В поисках встречи со старцем Иосифом

Старец Иосиф Ватопедский Старец Иосиф Ватопедский Начало сентября 2007 года. Истекали последние дни моего паломничества на Святую Гору. Вот уже без малого месяц я обходил все афонские монастыри, а также некоторые скиты, кельи в поисках тех людей, которые могли бы «вправить мне на место мозги». Проблем с ними (моими мозгами) было предостаточно: тут и безудержный антиглобализм, и «умные» претензии к своему священноначалию, и категорическое желание (даже требование!) с помощью старцев «выглянуть в форточку» – узнать, а что нас ждет в ближайшем будущем, близок ли конец света и так далее в том же духе. В общем, сложный я был «клиент» для афонитов…

Шенгенская виза истекала на днях, обратный билет на самолет уже был куплен, и нужно было думать о своевременном появлении перед грозными очами таможенника в аэропорту Салоник. Иначе штраф 2000 евро. Да вдобавок меня еще пугали возможным штормом на море, а это значит, что паром от Дафни до Уранополи ходить не будет и у меня вылетит еще один день. Короче, «часики уже тикали».

Еще в Ульяновске, до отъезда на Афон, мы составили список наиболее известных старцев, которых мне очень желательно было бы посетить. И сейчас, по прошествии месяца, галочки в этом списке стояли уже почти против всех имен. Недоставало побывать лишь у одного – у всемирно известного старца схимонаха Иосифа. По месту жительства к его имени обычно добавляли «Ватопедский». Особый интерес к нему добавлял факт его духовного родства с Иосифом Исихастом (+1959 г.). Ну и, конечно, одно то, что он являлся духовником многочисленной братии Ватопеда, говорило о многом.

Вот уже без малого месяц я обходил все афонские монастыри в поисках тех людей, которые могли бы «вправить мне мозги»

Но где его искать? Он уже стар и в главный собор Ватопеда на службы каждый день не ходит, в самом монастыре не живет, а на мои уточняющие вопросы греки сразу разбегались в разные стороны. Словом, берегли старца все по полной.

Поэтому в свои первые две поездки в Ватопед я методично, квадрат за квадратом, сужал круг поиска в прилегающих к монастырю скитах. И вот – удача! В одном двухэтажном домике для рабочих, что у самой арсаны (причала), один человек поделился со мной своим предположением, где может находиться келья старца. Но в тот приезд время уже истекало, и мне нужно было ехать дальше, поэтому визит к старцу я немного перенес. Однако предполагаемый квадрат запомнил.

***

Два слова нужно сказать о самом монастыре Ватопед. В иерархии двадцати афонских монастырей он занимает почетное второе место, уступая лишь Великой Лавре преподобного Афанасия Афонского. Большое количество насельников сразу бросается в глаза, особенно если вы обойдете весь Афон, и у вас будет с чем сравнивать, но большая часть из них заметно смуглолицая. Это греки-киприоты, земляки старца Иосифа, также приехавшего в свое время на Афон с Кипра.

Именно здесь, со Своей надвратной иконы, что висит над входом в монастырь, Матерь Божия в 422 году впервые сообщила византийской царевне Плакидии (дочери императора Феодосия Великого) Свою волю – никогда не появляться женщинам на земле Афона. В огромном перечне святынь, пребывающих в монастыре, – ковчег с поясом Пресвятой Богородицы, подлинники икон «Всецарица», «Отрада» («Утешение»), святые главы Иоанна Златоуста и Григория Богослова и многие-многие другие величайшие святыни православного мира!

***

И вот я в третий раз за поездку направляюсь из Кариеса в этот известнейший монастырь. Пешком, с огромным рюкзаком за спиной.

Основная автодорога «север-юг» проходит на полуострове почти строго по гребню горного хребта. В некоторых местах можно одновременно увидеть и Эгейское море на востоке, и залив Сингитикос на западе.

Вскоре остановился попутный грузовой джип. «Сигноми. Евро охи!» – виновато развел я руками («Извините, евро нет»). Монахи улыбнулись и махнули рукой. Упав к ним в кузов, даже не стал отстегиваться от рюкзака. «Какие же добрые люди», – думал я, лежа на полу джипа и наблюдая за верхушками высоких деревьев, проплывающих над дорогой.

Ангелос оказался понтийским греком. Вырос в СССР, на Черном море, и недавно со всей семьей переехал в Грецию

На развилке машина остановилась, монахи указали мне рукой направление на Ватопед, а сами свернули влево, на Костамонит. Однако, пройдя пару километров по склону вниз, я услышал сзади шум другой машины. Водитель остановился. Оказалось, что Ангелос, так звали моего благодетеля, понтийский грек. Вырос в СССР, на Черном море, и недавно со всей семьей переехал в Грецию. Живут они напротив Афона – на «втором пальце» полуострова Халкидики, а здесь он просто «на вахте», работает водителем в русском скиту Ксилургу. Узнав все это, я ощутил некие добрые предчувствия: «Машина есть, – думал я, – водитель доброжелательный, знает и русский, и греческий, а значит, может быть переводчиком. Что тебе еще надо?».

В тот воскресный вечер Ангелос возвращался в Ксилургу с пристани Дафни – отвозил туда на кораблик настоятеля скита, отца Николая (Генералова). Батюшке то ли из Солоник, то ли из Уранополи позвонила матушка Георгия (Щукина) – игумения нашего Горненского монастыря в Иерусалиме. Приехав в паломничество в Грецию, она очень желала увидеться со своим давнишним духовным другом, ведь отец Николай когда-то служил в этой нашей русской обители.

Монастырь Ватопед Монастырь Ватопед

И вот теперь, отвезя батюшку на корабль, Ангелос был «свободной птицей». Встретив своего, русского, он согласился бесплатно подбросить меня до Ватопеда. Но когда в разговоре узнал, что меня интересует старец Иосиф, загорелся. «Ты знаешь, – сказал он, – я много слышал о нем. И мне даже стыдно – столько лет здесь работаю, а у отца Иосифа так ни разу и не был. Поехали к нему вместе». Ну, что я должен был ему ответить? В моих глазах уже давно светилась радость!

Ангелос сначала заехал в сам монастырь. Но от его прямолинейных вопросов о батюшке все ожидаемо уклонялись. Потом один из собеседников-греков дорогу все же указал, но посоветовал приехать к батюшке лишь завтра, после 10 часов утра. Обрадованные, мы решили перед отъездом все же окончательно выяснить место скита. Немного покружив с западной стороны Ватопеда, мы этот скит «нащупали», но беспокоить старца и его келейника не стали. Кстати, местонахождение скита в точности совпало с моей информацией, полученной от того рабочего с арсаны.

«Пойдем, Сергий, я отвезу тебя к нам в Ксилургу, – сказал мне Ангелос, – покушаешь, переночуешь. А утром мы с тобой вместе поедем к отцу Иосифу. А если устал, у нас и вино виноградное хорошее есть», – «Я не пью. Вообще», – решительно ответил я. Ангелос недоверчиво хмыкнул: «Первый раз вижу русского, который не пьет!..»

Святые ратники княгини Ольги

Скит Ксилургу – это небольшой пятачок цивилизации в густом лесу. И переводится он с греческого примерно как «лесосека». Юридически он относится к русскому Свято-Пантелеимоновскому монастырю. Это один из немногих уцелевших на сегодня осколков некогда разветвленной сети русских скитов на Святой Горе. И, словно не вынутая заноза, бередит эту мысль русский красавец – белоснежный Ильинский скит. Он раскинулся совсем недалеко, к югу от Ксилургу. Его отсюда хорошо видно, но на сегодня там хозяева уже греки.

Скит Ксилургу Скит Ксилургу

***

Именно в скиту Ксилургу впервые стали селиться русские христиане

Несмотря на свою удаленность и невеликость, Ксилургу в истории Русского Афона занимает выдающуюся роль. Как мне рассказал насельник скита, иеродиакон Владимир, именно здесь стали впервые селиться русские христиане. И в их первой волне были… ратники киевской княгини Ольги! Случилось это так.

Когда бабушка будущего князя Владимира, княгиня Ольга, в 954 году отправилась в паломничество в Царьград, то ее, как важную особу, сопровождала довольно крупная флотилия русских боевых кораблей. Прожив в столице Византии три-четыре года, княгиня в 957 году приняла святое Крещение с именем Елена, и вместе с ней, предположительно, приняли христианство многие из сопровождавших ее русских воинов. Здесь, в Константинополе, они узнали от греков не только о христианстве как таковом, но и о монашестве, и о Святой Горе Афон как особом уделе Пресвятой Богородицы на земле. Неудивительно, что некоторые ратники из охраны княгини пожелали не только креститься, не только принять монашеский постриг, но и отправиться туда спасаться – на Агион Орос, на Святую Гору Афон. Они сняли свои ратные облачения, оставили оружие и, получив благословение княгини, навсегда расстались с боевыми друзьями. Сколько их тогда было, сейчас сказать достоверно уже невозможно.

Место для своего поселения они выбрали именно здесь, в глухом лесу. И так, постепенно, в течение десятилетий, сложился небольшой островок Руси на Афоне. По некоторым данным, здесь жили некоторое время будущие великие святые Русской Церкви: преподобный Антоний Киево-Печерский именно здесь принял свой монашеский постриг, здесь молился и духовно возрастал преподобный Паисий (Величковский) – основоположник на Руси института старчества. Именно здесь в течение десяти лет подвизался будущий преподобный Нил Сорский – певец русской аскезы. Все они, находясь на Афоне, упорно изучали греческий язык, проводили много времени в библиотеках афонских монастырей, в беседах с монахами, усердно впитывали в себя почти тысячелетний духовный опыт христианства.

Но все же наибольшее впечатление произвела на меня костница – братская усыпальница. Отец Владимир рассказывает: «Вот, поглядите. Это главы тех самых ратников княгини Ольги. Посмотрите – они все или белые, или золотистые!» Согласно афонской традиции, это означает, что души этих монахов пребывают ныне в Царстве Небесном.

***

А уже на следующее утро, перед отъездом, я сподобился огромного облегчения – обычной, нормальной исповеди в храме! Поясню.

Храм Преображения Господня на вершине горы Афон Храм Преображения Господня на вершине горы Афон

19 августа 2007 года я оказался на вершине горы Афон. Там находится храм Преображения Господня. В его Престольный праздник, панигир, к нему собралось не менее пятисот паломников. Ночью служилась литургия, но исповеди не было. У греков так принято. Я с надеждой оглядывал в ночи огромную толпу паломников, но русскоязычных священников так и не нашел. Миряне были, а вот родных русских отцов нигде не увидел. И что в итоге? Так и пришлось (впервые в жизни) причащаться без исповеди! Состояние, мягко говоря, не очень приятное. Мне бы догадаться исповедаться заранее, внизу, но… Так и спустился с горы, с зажатым в руках списком грехов. Утешал себя тем, что эти грехи в себе выявил, записал и теперь они уже «никуда не денутся» и что рано или поздно где-нибудь я их обязательно исповедаю. Однако носить в себе все это «добро» пришлось довольно долго.

И вот, спустя две недели, этот радостный момент настал! А произошло это в храме скита Ксилургу, у их главной святыни – чудотворной иконы «Сладкое лобзание» («Гликофилусса»), под епитрахилью старейшего насельника скита иеромонаха Мартиниана (Синягаева). Помню то огромное облегчение, какое я испытал, исповедав, наконец, мои те самые «афонские добродетели». Легкость души и радость не покидали меня после этого несколько дней подряд!

Неожиданно узнал от батюшки, что мы с ним почти земляки – его родиной был город Бугульма в Татарстане. А на Афоне он прожил на тот момент уже более тридцати лет! Забыть этого крепко сложенного человека невозможно – моя довольно крупная ладонь в его богатырской руке просто тонула. В последующие годы он стал здесь скитоначальником, а в 2017 году мирно отошел в жизнь вечную. Упокой, Господи, душу этого Твоего смиренного труженика!

Необычная «беседа» со старцем

Когда ты находишься в святом месте, то пытаться что-либо предугадать не имеет смысла. Все будет так, как угодно Богу

Когда ты находишься в святом месте и имеешь дело с явными подвижниками веры, то пытаться что-либо предугадать не имеет смысла. Пустой труд. Все будет не так, как захотел ты, а как будет угодно Богу. Наше дело – внимать и смиряться. На Афоне у меня было несколько таких случаев, и это духовное правило я усвоил «железобетонно». Именно так случилось и в тот раз.

***

У ограды скита старца Иосифа мы с Ангелосом оказались вовремя, в 10 часов утра. Что из себя представляла его келлия? В памяти остался одноэтажный дом простейшей постройки, словно коробка. Несколько окон. Большой пустынный двор, слегка заросший травой, и на расстоянии 20–30 метров от дома – забор по типу сетки-рабицы. Калитка была крепко заперта, колокольчика или кнопки-звонка не было.

Понял – нужно молиться. И погромче. И я буквально закричал: «Кирие Иису Христэ! Ие ту Феу! Элейсон мэ, тон амортолон!» (Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!). В переводе с церковного на светский язык это означало: «Батюшка! Можно ли к вам зайти?»

Последовала продолжительная пауза. Кажется, я прокричал тогда молитву снова.

Неслышно отворилась дверь, и к нашим воротам направился средних лет монах, видимо, келейник отца Иосифа. Он не стал отворять калитку, а обратился ко мне через сетку. Ангелос сразу приготовился к переводу…

Келейник сказал: «Когда вы сейчас кричали молитву, старец вас слышал. Он подозвал меня к себе и сказал: “Иди, подойди к порте (воротам), там пришел один русский. Он уже обошел весь Афон и со многими старцами уже встречался. И все, что ему надо, они ему уже сказали. Мне добавить нечего! Иди и скажи ему это. А я не могу… <его принять>, у меня сердце болит…”».

Келейник развернулся и тихо ушел. Немая сцена…

«Он уже обошел весь Афон и со многими старцами встречался. Мне добавить нечего!»

Лихорадочно стал соображать. Та-ак:

  1. «Русский»: откуда он мог знать? Я ему не представлялся.
  2. «Один»: а если нас было двое – трое? Откуда знает?
  3. «Он уже обошел весь Афон»: опять, откуда ему это известно?
  4. Встречался «со многими старцами»: снова, откуда «утечка»?
  5. «И все, что ему надо, они ему уже все сказали»: откуда он знает, что именно мне надо?
  6. «Мне добавить нечего!»: чтобы так говорить, надо присутствовать при тех наших беседах и знать, что они говорили мне.

Да, я был, конечно, слегка раздосадован тем, что не удалась именно личная встреча. Тем более что в рюкзаке лежали две видеокамеры, и я лелеял тайную надежду на видеоинтервью. И потом где-то было осознание того, что в этой жизни мы с ним уже больше не встретимся.

Но тем не менее даже такое опосредованное общение оставило впечатление просто ошеломительное! Снова, уже в который раз за свою недолгую православную жизнь, я прикоснулся к несомненному проявлению Божественной Тайны! И снова все это вызывало в душе лишь священный трепет и восторг!

***

Прошло с того дня без малого два года, и на рассвете 1 июля 2009 года отец Иосиф ушел в вечность. Туда, куда он всей душой стремился всю свою сознательную жизнь. Закончился его многотрудный земной путь. Ему было около 88 лет. Но и здесь Господь зримо указал всем нам на безусловную исключительность личности ушедшего – спустя примерно полтора часа после кончины лицо старца вдруг озарила блаженная улыбка!

Более тысячи молящихся было при его погребении за алтарем главного монастырского храма Ватопеда. И, думаю, у многих была тогда уверенность, что слишком глубоко закапывать тело старца не нужно…

Старца Иосифа еще не прославили в лике святых. Но, думается, что это всего лишь дело времени

И вот 20 октября 2021 года пришло радостное известие – мощи старца Иосифа обретены! Афонский чин обретения мощей возглавил его духовный сын, иерарх Кипрской Православной Церкви митрополит Лимассольский Афанасий. Согласно этому древнему чину, костные останки были подняты из гробницы и омыты красным вином. Всем присутствующим открылась глава подвижника золотисто-желтого цвета. Да, его еще не прославили в лике святых. Но, думается, что это всего лишь дело времени.

Сергей Серюбин

8 ноября 2021 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Анархист с зеленым ирокезом Анархист с зеленым ирокезом
Монах Нифонт Ватопедский
Анархист с зеленым ирокезом Анархист с зеленым ирокезом
История об исцелении души на Святой Горе
Монах Нифонт Ватопедский
Когда в Афинах произошли столкновения студентов с полицией, некоторые из анархистов, чтобы скрыться от властей, решили отправиться на Афон...
Старец Иосиф Ватопедский и его изречения Старец Иосиф Ватопедский и его изречения Старец Иосиф Ватопедский и его изречения Блаженный старец Иосиф Ватопедский и его изречения
1 июля 2009 года скончался известный афонский подвижник, ученик старца Иосифа Исихаста, схимонах Иосиф Ватопедский (1921–2009).
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Все послушания Ватопеда... ну или почти все
ФОТОРЕПОРТАЖ
Все послушания Ватопеда... ну или почти все Все послушания Ватопеда... ну или почти все.
ФОТОРЕПОРТАЖ

Кирилл Миловидов
Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон.
Комментарии
Алексей Адыканов13 ноября 2021, 01:03
Здравствуйте, Сергей! Желаю Вам успеть стяжать в сердце Божественную Благодать Духа Святаго и укоренить её. Делайте умные добрые дела, поститесь чревом, умом и сердцем, просите как вдова у Господа непрестанной молитвы, находите оправдания человеческим грехам, осуждая свои, любите людей, любите Бога, ... И тогда всё будет так, как угодно Богу о Вашей неуничтожимой душе. Слава Тебе Боже за всё. Господи, помилуй нас
Александр11 ноября 2021, 06:13
Уважаемый Сергей, не надо стараться, а просто написать слово в слово что сказали отцы в ответ на те ваши "жгучие" вопросы. Тем более, что вряд ли что изменилось
Серюбин Сергий10 ноября 2021, 08:54
Спаси Вас Господи за высокие слова! Есть нюанс - сейчас рассказ касался о случае пиковом - отец Иосиф...!!!. Но поездка состояла в основном из спокойных наблюдений, портретов других людей и проч. Это не так эффектно и броско, не так "цепляет" читателя. И будет ли это всё интересно на бумаге, не знаю. Тут от журналиста требуется особое мастерство - как подать! Смогу ли - не уверен. Но буду стараться.
Анастасия 9 ноября 2021, 18:53
Дорогой Сергей,спасибо за ответ. Видите ли, кому-то просто в силу своего пола не побывать там, где были вы. Пожалуйста, пишите ещё. Вы пишете просто, искренне, очень интересно! "Не держите свечу под сосудом". Время стремительно уходит, уходят великие старцы и старицы, такие, как Кирилл Павлов, Павел Груздев, Иоанн Крестьянкин, Николай Гурьянов, Матрона Московская, Матрона Анемнясевская, Матушка Сепфора... Ещё живы отец Иоанн Миронов, отец Илий Ноздрин, но попробуй дотянись до святых звёзд из-под своего грешного плинтуса. Мы разминулись во времени и в пространстве. Если ваш опыт изменил вас, думаю, вы должны рассказать о нем. Конечно, когда будете готовы!
Александр 9 ноября 2021, 06:08
Сергей, с благодарностью. Будем ждать... пусть ничего личного
Серюбин Сергий 8 ноября 2021, 18:52
Размещённая статья "заточена" чётко на обстоятельства встречи со Старцем. Если я отойду от этого алгоритма и пущусь в рассказы о встречах с другими насельниками Святой Горы, мой рассказ превратится в повесть. Пока к этому не готов. Если Бог даст, обязательно постараюсь эту задачу решить. В той поездке я сделал 11 видеоинтервью. Половина встреч обрела облик фильмов, половина - ещё нет. Тематика вопросов была разная - от темы Спасения души, Иисусовой молитвы, до острых (на то время, 2007г.) общественно-церковных тем. Приехал оттуда совершенно другим человеком. Благодарю за комментарии.
Анастасия 8 ноября 2021, 15:25
Дорогой Сергей! От души благодарю за ваш искренний рассказ! Вы прикоснулись, хоть и не явно, к чуду святости, и я верю, что это самым лучшим образом повлияет на вашу жизнь! И еще скажите, что же сказали остальные старцы Афона про наш мир и наше время?
Александр 8 ноября 2021, 10:37
«И все, что ему надо, они ему уже все сказали». Сергей, поделились бы с народом православным, что они сказали
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×