Возвращение «Доктора смерть»

В самом центре Москвы в 2013 году проходила выставка под названием «Тайны тела. Вселенная изнутри». Автор этих работ-экспонатов – известный патологоанатом и по совместительству художник Гюнтер фон Хагенс. На выставке были представлены настоящие мертвые тела людей и отдельные внутренние органы, прошедшие специальную процедуру консервации с помощью полимерных материалов. Эта процедура, представляемая как новейшее научное достижение, на самом деле не имеет никакого практического применения за исключением создания экспонируемых объектов из некогда живых человеческих тел. Выставка бодро рекламировалась как невероятно полезная с «познавательной» точки зрения, поскольку позволяла широкому кругу зрителей ознакомиться с азами анатомии. Более того, на эту выставку приглашались дети, как с родителями, так и в составе учебных экскурсий.

Хотя эта выставка представляла собой зрелище тяжелое и опасное для душевного и духовного здоровья не только для детей, но для взрослых, ее посетило большое количество людей. Спустя семь лет дополненная и расширенная экспозиция «Доктора смерть» возвращается в Москву, причем в самый канун Великого поста.

Перед нами серьезный феномен, требующий внимательного анализа. Гюнтер фон Хагенс, о котором идет речь, изобрел метод консервации тканей человеческого тела и применил его для своих скандальных выставочных проектов, существующих на грани современного искусства и околонаучного оккультизма, в начале 2000-х. Это обеспечило им в свое время огласку и успех, сопровождаемый судебными делами в Германии и Италии.

Но прежде, чем остановиться на деятельности фон Хагенса, необходимо понять культурные истоки и духовную сущность этого необычного и опасного проекта.

Идея десакрализации мертвого тела, священность которого является частью христианского мировоззрения, восходит еще ко времени Возрождения. Тогда человеческое тело постепенно стало восприниматься не как неотделимая часть человеческой личности, которая расстается с бессмертной душой лишь до всеобщего воскресения, а как отдельная субстанция. Основанием здесь было не только возвращение к эллинистическим традициям платонизма, но и глубокое проникновение оккультных идей средневековья в зарождающиеся светские культуру и науку. Трактаты о теле философов и художников Возрождения насквозь пропитаны этим оккультизмом, человеческое тело воспринимается ими как часть космогонии обезбоженного и развоплощенного мира.

Человеческое тело воспринимается как часть обезбоженного и развоплощенного мира

Эти концепции с особой силой возродились в Новое Время в результате распространения идей Просвещения в Европе. Так, в ХIХ веке получили широкое распространение публичные лекции со вскрытием мертвых тел и демонстрацией внутренних органов и тканей.

ХХ век характерен возникновением нового феномена под названием «современная культура». Она уже не является культурой в ренессансном, а тем более в христианском понимании этого слова. Если в центре христианской культуры, еще неразделимой с культом, стоял Бог, а в центре культуры Ренессанса стоял человек, то основой так называемой «современной культуры» стал человек падший, культивирующий свою падшесть, воспринимаемую им как «свобода». И эта культура впитала в себя все темные оккультные учения и идеи, в том числе и касающиеся человеческого тела.

Таким рубежом культур можно считать начало ХХ столетия, ознаменовавшееся в России явлением под названием «Серебряный век». Возникший тогда конгломерат теософских и антропософских идей с общественными, религиозными и культурными процессами является предтечей рассматриваемого нами феномена.

Антропософы воспринимали человеческое тело как субстанцию, подлежащую постоянному развитию и совершенствованию от «низшего» к «высшему» в результате своей связи с невидимым астральным миром. Это было сознательное и последовательное стирание из культуры и жизни представления о Боговоплощении, которое освятило человеческую природу соединением ее с природой Божественной. Такие демонические идеи не отрицали всеобщего воскресения мертвых и Страшного суда, ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2: 19). Однако, в отличие от христианского вероучения, воскресение воспринималось не как воссоединение с телом для новой жизни в Царствии Небесном, а как восстание из пепла, продолжение тяжелого пути «свободного познания», начатого еще с грехопадения, иными словами – как вечная богооставленность и смерть. Так, Андрей Белый, известный поэт Серебряного века и в то же время антропософ и ученик Рудольфа Штейнера, писал: «Лазурь – символ высоких посвящений, золотой треугольник – атрибут Хирама, строителя Соломонова храма. Мир, до срока постигнутый в золоте и лазури, сгорает, рассыпаясь. Пеплом вместе с ним сгорает постигающий, чтобы восстать из мертвых для длительного пути».

Современная культура прошла большой путь с начала века, трансформировавшись через модернизм и постмодернизм в неотъемлемую часть современной постхристианской цивилизации, сохранив при этом свою основную онтологическую черту – полную подчиненность мятущемуся падшему духу, постулируемую как свобода от табу. Одним из таких табу является традиционное христианское отношение к человеческому телу. Гуру современного искусства и философии Жан Бодрийяр сказал об этом: «На предыдущей, религиозной стадии смерть была явной и признанной, а сексуальность – запретной. Сегодня все наоборот».

Современное искусство, являющееся важнейшей частью современной культуры, обладает богатейшей историей использования человеческих тел в выставочной практике. Здесь можно упомянуть и «классика» венского акционизма Германа Нитча, устраивающего страшные и кровавые сатанинские оргии, поставленные по евангельским сюжетам, и деятельность художниц-феминисток, позирующих в обнаженном виде с фаллоимитаторами.

Тут и культ абсолютной и вечной смерти, и коммерческая установка на скандал

Однако экспонирование настоящих мертвых тел, впервые предпринятое Гюнтером фон Хагенсом в 1995 году, относительно новое явление. Здесь мы видим, с одной стороны, предельное выражение демонического развоплощения мира, культ абсолютной и вечной смерти, с другой стороны, соблюдение всех законов, необходимых для формата успешного проекта современного искусства. Успех этой передвижной выставки, состоящей из пластифицированных мужских и женских мертвых тел, имитирующих половые акты, придавали скандалы, которые неизменно сопровождали ее во всех странах. Так, в Германии появилась информация, что для мумификации использовались купленные по бросовой цене трупы китайских заключенных, а в Израиле женщина узнала в одном из экспонатов тело своего возлюбленного, с которым не виделась много лет.

Сам Гюнтер фон Хагенс утверждает, что его выставка – это лишь попытка «по-новому» взглянуть на человеческое тело и попытка пересмотреть «устаревшие» запреты и табу, связанные с ним. При этом он старательно прячет свое бледное лицо и стеклянный взгляд под широкими полями черной шляпы, которую он никогда не снимает в публичном пространстве. Этим образом Гюнтер фон Хагенс сознательно отсылает нас к своему предшественнику и гуру современного искусства Йозефу Бойсу, шаману и оккультисту. Его фотография с известной акции «Как объяснить современное искусство мертвому зайцу», где он позирует с изуродованным гримом мертвенным лицом и дохлым зайцем, поразительным образом напоминает силиконовые лица трупов фон Хагенса.

В то же время сам Гюнтер фон Хагенс, его продюсеры и организаторы выставок называют их вовсе не художественными проектами, а «научно-образовательными». Вот и в анонсе грядущего проекта на ВДНХ он именуется не иначе, как «Всемирно известная научно-образовательная выставка, которая отправляет посетителя в незабываемое путешествие в человеческое тело». Это вполне опробованный «Доктором смерть» маркетинговый трюк, призванный привлечь максимальное количество посетителей. На самом деле его проекты существую именно в поле современного искусства и имеют лишь одну цель – провокацию.

Выставка, открывающаяся в Москве, – не просто растиражированный в коммерческих целях проект «Доктора смерть», а продолжение разрушительного демонического вектора в современной культуре. И пока мы не осознаем его истинное духовное содержание, мы по-прежнему будем играть роль мертвого зайца, которому объясняют, что такое современное искусство.

Андрей Яхнин

19 февраля 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Про смерть. Ракурсы Про смерть. Ракурсы
Протоиерей Андрей Ткачев
Про смерть. Ракурсы Про смерть. Ракурсы
Протоиерей Андрей Ткачев
Такое письменное задание я бы дал взрослым: «Напишите свой собственный некролог. Заранее. Скажите о себе самом со стороны, будто бы после смерти». Наверняка хоть кого-то в дрожь бросит, и родятся на свет благие жизненные перемены.
Смех по умершим Смех по умершим
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
Смех по умершим Смех по умершим
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Смех по умершему – это что, конец человека? Или, точнее, конец человеческого в человеке?
Шабаш голых королей Шабаш голых королей
О постмодернизме
Шабаш голых королей Шабаш голых королей
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Мы хотим поговорить о постмодернизме – не отвлеченно, а конкретно, безо всякой зауми, чтобы широкому кругу читателей стала понятна и суть постмодернизма, и то, что этому явлению необходимо противостоять, и то, как именно это следует делать.
Комментарии
Татьяна 7 марта 2021, 11:10
На сайте CitizenGO организована петиция против проведения этого кощунства. Уже собрано более 20 тысяч подписей. Подпишите! Вот ссылка: https://citizengo.org/ru/fm/200950-net-provedeniyu-vystavki-raschlenennyh-trupov-v-moskve?tcid=83890639
Татьяна 6 марта 2021, 13:43
Меньше недели до этого кощунства осталось. Давайте молится по соглашению, чтобы этого не произошло. Никакие же маски нас тогда не спасут! От короновируса же читается молитва во всех храмах, патриарх с иконой объезжал Москву. Тут не чуть не лучше! Давайте кресные ходы организуем, чтобы это глумление остановить! Церковноначалие, не молчите! Мало времени осталось, организуйте людей на молитву, чтобы Бог нас помиловал!
Катерина 20 февраля 2021, 19:21
А я очень одобрительно отношусь к этой публикации. В ней есть вещи, которыми можно оперировать в разговоое с "внешними". Которые нам не безразличны
Адриана20 февраля 2021, 14:50
Здравствуйте!Обидно, о чем автор хотел написать, понять трудно. В современном нам мире несть числа антикультурных явлений, которые претендуют на противоположное, а иногда и на статус искусства, но таковыми от этого не становятся и не станут никогда, смею вас уверить. Поэтому ставить их в ряд с произведениями современного искусства весьма странно, также как сопоставлять с искусством Серебряного века, серьезно его не разбирая. В одном согласна с автором: кто нам меню выставок такое составляет? Не один профессиональный искусствовед не оценит такой проект по шкале художественных ценностей. Тогда зачем нас принуждать к просмотру нехудожественного?
Елена20 февраля 2021, 10:53
Господи! Помилуй!!
Алексей20 февраля 2021, 00:23
Друзья, ну это же скучно просто ужасно. Почему мы вообще обращаем на это внимание? Не водите туда своих детей, да и всё. Помянем несчастную душу этого заблудшего человека, а в сторону его 'искусства' и не гланем.
Ольга19 февраля 2021, 22:33
В дополнение: те, кто читает "Православие.Ru", и без этой статьи не пошли бы на такую выставку. А те, кому статья была бы полезна, вряд ли заглянут на православный ресурс.
Антоний19 февраля 2021, 22:32
Дорогая Наташа (19.02.2021, 18:02), для справки сообщаю, что господин фон Хагенс, жена которого является директором передвижной выставки Body Worlds, взял с супруги обязательство изготовить из его тела после кончины экспонат. Есть ли обратное обязательство, не знаю. Дорогая Виктория (19.02.2021, 21:05) Куда смотрит мин. культуры? В разные стороны. Увы, единой линии не прослеживается. С одной стороны - вроде как линия у нас Патриотическая, а с другой - противодействие показу "Матильды" быв. министр культуры назвал "цензурой и беззаконием", и потребовал от МВД обеспечить безопасность показа фильма. С одной стороны, воспеваем Панфиловцев, с другой - Маннергейма, соучастника блокады Ленинграда.
Ольга19 февраля 2021, 22:25
Статья напомнила мне анекдот про зайца со словами "спасибо попробовал, а то бы вляпался". ) Ощущение по прочтении именно такое. Нужно ли препарирование этого, плохо пахнущего, делать на православном ресурсе? Автор, конечно, ставил другие цели, но получилось смердящее. Согласна с Сергеем (Лондон): всякое упоминание о выставке - это реклама.
Антоний19 февраля 2021, 21:13
Ничего нового. Импорт на Русь подобного "художественного материала" с Запада и традиция "производства" собственного налажены уже давно. Запись в дневнике Петра I времен "великого посольства" гласит: "«Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…» - «зело дивно!»". Как мы знаем, первым музеем, учрежденным на Руси очарованным Европой правителем, стала Кунсткамера. А в ней - экспонаты, собранные в соответствии с Указом от 17.02.1718 г. "О приносе родившихся уродов, ..., о даче за принос оных награждения и о штрафе за утайку". Вот вам и "относительно новое явление".
Виктория19 февраля 2021, 21:05
Эта выставка не культура, а демонизм! Только человек с больной психикой способен "создавать такие шедевры". Не исключаю, что много молодёжи будет на этой выставке. Что хорошее можно почерпнуть из неё? Не понятно, почему Германия и Италия выступают против организации таких выставок, а в Россию все отбросы везут и допускают? Куда смотрит мин. культуры? Много вопросов, а ответов нет
Наташа19 февраля 2021, 18:02
Благодарю за статью! Что называется "нутром" чую, а умных аргументов не хватает ответить таким современным "вольным" провокаторам. Не думаю, однако, чтобы этот господин согласился бы выставить тело своей матери или ребёнка, или жены в таком же виде... а если согласился бы - то точно это диагноз, а не искусство. Вообще-то и на врачей не все учатся, надо уметь вынести и кровь, и боль, и смерть...
Нина19 февраля 2021, 16:01
"как восстание из пепла, продолжение тяжелого пути «свободного познания», начатого еще с грехопадения, иными словами – как вечная богооставленность и смерть." Немного не понятно в статье. Один раз я порекомендовала своей родственнице и её мужу немцу фильм росийского режиссера , так как он выиграл Биренале, конкурс престижный, в новостях показывали. Так вот , зрители уходили с показа, так как он был гадкий, приблизительно как эта выставка. Будем бдительны!
Дария19 февраля 2021, 14:10
Спасибо, что подняли эту тему. В Эрмитаже пару лет назад какой то голландец тоже дохлых собачек и кроликов вешал, и ничего, искусствоведы восторгались! Говорили, что музей должен быть живым отражением современной культуры.
Сергей, Лондон19 февраля 2021, 12:46
Не могу поверить,что эта сатанинская выставка возващается в Москву... Подскажите, братья и сестры, кака помочь это предотвратить -- может через обращение в Министерство культуры, мэрию Москвы? Известно ли это Патриарху? Даже символично, что первый раз эта выставка добралась до Москвы в 2013, а сразу вслед за этим посыпались неисчислимые беды с 2014 года... А еще, почему у менч стойкое ощущение, что автор статьи рекламирует эту мерзость?
Вера19 февраля 2021, 06:25
Неужели допустят это святотатство?
Катерина 19 февраля 2021, 00:46
Ну не знаю, автор... как-то у Вас все сразу и ничего. Там поклевали одну темку, тут поклевали, затем вспорхнули и улетели. В анатомичках медов или института физкультуры полно таких формалиновых препаратов-людей, немного более скромно приготовленных. Если мужик паталогоанатом, то это все объясняет. Резать и формалнить-это все, что он может. А денег-то хочется, запросы-то растут... ну вот он напялил шляпу и изображает окультизм, на самом деле просто деньжат хочет срубить по-легкому. Что ему в принципе и удается. Потому что его грамотно используют уже другие силы, тут я с Вами соглашусь. Именно они пригласили его в том числе и в Москву. Именно они рекламируют это ничтожество. Но они в тени.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×