Сто лет назад – в марте 1921 года – вышло постановление о закрытии Челябинского Одигитриевского женского монастыря, который по сути дела являлся центром духовной, культурной, общественной и даже хозяйственной жизни Челябинска, а также во многом определял его архитектурный облик. Для небольшого города, каким Челябинск был в те времена, женская обитель, где перед ее закрытием числилось 360 насельниц, считалась достаточно крупной. И – любимой народом. Пытаясь противостоять попытке выселения монахинь, миряне, собравшиеся у монастырской ограды, устроили стихийный митинг. Из рядов мужественных защитников монастыря слышалось: «Стреляйте в нас, а выселять не дадим!» Что, разумеется, власти расценили как контрреволюционные действия и последствия не заставили себя ждать...
К этой дате сестры возрождающегося монастыря изготовили памятный мемориал, на котором разместили трагическую хронологию событий закрытия своей обители. Судя по отзывам людей разного возраста, разных поколений, надолго останавливающихся у мемориала, они узнают очень много нового не только об истории Одигитриевской обители, но и об истории города – уже на сегодняшний день одного из крупнейших городов России. Как возрождается в наши дни монастырь на Южном Урале, который не удалось стереть с лица земли? Как в нем налаживается монашеская жизнь и какие послушания несут сестры? Об этом мы беседовали с его настоятельницей игуменией Евсевией (Лобановой).
Пути Господни неисповедимы: Челябинск – Орел – Челябинск
Матушка, всё же вначале хочется узнать предысторию Вашего игуменства. Уроженка Челябинска Вы по благословению своего духовника старца Илия (Ноздрина) подвизались в женском монастыре в Орле. Теперь вот Вы снова в родном краю – уже игумения... Как всё было?
Со схиархиархимандритом Илием я познакомилась в 2000 году, когда приехала паломницей в Оптину пустынь. Нет, в мои планы не входило подходить к нему с какими-то вопросами, но Господь так управил, что мы буквально натолкнулись друг на друга. И услышав вопрос батюшки: «Что ты хочешь спросить?», – я рассказала ему о своих мыслях о монашестве. Тогда отец Илий отвел меня в сторонку и тихо произнес пророческие слова: «Ты будешь игуменией и построишь свой монастырь». Мне трудно было в это поверить. Смущал тот факт, что придется строить монастырь, между тем как есть очень много полуразрушенных монастырей, которые требуют восстановления и реставрации. Но эти слова я запомнила на всю жизнь. И когда уже окончательно решилась избрать монашеский путь, то снова приехала к отцу Илию, и он благословил меня в монастырь в Орле. Орловский Свято-Введенский женский монастырь находится его малой родине – батюшка часто в нем бывает и окормляет сестер. Помню, как я радовалась тому, что буду иметь возможность общаться со старцем и находиться под его молитвенным покровом! Через полгода после моего поступления в обитель отец Илий совершил надо мной иноческий постриг, дав имя Евсевия, в честь преподобной Евсевии Миласской. И вдруг во время пострига, как и при первой нашей встрече, я услышала от него нечто неожиданное. Он сказал, что я здесь не навсегда. Что уеду в Челябинск. Действительно, через много лет так и сложилось.
Мне было известно, что в Челябинске собираются открыть женский монастырь. Возглавлявший Челябинскую и Златоустовскую кафедру, а затем новообразованную Челябинскую митрополию владыка Феофан прилагал к тому много стараний, но как-то всё не складывалось. Приезжали монахини, однако никто из них не соглашался остаться. В один из моих приездов в родной город меня пригласили посетить могилы монахинь, и я посчитала своим долгом помолиться на месте их упокоения. Несмотря на городской шум и близость гипермаркета, то место, где прежде была женская обитель, поразило меня особой тишиной и мирным духом, который витал в воздухе. И хотя от святыни сохранилась лишь часть земли с могилами сестер и старые монастырские стены внутри изуродованного многочисленными перестройками храма, дух монастыря не утратился. Тогда, в 2013 году, это был обычный приход. Я познакомилась с настоятелем храма протоиереем Сергием Реснянским, очень добрым и монахолюбивым человеком. Сейчас он является духовником нашей обители. Он поведал нам удивительную историю о том, как жизнь его дедушки Савелия Яковлевича Малышева оказалась тесно связанной с Одигитриевским монастырем. Точнее, с одной из его бывших насельниц. Поскольку после закрытия монастыря сестер преследовали и иногда насильно заставляли выходить замуж, дедушка отца Сергия фиктивно женился на молодой инокине. Спас ее от большевиков. Жили они как брат и сестра, она помогала ему по хозяйству, но в возрасте 40 лет умерла, оставив о себе светлую память. Через некоторое время Савелий Яковлевич женился уже не фиктивно, а когда у него родилась дочь, назвал ее Натальей в честь сохранившей верность Христу инокини. Я вернулась в Орел, но продолжала духовное общение с отцом Сергием. Дальше всё продолжалось по особому Промыслу Божию. Вскоре митрополит Феофан узнал обо мне и захотел лично встретиться. А после нашего знакомства и серьезного доверительного разговора благословил взяться за непростое дело возрождения обители в моем родном городе.
Матушка, Вы рассказываете об этом, а у меня перед глазами встает яркая деятельная личность владыки, который считанные месяцы назад ушел от нас. В разных уголках планеты он нес свое служение. В разных уголках России приснопамятный архипастырь строил кафедральные соборы, приходские храмы, восстанавливал порушенные святыни. Получается, и Одигитриевский монастырь на Южном Урале можно связать с его именем?
Да, это так. Взяв с собой двух единомышленных сестер, я приехала в Челябинск. Мы сразу начали обустраивать свою молитвенную жизнь, налаживать монастырский распорядок и быт. Стали совершать монашеское правило, полунощницу, читали и пели на клиросе, понемногу начали вводить монастырский устав богослужения, постепенно восполняя суточный богослужебный круг. Появились первые послушания. К сожалению, возрождать монастырь в том виде и в том месте, в каком он был до революции, не представляется возможным, поскольку его историческое ядро находилось там, где сейчас расположен самый центр города с плотной застройкой жилых домов. Поэтому владыка Феофан благословил начать возрождение обители на месте бывшей монастырской заимки. Там до революции располагался скит с храмом в честь святителя Николая Чудотворца и монастырское кладбище. Это была крупная хозяйственная единица нашего монастыря: более 50 гектаров земли, мельница, пасека, скотный двор, конюшня, 16 мастерских (иконописная, золотошвейная, белошвейная, переплетная и т.д.). Имелся и большой прекрасный фруктовый сад с обширной ботанической коллекцией древесных растений. На этом поприще сестрами было достигнуто немало успехов. В частности, их труды, связанные с районированием плодовых деревьев, легли в основу некоторых селекционных решений Мичурина.
Любопытный момент: монахини с их успехами (причем где? На Урале с его нестабильным и холодным климатом) – и, оказывается, такой вот серьезный интерес к их трудам выдающегося ученого-селекционера Мичурина!
А храм, построенный сестрами более ста лет назад, хотя и претерпел множество перестроек, но сохранился – и сейчас там совершаются службы каждый день. Старое монастырское кладбище, конечно, долгое время не поддерживалось должным образом, поэтому точное расположение могил уже не определить. Но зная примерное местоположение кладбища, мы устроили на этом месте погост, где сестры теперь ежедневно служат литию по усопшим. Установили мы надгробия с именами почивших насельниц монастыря и памятные кресты. За это время нам удалось собрать из архивов наиболее полный синодик (около 500 имен насельниц Одигитриевского монастыря). Мы сделали это, чтобы поминать сестер на литии, а также чтобы жители города могли видеть имена и фамилии насельниц и узнавать среди них своих предков. Такие случаи уже были, когда по этим спискам люди находили своих родственников, приходили к нам и приносили документы и фотографии. Это тот труд, который будет давать еще много плодов.
«Послушание для монахини – это средство спасения»
Помня слова своего духовного отца схиархимандрита Илия, Вы вернулись в Челябинск. Приехали сюда с двумя сестрами, и образовалась женская монашеская община. А в октябре 2015 года Священный Синод принял решение открыть Одигитриевский женский монастырь в Челябинске. Сколько сейчас сестер в обители и каковы у них послушания?
Сегодня в недавно отстроенном келейном корпусе проживает семь насельниц. У нас в основном молодые сестры. Монастырь – это в первую очередь духовная жизнь сестричества, а не стены и здания, как иногда принято считать. По мнению святых отцов, строить монастырские стены значительно легче, чем воспитывать человеческие души, а тем более взращивать настоящих монахинь. Нужно понимать, что монастырь – это единая семья, духовный организм, и главное в нем то, каким духом он живет. Дух в монастыре должен быть подлинно Христов. Это дух взаимной любви, милосердия, сострадания, целомудрия, терпения, нестяжания и других добродетелей. Поэтому весь наш внутренний распорядок и уклад жизни направлен в первую очередь на сохранение единого молитвенного духа, мира и тишины внутри обители. Ежедневная монашеская жизнь состоит из трех составляющих – это молитва, выполнение послушаний и чтение святоотеческой литературы. Основное занятие сестер – молитва. В нашем монастыре ежедневно совершается богослужебный круг, включающий в себя также и часы, полунощницу, повечерие. Стержнем духовной жизни является причащение Святых Христовых Таин. Поэтому сестры, помимо келейного и общего правила, ежедневно участвуют в утреннем и вечернем богослужении. Если монах пребывает в молитве, он не ощущает к миру никакого влечения и не испытывает скорби, потому что любовь Божия наполняет его сердце. Для выполнения послушаний сестрам необходимо много учиться, поскольку со многими задачами на послушаниях они сталкиваются впервые.
С какими, к примеру?
Например, они учатся читать на церковно-славянском языке и осваивают церковное пение, иконописание. Все сестры должны знать богослужебный устав и основы православной веры. Отдельное время им выделяется на чтение святоотеческой литературы – для этого в монастыре собрана обширная библиотека. Обязательной частью жизни сестер является рукоделие, которое также является традиционным монашеским деланием. Еще мы возрождаем пекарское мастерство: сестры сами разрабатывают уникальные монастырские рецепты хлеба, печенья, конфет, которые очень полюбились нашим прихожанам. Нравится прихожанам и мыло, изготовленное руками сестер. Послушание для монахини – это средство спасения, потому что в это время она предстоит пред Богом. Ведь это не какое-то вынужденное дело, а исполнение заповеди Божией. Всё, что делали сестры дореволюционного Челябинского Одигитриевского монастыря, было высокого качества и даже новаторством в некоторых областях. Они досконально вникали в дело, усердно им занимались, развивали его и совершенствовали. Нам хочется стать преемниками живой монашеской традиции того времени.
Возрождение канонической живописи – это еще одна из развивающихся и крепнущих традиций Одигитриевского монастыря. Вы – иконописец с опытом, а у сестер есть какой-то опыт в этой области?
Сейчас – есть. А прежде некоторые сестры кисти в руках не держали. Поскольку я являюсь иконописцем, идея организовать иконописную мастерскую очень вдохновляла. В свое время у меня была возможность регулярно стажироваться на иконописном отделении в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, поэтому у меня сохранились копии лаврских методичек и учебных пособий для обучения сестер. Надо отметить – с Божией помощью у сестер все очень хорошо и быстро стало получаться. В иконописи отсутствие навыка работы с обычными красками как раз и является хорошим подспорьем. Почему? Да потому что натуральная минеральная краска ведет себя нетипично по сравнению с обычными искусственными красками, что наших сестер, кстати, не смущало. Потому-то они быстро развивались и легко осваивали эту технику. Иконы в нашей иконописной мастерской пишутся по канонам и правилам, характерным для школы преподобного Андрея Рублева (XIV–XV века). Икона, написанная по древнему канону, полна необычайной, нездешней тишины. Всё суетливое, страстное, чувственное ей чуждо. Она как бы сообщает свое молитвенное состояние верующим и тем самым способствует созданию молитвенного настроя. Такую икону называют «богословием в красках», потому что в ней нет ничего случайного, каждый элемент имеет духовный смысл. Ведь икона – это, прежде всего, встреча, встреча с Богом.
Тема, особенно важная и для монашествующих, и для мирян
Матушка, также интересно услышать от Вас, как создавался, какое направление избрал действующий при монастыре исторический кабинет «Благодатный путь». И насколько, на Ваш взгляд, важны его изыскания?
История нашего монастыря тесно переплетена с многострадальной российской историей начала ХХ века и с судьбами новомучеников и исповедников Церкви Русской. После закрытия Челябинского Одигитриевского монастыря кров и средства к существованию потеряли порядка трехсот сестер обители. К 1924 году значительная их часть расселилась по домам и частным квартирам милосердных горожан. Работоспособные монахини пытались объединиться под руководством своей настоятельницы игумении Анастасии и создать трудовую артель, однако власти этого не допустили. После смерти матушки-игумении в 1932 году любые попытки объединения и совместной деятельности прекратились. Уже к началу 30-х годов монастырские храмы, находящиеся в центре города были разрушены, а Никольская церковь закрыта. Возрождая монастырь, мы столкнулись с проблемой: в архивах нет данных ни об аресте 240 насельниц обители, ни о дальнейшей их судьбе. От пожилых прихожан, которые были знакомы с насельницами нашего дореволюционного монастыря, удалось узнать, что после ареста над сестрами сильно издевались и на всю жизнь у них остались раны в душе, так что они со слезами вспоминали то время, однако не раскрывали подробностей. Начиная возрождать монастырь, мы в первую очередь взялись за работу в архивах. Стали изучать и осмысливать подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, и эта тема оказалась интересной не только сестрам, но и прихожанам. Так родилась идея исторического кабинета «Благодатный путь: когда жизнь преображается в житие».
В рамках проекта проводятся встречи с прихожанами, ведется работа по сбору и систематизация архивных данных, оцифровка рукописей. Создана и наполняется группа в социальной сети «ВКонтакте». Для пожилых прихожан разработан стенд, на котором еженедельно обновляется информация о житиях новомученников. Благодаря этой работе в 2020 году были составлены списки с именами 4 игумений, 106 монахинь и 360 послушниц дореволюционного Одигитриевского монастыря. К сожалению, это не полный список насельниц нашей обители, так что работа с архивными данными будет продолжаться.
А чье небесное покровительство Вы с сестрами чувствуете?
Пресвятой Богородицы, Которая, как известно, в особенности покровительствует монашествующим, потому что они подражают Ее образу жизни. Среди святых особым молитвенником и ходатаем за нас мы считаем преподобного Севастиана (Фомина), Карагандинского старца, исповедника, духовного наследника Оптинских старцев. Наш монастырь был возрожден 22 октября 2015 – в день обретения его мощей. И так сложилось, что и сестры, и клир и прихожане – все особо почитают этого святого. Также мы чувствуем молитвенную поддержу святых, которые в начале ХХ века посещали Одигитриевскую обитель. Среди них – праведный Евгений Боткин, страстотерпец, личный врач Императорской семьи Николая II, и преподобный Сергий (Сребрянский), исповедник, духовник преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны и всех сестер Марфо-Мариинской обители милосердия. Каждую субботу у нас совершается молебен о болящих. Он состоит из канона о болящих ко Господу Иисусу Христу – Врачу наших душ и телес; молитв святителю Луке Крымскому перед ковчегом с частицей его мощей и страстотерпцу, врачу, праведному Евгению Боткину. На территории погоста монастыря установлен поклонный крест в память обо всех насельницах монастыря, пострадавших в годы лютых гонений и богоборчества. Наши прихожане особо чтут память подвижницы ХХ века монахини Агафангелы (Николаевой), одной из последних насельниц дореволюционного монастыря, которая после закрытия Одигитриевской обители подвизалась в миру и прославилась своей праведной жизнью и прозорливостью. К ее могиле люди приходят с просьбами о помощи и исцелении. Мы ведем запись таких свидетельств молитвенной помощи подвижницы.
Впереди – строительство собора в стиле древнерусской архитектуры домонгольского периода
Матушка, что Вы можете сказать о религиозности своих земляков и, в частности, на примере вашего монастыря – об их отношении к монашествующим?
Приехав в Челябинск, мы довольно скоро ощутили, как велика сердечность и доброта людей. Наше появление было принято прихожанами с большим воодушевлением: многие подходили, выражали свои надежды и готовность помочь. Здесь с первых же дней нам всё показалось родным. Сам настоятель прихода протоиерей Сергий Реснянский оказал теплейший прием. Батюшка лично заботился о хороших условиях проживания сестер. Во всех сложных вопросах и трудностях ощущались его понимание, забота, а главное – молитвенная поддержка. Такое невозможно забыть. Сотрудники прихода тоже обрадовались появлению монахинь и стали принимать активное участие в устроении обители. С появлением монастыря у прихожан появилось желание не только помогать возрождению обители, но и помогать друг другу, делать добрые дела, участвовать в благотворительности. Это позволило нам организовать несколько волонтерских социальных служб при монастыре.
Сейчас перед нами стоит задача возведения Одигитриевского собора. Дело в том, что старый монастырский храм, где проходят богослужения, изначально строился как часовня для сестер заимки монастыря. Там не предполагалось размещение прихожан. Несколько позже сестры перестроили часовню в небольшой храм. Сейчас город вокруг активно застраивается, так что в праздники наша церковь не может вместить всех желающих. Поэтому, конечно, назрела потребность в просторном храме, и правящий архиерей митрополит Челябинский и Миасский Григорий благословил постройку обширного Одигитриевского собора. Это решение также продиктовано церковными канонами и правилами: согласно им центром Одигитриевского монастырского комплекса должен быть Одигитриевский храм. С Божией помощью уже разработана проектная и рабочая документация, получено разрешение на строительство, готовится строительная площадка. Проект храма разработан специально для нашего монастыря московским архитектором Константином Валерьевичем Никитиным. Мы посчитали, что в обители очень хорошо будет смотреться древнерусская архитектура домонгольского периода, так как в ней заложена традиция русской культуры, ее корни. Известно, что она отличается строгостью, аскетичностью, при этом в ней есть величественность. Архитектурный образ Одигитриевского собора несет в себе традиции нескольких древнерусских школ, художественная культура которых погибла на пике своего развития в огне пожарищ монгольского разгрома в XIII веке. Собор призван стать живым памятником, связующим звеном нашей русской истории и культуры, а также уникальной культурной и общественной средой для жителей города Челябинска.
* * *
... Март 1921 года. Под покровом ночи богоборцы арестовывают 43 человека из числа защитников монастыря и творят еще одно злодеяние. Обвязав арканом более 200 монахинь, чтобы те не разбежались, тащат их по темным челябинским улицам. Кого-то из них помещают в тюрьму, кого-то отправляют в концлагерь. Но несмотря на трагизм эпохи сестры даже в те страшные минуты верили, что рано или поздно по милости Божией свершится чудо и их родная обитель снова заживет монашеской жизнью.
... Март 2021 года. Насельницы Одигитриевского монастыря шестой год как возрождают порушенную обитель. И в первую очередь – духовную жизнь в ней. Получив документы из Оренбургского государственного архива, сестры с радостью обнаруживают там и ценнейший документ с Правилами преподобного Зосимы (Верховского), очень почитаемого (наряду с преподобным Василиском Сибирским) среди монашествующих на Урале. Правила монашеской жизни, составленные духоносным старцем для Одигитриевской пустынной общины (Зосимова пустынь под Москвой, теперь это Новая Москва), старец Зосима передал Челябинской Одигитриевской общине перед ее открытием в 1854 году. И в них сестры третьего тысячелетия, как и сестры прошлых веков, увидели точно выставленные ориентиры духовной жизни для внутреннего и внешнего монашеского делания. Эти Правила, по признанию матушки Евсевии, на 95 процентов совпадают с правилами, по которым сегодня возрождается их монастырь. Есть только небольшие отклонения, связанные с тем, что в современной обители пока семь насельниц, а в Одигитриевской общине на момент ее открытия было уже 37 сестер.
Снимки взяты из архива Одигитриевского женского монастыря