«Троице-Сергиеву лавру помню совсем другой»

Воспоминания о Троице-Сергиевой лавре

Тысячи паломников со всего мира едут в Сергиев Посад, чтобы помолиться преподобному Сергию, игумену Радонежскому, попросить его помощи. И сегодня, 8 октября, когда совершается память любимого многими святого, в Троице-Сергиевой лавре очень многолюдно. Преподаватель Сретенской духовной академии Олег Стародубцев впервые оказался в Лавре в 90-е годы, когда только-только начинался процесс ее возрождения.

    

От моего дома до обители всего 450 шагов, из окна я вижу вход в Лавру. Дом мой с историей – его строил в 1917 году врач-стоматолог Сергиева Посада, поэтому на втором этаже он жил, а на первом вел прием пациентов. Архивы указывают, что здесь бывал в его кабинете патриарх Тихон. Мой бывший студент говорит: «Олег Викторович, у Вас дома музей, во дворе музей и Вы сами – музей». Пожалуй, трудно с этим не согласиться…

Встреча

Впервые я оказался в Сергиевом Посаде летом 1991 года. Тогда город носил название Загорск. Я работал в бригаде реставраторов, нас отправили на закупку тканей для богослужений. Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться.

Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться

Образ того времени, как черно-белая пленка: соборы были иначе покрашены, позолота на куполах была не столь яркой. Вдоль лаврской стены тогда еще паслись коровы и козы, привязанные на длинные веревки к кольям. Посад того времени напоминал большую деревню. Кругом был частный сектор, некошеные газоны, не было хороших дорог и тротуаров. Все окрестности оглашались гомоном домашних птиц и пением петухов.

Я помню, когда уже был студентом академии, начались масштабные работы – впервые реставрировали колокольню. Вырыли огромный котлован со стороны академии. Были видны дубовые сваи, на которых стоит колокольня. Впечатление потрясающее!

    

О старой Лавре

Часто вспоминаю студенческие годы. Времени ни на что не хватало. В 5 утра мы приходили в Троицкий собор и видели повседневную монашескую жизнь: молилась братия, старцы занимали стасидии. Первая всегда была пустая – для отца-наместника. Он стоял перед ракой преподобного и начинал братский молебен. Во второй стасидии – архимандрит Кирилл (Павлов), в третьей – архимандрит Наум (Байбородин), потом отец Лаврентий (Постников), отец Афанасий (Алафинов).

Про отца Афанасия рассказывали, что он из цыган. У него была интересная должность – гробовой монах, настоятель Троицкого собора. Отвечал за гроб преподобного Сергия и напрямую подчинялся патриарху. Сейчас такой должности нет.

Отец Афанасий находился в соборе с раннего утра и до девяти вечера, пока не проведут уборку, всегда возле мощей преподобного. Многие его побаивались, а я его почему-то никогда не боялся. Помню, когда я уже был преподавателем, приезжал из Москвы и шел к мощам. Отец Афанасий смотрел, хватал меня за бороду, которой толком не было, и называл «католиком проклятым». С ним можно было так поговорить, шутя.

    

Паломничество

Поездка в Лавру в те времена была маленьким подвигом. В Старой гостинице Лавры тогда был отдел милиции. Все паломники, которые шли с вокзала, шли как через кордон, потому что любого могли остановить без всякого повода. Обычная ситуация: идет молодой человек, его останавливают. Бывали случаи, что люди сидели в отделе полдня, и ночь могли сидеть.

По воскресеньям, когда заканчивалась поздняя Литургия и начался колокольный звон, на центральной площади включали громкоговорители. Играли песни советских композиторов. Отголосок прошлого еще был – противостояние месту богослужения, попытка внести диссонанс. Всё это еще чувствовалось.

    

Паломникам было негде жить. В те времена оставляли на ночь открытым Успенский собор. Никаких условий там не было, люди спали прямо на полу или на скамейках. Были бабки-приживалки, которые вечером приходили к храму и брали к себе на ночлег. Но у них места для всех не хватало. Я помню, что ночевал на полу у рабы Божьей Марии в доме у реки Кончура. Она была хлебосольной всегда: утром поила чаем и выгоняла паломников на богомолье, а после восьми вечера можно было снова прийти. За ночлег она брала какие-то символические гроши.

На престольный праздник людей было очень много на всех службах – и на ранних, и на поздних. Потом народ собирался на общую трапезу. А после вечерней службы ждали архипастырей, священников. Все общались, Лавра шумела до поздней ночи. Это была большая дружная семья.

Всем управляет преподобный

Многие говорят: «В Лавре всем управляет преподобный Сергий. Как он благословит, так всё и будет». Так и есть. Рассказывали случаи, когда преподобного видели воочию.

Один студент ошибся по времени и пришел на час раньше на братский молебен. Он прибежал к Троицкому собору и увидел, что монах чистит снег на крылечке. Студент спрашивает: «Батюшка, почему собор закрыт?» А монах ему отвечает, что еще рано. Тогда студент развернулся и пошел, а когда повернулся назад, то преподобного и след простыл.

В Троице-Сергиевой лавре всем управляет преподобный Сергий Радонежский – как он благословит, так всё и будет.

Могу рассказать и свою историю. Я как-то пришел к раке преподобного, приложился к покрову и чувствую, что оттуда идет благоухание, абсолютно ощутимое. Я был смущен этим. Через пару дней снова почувствовал, после второго раза пошел на исповедь и рассказал батюшке. А он ответил, что это Божья благодать меня коснулась.

Я не иконописец, но имею художественное образование. За свою жизнь написал три иконы, одна из них – образ преподобного Сергия Радонежского. Икона мне давалась достаточно сложно. Когда уже нужно было класть золото, мне на голову упала деревянная фанерная перегородка, так, без всякого видимого повода. Но икону я закончил.

Я пришел к академическому духовнику отцу Илариону (Форкавцу) и попросил освятить икону. Отец Иларион сказал, что нужно благословение преподобного, и велел идти к отцу Афанасию. Так я и сделал: передал икону монаху-гробовщику.

В этот день Святейший Патриарх служил акафист преподобному Сергию. В конце акафиста я увидел, что икона стоит на открытой раке преподобного в ногах. Оказалось, она стояла всю службу, весь акафист. Я был, как ребенок, рад.

После этого случая как-то приехал в Лавру и зашел, чтобы приложиться к мощам. Там столкнулся с отцом Афанасием. Он попросил его проводить, потому что в последний год жизни ему было уже тяжело и ходить.

Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей

Мы дошли до братского корпуса, я собрался уходить, но отец Афанасий благословил зайти в келью, но не дальше прихожей. Там было крохотное пространство, всё в иконах. Он достал крохотный бумажный конвертик и протянул мне. Там лежала частица мощей преподобного. Судя по всему, он отдал то, что принадлежало лично ему. Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей.

Не хочу сказать, что тогда было хорошо, а сейчас стало плохо. Это было бы неправильно. Меняются поколения, одна эпоха сменяется другой. Это закон жизни, нужно относиться с пониманием. Жизнь жительствует, и я полагаю, что нужно ценить и помнить то, что было. Но в Евангелии сказано: «Достаточно для человека заботы дня сегодняшнего» (Мф. 6: 34). Поэтому нужно благодарить Господа за нынешний день.

Олег Стародубцев
Записал Сергей Витязев

Источник: Московский Сретенский монастырь

8 октября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Елена28 января 2024, 22:39
Чудны дела твои, Господи!!! Старая икона требует реставрации… Не зная куда обратиться с этим вопросом, я обратилась к Богу, с просьбой послать мне реставратора. На следующий день по ТВ вижу знакомое лицо -это Олег Стародубцев, мы вместе учились в КХУ им. Рылеева, только я на оформительском отделении, а он на педагогическом. Начинаю искать информацию в интернете и узнаю, что Олег - это Олег Викторович и он, кроме всяческих прочих регалий, так же является реставратором икон…
Андрей З. 9 октября 2021, 21:15
Странно, вроде бы здесь описан не 1991 год, а более раннее время. Да, город еще был Загорском (вернули исконное имя в сентябре 91-го). Но в 91-м (помню), да и в конце 80-х никакие коровы вдоль стен Лавры уже не паслись, да и милиция по пути от вокзала никого не хватала. Другое дело - год какой-нибудь 78-й, тогда могли в ночь на Пасху последние электрички от Москвы не допустить до Загорска, а загнать в тупик (так рассказывали).
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×