Православный календарьПравославный календарь
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Архиепископ Иов (Смакоуз): «Уча других, я учусь сам – у Христа и Его Церкви»

Почаев, что в Тернопольской области Украины, больше шести лет назад стал для меня особым местом, где можно было отдохнуть душой, помолиться у чудотворной иконы, попросить о заступничестве святых Иова и Амфилохия. Первый раз в Почаевскую лавру я ездил один, в 2015 году – задолго до коронавирусной пандемии и закрытия границ. Три остальных паломничества были уже с супругой. По милости Божией, каждый из трех моих сыновей паломничал (в утробе матери) в лавру и, думаю, тоже молился у святынь: по-своему, по-младенчески – так, как может молиться дитя, еще не увидевшее наш противоречивый, но все же благословляемый Богом мир.

В этом году наша поездка в Почаев ознаменовалась не только обычным посещением богослужений, молитвой у святынь, исповедью и духовными размышлениями. Мне также удалось встретиться с одним замечательным архиереем, уроженцем этих мест, ныне возглавляющим Почаевскую духовную семинарию. Архиепископ Иов (Смакоуз), защитивший кандидатскую по богословию в Петербурге, служил не только в разных епархиях Украины, но и много лет прожил в Канаде, управляя Патриаршими приходами. Ректором семинарии он стал три года назад, в сентябре 2018 года.

Владыка принял меня в семинарии гостеприимно и очень радушно. «Вы завтракали?», – был один из его первых вопросов. Но накормить белорусского гостя не удалось, так как до встречи с ректором я хорошо подкрепился в паломнической трапезной. К слову, из многих трапезных для паломников, в которых мне приходилось бывать, почаевскую можно смело поставить на одно из первых мест (по разнообразию и вкусности предлагаемых блюд, в том числе в постные дни). Поэтому во время беседы с архиепископом Иовом я только пил чай, немного приправив его медом.

Архиепископ Иов (Смакоуз) Архиепископ Иов (Смакоуз)

«О своем избрании епископом я узнал постфактум»

Владыка Иов получал богословское образование в Санкт-Петербургских духовных школах на закате советской эпохи. Из Петербурга священноначалием был направлен в Киев, где преподавал в семинарии и академии и служил в академическом храме. В 1997 году, когда ему исполнилось 33 года, был избран епископом. По его словам, избрание в архиереи стало очень неожиданным моментом в служении.

– Так получилось, что никто не спрашивал моего согласия. О решении Священного Синода мне сообщили по факту, когда выбрали епископом, – рассказал владыка Иов. – Такова была практика Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира. Он считал, что фактом своего поступления в духовную школу абитуриент давал согласие служить там, куда его направит Церковь. Попытаться отказаться – не грех! Я был готов это сделать, но духовник (старец-восприемник в монашеском постриге) остановил меня. Можно пробовать отказываться от повышения до трех раз, но упорствовать преступно, особенно если в Церкви недостаток тружеников. И тогда приходится порой быть «на безрыбье рыбой». Уклониться от исполнения воли Божией нельзя, иначе Господь, а точнее, человек сам себя накажет. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), – говорит Христос. Просто человек, который самовольничает, идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается вне благодати Божией, начинает страдать без нее. И это непослушание может привести к духовной катастрофе… Послушнику Бог везде помогает, учит, смиряет и, как в столярном цеху, отесывает-шлифует. Везде Божия земля, и воля Божия заключается в том, что мы всю жизнь должны учиться следовать за Христом.

Человек, который самовольничает, оказывается вне благодати Божией

Отправили меня служить на юг Украины, в Херсон. Я там почти два года пробыл правящим архиереем. Народ в Херсоне, конечно, отличается от Западной Украины – более активный, предприимчивый, шутливый, как в Одессе. Южный темперамент. Область хотя и красивая, благодаря протекающему Днепру, но с небогатым населением. В основном там только кавуны (арбузы – С.М.) и помидоры выращивают.

Даже своей епархии в области не было. Приходы, объединенные в одно благочиние, входили в состав Одесской епархии. Ее архиерей приезжал в Херсон однажды в год – на престольный праздник Свято-Духовского кафедрального собора. А все дела на протяжении года с его ведома решал секретарь по Херсонщине. На всю область в советский период там было всего 40 храмов. На четыре самых дальних степных района действовал только один храм. Многие прекрасные и величественные здания у Церкви отобрали, перестроили, осквернили. В самом Херсоне сохранились почти все прекрасные соборы и храмы. Только два разрушили до основания.

Особенно пострадали монастыри – известный на юге Григориево-Бизюков, в котором в 1917 году состоялся V Миссионерский съезд Русской Церкви. Обитель содержала на свои средства пастырско-миссионерскую семинарию и больницу для крестьян. Возле Херсона находился уникальный Благовещенский женский монастырь, сестричество которого помогало раненным солдатам на фронтах Первой мировой, отправляло защитникам подарки и лекарства. Их величественные храмы еще в шестидесятые годы продолжали разбирать на кирпичи для советских новостроек.

Величественные храмы монастыря еще в 1960-е годы продолжали разбирать на кирпичи для советских новостроек

После развала СССР пошло понемногу возрождение веры и традиций. В большинстве селений в простых домиках, заброшенных библиотеках, клубах, садиках и различных конторах после минимальной переделки начали открывать храмы и молитвенные помещения. Люди там, конечно, были далекие от Церкви. Но если кто-то уверовал, то чуть ли не с полным отречением от мира – как апостолы, искренне, по-детски. Духовенства из местных почти не было, в основном приезжие – черновицкие или из других западных регионов Украины.

После служения на юге по воле Божией меня отправили на северо-восток Украины, на кафедру в Сумы. Человек не может помешать свершению воли Божией. Непонимание этого часто приводит к тому, что люди противятся неизбежному Промыслу, потому что он неудобный, неприятный, чаще всего непонятный, но душеполезный и спасительный. Я часто привожу в пример молодым священникам и семинаристам библейский рассказ о моем любимом пророке Ионе. Иона пытался избежать повеления Господня, не хотел быть пророком покаяния на фоне Божиего милосердия, не желал идти проповедовать в Ниневию. Пытался даже бежать на корабле «от лица Господня». При чтении книги пророка Ионы становится понятно, что наш характер, рассуждения и поступки похожи на его дела. Как мы знаем, Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, но он смирился, пришел-таки в Ниневию, проповедовал там. Ниневитяне поверили Богу и покаялись, и город был спасен. Поучительная история…

Сумы Сумы

В Сумах я прослужил шесть лет, до Пасхи 2005 года. Город и область более спокойные, богатые духовно, ведь на севере региона до начала 1960-х годов действовала знаменитая Глинская пустынь с известными духоносными, ныне канонизированными в лике святых, старцами. Они с многими другими иноками после ее закрытия переселились для продолжения монашеских подвигов на Кавказ.

В областном центре сохранились величественные храмы, закрывавшиеся безбожной властью на краткий период (в конце 1930-х гг.) и открывшиеся во время войны. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе сохранился мраморный иконостас, малахитовые колонны. При безбожниках в другом прекраснейшем соборе – Свято-Троицком – сделали зал органной музыки и этим сохранили его от гибели. В начале 2000-х годов нам с огромным трудом удалось добиться того, чтобы чешского производства дорогой орган, стоявший на месте святого престола, перенесли в областную филармонию.

Сумы по уровню и красоте церковной архитектуры могут сравниться со столичными городами – Москвой, Киевом, Петербургом, Парижем, Веной. При царской империи там были очень богатые купцы, сахарозаводчики, и они вкладывали деньги в развитие и благоукрашение родных мест, в том числе и в строительство храмов. И в селах на Сумщине строили большие, величественные церкви (а сейчас в этих селах население немногочисленно, так что я даже и не знаю, что будет с храмами). Во время войны с Наполеоном многие владельцы сел служили в русской армии. Вернувшись живыми с боевых баталий и походов, они в знак благодарности Богу обновляли старые и строили новые храмы. В связи с этим моментом биографии ктиторов-строителей многие храмы были посвящены святому исповеднику Иоанну Воину. Мой предшественник, архиепископ Ионафан (Елецких), открыл в Сумах пастырско-богословское училище, но не успел поставить его на «ноги». Этим пришлось заниматься уже мне – официально регистрировать его, налаживать учебный процесс, собирать библиотечный фонд, подбирать преподавателей. При духовном училище открыли домовой храм в честь святого Иоанна Кронштадтского и преподобного Симеона Нового Богослова. Нынешний архиерей, митрополит Евлогий, преобразовал это училище в семинарию.

Братия жила в солдатских палатках, а в полуразрушенном здании колокольни устроила небольшой храмик

Преподаватели там достойные – все-таки областной центр. Например, отец Симеон (Гагатик), ныне наместник возрожденного Свято-Троицкого монастыря на Сумщине, там преподавал литургическое богословие – а он учился в Греции, знает греческий язык, является хорошим специалистом по богословию, опытным знатоком монашеской жизни. Он перевел несколько греческих книг о причастии, о старцах Иосифе Исихасте, Ефреме Аризонском и других подвижниках. С весны 2001 года он со своими друзьями начал возрождение по греческо-афонскому уставу Свято-Троицкой обители на горе Ахтырь близ села Чернетчина Ахтырского района. Монастырь был основан в 1654 году иноками, бежавшими на Слобожанщину из-под Белой Церкви от гнета со стороны латинян и поляков. В довоенное время корпуса Ахтырской обители использовались под детский приют и казармы, а в годы войны все здания были полностью уничтожены.

Возрождение монастыря началось с ежегодных крестных ходов духовенства всей епархии от Покровского собора в Ахтырке на это святое место. Когда появилась братия, то она сначала, полгода проживая и молясь в солдатских палатках, устроила в полуразрушенном здании колокольни небольшой храмик и келии над ним. Да и место, и природа, и ландшафт там прямо райские… О них поется в народной песне: «Стоїть гора високая, Попід горою гай, гай гай – Зелений гай, густесенький, Неначе справді рай. Під гаєм в'ється річенька…»

«Я никогда не думал, что мне придется служить за рубежом»

Я никогда не думал, что мне придется служить так далеко за рубежом, но мне и в это раз сообщили о новом месте послушания, в Канаде, когда решение Священного Синода было уже принято. При этом английским я никогда серьезно не увлекался. Как-то мне не нравился этот язык – технический, дипломатический. Моему сердцу больше нравился философский, богословский, святоотеческий, молитвенный древнегреческий, современный греческий, текстология Нового Завета. Но когда я приехал в Канаду, пришлось заниматься английским.

Я никогда не увлекался английским, мне не нравился этот язык – технический, дипломатический

Там, конечно, я увидел несколько другое, отличное от украинского отношение к духовенству, к храму и друг к другу. У нас больше народ для священника, а в Северной Америке – священник для народа или епископ для народа. Приход более сплоченный – все члены вносят ежемесячные взносы на общину и храм. Настоятель трудится, как все его прихожане, на общецерковных работах. Он должен заслужить и зарплату, и уважение. Назначение священника надо согласовывать с прихожанами. Пастырь не только организатор, но и первый труженик. На Украине нередко бывает по-другому: священник приезжает на приход и говорит: «Я священник, мне надо то и другое, вы должны сделать то-то и то-то». В Северной Америке священник все делает сам. Его идеи и предложения принимает весь приходской совет или собрание. И большинством голосов, если что-то непонятно, дело может быть приторможено или отклонено. Это очень полезно для духовной закалки духовенства, ведь Христос сказал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28). В Америке этот принцип церковной жизни хорошо прослеживается. У них вообще каждому надо свое дело делать серьезно, трудиться в поте лица.

В Северной Америке священник все делает сам. Он не только организатор, но и первый труженик

Монастырские службы по 7 часов там только для любителей. Обычно служба длится час-полтора. Я как-то сравнивал это со службой в нашей армии. И пришел к выводу, что они могут молиться максимум столько времени, сколько у нас молодой и здоровый солдат стоит на посту в карауле при хорошей погоде. Два часа! А потом у него перерыв на четыре часа в караульном помещении. И это для современного западного человека, который не привык долго стоять, уже очень хорошо. Ведь они, пожалуй, с детства не знают, что такое наши очереди советского и «перестроечного», после-перестроечного времени…

Сложно современному мирскому человеку внимательно молиться так, как молились в древности одни монахи. Однажды Святейший патриарх Алексий на Соборе сказал, что архиереи в своем служении должны равняться на его служение, на соборный храм Христа Спасителя, а приходские храмы – на служение в кафедральном соборе. Поэтому нужен устав приходских служб. И его за рубежом сама жизнь создала. Пока он только ненаписанный. На зарубежных приходах большое значение имеют общение, совместные чаепития, работа с людьми. Я, например, знал по имени всех постоянных прихожан, где-то около 100 человек, которые каждое воскресенье причащались. Мог крестить, венчать, погребать, подменять священников во время отпусков. Прихожане разных поколений ходили в храм семьями, с детьми. Но вот молодежь часто разлеталась по разным местам из родного гнезда. И служили мы на двух языках: английском и церковнославянском.

В Канаде я очень почитал святителя Иннокентия – первого епископа Алеутского и всей Америки. В начале XIX века иркутский епископ получил указ Святейшего Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Если сейчас многие мечтают попасть в Америку, то тогда никто не хотел ехать. Решили прибегнуть к жребию. Тот пал на одного священника. Он, сославшись на болезнь своей жены, отказался от послушания. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн Попов – будущий святитель – почувствовал в себе призвание. Он сам решил попросить благословения на служение в этом отдаленном уголке. И вместе с женой и маленьким ребенком на корабле, миновав массу невзгод и опасностей, добрался до Алеутских островов. Он перевел для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие и написал на алеутском языке знаменитую книгу «Указание пути в Царствие Небесное». За такие труды его самого еще при жизни назвали апостолом Америки и дальней Сибири. А вот жизнь священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась печально: он развелся со своей матушкой. Причем у него были канонические нарушения, и умер он солдатом.

Тринадцать лет я прослужил в Канаде как «боец на дальнем пограничье», о котором поется в известной «Катюше». Отец был старенький. Тем более, я уже не мог легально в Канаде находиться по той визе, которую мне выдали. Направили на родину, на Украину. Синод УПЦ во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, Предстоятелем Украинской Православной Церкви, в сентябре 2018 года принял решение назначить меня управлять Почаевской семинарией при Свято-Успенской лавре в Почаеве, что я с огромной благодарностью и принял, подобно предшествовавшему заграничному послушанию, как ценный Божий дар. И сейчас, уча других, снова учусь сам… у Христа и Его Церкви!

Почаевская духовная семинария

Почаевская духовная семинария Почаевская духовная семинария

Если в Сергиевом Посаде Московские духовные школы называют «большой кельей преподобного Сергия Радонежского», то у нас семинария – «духовный сад-палисадник Богоматери» у подножья святой горы Почаевской, который ежегодно в день Святого Духа (во время очередного выпуска) обильно плодоносит.

Специфика нашей семинарии – богослужебный устав, литургическое богословие, церковное пение. В дни постов (особенно первой седмицы Четыредесятницы, Страстной седмицы) семинария становится похожей на пещеру преподобного Иова, где он затворялся для молитвы, безмолвия и богословского созерцания. Мы – маленькая лампадочка перед святыми вратами Почаевской лавры. А она, как и все монастыри на Руси, всегда была, есть и будет центром духовного просвещения и подлинной православной культуры нашего народа.

В дни поста семинария становится похожей на пещеру преподобного Иова, где он затворялся для молитвы и богословского созерцания

В Почаеве раньше никогда не было семинарии. Во времена Российской империи и Польши семинария располагалась в Кременце, в 25 километрах отсюда. Но в 1991 году в Почаеве открыли Духовное училище, которое в 1994 году преобразовали в типовую семинарию. Наша семинария – западно-региональная, к нам больше молодых ребят с Волыни, Закарпатья и Буковины поступает. Хотя и другие регионы представлены очень достойными учениками. Почему к нам едут учиться, если имеются более благоустроенные семинарии в Киеве, Одессе, Харькове? Во-первых, благодаря известности Почаевской лавры, ее святости и духовникам, славной истории и архитектурной красоте. Вторая причина – высокий духовный авторитет нашего правящего архиерея, очень благочестивого молитвенника – духоносного старца митрополита Сергия, а также наместника лавры митрополита Владимира. Духовные чада митрополита Сергия полагают, что здесь, под благодатным покровом лавры, молодежь сможет избежать многих пороков и многому важному для спасения научиться. Действительно, владыка к нам еженедельно приезжает, назидает, вникает во все вопросы благочестия, а главное, молится о нас, часто возглавляет богослужения, благословляет хиротонии, поставления в первую степень священства – в чтеца, ношение подрясников и даже преподает на основании своего замечательного духовного опыта в третьем классе семинаристам пастырское богословие.

У нас достаточно преподавателей: всех желающих потрудиться для будущего нашей Церкви и ее блага мы принимаем. Сейчас это 40 человек, почти все местные, клирики и миряне Тернопольской епархии. Мы стремимся, чтобы преподаватель вел 1–2 предмета, максимум три (их проще заменить, если человек заболеет или куда-то уедет). Благодаря этому молодые выпускники нашей семинарии и академии в Киеве получают здесь опыт христианского возрастания, преподавания, священнического служения и пастырской работы. Это своего рода аспирантура, где они на практике совершенствуют свои знания. И после этого некоторые идут служить на приходы. Все мы, уча других, учимся сами. Бывает, что такая молодежь с первого дня старается на уровне «стариков».

Обычно молодых (это минус) приходится ставить дежурными воспитателями. А у них нет еще того высокого авторитета, на который могла бы равняться семинарская молодежь, нет опыта работы с людьми, навыков мудрого управления молодежью в ее борьбе со страстями и привычками. Здесь, конечно, возникают проблемы, так как нужен талант управления, чтобы и дистанцию держать со студенческой молодежью, и внутренне понимать семинаристов, где-то быть к ним близким, старшим братом, а в каких-то вопросах только начальником.

Значительная часть наших преподавателей учится заочно в Киевской духовной академии, хотя это, конечно, специфическая учеба. С языками у нас тоже непросто, но очень стараемся, преподаем английский, древнегреческий и латынь. Хотя, на мой взгляд, в плане изучения языков надо учитывать контингент наших учащихся и слишком многого от них не требовать. Что поделаешь, ведь многие ребята из сел, из Закарпатья.

Язык преподавания в семинарии в основном украинский, где-то 70 процентов предметов читаются на украинском. Мы не заставляем преподавать, учить и отвечать на каком-то конкретном языке. Многое в этом плане зависит от преподавателя, его знаний, конспектов и прочего. Если студенты отвечают на украинском, пишут сочинения на украинском, а преподаватель русскоязычный, это никоим образом не влияет на отметки. Дипломные и другие письменные работы, прошения тоже разрешаем писать на обоих языках. Часто пишут на украинском, и многие учащиеся хотели бы писать на украинском, но богословской литературы нет, надо переводить. А для этого нужен опыт, время… И тогда выбирают русский язык для своей работы.

Мы не заставляем преподавать, учить и отвечать на каком-то конкретном языке

Сейчас моим покровителем со времени канадского послушания остается любвеобильнейший и смиреннейший патриарх Московский и всея Руси Тихон, второй равноапостольный просветитель Северной Америки, бескровный мученик и твердый исповедник. Он – вечный ректор тех духовных учебных учреждений нашей Церкви, в которых учился (Псковская семинария и славная Питерская академия), преподавал, которыми руководил (в западнорусском Холме – ныне в Польше) и основал (это первая семинария в Америке). Дай Бог всем нашим преподавателям и студентам любви ко Христу и верности Церкви, благодатной мудрости святителя Тихона, святая молитва которого звучала под небом Северной Америки, здоровья и сил учить и учиться!

«С детьми духовенства нам бывает непросто»

После реформы богословского образования в духовных семинариях мы на Украине остались на четырехлетнем обучении, втиснув в него максимум светских предметов – педагогику, психологию, философию, логику, стилистику, религиоведение, литературоведение, риторику – с присвоением после защиты дипломной работы ученой степени бакалавра богословия. Чтобы государство ее признало, наш диплом потом надо подтверждать в Киеве, при Министерстве образования Украины. Количество светских предметов, которым, по возможности, дано церковное наполнение, увеличило нагрузку на студентов. А к ней они чаще всего не подготовлены.

Сейчас у нас около 150 человек учатся в стационаре, и столько же – на заочном отделении. Я называю эти цифры, не учитывая регентское отделение в Кременце, где около сотни учащихся, в основном девушки. Они готовятся стать псаломщиками, регентами хоров или просто матушками, учителями воскресных школ.

Говоря откровенно, многие семинаристы сейчас не особо стремятся рукополагаться. У нас на четвертом выпускном курсе в 2021 году училось 35 человек, из них выпустилось в священном сане только пятеро (3 священника и 2 диакона). Конечно, некоторые из них еще очень молоды и не определились со своим семейным выбором. Отдельные студенты вообще еще не знают, что им надо в жизни. Кто-то поступил по желанию родителей, и такому часто ничего не хочется здесь делать. Некоторые думают так: после окончания семинарии, пока молодой, поеду на заработки, как все друзья и знакомые, в Польшу, заработаю себе денег, посмотрю, как там живут, а там видно будет. Хотя к нам обращаются архиереи из наших южных епархий (Николаевской, Кировоградской) – просят молодых священников для приходского служения.

Говоря откровенно, многие семинаристы сейчас не особо стремятся рукополагаться

Правда, некоторые епархии уже переполнены духовенством. Там если и хочешь служить, то найти свободное место даже диакона проблематично. Например, в Закарпатье или в Черновицкой области. А из южных епархий очень мало поступают в семинарию. Бывает, что правящий архиерей в лучшем случае одного-двух кандидатов в год направляет на учебу. Дети духовенства могли бы поступать в духовные школы, но не всегда они к этому стремятся. Впрочем, с поведением многих детей духовенства, учащимися в семинарии, особая проблема. Многие из них разбалованные, не приученные к благоговению, к страху Божию, порядку, дисциплине.

Мне это напоминает библейские времена – первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. Что-то похожее… Но это беда для нас. Не знаю, как еще это явление можно объяснить. Может быть, священники полностью отдают все свое время приходам и прихожанам, стройкам и ремонтам храмов, а на своих детей времени у них не остается. Поэтому воспитанием только супруга занимается, которая не всегда имеет необходимые знания, опыт. Или, может быть, сами священники не получили надлежащего воспитания в семьях, в духовной школе, поэтому им особо нечего передать своим детям. Но родители заставляют своих чад поступать к нам – есть, к сожалению, и такие примеры. Иногда встречаются «наемники», которые в семинарии просто хотят отсидеть время. Или полагают, что семинария все же лучше, чем армия.

Учатся и несут послушания «в поте лица», в основном, единицы. Но, конечно, бывают и святые дети, «ангелы»: они встают даже на полунощницу, ходят в монастырь на все соборные акафисты, ежедневно в свободное время поклоняются святыням, советуются с духовниками… Такие студенты искренне, горячо молятся, старательно учатся. Отличники во всем! Их, наверное, от всех учащихся процентов десять. Слава Богу и за это число, так как иначе Господь попустил бы быть концу мира.

Среди выпускников нашей семинарии – три архиерея Украинской Православной Церкви

Я уже говорил, что к моменту окончания семинарии мало кто принимает священный сан, но потом, по прошествии нескольких лет, большинство все-таки рукополагается. Точных цифр вам не скажу, мы не считали. Несколько человек каждый год поступают в академию, в Киев обычно. Раньше поступали еще в Москву и Петербург, но сейчас туда сложно добраться – вирус, паспортный контроль на границе. Среди выпускников нашей семинарии имеется уже три архиерея Украинской Православной Церкви; замглавы ОВЦС УПЦ, протоиерей Николай Данилевич, тоже нашу семинарию в 1990-е годы заканчивал.

«Семинарию содержат сами семинаристы с преподавателями, братия лавры с паломниками и прихожанами»

15 лет назад при семинарии был открыт храм в честь преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Он находится на 4 этаже здания семинарии. Долгое время при семинарии храма не было, поэтому студенты молились в лавре, там же проходили богослужебную практику, проповедовали на ранней литургии. И сейчас один из двух семинарских хоров по очереди поет в обители всенощное бдение и раннюю Божественную литургию во время воскресных и праздничных богослужений. Слава Богу, что у нас появился свой храм, без него никак нельзя. Без него мы были, если сказать образно, как «тело без сердца». Отсутствие храма очень затрудняло учебно-воспитательный процесс.

Семинарию содержат сами семинаристы с преподавателями своим трудом, поддерживает братия лавры с паломниками и народ Божий – молящиеся нашего храма. За счет храма (покупаемых в нем молящимися свечек) идет в том числе и содержание семинарии (храм в плане поддержки для нас на втором месте после Почаевской лавры). Лавра посильно помогает преподавателям финансово, кормит бесплатно семинаристов в своем помещении своими продуктами, оплачивает счета за воду и электричество. Епархия не имеет возможности регулярно финансировать духовную школу. И щедрых постоянных благодетелей или какого-то попечительского совета у нас, к сожалению, нет. Живем мы крайне экономно. Многие наставники в священном сане выживают благодаря тому, что еще на сельских приходах служат. В прошлом году благодаря владыке наместнику было завершено восстановление одной части старого гостиничного корпуса. Теперь в ней обустроено 7 келий, в которых студенты четвертого класса проживают в тепличных условиях – по три человека в комнате. Поскольку лавра нам помогает, то и наши семинаристы в благодарность лавре постоянно трудятся в ней – помогают братии: экскурсии для паломников проводят, дежурят в храмах, на службах помогают петь или выполняют физическую работу на кухне, в трапезных, на складах и по разгрузке продуктов. Я даже с ними сам ходил на послушание – поднять их дух: весной помогали послушникам морковку перебирать…

Иногда я говорю некоторым архиереям: не будете поддерживать семинарии – придется тратить епархиальные средства на адвокатов. Если же приходы не будут помогать семинариям, то у них будут такие горе-настоятели, которые разгонят всех приходящих из храма. А если о семинаристах не будут заботиться наши верующие, особенно те, у кого есть возможность, то о них некому будет молиться в будущем, а дороги к построенным храмам и к кладбищам зарастут травой и бурьяном…

Наша Церковь, по сути, поставлена вне закона, все юридические дела приостановлены

Государственной аккредитации как учебное заведение мы не имеем, да и сейчас, согласно законодательству Украины о религиозных организациях, не сможем ее получить. Не та ситуация – наша Церковь, по сути, поставлена вне закона, все юридические дела приостановлены. Мы не можем даже вносить небольшие текущие изменения в Устав и зарегистрировать их. Сейчас власти часто идут навстречу только что новообразованной псевдо-религиозной организации, насильственно захватывающей храмы и изгоняющей из них наших верующих. Идут навстречу тем, у которых «каноничность» без Христа, без любви к Его Телу, без жертвенного духа Христова – антицерковная «каноничность»!

«Нам приходится защищать святыни»

У семинарии особых проблем с властями нет, так как мы находимся в тени лавры, а точнее, вместе с ней под покровом Богоматери. Отпавшие от Православия в самочинные сборища и греко-католики с отдельными агрессивными политиканами главной целью ставят захват сияющей благодатью святую лавру. Но, во-первых, народ Божий не даст им ее захватить, а во-вторых, они не смогут ее содержать, ведь у них нет монашествующих, а только одетые в рясы… Но на лавру в отдельные периоды безбожные козни бывают частыми. Местные власти, используя различные средства, сильно затягивали с передачей нескольких аварийных зданий, которые ранее принадлежали обители, но были отобраны в советский период. В самом Почаеве, по указанию националистов, иногда появлялись группы молодых людей из Тернополя, униатов, сторонников национальной религиозной организации. Семинаристы, как ангелы-хранители, помогали верующим нашей Церкви защищать храмы, которые пытались захватить при прежних правителях. Стояли с иконами и хоругвями мирно у врат храмов, молились, пели тропари, читали акафисты.

Нападений стало меньше, потому что прихожан и настоящих верующих у захвативших нет – есть только «пасхальные захожане»

Сейчас в Тернопольской епархии по сравнению с тем, что было сразу после появления новой религиозной организации (ПЦУ), затихла волна захватов храмов. Но в первый год ее создания было особенно сильное давление. В Шумском районе, например, почти половина храмов насильно и обманом захвачена. Глава районной администрации лично ездил к нашим священникам. Давил, переманивал, но ни один из них не изменил своей Матери-Церкви, священнической присяге, не бросил свою паству, не обманул людей. Молодчики нападали, подобно монголо-татарам, на наши храмы, построенные в Синодальный период, захватывали святыни и разрушали красоту. Там, где захвачены здания, верные люди молятся в приспособленных помещениях или строят новые храмы (в некоторых случаях уже построили). Нападений стало меньше еще и потому, что прихожан у захвативших нет, нет настоящих верующих, только «пасхальные захожане» и те, кто несколько раз в жизни появляется в церкви. Поэтому эта новая религиозная структура не может содержать захваченные храмы. Но сейчас непонятное время тревожного ожидания. Националисты видят, что президент не относится к ним по букве закона.

В завершение беседы скажу, что мы здесь, у горы Почаевской, – послушники Богоматери. Первое и главное послушание – учиться, изучать Священное Писание, святоотеческое богословие и другие науки. Среди них на особом месте – наука молитвы. Ведь только тот, кто искренне, чисто и часто молится, и есть настоящий богослов. Нам важно впитать дух благочестия, церковности, духовности, чтобы он горел в наших сердцах и просвещал, как маяк, всех находящихся вокруг нас.

Рейтинг: 10 Голосов: 287 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Епископ Покровский и Николаевский Пахомий об ответственности за Церковь, потребительстве и любви Епископ Покровский и Николаевский Пахомий об ответственности за Церковь, потребительстве и любви Епископ Покровский и Николаевский Пахомий об ответственности за Церковь, потребительстве и любви Епископ Покровский и Николаевский Пахомий об ответственности за Церковь, потребительстве и любви
Да, в храме должно быть хорошо. Но это «хорошо» – плод труда. Если человек поработал над собой, потеснил в себе греховное начало – вот тогда он ощутит в храме истинное утешение.
«Все преодолимо, когда Господь с тобой» «Все преодолимо, когда Господь с тобой»
Митр. Алексий (Кутепов)
«Все преодолимо, когда Господь с тобой» «Все преодолимо, когда Господь с тобой»
Беседа с митрополитом Тульским и Ефремовским Алексием (Кутеповым)
Богослужение уже завершилось, бабушки мыли полы, а у меня было такое впечатление, что я нахожусь в родном доме. Мама меня пыталась увести, а я не мог сойти с места.
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Митр. Архангельский Даниил
«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО) «Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)
Беседа с митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом (Доровских)
Никита Филатов
О том, зачем архиерею болотоход; как меняется отношение к жизни, когда служишь в далекой епархии; что общего у епископа и воина; о «соловьиных язычках» и «часах приема».
Комментарии
Вадим 2 ноября 2021, 09:58
Мы в Канаде служение Владыки Иова всегда с большой теплотой и любовью вспоминаем. Очень добрый, любящий и светлый архипастырь. Ис полла эти, Деспота!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Архиепископ Шумский Иов (Смакоуз)
Сергей Мудров

Новые материалы

Выбор читателей

×