Почаев, что в Тернопольской области Украины, больше шести лет назад стал для меня особым местом, где можно было отдохнуть душой, помолиться у чудотворной иконы, попросить о заступничестве святых Иова и Амфилохия. Первый раз в Почаевскую лавру я ездил один, в 2015 году – задолго до коронавирусной пандемии и закрытия границ. Три остальных паломничества были уже с супругой. По милости Божией, каждый из трех моих сыновей паломничал (в утробе матери) в лавру и, думаю, тоже молился у святынь: по-своему, по-младенчески – так, как может молиться дитя, еще не увидевшее наш противоречивый, но все же благословляемый Богом мир.
В этом году наша поездка в Почаев ознаменовалась не только обычным посещением богослужений, молитвой у святынь, исповедью и духовными размышлениями. Мне также удалось встретиться с одним замечательным архиереем, уроженцем этих мест, ныне возглавляющим Почаевскую духовную семинарию. Архиепископ Иов (Смакоуз), защитивший кандидатскую по богословию в Петербурге, служил не только в разных епархиях Украины, но и много лет прожил в Канаде, управляя Патриаршими приходами. Ректором семинарии он стал три года назад, в сентябре 2018 года.
Владыка принял меня в семинарии гостеприимно и очень радушно. «Вы завтракали?», – был один из его первых вопросов. Но накормить белорусского гостя не удалось, так как до встречи с ректором я хорошо подкрепился в паломнической трапезной. К слову, из многих трапезных для паломников, в которых мне приходилось бывать, почаевскую можно смело поставить на одно из первых мест (по разнообразию и вкусности предлагаемых блюд, в том числе в постные дни). Поэтому во время беседы с архиепископом Иовом я только пил чай, немного приправив его медом.
«О своем избрании епископом я узнал постфактум»
Владыка Иов получал богословское образование в Санкт-Петербургских духовных школах на закате советской эпохи. Из Петербурга священноначалием был направлен в Киев, где преподавал в семинарии и академии и служил в академическом храме. В 1997 году, когда ему исполнилось 33 года, был избран епископом. По его словам, избрание в архиереи стало очень неожиданным моментом в служении.
– Так получилось, что никто не спрашивал моего согласия. О решении Священного Синода мне сообщили по факту, когда выбрали епископом, – рассказал владыка Иов. – Такова была практика Блаженнейшего митрополита Киевского Владимира. Он считал, что фактом своего поступления в духовную школу абитуриент давал согласие служить там, куда его направит Церковь. Попытаться отказаться – не грех! Я был готов это сделать, но духовник (старец-восприемник в монашеском постриге) остановил меня. Можно пробовать отказываться от повышения до трех раз, но упорствовать преступно, особенно если в Церкви недостаток тружеников. И тогда приходится порой быть «на безрыбье рыбой». Уклониться от исполнения воли Божией нельзя, иначе Господь, а точнее, человек сам себя накажет. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15: 16), – говорит Христос. Просто человек, который самовольничает, идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается вне благодати Божией, начинает страдать без нее. И это непослушание может привести к духовной катастрофе… Послушнику Бог везде помогает, учит, смиряет и, как в столярном цеху, отесывает-шлифует. Везде Божия земля, и воля Божия заключается в том, что мы всю жизнь должны учиться следовать за Христом.
Человек, который самовольничает, оказывается вне благодати Божией
Отправили меня служить на юг Украины, в Херсон. Я там почти два года пробыл правящим архиереем. Народ в Херсоне, конечно, отличается от Западной Украины – более активный, предприимчивый, шутливый, как в Одессе. Южный темперамент. Область хотя и красивая, благодаря протекающему Днепру, но с небогатым населением. В основном там только кавуны (арбузы – С.М.) и помидоры выращивают.
Даже своей епархии в области не было. Приходы, объединенные в одно благочиние, входили в состав Одесской епархии. Ее архиерей приезжал в Херсон однажды в год – на престольный праздник Свято-Духовского кафедрального собора. А все дела на протяжении года с его ведома решал секретарь по Херсонщине. На всю область в советский период там было всего 40 храмов. На четыре самых дальних степных района действовал только один храм. Многие прекрасные и величественные здания у Церкви отобрали, перестроили, осквернили. В самом Херсоне сохранились почти все прекрасные соборы и храмы. Только два разрушили до основания.
Особенно пострадали монастыри – известный на юге Григориево-Бизюков, в котором в 1917 году состоялся V Миссионерский съезд Русской Церкви. Обитель содержала на свои средства пастырско-миссионерскую семинарию и больницу для крестьян. Возле Херсона находился уникальный Благовещенский женский монастырь, сестричество которого помогало раненным солдатам на фронтах Первой мировой, отправляло защитникам подарки и лекарства. Их величественные храмы еще в шестидесятые годы продолжали разбирать на кирпичи для советских новостроек.
Величественные храмы монастыря еще в 1960-е годы продолжали разбирать на кирпичи для советских новостроек
После развала СССР пошло понемногу возрождение веры и традиций. В большинстве селений в простых домиках, заброшенных библиотеках, клубах, садиках и различных конторах после минимальной переделки начали открывать храмы и молитвенные помещения. Люди там, конечно, были далекие от Церкви. Но если кто-то уверовал, то чуть ли не с полным отречением от мира – как апостолы, искренне, по-детски. Духовенства из местных почти не было, в основном приезжие – черновицкие или из других западных регионов Украины.
После служения на юге по воле Божией меня отправили на северо-восток Украины, на кафедру в Сумы. Человек не может помешать свершению воли Божией. Непонимание этого часто приводит к тому, что люди противятся неизбежному Промыслу, потому что он неудобный, неприятный, чаще всего непонятный, но душеполезный и спасительный. Я часто привожу в пример молодым священникам и семинаристам библейский рассказ о моем любимом пророке Ионе. Иона пытался избежать повеления Господня, не хотел быть пророком покаяния на фоне Божиего милосердия, не желал идти проповедовать в Ниневию. Пытался даже бежать на корабле «от лица Господня». При чтении книги пророка Ионы становится понятно, что наш характер, рассуждения и поступки похожи на его дела. Как мы знаем, Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, но он смирился, пришел-таки в Ниневию, проповедовал там. Ниневитяне поверили Богу и покаялись, и город был спасен. Поучительная история…
В Сумах я прослужил шесть лет, до Пасхи 2005 года. Город и область более спокойные, богатые духовно, ведь на севере региона до начала 1960-х годов действовала знаменитая Глинская пустынь с известными духоносными, ныне канонизированными в лике святых, старцами. Они с многими другими иноками после ее закрытия переселились для продолжения монашеских подвигов на Кавказ.
В областном центре сохранились величественные храмы, закрывавшиеся безбожной властью на краткий период (в конце 1930-х гг.) и открывшиеся во время войны. В кафедральном Спасо-Преображенском соборе сохранился мраморный иконостас, малахитовые колонны. При безбожниках в другом прекраснейшем соборе – Свято-Троицком – сделали зал органной музыки и этим сохранили его от гибели. В начале 2000-х годов нам с огромным трудом удалось добиться того, чтобы чешского производства дорогой орган, стоявший на месте святого престола, перенесли в областную филармонию.
Сумы по уровню и красоте церковной архитектуры могут сравниться со столичными городами – Москвой, Киевом, Петербургом, Парижем, Веной. При царской империи там были очень богатые купцы, сахарозаводчики, и они вкладывали деньги в развитие и благоукрашение родных мест, в том числе и в строительство храмов. И в селах на Сумщине строили большие, величественные церкви (а сейчас в этих селах население немногочисленно, так что я даже и не знаю, что будет с храмами). Во время войны с Наполеоном многие владельцы сел служили в русской армии. Вернувшись живыми с боевых баталий и походов, они в знак благодарности Богу обновляли старые и строили новые храмы. В связи с этим моментом биографии ктиторов-строителей многие храмы были посвящены святому исповеднику Иоанну Воину. Мой предшественник, архиепископ Ионафан (Елецких), открыл в Сумах пастырско-богословское училище, но не успел поставить его на «ноги». Этим пришлось заниматься уже мне – официально регистрировать его, налаживать учебный процесс, собирать библиотечный фонд, подбирать преподавателей. При духовном училище открыли домовой храм в честь святого Иоанна Кронштадтского и преподобного Симеона Нового Богослова. Нынешний архиерей, митрополит Евлогий, преобразовал это училище в семинарию.
Братия жила в солдатских палатках, а в полуразрушенном здании колокольни устроила небольшой храмик
Преподаватели там достойные – все-таки областной центр. Например, отец Симеон (Гагатик), ныне наместник возрожденного Свято-Троицкого монастыря на Сумщине, там преподавал литургическое богословие – а он учился в Греции, знает греческий язык, является хорошим специалистом по богословию, опытным знатоком монашеской жизни. Он перевел несколько греческих книг о причастии, о старцах Иосифе Исихасте, Ефреме Аризонском и других подвижниках. С весны 2001 года он со своими друзьями начал возрождение по греческо-афонскому уставу Свято-Троицкой обители на горе Ахтырь близ села Чернетчина Ахтырского района. Монастырь был основан в 1654 году иноками, бежавшими на Слобожанщину из-под Белой Церкви от гнета со стороны латинян и поляков. В довоенное время корпуса Ахтырской обители использовались под детский приют и казармы, а в годы войны все здания были полностью уничтожены.
Возрождение монастыря началось с ежегодных крестных ходов духовенства всей епархии от Покровского собора в Ахтырке на это святое место. Когда появилась братия, то она сначала, полгода проживая и молясь в солдатских палатках, устроила в полуразрушенном здании колокольни небольшой храмик и келии над ним. Да и место, и природа, и ландшафт там прямо райские… О них поется в народной песне: «Стоїть гора високая, Попід горою гай, гай гай – Зелений гай, густесенький, Неначе справді рай. Під гаєм в'ється річенька…»
«Я никогда не думал, что мне придется служить за рубежом»
Я никогда не думал, что мне придется служить так далеко за рубежом, но мне и в это раз сообщили о новом месте послушания, в Канаде, когда решение Священного Синода было уже принято. При этом английским я никогда серьезно не увлекался. Как-то мне не нравился этот язык – технический, дипломатический. Моему сердцу больше нравился философский, богословский, святоотеческий, молитвенный древнегреческий, современный греческий, текстология Нового Завета. Но когда я приехал в Канаду, пришлось заниматься английским.
Я никогда не увлекался английским, мне не нравился этот язык – технический, дипломатический
Там, конечно, я увидел несколько другое, отличное от украинского отношение к духовенству, к храму и друг к другу. У нас больше народ для священника, а в Северной Америке – священник для народа или епископ для народа. Приход более сплоченный – все члены вносят ежемесячные взносы на общину и храм. Настоятель трудится, как все его прихожане, на общецерковных работах. Он должен заслужить и зарплату, и уважение. Назначение священника надо согласовывать с прихожанами. Пастырь не только организатор, но и первый труженик. На Украине нередко бывает по-другому: священник приезжает на приход и говорит: «Я священник, мне надо то и другое, вы должны сделать то-то и то-то». В Северной Америке священник все делает сам. Его идеи и предложения принимает весь приходской совет или собрание. И большинством голосов, если что-то непонятно, дело может быть приторможено или отклонено. Это очень полезно для духовной закалки духовенства, ведь Христос сказал, что Он «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 28). В Америке этот принцип церковной жизни хорошо прослеживается. У них вообще каждому надо свое дело делать серьезно, трудиться в поте лица.
В Северной Америке священник все делает сам. Он не только организатор, но и первый труженик
Монастырские службы по 7 часов там только для любителей. Обычно служба длится час-полтора. Я как-то сравнивал это со службой в нашей армии. И пришел к выводу, что они могут молиться максимум столько времени, сколько у нас молодой и здоровый солдат стоит на посту в карауле при хорошей погоде. Два часа! А потом у него перерыв на четыре часа в караульном помещении. И это для современного западного человека, который не привык долго стоять, уже очень хорошо. Ведь они, пожалуй, с детства не знают, что такое наши очереди советского и «перестроечного», после-перестроечного времени…
Сложно современному мирскому человеку внимательно молиться так, как молились в древности одни монахи. Однажды Святейший патриарх Алексий на Соборе сказал, что архиереи в своем служении должны равняться на его служение, на соборный храм Христа Спасителя, а приходские храмы – на служение в кафедральном соборе. Поэтому нужен устав приходских служб. И его за рубежом сама жизнь создала. Пока он только ненаписанный. На зарубежных приходах большое значение имеют общение, совместные чаепития, работа с людьми. Я, например, знал по имени всех постоянных прихожан, где-то около 100 человек, которые каждое воскресенье причащались. Мог крестить, венчать, погребать, подменять священников во время отпусков. Прихожане разных поколений ходили в храм семьями, с детьми. Но вот молодежь часто разлеталась по разным местам из родного гнезда. И служили мы на двух языках: английском и церковнославянском.
В Канаде я очень почитал святителя Иннокентия – первого епископа Алеутского и всей Америки. В начале XIX века иркутский епископ получил указ Святейшего Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Если сейчас многие мечтают попасть в Америку, то тогда никто не хотел ехать. Решили прибегнуть к жребию. Тот пал на одного священника. Он, сославшись на болезнь своей жены, отказался от послушания. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн Попов – будущий святитель – почувствовал в себе призвание. Он сам решил попросить благословения на служение в этом отдаленном уголке. И вместе с женой и маленьким ребенком на корабле, миновав массу невзгод и опасностей, добрался до Алеутских островов. Он перевел для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие и написал на алеутском языке знаменитую книгу «Указание пути в Царствие Небесное». За такие труды его самого еще при жизни назвали апостолом Америки и дальней Сибири. А вот жизнь священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась печально: он развелся со своей матушкой. Причем у него были канонические нарушения, и умер он солдатом.
Тринадцать лет я прослужил в Канаде как «боец на дальнем пограничье», о котором поется в известной «Катюше». Отец был старенький. Тем более, я уже не мог легально в Канаде находиться по той визе, которую мне выдали. Направили на родину, на Украину. Синод УПЦ во главе с Блаженнейшим митрополитом Онуфрием, Предстоятелем Украинской Православной Церкви, в сентябре 2018 года принял решение назначить меня управлять Почаевской семинарией при Свято-Успенской лавре в Почаеве, что я с огромной благодарностью и принял, подобно предшествовавшему заграничному послушанию, как ценный Божий дар. И сейчас, уча других, снова учусь сам… у Христа и Его Церкви!
Почаевская духовная семинария
Если в Сергиевом Посаде Московские духовные школы называют «большой кельей преподобного Сергия Радонежского», то у нас семинария – «духовный сад-палисадник Богоматери» у подножья святой горы Почаевской, который ежегодно в день Святого Духа (во время очередного выпуска) обильно плодоносит.
Специфика нашей семинарии – богослужебный устав, литургическое богословие, церковное пение. В дни постов (особенно первой седмицы Четыредесятницы, Страстной седмицы) семинария становится похожей на пещеру преподобного Иова, где он затворялся для молитвы, безмолвия и богословского созерцания. Мы – маленькая лампадочка перед святыми вратами Почаевской лавры. А она, как и все монастыри на Руси, всегда была, есть и будет центром духовного просвещения и подлинной православной культуры нашего народа.
В дни поста семинария становится похожей на пещеру преподобного Иова, где он затворялся для молитвы и богословского созерцания
В Почаеве раньше никогда не было семинарии. Во времена Российской империи и Польши семинария располагалась в Кременце, в 25 километрах отсюда. Но в 1991 году в Почаеве открыли Духовное училище, которое в 1994 году преобразовали в типовую семинарию. Наша семинария – западно-региональная, к нам больше молодых ребят с Волыни, Закарпатья и Буковины поступает. Хотя и другие регионы представлены очень достойными учениками. Почему к нам едут учиться, если имеются более благоустроенные семинарии в Киеве, Одессе, Харькове? Во-первых, благодаря известности Почаевской лавры, ее святости и духовникам, славной истории и архитектурной красоте. Вторая причина – высокий духовный авторитет нашего правящего архиерея, очень благочестивого молитвенника – духоносного старца митрополита Сергия, а также наместника лавры митрополита Владимира. Духовные чада митрополита Сергия полагают, что здесь, под благодатным покровом лавры, молодежь сможет избежать многих пороков и многому важному для спасения научиться. Действительно, владыка к нам еженедельно приезжает, назидает, вникает во все вопросы благочестия, а главное, молится о нас, часто возглавляет богослужения, благословляет хиротонии, поставления в первую степень священства – в чтеца, ношение подрясников и даже преподает на основании своего замечательного духовного опыта в третьем классе семинаристам пастырское богословие.
У нас достаточно преподавателей: всех желающих потрудиться для будущего нашей Церкви и ее блага мы принимаем. Сейчас это 40 человек, почти все местные, клирики и миряне Тернопольской епархии. Мы стремимся, чтобы преподаватель вел 1–2 предмета, максимум три (их проще заменить, если человек заболеет или куда-то уедет). Благодаря этому молодые выпускники нашей семинарии и академии в Киеве получают здесь опыт христианского возрастания, преподавания, священнического служения и пастырской работы. Это своего рода аспирантура, где они на практике совершенствуют свои знания. И после этого некоторые идут служить на приходы. Все мы, уча других, учимся сами. Бывает, что такая молодежь с первого дня старается на уровне «стариков».
Обычно молодых (это минус) приходится ставить дежурными воспитателями. А у них нет еще того высокого авторитета, на который могла бы равняться семинарская молодежь, нет опыта работы с людьми, навыков мудрого управления молодежью в ее борьбе со страстями и привычками. Здесь, конечно, возникают проблемы, так как нужен талант управления, чтобы и дистанцию держать со студенческой молодежью, и внутренне понимать семинаристов, где-то быть к ним близким, старшим братом, а в каких-то вопросах только начальником.
Значительная часть наших преподавателей учится заочно в Киевской духовной академии, хотя это, конечно, специфическая учеба. С языками у нас тоже непросто, но очень стараемся, преподаем английский, древнегреческий и латынь. Хотя, на мой взгляд, в плане изучения языков надо учитывать контингент наших учащихся и слишком многого от них не требовать. Что поделаешь, ведь многие ребята из сел, из Закарпатья.
Язык преподавания в семинарии в основном украинский, где-то 70 процентов предметов читаются на украинском. Мы не заставляем преподавать, учить и отвечать на каком-то конкретном языке. Многое в этом плане зависит от преподавателя, его знаний, конспектов и прочего. Если студенты отвечают на украинском, пишут сочинения на украинском, а преподаватель русскоязычный, это никоим образом не влияет на отметки. Дипломные и другие письменные работы, прошения тоже разрешаем писать на обоих языках. Часто пишут на украинском, и многие учащиеся хотели бы писать на украинском, но богословской литературы нет, надо переводить. А для этого нужен опыт, время… И тогда выбирают русский язык для своей работы.
Мы не заставляем преподавать, учить и отвечать на каком-то конкретном языке
Сейчас моим покровителем со времени канадского послушания остается любвеобильнейший и смиреннейший патриарх Московский и всея Руси Тихон, второй равноапостольный просветитель Северной Америки, бескровный мученик и твердый исповедник. Он – вечный ректор тех духовных учебных учреждений нашей Церкви, в которых учился (Псковская семинария и славная Питерская академия), преподавал, которыми руководил (в западнорусском Холме – ныне в Польше) и основал (это первая семинария в Америке). Дай Бог всем нашим преподавателям и студентам любви ко Христу и верности Церкви, благодатной мудрости святителя Тихона, святая молитва которого звучала под небом Северной Америки, здоровья и сил учить и учиться!
«С детьми духовенства нам бывает непросто»
После реформы богословского образования в духовных семинариях мы на Украине остались на четырехлетнем обучении, втиснув в него максимум светских предметов – педагогику, психологию, философию, логику, стилистику, религиоведение, литературоведение, риторику – с присвоением после защиты дипломной работы ученой степени бакалавра богословия. Чтобы государство ее признало, наш диплом потом надо подтверждать в Киеве, при Министерстве образования Украины. Количество светских предметов, которым, по возможности, дано церковное наполнение, увеличило нагрузку на студентов. А к ней они чаще всего не подготовлены.
Сейчас у нас около 150 человек учатся в стационаре, и столько же – на заочном отделении. Я называю эти цифры, не учитывая регентское отделение в Кременце, где около сотни учащихся, в основном девушки. Они готовятся стать псаломщиками, регентами хоров или просто матушками, учителями воскресных школ.
Говоря откровенно, многие семинаристы сейчас не особо стремятся рукополагаться. У нас на четвертом выпускном курсе в 2021 году училось 35 человек, из них выпустилось в священном сане только пятеро (3 священника и 2 диакона). Конечно, некоторые из них еще очень молоды и не определились со своим семейным выбором. Отдельные студенты вообще еще не знают, что им надо в жизни. Кто-то поступил по желанию родителей, и такому часто ничего не хочется здесь делать. Некоторые думают так: после окончания семинарии, пока молодой, поеду на заработки, как все друзья и знакомые, в Польшу, заработаю себе денег, посмотрю, как там живут, а там видно будет. Хотя к нам обращаются архиереи из наших южных епархий (Николаевской, Кировоградской) – просят молодых священников для приходского служения.
Говоря откровенно, многие семинаристы сейчас не особо стремятся рукополагаться
Правда, некоторые епархии уже переполнены духовенством. Там если и хочешь служить, то найти свободное место даже диакона проблематично. Например, в Закарпатье или в Черновицкой области. А из южных епархий очень мало поступают в семинарию. Бывает, что правящий архиерей в лучшем случае одного-двух кандидатов в год направляет на учебу. Дети духовенства могли бы поступать в духовные школы, но не всегда они к этому стремятся. Впрочем, с поведением многих детей духовенства, учащимися в семинарии, особая проблема. Многие из них разбалованные, не приученные к благоговению, к страху Божию, порядку, дисциплине.
Мне это напоминает библейские времена – первосвященника Илия и его нечестивых сыновей. Что-то похожее… Но это беда для нас. Не знаю, как еще это явление можно объяснить. Может быть, священники полностью отдают все свое время приходам и прихожанам, стройкам и ремонтам храмов, а на своих детей времени у них не остается. Поэтому воспитанием только супруга занимается, которая не всегда имеет необходимые знания, опыт. Или, может быть, сами священники не получили надлежащего воспитания в семьях, в духовной школе, поэтому им особо нечего передать своим детям. Но родители заставляют своих чад поступать к нам – есть, к сожалению, и такие примеры. Иногда встречаются «наемники», которые в семинарии просто хотят отсидеть время. Или полагают, что семинария все же лучше, чем армия.
Учатся и несут послушания «в поте лица», в основном, единицы. Но, конечно, бывают и святые дети, «ангелы»: они встают даже на полунощницу, ходят в монастырь на все соборные акафисты, ежедневно в свободное время поклоняются святыням, советуются с духовниками… Такие студенты искренне, горячо молятся, старательно учатся. Отличники во всем! Их, наверное, от всех учащихся процентов десять. Слава Богу и за это число, так как иначе Господь попустил бы быть концу мира.
Среди выпускников нашей семинарии – три архиерея Украинской Православной Церкви
Я уже говорил, что к моменту окончания семинарии мало кто принимает священный сан, но потом, по прошествии нескольких лет, большинство все-таки рукополагается. Точных цифр вам не скажу, мы не считали. Несколько человек каждый год поступают в академию, в Киев обычно. Раньше поступали еще в Москву и Петербург, но сейчас туда сложно добраться – вирус, паспортный контроль на границе. Среди выпускников нашей семинарии имеется уже три архиерея Украинской Православной Церкви; замглавы ОВЦС УПЦ, протоиерей Николай Данилевич, тоже нашу семинарию в 1990-е годы заканчивал.
«Семинарию содержат сами семинаристы с преподавателями, братия лавры с паломниками и прихожанами»
15 лет назад при семинарии был открыт храм в честь преподобных Иова и Амфилохия Почаевских. Он находится на 4 этаже здания семинарии. Долгое время при семинарии храма не было, поэтому студенты молились в лавре, там же проходили богослужебную практику, проповедовали на ранней литургии. И сейчас один из двух семинарских хоров по очереди поет в обители всенощное бдение и раннюю Божественную литургию во время воскресных и праздничных богослужений. Слава Богу, что у нас появился свой храм, без него никак нельзя. Без него мы были, если сказать образно, как «тело без сердца». Отсутствие храма очень затрудняло учебно-воспитательный процесс.
Семинарию содержат сами семинаристы с преподавателями своим трудом, поддерживает братия лавры с паломниками и народ Божий – молящиеся нашего храма. За счет храма (покупаемых в нем молящимися свечек) идет в том числе и содержание семинарии (храм в плане поддержки для нас на втором месте после Почаевской лавры). Лавра посильно помогает преподавателям финансово, кормит бесплатно семинаристов в своем помещении своими продуктами, оплачивает счета за воду и электричество. Епархия не имеет возможности регулярно финансировать духовную школу. И щедрых постоянных благодетелей или какого-то попечительского совета у нас, к сожалению, нет. Живем мы крайне экономно. Многие наставники в священном сане выживают благодаря тому, что еще на сельских приходах служат. В прошлом году благодаря владыке наместнику было завершено восстановление одной части старого гостиничного корпуса. Теперь в ней обустроено 7 келий, в которых студенты четвертого класса проживают в тепличных условиях – по три человека в комнате. Поскольку лавра нам помогает, то и наши семинаристы в благодарность лавре постоянно трудятся в ней – помогают братии: экскурсии для паломников проводят, дежурят в храмах, на службах помогают петь или выполняют физическую работу на кухне, в трапезных, на складах и по разгрузке продуктов. Я даже с ними сам ходил на послушание – поднять их дух: весной помогали послушникам морковку перебирать…
Иногда я говорю некоторым архиереям: не будете поддерживать семинарии – придется тратить епархиальные средства на адвокатов. Если же приходы не будут помогать семинариям, то у них будут такие горе-настоятели, которые разгонят всех приходящих из храма. А если о семинаристах не будут заботиться наши верующие, особенно те, у кого есть возможность, то о них некому будет молиться в будущем, а дороги к построенным храмам и к кладбищам зарастут травой и бурьяном…
Наша Церковь, по сути, поставлена вне закона, все юридические дела приостановлены
Государственной аккредитации как учебное заведение мы не имеем, да и сейчас, согласно законодательству Украины о религиозных организациях, не сможем ее получить. Не та ситуация – наша Церковь, по сути, поставлена вне закона, все юридические дела приостановлены. Мы не можем даже вносить небольшие текущие изменения в Устав и зарегистрировать их. Сейчас власти часто идут навстречу только что новообразованной псевдо-религиозной организации, насильственно захватывающей храмы и изгоняющей из них наших верующих. Идут навстречу тем, у которых «каноничность» без Христа, без любви к Его Телу, без жертвенного духа Христова – антицерковная «каноничность»!
«Нам приходится защищать святыни»
У семинарии особых проблем с властями нет, так как мы находимся в тени лавры, а точнее, вместе с ней под покровом Богоматери. Отпавшие от Православия в самочинные сборища и греко-католики с отдельными агрессивными политиканами главной целью ставят захват сияющей благодатью святую лавру. Но, во-первых, народ Божий не даст им ее захватить, а во-вторых, они не смогут ее содержать, ведь у них нет монашествующих, а только одетые в рясы… Но на лавру в отдельные периоды безбожные козни бывают частыми. Местные власти, используя различные средства, сильно затягивали с передачей нескольких аварийных зданий, которые ранее принадлежали обители, но были отобраны в советский период. В самом Почаеве, по указанию националистов, иногда появлялись группы молодых людей из Тернополя, униатов, сторонников национальной религиозной организации. Семинаристы, как ангелы-хранители, помогали верующим нашей Церкви защищать храмы, которые пытались захватить при прежних правителях. Стояли с иконами и хоругвями мирно у врат храмов, молились, пели тропари, читали акафисты.
Нападений стало меньше, потому что прихожан и настоящих верующих у захвативших нет – есть только «пасхальные захожане»
Сейчас в Тернопольской епархии по сравнению с тем, что было сразу после появления новой религиозной организации (ПЦУ), затихла волна захватов храмов. Но в первый год ее создания было особенно сильное давление. В Шумском районе, например, почти половина храмов насильно и обманом захвачена. Глава районной администрации лично ездил к нашим священникам. Давил, переманивал, но ни один из них не изменил своей Матери-Церкви, священнической присяге, не бросил свою паству, не обманул людей. Молодчики нападали, подобно монголо-татарам, на наши храмы, построенные в Синодальный период, захватывали святыни и разрушали красоту. Там, где захвачены здания, верные люди молятся в приспособленных помещениях или строят новые храмы (в некоторых случаях уже построили). Нападений стало меньше еще и потому, что прихожан у захвативших нет, нет настоящих верующих, только «пасхальные захожане» и те, кто несколько раз в жизни появляется в церкви. Поэтому эта новая религиозная структура не может содержать захваченные храмы. Но сейчас непонятное время тревожного ожидания. Националисты видят, что президент не относится к ним по букве закона.
В завершение беседы скажу, что мы здесь, у горы Почаевской, – послушники Богоматери. Первое и главное послушание – учиться, изучать Священное Писание, святоотеческое богословие и другие науки. Среди них на особом месте – наука молитвы. Ведь только тот, кто искренне, чисто и часто молится, и есть настоящий богослов. Нам важно впитать дух благочестия, церковности, духовности, чтобы он горел в наших сердцах и просвещал, как маяк, всех находящихся вокруг нас.