Знаете ли вы, как происходило крещение в христианской Церкви первых веков, как входили в общину новые ее члены? Усилиями правящих архиереев и клира Саратовской митрополии эта древняя практика возрождается.
Креститься на всякий случай?
В эпоху оттаивания от великого оледенения – в конце 1980-х и в 1990-х – крещение происходило… по-разному, конечно: всегда ведь есть разные священники, да и крещаемые тоже разные бывают. Но сплошь и рядом Таинство над взрослым человеком или подростком совершалось чрезвычайно просто и быстро, без единого заданного вопроса, вообще без лишних разговоров, поздравлений и прочего. «Креститься? Да, завтра после службы, триста рублей. И полотенце не забудьте», – говорила свечница, не поднимая головы от своих свечек, и на этом диалог Церкви с неофитом заканчивался.
Удивительно ли, что многие из крестившихся (сужу по своим друзьям, знакомым, коллегам…) вообще не имели понятия о том, что крещение – только первый шаг христианского пути? Им никто это не объяснял, а книг было мало, да и не все считали необходимым их читать. Поэтому крестившийся человек (новоначальным его не назовешь, поскольку он ничего не начинал) сразу после Таинства покидал православный храм навсегда или, в лучшем случае, надолго.
Помню реплику одной моей знакомой: «Нет, ну, я крестилась, конечно, и ребенка крестила, но из этого же не следует, что я должна там все эти службы выстаивать и посты соблюдать. Это, уж извините, мое личное дело!» У этой женщины не было христианского, церковного сознания, но было бессознательно унаследованное от предков понятие о некоем обряде, через который любому человеку на всякий случай неплохо бы пройти. И она не была оригинальна. Многие в те годы крестились случайно, за компанию с подругой, из любопытства, ради «прикола», по совету Марьиванны – «чтобы не болеть»; в лучшем случае – по большой просьбе бабушки, из уважения к ней.
Самый замечательный случай произошел с моей коллегой-журналисткой: она решила креститься ради газетного репортажа под рубрику «Испытано на себе». Репортаж она написала – вполне милый, добрый. Но потом до нее дошло, что она натворила… Сейчас эта женщина – глубоко верующий, воцерковленный человек.
В начале 2000-х стало ясно: нужно что-то делать. Необходимо кардинально менять отношение людей к Таинству Крещения, потому что оно – вот именно, первый шаг. И если этот шаг сделан вслепую, криво, неразумно, то так же неразумно и криво ляжет и вся дорога.
Возрождение древней традиции
В Великую субботу 2010 года в Саратове в старом Троицком соборе епископом (теперь – митрополитом) Лонгином было впервые совершено крещение группы взрослых (десяти мужчин и семи женщин) во время Крещальной Литургии. Это были настоящие оглашенные – они загодя изъявили желание креститься и проходили подготовку (пять огласительных бесед) в течение Великого поста, как это практиковалось в Древней Церкви. Ектения об оглашенных – «Вернии, об оглашенних помолимся…», – почти утратившая смысл в дореволюционной Церкви, а в советские и постсоветские годы означавшая лишь своего рода порог: вот сейчас все некрещеные должны из церкви выйти, – вновь обретала живой смысл.
С той поры крещение оглашенных в нашей епархии совершается регулярно, и в большинстве случаев – именно правящим архиереем владыкой Лонгином. Ведь, как сказал он в своем интервью, крещение издревле – дело епископа Церкви. И это должно всем нам напомнить, кстати, что правящий архиерей – не просто администратор, но именно носитель власти апостольской; что иерей совершает Таинство лишь постольку, поскольку власть его совершить ему делегирует епископ.
Крещение издревле – дело епископа Церкви
За минувшие восемь лет Крещение за Крещальной Литургией в Саратове приняли около 2000 человек. Что интересно, больше сотни из них – люди традиционно неправославных национальностей: татары, казахи, кавказцы, калмыки…
Как же проходит это главное в жизни человека торжество? Само Таинство совершается в отдельном помещении – баптистерии, во время чтения часов перед Литургией, затем – пения антифонов, до Малого входа. После Малого входа собравшаяся на молитву община встречает новых братьев и сестер. Процессия людей в длинных белых рубахах с горящими свечами и мокрыми волосами, предводительствуемая архиереем и встречаемая радостной песнью «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся…», всегда производит сильное впечатление на всех собравшихся. Увидев это впервые, я не смогла сдержать слез, а одна прихожанка, помнится, сказала: «Мне кажется, что я в Риме в эпоху катакомб…»
И вот они идут, в длинных белых рубахах с горящими свечами, предводительствуемые архиереем
Далее совершается Божественная Литургия по обычному чину, только к рядовым чтениям добавляется чтение крещальных Апостола и Евангелия. Новокрещенные поминаются поименно на сугубой ектенье и на Великом входе, а в завершение Литургии причащаются Святых Христовых Таин.
Первый шаг
Не надо, однако, думать, что Крещальная Литургия – это решение всех проблем нашей церковной жизни. Клирик саратовского Свято-Троицкого собора иерей Александр Степовик рассказал нам о подготовке к Таинству Крещения – об оглашении, о трудностях, возникающих при общении с оглашенными, то есть с желающими креститься, о том, что его радует и что огорчает.
– С одной стороны, конечно, эта практика приносит свои плоды. Все люди, приходившие к нам на огласительные беседы, приняли сознательное решение креститься и не отказались от своего намерения на полдороге, то есть дошли до купели. На беседах люди о многом задумываются, задают нам вопросы, бывает, что и непростые, и неудобные. В большинстве своем наши оглашенные понимают, что и зачем они делают, могут ответить на вопросы о смысле Таинства – наблюдается рост если не сознательности, то по крайней мере информированности.
С другой стороны, не каждый желающий креститься готов изменить всю свою жизнь – войти в совершенно новый для него мир Церкви, участвовать в богослужении, исповедоваться, причащаться, нести тот крест, который христианину приходится нести в этом мире. Часто бывает так, что первоначальный энтузиазм у человека быстро угасает, он остывает ко всему церковному, перестает ходить в храм. И все же мы верим, что семена, которые в него брошены, прорастут, что человек этот все равно придет потом к Господу Богу.
– Каково содержание огласительных бесед?
– Как правило, это четыре беседы: основы православного вероучения, христианская нравственность, значение поста и молитвы и смысл Таинств Церкви. И, конечно, оглашаемый должен прочитать Евангелие. Пусть не все четыре, для начала хотя бы одно.
(Я вообще-то полагала, что такое решение – креститься, посвятить себя Христу – человек может принять, лишь прочитав уже хотя бы одно Евангелие. Но в жизни, оказывается, и иначе бывает. – М.Б.)
– В повседневном общении мы нередко сталкиваемся с крайне поверхностными или превратными представлениями людей о вере и Церкви. А в каком ментальном состоянии приходит обычно человек на первую огласительную беседу?
– Главных заноз две. Первая – экуменизм: «Все религии говорят об одном, только по-разному. Все это разные тропинки к одной вершине». Приходится объяснять, что далеко не всякая тропинка к вершине ведет, что Крещение – это выбор не одного из многих возможных, а единственного истинного пути. Вторая заноза – пресловутый «бог в душе», при наличии которого Церковь якобы не так уж и важна, хотя креститься все равно нужно. Надеюсь, нам удается показать, что жизнь со Христом – это жизнь в Его Церкви. Когда я вижу потом спорившего со мной человека в храме, я знаю: что-то до него донести удалось.
«Я осознал ответственность за свою жизнь»
Кроме Крещения в баптистерии храма у нас ежегодно, а именно в день памяти святого князя Владимира (День Крещения Руси), происходит еще одно совсем уж неординарное событие – массовое крещение оглашенных в Волге; минувшим летом крестилось 39 человек. Поговорим с одним из них, студентом философского факультета Эдуардом Манукяном. Начинает 20-летний Эдуард с того, что путь его к вере был –
– …долгим, но осознанным. В какой-то момент я почувствовал, что мне необходимо разобраться в том, что происходит в мире и со мной. И я стал заниматься этим – в том числе и как научной работой в университете; стал общаться с верующими людьми, с духовенством епархии. Прочитал Евангелие, стал ходить в храмы. Однажды мне предложили помочь в организации архиерейской службы на Прощеное воскресенье – такие богослужения всегда собирают много народу, необходим кто-то, кто поддерживал бы порядок. Всё это вместе дало результат. Я пришел к решению креститься, войти в Православную Церковь.
– Но почему именно Православие?.. Почему не Армянская апостольская церковь с ее древнейшими святынями; почему не католичество, в котором столько интересного, заманчивого; почему не протестантизм, в котором все проще?
– Я, конечно, еще не ученый, я только студент, но я, насколько мог, познакомился с историей Церкви и пришел к выводу, что Православие – это то, что было изначально. Все остальное – результат тех или иных отклонений или реформ. Я был на своей исторической родине, проехал все древние армянские храмы, для меня это – великая древняя культура, но не более того.
Когда ты крестишься, ты надеваешь крест и говоришь: да, я буду отвечать за свои поступки
– Чем для вас стало Крещение? Если порогом иной жизни, то какой?
– Крещение для меня – это момент осознания и смиренного принятия того, что на мне теперь лежит особая ответственность. Почему в Евангелии Христос говорит, что следовать за Ним можно, только взяв крест? Когда ты крестишься, ты надеваешь крест и говоришь: да, я буду отвечать за свои поступки. Я это осознал, и я это смиренно принял. Вот это, наверное, и есть тот главный момент. Причем до конца я это осознал уже на вечерней службе в день моего крещения. Само Крещение – это… самое прекрасное впечатление, которое только может быть, сказочное что-то. Я вернулся домой и потом пошел еще на вечернюю службу. О многом ведь думаешь, пока стоишь…
– Для многих неофитов, особенно молодых, самой большой трудностью становится именно православное богослужение: оно кажется слишком долгим, утомительным, малопонятным, оно не отвечает нашим эмоциям… Как у вас складывались отношения с богослужением?
– У меня такой проблемы пока не возникло. Богослужение помогает мне выйти из суеты, из хаоса мыслей и чувств, выровнять, выстроить себя – и осознать те вещи, которых в житейской спешке я бы не осознал.
«Теперь я чувствую присутствие Божие»
С недавних пор крещальные Литургии совершаются и в другой епархии нашей митрополии – Покровской и Николаевской. 15 декабря крещение в кафедральном соборе приняли восемь человек.
– Для нас очень важно не охладевать в вере, – сказал, обрашаясь к новоначальным христианам епископ Покровский и Николаевский Пахомий. – Если мы хотим показать добрый пример, значит, мы должны быть уверены в собственной правоте; а для этого нужно каждый день возрастать в духовной жизни, учиться молитве, приносить Господу покаяние в грехах. Только в этом случае мы сможем помочь людям. Невозможно достучаться до сердца человека, если твои слова расходятся с делами. Старайтесь быть христианами не раз в неделю и не раз в год, а каждый день своей жизни.
А теперь побеседуем с человеком, к которому были обращены слова владыки Пахомия. Серк Байдусов, в крещении Сергий, тоже принадлежит к традиционно неправославному народу – он казах; но судьба его совсем не похожа на судьбу Эдуарда.
– Бога я по-своему искал всегда, но особенно – после армии, после Первой чеченской войны. Я никого на ней не убил, слава Богу, но мне все равно было очень тяжело после войны, давил какой-то груз… Я верил в какого-то своего Бога, где-то внутри Он у меня был. Тогда я познакомился с парнем-пятидесятником, он мне дал почитать Евангелие, а потом я всю Библию прочел. И вот с этого момента я, можно сказать, поверил во Христа. Но потом отошел от этой своей веры, стал пить и… совсем неправедную жизнь вел. И в итоге сел в тюрьму. На зоне начал рисовать и полностью расписал храм в честь иконы Божией Матери «Знамение», который есть там, в колонии, в поселке Каменский.
Но хоть я храм и расписал, отношение к Православию у меня оставалось – может быть, из-за влияния пятидесятников – недоверчивым, настороженным. К тому же я часто видел людей, которые носили на шеях крестики, но их жизнь совсем не похожа была на христианскую. И я делал вывод: все это несерьезно на самом деле – иконки, крестики…
Потом освободился и твердо решил взяться за ум – чтобы больше в те места не попадать. Женился – жена русская, крещеная, верой всегда интересовалась, мы иногда с нею об этом говорили, поскольку я все-таки Священное Писание знал. И вот случилось горе: умерла мама моей жены. И жена пригласила отца Виктора Лузгана, чтобы он ее маму отпел. Воцерковленных, по-настоящему православных людей среди нас, собравшихся на похороны, не было, зато нетрезвые были: но отец Виктор после отпевания сказал такую проповедь, что она мне запомнилась, запала в сердце. И я стал понемногу понимать, что Православие – это не просто «русские обычаи». Жена, потерявшая маму, стала ходить в храм, исповедоваться, причащаться, звала с собой и меня. Глядя, как моя супруга причащается, я чувствовал себя обделенным, понимал: что-то очень важное проходит мимо меня. Мы вместе с женой стали ходить к отцу Виктору в воскресную школу для взрослых, общаться с прихожанами. Понемногу мне открывалась глубина Православия, я видел, насколько мелко по сравнению с ним пятидесятничество. И решился креститься – по-настоящему войти в Церковь. Крещение – это было что-то невероятное. Так красиво, так торжественно…
– А что для вас изменилось после Крещения?
– Все изменилось. Я совсем по-другому вхожу теперь в храм. Чувствую в нем присутствие Божие.
После Крещения все изменилось. Я совсем по-другому вхожу теперь в храм: чувствую в нем присутствие Божие
«Наконец настал этот день!..»
Простым и легким путь к крещенской купели у взрослого человека, наверное, не бывает. Для 38-летнего Дмитрия Вихрова первым толчком стала смерть отца: они были в конфликте, и сын не успел попросить у отца прощения. Отец часто снился, а в жизни меж тем всё шло не так, и проблема алкоголя присутствовала тоже. И тогда Дмитрий пошел в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, что в Саратове на Чернышевской. И, не будучи еще крещеным, начал церковную жизнь, что совершенно нормально – в древности ведь все так и делали.
– Поговорил там с батюшкой, начал молитвы читать – утром и вечером, бросил пить – совсем бросил; в паломничество ездил – к преподобному Сергию, к Матронушке… Очень хотел поскорее креститься, переживал, что мне всё никак не звонят (понятно, что Крещение групп оглашенных совершается не каждую неделю. – М.Б.), звонил сам. И вот наконец настал этот день…
***
Екатерина Александровна, учительница географии, ныне пенсионерка и бабушка – переполнена счастьем и никак не поймет, за какие заслуги оно ей даровано.
Жизнь Екатерины Александровны легкой не назовешь: несчастливый брак, смерть младшей дочери, неизлечимая болезнь и смерть брата… Однажды, находясь в нелегком душевном состоянии, она зашла в церковь во время богослужения – просто так, из любопытства, – и у нее совершенно неожиданно и необъяснимо хлынули слезы.
– Ну, думаю, грехов, наверное, много. И отстояла всю службу до конца. Стеснялась людей, старалась не плакать, но слезы сами лились. Смотрю на икону, и мне кажется, что Христос смотрит прямо в мое сердце. Вышла из церкви – и вдруг поняла, что мне хорошо, легко. Впервые за очень долгое время…
Смотрю на икону, и мне кажется, что Христос смотрит прямо в мое сердце
Позже бабушка – мама Екатерины Александровны – настояла на крещении своей старшей внучки.
– И мы пришли с дочерью в церковь и попали как раз на Троицу – какая же это была красота!..
– Вы уже тогда чувствовали, сознавали себя верующей?
– Нет. Сознательной веры у меня не было. Но было какое-то неосознанное «надо». Внук родился, я сразу сказала дочке: надо обязательно его крестить. Но дочь была против: «Зачем сейчас? Вырастет и сам определится». О том, чтобы креститься самой, я тогда еще не думала. У меня накопилось много вопросов – особенно после разрушения семьи, я искала на них ответы, искала для себя какого-то утешения. В интернете меня интересовала в основном музыка, хорошие старые песни. Включу, подпою – как-то легче становится. Но однажды я вот так случайно включила беседы старца Паисия Святогорца. И вот там, у него стала находить ответы. У меня стал меняться взгляд на мою жизнь: теперь я винила во всех наших несчастьях и конфликтах себя, а не близких, а за близких молилась. И тут как раз позвонила дочь, сказала, что внук крещен, я была очень рада. Я пыталась даже причаститься как-то раз, но мне объяснили, что для этого креститься сначала нужно. Я читала все больше православной литературы, читала Евангелие, конечно, и видела в нем такие законы человеческого общежития, которые, если исполнять, то не нужны будут никакие гражданские и уголовные кодексы. И вот в какой-то момент сказала себе: стоп. Если все это правда – а я уже верила, что это правда, – если жизнь наша здесь, на земле, не кончается, то что же – я умру и приду туда некрещеной?..
Ты понимаешь, на какой низкой ступеньке стоишь, но тебе очень хочется стать хоть немного лучше
Поначалу меня очень пугала исповедь. Ведь, когда увидишь все свои грехи, становится страшно. Некоторых грехов ты вообще не можешь себе объяснить: ты же взрослый человек, как ты могла так поступить? Ты понимаешь, на какой низкой ступеньке стоишь, но тебе очень хочется повыше встать, стать хоть немного лучше. И вот я пришла к Крещению – и теперь жалею только о том, что так поздно это со мною произошло. Если бы я понимала все это раньше, скольких ошибок я могла бы избежать!
«Вхождение в общину новых членов – это общая радость»
Завершим наш рассказ о Крещении оглашенных краткой беседой с владыкой Лонгином, митрополитом Саратовским и Вольским.
– Владыка, скажите, какие плоды принесло дело, которое вы начали восемь лет назад?
– Мы достигли того, что люди принимают Таинства Крещения и Миропомазания осознанно, то есть знают, чего ждет от них Господь после этих Таинств, – по крайней мере людям об этом сказали. Каждый из наших крещаемых нашел время для подготовки, для огласительных бесед, терпеливо ждал этого дня – значит, его желание креститься проверено, оно не является каким-то мгновенным импульсом или порывом. Беседуя с крещаемыми, я всегда говорю, что Крещение – это не просто некий традиционный обряд, который хорошо бы пройти на всякий случай, нет, это вхождение человека в Церковь и обещание Богу чистой совести. Если в жизни крестившегося человека ничего не изменится, если он не будет прилагать усилия к тому, чтобы привести хотя бы отчасти свою жизнь в соответствие с Евангелием, то он может считать, что потратил здесь время зря. Без желания, без личных усилий человека Бог не может его исправить и спасти. Я предупреждаю об этом и надеюсь, что наши неофиты меня слышат.
Оглашенные осознают: Крещение – это вхождение человека в Церковь и обещание Богу чистой совести
Но мы все понимаем, как трудно человеку измениться – даже и крещенному уже давно и живущему церковной жизнью. У нас ведь много добрых намерений… но гораздо меньше добрых дел. Поэтому – не будем так строго судить новоначальных христиан. Да, некоторые из них не сразу после крещения начинают ходить в храм, поначалу заходят в него от случая к случаю, по праздникам, но постепенно, в течение нескольких лет втягиваются в церковную жизнь. А кто-то, действительно, так и не находит времени прийти в храм, начать церковную жизнь…
Мы не обманываем себя, не ждем стопроцентного успеха или массового охвата. Да, в 1990-е годы бывало так, что по сто человек каждое воскресенье крестили, но – как крестили? Было ли это Крещение истинным обращением человека ко Христу? Думаю, не стоит оглядываться и сожалеть о том, что у нас сейчас такого нет. Норма – это не тогда, когда сто человек разом, это тогда, когда мы знаем каждого пришедшего к нам человека, имеем представление о том, зачем и почему он пришел в Церковь.
– Крещение совершается – не «отдельно», а именно за Крещальной Литургией. Почему это важно?
– Потому что Литургия – это общее дело, это дело христианской общины; и вхождение в эту общину новых членов – это общая радость.
Да, крещается человек, а затем и впервые причащается.
Чинопоследование доступно в интернете, можете посмотреть. Это не какая-то "новая литургия".
Как я понимаю, вы против, чтобы новокрещенные причащались. Пусть приходят в другой день.
Что ж, чаще всего именно так и происходит.
В Греции и Венчание соединяют с литургией и Причастием (у нас же принято рекомендовать новобрачным утром быть на литургии и причаститься).
Можно узнать у авторов данной статьи или редакции портала об этих "древних" источниках, откуда был взят этот чин "Крещальная Литургия"!!??? Ведь ни в наши дни, ни в течение тысячи лет после Крещения Руси подобного богослужения в Русской Церкви еще не совершалось. Более того, ничего аналогичного предлагаемому чину не составлял никто из святых церковных учителей-литургистов Вселенской Церкви: ни свт. Василий Великий, ни свт. Иоанн Златоуст, ни свт. Григорий Двоеслов.
В богословской науке не существует даже такого понятия – «Крещальная Литургия». Ее никогда не изучали ни в одной из Духовных семинарий. Прошу, если можно назвать конкретные источники, чтобы можно было их изучить.
Есть мнение, что "практика Древней Церкви" - это такая манипуляция
Читайте исторические документы, которые дошли до нашего времени, всё просто. И гадать и смущаться вам не придётся) Апостол Фома тоже хотел доказательств, но он не перестал от этого быть Апостолом Господним)
«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким».
Объясните, пожалуйста, это утверждение в отдельной статье. Его реально трудно осознать, а приходится ученикам рассказывать, изучая историю мировых религий
Митрополит Лонгин - человек, глубоко укорененный в церковной традиции, и вряд ли стоит подозревать его в каком-то модернизме и обновленчестве.
Знаю также, что Крещальную Литургию служил о. Даниил Сысоев.