорошо обработанная информация о многих фактах и факторах. Та самая электронная оперативная карта с возможностью масштабирования и фильтрацией по различным критериям. Например: подлинное положение войск противоборствующих сторон, как видела каждая из сторон положение противника, резервы, обстановка на транспорте (с пробками), метеорологическая и другие. А в инструментах военные, экономические, биологические и прочие важные параметры. Только так возможно осознать, где полководцу тупо не хватило данных, а где рулили тщеславие и гордость.
Андрей 1 февраля 2021, 19:15
Катерина 31 января 2021 14:03, не извольте беспокоиться, ибо другие люди обладают точно такой же свободой воли и разумом. Больше того, иногда таковые понимают в той или иной предметной области горазда больше, чем некоторым может понравится. Так вот, Великая Отечественная война это подлинно особый период в истории России, даже на фоне прочих грандиозных событий 20 века. Так сказать квинтэссенция. Посему, по отношению к этой эпохе ещё жестче действует очень благой принцип: говори правду или молчи. Художественное творчество имеет право на жизнь пока не сделается ложью, а названое здесь ненужными подробностями всего лишь отсекает искажения и домыслы скальпелем различных земных наук и технологий.
Алексей31 января 2021, 20:59
Александр Волохов28 января 2021, 16:03 "Но с точки зрения исторической правды очень уж много искажений." Да, что есть, то есть. В частности слишком преувеличена роль Жукова, при этом замалчиваются его неудачи и просчеты, стоившие десятки тысячь солдатских жизней. При этом в тени остаются такие действительно талантливые стратеги как маршал А.И Еременко, маршал Захаров, и конечно гениальный Рокосовский.
Катерина 31 января 2021, 14:03
Андрей, еще добавлю. У меня давно вызывало некоторое беспокойство Ваше явно нарастающее увлечение военными делами, выражалось это в закапывании в какие-то мелкие подробности, с профессией Вашей вряд ли что-то общее имеющие. Своего рода страсть это. А не просто повышенный интерес. Это происходит со всяким неумеренным увлечением чем-либо, не без помощи врага рода человеческого, который "аки лев рыкающий.." и наши слабости, принимающие с нашего внутреннего согласия угрожающие нашему спасению размеры, для этого льва чудная питательная среда. Возможно, имеет смысл подумать над этим и посоветоваться с Вашим духовником, дав ему прочитать Ваши комментарии к этой статье. Ведь я могу ошибаться.
Катерина 31 января 2021, 13:55
И.30 января 2021, 17:34 -- очень мне понравился Ваш коментарий, лермонтовское Бородино я сама перечитывала в детстве неоднократно. От себя добавлю, что, на мой взляд, написанное литературным критиком Драгомировым о романе Л. Толстого Война и мир (это, к примеру, здесь http://tolstoy-lit.ru/tolstoy/kritika-o-tolstom/dragomirov-vojna-i-mir-tolstogo-s-voennoj-tochki-zreniya.htm) можно отнести и к работам упомянутого режиссера, у которого та же идея замысла, та же цель, выраженные другим специфическим языком, присущим другому виду искусства.
Андрей31 января 2021, 13:33
И 30 января 2021 17:34, поручик Лермонтов не по наслышке знал, что такое штыковая или сабельная атака. Однако, к 1850 годам нарезные ружья и разрывные снаряды произвели новую революцию в военном деле. Славное под Бородино каре стало мишенью и уступило цепи, а к 1950 годам и конницу спешили пулемёты. Телеметрия обзора и звукового фона, вместе медико-биологическими параметрами и цифровыми эффектами, могли бы дополнить рассказ бойца о рукопашной стадии атаки. Однако есть нюанс: довести тяжесть и ощущение учебного боя до близости к реальному через крайнее ужесточение условий можно в бронетехнике и авиации, но не в штыковом. Слишком уж близка там граница сил и способностей человеческого естества.
И.30 января 2021, 17:34
Андрей29 января Лермонтов с его «Бородино» о сражении 1812 рассказал гораздо больше, чем «датчики». Перечитайте, там и «лучам», и «технике», и людям, и Божьей воле нашлось место. Обратите внимание на заголовок статьи «Эпический масштаб….», на то, когда появился замысел у Юрия Озерова, на то, что снимали фильмы фронтовики. Если Вам интересно поведение и взаимное влияние тела и прочих тел природного или искусственного происхождения на войне, соберите команду единомышленников, снимите свой фильм. Почему Вы требуете от художников воплощения Ваших замыслов и идей? «Кисть» в руки и творите с любой степенью детализации, акцентами на любых нюансах. Наверняка найдете свою аудиторию и последователей.
Андрей30 января 2021, 14:53
P.P.S. С другой стороны, можно посмотреть эпизод из фильма "Битва за Москву", что повествует о событиях севернее Мценска 4.10.1941 года. Факты и действующие лица вроде бы исторические, да в фильме всё поставлено с ног на голову. Это надо было додуматься показать как "катюши" с марша нанесли точный огневой удар быстрее, чем опытные фрицы из панцерваффе опомнились от неожиданности воздействия Т-34 и КВ из засад и отползли от верной смерти подальше. Такой расправе с танковой дивизией, атакующей при поддержке авиации, артиллерии и пехоты, вполне мог бы позавидовать мотострелковый полк, усиленный батальоном "Армат", дивизионом "Торнад-Г", батареей "Тор" и дистанционно-пилотируемыми разведчиками.
Андрей29 января 2021, 22:28
И 29 января 2021 16:33. P.S. Кстати, в фильме "На войне как на войне" русские наступали на занятую немцами Соколовку с западной опушки леса и уже ближе к вечеру. То есть на стороне атакующих были и слепящие лучи звезды по имени Солнце. Видите, как много точек сами заняли свои места над i?
Андрей29 января 2021, 22:06
И 29 января 2021 16:33, вот фильм "На войне как на войне" - реальный сценарий и превосходные консультанты. 10 Т-34-76, 4 Су-85 и больше роты десанта. У врага 2 Pz-6, 3 Pz-4, 4 Pfk-40 и до роты пехоты, но мало горючего. Почему 100 м дистанции были оптимальным решением? Надо было быстро сократить дальность до <1000 м, чтобы Су-85 начали пробивать Pz-6 в лоб. Почему немцы чаще промахивались, а русские попадали? Попутный ветер гнал пыль из-под атакующих гусениц на обороняющиеся прицелы, а по обнаруженному Pz-4 вели ураганный огонь 12 стволов. Ясны ли эти важные нюансы? А если знать, что видели герои и антигерои, да под секундомер с телеметрией дыхания, пульса, давления и комментариями экспертов?
И.29 января 2021, 16:33
Андрей28 января 2021, 18:45 Почему у Вас такие претензии только к фильмам о войне? Фильмы на другие темы не хотите свести все к сухим фактам из биографии героев или хроникам быта, производства, торговли, транспорта и пр., обвесить всех датчиками, видеокамерами? Кровь-то приливает к голове не только во время боевых действий. Может просто отменить все «художественное», включая литературу?
Андрей28 января 2021, 18:45
Правильное кино о войне это хроника без прикрас и цензуры. Простая, жестокая и страшная картина вооружённого противостояния, а не подогнанный под мнения руководства и возможности оборудования художественный сценарий. Самое большее, что можно было бы позволить авторам для лучшего понимания зрителем, это воспроизведение действий пехотинцев, танкистов, пилотов их живыми коллегами, только с видеокамерами другими и датчиками. Можно с имитацией вида вражеского огня и эффектов от прилива крови к голове, посредством цифровых технологий. Что бы люди хотя бы умозрительно почувствовали что это такое, короткие минуты боя. Полагаю, такого не сделают никогда, что бы народ не осознал смысла слова геноцид.
Александр Волохов28 января 2021, 16:03
Как художественные произведения фильмы прекрасные. Но с точки зрения исторической правды очень уж много искажений. Понятно что свою роль сыграл идеологический прессинг, далеко не обо всём можно было говорить правду, поэтому историю по таким фильмам изучать однозначно нельзя.
Валентина28 января 2021, 15:53
Очень много интересных фактов содержится в этой статье. Мне, к примеру, и в голову не приходило, что режиссёр , снявший прекрасный фильм "Освобожение", и популярный комментатор футбольных и хоккейных матчей - родные братья. Впечатлило и то, что Юрий и Николай были сыновьями солиста Большого театра, а их предки по отцовской линии - священники, отличавшиеся красивыми сильными голосами.
Галина Ник28 января 2021, 13:47
Великая страна - великий народ, великий талант человеку был даден, великий фильм снял. Такого единства в творчестве уже никогда не будет и уже никому никогда такого фильма не снять. Упокой, Господи, в селениях праведных.
Оля28 января 2021, 12:56
"Огненная дуга" и "Прорыв" - суперфильмы! Как по масштабу съемок, так и по духоподъемности.
Анна28 января 2021, 03:46
Вечная Память всем павшим за Россию. Эти фильмы, эпического размаха, создавали легенду, в которую до сих пор некоторые верят в нашей стране, но они, сожалению, отражают лишь небольшую часть правды. Честнее будет стараться помочь тем ветеранам, кто ещё с нами и в конце концов найти всех «пропавших без вести».
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×