«Аще не крещен»

Истории о Дамире-Данииле, Булате-Иване и Леночке-Елене

Сейчас можно встретить немало людей, которых втайне от неверующих родителей крестили бабушки, дедушки, родственники, а то и просто добрые люди, если видели, что младенцу угрожает опасность, и он может умереть. Бывает, человек собирается креститься и уверяет, что он не крещен, а те, кто его окружает, сомневаются в этом. Но если нет уверенности, что человека крестили в раннем детстве, его можно окрестить с такими словами: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен».

Так было и с родственником нашего зятя Дамиром. Он преподавал в институте химию и самозабвенно играл в футбол: до 67-ми лет капитаном команды был!

– Если я не буду ходить на стадион, команда распадется, – объяснял он.

Дамир переживал из-за команды, а мы из-за того, что он некрещенным был. Но все наши беседы с ним кончались одинаково:

– Я кандидат наук, привык все анализировать, а вы мне о вере!

Я кандидат наук, привык все анализировать, а вы мне о вере!

Но именно способность к аналитическому мышлению в конце концов и помогла Дамиру всерьез задуматься о крещении. К тому же в разговоре с ним нет-нет, да и промелькнет у кого-то сомнение:

– А может быть, тебя в детстве крестили?

– Да нет же! – обычно возражал на это Дамир. – У меня папа татарин, мама татарка, она главврачом была, членом партии, некрещеный я.

– Ну, а раз некрещеный, значит, креститься надо!

– Да, надо! – согласился, наконец, Дамир.

Мы поехали с ним в Троице-Сергиеву лавру, чтобы взять благословение у преподобного Сергия и у лаврского старца отца Наума. По дороге я опять задала ему все тот же вопрос:

– А вдруг ты все-таки крещен?

– Нет, это невозможно: татарин я, и все мои родственники – татары, – пресек он мои дальнейшие расследования.

– Вот это Дамир, он креститься собрался, благословите, батюшка, – сказала я, когда мы вошли к отцу Науму в келью.

А батюшка заулыбался и накрыл его епитрахилью:

– А ты разве некрещеный?

А Дамир и сказать ничего не может: слезы заливают ему лицо, и он, как ребенок, вытирает его рукавом. Потом мы погуляли по лавре, купили Дамиру крестик, большой, сделанный по старинному образцу, ему именно такой понравился. А на обратном пути, вспоминая встречу с батюшкой, я опять вернулась к вопросу о крещении.

– Да у меня мама татарка и папа татарин, – снова начал было Дамир, но я его перебила:

– Слышала уже про твоих татар, ты лучше детство свое вспоминай, ты думаешь, батюшка просто так спросил?

– Да я мало что помню. Папа от нас ушел, как только я родился, и маме одной приходилось о семье заботиться: трое ведь нас у нее было, целыми днями на работе пропадала. А за мной до трех лет нянечка русская ухаживала, она меня очень любила, мы тогда неподалеку от Новодевичьего монастыря жили. И мы с няней часто в монастыре бывали, гуляли по аллеям, а потом в храм заходили, няня свечи покупала, а я их на подсвечник ставил, мне это очень нравилось, а еще к иконкам любил прикладываться.

– А что же ты мне никогда не рассказывал об этом? – обрадовалась я. – Да няня тебя, скорее всего, и окрестила! Сам же говоришь, что любила тебя. А няня-то жива?

– Нет, она давно уже скончалась.

– Значит, спросить не у кого, а раз это только предположение, тебя будут крестить, как крестят тех, кто не уверен в своем крещении: «Аще не крещен, крещается раб Божий…». Только надо священнику об этом сказать.

Так Дамир стал Даниилом. А когда мы после Таинства Крещения приехали к нам домой, он с порога стал свой крестик вытаскивать, чтобы показать его моей маме:

– Вот какой! – а сам сияет от счастья.

Мама потом недоумевала:

– Что это с ним? Он так изменился: всегда строгим был, а тут – как ребенок.

Что это с ним? Он так изменился: всегда строгим был, а тут – как ребенок!

– Мамочка, да он же покрестился, потому и такой, и не «как ребенок», а самый настоящий ребенок, он ведь только что родился!

Маме такое объяснение, похоже, не очень понравилось, она все еще никак не могла сбросить груз прошлого. Моей мамочке, которая с детства пела на клиросе и потом долго ломала себя, убеждая, что Бога нет, теперь пришлось признать Его существование, и это было нелегко.

А потом Даниил повенчался со своей женой Верой – тетей нашего зятя. Свою маму Анну он к тому времени уже окрестил, но все равно боялся ей сказать о венчании: мало ли что, вдруг возражать начнет. Но мама (на то она и мама!) в самый последний момент узнала об этом каким-то ведомым только мамам образом и расплакалась:

– Вы что же, не собираетесь меня в церковь брать?

И Даниил ласково обнял ее:

– Что ты, мамочка, очень даже собираемся!

Мы заранее обо всем договорились со священником, просили, чтобы нашу пару повенчали в первую очередь, рассчитывая сразу же после венчания собраться у Даниила за праздничным столом: их тверским родственникам надо было еще на электричку успеть. В Переделкино мы приехали к началу литургии: наши «молодожены» хотели причаститься перед тем, как начать новую жизнь. Но после службы к ним подошел псаломщик и сказал, что сейчас будут венчать каких-то важных людей (кажется, это была дочка министра) и что им придется подождать. И действительно, вскоре подкатили на «Чайке» жених с невестой, приехали на диковинных для того времени иномарках разодетые дамы и господа, благоухая французскими духами и розами.

– Пожалуйста, пожалуйста, ничего, мы подождем, – поспешил успокоить Даниил псаломщика.

Но, наверное, потому, что у нас не было и мысли о несправедливости происходящего («То есть как это – “попозже”? Мы ведь заранее договаривались, что первыми венчаться будем! Мы к началу службы пришли, а они только что объявились!»), к нашим «молодоженам» снова подошел тот же псаломщик:

– Сейчас ваша очередь, – и Таинство началось.

А когда батюшка, который их венчал, повел Даниила с Верой к алтарю, мама Даниила неожиданно для всех оторвалась от гостей и начала тоже потихоньку продвигаться в их сторону. Мы испугались: а вдруг что-нибудь говорить начнет, станет возмущаться или еще что? Но решили все-таки не вмешиваться. А мамочка подошла совсем близко к новобрачным и принялась снимать со спины Даниила одной только ей видимые пылинки, и, оглядываясь по сторонам, с гордостью приговаривала:

– Это мой сын!

И гордость матери всем была понятна: Таинство Венчания – настолько значимое событие, что каждому хочется показать свою причастность к нему.

А после бракосочетания те самые «важные люди», которые собирались опередить нас, бросились поздравлять наших новобрачных и даже преподнесли им роскошный букет из своего благоухающего сада.

Теперь жена Даниила перестала скрывать, что в храм ходит и что детей давно уже окрестила. Однако нельзя было сказать, что Даниил воцерковился. В храм он, правда, иногда заходил и даже причащался раз в год Великим постом, однако наотрез отказывался поститься. Но самым печальным для нас было то, что по воскресеньям он вместо службы гонял мяч. И не помогали никакие наши увещевания, угрозы и устрашающие примеры. Мы даже его сломанный во время тренировок палец попытались использовать в «воспитательных целях»:

– Вот видишь, неужели не понимаешь, что это тебя Господь наказал? – в один голос говорили мы, хотя это был запрещенный прием: кто из нас знает настоящие причины происходящего? Такие выводы можно только относительно себе делать.

Но ведь надо было что-то предпринимать! Тем более что я его крестная, а он – мой первый крестник, и называет он меня «матушкой», хотя я значительно младше его, а крестные, я тогда это уже хорошо усвоила, за своих крестников отвечают. И я снова повезла Даниила в лавру к батюшке в надежде, что он его обличит и образумит.

Старец принимал на улице, и около него толпился народ. Перед батюшкой стоял, опустив голову и тщетно пытаясь вытащить нитку из своей рубашки, подросток, а отец Наум что-то выговаривал ему строгим голосом, каким он редко с кем говорил. «Вот, – думаю, – Даниильчик, теперь ты попался со своим футболом, это тебе не меня “отфутболивать”». Потом к батюшке подошла пожилая женщина, но не успела она что-то спросить, как отец Наум подозвал Даниила к себе. Я за ним: «Ну, сейчас тебе достанется!» И Даниилу досталась и батюшкина улыбка, и любящие глаза, и ласковый голос:

– Ну, как ты? У тебя же все хорошо? Вот и хорошо! Езжайте, езжайте домой!

А Даниил смотрел на батюшку, и слезы, как и в прошлый раз, обильно текли по его лицу. «Ну что ж, раз батюшка говорит, что все хорошо, значит, мне не о чем беспокоиться, – с облегчением вздохнула я. – Наверное, он действительно как ребенок, и то, что другим не положено делать, для него естественно и органично».

А через несколько лет воскресным утром он, как обычно, пошел играть в футбол и прямо на стадионе умер из-за оторвавшегося тромба, который дошел до сердца. И в тот же день, в тот же час, может быть, даже в ту самую минуту (точное время установить не удалось) и тоже после игры в футбол, только на другом стадионе, умер его родной брат Эльдар. Оба – татары, но Даниил – мой крестник, а Эльдар некрещеным ушел. А ведь если бы он был жив, непременно настоял бы на том, чтобы Даниила на мусульманском кладбище хоронили: он хотел с ним в одной могиле лежать. И нам вряд ли удалось бы тогда что-то сделать: Эльдар был для Даниила, младшего брата, и его жены Веры непререкаемым авторитетом. Да и старший брат, который в Питере живет, к его мнению всегда прислушивался.

Воскресным утром он пошел играть в футбол и умер прямо на стадионе из-за оторвавшегося тромба

– Там будем лежать, где наша мать, – безоговорочно заявлял Эльдар, отметая все возражения.

А его мать Анна к тому времени уже покрестилась, только он об этом не знал. Но теперь жена Эльдара тоже захотела своего мужа на православном кладбище похоронить, «под крестом», рядом с Даниилом. Отпевали Даниила в храме Архистратига Божия Михаила три священника: настоятель храма и два его племянника, наш зять отец Николай и его брат отец Сергий. Покойно-радостное отпевание было, тихий теплый августовский день. На Ваганьковском кладбище тоже тихо и умиротворенно. Младшая внучка Мария подходит ко мне:

– Бабушка, как здесь хорошо, уходить не хочется, такая радость на душе!

Проходим мимо знакомых могил с безнадежно-грустной символикой. Высоцкий усиленно рвется вперед, но за его спиной гитара, к которой он почему-то накрепко прикручен пеленами, не позволяющими ему вырваться из ее плена. А на могиле Окуджавы – кусок брусчатой мостовой с огромным булыжником. Сизифов камень, указывающий на бессмысленность человеческого существования? Или это что-то другое? Уверенность, что душе не освободиться из-под такого гнета? Иллюстрация к сентенции, произнесенной во время его похорон: «Он был атеистом и умер как атеист»? Это даже не грустно, а, скорее, отстраненно, поскольку не имеет никакого отношения ни к его жизни, ни, тем более, к его смерти. Вообще все, что громоздится на могилах, кроме креста, – чужеродное, никчемное, пустое, безотрадно-тягостное…

На поминках старший брат вспоминал свое детство, а значит, и детство Даниила и Эльдара. Все трое были веселыми и озорными, но учились на одни пятерки, хотя следить за их уроками было некому. И всегда Даниила окружали любящие друзья. А его невозможно было не любить, потому что он сам любил всех и помнил обо всех. И каждый из них рассказывал, как Даниил спешил первым поздравить друга и с праздником, и с днем рождения.

А еще, когда мы сидели за тем поминальным столом, матушка Иулиания сказала:

– Знаете, о чем я сейчас подумала? Известно ведь, что ничего не происходит случайно, всем Промысл Божий управляет. И такое удивительное совпадение, как одновременная смерть двух родных братьев, должно же что-то значить! Жена Даниила, Вера, только что сказала, что ее муж ни на что не жаловался, хорошо себя чувствовал. А может, он ради брата умер? Брат же некрещеный был. Повели Даниила в рай, а он и говорит ангелу: «Нет, я без Эльдара не пойду!». А ангел ему в ответ: «Ну что же, давай с Эльдаром!»

А вдруг Эльдар тоже был крещен своей няней? Ведь стоит же теперь на его могиле крест

Вот какое утешение матушка придумала! И всем стало от этого радостно: и верующим, и неверующим. И каждый из нас подумал примерно так: конечно, ведь Даниил всегда о других заботился, такое любящее у него сердце было – не мог он брата оставить. И хотя святоотеческое учение и говорит о том, что некрещеные в рай не попадают, но ведь всегда остается надежда. И тайна сердца человеческого от нас сокрыта, и пути Божии неведомы нам: а вдруг Эльдар тоже был крещен своей няней? Ведь стоит же теперь на его могиле крест. Это тоже о чем-то говорит. А так бы оба на мусульманском кладбище лежали.

***

Подобная история произошла и с моей подругой Еленой, которая живет по соседству со мной. Она была некрещеной, и я расстраивалась из-за этого. Как же так, думаю? И бабушка, и прабабушка, которые ее воспитывали, были из православной семьи, а внучку не покрестили. Хотя понятно, почему. Родители были членами партии, отец занимал высокий пост в Совмине, мама преподавала французский в элитной московской школе, куда иностранцы толпами ходили. Да и сама моя подруга в партии состояла, поскольку успешно училась на только что открытом психологическом факультете МГУ, где и осталась после окончания учебы преподавать на кафедре.

Но однажды Елена стала вспоминать свою прабабушку Александру:

– Прабабушка очень заботилась обо мне. Бывало, пойдет со мной в Ленинскую библиотеку и ищет для меня интересные задачи по химии. Хотела, чтобы я на химический поступала. А еще она как-то сказала мне: «Запомни, Леночка, ты – Елена». Как ты думаешь, что бы это значило?

– Может, бабушка хотела этим сказать, что она окрестила тебя втайне ото всех родственников? – предположила я.

Но ведь бабушки давно уже не было в живых, и никто теперь не мог ответить на этот вопрос.

Время шло, а Лена все еще оставалась некрещеной.

Однажды я поехала в лавру и после службы купила большую просфору, которую захотела съесть. Но только собралась отломить кусочек, как мою руку будто отвел кто-то, и в душе раздался приказ: вези Елене!

«Ну вот, – думаю я, – даже просфорку съесть не дают!». А у самой на сердце теплая радость.

Но только я собралась отломить кусочек от просфоры, как в душе раздался приказ: «Вези Елене!»

Поднимаюсь на свой этаж, а Лена из квартиры выходит и бросается мне навстречу:

– Поздравь меня! Я крещена! Потом, потом все расскажу, спешу на лекции!

Мы обнялись, и я протянула ей просфорку:

– А это тебе! Сам преподобный Сергий тебя поздравляет!

Вечером Лена зашла ко мне и поведала чудесную историю. Оказывается, готовясь утром к занятиям, она стала перебирать папки с бумагами, которых у преподавателей великое множество, и вдруг наткнулась на записку своей прабабушки, а в ней – подробное описание ее младенческого крещения: и в каком храме крестили, и кто крестил, и когда.

– Сколько же лет этой записке? – удивилась я.

– Может, сорок, а может, и все пятьдесят!

– Надо же! А я просфору принесла! Будто мне ее кто вручил!

Мы долго еще не могли успокоиться, все возвращались к одному и тому же. А потом мне пришла такая мысль: ведь и няня Окуджавы, по его словам, часто говорила ему:

– Ну, какой же ты Булат? Ты Ванечка, Иван! Смотри, у тебя и нос картошиной!

И пострадала няня из-за того, что своего любимого мальчика в церковь водила. Однажды, когда переполненный впечатлениями ребенок в очередной раз пришел из храма и поделился с мамой своим восторгом, няне отказали от места, и Окуджава навсегда расстался с ней. Но слова няни о том, что он не Булат, а Иван, запомнились ему на всю жизнь, это имя стало его любимым именем. С таким именем няня, скорее всего, его и окрестила. Разве могла она оставить своего воспитанника, дороже которого у нее никого не было, без Ангела-хранителя? Потому и хотела, чтобы мальчик запомнил имя, данное ему в крещении, свое настоящее имя – то имя, с которым и окрестила его перед смертью жена Ольга Владимировна. Если это так, тогда понятно, почему нам с подругой, когда мы бывали у него в гостях, всегда казалось, что он православный. Душа у него живая была, и это невозможно было не почувствовать.

Светлана Сидорова

9 сентября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Умираю счастливой, потому что успела креститься» «Умираю счастливой, потому что успела креститься»
Александра Грипас
«Умираю счастливой, потому что успела креститься» «Умираю счастливой, потому что успела креститься»
Новое чудо Богородицы
Александра Грипас
Эта история – о том, как на пороге смерти принципиально не верующая жена по молитвам мужа перед Владимирской иконой Богородицы стала православной.
Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств
Протоиерей Вадим Леонов
Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств Лекция 10. Вера в благодатную силу Крещения и других церковных Таинств
Православные просветительские курсы. Цикл «Символ веры»
Протоиерей Вадим Леонов
Что такое Таинства Церкви? Что происходит при Крещении? Почему крестят младенцев, ведь они ничего не понимают? Почему Евхаристия – самое главное Таинство Церкви? Как понимать слова «Тело и Кровь Христовы»? Что происходит в других Таинствах?
Легко ли быть крестным: история Тимура-Тимофея Легко ли быть крестным: история Тимура-Тимофея
Мирослав Бакулин
Легко ли быть крестным: история Тимура-Тимофея История Тимура-Тимофея
Легко ли быть крестным отцом
Мирослав Бакулин
Когда большое горе происходит в семье, она становится сплоченней, словно бы в нее провели телефон на тот свет. И вокруг семьи, способной перенести такое горе, как у душевного костра, согреваются раненые люди.
Комментарии
Екатерина 12 сентября 2021, 08:08
Спаси Господи за прекрасный рассказ! Да, так и есть. Мои родители, Царствие им Небесное, именно по воспоминаниям о своём детстве у бабушек, поняли, что были крещены ими. Не стали бы водить бабушки некрещеных внуков к Литургии! А ведь до войны все из городов отправляли своих детей в деревни на лето. Царствие Небесное всем бабушкам и дедушкам!
Димитрий11 сентября 2021, 12:39
Не знаю, крестила ли в детстве Окуджаву его няня, но уже на смертном одре его точно крестила жена. И именно с именем Иоан. Она очень переживала, что муж не крещён и обратилась за советом к отцу Иоану Крестьянкину. Старец ей ответил - не переживай, придёт час сама покрестиш, назовёшь как меня. Так в итоге и вышло.
Елена10 сентября 2021, 16:21
Очень тепло и трогательно написано. Сколько таких нянечек и бабушек в безбожные годы передавали веру, действуя по-апостольски...Так и Иосифа Бродского няня окрестила в двухлетнем возрасте в храме Иоакима и Анны в Череповце. Царствие им всем Небесное!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×