Епископ Покровский и Николаевский Пахомий об ответственности за Церковь, потребительстве и любви

В 2011 году большую Саратовскую епархию разделили на три, вошедшие в единую митрополию, и настоятель старейшего в области храма – саратовского Свято-Троицкого собора – игумен Пахомий (Брусков) стал епископом Покровским и Николаевским, главой епархии, расположенной на левом степном берегу Волги. Несмотря на трудности, молодая епархия сразу стала развиваться, прирастать новыми храмами, привлекать людей добрыми делами. А главное – то, что жизнь в епархии жительствует; она небогата материально, но она духовна, интересна, согрета теплом многих сердец, поддержана энергией многих людей.

Мы решили поговорить с владыкой Пахомием не столько о текущих епархиальных делах (о них можно все узнать, зайдя на сайт епархии), сколько о тех духовных проблемах, с которыми сталкивается Церковь сегодня, и о путях их преодоления.

Епископ Покровский Пахомий Епископ Покровский Пахомий – Владыка, вы ежегодно совершаете Божественную Литургию апостола Иакова. С вашей точки зрения, высказанной на страничке в соцсети, это чинопоследование «позволяет христианам третьего тысячелетия по-новому взглянуть на Евхаристическую Жертву, ощутить дух той братской любви, свободы и простоты, которые были свойственны общинам христиан I века, когда Христос был в центре не только Литургии, но и всей жизни». Сразу возникает вопрос: а что же мешает нам ощущать тот же дух, не только молясь за Литургией, но и вообще всегда? Если Христос перестал стоять в центре нашей жизни, в том числе и жизни евхаристической, то почему?

– Господь, на самом деле, всегда рядом, всегда в центре нашей жизни, но мы этого порой не замечаем, не чувствуем. Почему – это вопрос не общий, это вопрос к каждому из нас, к конкретному человеку. Если у человека есть внутренние проблемы, если его одолевают страсти или же он просто погружен в повседневную мирскую суету, то по причине такой вот многопопечительности у него не остается телесных, душевных и духовных сил, чтобы постоянно находиться перед Христом, постоянно чувствовать Его рядом с собой. Человеку необходима помощь.

Почему именно Литургия апостола Иакова? Дело, конечно, не в ее древности. Она не такая древняя на самом деле: подлинный чин апостольских времен до нас не дошел, Литургией апостола Иакова называют гораздо более позднюю попытку представить себе, как было тогда, в первые десятилетия христианства. Но другое дело, что мы к этому чинопоследованию не привыкли. Литургия апостола Иакова – это наша попытка уйти от привычки, заново увидеть и пережить происходящее в храме – принесение Бескровной Жертвы.

Почему возникает в этом потребность? Я глубоко убежден: и у прихожан, и у священников, совершающих Евхаристию, должно быть живое чувство Христа и живая реакция: открытость Литургии, гибкость в ее восприятии. Дело в том, что современный человек – будь он мирянин или пастырь – привыкает к определенной форме и не может выйти за ее пределы. Малейшая перемена вызывает у него полное расстройство, иногда даже панику. Чтобы преодолеть эту зажатость, нужно быть внутренне свободным человеком. Быть свободным – не значит впадать в другую крайность – в революционное реформаторство, требовать отмены всего подряд: церковнославянского языка, чтения часов и так далее. Особенность русского менталитета – впадать в крайности, а в церковной жизни этими крайностями могут стать старообрядчество и обновленчество. Истина же, как известно, всегда посередине. И до нее еще нужно дорасти.

Для того чтобы обрести – хотя бы ощутить – истину, необходимо работать над собой, смиряться, учиться терпеть. Только тогда Господь откроется человеку в богослужении. Поэтому Литургия апостола Иакова – это моя личная попытка создать и духовенству, и прихожанам, и самому себе, наконец, условия для такого вот развития и роста. Дать возможность отвлечься от повседневности, посмотреть на Литургию с неожиданной стороны. Помочь понять, что литургическая жизнь, богослужение Православной Церкви – это не законсервированная статичная форма, а песнь души. Это молитва, которая имеет определенную форму, да, но в которой главное все же – содержание. Содержание передается с помощью слов, но главное – не слова, а состояние сердца: «Горе имеим сердца».

– В Церкви сегодня говорят о том, что крещение (если взрослых крещаемых иметь в виду) превратилось из торжества всей общины, каким оно было в первые века христианства, в частную требу: прихожанам нет никакого дела до того человека, которого батюшка крестил вчера после Литургии; они даже не задаются вопросом, придет ли он в храм в ближайшее воскресенье. Вы регулярно крестите взрослых за крещальной Литургией; ваша цель – преодоление этой инерции?

– Что касается общины, безразличной к новым своим членам, – здесь нужно говорить о проблеме разрушения общины в принципе, об утрате общинности. Это серьезнейшая проблема, и она не вчера появилась. Сегодня в России, да и в других православных странах, нет уже той традиции общинной жизни, которая была еще сто лет назад. Идет процесс атомизации, обособления – и в обществе в целом, и в Церкви. Центробежные силы разбрасывают людей все дальше и дальше друг от друга. Люди десятилетиями живут на одной лестничной клетке и друг друга не знают. Но если для общества это беда, то для Церкви – беда сугубая: ведь нам зачастую приходится начинать с совершенно чистого листа.

Мы построили храм там, где его раньше не было; священнику, который пришел в этот храм служить, предстоит создать приходскую общину. И он видит, что у людей в принципе нет понимания, как это все должно быть. У них нет светской, мирской традиции общинной жизни, а про Церковь, про ее общинные традиции они вообще ничего не слышали. И священнику приходится с нуля начинать – искать способы как-то людей объединить. И это сложно, эту ситуацию невозможно вот так взять и переломить.

Будущее христианской Церкви только в общинном устроении – именно над этим нам нужно сегодня работать

Но я уверен, что будущее христианской Церкви только в общинном устроении. И именно над этим нужно сегодня нам работать. И крещальные Литургии, которые я с некоторых пор регулярно совершаю в нашем кафедральном соборе, – это, действительно, попытка дать людям возможность увидеть церковную жизнь другими глазами, почувствовать, что каждый из них в Церкви не одинок, что ему кто-то дорог и он кому-то дорог. Я не знаю, что из этого получится, но такие усилия мы делаем.

Люди, которые принимают крещение за такой Литургией, переживают – как я неоднократно слышал и от них самих, и от их близких – настоящее духовное перерождение, истинную радость. И это, действительно, становится для них огромным событием в жизни. После первой такой Литургии я спросил священнослужителей об их впечатлениях. И диакон наш в ответ говорит: «Знаете, владыка, я такого ощущения не испытывал многие годы. Если бы была у меня возможность, я бы сам второй раз крестился». Я надеюсь, что крещальные Литургии как-то изменят нашу церковную действительность, обстановку в храмах. Ну или по крайней мере будут этому способствовать.

Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Саратове Свято-Троицкий кафедральный собор в городе Саратове

– Сегодня и церковные журналисты, и книгоиздатели, и приходские священники сталкиваются с падением интереса к духовным вопросам и неприятием духовного труда: люди ищут легкого Православия, веры, которая не покушалась бы на их душевный комфорт… Вы согласны, что это происходит? Почему? И как с этим быть?

– Есть такое… Я думаю, что это проблема не только Православной Церкви. Это проблема общества, и не только, кстати, российского: нечто подобное, думаю, происходит и в других странах. Причина – всеобщая цифровизация, виртуализация пространства, тенденция к облегчению и упрощению, когда даже самую серьезную и глубокую информацию подают в максимально облегченной форме: все, полагаю, видели тоненькие книжки «“Война и мир” за 20 минут», «“Преступление и наказание” за 15 минут». Упрощаем, упрощаем… Почему? Потому что нам кажется: чем проще, тем лучше.

Все ратовали за введение единого государственного экзамена. Что он дал? Ну, может быть, упростил поступление в вуз. Но одновременно повлиял на развитие в детях шаблонного мышления, понизил критику. Если человек не хочет учиться, не хочет внутренне расти, университет ему не поможет. Тенденция к упрощению – это проблема, которая растягивается на годы и на огромные географические пространства; упрощение приводит к деградации общества в целом. Это страшно, и говорить об этом больно. Но это реальный процесс, он идет, и церковная жизнь тут не исключение.

В 1990-х годах, когда я пришел в Церковь, когда в нее пришли мои ровесники и люди постарше, мы сразу начали читать серьезные книги, мы пытались разобраться в серьезных, глубоких вопросах. А сегодня я вижу, что у многих людей нет такого желания. Недаром книгоиздатели жалуются: серьезную литературу сегодня мало кто читает. Когда спрашиваешь прихожан, кого они читают из святых отцов, выясняется, что большинство, если и читает, то сборники кратких цитат, надерганных из святых Феофана Затворника или Иоанна Кронштадтского. Вот прочитал человек несколько слов о смирении – и думает, что больше ему ничего не надо. У человека нет навыка к труду, нет желания трудиться.

– Из нас делают потребителей, да?

– Ну да, конечно. Я вот только не знаю, делают ли из нас потребителей или же нам создали некие условия, в которых мы сами охотно становимся потребителями. Но в церковной жизни это тенденция очень нехорошая. Зачем человек идет в храм? «Мне там хорошо, я успокаиваюсь…» С одной стороны, это понятно: человек идет в церковь за утешением, за исцелением. С другой стороны, храм – это ведь место не комфорта, а сражения, труда над собой.

Храм – это место не комфорта, а сражения, труда над собой

Любой родитель знает, что невозможно воспитать ребенка, не понуждая его ни к чему. В духовной жизни все то же самое: ничего не сделаешь без самопонуждения, без преодоления своей гордости. Священник не может и не должен говорить пастве только приятные вещи. Иногда ему приходится говорить вещи нелицеприятные, иногда даже обличать. Конечно, это нужно делать с любовью, но без этого – без честного разговора с человеком о его греховности, о том, что он собою представляет в данный момент, – не будет духовного роста. А что делать, если человек не ищет роста, он ищет другого – чтоб ему стало наконец хорошо?!

Конечно, в храме должно быть хорошо человеку верующему. Но это «хорошо» – плод труда. Если человек поработал над собой, хотя бы отчасти потеснил в себе греховное начало – вот тогда он ощутит в храме истинное утешение, глубокое спокойствие. Если же внутреннего труда нет, это будет иллюзия, замки заоблачные.

А что касается нашего потребительства, я бы не стал обобщать. В моей священнической практике были интересные случаи, когда передо мною вдруг открывался человек, который ранее ничем не выделялся, вполне вписывался в некую усредненную картину приходской общины. А тут оказывалось, что он глубоко переживает евхаристическое чувство, прекрасно разбирается и в богослужении, и в Священном Писании, читает святых отцов… что он живет той внутренней жизнью, которой я, священник, настоятель, в нем и не подозревал. И это, конечно, всегда открытие. Мне кажется, людям свойственно думать друг о друге немножко хуже, чем есть на самом деле. И когда перед тобой вот так открывается человек, в котором ты не видел ничего особенного, это всегда – и радость, и утешение, и урок уважения к другому человеку.

– Не так давно вы процитировали на своей страничке в Fb Евангелие от Иоанна: «Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море» (Ин. 21: 7) – и написали, что это – пример любви ко Христу: «Когда кого-то любишь, готов хоть в воду с головой». Согласитесь ли вы с тем, что в повседневной нашей приходской жизни нам не хватает любви – именно к Нему, ко Христу? Создается впечатление, что в храм мы приходим – не к Нему, а за чем-то, что Он может нам дать.

– Человеку присуща такая страсть, как эгоизм. Это следствие Адамова грехопадения. Но здесь тоже не надо ударяться в крайности, в обобщения. Люди ведь по-разному приходят в храм, к Богу, у каждого свой путь. И многие, действительно, вот так: с нуждой, с потребностью, чтобы что-то для себя у Него попросить. Но за первым прошением: «Господи, дай» – вполне может последовать второе: «Господи, прости». Дай Бог, человек доживет, дорастет до того момента, когда сможет сказать: «Господи, слава Тебе! Господи, благодарю Тебя за всё!»; «Люблю Тебя, Господи». Это не сразу с человеком происходит, это поступательное движение, это рост.

И это не в укор человеку, если на первый шаг по этому пути его подвигла нужда, беда, боль, надежда получить от Бога какое-то благо – пусть, для начала, не духовное, а материальное. Кого еще просить, как не Его, – даже, может быть, о совсем простых каких-то вещах; просят же дети у родителей, и родители не отказывают. А Бог нам Отец. И беда не в том, что человек просит у Него чего-то для себя. Беда, если человек, сделав этот шаг, тут же и остановился и дальше не пойдет. Но мне всё же кажется, что в большинстве случаев человек в Церкви меняется к лучшему, развивается. Я думаю, любой из нас, оглянувшись на собственный церковный путь, увидит, что за этот период – начиная с первого шага за Христом – очень многое в нем самом и в его жизни изменилось.

– На каких принципах вы строите отношения с клиром?

– Вы знаете, любовь должна быть взаимной. Не так давно мы с нашим духовенством и прихожанами ходили в кинотеатр на фильм Александра Запорощенко «Где ты, Адам?». Нашим прихожанам фильм очень понравился. Ну а я для себя вот какую особенность отметил. Удивительно то отеческое чувство, живое, горячее, с которым старец Григорий относился ко всем: и к монахам, и к мирянам, которые в Дохиар приезжали. Видно, что он действительно для них отец. Но посмотрите и на то, каково отношение этих людей к нему! Оно ведь тоже удивительно, оно – истинно сыновнее.

Старец говорит им, по сути, простые вещи, но какую силу они обретают, какую мощь – почему? Не только потому, что старец Григорий – высокодуховный человек, но и потому, что слушающие открыты перед ним, доверяют ему как отцу, готовы воспринять его слово.

В семейной жизни бывает так, что дети не понимают родителей, не принимают их заботы, их требований, бунтуют против их разумной строгости. И то же самое нередко происходит в церковной жизни. Не только между архиереем и священником, но и между священником и прихожанами. Реакции людей на наши требования бывают подчас достаточно сложными! Однако я глубоко убежден, что, если священник трудится, если он, как сказано в Евангелии, «душу свою полагает за овцы» (ср.: Ин. 10: 11), рано или поздно люди это почувствуют, поймут и примут его окормление.

Поэтому здесь очень важно иметь в виду, что наши отношения – это именно взаимоотношения, то есть это процесс обоюдный. Ты идешь навстречу – и люди должны навстречу тебе идти. Невзаимная любовь – это любовь несчастная.

Что могу, я стараюсь делать, стараюсь поддерживать добрые человеческие взаимоотношения. Хотя могу и поругать, и что-то резкое сказать. Но я помню наставление отца Кирилла (Павлова): «Если ты хочешь сделать человеку какое-то замечание, сделай это таким образом, чтобы не обидеть его в его лучших чувствах». Это очень похоже на поучение аввы Дорофея, когда он говорит: «Если ты видишь грешника, ты осуди грех, а самого человека не осуждай». Если ты видишь пьющего человека – скажи ему, что это нехорошо, что это недопустимо, но не называй его пьяницей. Назвав его так, ты осуждаешь всю его жизнь.

– Мы так часто повторяем слова Спасителя: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Но узнают ли нас, современных христиан, по этой примете? Или только по иным, внешним признакам: «в церковь ходит, посты соблюдает»? И если вы согласны, что мы оскудели любовью, – в чем причина? Не в том ли, что Церковь за свои два тысячелетия обзавелась сложной материальной структурой, которая создает совсем не ту модель человеческих отношений, которая действовала в апостольской общине?

– Любовь – добродетель, до которой надо дорасти. Человек на протяжении всей жизни пытается ее стяжать. Да, трудно не согласиться: мало у нас любви, не хватает ее. Но что касается причин, я бы не стал упрощать проблему. И апостольские послания, и книга Деяний убеждают нас в том, что и среди первых последователей Христа были разные люди и отношения меж ними складывались по-разному, далеко не всегда это была одна лишь братская любовь.

И сегодня в Церковь человек приходит не с Луны. Приходят люди, живущие в современном обществе, и в Церковь они приносят и то доброе, что в них есть, и всю ту гадость, которую они успели собрать, все свои страсти, все свои немощи и недостатки. Поэтому когда я слышу такие реплики: «Я бы пришел к вам в Церковь, если бы у вас там было все по-другому», – хочется спросить этого человека: а сам-то ты готов любить, даже если ты придешь в некую идеальную Церковь? Мы все реальные люди, у нас есть слабости и недостатки. Но Церковь от этого не перестает существовать, она была, есть и будет. И если мы хотим в ней что-то изменить к лучшему, начинать надо с себя. Тогда что-то, может быть, изменится.

Если мы хотим что-то изменить к лучшему, начинать надо с себя

Поэтому я не думаю, что нехватка любви мешает кому-то прийти в Церковь. Случаются, конечно, и конфликты, и разногласия, и когда-то, может быть, трагедии своего рода. Но, по моему убеждению, если человек действительно ищет Христа, если он именно к Нему в Церковь придет, он много хорошего и доброго в ней откроет. Я по себе сужу: я в храм пришел, ища Христа, и Господь послал мне добрых, любящих, ответственных пастырей, единомышленников, друзей, и я всегда счастлив был в Церкви.

Нам необходимо научиться воспринимать Церковь с долей смирения, не удивляться тем не совсем приятным вещам, с которыми мы порой сталкиваемся, не идеализировать заранее тех людей, которых мы встретим в храме. Но при этом все равно видеть то доброе, то Божественное, что есть в Церкви и ее людях.

– Вы рукоположили уже десятки священников. Согласны ли вы с тем, что воспитание пастыря именно в духовном смысле этого слова – одна из самых больших проблем и трудных задач Церкви сегодня? Ведь при том что храмов много и священники в них в основном хорошие, прихожанину порой трудно бывает обрести настоящего духовника…

– Святитель Игнатий (Брянчанинов) на вопрос, почему нет старцев, отвечал: «Потому что нет послушников». На самом деле у нас есть хорошие, опытные и мудрые священники, и монахи есть прекрасные. Да и просто хороших людей вокруг нас не так уж и мало. Но для того, чтобы нам кто-то помог, мы должны ему такую возможность предоставить. Если мы нуждаемся в духовном руководстве, нам нужно учиться слушаться.

Ведь часто бывает так, что священника спрашивают о чем-то, он отвечает, но спрашивающие не готовы принять его ответ, они не собираются его слушать на самом-то деле. Почему? Потому что послушание всегда требует от нас, в той или иной мере, отсечения собственной воли, ущемления собственных прав. А современный человек со своими правами расстается очень неохотно. Повторюсь, этот процесс взаимный. Хотим, чтобы кто-то нам помог, чтобы кто-то нас направил, – значит, должны быть готовы послушаться.

– В результате мы ищем духоносного старца, а простого приходского батюшку не умеем ценить, то, что он может нам дать, не хотим брать…

– Случается такое. Люди думают, что счастье где-то там, за горизонтом, за горами. Они отправляются искать его туда и не видят, что оно рядом. А для того, чтобы это увидеть, нужно отсечь свои страсти, отсечь свою волю, как я уже сказал. Тогда будут какие-то изменения.

– Стало быть, причины кризисов духовной, церковной жизни – внутри человека, а не снаружи?

– Снаружи тоже могут быть причины, мы о них уже с вами поговорили, но начинается духовный кризис, как правило, изнутри. Его причины – отсутствие любви, эгоизм, а главная причина – оставление молитвы.

Начинается духовный кризис, как правило, изнутри, и главная причина – оставление молитвы

Человек начинает заниматься саможалением, и за этим, как снежный ком, нарастают духовные проблемы. А гордость заставляет человека искать проблему не в себе, а в других людях: осуждать прихожан, священников, да кого угодно. Этот батюшка слишком прост, тот резковат…

А по большому-то счету ты, образно выражаясь, провалился в прорубь, тонешь и кричишь: помогите!.. И какая тебе разница, кто тебя будет спасать: профессор, рабочий или военнослужащий? Главное – то, что тебе протянут руку, тебя вытащат. И в Церкви то же самое. Мы порой удивительных людей встречаем – совсем не там, где искали: нам Сам Господь посылает их. Не надо метаться, ища какого-то необыкновенного духовника: в Церкви всем управляет Бог, нужно успокоиться и Ему предоставить эту возможность о нас позаботиться.

Да, люди часто спрашивают: как найти духовника? Я в свое время этот вопрос задал одному умному и хорошему человеку, и он ответил: молиться. И я всем отвечаю так же. Бог обязательно услышит и пошлет того, кто будет нам близок по духу, близок по сердцу. А без молитвы просто это невозможно получить.

- Вы много общаетесь с людьми в соцсетях, лично ведете уроки в онлайн-школе церковной жизни, идете с прихожанами в кино. Вы остаетесь духовником, исповедуете. Вы все время с народом, на Сырной седмице в прямом эфире печете блины… Почему для вас важно живое общение?

– Конечно, когда я стал архиереем, с живым общением стало похуже: занятость такова, что порой для конкретного человека сложно время найти. Но я глубоко убежден: самое важное, что в принципе только может быть, – общение и работа с людьми. Это главная задача и священника, и архиерея. И это самое интересное из тех дел, которыми нам приходится заниматься помимо богослужения. Поэтому я стараюсь с людьми общаться.

Для меня это еще и попытка самосохранения. Ведь если ты теряешь себя, ты все теряешь. Я не хотел бы себя потерять. Мне это приятно, мне это интересно и необходимо – оставаться живым, оставаться человеком. И других путей, кроме постоянного диалога с людьми, я не вижу. Когда я был настоятелем Свято-Троицкого собора в Саратове, я регулярно проводил беседы с прихожанами. А переехав сюда, в Покровск, я создал наш образовательный центр – своего рода воскресную школу епархиального масштаба. Для чего? Чтобы была у нас какая-то площадка (хоть и не люблю я это слово), на которой люди могли бы взаимодействовать, общаться, находить друг друга, открывать для себя Церковь. И я в этой работе принимаю участие.

– Владыка, из всего сказанного вами, как мне кажется, следует вывод: ответственность за Церковь каждый из нас – епископ он будь, священник или мирянин – должен брать на себя. Это так?

– Да, это мое глубокое убеждение. Я об этом всегда говорю и прихожанам, и духовенству. К сожалению, это общая проблема современного общества, это то потребительство, о котором мы с вами говорили: люди разучились брать на себя ответственность. А это надо делать. Потому что без этого не будет ни хорошего государства, ни нормальной семьи, ни Церкви.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Слово свт. Григория о святой литургии» «Слово свт. Григория о святой литургии»
Священник Михаил Желтов
«Слово свт. Григория о святой литургии» «Слово святителя Григория о Святой литургии»: средневековое откровение-толкование на Божественную литургию
Священник Михаил Желтов
«Слово свт. Григория» лежит в основе «Толковой службы» – самого популярного дониконовского комментария на литургию.
О Промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах О Промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах
Митр. Владимир (Самохин)
О Промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах О Промысле Божием, о духовных законах, их нарушении и других важных духовных вопросах
Беседа с митрополитом Владивостокским и Приморским Владимиром (Самохиным)
Необходимо помочь встать оступившемуся чаду, а не вымазать его еще больше грязью, тыкая носом в лужу.
Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим там как пни Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим там как пни
Митр. Лимасольский Афанасий
Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим там как пни Надо ходить на Литургию, даже если мы стоим там как пни
Митрополит Лимасольский Афанасий
Священство – это не вопрос личной святости. И когда ты почитаешь священника – любого, ты в лице священника почитаешь Священство, а почитая Священство, почитаешь Христа – источник Священства и Великого Первосвященника Церкви.
Комментарии
Юлия23 декабря 2020, 07:29
Владыка Пахомий - замечательный архипастырь. Он человек, по-настоящему живущий интересами Церкви, и любящий отец для ее чад. Спасибо за возможность еще раз "послушать" его размышления в вашем интервью.
Ольга (продолжение)21 декабря 2020, 19:26
Они тоже нуждаются в любви и поддержке – через наше доброе слово, понимание. Надо прощать безразличие и невнимание, не пускать в сердце обиду, не давать выхода негативным эмоциям. Конечно, сейчас тяжелое время, и психика страдает у многих. По-моему, кто-то из иерархов сказал, что сейчас люди как никогда нуждаются во внимании и поддержке. Но нам нужно быть реалистами и не строить иллюзий. И я бы не сказала, что в проповедях «обличают и укоряют» только нас, прихожан. Обычно звучит «мы». При всем при этом очень хочется, чтобы наши любимые пастыри, при всей своей занятости, все же не забывали, что лучшая проповедь – это личный пример.
Ольга 21 декабря 2020, 19:23
наталия, не нужно ждать любви и утешения от священников, тем более от владык – они действительно занятые люди, со своими проблемами, слепленные из того же «теста», что и все мы – с теми же грехами, человеческими слабостями. Конечно, приходя в Церковь, мы думаем, что там служат святые, и нас там встретят с распростертыми объятиями. Но по большому счету всем самим до себя. Прихожан много, священники перегружены. Каждого «узнавать» и утешать они физически не могут. Поэтому нам надо смиряться и довольствоваться их любовью и утешением «бесконтактно» – через проповеди, интервью и т.п. Наша задача – полюбить их такими, какие они есть.
Елена О21 декабря 2020, 10:59
Для наталии:"Человек начинает заниматься саможалением, и за этим, как снежный ком, нарастают духовные проблемы. А гордость заставляет человека искать проблему не в себе, а в других...А по большому-то счету ты, образно выражаясь, провалился в прорубь, тонешь и кричишь: помогите!.. И какая тебе разница, кто тебя будет спасать: профессор, рабочий или военнослужащий? Главное – то, что тебе протянут руку, тебя вытащат. И в Церкви то же самое.Мы порой удивительных людей встречаем – совсем не там, где искали: нам Сам Господь посылает их. Не надо метаться, ища какого-то необыкновенного духовника: в Церкви всем управляет Бог, нужно успокоиться и Ему предоставить эту возможность о нас позаботиться"
Артемий20 декабря 2020, 20:42
Замечательная статья отображающая действительность. Владыка Пахомий пример для многих, храни его Бог.
Антоний19 декабря 2020, 09:35
"Люди десятилетиями живут на одной лестничной клетке и друг друга не знают" - знаем, любим, спешим друг другу на помощь, ибо выросли вместе на священной для нас Московской земле! Выросли сами в любви друг ко другу, воспитали детей и внуков в любви друг ко другу, к нашей малой Родине, к нашей Профессии, всё же подавляющее большинство из нас, внуковчан - Авиаторы! Когда идешь домой с остановки - сколько раз успеваешь поздороваться, ведь везде свои, родные, внуковские! Да и просто в Москве, в огромном городе бывают порой внезапные сюрпризы. Когда неожиданно с тобой здоровается дама с детишками, или вдруг джентльмен протянет тебе мороженое... Узнали, узнали старика некогда юные мои студенты!
Любовь19 декабря 2020, 04:53
Я с о. Пахомием родилась 5 июля 1976 года. Очень горда и рада за своего "тëзку".
Марина18 декабря 2020, 18:33
Наталья, мне кажется, вы очень тенденциозно прочитали интервью владыки Пахомия. Он, как раз наоборот, очень доброжелателен к пастве.И в хорошем смысле этого слова терпим.
наталия18 декабря 2020, 14:43
Почти в каждом интервью с иерархами Церкви рефреном звучит недовольство паствой. И не любят миряне, и потребительски относятся, и тп и тд. Но вы знаете, какие пастыри, такая и паства. Если есть в пастыре любовь, то она и в пастве есть. А если духовенство норовит мимо паствы проскочит вследствие своей великой занятости, то о чём разговор. Может, всё-таки наши владыки будут пристальнее смотреть в себя и понимать, что они лично приносят народу. Любовь, или требования и укоры? Да и знают ли владыки наш народ? Знают ли, что более всего народ нуждается в любви и утешении, а в храмах нынче этого очень не хватает. И длинные проповеди строятся на укорении и обличении народа.
Алла18 декабря 2020, 04:48
"Люди десятилетиями живут на одной лестничной клетке и друг друга не знают" - а зачем мне их знать? Я общаюсь только с интересными мне людьми, а проживание со мной в одном подъезде ещё не повод меня заинтересовать. Есть места, где подобного выбора нет, например работа. И то, мы ведь с некоторыми коллегами сближаемся больше, чем с другими, хотя контактировать приходится с более широким кругом лиц, не всегда близким нам, и порою даже неприятным. Но какая необходимость в общении с соседями? Раньше она была самой насущной - от этого у тех же крестьян зависело выживание. А сейчас что? Я без них чудесно обхожусь, и они без меня. А в критической ситуации всё равно можно попросить помощи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×