«Но я другому отдана»

Их звали Мария и Михаил. Ей было шестнадцать, он на год старше. Она была единственной дочкой у родителей, хлопотунья и певунья. Когда пела на клиросе в храме, односельчане подходили и говорили: «Марчика, когда я умру, приходи петь на моих похоронах!». Он был высоким и красивым. Больше я о нем ничего не знаю – бабушка была скупа на подробности. Всю жизнь она носила в себе эту историю и уже в глубокой старости рассказала мне – а больше никто в семье о ней не знал.

– Мы любили друг друга как голуби. Так, как он на меня смотрел, не смотрел больше никто. Как на крыльях я летела к нему!

Конец тридцатых годов. Начало Второй мировой войны. Михаила забирают на фронт.

Дальше события летят как во сне. Мама юной Марии заболела странной болезнью. Ей неможилось три дня, а на четвертый она умерла. Отец Марии после похорон зашел в дом, собрал свои вещи и в тот же день ушел к женщине, имевшей троих детей. Насовсем. Сказал дочке, что теперь она сама на хозяйстве. Шестнадцатилетней девочке пришлось смотреть за домом, садом и виноградниками. Жили хорошо, богато жили. Но теперь Мария осталась одна.

У нее не было недостатка в поклонниках! Ее приглашали на балы, и там она не раз становилась Королевой бала или Королевой танцев. На сельских балах с этим было просто: чей поклонник оплатил самый большой взнос, та и королева. Мария любила петь, любила танцевать, принимала приглашения, но всем говорила, что ждет с войны Михаила. Поклонники надежд не теряли и продолжали обхаживать завидную невесту.

Однажды в дом к Марии пришла сестра Михаила и сказала ей: «Не жди его, не надо. Может, он и не вернется. Устраивай свою жизнь».

Сердце Марии вскипело от обиды – решила она, что не хотят ее в невестки. Не желает семья любимого принять ее! Нет рядом родителей, не с кем посоветоваться, некому остановить, успокоить, вразумить. И она согласилась выйти замуж за Якова. Того, кто стал моим дедом…

– Мне было шестнадцать лет, я совсем одна, а хозяйство такое огромное! Нужен был муж, – оправдывалась передо мной бабушка спустя несколько десятков лет. На самом деле – перед собой. Пыталась смягчить то роковое решение, мучившее всю жизнь.

Всего через два месяца после ее свадьбы Михаил вернулся с фронта. На вокзале встретил односельчанина, который сказал ему, что Марчика вышла замуж. И он, не заходя к матери, устремился к ней.

Мария стояла у печи, когда в дом вошел Михаил. Муж отлучился. Она выронила то, что держала, всплеснула руками. Начала лепетать оправдания. Он стоял молча и смотрел; ни упрека, ни жалобы. Потом сказал только одну фразу: «Бежим со мной». – «Не могу, – ответила Мария. – Я с ним обвенчана перед Богом и людьми».

– Бабушка! – закричала я. – Почему ты не сбежала?!

– Как я могла так опозорить твоего дедушку? – тихо ответила бабушка.

«Почему ты не сбежала с тем, кого любила?!» – закричала я. «Как я могла так опозорить твоего дедушку?» – тихо ответила бабушка

Михаил не стал ее уговаривать. Лишь сказал напоследок: «Я никогда не женюсь на другой – чтобы ты знала, как я тебя любил». И ушел.

В этой истории не будет счастливого конца.

Мария провела долгие годы с нелюбимым мужем, страдая всю жизнь от его ревности. Родила ему пятерых детей. Двое умерли во младенчестве.

Михаил прожил всю жизнь один и умер в 50 лет от рака.

Я кручу эту историю в голове снова и снова, пытаясь найти выход, – но выхода нет. Некоторые ошибки невозможно исправить. Бабушка родила моего отца, мой отец родил меня, и я ношу в генах ее боль, и ее слезы стоят комком у меня в горле. Каждый год я заказываю в монастыре Псалтырь об упокоении Михаила – что еще я могу сделать для человека, чья жизнь была раздавлена, чтобы я родилась?

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Небиблейский Иосиф Небиблейский Иосиф
Елена Есаулова
Небиблейский Иосиф Небиблейский Иосиф
Елена Есаулова
— Где ты других мужчин видела? Все так живут. Только не приводи мне примеров из Библии!
Предательство и Тот, Кто не предает Предательство и Тот, Кто не предает
Игум. Нектарий (Морозов)
Предательство и Тот, Кто не предает Предательство и Тот, Кто не предает
Игумен Нектарий (Морозов)
Ты предан и оставлен, тебе больно и страшно? Прибегни, прильни как можно ближе к Тому, Кто Сам был предан и оставлен всеми. Он утешит, успокоит… И ты увидишь, что несмотря ни на что, на все с тобой бывшее, не один, и не брошен, и не забыт, и не предан.
Вера и верность Вера и верность
Прот. Андрей Ткачев
Вера и верность Вера и верность
Протоиерей Андрей Ткачев
В марте 1974 года, через 29 лет после выхода Японии из войны, на одном из Филиппинских островов закончил свою войну один из японских воинов — подпоручик Онода. В конце 44-го он получил задание от майора Танигути и приказ воевать до тех пор, пока лично Танигути не даст команду «отбой».
Комментарии
Kristina 28 мая 2021, 02:42
Мне видится в поступке этой девушки подвиг веры, когда она приняла решение не бежать с Михаилом, а осталась преданной Якову. Тем самым покорилиась Богу, а не пошла вслед за страстями. Один ее ответ уже потомкам, что она не могла опозорить мужа- наверно будет для них путеводной звездой в их браке. Мудрая женщина, богобоязненная.
Солнышкина20 марта 2021, 17:33
Алла, по моему никто здесь такого и не писал, что надо создавать семью не испытывая никаких чувств. Эта история скорее исключение, действие особого промысла Божьего об этих людях. Речь о другом- раз уж назвалась женой, ей и оставайся. И, если так вышло, что любви нет её надо просить у Господа, а не разводиться.И я согласна с теми, кто здесь писал, что все трое по своему заслуживают уважения, что сохранили эту заповедь хотя бы на деле.
Дарья20 марта 2021, 15:22
Не хотела я писать но напишу. Слышала что у моей бабушки была такая же история. И тоже то ли из ревности то ли из глупости она вышла за моего деда. Я слышала про это всего один раз. И подробностей не знаю. Знаю только что бабушка всю жизнь не любила деда а дед ее. И счастливой жизни нет ни у ее детей (моей мамы и ее брата), ни у самой бабушки. А у меня серьезные проблемы со здоровьем. Может быть это глупо,но на мой взгляд грех предательства очень страшный. И если с Онегиным и Татьяной, чья цитата стоит в статье, все понятно - она любила безответно, то когда есть взаимность и предательство это страшно.
Солнышкина19 марта 2021, 23:04
Алла,"И мы вольны не соединять свою жизнь с тем, кого мы не любим." Конечно так. По-моему никто здесь такого не написал, что надо создавать семью с нелюбимым. Эта история все-таки исключение. И это особый промысел Божий об этих людях. Речь о другом "назвался друздем- полезай в кузов", назвалась женой - ей и оставайся.Не любишь- терпи, молись, делай дела любви, проси у Бога любви и полюбишь. И согласна со многими здесь писавшими, что все участники достойны уважения, за то, что "держались", соблюдая заповеди хотя бы делом.
Алла19 марта 2021, 16:16
Солнышкина: "что мы должны получать до свадьбы,а что не должны не нам решать!" Нет, это решать как раз нам, потому что брак - дело добровольное. И мы вольны не соединять свою жизнь с тем, кого мы не любим.
Солнышкина18 марта 2021, 23:50
Алла, что мы должны получать до свадьбы,а что не должны не нам решать! Не надо забывать, что Бог над человеком,а не человек над Богом. Почему браки бывают счастливыми и у инославных,думаю потому что "Дух дышит где хочет" и "Бог повелевает солнцу восходить над злыми и добрыми". Т.е. Бог посылает свои милости и верующим и неверующим. Есть утверждение, что Бог соблюдает целые роды ради одного праведника (христианина),который будет рождён в этом роду.А ещё потому, что Бог есть Любовь.НО не надо забывать, что Господь говорит:"Кого люблю того наказую"и"Бьёт Бог всякого сына, которого любит,его же приемлет". Поэтому с верующих спрос будет строже чем с неверующих и мы не должны оглядываться на них!
Алла18 марта 2021, 15:35
Солнышкина, люди не должны получать "росток влюбленности" после свадьбы, они должны любить ещё до неё. В противном случае, как мы видим в вышеизложенной истории, любовь может никогда и не придти. Это совершенно неоправданный риск. Кроме того, счастливые браки бывают и в нехристианских семьях, как вам наверняка известно. Как вы это объясните? Там не то что венчания нет, там даже веры в Христа нет.
Солнышкина17 марта 2021, 18:40
И ещё дело ведь в том, что после грехопадения к нашим чувствам примешиваются и разжигаются страсти от лукавого. И бывает трудно отличить чистую влюбленность от Бога и страсть от лукавого. Или когда вторая приражилась к первой. Тут как раз и требуется то самое трезвение о котором все писали. И молитва и таинства и многий совет.
Солнышкина17 марта 2021, 18:22
Похожее происходит и с чувствами, влюбленностью. Понятно, что они нам даны для создания семьи, для облегчения бремени семейных обязанностей. Но гоняться только за ними, это все равно, что гоняться за миражами.Когда молодые люди женятся они получают Дар от Бога росток влюбленности, и да они должны много трудиться, чтобы сохранить и вырастить его,дабы он превратился в настоящее большое дерево любви.Потом, здесь говорили про счастливый второй брак,да так бывает, но во первых по великой Божьей Милости и во вторых, когда люди принесли покаяние.И ещё часто бывает, что первый брак не был освящён таинством, а ко второму браку люди подходят более ответственно и он становится для них первым Церковным
Солнышкина17 марта 2021, 18:00
Иоанна, святые говорят, что Бог так устроил, что все физиологические процессы у человека сопровождаются удовольствием, чтоб жизнь нам была в радость, а не превращалась в рутину, так чтоб даже поесть мы себя принуждали. Но у человека до грехопадения иерархия ценностей была выстроена правильно: Дух (Божественное начало)господствовал над душой (чувствами), душа над телом(инстинктами). С грехопадением все перевернулась с ног на голову. И теперь чувства и инстинкты подавляют наш Дух. И теперь многие люди "гоняются" за ощущениями и удовольствиями. Это примерно как в древнем Риме, когда ели ради вкусовых ощущений, вызывали рвоту и опять ели.
Иоанна_ 14 марта 2021, 11:28
Любовь достигается большим трудом, счастье большими скорбями, а "любоф и чуйства" - принадлежность мыльных опер.. Отлично.. Только не знаю, какой нормальный человек вступал бы в брак, если бы так оно и было. И главное - зачем? Добровольно на каторгу, вроде бы, никто не отправляется. Уже договорились до того, что брак по любви является причиной разводов и мешает многодетности.. Нет уж, друзья мои, лучше оставаться одному, чем жениться, имея такие представления о христианском браке.
*14 марта 2021, 11:17
Ольге. Вы находите, что интерес к стране, где происходили необычные события банальным любопытством, а я нет. Так можно и об изучении Истории разных народов и стран сказать: « А зачем нам это надо?» Действительно, многим людям безразлична даже история ВОВ. А мне очень хочется знать, где был райский уголок в Европе в те страшные годы. Там и Храм не уничтожили, и пули не свистели, и голода не было. Также на фронте мало, кто воевал, значит похоронок почти не было. Сравните с Белорусию, моей Родиной. У меня 7 дедушек воевали! 2 родных и 5 двоюродных! Трое погибли, защищая Родину. Деревню, где бабушки жили, немцы сожгли. Сколько горя народ пережил. А бабушки и не жаловались.Слава Богу за всё!
Алла14 марта 2021, 10:44
Александра Г., я знаю не меньше примеров удачных повторных браков, чем первых. Поэтому ваши слова оторваны от реальности. И пока нет детей, я не вижу в этом катастрофы. Тому браку было всего два месяца!
Александра Г.13 марта 2021, 18:56
Алла, духовные законы (заповеди) действуют также как и физические: упал с высоты - разбился и т.д. Также при нарушении духовных законов счастья не будет - будет катастрофа. Поэтому не получится "спокойно развестись и жить счастливо". Влюбленность и любовь не одно и то же первая проходит быстро, а любовь достигается тяжелым трудом. Так устроена жизнь - счастье достигается большими скорбями. "Без креста не увидим и Христа".
Солнышкина13 марта 2021, 16:18
Впринципе, жизнь Михаила тоже могла бы так повернуться. Например Бог мог бы забрать Якова к себе или сделать так что он сам ушёл бы от Марии. Но почему то Он - сердцеведец этого не сделал, значит так надо.
Солнышкина13 марта 2021, 15:46
Вадим, поверьте, искренне рада за Вас! Есть такое выражение: Бог и душа-вот монах! Если его перефразировать можно сказать: Бог и душа-вот жизнь человека! Поэтому все люди и все события нашей жизни это все обращение Бога к нашей душе. И если нас кто-то любит, это Бог дарит нам свою Любовь, а если нас кто-то притесняет это Бог нас воспитывает. И да, Вы правы, если мы кого-то любим это тоже дар Божий. А бывает,что Бог забирает кого-то или что-то для нас очень дорогое и тогда от нас требуется смириться и отдать это Богу. И если это у нас получается, часто бывает,что Бог нам это возвращает,только в ином ещё лучшем виде.Думаю так и произошло в Вашей жизни.А не потому, что Вы не женились на другой.
Вадим13 марта 2021, 12:11
Евгений, мы с женой венчаны, значит Церковь признала наши отношения богоугодными и законными.
Андрей13 марта 2021, 11:58
Лично у меня сложилось впечатление, что на самом деле эта повесть не времён Великой Отечественной войны, но действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане, а то и ещё ближе к настоящему времени. К сожалению не все, но очень и очень многие бабушки ждали дедов с войны, несмотря на то, что прекрасно понимали ничтожность вероятность дождаться. У внуков победителей вернуться живыми и здоровыми шансов было намного больше, а вот что бы дождалась девчонка - намного меньше. Кстати, в начале обсуждения подобные предположения уже высказывались, впрочем, автору виднее.
Алла13 марта 2021, 09:56
Александра Г., но чтобы трудиться, нужен какой-то стимул. И любовь лучший из возможных стимулов. Одно дело трудиться ради человека, с которым тебя связывают только клятвы и штамп в паспорте, но к которому ты по большому счету не испытываешь ничего, или же в худшем случае испытываешь неприязнь. Это будет в тягость, и счастьем тут и не пахнет. И совсем другое - трудиться ради любимого. Любимым мы хотим делать приятное не ради долга, а потому что нам самим от этого хорошо. Я думаю, что практиковаться в христианской любви к врагам нужно точно не в семье! Здесь должна быть отдушина, где нас окружают только искренне любимые люди, а не те, кого мы лишь терпим из-за христианского долга.
Алла13 марта 2021, 08:35
Елена: "Подобных историй с побегом от мужа к молодому любовнику история знает не мало, и редко они имеют счастливый финал." Во-первых, какой ещё молодой любовник? С чего вы взяли, что Яков сильно старше? Во-вторых, это уже не 19 век. Развелась бы себе спокойно и вышла замуж за любимого. И никакой аннакаренинской драмы.
Солнышкина12 марта 2021, 23:39
"Вся жизнь наша есть великая тайна Божия. Все обстоятельства жизни, как бы ни казались они ничтожны, имеют огромное значение. Смысл настоящей жизни мы вполне поймём в будущем веке. Как осмотрительно надо относиться к ней, а мы перелистываем нашу жизнь, как книгу - лист за листом, не отдавая себе отчёта в том, что там написано. Нет случая в жизни, все творится по воле Создателя". Преподобный Варсонофий Оптинский
Вадим12 марта 2021, 20:00
Солнышкина, а какое это имеет вообще значение в данном случае? Важно, что мой брак очень счастливый. И он такой только потому, что я не стал жениться на более удобных и милых девушках, чем моя жена, которая совсем не сахар, я это признаю. Но мне не нужен никто другой, только она. И в этом свете мне безрзличны все ее многочисленные недостатки, потому что мне просто хочется, чтобы она всегда была рядом. Я благодарен Богу за эти чувства, которые пронес через жизнь, ведь моя супруга моя первая и единственная любовь.
Александра Г.12 марта 2021, 16:58
Елена12 марта 2021, 10:33 "Так что за все слава Богу". Согласна, еще в народе говорят - Бог отвел.
Александра Г.12 марта 2021, 16:53
У моих родителей в юности была тоже очень романтическая история. Они полюбили друг друга в школьные годы, но по каким-то причинам мама вышла замуж за другого, папа очень страдал и не женился, ее семейная жизнь тоже не сложилась и они с папой все же поженились. Родители вместе 43 года, но это очень трудная для мамы жизнь и много скорбей она претерпела и терпит до сих пор. И мой папа тоже ревнивый) Вообще много историй, где юношеская влюбленность превозносится, и думаю это большая ошибка. На примере нашей семьи вижу, как мало семейное счастье зависит от тех далеких чувств. Это трудная работа здесь и сейчас.
Александра Г.12 марта 2021, 16:25
Это история не оставляет равнодушным. И очень жаль ее героев. Но мне кажется "жизнь раздавлена" уж очень трагично и преувеличено. Я думаю это выражение больше подходит к страшным временам террора и т.д. А тут свободный выбор был у каждого. И многотрудная семейная жизнь, в которой есть спасение, несравнима с сильной юношеской влюбленностью. Чтобы избежать этих ловушек - сердце нужно только Богу отдавать и только тогда получается счастливая жизнь при любых обстоятельствах.
В.Л.12 марта 2021, 16:02
Иван 6 марта 2021, 18:25 "..у большинства современных людей романтическая каша в головах. Немудрено, конечно, воспитаны то на любовных тв-мелодрамах" К сожалению все именно так.
Ксения12 марта 2021, 13:21
Наталья11 марта 2021, 21:52 "про чужой грех вообще не стоит говорить. И не стоит "взвешивать" его - на ком из трех он лежит в большей степени." Про какой грех вы всё время говорите? И как он тут может быть на всех троих? Если и был тут грех, то только со стороны Михаила и Марии. Яков перед Богом законный супруг Марии, какой грех он совершил? Михаил пытался соблазнить чужую жену. Мария будучи в законном браке, испытывала чувства к другому мужчине. Да, здесь можно говорить о грехах. А Яков пострадавшая сторона в данном случае. А то интересно получается - и грабитель и ограбленный, оба виноваты...
Елена12 марта 2021, 10:33
"Потом сказал только одну фразу: «Бежим со мной». На этот пассаж никто не обратил внимания? А ведь здесь Михаил, ни много ни мало, подбивает чужую жену на измену и обман. Думается мне что этот момент очень ярко характеризует Михаила. И Мария очень правильно сделала не поддавшись на уговоры. Подобных историй с побегом от мужа к молодому любовнику история знает не мало, и редко они имеют счастливый финал. Так что за все слава Богу.
Наталья12 марта 2021, 06:16
Вадим11 марта 2021,15:44, думаю, вы правы в том, что про чужой грех вообще не стоит говорить. И не стоит "взвешивать" его - на ком из трех он лежит в большей степени. Мы даже внешних событий толком не знаем, а уж оценка греховности чувств посторонних людей, той же Марии - вовсе не наше с вами дело. Вот в этих смыслах нам с вами про грех точно говорить не стоит. И то, что обсуждение чужих чувств с многочисленными нашими упреками друг друга во взаимном осуждении настолько затянулось, - думаю,говорит о том, что мы делаем что-то не то, не находите? Поэтому я сочту за благо поставить на этом точку.
И.12 марта 2021, 04:11
Наталья11.03.2021,10:50, оттенок истории придала внучка: «Почему ты не сбежала?!», «долгие годы с нелюбимым мужем, страдая…от его ревности», «...Михаила…, чья жизнь была раздавлена». Не сужу их, в каждой избушке свои погремушки, тем более история не из первых уст. Хорошей женой была Мария или нет, может только Яков сказать, но внучка ему слово не дала. И о деде слова доброго не написала. Поклонников (надежд не теряли, продолжали обхаживать), было много, Мария не с завязанными глазами мужа выбирала, почему-то к Якову склонилась. Что в итоге? «ошибка», которой, по сути, просто позволяли рядом быть? И Вы действительно считаете возражения Вам от разных авторов формальными и лицемерными?
Л.В.11 марта 2021, 23:59
Наталья 5 марта 2021, 00:59 *Она, жертвуя собой, еще и пятерых детей родила в этом браке* Во-первых, она ведь и себе детей родила, не только мужу. А дети это большая радость. А во-вторых, тогда все рожали по 4-5 детей, и жертвой это не считали. И автор этого рассказа из наследия тех поколений, как и все мы. А вот что наше продвинутое поколение оставит после себя, большой вопрос. Все теперь женятся и выходят замуж исключительно по большой и светлой любви, рожают одного ребенка, а затем по такой же большой и светлой любви (но уже новой) разводятся. Половина детей в стране живет с чужими дядями, вместо отцов. Вот такая любовь...
Наталья11 марта 2021, 21:52
Вадим11 марта 2021, 15:44, думаю, вы правы в том, что про чужой грех вообще не стоит говорить. И не стоит "взвешивать" его - на ком из трех он лежит в большей степени. Мы даже внешних событий толком не знаем, а уж оценка греховности чувств посторонних людей, той же Марии - вовсе не наше с вами дело. Вот в этих смыслах нам с вами про грех точно говорить не стоит. И то, что обсуждение чужих чувств с многочисленными нашими упреками друг друга во взаимном осуждении настолько затянулось, - думаю,говорит о том, что мы делаем что-то не то, не находите? Поэтому я сочту за благо поставить на этом точку.
Солнышкина11 марта 2021, 21:17
Вадим, ответьте пожалуйста, а когда Вы начали воцерковляться, до женитьбы или после?
Евгений11 марта 2021, 20:01
Иоанна_ 11 марта 2021, 12:13 /Никто здесь ничего не "воспевает", просто указывается на тот общеизвестный факт, что чувства человеку неподконтрольны.// Так вообще то Церковь с Таинствами и даны нам для того чтобы чувства свои контролировать. И воспевание тут как раз очень даже присутствует. Причем именно воспевание - с романтизацией и высоким патетическим слогом о "счастье принесенном в жертву", о "украденной любви", и прочая. Хотя речь тут идет, на минуточку, о любви замужней женщины к чужому мужчине. В венчаном браке. Как верно отметил Влад, все это больше подходит для сентиментального любовного романа. Церковь совсем другому учит.
Евгений11 марта 2021, 19:24
Вадим11 марта 2021, 12:24 "В итоге я дождался своего. Спусть 9 лет брака она ушла от мужа. Уже через год мы поженились." Вадим, как говорится, дай вам Бог счастья, но боюсь что ваш пример не самый подходящий. Вот что говорит по этому поводу Христос: "А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Евангелие от Матфея, 5:32).
Иван11 марта 2021, 18:21
Анна11 марта 2021, 12:15 "а кто-нибудь думал о том, что двигало Яковом? В Ведь он же знал, что берет за себя чужую девушку". Вы извините, но у вас какие-то средневековые понятия). Что такое "чужая девушка"? Это личная вещь какая-то? По этой логике получается что современным молодым людям лучше и вовсе не жениться на наших девушках. Потому как до вступления в брак практически у каждой современной девушки были другие молодые люди. Т.е. они побывали "чужими девушками". А ну как старая любовь появится на горизонте, и что тогда? Охи и ахи о "украденном счастье"?)
Иван11 марта 2021, 18:00
Наталья11 марта 2021, 14:13 Иван11 марта 2021, 12:09. "Яков женился на девушке, которая не любила его. Верно? Я осудила грешника или грех?" Ну, для начала, в Православном вероучении нет такого греха как "женитьба на девушке, которая тебя не любит"). Так что грехом это не является. Если же в вашем личном понимании это грех, то Мария такая же грешница. Верно? А во-вторых, откуда Яков мог знать что Мария его не любит? Если она согласилась на брак, значит отвечала ему взаимностью. При венчании ей задавали вопрос: "не обещалась ли иному?". Она ответила что не обещалась (иначе не обвенчали бы). По вашему, Яков должен был предвидеть что девушка обманет и его и священника, совершающего таинство?
И.11 марта 2021, 17:42
Иоанна_ 11 марта 2021,есть такая народная мудрость "с глаз долой - из сердца вон". Если прекратить няньчить любые свои несчастья, страдания, обиды, чувства сначала успокаиваются, а потом и меняются. И Вы частенько пишете о помыслах, так если помыслы контролировать (возможность этого Вы же не станете отрицать?), уводить их от предмета "чувств", то чувства утратят питательную среду. А сочувствовать героине рассказа не означает соглашаться с ее мыслями и восприятием ситуации. Да и то, что сказала бабушка может не совпадать с тем, что услышала внучка. Историю на всеобщее обозрение вынесла последняя, добавила свою оценку. А стоило?Раздавленная жизнь Михаила ее оценка, что он думал, не известно.
Вадим11 марта 2021, 15:44
Наталья, ошибка ваших рассуждений в том, что вы уверены в осведомленности Якова про сердечные переживания невесты. Но это совсем не очевидно. Если она ему ничего про это не говорила, ещё и согласилась выйти замуж, то жених мог подумать, что те чувства уже прошли. Как ни крути, осноная вина лежит на стороне, согласившийся на брак, когда сердце отдано другому. Марчика знала своё сердце, а Яков мог только гадать. Поэтому если на ком грех и лежит, то на невесте, а не на женихе. Но я бы вообще про грех не говорил. Нет ведь такой заповеди, что нужно жениться по любви. Этот вопрос остается на усмотрение брачующихся.
Наталья11 марта 2021, 14:13
Иван11 марта 2021, 12:09. Давайте спокойно порассуждаем. Не раз я написала, что Яков женился на девушке, которая не любила его. Верно? Я осудила грешника или грех? В чем здесь выразился мой "грех осуждения"?
Наталья11 марта 2021, 13:46
Евгений,11 марта 2021. Дело в том, что такой ситуации, как в вашем примере, у меня не возникнет: я не выйду замуж за мужчину, который не любит меня, а другую женщину. А вы женитесь на женщине, которая любит не вас, а другого? Для чего вы употребляете такой нарочитый глагол "воспевать"? Я не "воспеваю", а, как и вы, делюсь своим мнением. И уважаю ваше. Давайте стараться не укалывать друг друга такими нарочито-презрительными словами, хорошо?)
Вадим11 марта 2021, 12:24
Евгений, в вашем примере мужчина допустил ошибку ещё ДО свадьбы, как и в обсуждаемой истории. Ему никогда не следовало жениться, если его сердце было занято другой. Я был влюблен в одноклассницу, но во время обучения в институте мы расстались. По её инициативе. Позже она вышла замуж за другого, родила ему двоих детей. У меня тоже были связи, в одном случае отношения почти дошли до свадьбы. Но ключевое - "почти". Я понимал, что хоть девушка была очень мила и любила меня, я к ней испытывал только симпатию, любовью моей оставалась зазноба юности. В итоге я дождался своего. Спусть 9 лет брака она ушла от мужа. Уже через год мы поженились. Вместе 17 лет, у нас 2 сына. Я счастливый человек.
Анна11 марта 2021, 12:15
Как говорил замечательный герой одного фильма "торопиться не надо...". Тут все осуждают девушку, Михаила, жалеют Якова, а кто-нибудь думал о том, что двигало Яковом? В Ведь он же знал, что берет за себя чужую девушку... А судить никого не надо, надо жалеть, Господь все знает, может промыслом все и случилось.
Иоанна_ 11 марта 2021, 12:13
Никто здесь ничего не "воспевает", просто указывается на тот общеизвестный факт, что чувства человеку неподконтрольны. Да, можно стараться контролировать их ПРОЯВЛЕНИЯ, но не сами чувства. Полюбить или разлюбить кого-то, даже если очень захотим, мы не можем. Человек страдал всю жизнь, пусть и по своей вине - почему нельзя этому посочувствовать? Кто мужественно противостоит искушению ради исполнения заповедей - получит свою награду, несомненно! (Про "восторги" и "щекотание нервов" просто читать противно.)
Иван11 марта 2021, 12:09
Наталья10 марта 2021, 06:09 "Зачем вы так строго спрашиваете...Нам ли ее судить?" Тогда почему вы позволяте себе судить Якова? За собою вы грех осуждения не замечаете, предпочитаете обличать в этом других?
Наталья11 марта 2021, 10:56
Евгений11 марта 2021. Дело в том, что такой ситуации, как в вашем примере, у меня не возникнет: я не выйду замуж за мужчину, который не любит меня, а другую женщину. А вы женитесь на женщине, которая любит не вас, а другого? Для чего вы употребляете такой нарочитый глагол "воспевать"? Я не "воспеваю", а, как и вы, делюсь своим мнением. И уважаю ваше. Давайте стараться не укалывать друг друга такими нарочито-презрительными словами, хорошо?)
Наталья11 марта 2021, 10:50
И,10 марта, "Иначе внучка выносит приговор деду: нелюбимый бабушкин муж, ревнивец, бабушка несчастна, жизнь Михаила "раздавлена". Это справедливо по отношению к нему?" Но это же неправда: ничего подобного, с таким нехорошим оттенком Анна в этой статье не писала,никаких "приговоров" не выносила.Зачем вы так?В какой-то мере несчастными остались все трое. Но не нам же судить их,не так ли?В моих глазах то,что Мария всю жизнь с юных лет любила одного человека,при этом была хорошей женой другому,лишь говорит о силе ее характера.А не является поводом для ханжеского морализаторства.И какую волю своим чувствам к Михаилу она дала в поступках?Никакой:так и осталась женой Якова.За что тогда судить ее?
Галина И.11 марта 2021, 08:23
Ольга10 марта 2021.Простите, Ольга, а как вы относились в школе к предмету "Литература"? Ведь анализ худ. произведений как раз и предполагает выявление эпизодов и событий, составляющих сюжет;понимание их важности при оценке характера и поведения персонажей. В док. рассказе описанные события должны соответствовать истор. фактам. Это как дважды два. В комментариях нет "вынесения приговора" персонажам рассказа, а всего лишь его интерпретация, высказывание своего отношения к описываемому. Любое произведение — это худ.-коммуникативное средство диалога между читателями и автором. А критика — посредник этого диалога, в процессе кот. устанавливается истина. Приговор же- это акт правосудия. До свид.
Евгений11 марта 2021, 01:32
Наталья10 марта 2021, 06:15 /Так Мария любила Михаила еще ДО замужества с Яковом. Что вы посоветуете в таком случае/ Наталья, если ваш муж встретит женщину, которую любил до женитьбы на вас, и поймет что любит её, а не вас, как вы к этому отнесётесь? Будете воспевать такую любовь?
Солнышкина11 марта 2021, 01:07
Ведь, Богу все возможно, и если бы все трое открыли своё сердце для Него, как больной открывает своё тело для хирурга, чтоб тот произвёл лечение. То Бог смог бы всех троих сделать счастливыми: В душу Марии Он мог бы вложить искреннюю любовь к Якову, тот перестал бы ревновать, а в сердце Михаила Он мог бы вложить любовь к другой девушке или стремление к монашеству например, когда человек переполнен Божественной Любовью.
Солнышкина11 марта 2021, 00:38
Иоанна, /тогда они ищут эту любовь где-то в другом месте, потому что человек без любви не может, так он устроен/ Вы совершенно правы! Только эту любовь надо искать у источника Любви-Бога! Вот и все! Собственно, все наши проблемы из-за этого, что мы её ищем не там где надо. И это касается всех: монашествующих, семейных. И проблема и драма героев данной статьи,как мне думается, в том, что ни до ни после судьбоносного решения "не прильнули сильнее к Богу" как сказано в творении Серафима Вырицкого "От меня это было". Хотя с чем каждый пришёл к Нему это одному Богу известно, ведь на это Он даёт нам всю жизнь.
Солнышкина11 марта 2021, 00:23
И что-то мне совсем не верится, чтобы кто-то из оптинских старцев дал такой совет:если ты влюбился, конечно женись и ни с кем не советуйся, руководствуйся своим чувством. Сколько таких в жизни примеров, когда вступали в брак ни на кого и ни на что не оглядываясь, и оборачивалось трагедиями или большими скорбями. И наоборот, когда человек ищет воли Божьей в данном судьбоносное решение Бог её открывает и бывает вдруг показывает человека совсем с другой стороны и словно пелена спадает с глаз.Летом на это сайте была размещена как раз такая история про то как духовник посоветовал присмотреться друг к другу молодым людям, хотя у девушки уже был жених.В итоге все вышло по благословению и счастливо
Наталья10 марта 2021, 23:39
И,10 марта, "Иначе внучка выносит приговор деду: нелюбимый бабушкин муж, ревнивец, бабушка несчастна, жизнь Михаила "раздавлена". Это справедливо по отношению к нему?" Но это же неправда: ничего подобного, с таким нехорошим оттенком Анна в этой статье не писала,никаких "приговоров" не выносила.Зачем вы так?В какой-то мере несчастными остались все трое. Но не нам же судить их,не так ли?В моих глазах то,что Мария всю жизнь с юных лет любила одного человека,при этом была хорошей женой другому,лишь говорит о силе ее характера.А не является поводом для ханжеского морализаторства. И какую волю своим чувствам к Михаилу она дала в поступках?Никакой:так и осталась женой Якова.За что тогда судить ее?
Солнышкина10 марта 2021, 23:12
Иоанна_, да кто ж говорит, что чувств и влюбленности быть не должно? Просто надо остерегаться такого варианта когда, что называется "несёт" и человек не отдаёт отчёт в своих действиях. Надо все таки стараться сдерживать свои чувства и включать волю и разум. И оглядываться на сопутствующие обстоятельства:например кто-то из родителей против, большая разница в возрасте или парень предлагает пожить для начала, чтоб получше узнать друг друга. Старцы говорят, что волю Божью можно разглядеть в обстоятельствах жизни. Хорошо описала в книге о своей жизни "Под кровом Всевышнего" период ухаживания и влюбленности, матушка Наталья Соколова.
Влад10 марта 2021, 21:26
И.10 марта 2021, 16:28 "Почему тогда Вам бы не воспевать чувства и терпение Якова?" Соглашусь на все 100%. Если кто и вызывает сочувствие и уважение в этой истории, так это терпеливый Яков. А вот воспевание любви замужней женщины к чужому мужчине вызывает удивление. Особенно когда эти восторги исходят от вроде как православной дамы. Для любовного романа в самый раз, но тут вроде как православный ресурс?
Влад10 марта 2021, 21:02
Наталья10 марта 2021, 06:09 "хотя еще до замужества отдала сердце другому человеку". Если она еще до замужества отдала сердце другому человеку, то чем вы тут восхищаетесь? При совершении таинства венчания священник спрашивает, не обещалась ли другому. Соглашусь с Иваном, некоторые явно путают христианскую любовь с амурными переживаниями из киношных мелодрам.
Иван10 марта 2021, 18:14
Анна 8 марта 2021, 12:42 "Любовь замужней женщины к постороннему мужчине это грех перед Богом и непорядочность по отношению к мужу." Анна, вы абсолютно правы. Но некоторым эту, в общем-то прописную истину, очень не хочется признавать). Ведь именно щекотание нервов и острые любовные переживания для многих и являются главной ценностью во взаимоотношении полов. Это как раз к вопросу о пустоте современного человека, о которой упомянула Ирина.
И.10 марта 2021, 16:28
Наталья, конечно, волшебных кнопочек нет. "Кнопки" в таких ситуациях создают, чтобы обуздать чувства, ставить преграды им. Иначе внучка выносит приговор деду: нелюбимый бабушкин муж, ревнивец, бабушка несчастна, жизнь Михаила "раздавлена". Это справедливо по отношению к нему? Он сделал предложение, бабушка сделала свой выбор. Кто кого сделала несчастным? Почему тогда Вам бы не воспевать чувства и терпение Якова? Или у него сердце с волшебной кнопкой оn/off любовь или ревность? И за Вами тоже выбор: либо признавать, что чувства можно и должно воспитывать, либо считать отсутствие "кнопки" оправданием всех злодеяний: нелюбовь, ненависть, жажда мести и пр. подобное тоже из неуправляемого сердца.
Катерина10 марта 2021, 11:51
Солнышкина 9 марта 2021, 21:25 -- "Т.е. верующий человек во всем ищет воли Божьей, а не своей.Тогда есть большая вероятность, что этот брак будет счастливым, и крепким ведь Бог есть Любовь." вот ... соглашусь с Вами! Да. И брак, и труды разные. Иногда надо претерпеть в этом подчинении Воли Божией. Соблазны, страсти. А что делать? Взялся уза гуж - не говори, что дюж.
Ольга10 марта 2021, 11:47
Последний комментарий Натальи самый разумный и адекватный. Из любой услышанной или прочитанной истории нужно делать выводы для себя, а не выносить приговоры ее героям.
Ольга10 марта 2021, 11:40
Галина И., жанровые особенности никак не влияют на восприятие этой истории читателем. Если история происходила на территоррии России, у читателя будет один вывод? А если на территории Германии - другой? Христианские заповеди даны всем одинаковые, без различия рас и народов. И в этой истории сказано достаточно, чтобы вывести мораль - каждому свою. За стремлением узнать больше подробностей я усматриваю банальное любопытство.
Алла10 марта 2021, 11:16
Солнышкина, есть канонические препятствия к браку, и не получение благословения у духовника к таким не относится.
Иоанна_ 10 марта 2021, 11:15
Ирина В., "погоня за любовными переживаниями" - это суррогат той любви, которая ДОЛЖНА БЫТЬ в браке. Если её нет, если люди поженились по каким-то другим соображениям - тогда они ищут эту любовь где-то в другом месте, потому что человек без любви не может, так он устроен. Поэтому самый правильный, честный и безопасный путь - жениться по любви, а если её нет - не обманываться самому и не обманывать другого.
Иоанна_ 10 марта 2021, 10:58
Солнышкина, надо, конечно, и с духовником посоветоваться, и с родителями, ну а молитва - это всегдашнее делание христианина, но если нет влюблённости, нет чувственной любви, как здесь пишут (а что - может быть "бесчувственная" между мужчиной и женщиной?), тогда вообще отсутствует предмет разговора, о чём советоваться-то? Те слова Аллы, что вы процитировали - это один в один совет кого-то из оптинских старцев, а не мирская логика. Через наши чувства, В ТОМ ЧИСЛЕ, Господь ведёт нас к спасению и указывает нам верный путь, особенно что касается брака.// Ольга, согласна с вами!! Рассказ о том, что решения, особенно такие важные, должны приниматься обязательно спокойно, не в спешке, не на эмоциях.
Алла10 марта 2021, 10:36
Катерина, не знаю. Но во всяком случае, если брак по любви, то риск хотя бы того стоит.
Наталья10 марта 2021, 06:15
Анна 8 марта 2021, 12:42. Так Мария любила Михаила еще ДО замужества с Яковом. Что вы посоветуете в таком случае человеку сделать со своим сердцем: нажать кнопочку и отключить свою любовь к нему? Зачем вы даете оценку ее пожизненной любви к Михаилу как грязному чувству?
Вы готовы обосновать, что именно во всех моих постах есть осуждение?
Наталья10 марта 2021, 06:10
Алексей 7 марта 2021, 22:34. С интересом прочитаю именно ваши мысли, а не отзеркаливание чужих.
Наталья10 марта 2021, 06:09
Иван 7 марта 2021, 21:22,* 8 марта 2021, 00:50, В.Д 8 марта 2021, 11:39. Зачем вы так строго спрашиваете с 16-летней девушки,у которой умерла мама, отец после этого бросил ее, а любимого молодого человека отправили на войну? Попробуйте представить себя в данных экстремальных обстоятельствах.К себе вы так же строги,как к той девочке 16-ти лет?Ни опоры, ни поддержки у нее не было,того, кого любила-забрали. Почему никто из вас не обратил внимание на все это,лишь холодно препарируя чувства юной девушки и вынося ей негативные оценки? Свою боль и любовь она пронесла через всю жизнь и,сохранив достоинство,осталась верна супругу,хотя еще до замужества отдала сердце другому человеку.Нам ли ее судить?
Галина И. 9 марта 2021, 22:24
Ольга 9 марта 2021, 16:51."Интересно, почему всех так беспокоит, на какой территории происходили события? Это вообще не имеет никакого значения"..// Как раз- таки это и имеет значение при обсуждении рассказа.То ли это рассказ, основанный на документальной, автобиографической основе, описывающий реальные события в жизни гл.персонажа. Или же это чисто художественное повествование, где основная задача автора- создание выразительного худ.-го образа на основе вымысла, с целью раскрыть свой замысел, обозначить проблему. В любом случае и отношение к главной героине будет совершенно разное. К сожалению, требования к жанровым особенностям рассказа здесь нарушены, поэтому такое разночтение и вопросы.
Солнышкина 9 марта 2021, 21:36
Ещё добавлю, что Крест присутствует в жизни каждого христианина, потому что нам было обещано: "в мире скорбны будете" просто в жизни Марии он был таков, а в жизни тех, кто женится по большой любви он другой. Думаю, что кроме того что Яков ревновал Марию он был хорошим мужем, отцом, хозяином.
Солнышкина 9 марта 2021, 21:25
Алла,/Как говорится, если ты спрашиваешь совета, стоит ли вступать в брак с этим человеком, то ответ - нет. Ты бы не спрашивал, если бы жизни без него не мыслил./это как раз подход мирского человека к браку, верующие люди понимают, что доверять на 100% своим чувствам нельзя, т.к. мы живём после грехопадения и ослеплены страстями. Поэтому верующие молодые люди обычно советуются с духовником, родителями и молятся Господу, чтобы Он открыл есть ли Его воля на этот брак. Т.е. верующий человек во всем ищет воли Божьей, а не своей.Тогда есть большая вероятность, что этот брак будет счастливым, и крепким ведь Бог есть Любовь.
Анна 9 марта 2021, 21:24
Алла 9 марта 2021, 05:54 "На этом сайте постоянно в коммениариях нахваливают браки без любви." Каждый видит то, что хочет увидеть. Лично я ни одного комментария "нахваливающего брак без любви" не увидела. Были высказаны сомнения относительно того, что чувственная любовь является абсолютным мерилом целесообразности брака. Ну что же, иногда и к голосу рассудка полезно прислушаться. Ну а для верующего человека и к заповедям. Вы не согласны?
Наталия С. 9 марта 2021, 20:10
Все же описанные чувства молодого человека и девушки, которые в 16-17 лет встречались несколько месяцев, это еще не любовь. Это, скорее всего очень сильная влюбленность, может быть родство душ, способных к большой любви. Нет Божией заповеди о том, что бы влюбленные обязательно вступали в брак друг с другом, нет и греха в том, если их пути разойдутся. Библия передает нам историю любви Иакова к Рахили, сколько препятствий он преодолел, чтобы на ней жениться, а также сколько несчастий он перенес в семейной жизни. Автору не надо сокрушаться из-за того, что Мария и Михаил расстались. Неизвестно, как сложилась бы у них совместная жизнь. Это их личный выбор, каждый поступил так, как считал лучше.
Алексей 9 марта 2021, 18:45
Алла 9 марта 2021, 05:54 "людям приятно читать, как кто-то страдает, и неприятно, когда люди наслаждаются такими законными радостями жизни, как любовь в браке. Не любят у нас довольных и счастливых." Алла, как известно, счастливые люди о счастье не говорят). "О счастье молчат те, у кого оно есть, и громко говорят те, у кого его нет")). А вообще хорошие рассуждения на тему подлинного счастья есть как раз "на этом сайте")) https://pravoslavie.ru/106350.html
Катерина 9 марта 2021, 17:45
Алла, предположим (чисто гипотетически), что Вы вышли замуж по любви, огромной любви, венчались, а через год Ваш венчанный супруг обнаружил, что это любовь прошла, и все, его от Вас тошнит. Или Вас - от него. Вы знаете, что развод в Православии допускается в современном виде (скрипя сердце) - приличное количество раз и по многим причинам, но в Св. Евангелии говорится о единственно допустимой причине - измене, и так и было ведъ до революции, причем изменщице/ку венчатъся более не допускалось, что я считаю правильным. Ваши действия?
Ольга 9 марта 2021, 16:51
Интересно, почему всех так беспокоит, на какой территории происходили события? Это вообще не имеет никакого значения, потому что рассказ, на мой взгляд, о том, как вредно принимать решения на эмоциях, необдуманные. Как они могут испортить жизнь человеку, который осознает ответственность за взятые на себя обязательства. Как говорится, «семь раз отмерь - один раз отрежь». В этом и мораль. А героиню рассказа жалко - молодая была слишком, да и посоветоваться не с кем.
Алла 9 марта 2021, 05:54
На этом сайте постоянно в коммениариях нахваливают браки без любви. Такое чувство, что людям приятно читать, как кто-то страдает, и неприятно, когда люди наслаждаются такими законными радостями жизни, как любовь в браке. Не любят у нас довольных и счастливых. Я же думаю, что нужно жениться либо по огромной любви, либо никогда не жениться. Как говорится, если ты спрашиваешь совета, стоит ли вступать в брак с этим человеком, то ответ - нет. Ты бы не спрашивал, если бы жизни без него не мыслил.
Ирина В. 8 марта 2021, 16:54
Иоанна, Христос все таки о несколько иной любви говорил. Думаю Иван имеет в виду ту погоню за любовными переживаниями, которую активно навязывает людям современная масскультура. И это конечно не способствует сохранению браков. А то, что в основе всего лежит пустота современного обезбоженного человека, всем понятно.
Анна 8 марта 2021, 12:42
Наталья 7 марта 2021, 12:17 "вменяете ни во что ее любовь к Михаилу." Ну почему же ни во что? Любовь замужней женщины к постороннему мужчине это грех перед Богом и непорядочность по отношению к мужу. И никакого осуждения (в котором вы пытаетесь обвинять всех своих оппонентов) тут нет. Это просто констатация факта. А осуждение скорее сквозит во всех ваших сообщениях.
В.Д 8 марта 2021, 11:39
Наталья 7 марта 2021, 12:25 _//когда ты женишься на девушке,которая любит не тебя,а другого мужчину// Наталья, так зачем же девушка выходит за того, кого не любит? Если силой её ни кто не заставлял, то это только её вина и её проблема.
* 8 марта 2021, 00:50
Наталье: «А девушка выходит за тебя, нелюбимого, чтобы тебя не опозорить». Наталья, вы опять запутались. :) Какой позор грозил Якову, если бы Мария не вышла замуж за него? Об этом нету речи в рассказе. Мария будучи замужем уже, не хотела бежать с Михаилом, чтобы не опозорить Якова. Разница большая. Хотелось бы знать, где это село находилось, что во время страшной войны имело столько развлечений и молодых ухажеров. Почему многие молодые жители села смогли избежать призыва, а Михаил нет? Если автору неприятно читать чьи-то заключения, то было бы правильно ( моё мнение, конечно) ответить ей на те комментарии, которые оскорбляют память родных автора Анны.
Алексей 7 марта 2021, 22:34
Наталья 7 марта 2021, 12:17 Алексей "Так вы же именно ее осуждаете". Я никого в этой истории не осуждаю. А вот вы именно Якова осуждаете. Честно скажу, удивляюсь некорректному поведению, выраженному во многих постах, относительно дедушки Якова. Как вы полагаете, приятно ли будет ей читать пренебрежительные слова, осуждение и прочий негатив, который вы с такой щедростью выливаете на умершего человека, которого она любит и о котором скорбит? И это человек уже ничем не может ответить вам.
Иван 7 марта 2021, 21:22
Наталья 7 марта 2021, 12:25 Иван 6 марта 2021, 18:25, "это когда ты женишься на девушке,которая любит не тебя,а другого мужчину". А девушка то зачем выходит за нелюбмого??? Она что, мазохистка? Наталья 7 марта 2021, 12:25 "А девушка выходит за тебя, нелюбимого, чтобы тебя не опозорить, принося себя в жертву". А это как?) Почему девушка должна выходить за кого-то замуж, чтобы его "не опозорить"? Она его обесчестила, и теперь как порядочный человек должна выйти за него замуж?) Вы ни чего не перепутали? Обычно наоборот бывает.
Солнышкина 7 марта 2021, 19:44
Ещё хочу добавить. Как сказано в апостольских посланиях " до ревности любит Дух, живущий в нас". Т.е. Бог нас любит так сильно, как мы сами себя не любим, и от нас Он ждёт похожей любви в ответ. Поэтому Бога мы должны любить более чем кого-либо или чего-либо. И если в нашей душе на месте предназначенном Богу вдруг ставится какой-либо идол, Бог его сокрушает...Господь, ведь тоже в этом мире страдал за нас и все помнят ответ Петру:"отойди то меня сатана, ты Мне соблазн ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое".
И. 7 марта 2021, 19:13
Алла, видите, мы все обсуждаем только возможные (далеко не все) варианты развития событий. Вариант, что родственники ее не приняли, не обязательно привел бы к порче отношений между супругами, но был бы фактором, который приходится учитывать в реальной жизни, что собственно и сделала героиня рассказа. Она предположила ("не хотят ее в невестки"), но не выяснила, верно предположение или нет, и на основании этого приняла решение о замужестве. Сами факты очень скупы, один из них, что первое же препятствие стало непреодолимым. Потом долгая жизнь с мужем подвергалась сравнению с юношеской влюбленностью, т.е. кратким периодом, когда все прекрасно и кажется, что преграды ни по чем.
Наталья 7 марта 2021, 12:25
Иван 6 марта 2021, 18:25, "Кража чужой любви и счастья это когда человек состоит в законном браке, а продолжает любить другого. Вот это и есть кража." Нет, это когда ты женишься на девушке,которая любит не тебя,а другого мужчину, и при этом надеешься, что все будет прекрасно. А девушка выходит за тебя, нелюбимого, чтобы тебя не опозорить, принося себя в жертву и рожая тебе пятерых детей. "Согласен с Алексеем, у большинства современных людей романтическая каша в головах. Немудрено, конечно, воспитаны то на любовных тв-мелодрамах..." Какое отношение эти мысли имеют к героям статьи? Или вы просто решили поосуждать своих современников?
Наталья 7 марта 2021, 12:17
Алексей,6 марта,"А Марию заставляли?". Так вы же именно ее осуждаете и вменяете ни во что ее любовь к Михаилу. Честно скажу, удивляюсь некорректному поведению, выраженному во многих постах, относительно бабушки Анны. Как вы полагаете, приятно ли будет ей читать пренебрежительные слова, осуждение и прочий негатив, который вы с такой щедростью выливаете на умершего человека, которого она любит и о котором скорбит? И это человек уже ничем не может ответить вам.
Иоанна_ 6 марта 2021, 23:53
Иван, любовь и чувства в браке - это законно, это правильно и это благословляется Богом. И это самый крепкий цемент, который держит семью. Даже если любовь прошла (допустим), то и в этом случае такая семья никогда не будет равняться той, где любви никогда не было. Разводы не из-за "любви и чувств", а из-за того, что современные люди НЕ УМЕЮТ ЖИТЬ, поскольку утратили опору во всех сферах своего бытия. И распадающиеся семьи - лишь ОДНО ИЗ проявлений этой фундаментальной беспомощности.
Андрей 6 марта 2021, 22:00
Старый сюжет, а повторяется часто: Мария просто не любила ни Якова, ни Михаила.
Солнышкина 6 марта 2021, 21:14
Почему и желающим создать семью, духовники обычно советуют молиться так:"Господи, пошли мне мужа/жену такого/такую кокого/какую мне нужно для спасения". Не для земного счастья, а ДЛЯ СПАСЕНИЯ.А за Михаила и помолиться даже есть кому. Наверно и к детям и внукам автора перейдёт эта история и имя для поминовения.
Алла 6 марта 2021, 20:38
И., не думаю, что Михаил был такой тряпкой, что неприятии его семьи к жене всё бы испортило. Можно уехать подальше и всего делов-то. Или вообще порвать отношения. Но этот брак явно был бы счастливее, потому что по любви. Ради любви можно перетерпеть, что угодно.
Солнышкина 6 марта 2021, 20:00
Причина же всей истории, возможно, и есть в том что написал р. Б. //Неразделённая любовь, может быть и есть самая счастливая. Она открывает высшую любовь - к Богу. ... Мне тоже 50 и я "никогда не женюсь на другой." :)//Вместо того чтобы строить свой дом на "Камне Веры", вышло так, что "Камень который отвергли строители, Тот Самый сделался главою угла". Возможно, в этом и был замысел Господа об этих людях, Потому что очень крепкой Веры и не было в их сердцах, а очень сильная земная любовь могла погубить их души для вечности. И Господь все устроил так, как лучше всем именно для спасения...
Галина И. 6 марта 2021, 19:51
Ну вот и обсудили рассказ о несвятой Марии, пережившей нелегкие испытания и выбравшей обряд вместо верности любви. Да, нам, в наше очень просвещенное время крепко обученным науке о духовной борьбе на пути спасения, легко судить да рядить простых сельских жителей предвоенных и военных лет, которые тогда и слыхом не слыхали теорию о каких-то страстях и видах любви. Опять- таки на сов. востоке к 1939г. были закрыты все храмы и монастыри, намного лучше дело обстояло в Зап. Белоруссии. Да и слово с амвона произносили далеко не все священники. Книг не было. Просто истинные верующие старались жить по вековым традициям и соблюдать закон: возлюби Бога, возлюби ближнего. Будь верен (верна). Вот и все.
Солнышкина 6 марта 2021, 19:27
Слава Богу за все! Старцы говорят, что все происходит по Воле Божьей. И что даже если кто-то ошибся это тоже произошло по Воле Божьей. Потому что не ошибись он вышло бы все уже не так как вышло. А Богу угодно, чтоб получилось именно то что получилось. И это гордость копаться в прошлом и расстраиваться и бичевать кого-то или себя.
Иван 6 марта 2021, 18:25
Наталья 5 марта 2021, 01:06 "Это как кража чужой любви и счастья." Кража чужой любви и счастья это когда человек состоит в законном браке, а продолжает любить другого. Вот это и есть кража. Согласен с Алексеем, у большинства современных людей романтическая каша в головах. Немудрено, конечно, воспитаны то на любовных тв-мелодрамах. Отсюда и статистика разводов такая - каждый второй брак распадается. А что, ведь "любов и чуйства" это главное! Вот и идёт погоня за чувствами и новыми любовными переживаниями. Сегодня люблю, женимся, а завтра вспомнила про "бывшего" и вуаля - развод. Во времена Марии, кстати, люди лучше понимали ценность брака. А случавшиеся исключения это лишь подтверждают.
Ира 6 марта 2021, 18:22
Автор, я присоединяюсь к Наталье Ростовой. Не стоит брать на себя ответственность за решения, принятые другими людьми. Даже если вы сочувствуете им всей душой. Это разрушительно для вас. Мне лично в этой ситуации жаль всех участников. Каждый по своему не счастлив. Каждый будто бы не признавал свою ответственность за принятые собой решения, обвиняя в негативных последствиях окружающих. При этом каждый из участников проявил определенные моральные качества, что, несомненно, не может не вызывать уважения.
Наталия Ростова 6 марта 2021, 09:04
/что еще я могу сделать для человека, чья жизнь была раздавлена, чтобы я родилась?/ Ну это совсем уж самоедство! Я тут недавно писала,что испытываю чувство вины к человеку которого когда-то давно обидела...но, в чём, уважаемый автор, Ваша вина? Её нет. Богу угодно было, чтобы Вы родились именно от этой ветки, а не от другой. И перестаньте себя кушать. Больше всего мне импонирует позиция Катерины. Толково написано и в точку, нравится это кому-то или нет...
Алексей 6 марта 2021, 02:16
Наталья 5 марта 2021, 01:06 Алексей,4 марта,17:34, "Человек всю жизнь любил другого человека, отдав в жертву свое счастье Якову". А точнее Яков отдал свое счастье в жертву Марии. Если без амурной патетики, то Яков взял в жены сироту, жених которой не пришел с войны. Т.е. совершил благородный поступок. Чем то даже праведного Иосифа напоминает...
Алексей 6 марта 2021, 02:02
Наталья 5 марта 2021, 01:06 Алексей,4 марта,17:34, "И что бы вы сделали, если бы вернулся мужчина, которого она продолжает любить, уже будучи вашей женой? Это как кража чужой любви и счастья." Какая удивительная каша). Всё наоборот. Кража это придти к своей бывшей невесте, которая уже давно чужая жена, и давить на жалость:"ах, раз так, я ни на ком не женюсь, ЧТОБЫ ТЫ ЗНАЛА как я тебя любил". Это даже не кража, а истеричность какая то...
Катерина 5 марта 2021, 23:04
Наталья 5 марта 2021, 13:19 -- в проповеди на годовщину смерти А. Пушкина, которую легко найти на этом сайте, хорошо сравниваются виды любви языческой, греховной и христианской. Там хорошо все написано, лучше чем у меня.
Алла 5 марта 2021, 22:38
Наталья, полностью согласна с вами. Отвратительно, как тут набросились на бедную Марию. А ведь этот Яков знал, что женится на той, которая его не любит. Сам виноват.
Иоанна_ 5 марта 2021, 21:59
Катерина, при чём тут Пушкин? Во времена Пушкина было принято иметь любовников замужним дамам из высшего света, об этих страстях и писал Пушкин (проповедь не слышала), каким боком здесь эта история? А в таинстве венчания спрашивается, между прочим, не обещался ли другому? И ты, невеста, не обещалась ли другому? Основа церковного брака - любовь, а хранение очага - это уже, так сказать, функциональное производное.
И. 5 марта 2021, 20:41
Наталья 5 марта 2021, 13:19 Простите, а какие основания думать, что с Михаилом брак был бы счастливым? Может она правильно подумала, что родня не хочет ее принимать, Михаил оказался бы меж двух огней. Напридумывать можно много, как о счастье, так и о несчастье. И о какой жертве Вы говорите? Ее неволили? Предпочла синицу в руках. И извините, верность она не только "физическая", тело то ее было с мужем, а мысли и душа где?
Алла 5 марта 2021, 20:31
Катерина,замуж надо по любви выходить, иначе такой брак и даром не нужен.
Галина И. 5 марта 2021, 13:41
Катерине. Катерина, вы правы, спасибо, но о какой христианке тут может идти речь, прости меня, Господи, грешную. Как-то странно во многих статьях доминантой идет: вот, пела (пел) на клиросе, чего- то там делала (делал), и все, свят, свят, свят, в рай дорожка прямиком. И все- ох да ах и слезки в кулачок. Или же: "Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали"(Гриб). Автор пишет: "Мария любила петь, любила танцевать, принимала приглашения..."- и это после смерти матери, в 16 лет! В такой трудный период- смерть мамы, уход отца, расставание с любимым. Скорей всего, сестра Михаила, насмотревшись на нее, и посоветовала ей устраивать свою жизнь. Не враг же она брату своему. И за все слава Богу.
Наталья 5 марта 2021, 13:30
Катерина,"Бабушка автора крови попортила и себе,и ее мужу в освященном Церковью браке".Откуда вы это знаете,что она попортила кровь мужу?Просто поразительная прозорливость.Из слов про ревность?Так мы не знаем основания этой ревности,к Михаилу ли она была.А если к Михаилу-зачем жениться на девушке,которая не любит тебя?Смысл?"Не надо возводить на пъедестал страсти."Кто их возводил?Мария,оставшаяся с нелюбимым в венчанном браке и нарожавшая ему пятерых детей?У вас есть рецепет,как искренне разлюбить,того,кого любишь?Или у вас вообще нет понятия "любовь",только страсть может быть,а замуж надо без любви выходить?"подарившие нам милую автора"Да уж,"приятно" будет прочитать автору некоторые посты.
Наталья 5 марта 2021, 13:19
Катерина, 5 марта, "Пестовали в своих сердцах греховные страсти..." Как грешный человек может знать глубины и движения чужого сердца и выставлять диагнозы посторонним людям?Богу это только ведомо, а не нам.Вы не верите,что Мария действительно любила Михаила,полагаете,что она лжет,что не способна любить?Недостаточно ее пожизненной жертвы в виде верного брака с нелюбимым мужчиной? И что значит "заладили любовь"? Вы не верите в любовь?Она,любя другого,еще по любви и с не любимым мужем осталась, чтобы не опозорить его.Женщина буквально принесла в жертву свое счастье.Как можно не видеть этого и с насмешкой отзываться о ее боли,вменяя ее ни во что?Не дай Бог вам такого выбора.Чужое сердце-тайна.
Фотина 5 марта 2021, 13:04
Галина И. думаю, нестыковки, а они очевидны, происходят оттого, что жили её герои не не в России. Может Закорпатье, может быть, вообще, Сербия или Румыния. Так что ещё вопрос на какую именно войну был мобилизован Михаил. Хотя моего деда забрали на Финскую (контузия). Да, в наших деревнях, в которых бабы пахали с детьми вместо лошадей во время Великой Отечественной войны, где в каждой семье кто-то не вернулся, а вернувшихся было иногда не больше одного на всю деревню, да ещё какой вернулся. Всё это другая какая-то история. Я вообще воспринимаю эту семейную легенду несколько абстрактно, но чего только не бывает. Судя по заголовку, автору важно, что бабушка осталась верна мужу.
Катерина 5 марта 2021, 11:56
Жена Лота, оглянувшаяся на покидаемый ее семьей греховный город, вздохнула о нем в своем сердце. Ну и стоит теперь соляным столбом, на радость ученым-археологам. Мораль: отрезай свое греховное прошлое и живи настоящим, формируй его негреховным. Бабушка автора не окаменела, но ... крови попортила и себе, и ее мужу в освященном Церковью браке, постоянго оглядываясь на прошлое и вздыхая о нем. Не надо возводить на пъедестал страсти. Это недушеспасительно. В рассказе это видно совершенно отчетливо.
Катерина 5 марта 2021, 11:43
Ну что вы заладили "любовь любовь"?:) как-будто выключили в себе Православие, как-будто не читали недавно проповедь на смерть Пушкина, воспевшего именно такие страсти и от них же павшего. Забыли, что апостол пишет? "Брак свят"! Мало того. В Таинстве Венчания бабушка и дедушка автора, подарившие нам милую автора с ее талантом:), получили Божье благословение и могли бы этим воспользоваться гораздо лучше. А что они делали? Пестовали в своих сердцах греховные страсти, которые не приличествуют православным христианам, обязанным бороться против страстей всех родов. Но! женщина (sic)хранительница очага! Как женщины "делают" своих мужчин, потихоньку направляя их, меняя их. Христианизируя их! А тут?
Наталья 5 марта 2021, 01:06
Алексей,4 марта,17:34, "Самый положительный персонаж в этой истории - муж Марии, Яков. При всех амурных страданиях жены не выгнал её, не ушёл к другой..." А вы бы женились на девушке, зная, что она не любит вас? И что бы вы сделали, если бы вернулся мужчина, которого она продолжает любить, уже будучи вашей женой? Это как кража чужой любви и счастья. Человек всю жизнь любил другого человека, отдав в жертву свое счастье Якову и храня ему верность, а вы - "амурные страдания", как будто речь о какой-то безделице. Не надо жениться на тех, кто вас не любит, вот и всё.
Наталья 5 марта 2021, 00:59
Катерина,4 марта,09:56, "Вашему сочувствую ОЧЕНЬ. Не жизнь с барышней, постоянно мечтающей о соседе.А непрерывное мучение." Так этот дедушка знал, на что идет, женясь на девушке, которая любит другого, а его - нет. Его же не заставляли жениться на Марии, сам это сделал. Она, жертвуя собой, еще и пятерых детей родила в этом браке, и верность хранила ему. А он ревновал, зная,что она любит другого, но жертвует собой.Зачем он женился на ней? Имхо, все трое совершили ошибку, и все трое мучались из-за нее. Не надо было спешить с этим браком без любви.
Галина И. 4 марта 2021, 23:01
Рассказ, конечно, трагично- сентиментальный, но много нестыковок. /"Конец тридцатых годов. Начало Второй мировой войны. Михаила забирают на фронт"./Всеобщая мобилизация в стране была объявлена 22 июня 1941г. для в/обяз. 1905-1918г.рожд.(23 -36 лет).Михаилу- 17 лет. К нач. 1942г- для в/об. 1923-25г.рожд.(19-21г.). Пошел добровольцем? На 2-3.. месяца? Потом в дембиль по ранениям? Очень странно- танцы и балы в селе в те страшные годы, многочисленные парни- поклонники. Бабушка перепутала или это результат ее воображения. У меня родители жили в 41г. в селе, рассказывали-не дай Бог.Странная смерть матери и немедленный уход отца. Вышла за нелюбимого по обиде и всю жизнь любила Михаила? Не похоже.
Виктория 4 марта 2021, 22:26
Это неправильно. Михаил земное счастье заслужил. Очень надеюсь, что у него оно всё таки было, и автор, если историю не выдумал, просто не всё знает. А бабушка.... Ну, предпочла ухоженный огород любимому человеку. Её выбор.
Игорь 4 марта 2021, 22:18
Мне одному интересно на что намекает автор когда говорит что смерть прабабушки была какой-то странной? Три дня поболела а когда умерла муж уже был готов перейти к другой...
ИН Алексею 4 марта 2021, 17:34 4 марта 2021, 22:14
Какие там "мужики на вес золота"? Это не в России было, разве из контекста не видно? Какие у нас сельские балы? Какие королевы бала и толпы ухажеров в разгар войны? Какая демобилизация через год после призыва? Какая Вторая Мировая в конце 30-х? Это не в России... и в их местности мужики, похоже, почти все выжили.
Анна 4 марта 2021, 18:57
Такие люди, как Мария и Михаил вызывают восхищение.
А.В. 4 марта 2021, 18:47
Почему не дождалась? Может плохо ждала? Ну да, обстоятельства, змеиные советы, и, самое главное, некому авторитетно, по-отечески подсказать. Ошибка? Возможно, но бросить пусть не любимого, но мужа, ради уже однажды преданного возлюбленного- это уже выбор девушки совсем потерявшей свою честь. Хорошо, что до этого не дошло. А дальнейшая жизнь принесла и горечь сосуществования с нелюбимым человеком, и осознание своих ошибок, и неисцелимую грусть о прожитой не своей жизни. Всё как у всех- се ля ви! Но это, по милости Божией, всё равно самое лучшее из того, что мы могли получить в своей жизни по нашим грехам.
И. 4 марта 2021, 17:44
В таких историях удручает, что люди, зная, что сердце избранницы(-ка) отдано другому(-ой), добиваются всеми правдами и неправдами своего, а потом всю жизнь себя изводят ревностью, вымещая собственную немощь на другой половине. Сколько таких историй, но люди не учатся на чужих ошибках, переоценивают свои силы и наступают все на те же грабли. А в описанном случае "роковое решение" видится не в том, что поторопилась выйти замуж, а в том, что прилепила к мужу раз и навсегда ярлык "нелюбимый" и по-другому, наверное, и не пыталась на него смотреть. И еще цеплялась за это коварное "если бы..." в радужном свете. Та история завершена, она не нуждается в поисках выхода, а выводы у каждого свои.
Алексей 4 марта 2021, 17:34
Самый положительный персонаж в этой истории - муж Марии, Яков. При всех амурных страданиях жены не выгнал её, не ушёл к другой (а ведь мужики после войны на вес золота были, отбивали их женщины друг у друга как могли!). Терпел. Терпеливый, мужественный и порядочный человек. Честь и хвала Вашему дедушке!
р.б. Артемий 4 марта 2021, 15:45
Скажите, мы знаем почему было суждено умереть ее маме? Почему так резко ушел отец, оставив дочь? Почему пришла сестра Михаила и дала такой совет? Почему она сама приняла такое решение? Почему ей с Яковом (он воевал?) удалось пожениться и обвенчаться? Почему смог вернутся с войны Михаил? Почему она не убежала с ним? Почему Михаил принял такое решение (не жениться)? Были ли они счастливы с Михаилом, долго ли они бы прожили праведной жизнью, имели ли детей? Кто были бы их дети, были бы у них дети? И главный вопрос: из этих 10 (!) вариантов развилок Вы точно уверены, что Господь наш ни в одном не принял участие, это все было точно решение одних только людей? Господь рядом, пути его неисповедимы.
Андрей 4 марта 2021, 15:39
Очень крутая история хоть и трагичная! На всё воля Божья, думаю ни кто из этой истории не должен себя винить.
Лариса 4 марта 2021, 15:24
Трагичная история. Очень. Только на Страшном суде мы узнаем что да как. А так вот, читая рассказ,мне пришло на ум, что чтобы сберечь такую любовь, нужно иметь крепкую веру Богу. Вон как дьявол постарался развести, потоком обрушились обстоятельства, человеческой поддержки нет никакой, только упование на Бога. А его нет... И пала крепость. Ну да в Царствии Небесном Господь утрет всякую слезу...
Елена 4 марта 2021, 14:08
Катерина,почему вы осуждает Михаила,называя упрямцем ничего не продающим? Что за выдумки,что за навешивание ярлыков? Просто человек однолюб
Елена О. 4 марта 2021, 13:11
Ну почему же его жизнь раздавлена? Сильная любовь, пусть и безответная, тоже чего-то стоит. В войну много несчастий случилось. Да и вообще...скорби в жизни нам всем были обещаны.
Ирина 4 марта 2021, 12:51
Больно и горько.Грустная история.Утешает только одно,что без Божьей воли ничего не случается.В восьмидесятые,любимый ушел в армию,провожала его другая,но я знала,что он любил меня больше жизни.Он вернулся из Афгана прямо ко мне ,минуя родных,а я уже замужем.Жизнь развела нас в стороны,у обоих дети,семьи.НО оба были несчастны.Его не стало в 37,трагически погиб,а я до сих пор ,хотя уже глубоко бабущка продолжаю любить и помнить.Старшей взрослой внучке стараюсь донести,что любовь нужно беречь и не слушать никого.
Елена 4 марта 2021, 12:41
Как горько,такая боль
Вероника 4 марта 2021, 12:13
Во честно,очень хочется осудить отца Марии. Такие истории в то время, наверно, не редкость. И в нашем роду очень похожее произошло и даже более трагичное. Помоги, Господи!
Антоний 4 марта 2021, 11:19
В этой истории - нет конца, но есть счастливое продолжение, ибо ничто не заставляет так ликовать сердце и душу, как соблюдение самим Богом данных, незыблемых правил жизни. Все верно, "они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" - аминь!
Наталья 4 марта 2021, 11:18
Во время войны "королева сельских балов", "не было отбоя от поклонников"?... Это когда только старики и увечные были не на фронте? Да как же ей плясалось-то, когда любимый на фронте воевал?
Ирина 4 марта 2021, 10:59
Сейчас ему это нужнее всего...Царство небесное рабу Божьему Михаилу!
Татиана 4 марта 2021, 10:49
Анечка,вы-то тут причем?Перестаньте сабя казнить.Главное,чтобы вы в своей жизни были верны своему избраннику,чтобы не получилось того,что произошло с вашей бабушкой.Ета история не вам укор,а совет всем.Дети ни в чем не виноваты.Дети-всегда помошь.Они даются Богом людям в помошь,в самую трудную,невыносимую,пору жизни-для облегчения страданий,для помоши,в помошь.
ИН 4 марта 2021, 10:18
Дело было где-нибудь в Закарпатье? Ну, что ж, у нас в те годы всё закончилось бы так: с вероятностью процентов 80 на фронте погибли бы и Яков, и Михаил. Процентов 40 за то, что с ними погиб бы еще и странный отец Марии. И с вероятностью процентов 99,9 - погиб бы хотя бы один из женихов. Не знаю, считать ли это меньшей трагедией или бОльшей... В любом случае - ужасная боль.
Катерина 4 марта 2021, 09:56
Если несчастного не умеющего прощать ближнему своему Михаила забрали в армию в возрасте 18 лет, то по его возвращению 16 лет Вашей бабушке никак не могло быть. Даже если предположить, что Михаил вернулся с фронта почти немедленно после мобилизации... Реально - 20? 22? Т.е. не девочка-подросток, которой еще в куклы играть. Вместо креста брака с харАктерным ничего не прощающим Михаилом девушка получила крест брака с ревнивцем. Нет нет..., не надо себе строить миражей на базе каких-то особых качеств неудавшегося избранникаи жить в мире фантазий. В реальности если не то, так непременно то. Дедушке Вашему сочувствую ОЧЕНЬ. Не жизнь с барышней, постоянно мечтающей о соседе.А непрерывное мучение.
р.Б 4 марта 2021, 09:37
Неразделённая любовь, может быть и есть самая счастливая. Она открывает высшую любовь - к Богу. ... Мне тоже 50 и я "никогда не женюсь на другой." :)
Иоанна_ 4 марта 2021, 07:54
"Пришла сестра Михаила и сказала..." Кто такая эта сестра, чтобы командовать твоей жизнью?! На 16 лет только списать можно такое безрассудное решение.
Ирина 4 марта 2021, 07:45
Да, Аннушка, сколько у каждого из нас таких историй!Очень жаль, но сделанного не вернуть. Есть хорошая песня нашей молодости, в ней столько правильного смысла, удивительно! - "Нужно только выучиться ждать, надо стать спокойным и упрямым, чтоб порой от жизни получать радости скупые телеграммы!Надежда - мой компас земной и удача награда за смелость!...' А пела её Анна Герман, певица удивительной судьбы и необыкновенных человеческих качеств.
Julie 4 марта 2021, 06:05
Как пронзительно, как больно...
Светлана Николаева 4 марта 2021, 01:21
Ужасающая история! И строка Пушкина в заглавии не вполне здесь уместна. Татьяна не обещала ждать Онегина, не обязывалась хранить ему верность. А вот Мария, фактически, уже была "отдана" своему Михаилу, когда выходила замуж за другого. По крайней мере, так она сама всем заявляла - что ждет Михаила с фронта. Ждет... и ходит на танцы, принимает ухаживания других парней... Понятно, что девушке всего 16, хочется итанцев, и веселья, но... В итоге разрушены ТРИ судьбы, ведь и Яков вряд либыл счастливым, понимая, что красавица жена его нелюбит. А верность Марии мужу, нежелание бежать, выглядит скорее, как страх перед возможным всеобщим осуждением, но не как преданность нелюбимому.
Ксения 4 марта 2021, 01:07
Усть такие ситуации в мире - как книга с открытым финалом. И это наша задача - в таких ситуациях и историях верить, что всё произошло к лучшему. Что случись по-другому, было бы ХУЖЕ. Михаил зря не женился. По прошествии пяти-семи лет, такие вещи всё-таки забываются, тем более, что девушка даже не была ему женой. Поэтому вот это поведение, как мне кажется, скорее проявление гордости и опускание рук, чем верность и любовь. А бабушка ваша должна была каждый день заставлять себя думать, пока не поверит - то, что случилось, к лучшему. И вы каждый день радуйтесь, что родились, не вините себя за это вообще никогда.
Ира 4 марта 2021, 00:51
Автор, если этот рассказ относится к вам, а не является художественным произведением, то стоит сказать, что эта история очень трагичная, но если говорить о горестях, то начались они гораздо раньше необдуманной свадьбы. Уход отца в день похорон матери, его нежелание помочь дочери с большим хозяйством, возможно, ее обида на отца... Все эти события - это тоже бусинки на ожерелье жизни вашей бабушки. Наверно, в ее судьбе были и светлые события, постарайтесь разглядеть их сквозь годы - возможно, это пригодится вам самой.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×