Есть люди, которых Господь посылает в нашу жизнь совсем ненадолго, но память о которых остается в сердце на всю оставшуюся жизнь. С батюшкой Вячеславом Величко я познакомилась в самом начале моего воцерковления, видела его всего несколько раз, но и по прошествии стольких лет эти встречи не забываются.
Я тяжело болела. В это время Господь послал мне друга моего одноклассника, с которым я была знакома и раньше, но не знала, что он верующий и очень отзывчивый человек. Он подарил мне первое в моей жизни Евангелие, иконы Божией Матери и великомученика Пантелеимона. И вместе с иеромонахом, прихожанином нашей Александро-Невской церкви, они стали помогать мне в подготовке к первому в моей жизни причастию. Иеромонах в церкви подвел меня к одному священнику. Это был отец Вячеслав.
Я увидела немолодого человека с пронзительным взглядом добрых усталых глаз. Внимательно выслушав рассказ о том, как долго я болею, он стал говорить, чтобы я читала молитвы и крестила все тело. И обязательно готовилась к причастию. Так же, узнав, что я не могу есть, батюшка сказал: «Ешь цветочную пыльцу». Я удивилась, что отец Вячеслав осведомлен в таких вопросах. Откуда мне было знать, что сам батюшка тяжело болен и из-за болей в желудке почти ничего не может есть, кроме пчелиной пыльцы, разведенной в воде.
Отец Вячеслав пристально вгляделся в меня и сказал: «Что это она на причастие без креста пришла?»
Отец Вячеслав меня исповедал, сам называя грехи, а я только кивала в ответ – да или нет. Мне объяснили, что читать перед причастием, и в один из дней я подготовилась и пришла. В нашем храме есть левый придел во имя Николая Чудотворца, и я стояла там, вдали от главного алтаря. Вдруг вижу, как из алтаря вышел отец Вячеслав и начал пристально в меня вглядываться. Потом он подозвал к себе иеромонаха и что-то ему сказал. Тот прошел через весь храм, подошел ко мне и спросил: «Отец Вячеслав сказал: “Что это она на причастие без креста пришла?”».
Я хватилась – и правда, на мне нет креста. И тут же вспомнила, как утром, умываясь, сняла его, положив на полочку в ванной, и забыла. И тут вдруг меня прошибает удивление: как батюшка мог это узнать?! Кофточка под самое горлышко, сверху широкий платок. Под этой одеждой он просто не мог бы увидеть, есть на мне крест или нет! Поднимаю округлившиеся от удивления глаза на иеромонаха, а тот, совсем не удивившись, произносит: «Крест нельзя снимать с себя никогда! Крест – это наша защита, наше оружие. Он всегда должен быть с тобой, поняла?».
Потом я еще раз видела батюшку живым. У него был рак, но об этом знали совсем немногие. Он никогда никому не говорил, не жаловался, не показывал, как ему плохо.
На отпевании отца Вячеслава было много народа. Рассказывали, что он терпел страшные боли и ничего не хотел принимать, чтобы их облегчить. Когда патриарх Илия II спросил, почему отец Вячеслав не прибегает к помощи обезболивающих, тот ответил: «Я всю жизнь призывал моих духовных чад к терпению всех скорбей, которые нам посылает Господь, значит, я и сам должен перетерпеть то, что мне послалось». И он терпел, призывая на помощь Пресвятую Богородицу, молиться Которой всю жизнь учил своих духовных чад.
***
Путь отца Вячеслава был непростым. Родился он 8 марта 1929 года. Маленьким мальчиком перенес много лишений. Его отца как верующего человека по печально известной 58-й статье арестовали и сослали в лагеря. Мать осталась с тремя маленькими детьми на руках. Из дома их выгнали, жить было негде. Пришлось им перебраться в продуваемую насквозь хибарку. Голод был страшный. Мать делила на троих мороженую картофелину, чтоб хоть как-то выжить, себе не оставляя ничего. Батюшка помнил, как от голода не мог идти, ложился на землю, ожидая смерти. Но Господь хранил Своего избранника. Однажды ночью его как будто кто-то толкнул. Он проснулся и увидел, что печка, которая стояла в хибарке, дымит. Тогда все чуть не угорели.
За веру отец Вячеслав подвергался нападкам и в школе, и в армии
Его отцу по освобождении было запрещено жить в России, предписано было прибыть в город Белаканы в Азербайджане, на границе с Лагодехи. Мать, узнав об этом, взяла детей, узел с немудреными пожитками и поехала к мужу. Вскоре они переехали в Грузию.
За веру отец Вячеслав подвергался нападкам и в школе, и в армии. Но Господь и здесь помогал, посылал верующих людей. В армии как-то вызвал его к себе начальник, стал расспрашивать, какой он веры. Узнав, что православной, с того дня по-доброму стал относиться к отцу Вячеславу, ограждать его от нападок.
Впоследствии батюшка работал в Тбилиси радиосборщиком на 31-м заводе. Параллельно служил чтецом в храме. Когда стал вопрос о выборе между мирской службой и церковной, отец Вячеслав сделал выбор в пользу Церкви, и его рукоположили во священника.
Сначала он служил в храме святой великомученицы Варвары, потом в нашем храме святого Александра-Невского. Был духовным сыном Глинского старца схиархимандрита Андроника (Лукаша). Был большим молитвенником, не расставался с Псалтырью, на полях которой собственноручно написал пояснения. Псалтырь батюшка читал между службами. Был безотказным, с горячим трепетным сердцем. Имел дар особой молитвы за нуждающихся.
Однажды батюшку позвали причастить умирающую. Пока отец Вячеслав произносил необходимые молитвы, оказалось, что больная скончалась. Он стал горячо молиться, и по его молитве больная ожила, открыла глаза, причастилась и уже после отошла ко Господу.
Отец Вячеслав самоотверженно любил храм, службу, и, когда в 1990-х не работал транспорт, он несколько часов шел пешком до храма и обратно. Отец Вячеслав по-отечески относился к певчим, очень им помогал. С детства хорошо познав, что такое нужда, отдавал им большие пакеты с едой, которые ему приносили благодарные прихожане.
Когда в 1990-х не работал транспорт, он несколько часов шел пешком до храма и обратно
У батюшки был родственник, который плохо относился к священству. Несмотря на это, когда вскоре после смерти он приснился отцу Вячеславу, прикованный жуткими цепями, прося: «Помоги! Я знаю, ты можешь», батюшка стал за него молиться, и на 40-й день тот приснился ему в белой рубашке, благодаря за молитвы.
Очень многим при жизни помогла молитва батюшки. Однажды его позвали причастить тяжко болящего. Тот был в таком исхудавшем состоянии, что батюшка не сразу его увидел под одеялами. На балконе стоял гроб. Отец Вячеслав причастил и соборовал больного. Через некоторое время к нему в храм пришел человек с цветущим видом. Трудно было узнать в нем того умирающего, которого он причащал и за которого, без сомнения, возносил молитвы ко Господу. Одна женщина, много лет страдавшая бесплодием, по его молитве выносила и родила девочку.
Об отце Вячеславе и его данной от Бога благодати исцелять знали не только православные. Однажды в храм пришел мусульманин. Он с трудом вел жену, которая потеряла разум. Мусульманин сказал, что мулла посоветовал ему пойти в церковь святой Варвары, найти там отца Вячеслава, который исцелит его жену. Отец Вячеслав накрыл больную епитрахилью, прочел тропарь святой Варваре, а дома молился за несчастную. Через некоторое время они снова пришли в церковь – на этот раз поблагодарить. Трудно было узнать в этой женщине с ясным, разумным взглядом ту, которую с трудом тогда привел муж. И таких случаев исцеления у отца Вячеслава было много.
Однажды батюшку позвали в больницу, чтобы освятить палату. Там после смерти одного человека, жуткого матерщинника, который долго не мог умереть, находясь в агонии, остался жуткий запах, который не уходил, как бы не проветривали палату. Батюшка помолился, покропил и все прошло.
Отец Вячеслав был очень смиренным. И послушание ценил очень высоко. У него одно время сильно болели почки. В это время была Пасха. Патриарх просил его съездить в Ереван – отслужить в бывшей тогда там православной церкви. За послушание отец Вячеслав поехал, отслужил. А когда приехал, увидел, что исцелился.
Батюшка очень много молился за других, много брал на себя чужих немощей. Один раз ночью, во время молитвы, ему явился бес, погрозил пальцем и исчез.
Однажды, идя в храм, от сильной боли он потерял сознание. Но едва придя в себя, поспешил в церковь, и никто не знал, чего это ему стоило
Батюшка не думал о себе и тогда, когда тяжело заболел. На опухших отекших ногах с незаживающими трофическим язвами мог часами под проливным дождем идти к нуждающимся, а ночью молиться за страждущих, прося Господа помиловать их. Однажды, идя в храм, от сильной боли он потерял сознание. Но едва придя в себя, поспешил в церковь, и никто не знал, чего это ему стоило. Выносливость, мужество и терпение были отличительными качествами батюшки. А еще Христова любовь к Богу и людям.
Отец Вячеслав очень почитал Иоанна Предтечу. Когда служил молебен, в конце всегда добавлял тропарь пророку. И скончался он на Рождество Иоанна Крестителя, 7 июля 1998 года.
Незадолго до смерти отец Вячеслав принял постриг с именем Варсонофий. На фотографии с отпевания от гроба, стоящего в церкви, белый сноп света идет прямо к небу. Одной певчей, которая после смерти батюшки очень скорбела, на 40-й день отец Варсонофий явился в таком сиянии, что смотреть не было возможности, окруженный множеством народа. Подошел и возложил руки ей на голову. Она очнулась с ощущением несказанной радости в сердце.