Видовдан многие сравнивают с Голгофой. Но как после Голгофы последовало воскресение, так и после Косовской битвы последовало воскресение сербского народа. Видовдан, по словам святителя Николая Велимировича, «приостановил моральный распад сербского народа. Дал нам целую галерею витязей веры, чести и самоотверженности, которая, без сомнения, ценится выше, чем какая-нибудь галерея мраморных изваяний, созданных в мирные времена народами, которые не имели своего Косова».
Во всю многовековую историю своего существования Сербская Православная Церковь играла заметную роль в обществе и жизни страны. Церковь не только несла духовное просвещение и хранила моральные устои, она была носительницей национальной идеи, истинным защитником культурного и национального наследия сербского народа.
Сербы хорошо помнят свою историю, и это, несомненно, ключевой момент их уважения к своей вере: во многом благодаря ей они не исчезли с этнографической карты мира за 500 лет турецкого ига. Одна из главных памятных дат Сербии – Видовдан – связана именно с многовековой борьбой сербов с турецким владычеством.
Сербия сегодня переживает трудные времена. Насильственное отделение Косова, разногласия сербских политиков – все это свидетельствует о том, что нынешнее время действительно смутное и тяжелое для сербов. Видовдан является хорошим поводом для того, чтобы присмотреться к политической обстановке в Сербии, обратить внимание на отсутствие внутреннего согласия у сербского народа.
Сербия долгое время жила и боролась за свою государственность под знаменем Православия. Это находило свое глубокое и всестороннее обоснование у всех государственных идеологов страны. История свидетельствует, что эти лозунги были созидательными, соответствовали стремлениям и чаяниям большинства народа. Они способствовали развитию экономики, культуры и социальных преобразований. Несмотря на суровые испытания, сербский народ в своем большинстве проявлял удивительное терпение и выдержку, долго и упорно был верен этому знамени.
Но, к сожалению, верность Православию как национальной идее к роковому рубежу XIX–XX веков оказалась подорванной. А от национальной идеи остался только естественный патриотизм, который никогда не умирал в душе народа. Новые времена потребовали выдвижения новых общенациональных идей и постановки новых исторических целей, близких народу, здоровых по содержанию и нравственных по своей сущности. От руководства страны требовалось качественно иное. И казалось, что именно это должно было стать основной исторической задачей сербской интеллигенции.
Но, увы! именно в этом сербская интеллигенция оказалась несостоятельной. В большинстве своем она проявила исключительную податливость западному влиянию, увлеклась политическими и социальными утопиями Запада, стала послушным и энергичным проводником разрушительных, антисербских, антинациональных идей… Результат всего этого оказался страшным, а расплата жестокой, но исторически справедливо заслуженной.
Погибло не только Косово – колыбель сербского народа. Под обломками обрушившегося величественного здания нашла свою гибель и сербская правящая элита. А перед народом разверзлась зияющая пропасть. Ему пришлось испытать огромные лишения, перенести исключительные страдания и понести неисчислимые жертвы. В настоящее время народ оказался обескровленным, истощенным, лишенным исторической памяти и национального сознания.
Вот почему сейчас так важны ответы на вопросы: что же из идейного наследия исторической Сербии можно взять на вооружение сегодня? какие идеи способны сплотить пока еще разрозненные патриотические группы и привлечь народные массы? под какими наиболее общими лозунгами могло бы выступать и бороться патриотическое движение? Вопросы очень нелегкие.
В нынешнем хаосе беззакония в Сербии четко соблюдается лишь один закон, да и то из области механики – закон инерции, или, скорее, инертности. Под его действием движется то, что должно остановиться, и живет то, что должно умереть. Но инертность – это бездеятельность, отсутствие правильной активности. Получается, что сербское правительство в настоящий момент движется под влиянием… бездеятельности. И это смехотворное движение позволяет народу иметь только основное для жизни – зажигать свет, покупать хлеб, ездить на работу – жить по инерции.
Но самое страшное – то, что представители правящей демократической структуры в сербском правительстве думают по инерции. Инакомыслие при всеобщей инертности не только не принимается, но и преследуется. И получается так, что правительство Сербии временами становится врагом собственного народа. И среди большинства сербского населения образ врага ассоциируется с образом правящей Демократической партии.
Демократическая партия во главе с президентом страны Борисом Тадичем стремится в Евросоюз, большая часть членов которого признала отделение Косова от Сербии. Идет торговля совестью, честью, добром и патриотизмом. В результате этой страшной торговли, в силу инертности сербских мозгов, торжествует бессовестное зло, бесчестье и поругание сербского народа. Уже ясно, что правящая структура в своей внутренней и внешней политике редко следует заветам Православия и не всегда руководствуется подлинными интересами народа.
С 2005 года, в течение вот уже нескольких лет, идет шумный дележ власти над державой между отживающими свое демократами и набирающими силу представителями радикального движения. Пророчески предвидя, что гибель исторической Сербии придет с Запада, представители Радикальной партии не раз призывали не только к неприятию, но даже к активному сопротивлению политике Западной Европы. Однако в ходе согласованных действий стран западного мира и вследствие разрушительной деятельности находящегося под их прямым влиянием правительства произошло отделение Косова. Это показатель того, что патриотическая общественность Сербии очень слаба и малочисленна, разъединена между собой и пока еще не способна развернуть патриотическое движение на действительно народно-массовой основе.
Правительство может временами в своей большей части быть непатриотичным, антигосударственным и антиобщественным, может ошибаться и безумствовать, может склоняться даже к преступлению или к самоубийству, примеры чему часто показывает история. Но такое правительство требует не слепого служения и поклонения, а сильного общественного противодействия.
Сербия сегодня нуждается в возрождении, сущность которого есть восстановление лучших и пригодных для современности ценностей исторической Сербии. Страна нуждается в творчестве, сущность которого есть создание новых, не бывших в сербской истории ценностей, но требуемых самой жизнью. Эти новосозданные ценности необходимо очень осторожно и осмотрительно приспосабливать и воплощать в исторически сложившуюся действительность. При этом нужно стараться избегать слепого заимствования и бездумного переноса ценностей западного происхождения. Речь идет не о том, чтобы восстановить какое-то одно вероисповедание, усилить его, сделать обязательным для всех. Речь идет о чем-то неизмеримо большем. Речь идет о коренном обновлении основных начал нашей политической, нравственной, социальной, культурной, общественной и государственной жизни.
И потому представляется правильным, чтобы знаменем возрождения стало, прежде всего, сильное и целостное государство. Сербское общество не должно быть просто правовым, где обязанности граждан сведены к нулю. Оно не должно быть и силовым, где граждане перегружены обязанностями и не обладают простейшими правами. Оно должно быть обязанностно-правовым, где права и обязанности граждан гармонично сочетаются и соответствуют складывающимся историческим условиям. А условия нашего сегодняшнего времени таковы, что обязанности должны, безусловно, преобладать над правами.
Политически целесообразно, чтобы лозунгом на патриотическом знамени было слово «единовластие». Это и близко национально-исторической традиции, и соответствует общественно-государственной необходимости нашего ближайшего будущего.
Целью деятельности патриотов должен быть не только народ, не только приумножение в нем истины, блага и красоты, не только раскрытие его охранительных и созидательных сил. Предметом забот патриотов должна быть, на наш взгляд, и православная вера, обеспечение ее свободы, бережное отношение к ее духовным ценностям, разумное использование ее богатств. Эти стремления и чувства настолько ясны и так глубоко заложены в душе сербского народа, что отпадает необходимость в дополнительном раскрытии этих высоких понятий. Священная целостность народа и веры и есть то, что называется Отечеством. Именно такое Отечество по праву является наиболее бесспорной идеей патриотического движения.
На идейном знамени, под которым Сербия шла по многотрудному историческому пути, было начертано: «Православие и патриотизм». Эти лозунги вполне соответствовали и духу, и характеру сербского народа. Однако деятельность нынешнего правительства вызывает подозрение, что его внутренняя и внешняя политика идет вразрез как с национальными, так и с духовными интересами сербского народа.
Сербский народ искренне верит и непоколебимо убежден, что в нынешнее смутное и действительно судьбоносное для страны время сербские политики станут руководствоваться теми православными и историческими ценностям, которыми всегда славилась Сербия.