В Московском театре им. Вахтангова и на Новодевичьем кладбище прошло прощание с народным артистом Василием Лановым, преставившимся ко Господу 28 января с. г., на 88-м году жизни, после заражения коронавирусом.
Поклонники творчества В. Ланового с болью откликнулись на кончину артиста.
Александр Кривец пишет в Фейсбуке:
«У меня такое состояние в душе, будто я сам умер. Все роли, которые сердцем прожил В. Лановой, на всю жизнь вошли в моё сердце. Образ офицера из кинолент нас, пацанов – курсантов аэроклубов и авиационного училища, воспитывал настоящими мужиками, офицерами. Когда было тяжело или страшно, на помощь в памяти приходил В. Лановой, вдохновлял на преодоление трудностей, смерть удалялась, трудности переживались. ‟Офицеры” воспитали нас настоящими Офицерами. И, как бы нас ни крутила жизнь, в моем сердце живёт ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. Фактически меня покинул воспитатель, который ни разу меня не видел. СПАСИБО, ОТЕЦ, ЗА ТВОЮ ЖИЗНЬ!»
«Офицеры» воспитали нас настоящими Офицерами
«Ланового помянут многие, – замечает в своей реплике ‟Прощание с Вронским” поэт Марина Кудимова. – Хорошо это или нет, жизнь нескольких поколений эпохи безраздельного господства десятой музы, кинематографии, прошла на фоне чеканного профиля Ланового. Понимал ли мальчик из украинского села, вышедший лицом и статью, вопреки войне и голодухе, что он делал между Павкой Корчагиным и Иваном Вараввой? Это не так важно. Своим обликом он восстанавливал в правах уничтоженное Павкой и Иваном, порубанное их шашками и поруганное их фанатизмом лицо русской аристократии. Курагин, Вронский, Шервинский и др. представители падшего класса именно Лановым восстановлены в визуальных правах, хотя бы в праве на красоту и осанку. Может быть, аристократичнее (но не мужественнее) Ланового были только Стриженов да Тихонов».
Этот артист стал символом романтического героя и верного долгу офицера. Его благородные киногерои были кумирами миллионов людей.
Уже 22-летний Василий Лановой завоевал сердца советских кинозрителей практически сразу – яркой, очень убедительной главной ролью в человечном фильме «Павел Корчагин» (1956) режиссёров Владимира Наумова и Александра Алова. Его воодушевлённое, мужественное и красивое лицо стало символом пламенного служения идее.
Первой его кинолентой был фильм «Аттестат зрелости» (1954), и дальше роли Ланового становились звёздными, чуть ли не в каждое появление на экране. Капитан Грей в фильме «Алые паруса» по Грину (1961), и Анатоль Курагин в эпопее «Война и мир», и Вронский в «Анне Карениной», и даже комический персонаж в эпизоде «Полосатого рейса». Громкий успех принесли фильмы «Дни Трубиных», «Анна и командор», «Петровка, 38», а более всего – роль Ивана Вараввы в популярной картине «Офицеры» (1971).
Лановой сыграл около 80 ролей в кино и осуществил 70 литературно-поэтических записей и радиоспектаклей, принял участие в 30 документальных фильмах, в частности, озвучивал знаменитую советско-американскую многосерийную ленту Романа Кармена «Великая Отечественная» (1979), за что был награждён Ленинской премией.
Лановой сыграл около 80 ролей в кино и осуществил 70 литературно-поэтических записей и радиоспектаклей
На пробах на роль Артура Грея Василий Лановой был настолько убедителен, что другие кандидаты не рассматривались.
«Меня уже знали и любили. И когда шел на пробы, я был уверен, что сыграю Грея – это моя роль. Получился прекрасный фильм о верности мечте! А какая замечательная команда подобралась у Птушко!» – делился впечатлениями артист.
Он и в жизни был романтиком. Вспоминают случай, имевший место летом 1960 года в Ялте, во время съемок «Алых парусов». Отдыхающие на пляже заметили приближающийся корабль с алыми парусами. В шлюпке на воду эффектно спустился Василий Лановой с огромным букетом, который на глазах изумленных отдыхающих вручил своей жене Тамаре Зябловой, таким образом поздравив её с днём рождения. Это был уже второй брак артиста, продлившийся с 1961 по 1971 год, до гибели супруги в автокатастрофе.
Василий Лановой в роли Артура Грея
В фильме Сергея Микаэляна «Иду на грозу» (1965) по роману Даниила Гранина герой Ланового Олег Тулин – человек неоднозначный, которого зрители сочли отрицательным, тогда как сам актёр в дискуссии с Граниным видел своего героя способным добиваться своей цели путём компромиссов.
Сергею Бондарчуку не сразу удалось уговорить Ланового сняться в роли Анатоля Курагина – артист мечтал сыграть князя Андрея Болконского. По настоянию артиста в сценарий вернули сильный эпизод с ампутацией Анатолю ноги в лазарете под Бородиным.
Василий Лановой в роли Анатоля Курагина
Пути успеха неисповедимы. От роли Вронского Лановой тоже отказывался, ему думалось, что образ Вронского в сценарии выписан плоско. И всё же режиссёр Александр Зархи после многочисленных проб других актёров сумел убедить Ланового.
Играл Лановой с Татьяной Самойловой, исполнявшей роль Анны Карениной. Актриса была первой женой Ланового, пара сокурсников вступила в брак в раннем студенческом возрасте, прожила вместе 2 года, а ко времени съёмок с тех пор прошло 9 лет. Актёр вспоминал:
«Скорее, прошлое даже помогало – мне легче было разобраться в отношениях героев Льва Николаевича сквозь призму нашей судьбы. У Анны Карениной преимущество – она гениально умела любить… именно столкновение таланта любить, которым наделена Анна, с заурядным по этой части Вронским высекало между ними необходимую искру, а пережитое мной и Татьяной в реальности придавало этой ситуации пикантности».
Василий Лановой в роли Вронского
Обозреватель Белла Адцеева рассказывает, что на роль Ивана Вараввы в «Офицерах» режиссёра Владимир Рогового пробовались, среди нескольких десятков кандидатов, Олег Ефремов, Валентин Гафт, Александр Белявский.
«Утверждённый Ефремов из-за занятости сыграть не смог, и выбор пал на Ланового. Артист согласился не сразу, не понимая своего героя, пытаясь разобраться в характере Вараввы».
То есть Лановой снова отказывался от роли.
«Эта картина странной судьбы… В ней режиссёр Роговой и оператор Кириллов, на мой взгляд, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают, и все смотрят по нескольку раз. И всё равно говорят: ‟Ну, ‛Офицеры’!..” Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в нём своё. Детство, послевоенное время, зрелость. Потребность в романтизме, реализме – пожалуйста. Потребность в красоте, в любви – всё есть. Там какая-то загадка есть, чудо какое-то. У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва… В фильме чётко разделились обязанности. Юматов – реализм, Лановой – романтизм. И между ними женщина. Такой любовный треугольник», – вспоминал Василий Семенович.
Фильм посмотрели 53,5 млн человек, он стал самым кассовым в советском прокате 1971 года, журнал «Советский экран» признал Ланового лучшим актёром года.
Песня из этого фильма «От героев былых времен…» Рафаила Хозака на стихи Евгения Аграновича стала по праву в ряд лучших песен о Великой Отечественной войне. Василий Лановой нередко исполнял её на торжественных концертах в дуэте с Алиной Покровской (главная героиня ленты Любовь Трофимова).
Василий Лановой в роли Ивана Вараввы
Неожиданной для зрителей и убедительной стала роль генерала СС Карла Вольфа в сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973, реж. Т. Лиознова).
Но вот нередко цитируемые слова артиста о Великой Отечественной войне.
В Европе журналисты мне в лицо говорили: «Что вы в России со своей Победой носитесь?»
«В Европе журналисты мне в лицо говорили: ‟Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли”. Я у них спросил: ‟Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?” Молчат. Тогда я продолжил: ‟Польша была завоевана за 28 дней, и за те же 28 дней в Сталинграде немцы смогли захватить всего несколько домов. Дания продержалась ровно день. А вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. И какой ценой! Миллионы жизней советских солдат отданы за освобождение европейцев от фашизма. Но Европа предпочла об этом забыть”».
Запомнившуюся роль поручика Шервинского Лановой сыграл в 1976-м году, в трёхсерийном фильме «Дни Турбинных» по одноименной пьесе Михаила Булгакова (режиссёр и сценарист Владимир Басов). Многие обращали внимание на эпизод фильма, когда гетман Скоропадский (актёр Самойлов) пеняет поручику Шервинскому, что ему и другим адъютантам следует разговаривать по-украински, а не по-русски, и Шервинский старается отвечать по-малороссийски, запинаясь: «Думаю… ДумАю… Думоваю…».
Василий Лановой в роли Шервинского
В действительности же малоросс Лановой знал мову с детства – и благодаря матери, и из-за проведённых на Украине годов оккупации, в деревне Стрымба, куда Вася был отправлен к родителям отца с двумя сестрами за несколько дней до начала войны. Война разлучила семью на три с половиной года – когда ни родители, ни дети ничего не знали друг о друге.
Справочники сообщают, что будущий знаменитый артист родился 16 января 1934 г. в Москве, семья Лановых приехала в столицу СССР из села Стрымба Кодымского района Одесской области еще в 1931-м году. Родители Василия всю войну проработали на вредном химическом производстве и стали инвалидами. Возвращённый мамой в столицу Вася начал заниматься в драмкружке и даже гастролировал с ним. Школу окончил с золотой медалью. В театральное училище им. Щукина поступил сразу, при конкурсе 75 человек на место (из 150 приняли лишь двоих). Однако ушёл в МГУ на журфак. Но от судьбы не уйдешь: Лановой был приглашён в фильм «Аттестат зрелости» на роль Валентина Листовского. Потом молодой дебютант вернулся в «Щуку», на курс Цецилии Мансуровой.
С 1957 г. – актёр Театра им. Вахтангова, где прорывной стала для него роль принца Калафа в спектакле «Принцесса Турандот» (1963), чёрно-белую телезапись которого зрители и сегодня смотрят с удовольствием и смехом.
Народный артист СССР прекрасно читал стихи русских классиков и регулярно проводил сольные выступления – в Волгограде, Ростове, Иванове, Пскове, Грозном, Калининграде, Белгороде… К 300-летию Санкт-Петербурга записал на радиостанции «Орфей» поэму «Медный всадник» А.С. Пушкина, а также цикл стихотворений «Дары Петербургу», в который вошли произведения Блока, Ахматовой, Маяковского, Берггольц и, конечно, Пушкина.
Неслучайно Лановой с 1995 г. был заведующим кафедрой художественного слова, профессором театрального училища имени Б.В. Щукина.
В.С. Лановой – автор двух мемуарных книг: «Счастливые встречи» (1985), о великих людях, и автобиографической – «Летят за днями дни...» (2004).
Он говорил:
«Духовность важна. Когда стыдно украсть, обмануть. Не зря великие прежде всего о нравственности заботились – основе культуры и науки. А если нравственные критерии теряются – то, что сегодня происходит, – это приводит к громадным потерям и даже угрозе для общества».
В 1980-х Василий Лановой снимался мало, был занят театром, преподаванием. В 1990-е с его участием на телеэкраны вышли картины «Непредвиденные визиты», «Барышня-крестьянка», «Незримый путешественник», «Рыцарский роман». В 2004-м г. артист снялся в исторической ленте «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» в главной роли Константина Багрянородного.
В 2005-м Лановой сыграл Юрия Андропова в биографической драме «Брежнев» на «Первом канале». В 2013-м г. исполнил роль кардинала Ришелье в экранизации романа Дюма «Три мушкетёра».
С 1972 г. супругой артиста является замечательная актриса Ирина Купченко. У звездной пары два сына – Александр (1973) и Сергей (1976). Старший – историк, младший – экономист. С Купченко Лановой не раз появлялись на сцене вместе, однако в ХХ веке в кино встретились лишь единожды – в фильме Ю. Райзмана «Странная женщина» (1977). Вместе с женой в новом веке актёр снялся в кинокартинах «Дом на Озёрной» и «Бедные родственники».
Ирина Купченко и Василий Лановой
В. Лановой вёл насыщенную общественную жизнь. В 1995-м г. он был избран председателем общественного фонда «Армия и культура», который провёл 800 благотворительных концертов, в том числе в горячих точках – Абхазии, Чечне, Приднестровье, Таджикистане.
Более десятилетия Лановой, академик Российской академии «Ника», руководил Международным детским кинофестивалем «Артек».
К своему 85-летию В. Лановой был удостоен звания Героя труда Российской Федерации.
Те, кто видел артиста с супругой 9 мая на Красной площади Москвы в ряду «Бессмертного полка» рядом с президентом России, помнят, что Василий Семенович был председателем попечительского совета одноимённого движения.
Известный певец классического репертуара Владимир Байков написал в соцсетях:
«Есть тихая и светлая печаль из-за ухода Василия Семёновича Ланового, но нет скорби. И не о его изумительных ролях в театре и кино думается мне сейчас, а о его настоящей любви к Родине. Есть нечто пугающее в мысли, что настоящих патриотов больше не делают.
… Мощь вечно юных и вечно бессмертных народных артистов Советского Союза всегда вселяла в меня уверенность, что всё будет хорошо. Вообще всё. Поэтому сегодня хочется верить в то, что следующие поколения будут достойны их памяти. Отчаянно хочется. Особенно на фоне всей мерзости последних дней. Надо именно помнить, надо возвращаться вновь и вновь к их творчеству. Тогда ничего не страшно. Я верю, что их творчество способно воспитывать и способно созидать Души Настоящих Людей».